Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Реорганизация унитарных предприятий в россии. Из мупа в ао

    Реорганизация унитарных предприятий в россии. Из мупа в ао

    "Бухгалтерский бюллетень", N 2, 2005

    Понятие унитарного предприятия раскрывается в §4 гл.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.ст.113 - 115). Основным документом, регулирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).

    Итак, унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия.

    Государственное унитарное предприятие (ГУП) создается по решению уполномоченного государственного органа и его имущество находится в государственной собственности. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) создается по решению уполномоченного органа местного самоуправления и его имущество находится в муниципальной собственности. Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это имущество является неделимым и не может быть распределено, в том числе между работниками предприятия. Собственник - власть: федеральная или городская. Собственник назначает руководителя, который ему полностью подотчетен. Поскольку МУПы и ГУПы являются коммерческими организациями, основная их цель - извлечение прибыли (ст.50 ГК РФ).

    Итак, унитарное предприятие может быть основано как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления (казенное предприятие). И в том, и в другом случае учредительным документом является устав организации, и в том, и в другом случае главная цель - приносить собственнику прибыль. Различие между этими двумя вариантами - в степени свободы, которую может себе позволить такое предприятие.

    Если имущество находится в хозяйственном ведении, то ограничения налагаются только на права предприятия в отношении недвижимого имущества: предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог принадлежащее ему недвижимое имущество, вносить в качестве вклада в уставный капитал или иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Но остальным имуществом предприятие распоряжается самостоятельно. Эти положения содержатся в ст.295 ГК РФ. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия (ст.114 ГК РФ), ведь он не вмешивается в текущую деятельность, предоставив организации самой разбираться и с дебиторами, и с кредиторами. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной ст.12 Закона N 161-ФЗ, а это 5000 МРОТ (500 000 руб.).

    Если имущество закреплено на праве оперативного управления, то власть собственника гораздо шире. Предприятие пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Причем собственник имеет право изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Эти положения содержатся в ст.296 ГК РФ. Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника имущества (ст.297 ГК РФ), хотя производимую им продукцию реализует самостоятельно. Собственник казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества.

    Унитарное предприятие независимо от того, какой из двух вариантов имеет место, отвечает по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам собственника имущества.

    Надо сказать, что и в первом, и во втором случае унитарные предприятия - довольно зависимые создания, причем это относится как к ГУПам, так и к МУПам. Директор, назначенный высокопоставленным чиновником (человеком далеко не всегда способным к бизнесу) и зависящий от него, практически никогда не чувствует себя свободным в своих действиях. Не всегда чувствует себя свободным и тот чиновник, который командует директором. В уставе унитарных предприятий часто записано, что организация в течение такого-то периода времени обязана перечислить на счет собственника такую-то часть прибыли, и при этом зачастую не принимается во внимание текущая экономическая ситуация. Требования собственника предоставить ему такую-то информацию (причем всегда срочно), принять на баланс такое-то имущество, снять с баланса такое-то имущество тоже не всегда поддаются внятному экономическому обоснованию и объяснению. Но такова доля унитарных предприятий: собственник есть собственник, как ему нужно, так он и сделает.

    Варианты реорганизации

    Унитарные предприятия могут быть преобразованы (реорганизованы). Преобразуются они, понятно, не по своей воле, и опять-таки их преобразование не всегда является следствием конкретной экономической ситуации. Приказ, указ, постановление - и коммерческая организация безмолвно подчиняется.

    Реорганизация унитарного предприятия производится по решению собственников и может осуществляться в следующих формах:

    • слияние двух или нескольких унитарных предприятий;
    • присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
    • разделение унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
    • выделение из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
    • преобразование унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

    При любом из этих вариантов унитарное предприятие не позднее 30 дней с даты принятия решения обязано уведомить в письменной форме всех известных ему кредиторов и поместить в органах печати сообщение о таком решении. Приказом МНС России от 29.09.2004 N САЭ-3-09/508@ "Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц" для этих целей учрежден журнал "Вестник государственной регистрации".

    Кредиторы в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

    В первых четырех случаях преобразование не затрагивает организационно-правовой формы предприятий. Как до преобразования предприятия были унитарными, так они и остались унитарными после преобразования.

    Слияние

    В случае слияния унитарных предприятий создается новое унитарное предприятие с переходом к нему прав и обязанностей сливаемых унитарных предприятий, которые как самостоятельные юридические лица прекращают свое существование. Имущество сливаемых предприятий должно принадлежать одному и тому же собственнику. Собственник утверждает передаточный акт, который и является основанием для перехода прав и обязанностей к новому предприятию. Передаточный акт передается в налоговые органы. При слиянии все права и обязанности переходят к новому предприятию. Если при слиянии стоимость активов нового предприятия будет превышать 200 тыс. МРОТ, требуется согласие антимонопольного органа (ст.17 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").

    Любые изменения могут быть отражены в учете только после регистрации нового юридического лица. Порядок регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, приведен в ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Подается заявление (форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению"), учредительные документы нового юридического лица, передаточный акт.

    Поскольку перед нами новое юридическое лицо, соответственно необходимо издать приказ об утверждении учетной политики нового предприятия. Согласно п.10 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Эта новая учетная политика не обязательно должна совпадать с учетной политикой прежних, уже ликвидированных предприятий. Например , одно из них могло утвердить метод начисления НДС "по оплате", другое - "по отгрузке", а третье вообще воспользовалось правом на освобождение от НДС. Новое предприятие вольно избрать любой способ, но оно должно исполнить обязанности всех присоединенных лиц. В учете этой фирмы такая задолженность будет числиться как переданная при реорганизации.

    Возникает новая организация, все имущество которой описано в передаточном акте. Акт должен содержать сведения обо всех передаваемых объектах (с приложением соответствующей документации), прочих активах. Необходимо перерегистрировать нематериальные активы, транспортные средства, ценные бумаги на нового владельца.

    Присоединение

    При присоединении происходит прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.

    Как и в случае слияния, все "действующие лица" должны принадлежать одному собственнику, который и принимает решение о присоединении. Передача имущества присоединяемых предприятий отражается передаточным актом, присоединяемые лица прекращают свое существование в качестве самостоятельных юридических лиц, а их права и обязанности переходят к тому предприятию, к которому осуществляется присоединение. В учете предприятия, к которому осуществляется присоединение, записи о присоединении делаются только тогда, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении существования присоединенного предприятия. Новый устав не утверждается, ведь та организация, к которой произошло присоединение, как работала, так и работает, но, разумеется, в устав могут быть внесены изменения. За этим следует следить, так как изменения могут повлечь за собой изменения в учете. Например , после реорганизации изменится процент отчислений в резервный фонд (капитал). Нет необходимости и утверждать новую учетную политику, но есть уважительная причина сменить существующую учетную политику. В соответствии с п.16 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) изменение учетной политики организации может производиться в случае "существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.". Согласно п.18 этого же ПБУ 1/98 "изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом".

    Разделение

    Разделение унитарного предприятия является процедурой, обратной слиянию. Предприятие прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям (обычно принадлежащим тому же собственнику). Основанием для оприходования имущества в этих предприятиях является разделительный баланс. Предприятие считается реорганизованным с того момента, когда новые предприятия зарегистрированы в ЕГРЮЛ. Разделенное предприятие ликвидировано, появившиеся вновь созданы и их имущество - это то, что написано в разделительном балансе. Права и обязанности разделенного предприятия переходят к вновь созданным. Какая часть прав и обязанностей перейдет к какому предприятию, решает тот, кто принимал решение о разделении. Если из разделительного баланса неясно, кто является правопреемником, то новые предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного предприятия. Критерием, по которому определяется доля ответственности, будет доля переданного имущества.

    Выделение

    В случае выделения унитарного предприятия создается одно или несколько унитарных предприятий. К ним частично переходят права и обязанности реорганизованного унитарного предприятия, которое при этом не ликвидируется, а продолжает работать.

    Для вновь созданных предприятий жизнь только начинается, и они ведут себя так же, как и любая фирма, только что получившая имущество. У них свой устав, учетная политика и вновь назначенные руководители. Имущество переходит к этим предприятиям в соответствии с разделительным балансом, к выделяемому юридическому лицу переходит часть прав и обязанностей реорганизованного предприятия. Опять-таки, выделившееся предприятие не обязано следовать "традициям" того юридического лица, от которого оно "откололось": определяется самостоятельная учетная политика, самостоятельная политика оценки активов. Но ту часть обязательств юридического лица, которые переданы по разделительному балансу, правопреемник обязан выполнить, тем более что новые предприятия обычно принадлежат тому же собственнику.

    Преобразование

    В случае преобразования, в отличие от предыдущих случаев, имеет место изменение организационно-правовой формы предприятия. Решение, естественно, принимает собственник, но его будущие права зависят теперь от того, какую организационно-правовую форму примет реорганизуемое общество. Для унитарных предприятий смена организационно-правовой формы - это смена собственника, и на горизонте сразу возникает термин "приватизация". Именно для этих организаций действует Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

    Кто платит налоги

    Согласно Налоговому кодексу налоги платит правопреемник. Статья 50 НК РФ гласит, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемниками, причем независимо от того, знали они о неисполнении их предшественником обязанностей по уплате налога или нет. Пени тоже платит правопреемник. Он же платит и штрафы, но только если они наложены на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Не случайно в ст.87 НК РФ содержится положение, согласно которому разрешается проведение повторных налоговых проверок в случае реорганизации и ликвидации предприятия. То есть к моменту завершения реорганизации правопреемник должен знать, что он правопреемник в части уплаты штрафов. Ведь штрафы наложены на провинившегося, а правопреемник только исполняет обязанность по их уплате. После завершения реорганизации санкциям подвергнуть правопреемника нельзя, потому что санкции налагаются на виновника, а вина не при реорганизации не передается.

    Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица, так что платить налог правопреемникам придется в те же сроки, в какие его бы заплатило то лицо, которое подвергнуто реорганизации. При слиянии правопреемником является возникшее в результате слияния юридическое лицо. При присоединении правопреемником присоединенного юридического лица признается присоединившее его юридическое лицо. При разделении все возникшие в результате разделения юридические лица признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица. А вот при выделении преемственности по уплате налогов не возникает: налоги платит то лицо, от которого "отпочковались" другие предприятия. Но если оно не сможет этого сделать, тогда суд может принудить заплатить налоги и те предприятия, которые выделились. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником является вновь возникшее юридическое лицо.

    Поскольку правопреемники "унаследовали" не только обязанности, но и права, они имеют право на зачет излишне уплаченной суммы налога. Считается, что зачет должен производиться в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации. Можно попробовать и вернуть сумму налога: рекомендуется для любителей фантастики и экстремальных видов спорта.

    Преобразование унитарного предприятия

    В отличие от других видов реорганизации преобразование особенно тщательно регулируется законодательными актами. Кроме уже упомянутого Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" имеется ряд постановлений и распоряжений. Так, существует Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2005 г. (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 26.08.2004 N 1124-р). С момента преобразования унитарное предприятие прекращает свое существование.

    Программа приватизации предполагает, что будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, и перечень таких организаций приводится в этом же документе. Исключение составляют стратегические акционерные предприятия, и этот Перечень утвержден Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".

    Согласно ст.13 Закона N 178-ФЗ используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

    1. преобразование в открытое акционерное общество;
    2. продажа на аукционе;
    3. продажа акций ОАО на специализированном аукционе;
    4. продажа на конкурсе;
    5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;
    6. продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
    7. продажа посредством публичного предложения;
    8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    9. внесение в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

    Вообще, чаще всего идет речь о преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество. Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента внесения записи о новом предприятии в ЕГРЮЛ. При приватизации составляется передаточный акт, в котором фиксируется текущее состояние активов и обязательств. В нем содержится расчет балансовой стоимости активов, а при создании ОАО приводится информация о количестве и номинальной стоимости акций. Балансовая стоимость передаваемых активов - это вовсе не стоимость по балансу преобразуемого унитарного предприятия. Она определяется как стоимость чистых активов по данным последнего баланса.

    Может показаться, что для бухгалтера новое предприятие - это почти что старое, но только с другим названием. Это не так. Имущество приходуется в новом балансе на основании передаточного акта. Поэтому основанием для отражения в учете является не предыдущий баланс, а передаточный акт. В нем перечисляются:

    • объекты недвижимости;
    • прочие основные средства;
    • нематериальные активы;
    • финансовые вложения;
    • денежные средства;
    • материалы;
    • товары;
    • кредиторы;
    • обязательства;
    • прочее.

    Основанием для передаточного акта являются результаты инвентаризации предприятия. Порядок проведения инвентаризации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, причем в акты инвентаризации включается и имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки. На него составляются отдельные описи. Хотя это имущество и не является собственностью предприятия, но у предприятия сохраняются обязательства перед лицами, передавшими это имущество.

    По-прежнему действует правило, согласно которому, если суммарная стоимость активов превышает 200 тыс. МРОТ, преобразование осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

    Оплата производится единовременно. Приобретение в рассрочку (на срок не более года) допускается только в случае продажи без объявления цены.

    Существует понятие "золотая акция". Это не акция, это право государства влиять на деятельность предприятия. Это не имеет отношения к количеству акций и не отражается в учете ни на счете 75, ни на счете 80. "Золотая акция" означает, что государство имеет право на участие в управлении открытым акционерным обществом независимо от того, является оно стратегическим или нет.

    О.А.Букина

    аудитор "Аудит-Стандарт",

    преподаватель Московской Школы Экономики

    Вернуться назад на Реорганизация 2017

    Часто муниципальное унитарное предприятие по своей хозяйственной деятельности и стоимости активов близко к характеристикам ООО. Государственные предприятия могут не приносить прибыль или не быть эффективными в своем роде деятельности. Преобразование МУП в более подходящий вид организации решит эту проблему. О том, как проходит преобразование МУП в ООО, мы расскажем в нашем материале.

    Преобразование (согласно статье 37 №178-ФЗ) муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью – способ приватизации государственного имущества. Реорганизация проводится муниципальным образованием, его администрацией. Она же определяет сроки и порядок преобразования. Чтобы МУП могло быть преобразовано в ООО, или количество его сотрудников, или прибыль за последние 3 года, или остаточная стоимость его средств должны вписываться в рамки законодательства о малом и среднем предпринимательстве.

    Преобразование МУП в ООО – способ приватизации государственного имущества.

    Вот порядок действий, которые необходимо совершить при реорганизации:

    1. Решение о преобразовании принимается местным органом самоуправления или судом.

    2. Составляется прогнозный план приватизации. Определение сроков инвентаризации (инвентаризируются также обязательства) и других подготовительных мероприятий.

    3. Оценка имущества.

    Нужно составить промежуточный бухгалтерский баланс и оформить документы на земельный участок (статья 28 №178-ФЗ). Аудиторская компания по договору с организаторами преобразования проводит проверку деятельности предприятия. Далее следует определить, что относится к имущественному комплексу предприятия, какие объекты приватизируются, какие нет (таковые остаются в собственности муниципального образования согласно статье 30 №178-ФЗ). Также нужно определить балансную стоимость приватизируемых активов МУП и размер равного ей уставного капитала.

    Аудиторская компания по договору с организаторами преобразования проводит проверку деятельности предприятия.

    4. Уведомление кредиторов. У кредиторов есть 30 дней, чтобы потребовать прекращения или исполнения обязательств, а также возмещения убытков.

    5. Размещение в СМИ информации о преобразовании.

    6. Инвентаризация и составление акта инвентаризации.

    7. Составление передаточного акта (статья 11 №178-ФЗ).

    Он основывается на акте инвентаризации, аудиторском заключении, земельных документах и содержит информацию обо всем приватизируемом имуществе МУП, а также о размере и номинальной доле учредителя ООО. Передаточный акт подписывается руководителем МУП, с одной стороны, и руководителем ООО, с другой.

    8. ООО – новое юридическое лицо, нуждающееся в регистрации. Реорганизация считается завершенной, когда новое ООО будет зарегистрировано.

    Генеральным директором нового ООО становится руководитель приватизируемого МУП. Если сотрудники не против, они продолжают работать по своим трудовым договорам. Учитывая то, что весь уставный капитал ООО принадлежит муниципальному образованию, члены общества не могут покупать доли в приватизируемом уставном капитале. Реорганизация МУП позволяет ему работать с большей эффективностью, но сам процесс требует аккуратности.

    Финансовый результат 2017
    Финансовый отчет 2017
    Долевой договор 2017
    Долевое участие 2017
    Капитальный ремонт 2017
    УДО 2017

    Назад | | Вверх


    Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия

    1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

    2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

    слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

    присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

    разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

    выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

    преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными случаях.

    3. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

    4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

    В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

    Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

    5. В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

    При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

    6. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

    При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

    7. Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении.

    При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

    Унитарные предприятия. Вопросы реорганизации

    Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.

    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей

    Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.

    Вернуться назад на Преобразование

    По общему правилу, установленному п. 1 ст. 34 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

    Вместе с тем допускается преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм. Такое преобразование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

    П.1 ст. 13 Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дополнен подпунктом 1.1, в соответствии с которым в качестве одного из способов приватизации муниципального имущества названо преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

    Преобразование унитарного предприятия в ООО происходит в том случае, если имущество этого предприятия ниже уставного капитала акционерного открытого общества (п. 2 ст. 13 Закона № 178-ФЗ).

    В настоящее время минимальный уставный капитал ОАО составляет тысячекратную сумму минимального размера оплаты труда, а именно 100 000 руб. (ст. 26 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

    Поэтому унитарные предприятия, имеющие активы на сумму меньше 100 000 руб., могут быть преобразованы в общества с ограниченной ответственностью. Отметим, что имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. Поэтому решение о преобразовании муниципального унитарного предприятия принимает администрация муниципального образования.

    Представим себе такую ситуацию, что предприятию необходимо очень быстро сменить форму собственности, например, требуется реорганизация ООО в ЗАО или необходима срочная реорганизация МУП в ООО, что необходимо делать в таком случае? Рассмотрим некоторые моменты, на которые необходимо обязательно обратить внимание. Прежде всего, необходимо знать, что реорганизация может быть проведена разными способами.

    В случае, если проводится слияние, то при этом права одного предприятия полностью переходят к другому. Общества, которые ранее существовали, как самостоятельные полностью прекращают свое существование. В случае реорганизации МУП в ООО этот способ не подходит, а подходит исключительно преобразование и это необходимо также учитывать.

    Прежде всего, если предприятие муниципальное, то оно не может быть преобразовано, только частные предприятия могут быть преобразованы в другую форму собственности. Если предприятие муниципальное, то реорганизация ООО не проводится. Участниками хозяйственных обществ не могут быть также органы местного самоуправления и те организации, которые не предусмотрены действующим законом.

    Реорганизация МУП в ООО предусматривает изменение организационно правовой формы предприятия.

    Реорганизация муп в ооо

    При этом обязательно необходимо учитывать все положения, которые предусматривает Федеральный закон «Об унитарных предприятиях», действующие положения ГК РФ о проведении реорганизации, а также Федерального закона «О приватизации». | Вверх

    ©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
    разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

    Реорганизация в ООО может происходить и в МУП (Муниципальные Унитарные Предприятия). В подобных предприятиях иногда происходит переход прав юр. лиц от одного к другому. При таком переходе могут возникать финансовые проблемы, именно поэтому нужен тщательный подход к такой реорганизации МУП в ООО. МУП – коммерческая компания без прав собственности на имущество, которое закреплено за ней. Оно может быть создано муниципальными или гос. предприятиями. Имущество относится к собственнику РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Проблемами создания предприятия, его реорганизацией или ликвидацией будет заниматься собственник этого имущества.

    Законами Федерации установлено, что преобразование МУП в ООО происходит после принятия решения уполномоченных госорганов или на основании решения суда. Решения о реорганизации МУП в ООО принимается муниципальным образованием в лице местного органа самоуправления. При реорганизации муниципального унитарного предприятия к вновь созданному ООО переходят все права и обязанности преобразованного МУП в соответствии с передаточными актами.

    Этапы реорганизации МУП в ООО.

    1. В данный этап входят принятия решений о преобразовании. Определяют сроки инвентаризации данного имущества и разных обязательств. Оценивают передаваемое/принимаемое имущество и разные обязательства.

    2. В данный этап входят уведомления о преобразовании всех кредиторов.

    Реорганизация МУП ЖКХ в ООО

    Размещают в печати объявления о принятии данного решения. Преобразованному предприятию нужно уложиться в трое суток. Кредиторы до 30 дней письменно требуют прекратить или требуют исполнять обязательства, а также возмещение убытков.

    3. На последнем этапе преобразование включает в себя инвентаризацию имущества и обязательства этого предприятия, которая будет проводиться в соответствии с Законом. К правопреемнику имущество и права переходят на основании данных последних документов.

    Преобразование МУП в ООО повышает эффективность управления муниципальным предприятием и уменьшает количество компаний с участием государства, так как их деятельность не совсем соответствует поставленным целям. Также есть цель снизить количество МУП, не приносящих прибыль, и не приводящих к нужному результату.

    Процесс преобразования МУП в ООО – один из способов приватизировать гос. имущество. Реорганизацию проводит администрация конкретного муниципального образования. Ею же регулируются сроки проведения и ход самой процедуры.

    Чтобы преобразовать МУП, нужно, чтобы число сотрудников в нем или же размер прибыли за последние 36 месяцев подходили под требования законодательства к малому и среднему предпринимательству.

    Законодательное регулирование

    Процесс регулируется несколькими законодательными актами:

    1. ГК РФ.
    2. Федеральными законами.
    3. Подзаконными НПА на городском или областном уровне.

    Условия для преобразования

    Прежде всего, имущество, которое вы хотите приватизировать, нужно зафиксировать в передаточном акте. Обязательно нужно провести ревизию всего имущества, которое имеется в МУП. При этом отметим, что муниципальное унитарное предприятие – компания коммерческого типа и права собственности на закрепленное имущество она не имеет.

    После того как ревизия будет проведена, акт, составленный по ее результатам, должны проверить аудиторы. Это позволяет предотвратить возможное хищение имущества.

    Также специалисты по аудиту проверяют, насколько правильно выставлена стоимость балансового имущества, отданного в руки частников.

    Доход, который поступит в соответствующий бюджет от приватизации объекта, должен быть равен стоимости объекта в реальности.

    Что приватизировать нельзя

    • Имущество, которое изъяли из оборота;
    • Объекты, которые принадлежат социальной, культурной или сфере ЖКХ;
    • Объекты, которые в обязательном порядке должны принадлежать государству, либо находиться в коммунальной собственности.

    Пошаговая инструкция по преобразованию

    Весь процесс реорганизации состоит из нескольких шагов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

    Шаг 1. Принимаем решение о преобразовании.

    Его принимает местный орган самоуправления либо судебная инстанция.

    В решении фиксируется:

    • Характеристика всего имущества;
    • Способ, которым проводят приватизацию;
    • Стоимость объекта приватизации;
    • Возможен ли или рассрочка для тех, кто захочет приобрести предприятие.

    Также в решении нужно упомянуть:

    • Имущество, не подлежащее приватизации;
    • Список тех объектов, которые приватизировать можно.

    Шаг 2. Составляем план приватизации.

    В нем определяем сроки проведения ревизий и других мероприятий.

    Кроме того, план необходим для:

    В план нужно включить следующие пункты:

    • Экономическое обоснование процедуры;
    • Основные мероприятия;
    • Как будет отчуждаться имущество: в пользу частного лица или компании;
    • Порядок формирования цены на объекты.

    Шаг 3. Оцениваем имущество.

    Для этого составляется промежуточный и оформляется документация на земельный участок. Затем аудиторы осуществляют проверку всей деятельности предприятия. Затем определяется балансовая стоимость активов. Только после этого формируют передаточный акт.

    Шаг 4. Уведомляем кредиторов.

    Если аудиторы выявляют, что вы использовали кредитные средства, то всех кредиторов ставят в известность о процессе преобразования МУП.

    При этом:

    • Комиссия по реорганизации ставит в известность ФНС в трехдневный срок;
    • Сообщает кредиторам в письменном виде о начале процесса реорганизации. На это отводится 5 дней.

    Шаг 5. В СМИ размещаем информацию о преобразовании.

    Процесс приватизации во избежание различных нарушений должен контролироваться общественностью. Для этого информация о процедуре преобразования размещается в Вестнике госрегистрации . Публикация осуществляется 1 раз в две недели.

    Шаг 6. Проводим инвентаризацию.

    Если на предприятии нет комиссии, которая занимается проведением инвентаризаций, ее следует создать. Руководитель утверждает ее состав, а сам возглавляет комиссию. В процессе ревизии проверяют, все ли имущество в наличии.

    При этом:

    1. Если выявляются ценности, которые не были оприходованы, их оценивают и вносят на баланс предприятия.
    2. Имущество, признанное непригодным для дальнейшего использования, списывают.

    Шаг 7. Составляем передаточный акт.

    Чтобы он был составлен верно, в него нужно включить следующую информацию:

    • Список имущества, которое подлежит приватизации;
    • Список всех кредиторов (если таковые имеются);
    • Информация о земельных участках;
    • Размер балансовой стоимости имущества;
    • Сумма , которое будет создано.

    Шаг 8. Создаем новое ООО.

    Это завершающий этап преобразования. ООО, которое будет создано, является юрлицом, требующим регистрации. Для этого нужно внести изменения в .

    С этой целью вы подаете в ФНС заявление, в котором указываете:

    • предприятия;
    • Название предприятия полностью;
    • Полный адрес вместе с почтовым индексом;
    • Причину, по которой вносятся изменения;
    • Информацию обо всех участниках ООО;
    • Данные паспорта каждого учредителя;
    • Данные об имуществе предприятия, находящемся в залоге.

    На основании этого заявления происходит регистрация преобразования МУП в ООО. А вы получаете на руки документ, подтверждающий регистрацию изменений.

    Чаще всего гендиректором вновь созданной компании становится руководитель МУП. Что касается сотрудников, то если у них нет возражений, остаются в силе их , заключенные ранее.

    Собственником уставного капитала созданного ООО является муниципальное образование, а это значит, что участники общества покупать доли в УК не смогут.

    Заключение

    Процесс преобразования МУП в ООО позволяет повысить эффективность работы предприятия. Кроме этого, снижается количество предприятий, которые не приносят прибыли, либо деятельность которых не соответствует изначально заявленным целям.

    Преобразование в данном случае – хороший выход, главное не допускать нарушений при его проведении.

    В этом номере «ГС» мы не случайно так много материалов посвящаем теме ЖКХ: в прошлые выходные работники этой сферы отмечали свой профессиональный праздник, с чем мы их поздравляем. Кроме того, в редакции всё чаще стали раздаваться звонки с просьбой внести ясность в один животрепещущий вопрос. А именно – рассказать об объявленной приватизации МУП «Центр ЖКХ». С какой целью это делается, кто выступил инициатором данных изменений, кому будет принадлежать бывшее муниципальное предприятие и ещё много других вопросов, волнующих саровчан, «ГС» попробует прояснить в данном материале.

    Итак, доподлинно известно, что инициатором приватизации МУП «Центр ЖКХ» выступило само предприятие. Чем была вызвана такая мера?

    Для начала необходимо отметить, что предстоящее преобразование продиктовано несколькими причинами. Главная из них – изменения в законодательстве. Так, Минстрой к 2018 году намерен упразднить все государственные и муниципальные унитарные предприятия, а их по всей стране около 4 тысяч. Делается это в рамках борьбы государства с неэффективными предприятиями довольно давно. Ещё в 2011 году правительство разработало и утвердило план привлечения в сферу ЖКХ инвестиций (уже тогда предполагалось, что большинство ГУПов и МУПов будут переданы в концессию до 1 января 2016 года). Не нужно объяснять, как сложно проходят в нашей стране реформы, поэтому последние изменения в законодательстве просто вынуждает МУПы сделать первый шаг к самостоятельности.

    Значит ли это, что МУП «Центр ЖКХ» можно признать неэффективным предприятием?

    Мы бы не были так категоричны, предприятие, по словам руководства, приносит небольшую, но стабильную прибыль. Не секрет, что до определённого времени сфера ЖКХ в Сарове была неконкурентной. Сейчас же на рынке появляются частные предприятия, которые могут более свободно распоряжаться имеющимися средствами. Так, например, частная управляющая компания не обязана всякий раз объявлять конкурс на закупку любой комплектующей детали или даже банки шпатлёвки. Поэтому они более оперативно реагируют на заявки клиентов, могут приобрести не самую дешёвый товар в линейке имеющихся, а хорошего качества. Реорганизация МУП в акционерное общество избавит предприятие от необходимости проводить конкурсные процедуры по федеральному закону №44­ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Само понятие «приватизация» наводит на мысль о смене собственника. Сейчас МУП «Центр ЖКХ» принадлежит муниципалитету. Когда произойдёт реорганизация в АО, кто будет собственником компании?

    На самом деле, даже став акционерным обществом, предприятие останется собственностью муниципалитета: городская администрация будет владеть 100% акций.

    Так что же изменится для жителей домов, обслуживаемых МУП «Центр ЖКХ»?

    Существенно – ничего. Предприятие по­прежнему будет выполнять все возложенные на него обязательства.

    Как и когда состоится приватизация муниципального предприятия?

    При акционировании руководству компании потребуется выполнить как условия приватизации муниципального имущества, так и общие условия реорганизации юридических лиц.

    Для начала Городская дума должна внести изменения в текущий план приватизации муниципального имущества. Сейчас МУП «Центр ЖКХ» обратилось с предложением к депутатам. Они, в свою очередь, создали рабочую группу, чтобы лучше разобраться в вопросе. После того, как депутаты примут положительное решение, будет издано распоряжение Администрации о подготовке МУПа к приватизации, где уже определятся мероприятия и сроки их реализации. Далее – ряд организационных моментов. Работа предстоит большая и сложная, но, если все постараются, то до конца 2017 года можно её завершить.

    Вокруг реорганизации муниципальных предприятий (не только в Сарове, но и по всей России) ведутся споры и многочисленные спекуляции. Одним из аргументов противников преобразования МУП «Центр ЖКХ» в акционерное общество является потеря контроля над предприятием со стороны городских властей. Этот довод не имеет юридических оснований. Ведь собственником акционерного общества, как и собственником МУПа, по­прежнему будет являться муниципалитет в лице городской администрации. Кроме того, для общего руководства деятельностью компании и контроля её сделок в АО создаются совет директоров и ревизионная комиссия.

    Законодательная база, по которой живут акционерные общества, детально регламентирует все аспекты работы таких предприятий и позволяет собственникам обеспечить эффективный контроль над ними. В форме АО действует большинство наиболее крупных государственных предприятий, таких как «Газпром», «Роснефть» и «Сбербанк», и государство обладает всеми необходимыми инструментами управления ими.

    У процесса реорганизации муниципального предприятия в акционерное общество много нюансов, в том числе, финансовых издержек. Насколько эффективно удастся их преодолеть, саровчане узнают уже в ближайшие год­два. А «ГС» обязательно будет держать своих читателей в курсе происходящих изменений.

    Унитарное предприятие — это особенная форма функционирования предприятия, при которой имущество, используемое компанией, не является его собственностью. Существуют такие виды унитарных предприятий:

    • федеральное;

    Особенности реорганизации и ликвидации унитарных предприятий

    • добровольная ликвидация. Проводится по решению органа, который создал компанию (орган местного самоуправления либо другой орган государственной власти). Проводится по типичной установленной законом процедуре;
    • принудительная ликвидация. Проводится по решению арбитражного суда, основаниями для которого могут послужить такие моменты в деятельности предприятия:
      • систематическое нарушение законов РФ;
      • проведение незаконной деятельности;
      • отказ устранить нарушения в своей деятельности, которые были выявлены государственными органами во время проверок;
    • . . Единственная особенность состоит в том, что руководитель предприятия не является его собственником, поэтому не может по своим полномочиям подать иск в арбитражный суд. При наличии первых признаков несостоятельности организации руководитель официально обращается в орган власти, который создал организацию, и сообщает про кризисную ситуацию;
    • . Согласно норм ст.29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 года №161 процедура реорганизации УП может быть проведена в :
      • изменение деятельности предприятия в виде .

    Любой процесс реорганизации (в отличие от преобразования частных предприятий) производится по решению собственника имущества компании.

    Как происходит реорганизация

    В этом разделе детально рассмотрим как происходит процесс реорганизации отдельных видов унитарных предприятий.

    МУП

    В процессе преобразования МУП в проводится комплекс действий:

    • аудит финансово-экономической деятельности предприятия с целью выявления проблемных зон деятельности и перспектив развития;
    • . Цель данной процедуры состоит в анализе стоимости целостного имущественного комплекса, на основе которого ранее функционировало МУП;
    • создание комиссии по приватизации в рамках принятия государственным органом решения о проведении реорганизации. Дело в том, что даже если АО останется в государственной форме собственности, все равно имущество придется передавать на баланс предприятия.;
    • деятельность комиссии. После формируется . Стоимость и перечень имущества компании оценивается на основании заключений аудита, актов инвентаризации и документов на земельные участки, которые используются в процессе функционирования общества. После этого также проводится выпуск акций общества;
    • регистрация изменений в органах Росреестра.

    Важно отметить, что государство может продать часть выпущенных акций желающим физическим и юридическим лицам.

    ГУП

    Старт процедуры реорганизации ГУП в ГБУ ничем не отличается от преобразования МУП:

    • выдается . Данный документ составляет руководитель органа государственной власти, который является собственником предприятия;
    • создается реорганизационная комиссия.

    Основными задачами данной комиссии являются:

    Государство просто должно понимать какие объемы финансирования будут необходимы для деятельности предприятия. Практически никаких изменений в процессе функционирования предприятия не происходит. Отметим, что в процессе преобразования ГУП в ГБУ не проводится приватизация.

    Далее рассмотрим процесс проведения реорганизации ГУП в АО. Согласно норм ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» для возможности старта процесса реорганизации по типу преобразования в АО Правительство РФ вносит объект в План приватизации, который утверждается на период от 1 до 3 лет. После начала процедуры приватизации согласно норм п.3 ст.14 ФЗ о приватизации предприятие должно придерживаться ряда ограничений:

    • невозможность сокращения численности персонала;
    • совершать дорогостоящие сделки (в размере более чем 50000 МРОТ).

    По результатам проведения инвентаризации составляется передаточный акт, в котором указывается сумма стоимости имущества и перечень объектов. После оформления передаточного акта вновь созданное на базе ГУП АО принимает имущество на свой баланс. Параллельно АО, находящееся в собственности государства, проводит выпуск акций, которые потом могут быть проданы физическим и юридическим лицам.

    Никакие другие моменты реорганизации не отличаются от общепринятых в законе.

    ФГУП

    Процедура преобразования ФГУП в АО проходит так.