Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Реализация принципа разделения властей в рф кратко. Реализация принципа разделения властей в субъектах российской федерации. В субъектах российской федерации

    Реализация принципа разделения властей в рф кратко. Реализация принципа разделения властей в субъектах российской федерации. В субъектах российской федерации

    В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

    Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и на международной арене. На него возложено выполнение задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

    Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указывающая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

    Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

    В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

    Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.

    Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

    Так, если Государственная Дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседание не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласиться с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечении трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход - отставка Правительства.

    Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

    Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного и Верховного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

    В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ.

    Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

    Парламент Российской Федерации - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства, и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

    Государственная Дума - единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

    В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

    Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет, федеральный сбор налогов и т.д.

    Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

    «Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит п.1 ст.110 Конституции РФ.

    Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

    Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

    Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Оно осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

    Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

    Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

    К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Так, Закон «О статусе судей», в котором говорится о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья, очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такового.

    По Конституции РФ высшими судебными органами являются Верховный суд РФ и Конституционный Суд.

    Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).

    Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ о соответствии Конституции издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

    В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. В настоящее время это высший судебный орган для России.

    Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач современной России.

    Заключение

    Конечно, по общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

    Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Нужно иметь в виду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.


    Похожая информация.


    Введение. 3

    i. История развития теории разделения властей. 5

    ii. Реализация принципа разделения властей в росиийской федерации. 10

    2.1. Президент. 10

    2.2. Законодательная ветвь власти. 13

    2.3. Исполнительная ветвь власти. 15

    2.4. Судебная ветвь власть. 19

    2.5. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены). 22

    СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 25

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ.. 27

    ВВЕДЕНИЕ

    Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

    Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".

    Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён он и в КРФ 1993 года.

    Цель и задачи курсовой работы во многом определялись потребностями современного развития российской государственности:

    Цель: обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, какие недостатки существуют при его реализации на данный момент в Российской Федерации.

    1) Проанализировать принцип разделения властей для выявления в нём недостатков;

    2) Рассмотреть положение президента РФ и объём его власти в современном Российском государстве.

    Методы исследования:

    1) Исследование нормативно-правовой литературы;

    2) Подбор и исследование специальной литературы;

    3) Обобщение полученных данных и их систематизация.

    Для написания курсовой работы использовались Конституция РФ, федеральное законодательство и комментарии к нему, учебная и специальная литература, в том числе Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов, Бойцова, В.В. Служба защиты прав человека и гражданина, Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник, Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах, Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.

    I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

    Принцип разделения властей впервые сформулирован английским просветителем XVII века Дж. Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "славной революции" государственный строй, он в сочинении "Два трактата о государственном управлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды.

    Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц".

    В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839г.) в «Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом.

    Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику - наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече - «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран». «Никто не может распустить Народное вече. Оно представляет волю в государстве, душу народа». Исполнительная власть - державная Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором… Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы». Блюстительная власть - Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу.

    Проект Конституции Муравьёва предусматривал конституционную монархию, федеративное устройство, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, двухпалатный парламент. Император Александр II провёл судебную, городскую и земскую реформы, фактически были созданы единая судебная система и местное самоуправление. Кроме того, конституционный проект М.Т.Лорис-Меликова предполагал учреждение представительного законосовещательного органа. В 1905-1906 годах, после учреждения Государственной Думы и установления конституционной, дуалистической монархии принцип разделения властей получил определённое закрепление. Согласно Манифесту от 17 октября 1905 года и Основным государственным законам 1906 года верховная власть принадлежала императору, но она уже не была неограниченной. Законодательная власть принадлежала императору в единении с Государственной Думой и Государственным Советом, "власть управления" (исполнительная власть) - императору, судебная власть - судам, установленным законом (осуществлялась ими от имени императора). Совет министров из совещательного органа при императоре преобразован в самостоятельное правительство. Конституционная монархия просуществовала немногим более 10 лет, и в 1917 году, после отречения Императора Николая II от престола, имело место не разделение властей, а двоевластие Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов.

    В Советском государстве принцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый и "буржуазный". Формально, по Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Кроме того, почти все государственные органы формировались Советами. Никакого разделения властей, только полновластие Советов.

    Вновь о разделении властей вспомнили в период конституционных реформ. В 1988 году в Конституцию СССР были внесены изменения, создана двухступенчатая система высших представительных органов (Советов) - народные депутаты избирались гражданами, а Верховный Совет формировался Съездом народных депутатов. Кроме того, поправки предусматривали возможность выдвижения независимых кандидатов в депутаты. Первые альтернативные выборы народных депутатов СССР в 1990 году стали большим событием в политической жизни страны. Год спустя аналогичные изменения были внесены и в Конституцию РСФСР, а в 1990 году состоялись альтернативные выборы в Советы всех уровней. В том же 1990 году введён пост Президента СССР, учреждены Совет Федерации и Комитет конституционного надзора СССР. Президент СССР рассматривался как глава государства . Конституция РСФСР рассматривала Президента не как главу государства, а как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти. Он имел право отлагательного вето на принимаемые Верховным Советом законы (в отношении актов Съезда у него такого права не было). Исполкомы Советов были преобразованы в самостоятельные исполнительные органы - Администрации. Как самостоятельная "ветвь власти" оформляется судебная власть, помимо судов общей юрисдикции создан Конституционный Суд РФ, создана система арбитражных судов. Районные и городские Советы и администрации обновлённым законодательством определяются не как органы государственной власти, а как органы местного самоуправления. В 1992 году, после распада СССР, принцип разделения властей, провозглашенный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 года, был закреплён в Конституции Российской Федерации - России. Однако увеличение числа конституционных поправок приводило к многочисленным противоречиям (достаточно отметить, что в статью 3 Конституции был введён принцип разделения властей, а из статьи 2 не был исключён принцип полновластия Советов). В такой противоречивой системе был заложен конституционный кризис, и разрешить противоречия можно было только путём принятия новой Конституции.

    Для эффективного развития и функционирования общества и страны в целом государству необходим современный структурированный механизм управления. Таким механизмом для стран считается принцип разделения властей.

    Понятие принципа кратко

    Принцип разделения властей – это рассредоточение государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов.

    История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.

    В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов).

    Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти. В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя деятельность государства в целом.

    Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь .

    Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

    Преимущества

    В чем преимущество такого устройства?

    Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.

    Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.

    Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость преобразований в различных сферах общества страны.

    Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.

    К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).

    Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).

    Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.

    Принцип разделения властей -- это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

    Самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

    Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви -- законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.

    Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

    Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение--исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила -- чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

    Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он -- арбитр в спорах о праве.

    Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему -- создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

    Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

    В статье 10 Конституции РФ сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». А в части 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

    Можно выделить следующие особенности содержания принципа разделения властей в Российской Федерации:

    • А) Конституцией Российской Федерации предусмотрено четкое распределение функций и компетенции между государственными, органами в соответствии с требованиями разделения труда по управлению делами государства;
    • Б) Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий;
    • В) в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, федеральные законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти Федерации. При этом никакой другой государственный орган Федерации не вправе осуществлять первичное нормативное правовое регулирования по вопросам, отнесенным к ведению Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции, и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции) в той части, которые отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации;
    • Г) исполнительная власть в Российской Федерации должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством по вопросам своей распорядительной деятельности, быть подотчетной либо главе государства, либо федеральному законодательному (представительному) органу государственной власти;
    • Д) Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них;
    • Е) судебные органы в Российской Федерации независимы и пределах своих полномочий действуют самостоятельно;
    • Ж) ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
    • З) споры о компетенции в Российской Федерации решаются только в порядке конституционного судопроизводства, т.е. Конституционным Судом Российской Федерации;
    • И) конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями, т. е. содержит взаимные «противовесы» для других властей. К таким «противовесам» следует отнести:
      • - срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;
      • - несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;
      • - право конструктивного вето на законопроекты (ч. 3 ст.107 и ч. 2 статьи 108 Конституции РФ);
      • - право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы (ч. ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции РФ);
      • - контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;
      • - конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы (ч.ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации);
      • - независимость судейского корпуса (статья 120 Конституции Российской Федерации).
    1. Разделение властей в РФ

    2.1. Законодательная власть

    2.2. Исполнительная власть

    2.3. Судебная власть

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    В соответствии с Конституцией РФ 1993 года Российская Федерация является правовым государством. Одним из важнейших принципов правового государства является принцип разделения властей, который закреплен в статье 10 Конституции РФ. В соответствии с указанным принципом государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешенность. Поэтому изучение принципа разделения властей является актуальным в настоящее время.

    Принцип разделения властей необходим для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий одной власти какой-либо другой власти.

    Объектом исследования в данной курсовой работе выступают общественные отношения, которые складываются в процессе реализации принципа разделения властей в Российской Федерации.

    Предметом исследования является принцип разделения властей.

    Цель состоит в исследовании принципа разделения властей в РФ.

    1. Дать понятие принципа разделения властей.
    2. Перечислить особенности принципа разделения властей в РФ.
    3. Охарактеризовать законодательную власть в РФ.
    4. Выявить особенности исполнительной власти в РФ.
    5. Определить сущность судебной власти в РФ.

    Изучением принципа разделения властей занимались следующие авторы: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.Б. Венгеров, Б.Н. Габричидзе, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, А.Е. Постников и другие.

    Структурно данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении раскрывается актуальность изучения принципа разделения властей, определены объект, предмет, цели и задачи исследования.

    В первой главе определяется понятие и сущность принципа разделения властей.

    Вторая глава посвящена рассмотрения трех ветвей власти в РФ. В ней дается характеристика законодательной, исполнительной и судебной властей в РФ. Заключение данной курсовой работы содержит общие выводы по главам.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

    1.1. Понятие принципа разделения властей

    Принцип разделения - это основополагающая идея, выражающаяся в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. То есть законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п.

    Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;

    Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

    Между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

    Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

    Ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

    Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

    Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

    Теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, чтобы они находились во взаимном равновесии, ни один из органов не мог получить преобладание над другими и каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа. В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то власти будут принуждены действовать в согласии друг с другом. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

    Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны.

    Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов осуществления государственной власти и функционирования правового государства.

    Сущность принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, потому что в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

    Законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Сдерживание исполнительной власти достигается посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

    Необходимо отметить, что принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.

    1.2. Принцип разделения властей как основа государственной власти в РФ

    В годы советской власти в России принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. Создание в России социалистического государства неразрывно связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов организации которых являлась ликвидация разрыва между законодательной и исполнительной властями, соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы, через которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам.

    В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из основ конституционного строя России.

    Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законами.

    Согласно Конституции РФ, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором, ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях сотрудничества.

    Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только на федеральном уровне государственной власти, но и на уровне субъектов Федерации, Конституция РФ предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами (ст. 5 Конституции РФ). Подобное взаимодействие принципов нацелено на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. А также направленно на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении и односторонность подхода к решаемым вопросам. Принцип разделения властей в РФ призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повысить эффективность всего механизма управления государственными делами.

    Ст. 10 Конституции РФ провозглашает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция вверяет каждую из этих ветвей власти соответствующему органу действующему самостоятельно. Все высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостность концепции народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Важной особенностью российской конституции является то, что Президент РФ не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечить согласованное функционирование и взаимное действие органов государственной власти. Но при этом Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального собрания или судебных органов, так как Конституция РФ строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.

    Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т. е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции РФ. Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

    Согласно Конституции РФ федеральную законодательную, исполнительную и судебную власть в РФ осуществляют:

    Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

    Правительство РФ;

    Суды РФ.

    Законодательную, исполнительную и судебную власть в субъектах РФ осуществляют органы, образуемые вышеперечисленными федеральными органы государственной власти.

    Таким образом, одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

    Конституция РФ 1993 г. впервые за всю историю России закрепила и реализовала на практике учение о разделении властей, основу которого заложил еще в середине XVIII в. французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755 гг.). Принцип разделения властей в РФ реализуется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

    2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РФ

    2.1. Законодательная власть

    Законодательная власть - одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, главной функцией которой является принятие законов государства. Кроме того, законодательной власти принадлежит право формирования внутренней и внешней политики, принятия бюджета и другие права. Законодательная власть в РФ действует не сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами трех основных властей.

    В РФ законодательная власть осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном. На федеральном уровне законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

    Федеральное Собрание - парламент РФ, который является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на четыре года.

    Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, а постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    К ведению Совета Федерации относятся:

    а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

    б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

    в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

    г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

    д) назначение выборов Президента РФ;

    е) отрешение Президента РФ от должности;

    ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

    з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

    и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    К ведению Государственной Думы относятся:

    а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

    б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

    в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

    г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

    д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    е) объявление амнистии;

    ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

    Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции, и особенно, во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

    Наиболее распространенными общеупотребительными наименова-ниями представительных органов республик являются: Государственный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент. Некоторые республики именуют свои представительные органы с учетом национальной терминологии. Представительные органы в республиках избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Представительные органы республик являются преимущественно однопалатными.

    Представительная система края, области и других субъектов РФ принципиально ничем не отличается от республиканской. Аналогичны или схожи роль законодательных органов в системе органов государственной власти, их взаимоотношения с главой администрации (исполнительной власти), порядок образования и работы. Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах. Компетенция законодательных органов довольно широка, она включает вопросы организации государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития и др. Внутренняя организация и порядок работы законодательных органов края, области и других субъектов РФ практически не отличается от республиканских.

    2.2. Исполнительная власть

    Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование и внешнеполитическое представительство. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов.

    Функции исполнительной власти:

    Подзаконодательное регулирование;

    Осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

    Административное правоприменение;

    Осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

    Административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

    Охрана правопорядка, т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

    Информационное обеспечение органов государственной власти;

    В ч. 2 ст. 77 Конституции РФ предусмотрено создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов.

    Исполнительные органы государственной власти - формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность. Органы исполнительной власти - это назначаемые органы. Основной вид деятельности органов исполнительной власти связан с организацией исполнения законов, а также с организацией управления государственными и хозяйственно-культурными сферами и отраслями. Такая деятельность носит исполнительно-распорядительный характер, т.е. для выполнения возложенных на них функций исполнительные органы власти совершают различные распорядительные действия. Исполнительные органы государственной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности. Соответственно, органы исполнительной власти могут быть как единоначальными, так и коллегиальными. Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции - органы, ведающие всеми или многими вопросами исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции - органы, ведающие отдельными сферами и отраслями. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.

    Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.

    Согласно 110-й статье Конституции РФ, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Статус Правительства и порядок его деятельности определены главой 6-й Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

    На основании статьи 114 Конституции РФ Правительство осуществляет следующие полномочия:

    Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

    Обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

    Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

    Осуществляет управление федеральной собственностью;

    Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

    Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

    Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. В случае, если постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, то они могут быть отменены Президентом РФ.

    Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти, возглавляемая соответствующей администрацией. Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:

    а) органы, составляющие аппарат главы администрации;

    б) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;

    в) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность.

    В задачи администрации входят обеспечение соблюдения Конституции РФ и законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, представительство, руководство местными органами власти, защита интересов области в федеральных органах власти.

    2.3. Судебная власть

    В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх ветвей власти, наряду с законодательной и исполнительной властью, является судебная.

    Место судебной власти в системе органов государственной власти РФ определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью, то есть в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Органы судебной власти разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия законам, подзаконным нормативным актам; в отдельных случаях дают толкование правовым нормам вне связи с конкретным спором.

    Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям, но всем судам РФ. Они стоят в одном ряду с Федеральным Собранием и Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но конституционно-судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными или в силу противоречия некоторых актов федеральным законам.

    Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, исполнение которых относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

    Конституционно-правовыми принципами организации судебной власти в России являются:

    Установление судебной власти только федеральными конституционными законами;

    Существование единого статуса судей на всей территории РФ;

    Применение всеми судами федерального права, общепризнанных принципов и норм международного права, ратифицированных международными договорами РФ;

    Существование единых правил судопроизводства для всех судов;

    Обязательность исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    Финансирование из федерального бюджета федеральных судов и мировых судей.

    Федеральными судебными органами в России являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

    Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дает толкование Конституции РФ, а также разрешает отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ).

    Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды; рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в некоторых случаях, - также и в качестве суда первой инстанции.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью.

    Наличие общефедеральных органов государственной власти сочетается с существованием этих органов в субъектах федерации.

    К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

    Таким образом, Конституция РФ устанавливает, что законодательная, исполнительная и судебная власть в России осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном. На федеральном уровне указанные виды власти осуществляют: Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ).

    Кроме федеральных органов государственной власти государственную власть в РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся законодательные (представительные) органы (государственные советы в республиках, законодательные собрания, областные (краевые) думы и др.), главы администраций (президенты, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, и определенные федеральным законодательством судебные органы.

    Органы законодательной власти - это представительные и законодательные учреждения, которые образуются только путем выборов. Основной вид их деятельности - принятие законов. Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством.

    Судебные органы независимо и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей.

    Хотя органы власти действуют самостоятельно, они не обособлены, а лишь относительно самостоятельны и одновременно тесно взаимодействуют друг с другом, осуществляя в определенных пределах свои полномочия.

    Заключение

    В данной курсовой работе был исследован принцип разделения властей и рассмотрены конституционные основы разделения властей в РФ. В результате указанных исследований были сделаны следующие выводы.

    Принцип разделения властей - основополагающая идея, выражающаяся в разделении государственной власти на три основных ее вида: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительная и судебная власти являются независимыми. Они сдерживают, уравновешивают и контролируют друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, реализуя тем самым «систему сдержек и противовесов».

    Принцип разделения властей является один из основных принципов Конституции РФ. Статья 10 Конституции РФ предусматривает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется законодательными, исполнительными и судебными органами, которые не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законами. Согласно Конституции РФ, разделение властей означает взаимное уравновешивание законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и поэтому вынуждена действовать в условиях сотрудничества.

    В РФ законодательная, исполнительная и судебная власти осуществляются на двух уровнях - федеральном и региональном.

    На федеральном уровне законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ.

    Законодательные органы в субъектах РФ осуществляют законодательные функции, принимают конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждают бюджет и осуществляют другие функции. Наименованиями представительных органов республик, краев и областей являются: Государственный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент и другие.

    Практическое исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ осуществляет исполнительная власть. Высшим федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть в РФ является Правительство РФ.

    Систему органов исполнительной власти на территории субъекта РФ образуют три основные группы органов: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

    Органы судебной власти разрешают правовые споры между физическими и юридическими лицами, рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия законам, подзаконным нормативным актам, а также дают толкование правовым актам.

    На федеральном уровне судебная власть представлена Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ.

    На региональном уровне действуют: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

    Вышеперечисленные органы государственной власти действуют самостоятельно и одновременно тесно взаимодействуют друг с другом, осуществляя свои полномочия.

    Список использованной литературы

    Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - - № 237. - 25 декабря 1993 г.
    2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации » (с изменениями и дополнениями от 27.12.2009 г.). // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №52. - Ст.6402.
    3. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29.01.2010 г.). // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №5. - Ст.458.
    4. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 14.02.2009 г. № 21-ФЗ и вступающими в силу с 01.01.2011 г.). // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №7. - Ст. 789.
    5. Федеральный конституционный закон от 29.01.2010 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №5. - Ст.458
    6. Федеральный конституционный закон от 27 декабря 2009 г. № 9-ФКЗ «О внесении изменения в статью 32 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. - 2009. - №52. - Ст.6402.

    Литература

    1. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 томах. Том 1. - М.: Юристъ, 2010. - 720 с.
    2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6 - е издание, изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 781 с.
    3. Борисов А.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - М.: Юрисиъ, - 272 с.
    4. Васильева С.В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. - М.: Эксмо, 2010. - 560 с.
    5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А. Г.Конституционное право России. Учебник. - М. Дашков и К, 2007. - 347 с.
    6. Зайковский, В.Н. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций. В 2-х ч. Ч.1. - Тверь: ТФ СЗАГС, 2009. - 264 с.
    7. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2009. - 608 с.
    8. Кокотов А.Н. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2009. - 296 с.
    9. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.
    10. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 167 с.
    11. Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Проспект, 2009. - 504 с.
    12. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- 446 с.
    13. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2009. - 217 с.
    14. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010. - 256 с.

    Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- С 62.

    Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Проспект, 2009. - С. 81.

    Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2009. - С. 206.

    Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- С. 66.

    Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. - М.: Эксмо, 2010. - С. 195.

    Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 томах. Том 1. - М.: Юристъ, 2010. - С. 216.

    Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Проспект, 2009. - С. 148.

    Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г.Конституционное право России. Учебник. - М. Дашков и К, 2007. - С. 98.

    Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - С. 226.

    Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. - М.: Эксмо, 2010. - С. 233.

    Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Проспект, 2009. - С. 154.