Войти
Образовательный портал. Образование
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Разрешение на коп с металлоискателем. Закон о кладоискательстве с комментариями юристов. Закон о поиске кладов в старых домах

    Разрешение на коп с металлоискателем. Закон о кладоискательстве с комментариями юристов. Закон о поиске кладов в старых домах

    Закон о металлоискателях 2013

    В августе 2013 г. вступил в силу «Закон о металлоискателях» или закон о "запрете металлоискателей", породивший у любителей приборного поиска - , множество вопросов относительно своего хобби. Вашему вниманию предлагается краткий обзор законодательства по данному вопросу, а также обобщенные мнения по теме:

    «можно ли копать с металлоискателем, как это теперь делать, и что за это будет».

    I. Обзор законодательства

    «Закон о металлоискателях» - это Федеральный закон №245-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». С полным текстом этого документа можно ознакомиться в интернете, в частности на сайте Российской газеты: http://www.rg.ru/2013/07/26/arch-dok.html

    Здесь же рассмотрю лишь основные его положения, а также новшества, им вводимые.

    1. Ничейных предметов на ничейной земле (в полях, лесах, по берегам) теперь нет. Законом определена собственность государства над любыми находками - «Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности».

    2. Уголовный кодекс теперь дополнен статьей 243.2 «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания», согласно которой: - «Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой,… повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя» - штраф до 500 тысяч руб., исправительные работы до года, или лишение свободы до 2 лет. - «Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия,… или выявленного объекта культурного наследия, - штраф до 700 тысяч руб. или лишение свободы до 4 лет. - «Те же деяния, совершенные… с использованием специальных технических средств поиска …; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» - штраф до 1 миллиона руб., исправительные работы до 5 лет, или лишение свободы до 6 лет.

    Основанием для привлечения к уголовной ответственности является факт повреждения или уничтожения культурного слоя.

    Культурный слой - «слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы».

    Археологические предметы «движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок».

    Специальные технические средства - «металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания».

    3. Кодекс об административных правонарушениях теперь содержит статью 7.151. «Незаконный оборот археологических предметов», по которой совершение сделок с археологическими предметами чревато штрафом до 5 тысяч рублей с граждан, с конфискацией археологических предметов.

    4. Законом вводится Статья 8, по которой «физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству » или в музейный фонд.

    5. Помимо указанных нововведений, по-прежнему действует статья 222 УК РФ, по которой «незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, …, взрывчатых веществ или взрывных устройств» чревато лишением свободы до 4 лет.

    6. Однозначно нельзя копать не территориях культурного наследия, памятниках, некрополях, обозначенных городищах и урочищах, на территориях церквей, храмов и т.п. Перечень объектов культурного наследия приводится в тексте Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 20.02.95 N 176. Данный перечень не является исчерпывающим, потому как рассматриваемым Законом вводится формулировка «объект культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия …, или выявленного объекта культурного наследия» - то есть место раскопок может быть признано объектом культурного наследия на основании ваших же находок.

    7. Любые раскопки на лоне природы – штраф с граждан в размере 1000-1500 руб. за «самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы», статья 8.6 Порча земель Административного Кодекса.

    «Что за это будет?»

    Рассматривая вопрос, «что за это будет» можно создать примерную таблицу штрафов:

    II . Обзор мнений о законе "о запрете поиска с металлоискателем в России"

    Гипотетически, под формулировку «Закона о металлоискателях» не попадают предметы времен Великой Отечественной войны и современные «потеряшки», а также (по мнению форумчан) предметы, обнаруженные «над поверхностью земли» (т.е. в конструкциях зданий и на чердаках).

    Не запрещается перевозка, ношение и хранение металлоискателей. Не запрещается использование металлоискателей для других целей.

    С другой стороны, у нашей страны настолько богатая история, что на любом участке земли можно обнаружить предметы если не «совсем древнего человека», то уж просто «древнего человека» точно, а потому любое копание ямок вне границ своего (бабушкиного/дедушкиного) участка может быть отнесено к «нарушению культурного слоя».

    Что касается поиска на чердаках, здесь действуют другие статьи УК РФ, касающиеся незаконного проникновения и кражи. Носить и перевозить прибор не возбраняется, однако его наличие в случае «копания ямок» или при наличии археологических предметов послужит доказательством умысла и серьезным отягчающим обстоятельством («использование специальных средств»).

    Можно использовать «специальные технические средства» для других целей, например, для поиска домашней электропроводки (в 30 км от ближайшего жилья), металлолома в нехоженой тайге, или мест посадок НЛО, в доказательство чего будьте готовы предоставить подтверждение оного от местного отшельника, именной заказ-наряд с пункта приема втормета, или справку от инопланетян, или липовое разрешение о поиске метеоритов.

    Если говорить серьезно, на вопрос «можно ли копать с металлоискателем», существует несколько вариантов ответа:

    а) нельзя (за исключением случаев наличия Открытого листа на раскопки, выдаваемого лицам с высшим историческим образованием и опытом археологических работ в экспедициях, имеющим договорные либо трудовые отношения с юридическим лицом, имеющим право на проведение арх. работ, на основании решения по выдаче открытого листа специальной комиссией РАН);

    б) можно, если коп производится на собственном (бабушкином/дедушкином) участке (при этом в случае обнаружения на своих 6 соток скифского захоронения или объектов любого другого культурного наследия Вы обязаны прекратить раскопки и уведомить уполномоченные органы);

    в) теоретически можно, если вы готовы доказать, что объектом вашего интереса не являются арх. предметы, а действия не затрагивают культурный слой (т.е. за все время существования человечества древние люди обходили вашу полянку стороной).

    г) «нельзя, но все равно буду» (частое мнение на тематических форумах).

    Если с первыми двумя пунктами все более или менее ясно, интересно рассмотреть мнения копарей по последним пунктам, а точнее, обсуждаемые методы, «как теперь копать».

    «Как теперь копать».

    Встреча копарей уполномоченными на то лицами чаще всего возможна: - Целенаправленно на копе. Если местные власти устраивают плановый рейд, будьте готовы к тому, что вас неожиданно окружат человек 20 сотрудников ОМОН и покажут занимательное видео, на котором кто-то очень похожий на вас машет прибором и копает ямки. Этого вполне достаточно для схлопотания очень больших неприятностей.

    Случайно на копе. Если встретились с егерем или лесником, обходящем свою территорию. В случае попыток отбрехаться он просто организует «буханку» или воронок и отправит в ближайший райцентр для составления протокола.

    После копа. Обычно желающих бегать за копарем по лесам и полям очень мало, потому проще расположиться у оставленной машины и ждать, когда копарь сам придет с лопатой, прибором и полным мешком хабара.

    На пути следования. Обычная проверка сотрудниками ДПС может грозить неприятностями, если в машине будут замечены лопата или прибор, что, естественно, может повлечь повышенный интерес к содержимому багажника и «вон того покрытого землей мешка».

    По месту хранения хабара. Слухами земля полнится, а потому местный участковый может зайти с несколькими товарищами и поинтересоваться, что хранится в подвале, потому как какая-то бабушка видела, как «этот снова приволок полный мешок чегой-то».

    Сейчас, кстати, по подмосковью развешивают фотоловушки, призванные незаметно запечатлеть дачников в момент выброса ими мусора по обочинам. Было бы, наверное, глупо увидеть у участкового фотки процесса погрузки хабара в багажник, или же, например, фотку отряда поисковиков в полной выкладке, с интересом изучающих диковинный прибор на дереве…

    Предлагаемые копарями меры можно свести к нескольким основным пунктам:

    1. Не болтай!

    2. Не афишируй свою принадлежность к копарям.

    Если раньше человек в камуфляже, машущий прибором, вызывал интерес, теперь он приравнен к потенциальному преступнику. Посему лопату и прибор убрать с глаз долой. Избавиться от тематических надписей, шевронов и нашивок. Одна такая вот нашивка «черных» может перевесить все ваши доводы о том, что просто вышли прогуляться.

    3. Не имей при себе археологических предметов (!!!).

    Наличие при себе археологических предметов однозначно подразумевает, что вы их нашли и изъяли (вариант «нашел эту потеряшку вон там на дороге» не прокатит, см. определение).

    4. Маскируйся.

    Средства передвижения убрать вне поля зрения. Не прочесывать открытую местность в прямой видимости потенциальных любопытствующих. Продумать вариант замены лопаты на саперную лопатку. Продумать вариант укорачивания прибора (замена полевой катушки на моно-узконаправленную, замена раздвижной штанги на короткую пластиковую или деревянную, снятие подлокотника, обертывание мешковиной; некоторые умельцы вообще выкидывают штангу и вешают катушку себе на руку). Быть готовым быстро и незаметно избавиться от лопаты и прибора. Не надевать наушники, чтобы слышать, что происходит вокруг; с другой стороны, минимизировать звук прибора – работающую Аську слышно за добрую сотню метров, потому либо закрывать динамик изолентой, либо вешать наушники на шею.

    5. Подстраховывайся.

    Обеспечь обзор и связь в группе (бинокли, рации, очередность дежурства). Продумать легенду своего пребывания на месте, обеспечить ее реалистичность. Если ищешь червячков, будь добр иметь при себе удочку и знать местные водоемы (согласитесь, рыбак в казахской степи – очень колоритный персонаж). Если ищешь металлолом – нагрузи в багажник чермета. Ищешь в апреле-мае грибы – будь готов предъявить корзинку и справку от психиатра. Ищешь в тайге потерянную серёжку подруги – будь готов на месте предъявить вторую серёжку, пару свидетелей потери и саму расстроенную подругу.

    В случае наличия на руках лопаты и прибора все гораздо усложняется, т.к. никакие сережки не могут сами зарыться на 20 см в землю, и никто не будет покупать прибор за 20-50 тыс. для поиска чермета «на опохмел».

    И имейте в виду, что даже за сам факт копания ямок (по научному – «повреждение плодородного слоя почвы», статья 8.6) вполне могут оформить протокол на 1-1,5 тыс. рублей, но прецедентов пока не было.

    6. Действуй исходя из здравого смысла и своей совести.

    В связи с отсутствием судебной практики по новому закону пока неясно, что будет приниматься во внимание, а что – нет. С другой стороны есть опыт применения закона о культурном наследии, слабым местом которого было определение границ объектов культурного наследия. В новом законе этот пробел учтен, закон принят, должно последовать его исполнение и, как минимум, несколько показательных процессов в следующем сезоне. Потому совет может быть только один – не нарушай.

    Использовались мнения людей с тематических форумов: poisk32, forum.kladoiskatel.ру и других.

    С уважением, Игорь.

    Юридические аспекты кладоискательства в России. Что делать, где можно копать.

    Наши рекомендации в связи с принятыми поправками "закон о металлоискателях":

    Согласно новым поправкам запрещено РАЗРУШАТЬ культурный слой старше 100 лет, а также вести поиск АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ предметов. Доказать факт разрушения (именно полного разрушения) культурного слоя почти невозможно, если конечно вы не вскопали гектар земли. К тому же надо еще доказать, что был разрушен культурный слой именно старше 100 лет, а не советского периода с пробками и гильзами. Археологические предметы - те предметы информация о которых берется в результате археологических раскопок. Информация о монетах берется из письменных источников, так же как и об иконках 19 века, например, или о мундирных пуговицах итд... А вот если вы нашли амулет 11 века или боевой топор 9 века, то это уже археологические предметы, потому как узнали мы о них только в результате археологических раскопок.

    Чтобы задержать и завести дело необходимы основания. Основанием могут являться выкопанные предметы. Полицейские конечно не разбираются в нюансах законодательства и специальных терминах типа "археологический предмет". Поэтому наша задача лишить полицейских любых оснований к задержанию:

    При приближении человека выбрасываем ВСЕ из карманов, даже пивные пробки. Чтобы в протоколе задержания было написано, что никаких предметов при досмотре не обнаружено.

    Не мешаем полицейским составлять протокол досмотра без участия панитых, а в объяснениях пишем, что панитые не присутствовали. В графе для панитых ставим прочерки или "не присутствовали". Досмотр без участия панитых считается недействительным.

    В результате у полицеских нет никаких оснований к задержанию.

    На вопросы типа "что делаешь" - отвечаем все что угодно кроме слов "веду поиск, ищу, исследую" итд. Говорим, что тестируем прибор. "Зачем лопата" - от диких собак отбиваться. "Я видел, что ты копал" - я не копал, я увидел змею и ударил ее лопатой, потом закопал... кстати она меня кажется укусила и мне срочно нужна медицинская помощь)) вы же не откажите мне в медицинской помощи и отвезете в областную больницу?

    Пара советов:

    1) Не копайте на полях вдоль оживленных дорог, да и вообще в пределах видимости с дорог не копайте.

    2) Как и раньше и всегда - не приближайтесь к арх памятникам (городищам, курганным комплексам итд итп).

    3) На пляжай копайте только на общественных. То есть не надо копать на берегу Тигоды в тихом месте, где народ никогда не купается.

    П.С.: полицейские не заинтересованы в задержании копателей, так как доказать что-то очень затруднительно, если человек сам себя не оговорит, мол "здесь было городище в 13 веке, вот я и копаю ищу всякую старину". Доказать наличие культурного слоя - надо провести экспертизу, доказать факт разрушения - еще одна экспертиза, и еще надо доказать, что это именно ваши ямки. Доказать что находки являются археологическими - еще одна экспертиза, а еще надо доказать, что эти предметы были добыты именно вами и именно здесь. Все полицейские с которыми я общался заявляли, что доказать это невозможно и им лучше воров да грабителей или наркоманов ловить.

    И самое главное - берегите нашу историю, не разрушайте археологические памятники, оставьте их профессиональным археологам! Наш удел это "монетки и пуговки", а также золото на пляжах.

    Ответное письмо из Министерства Культуры на запрос одного из кладоискателей под ником maharishi.

    В двух словах о новом Законопроекте № 217902-6

    О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии

    Данный текст не больше и не меньше, чем наши рассуждения о новых поправках. Они не носят рекомендательного характера и не являются официальными комментариями. Это просто частное мнение некоторых людей, далеких от юриспруденции.

    Что новые поправки 2013 года нам готовят:

    1) Нельзя копать на археологических объектах, внесенных в реестр. Это положение не меняется, только ужесточается наказание.

    2) Коп на местах бывших поселений, возраст которых более 100 лет - спорный момент, нужно дождаться комментариев профессиональных юристов. Но скорее всего лучше там не копать.

    3) Коп на местах, где поселений не было зафиксировано, а также других следов деятельности человека старше 100 лет - копать можно. В случае обнаружения там археологических предметов - их необходимо сдать государству. Что считать арх предметом? - это вопрос, нужны комментарии юристов. Обычные монеты скорее сего не подпадают под это. А вот украшения, пластика, древнее оружие - все то, о чем мы изначально узнали из археологических раскопок, а не из письменных источников - это под запретом и считается арх предметом.

    4) Коп на общественных пляжах - можно. Так как культурный слой меньше 100 лет и все находки - не арх предметы.

    5) Коп по местам сражений ВОВ - можно на прежних условиях.

    234

    "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ)

    От 30.11.1994 N 51-ФЗ

    (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

    (действующая редакция от 23.05.2015)

    Статья 227. Находка

    1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

    Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

    2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

    3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

    (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

    Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

    4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

    Статья 228. Приобретение права собственности на находку

    1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

    (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

    2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

    Статья 233. Клад

    1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

    2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.

    Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

    3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ

    ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

    К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

    Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

    (часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

    (часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    (часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

    Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

    (в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

    (часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ)

    От 13.06.1996 N 63-ФЗ

    (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

    Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

    Наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

    Наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

    Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

    Наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.

    Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

    (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

    Наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

    Наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    3. Те же деяния, совершенные:

    А) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

    Б) лицом с использованием своего служебного положения;

    В) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

    Наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    Статья 7.15 КоАП РФ Проведение археологических полевых работ без разрешения

    1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

    (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 96-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    (примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    КоАП РФ, Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

    (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

    P.S. Законы о кладоискательстве по состоянию на 2019 год.

    Прошу окончательно разъяснить закон 245- где можно копать, а за что можно огрести по-полной насчет опасности фразы "следы существования человека в предыдущих эпохах", указанной в старом законе 78 о копе, вероятно, никто из любителей полей и не задумывался.

    Рудольф, что Вы думаете о такой инициативе https://www.roi.ru/7368/ ?

    Хотел бы услышать, верно ли я понимаю следующее:

    1. Если я топал по полю за грибами в лес и древнюю вещь, например, монету, обнаружил, значит культ слой не нарушал?

    2. Если я хожу копаю, но если при мне нет предметов старше 100 лет, то и культурного слоя я не нарушал?

    3. Если так получилось, что я нашел любой предмет старше 100 лет, значит я напоролся на тот самый "культурный слой". Если этот предмет у меня в кармане, в машине либо явно виден рядом, то любой фактор квалифицируется по Статье 243.2?

    4. "Статья 5 Внести в КОАП следующие изменения:
    1) в статье 7.15:
    в) дополнить примечанием следующего содержания:
    "Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.";"

    "Статья 6 Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ следующие изменения:
    1) в статье 3:
    в) дополнить частью третьей следующего содержания:
    "Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.";
    г) дополнить частью четвертой следующего содержания:
    "Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.";

    Т.е. если предмет старше 100 лет, то он в культурном слое, т.е. он является археологическим, т.е. добыт с применением "археологических раскопок или находок", что без открытого листа незаконно. Если он младше 100 лет, то земля не может называться культурным слоем и ни о каких архраскопках речи не может идти?

    5. Если случайно при поиске металлолома с МД старую вещь нашел, то в целях безопасности лучше положить в лесочке поукромнее, затем вернуться сюда без МД и лопаты и после смело топать в полицию с заявлением- "нашел старый предмет, прошу найти собственника". Если будут спрашивать, сообщать, что без применения МД и лопаты? Обязан ли говорить, где нашел? ведь если ненароком по незнанию нашел на земле собственника без повреждения культурного слоя, милиция ему вернет, а он ей обратно сдать обязан? Кстати, в каких документах посмотреть, в каких случаях я обязан отдать безвозмездно, а в каких мне причитается (и сколько?).

    6. И Вы пишете " если собственник скифского наконечника (скиф) не объявится, то ПО ЗАКОНУ права собственности на наконечник переходят к вам"
    Но в 245 законе на стр 9 есть отметка: "8) в статье 49:
    а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
    "3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.";"
    означает ли это, что принес в полицию и попрощайся с красивой монеткой, если не украдут, при большой удаче её увидишь теперь в местном музее?

    7. "Статья 8 1. Физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи". "Случай передачи"- это же не значит передать безвозмездно?

    8. Насколько я понимаю, Реестр памятников неизвестно когда будет готов и следует опасаться объектов из указа президента 20.02.1995 №176 ? Но ведь существуют памятники и поля, которых в этом списке нет. Например. поскольку я интересуюсь историей, я прочел книги "Дворянские усадьбы Ленинградской области" и "Археологическая карта Ленинградской области". Где искать официальные списки памятников местного значения, чтобы и на другие исторические места случайно не проникнуть и не огрести по-полной?

    9. Правильно ли возить с собой распечатанный закон 245 и коап 7.15 или менту в поле доказывать на словах, не показывая бумажную подготовленность, а бумажки только в суде могут пригодиться?

    10. Втречались ли лично Вы с полицией в полях и были ли у Вас при этом одновременно лопата, мд и старая вещь? Если да, то как проходило ваше общение?

    В последнее время мы получаем много вопросов о законности использования металлоискателей . Нас спрашивают о запрете на металлодетекторы, о штрафах и наказаниях за их использование. Десятки тысяч людей по всей России пребывают в недоумении после некоторых нововведений в закон. В чём суть новых поправок в законодательстве? Чем вы рискуете, выходя с металлоискателем в поле, в лес, исследуя заброшенную деревню? Чтобы разрешить этот вопрос, наша компания обратилась в юридический центр. Ниже мы приводим официальное юридическое заключение по поводу закона о металлоискателях .

    Правовое юридическое заключение по поводу закона о металлоискателях

    В настоящее время действующим законодательством предусмотрены следующие санкции по использованию металлоискателей:

    Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» были внесены изменения и действуют нормы следующего содержания:

    Статья 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения.

    • 1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.
    • 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.
    • 3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.
    • Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    Комментарий

    Важным моментом в данной статье является то, что для привлечения к ответственности необходимо наличие прямого умысла.
    Если нет умысла вести археологическую разведку или раскопки, то к ответственности по данной статье привлечь нельзя.
    Поиск и (или) изъятие предметов из земли не является умыслом вести археологическую разведку или раскопки.
    Необходимо доказать, что ведется именно археологическая разведка, а не производится поиск монеток времен СССР с помощью металлоискателя и лопаты.

    Статья 243.2 Уголовного кодекса РФ. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.

    • 1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
    • 2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
    • 3. Те же деяния, совершенные:

    а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;
    б) лицом с использованием своего служебного положения;
    в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
    наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Примечания

    • 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
    • 2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    Комментарий

    Важным моментом в данной статье является то, что поиск и (или) изъятие археологических предметов должен повлечь повреждение или уничтожение культурного слоя.
    В примечании 1 дается расшифровка, что является культурным слоем.
    Культурный слой - слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает 100 лет, включающий археологические предметы.

    Если ведется поиск и изъятие предметов на лугу или пашне, не являющимся зарегистрированным или выявленным археологическим объектом, и ищем и (или) изымаем только предметы, которым менее 100 лет, то законодательство не нарушается, так как не нарушается культурный слой.

    Статья 243 Уголовного кодекса РФ. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

    • 1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей - наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
    • 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, - наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.