Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Развиваем в себе жестокость. В чем причины жестокости

    Развиваем в себе жестокость. В чем причины жестокости

    Жестокость и ее наиболее опасная форма - особая жестокость, вызывают самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Данные понятия часто путают, что приводит к ошибке этического, политического и юридического характера. Однако между ними очень много общего и в первую очередь то, что жестокость всегда реализуется с помощью агрессии, т.е. без нее жестокости не бывает. Поэтому понять природу, причины и механизмы проявления жестокости невозможно, если игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, если не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

    Агрессия и жестокость представляют собой проявления насилия, но по сравнению с жестокостью агрессивность - более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Поэтому можно сказать, что жестокость - особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) природного характера, то жестокость - чисто человеческого, социального происхождения, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области - социальной.

    Многие животные агрессивны, и в этом их способ существования, но они никогда не жестоки, и вообще жестокость как нравственная категория к ним неприменима. Однако поведение многих животных, на человеческий взгляд, может выглядеть жестоким, даже очень жестоким и поэтому вызывать резко негативное отношение. Тем не менее, это не дает оснований считать животных жестокими.

    Агрессия является неотъемлемой чертой многих видов деятельности, существенным требованием к ним, соответственно агрессивными должны быть и люди, занятые в подобной деятельности, например воин, футболист. Многие агрессивные действия в нравственном плане нейтральны и не только не наказуемы, но и социально одобряемы. Но агрессивность сразу же перестает быть таковой, как только достигает иного качества - жестокости. В нем, в зависимости от конкретного ущерба и иных важных обстоятельств, она, как правило, наказуема - от морального осуждения и желтой карточки футбольного судьи до смертной казни. Но в некоторых, сравнительно редких случаях даже особая жестокость поощряется, чаще государством, реже обществом, например при пытках. Даже из отечественной истории известно, что в 30-е годы пытки предписывались. Жестокость - это отвращение к жизни и наиболее полное воплощение ненависти, очень часто ненависти безадресной, ненависти вообще, ненависти ко всем, и она тем сильнее, чем больше человек или система отчуждены от конструктивных ценностей. Поэтому ненависть выступает способом компенсации и уничтожения того, что демонстрирует ей ее же недостаточность и ущербность.

    Видный немецкий психолог X. Хекхаузен раскрывает понятие слова «агрессия» объясняя, что на обыденном языке оно означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие (хотя и не все) виды агрессивных действий подлежат к тому же регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия.

    X. Хекхаузен считает агрессией намеренные действия с целью причинения вреда, причем возможны и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустрацию, а возникают «самопроизвольно» из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Поэтому следует различать реактивную (как реакцию на ситуацию) и спонтанную агрессию.

    Следовательно, под агрессивностью можно понимать особенность (черту) личности, группы или государства, а под агрессией - соответствующее поведение.

    В самом общем виде агрессия и жестокость могут пониматься как демонстрация силы, угрозы ее применения либо использование силы в отношении отдельного человека или группы лиц. Оба явления могут носить индивидуальный и коллективный характер, и всегда направлены на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба кому-либо, часто целью насилия выступает уничтожение человека или группы людей. Поэтому можно сказать, что насильственные действия, жестокие в том числе, всегда имеют свой внутренний смысл, совершаются ради чего-то, какой-то выгоды, выигрыша, не всегда явного и ясно понимаемого другими и самим действующим субъектом. Так, с помощью жестокости, причинив страдания и мучения другим, человек может обрести особое психологическое состояние, не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим поступком и своими переживаниями. Поэтому, проявления жестокости, как и агрессивности, с субъективной, личностной стороны никогда не бывают бессмысленными.

    Жестокое поведение может быть определено как намеренное и осмысленное причинение другому объекту мучений и страданий ради них самих или достижения других целей либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть, что подобные последствия могут наступить. Если агрессивность - это черта личности, а агрессия - проявление этой черты, то жестокость тоже можно рассматривать в качестве личностной особенности, которая реализуется в жестоких действиях. Жестокой личностью может быть названа такая, которая характеризуется безжалостностью, бесчеловечностью, отсутствием сопереживания и сострадания и в то же время склонностью совершать жестокие поступки, предпочитая их для разрешения возникающих жизненных проблем. Жестокость же следует относить к числу личностных черт только в том случае, если она стабильна и фундаментальна для данного человека, внутренне присуща ему.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что жестокость всегда агрессивна, т.е. без агрессии, нападения, насилия она не может иметь место. В то же время далеко не каждая агрессия жестока и не каждый агрессивный человек жесток. Но каждый жестокий - агрессивен, если иметь в виду и то, что жестокость может быть вербальной, т.е. иметь место лишь на словах, а также носить воображаемый характер. В последнем случае, например, человек, жаждущий отомстить или причинить вред другому, способен живо представить себе, как мучается от его жестоких действий, недруг или тот, кто вызывает в нем враждебность, гнев или антипатию. Поэтому вполне допустимо, что жестокость как личностная фундаментальная черта, во многом определяющая мироощущение данного человека, никогда не воплотится в его поступках.

    Необходимо всегда отличать личность от ее поведения. Если этого не делать, будет трудно понять и то, и другое. Поступок - всегда нечто внешнее по отношению к индивиду, и то, что он, казалось бы, исчерпывающе говорит о человеке, далеко не всегда верно. Многие люди, которые, защищаясь от насилия, наносят нападающему тяжкие повреждения, не являются агрессивными. Уголовный закон наказывает не за то, что данный человек агрессивен или жесток, а за то, что он совершил агрессивные или жестокие действия. Присущие преступнику негативные личностные черты (та же жестокость) ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность, хотя и способны повлиять на характер уголовного наказания .

    Насилие может соответствовать, закону, а может противоречить ему и морали тоже. Жестокость же, за исключением мазохизма, всегда аморальна, но, как и агрессия, далеко не каждое насилие жестоко. Вообще, агрессия и насилие столь близки друг другу, так часто сливаются, что вполне правомерно использовать их как синонимы.

    В различных обществах, на различных тапах развития одного и того же общества уровень насилия будет разным, что зависит от характера существующих в данное время общественных отношений. Поэтому знание таких отношений является необходимым условием понимания корней насилия и насильственной преступности в том числе.

    Жестокость - наихудшее качество насилия, но и в самой жестокости можно выделить особые слои, разные степени ее общественной опасности. Жизненная практика и уголовный кодекс различают простую и особую жестокость, причем последняя оценивается законом в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. По общему правилу лицо, совершившее подобные действия, наносит человеку и обществу наибольший ущерб и несет в себе исключительную угрозу базовым социальным ценностям, хотя удельный вес таких деяний в общей массе преступлений невелик. Не случайно именно деяния вызывают наиболее острую реакцию среди населения и общественности, а виновные в их совершении сурово караются.

    Сами особо жестокие действия не обязательно должны быть совершены в отношении человека. Исключительный по силе эмоциональный удар может быть нанесен тяжким мучительством животным, например любимой собакой, или путем уничтожения ценных в духовном плане для данного человека вещей, связанных с дорогими для него воспоминаниями, надругательством над памятью усопшего и т.д. Кроме того, особая жестокость может проявляться в бездействии, а также не только в физических действиях, но и в словах.

    Жестокость вообще и особая жестокость в частности - оценочные этические и правовые, а также психологические категории. Отнесение того или иного деяния к «просто» или особо жестокому либо вообще не жестокому зависит не только от оценок субъекта, его социальной принадлежности и общественного положения, моральных принципов и воззрений, интеллигентности, культуры и т.д. Решение этого вопроса зависит и от нравственно-психологической атмосферы в обществе и ее ценностей, от уровня нравственности и представлений о добре и зле, пределах насилия в той социальной группе, к которой принадлежит то должностное лицо, которое должно дать на него ответ.

    В целом к особо жестоким преступлениям могут быть отнесены действия или бездействие, совершаемые путем физического или (и) психического насилия, когда потерпевшему (потерпевшим) доставляются особые мучения и страдания ради самих мучений и страданий, из корыстных соображений и по другим мотивам либо в случаях, когда их реальное причинение носит явный характер, но игнорируется виновным. Во многих случаях заранее определить, какие деяния «просто» жестокие, а какие особо, не представляется возможным. Это зависит от конкретных обстоятельств дела, в том числе физической и психической уязвимости жертвы, и в оценочной позиции следователя и суда, которым принадлежит исключительное право отнести те или иные поступки к разряду особо жестоких, в чем им могут помогать, например, эксперты. Ими же могут быть лишь действительно особые, из ряда вон выходящие мучения и страдания потерпевшего. К числу таких всегда могут быть отнесены, например, пытки и причинение множества телесных повреждений.

    Наиболее сложными для психологического понимания представляются те случаи, когда рассматриваемый вид жестокости имеет место только с целью причинить жертве особые мучения и страдания, тем более, если это переплетается с корыстной мотивацией и сексуальными моментами.

    Существенный ущерб обществу наносится тем, что к совершению преступления подстрекается несовершеннолетний или он привлекается к участию в преступлении. Этот ущерб становится еще больше, если подросток привлекается для учинения особо жестоких действий. Тем самым ему может быть нанесен немалый психологический и моральный урон, однако здесь в первую очередь надо думать о том, что перенес потерпевший. Следует отметить, что некоторые молодые люди в силу эмоциональной тупости, холодности и отсутствия сопереживания могут и не воспринимать свое поведение как исключительно жестокое. Молодой человек, учиняющий особо жестокие действия, становится на путь полного пренебрежения человеческой жизнью и здоровьем, достоинством и честью личности, формируется его особое отношение к другим людям, его антиобщественная позиция к ним, происходит общее огрубление и «озверение» подростка.

    Несовершеннолетний получает урок циничности и жестокости, который хорошо усваивается им потому, что он находится в сенситивном, т.е. наиболее «восприимчивом» для внешних влияний и уроков, возрасте. Естественно, рецидив таких и близких к ним действий становится весьма возможным.

    Мы часто жалуемся на то, как жесток по отношению к нам мир. Наше порицание обрушивается на злостные суждения коллег, агрессию, исходящую от подростков, безжалостное отношение зажиточных чиновников к нижестоящим на социальной лестнице людям. Что такое жестокость? Как с ней бороться? Ответ на эти непростые вопросы будем искать не только в окружающей нас действительности, но и в глубинах собственного сознания.

    Характеристика понятия

    Общая психология детально описывает, что такое жестокость. По словам специалистов, способность и возможность причинять боль и страдания людям, животным, природе. Человек в может наброситься с кулаками не только на собеседника, но и на обыкновенные предметы обихода: он ломает мебель, уничтожает технику. Вы скажете, что быть жестоким к неодушевлённым вещам невозможно. Да, это отчасти так. Но в этом случае выплеск негативных эмоций имеет косвенный характер. Ведь индивид поступает жестоко не с вещами, а с тем человеком, который их покупал, тратил заработанные деньги, с любовью обустраивал жилище.

    Самая распространённая форма жестокости - детская. Сначала она возникает в силу незнания: малыш не понимает, что, калеча кошку, он приносит ей боль. Со временем воспитание и возраст дают плоды, у ребёнка вырабатывается сострадание, сочувствие, способность сопереживать. В этом случае жестокость легко устраняется. Если же малыш осознанно наносит увечья живому организму и получает от этого удовольствие, помощь психологов тут просто необходима.

    Причины возникновения

    Мы не рождаемся злыми людьми. Таковыми люди становятся, пережив тяжёлую травму или стресс. Обычно это происходит в детстве, когда неокрепшая психика не может справиться с глубокими переживаниями. Наблюдая за конфликтами и рукоприкладством в семье, малыш ожесточается, становится агрессивным. Причин может быть несколько: он копирует поведение того, кто причиняет боль, или же сочувствует жертве и проявляет озлобленность ко всему роду человеческому из-за перенесённых любимым человеком страданий.

    Особая жестокость может развиться у подростка по причине его эгоизма: он ущемлён тем, что дома его не замечают, в школе не хвалят, во дворе не выделяют как лидера. Неспособный заработать репутацию другим образом, он применяет насилие по отношению к сверстникам и родным. Интересно, но приступы злости вызывают и некоторые неприятные запахи, например табака. Их причиной также могут послужить психические расстройства, соматические болезни, социальные факторы, любовные переживания, и даже просмотр боевиков, которые демонстрируют жёсткость и безжалостность.

    Основные виды

    Что такое жестокость и почему она возникает, мы уже выяснили. Теперь давайте выделим основные формы, которые она приобретает в процессе контакта злого человека с окружающим миром:

    • Физическая. Такая жестокость - это насилие, применение физической силы, нанесение телесных травм и увечий.
    • Косвенная. Выглядит как злые шутки, сплетни, ругательства, которые существенно портят жизнь другому человеку, приносят ему боль и неприятности.
    • Раздражительность. Состояние «на грани», когда негативные чувства готовы проявиться при малейшем замечании собеседника, жесте, взгляде.
    • Негативизм. Жестокость «назло». Проявляется в виде бессмысленных агрессивных поступков, направленных на сокрушение установленных канонов и традиций.

    Жестокое отношение к людям проявляется и в виде угроз, проклятий, ругани, обзывания. В этом случае злость является вербальной. Она существенно похожа на косвенную, только в отличие от неё имеет открытую форму.

    Как помочь жертве

    Жестокость людей - чувство, которое возникает при определённых обстоятельствах. Не всегда и не со всеми. Обстоятельства складываются таким образом, что создаётся благоприятная почва для прорастания корня зла. Обычно жертвами становятся неуверенные в себе люди, которые постоянно сомневаются и переживают, имеют Такие люди убеждены, что заслуженно поддаются критике или побоям. Они, как магнит, притягивают к себе жестоких людей, которые желают обрушить им на голову целый набор разнообразных обид.

    Если человек сам не может выйти из такого состояния, ему должны помочь близкие и родные люди. Потенциальной жертве нужно объяснить, что она индивидуальность, личность. И никто не имеет права её обзывать и бить, издеваться над ней. Человеку нужно дать понять, что обидчик сам скован множеством комплексом, которые скрывает за напускной агрессией. Одновременно все пути преодоления комплекса жертвы должны быть направлены на повышение самооценки и убеждение её в собственной успешности.

    Другие способы защиты

    Тому, кто пострадал от жестокости, нужно срочно принимать меры. Во-первых, записаться в школу боевых искусств. Изучив приёмы самозащиты, жертва сможет их применить на практике - на своём обидчике. Некоторые специалисты утверждают, что отвечать злостью на агрессию не стоит. Но часть психологов всё-таки уверена, что смена поведения вводит жестокого человека в ступор. Он не ожидает такого напора и отступает.

    Во-вторых, нужно обратиться за помощью. Если агрессивное поведение исходит от детей, то поговорите с их родителями и педагогами. Когда жестокость проявляет взрослый человек, то тут существенную поддержку окажут они не только оградят вас от обидчика, но и определят ему наказание, если его действия носят особо насильственный характер. В случае вербальной жестокости можно просто проигнорировать неприятные слова или ответить на них с юмором - оппоненту вскоре надоест впустую тратить свои силы и он найдёт другой объект для притязаний.

    Что такое жестокость? Это явление, которое вполне искоренимо. Самым главным оружием в борьбе против направленной к вам агрессии являются ваша твёрдость, уверенность, невозмутимость, грамотные действия и умение постоять за себя.

    Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.

    Борьба за власть — болезненная страсть. Кто ею поражён, не признаёт добра законов — Тому жестокость лишь знакома. Да обойдёт нас всех подобная напасть!

    Какими бы страшными ни казались нам хищные звери, человек гораздо страшней в жестокости своей. Хотя детёныши и зверей, и людей вызывают умиление.

    Жестокость и страх пожимают руки друг другу.

    Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

    Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям.

    Жестокость как качество личности – склонность проявлять оскорбительное, немилостивое, бесчеловечное отношение к другим живым существам, причинять им боль и даже посягать на их жизнь.

    А. Писемский однажды в кружке драматургов высказал мысль о том, что именно может создать драматическую актрису. «Возьмите, — сказал он, — хорошенькую и честную девушку, сведите ее с мерзавцем, который бы ее изрядно потиранил, раза четыре прибил, затем завез куда-нибудь в деревню, верст за двести от города, да и выгнал вон на мороз в рубашке… Вот из такой обязательно выйдет драматическая актриса».

    Вся история человечества пронизана примерами жестокости, леденящими кровь и потрясающими разум. В животном мире нет жестокости. Волк не будет убивать зайца, чтобы потешить свою важность или посмотреть с садистским оскалом, как он обмочится от страха. Удав гипнотизирует кролика не ради наслаждения его тяжкими страданиями. У львиц, охотящихся на антилопу, отсутствует к ней ненависть. Многим животным свойственна агрессивность. Это их способ выживания, но они никогда не убивают ради убийства, ради получения удовольствия от мучений другого живого существа. Поведением животных управляют инстинкты. Жестокость как нравственная категория не имеет к животным ни малейшего касательства.

    Жестокость – это отрицание жизни и воплощение безадресной ненависти ко всему живому. Она родилась одновременно с выходом человека из животного царства. Что же такого произошло, что у гориллы жестокости нет, а у эволюционного продолжения (человека) хоть отбавляй? Человек в отличие от животных наделен абстрактным мышлением. Как только человек увидел свое отражение и сказал: «Это – Я», с этого момента начинает свою жизнь жестокость. У Эго и жестокости одинаковые дни рождения.

    Эго отождествляет себя с телом человека и с вещами внешнего мира, оно нуждается в чувстве обладания, которое всегда остается в виде глубокой неудовлетворенности, чувства нецелостности и недостаточности. Эго твердит разуму человека: «Я еще недостаточно имею», подразумевая «Я еще недостаточен». Находясь под огромным влиянием Эго, человек пытается доказать свою важность, самоутвердиться всеми возможными способами. Он осваивает новые пространства и места обитания, всеми силами борется за свой социальный статус. Чем более жестко или жестоко на него воздействуют обстоятельства, тем более жестоко он реагирует на условия, нетерпимые и угрожающие его бытию. Жестокость становится формой защиты от агрессии, например, соседнего племени или конкистадоров. Жестокость рождает жестокость.

    Лас Касас свидетельствует: «Вступая в селение, конкистадоры не оставляли в живых никого, участи этой подвергался и стар и млад. Христиане бились об заклад о том, кто из них одним ударом меча разрубит человека надвое, или отсечёт ему голову, или вскроет внутренности. Иных обёртывали сухой соломой, привязывая её к телу, а затем, подпалив солому, сжигали их. Другим отсекали обе руки, и руки эти подвешивали к телу, говоря этим индейцам: «Идите с этими письмами, распространяйте вести среди беглецов, укрывшихся в лесах». А так как иногда при этом — мало, и редко, и по справедливой причине – индейцы убивали кого-нибудь из христиан, то последние сговаривались между собой, что за одного христианина, которого убьют индейцы, христиане должны убивать сто индейцев».

    Можно возразить: «Эго есть у каждого человека, но далеко не каждому человеку присуща жестокость». Совершенно верно, но при одной оговорке. Жестокость присуща всем людям. Только у одних она выступает в проявленной форме, а у большинства людей – в тайной, скрытой даже от них самих форме. Жестокость – это оборотная сторона жалости, это жалость вывернутая наизнанку. При определенных обстоятельствах тайная сторона личности может раскрыться во всей ужасающей неприглядности жестокости. Жалость к жестоким убийцам превращается в предательство и жестокость к их жертвам . Когда петля захлестнулась на шеях Геринга, Геббельса, Розенберга, виновных в гибели десятков миллионов людей, вряд ли кто-то решился обвинить Нюрнбергский трибунал в жестокости. А когда маньяк, убивший десятки ни в чем не повинных людей, отправляется на пожизненное заключение – это, как раз, и называется предательством и жестокостью по отношению к жертвам. Они, если метафорично выражаться, «смотрят» из могил как трава растет, а он видит солнце и небо голубое. Он ест, видит сны, может получать удовольствие от мастурбации, от воспоминаний прошлого и жить надеждой на будущее. Он может еще сотни раз переживать сладострастные для него минуты убийств. Сохранять жизнь таким монстрам, значит, проявлять жестокость. На сегодняшний день мы – жестокое государство.

    Нам кажется, что мы воспитываем ребенка, а на самом деле мы, зачастую, взращиваем его Эго. Результатом воспитания могут быть слабое, сильное или подавляющее Эго. Большинство людей обладает слабым и сильным Эго. Возьмем, к примеру, сильное Эго. Когда требования к ребенку были строгими, но ясными, справедливыми и выполнимыми, когда они не унижали его человеческое достоинство, его Эго станет сильным. Человек вырастает с чувством ответственности за свои поступки. Он способен самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Такой человек, скорее всего, не пополнит ряды маньяков и жестоких убийц.

    Поставщиком жестокости является подавляющее Эго. Оно воспитывается, если к ребенку предъявлялись слишком жесткие, непомерные и невыполнимые требования, а наказания были жестокими и унизительными. Ребенка постоянно вгоняли в чувство вины, ведь он вечно виноват, не хорош и не любим. Ребенок становится безжалостным к себе и ко всему живому. Унижения и жестокие наказания детства он переносит во взрослую жизнь, становясь самостоятельным исполнителем жестокости. Ребенку изуродовали Эго, превратив его в чудовище. Жестокость – это внутреннее уродство. Если ребенку «сломали» Эго непомерными требованиями и суровыми наказаниями, он станет забитым неудачником, с низкой самооценкой и постоянным чувством вины. А если не смогли «переломать» его Эго, а только озлобили и ожесточили на весь мир, то такой брак в воспитании обернется для кого-то бедой. Жестокость становится следствием брака в воспитании Эго. Само собой разумеется, что в неверном воспитании Эго виноваты не только родители, но и общество. Поток насилия, выливаемого на ребенка окружающим миром, провоцирует равнодушие к чужой боли и вырабатывает привычку агрессивно смотреть на мир.

    Если агрессивность врожденное качество человека, то жестокость – это «накипь» воспитания Эго. Поэтому причины ошеломляющей нас жестокости, например, в межнациональных конфликтах нужно искать не во врожденной агрессив­ности отдельных наций и ее членов. Ее причины прячутся в тех конкретных условиях, в которых проис­ходит воспитание Эго отдельных членов нации, в тех этических ценностях и нормах поведения, которые передаются им в процессе воспитания.

    Жестокость не синоним беспощадности и безжалостности. Жестокость, зачастую, сопровождается потребностью получать удовольствие от мучений и страданий живых существ. Подобная жестокость перерастает из качества личности в душевную патологию и получает наименование садизм. История свидетельствует, что сила иногда бывает беспощадной и безжалостной. Истинная жестокость проистекает от слабости. Так, Гай Юлий Цезарь был жестоким по отношению к сопротивляющемуся врагу. После победы ему нашептывали провести массовые репрессии против врагов. Цезарь отказался наотрез. Совсем другое впечатление производят действия политиков иного типа. Цезарь Август. После взятия Перузии. Всех, кто пытался молить о пощаде или оправдаться он обрывал словами: «Ты должен умереть!» Он выбрал из сдавшихся 300 человек, выходцев из всех сословий, и в мартовские иды у алтаря обожествлённого Цезаря перебил их, подобно жертвенному скоту. Луций Валерий Мессала Волес, проконсул Азии (11-12 г.н.э). В один день казнил 300 человек. Бродя между трупами, восклицал: «О царственное деяние!» XVII век. Дамы умирают со смеху, выслушивая рассказы герцога Лотарингского о том, как его люди пытали и истязали в мирных деревнях всех женщин, даже старух. Калигула. Вздорожал скот. На корм диким животным приказывает бросать преступников. Жертвоприношение. Калигула – помощник резника. Когда животное подвели к алтарю, ударом молота убивает самого резника. Приглашал казнённых на пир. Пир. Калигула улыбается. Чему? « А тому, что стоит мне кивнуть и вам перережут глотки».

    Образцом слабой личности и одновременно жестокосердным царем был Николай I. По его приказу был арестован Достоевский только за то, что он читал письмо Белинского к Гоголю в кружке Петрашевского. Революционером он никогда не был, а в кружке присутствовал от скуки. По решению суда, Достоевский и девять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и были заключены в Петропавловскую крепость. Военный суд признал Достоевского «одним из важнейших преступников» и, обвинив его в преступных замыслах против правительства, приговорил к смертной казни. Николай I, чтобы потешиться, приказал: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни». На Семеновском плацу в Петербурге над ними был совершен обряд подготовки к смертной казни. Инсценировка была проведена настолько убедительно, что один из первой тройки приговоренных сошел с ума.

    Жестокость не зависит от пола. Тем не менее, как в природе самки превосходят по своей ядовитости самцов, так и в жизни некоторые женщины по жестокости далеко превзойдут любого мужчину. Венгерская графиня Батори, более известная как Кровавая дама. Мучила и убивала служанок и крестьянок: жестоко избивала их, жгла руки, лица и другие части тела раскаленным железом, снимала кожу с еще живых жертв, морила голодом, издевалась и насиловала. В 1610 году была заключена под домашний арест по обвинению в убийствах, ереси и колдовстве. На процессе прислуга замка не смогла назвать точное число жертв садистки: приближенные графини, оказавшиеся на скамье подсудимых, говорили о четырех — пяти десятках убитых, остальные слуги уверяли, что выносили трупы сотнями. Кэтрин Найт первая в истории Австралии женщина, приговоренная к пожизненному заключению. В октябре 2001 года она во время семейной ссоры забила своего сожителя ножом для разделки мяса, после чего надругалась над мертвым телом так, что Чикатило, должно быть, стошнило бы. Ирма Гриз — одна из самых жестоких надзирательниц женских концентрационных лагерей гитлеровской Германии. Пытая заключенных, она прибегала как к физическому, так и психологическому насилию, забивала насмерть женщин и развлекалась, стреляя по заключенным. Она морила голодом своих собак, чтобы потом натравливать их на жертв, и лично отбирала сотни людей для отправки в газовые камеры. Грезе носила тяжелые сапоги, при ней всегда, помимо пистолета, был плетеный кнут. Была приговорена к смерти через повешение.

    Таким образом, жестокость своим существованием обязана ложному Эго. Это необходимое, но не достаточное условие для рождения жестокости. Нужно, чтобы в результате воспитания образовался определенный букет человеческих качеств, запах которого впитало бы Эго. Одурманенное этим запахом, Эго толкает человека на проявление жестокости. Думается, что букет жестокости состоит из предательства, равнодушия, унижения других, безжалостности, беспощадности, издевательства, беспричинной агрессии, насилия, эгоизма, нетерпимости, отчаяния и садизма. В букете жестокости может присутствовать одержимость какой-то утопичной идеей, например идеи коммунизма или всеобщей справедливости. Жестокость всегда находится за пределами этики и свидетельствует о переходе всех допустимых нравственных границ.

    Петр Ковалев

    Жестокость – совокупность компонентов поведенческой логики, характеризующейся целенаправленным причинением страданий живому или неживому существу.
    Словарь Суккубов

    Жестокость (бесчеловечное, грубое и оскорбительное отношение к другим живым существам) – это морально-психическая черта личности, которая проявляется в нанесении морального или физического ущерба, в грубом и деспотичном отношении, а так же в получении внутреннего удовольствия от страданий людей или животных. Жестокость – это понятие близкое к агрессии, однако она является более устойчивой личностной структурой. Жестокость предполагает полное безразличие к нуждам и страданиям другого человека или живого существа. Она не допускает мысли о том, что ему может быть больно, плохо, грустно, обидно, досадно. Человеку, проявляющему жестокость, «не больно за другого». Жестокости сопутствуют бесчувственность, эмоциональная холодность, безразличие, отсутствие милосердия. Обратной стороной жестокости является чрезмерная ранимость. Нередко эта деструктивная морально-психологическая черта появляется в результате перенесенной психотравмы или под влиянием длительного воздействия психотравмирующей ситуации. Человек, заковывается в жестокость, как в броню, а внутри его остается страдающее Я. Оно амбивалентно. С одной стороны оно совершенно не готово признать значимость другого человека, а с другой стороны оно хочет, чтобы его любили, жалели и ласкали. То есть жестокость - это своего рода прикрытие от страха, противоречия между чувством собственной неполноценности и высокими притязаниями общества.

    Проявление милосердия, любви к людям и животным, признание ценности человеческой жизни, сочувствие и сопереживание – вот основные пути преодоления жестокости. Если смотреть еще глубже – то это глубинная работа над собственными страхами и комплексами.

    • Жестокость – это немилосердность, бесчувственность, бесчеловечность.
    • Жестокость – это проявление крайней неудовлетворенности жизнью и собой.
    • Жестокость – это неудачная попытка скрыть свои комплексы и личностную ранимость.
    • Жестокость – это ложный путь демонстрации собственной силы и величия.
    • Жестокость – это неуважительность, умноженное на гордыню.

    Недостатки жестокости

    • Жестокость делает человека извергом.
    • Жестокость трудно остановить; она может стать причиной преступления.
    • Жестокость нарастает как снежный ком и приводит к еще большей жестокости.
    • Жестокость приносит зло самому человеку, его родным и близким, а также обществу.
    • Жестокость является ненадежным и деструктивным прикрытием собственной неполноценности.

    Проявления жестокости в повседневной жизни

    • Социальная реклама. В проекте социальной рекламы «Новое пространство России» был выпущен плакат «Преодолеть жестокость мы можем только вместе». Он призван культивировать вечные культурные и семейные ценности российского народа и бороться с социальной жестокостью.
    • Фильм «Жестокость». В 2007 году в кинопрокате появился новый продукт российского кинематографа под названием «Жестокость». Это история о девочке тинэйджере, с трудным детством и изломанной судьбой, и о женщине Зое, успешной в жизни, но неудачнице в любви. Слоган фильма «Это не любовь – это жестокость». Картина повествует о гневе, агрессии, чувстве мести, о жестокости сердца. Можно ли переступить через любовь и дружбу? Можно! Но что будет потом? Чтобы ответить на этот вопрос, и стоит посмотреть фильм.
    • Детская жестокость как феномен. Детская жестокость на определенном этапе является нормальным возрастным психологическим образованием. Ведь подрастающий малыш еще только учится контролировать свои эмоции, и этот механизм еще не отлажен. Здесь важно понимание и правильное поведение со стороны родителей. Нужно давать выход эмоциям. Активные игры, спорт, прогулки, животные, «бой подушками» - вот помощники в борьбе с агрессией. Однако сегодня социальные работники и психологи озабочены неконтролируемой, возрастающей детской и подростковой жестокостью. Что движет этими детьми? http://www.vesti.ru/videos?vid=540108
    • Культ жестокости. В некоторых религиях или видах спорта даже существует культ жестокости. Считается, что проявление жестокости – это демонстрация собственной силы и могущества. Морально-этическая сторона вопроса остается за скобками.

    Как преодолеть жестокость

    • Принятие и осознание. Важнейший этап в борьбе с жестокостью – это осознание проблемы и ее принятие. Только понимание того, что жестокость – величайшее зло, может помочь избавиться от нее.
    • Любовь к самому себе и признание общечеловеческих ценностей. Поскольку в основе жестокости лежит нелюбовь, неуважение и отрицание самого себя, то и работу над этим качеством следует начинать с восстановления любви к себе и избавления от глубинных страхов. Очень важно понять и принять ценность жизни человека как таковую. Ценность своей жизни и жизни других людей.
    • Сочувствие и милосердие. Если вы обнаружили в себе проявления жестокости и хотите от них избавиться, то старайтесь тренироваться в милосердии. Старайтесь думать над страданиями других людей, жалеть и кормить бездомных животных, подавать милостыню. Не упускайте момента помочь другому человеку, совершив акт милосердия.
    • Формирование своей силы и успешного стиля. Обычно жестокость проявляют люди, чувствующие свою ущербность в той или иной сфере жизни. Это люди, внутренняя самооценка либо занижена, либо завышена. А это обратные стороны одной и той же медали. Поэтому борьбе с жестокостью способствует выравнивание самооценки, формирование успеха и удовольствия от социального принятия и одобрения. Старайтесь добиться успеха и общественного признания. Позитив со стороны других людей сделает вас более терпимым человеком.

    Золотая середина

    Жестокость

    Сострадательность

    Жертвенность

    Крылатые выражения о жестокости

    Чем достойнее человек, тем большему числу живых существ он сочувствует. - Френсис Бэкон - Всякая жестокость происходит от немощи. - Луций Сенека - Неуверенность рождает злость. - Вячеслав Бучарский - Жестокость и страх пожимают руки друг другу. - Оноре де Бальзак - Ария Нейер / Военные преступления: жестокость, геноцид, террор и борьба за справедливость Книга интересна конкретными примерами и анализом проблемы жестокости на социальном уровне. Здесь приведены факты, касающиеся борьбы с жестокостью в разных странах и на разных уровнях государственности. Уильям Голдинг / Повелитель мух Это художественное произведение является признанной классикой мировой литературы. Она повествует о добропорядочных мальчиках, которые получив приличное воспитание, оказались на необитаемом острове. Что случается тогда, когда люди забывают о любви и милосердии? Случается непоправимое. Книга принесет подлинное удовольствие, раскроет проблему жесткости и заставит задуматься о серьезных вещах.

    аргументы к сочинению

    По моему мнению, жестокость – это не только когда ты делаешь людям больно физически или психологически, но жестокость – это и непроявление участия к людям, которые ждут от тебя помощи или просто слов сочувствия. И с таким видом жестокости мы сталкиваемся почти каждый день, потому что, и в этом моё глубокое убеждение, жестокость – это в первую очередь порождение человеческого равнодушия и эгоизма.

    Название рассказа относит нас к пьесе У. Шекспира «Леди Макбет», где коварство и интриги леди Макбет возводят её супруга на трон. Желание добиться первенства заставляет леди Макбет переступить даже через убийство. Такова и Екатерина Измайлова: будучи женой богатого купца, она влюбляется в Сергея, своего работника, и ждёт от него ребенка. Понимая, что очень скоро её незаконная связь разоблачится, она с помощью Сергея убивает мужа и свёкра. А затем, чтобы остаться единственной наследницей всего состояния, идёт и на убийство Феди, племянника мужа.
    Похожий на Катерину Измайлову персонаж мы находим

    Это Василиса Костылева, которая подговаривает вора Ваську Пепла убить её мужа, старика Костылева. Василиса, выданная замуж за Костылева без любви, за годы их совместной жизни, так и не смогла проникнуться к мужу хотя бы чувством уважения. Единственное, что она испытывает по отношению к нему – это ненависть. Убийство мужа развязало бы Василисе руки, сделав её наследницей пусть небольшого, но состояния. И она легко решается на убийство, хладнокровно излагая свой план Пеплу.

    мальчик подбирает бездомную собаку и приносит её домой. Мы видим, как он полон заботы об одинокой, никому не нужной собаке и как он не понимает отца, требующего выгнать пса из квартиры. В его голове никак не укладывается, что можно обидеть беззащитное существо, которое уже не раз обижали:

    Финал рассказа трагичен: подозвав доверчивого пса, отец стреляет ему в ухо. Прочитав это, мы понимаем, что на самом деле отец убил не собаку, точнее не только её. В первую очередь он убил в ребёнке его душу. Таким образом, писатель утверждает, что жестокость взрослого может привести только к ненависти, к утрате веры в добро и справедливость.

    главную героиню, Лену Бессольцеву, взявшую на себя ответственность за некрасивый поступок, который она не совершала, одноклассники всячески унижают и даже пытаются сжечь на костре как предательницу. Жестокость этих, ещё очень невзрослых людей, по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: она изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение. А ведь для подростка, да вообще для человека, нет ничего тяжелее изгнания, одиночества. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов) никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. На мой взгляд, их равнодушие, даже страшнее трусости Димы Сомова.