Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Римское право процедуры принятия законов. Основные законы римского права. Факультативные части формулы

    Римское право процедуры принятия законов. Основные законы римского права. Факультативные части формулы

    Законы (leges) - главное воплощение римского писаного права.

    Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан - выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

    «Законы - имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

    Закон должен был содержать обязательные элементы:

    • 1) praescriptio - вводная часть, или указатель обстоятельств издания;
    • 2) rogatio - текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;
    • 3) sanctio - последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

    Древнейший закон - Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима - земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

    Виды законов:

    • - lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;
    • - lex minus quam perfecta - влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;
    • - lex imperfecta - без санкции.

    В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания - plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

    Подвиды римских законов:

    • - lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;
    • - plebiscitum - указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената - се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора - конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права - jus vetus.

    Законы (leges).
    Римское понимание закона стало основой правопонимания всей континентальной правовой семьи. Lex (закон), по мнению римлян, представлял собой прямое и непосредственное выражение коллективной воли всего римского народа (populus Romanus quiritium). Установление закона гражданами (cives) для самих себя делает закон основой частного права (ius civile). Гражданским это право называется потому, что законы – основной его источник – принимаются гражданами для граждан. Подтверждением служит определение закона, приводимое Гаем:

    «Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил» (Gai 1.3)

    Длительная эволюция римских правовых институтов в течение времени затрагивала и законодательство, в частности, изменялись сами органы законодательной власти. На смену комициям приходит в нормотворчестве римский Сенат, а затем и император. Меняется дефиниция закона:

    «Закон есть то, что римский народ постановил по предложению сенатского должностного лица»(I. 1.2.4)

    Но даже спустя века существенные признаки закона в целом удерживаются на прежнем месте. Римский закон, дабы считаться таковым, должен быть, во-первых, исходить от компетентного органа законодательной власти, а во-вторых, быть издан в точно определённом порядке.
    Впервые законы упоминаются в римской истории в царский период. Несмотря на то, что царь являлся главой государства, наделённым империем, обсуждение и принятие законов не было исключительно царской прерогативой. Так, Помпоний пишет:

    «…сам (Ромул) внёс (на обсуждение) народу некоторые куриатные законы; вносили их и последующие цари: все эти законы были собраны в книге Секста Папирия, который жил во времена, когда правил Тарквиний Гордый <…> Эта книга называется Папириевым цивильным правом, но не потому, что Папирий внёс в неё что-либо от себя, но потому, что он законы, изданные (ранее) без порядка, собрал в одно целое» (D.1.2.2.2).

    Аналогичным образом говорит об этом и Дионисий Галикарнасский:

    «Простонародью Ромул даровал три таких права: выбирать должностных лиц, утверждать законы и выносить решение о войне, когда прикажет царь. И даже в этих делах власть народа не была безусловной, если его решение не покажется верным сенату. <…> А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат». (Римские древности. 2.14.3)

    Уже на заре истории римский народ коллегиально решал важнейшие государственные вопросы, в том числе и обсуждая и принимая законы. Lex в первый период римской истории представлял собой решение куриатных комиций, а участвовать в обсуждении законов дозволялось, следовательно, одним лишь патрициям; плебс такой возможности был лишён, что в дальнейшем (и приведёт к появлению отдельных сходок плебеев и утверждению ими собственных постановлений (с принятием lex Hortensia в 287 до н.э. de iure приравненных к законам). Сам царь в некоторой степени связывался принятым народом законом и вынужден был соблюдать его, что логично следует из патрицианского строя римского государства. Именно патриции, коренные жители Города, являлись политической элитой, организованной в крупные самодостаточные роды, обладающие серьёзным политическим влиянием.
    Проходит время, и царский период сменяется республиканским, что влечёт за собой перемены в правовом строе государства. Нелегитимность власти Тарквиния Гордого и последующее его изгнание приводит к отмене всех царских законов. Помпоний пишет:

    «По изгнании царей все эти законы в силу закона трибунов потеряли силу, и римский народ снова начал более пользоваться неопределённым правом и некоторым обычаем, чем изданным законом, и такое положение продолжалось около 20 лет».(D.1.2.2.3)

    Mores maiorum, широко известные римлянам, охраняют государство от беззакония. Но неписаный характер их предписаний и необходимость понтификального истолкования постепенно приедается римлянам: накаляется борьба между патрициями, в лице понтификов формирующими право Рима, и плебеями, лишёнными возможности влиять на содержание правовых норм. Борьба подогревалась народными трибунами, и римский народ в 451 г. до н.э. постановил взамен консулов избрать десять мужей (буквально на латинском – decem viri; в литературе известны под именем коллегии децемвиров). Коллегия приступила к созданию законов и первоначально составила десять таблиц, принятых в голосовании по центуриям. Затем, в связи с мнением народа о неполноте законов, к десяти таблицам в 450 г. до н.э. были добавлены ещё две. В итоге все двенадцать таблиц составили Законы XII таблиц (leges duodecim tabularum). Текст закона был выставлен на досках перед рострами, дабы любой желающий мог с ним ознакомиться. Тем самым монополия патрициев на право была существенно поколеблена, поскольку любой желающий мог ознакомиться с текстом законов. Впрочем, и здесь плебсу не удалось полностью отстоять свою независимость: на основе Законов были составлены legis actiones (иски из закона), знание которых доступно было лишь понтификам (вплоть до их публикации Гнеем Флавием). Значение Законов было столь велико, что образованные римские граждане заучивали их наизусть, дабы не отговариваться незнанием закона.
    В республиканский период, как видно из вышесказанного, законы принимались в центуриатных комициях, а не в комициях по куриям. Следовательно, стало учитываться (пусть и за вычетом недостатков цензовой системы формирования воинских собраний) мнение всего народа, обоих его сословий. О значении этого периода пишет Л.Л. Кофанов:

    «Переход от монархии к республике ознаменовал собой победу идеи народовластия не только в политическом устройстве, но и в характере развития права. В период ранней Республики утверждается главный принцип законности и правомерности – «по праву квиритов» (ex iure Quiritium)».

    В результате принятия Законов XII таблиц формируется понимание закона как решения всего римского народа. Плебс и патриции, объединённые в борьбе с властью децемвиров, впервые в римской истории в борьбе за свою политическую свободу предстают как единое целое, как один народ – римский народ Квиритов. Объединение римского народа в единую нацию на базе рабовладельческого сословия делает и римское право строго национальным, гражданским.
    Следующим известным актом в истории римского права справедливо считают закон Лициния-Секстия (lex Liciniae-Sextiae) 367 г. до н.э., по сути подтвердивший изменение политического равновесия в римском обществе и подчеркнувший слияние патрициев и плебеев в единый народ. Этот закон обязывает избирать одного консула из числа плебеев. Патриции, цепляясь за власть, вводят и магистратуру городского претора, избираемого из патрициев и ведавшего судебными делами в Городе.
    Республиканская процедура принятия закона в центуриатных комициях сохраняется более полутысячелетия: в последний раз её использует император Нерва в I в.
    Процедура принятия закона имеет три ярко выраженные стадии.
    Первая стадия заключалась в испрошении у народа проекта закона (rogatio legis) высшим должностным лицом, облеченным империем (из ординарных маггистратов – консулами или претором, из экстраординарных – диктатором). Магистрат обращался к народу со словами: «velitis jubeatis Quirites ut…» – «Квириты, постановите и одобрите, чтобы…», а затем зачитывает текст закона.
    Инициатор принятия закона готовил его текст и предварительно, до народного собрания, опубликовывал его: текст законопроекта выставлялся на всеобщее обозрение на форуме (сама процедура получила название promulgatio). Промульгирование дозволялось не позднее trinum nundinum (трёх недель ) до народного собрания, на рассмотрение которому планировалось вынести законопроект. Римский народ знакомился с текстом закона как он был выставлен.
    Вторая стадия состояла в голосовании по законопроекту. Римские граждане могли голосовать в любой из комиций, и решение каждой из них юридически считалось законом. Голосование происходило не индивидуально, а коллективно, т.е. учитывался не голос каждого отдельного участника, а структурной единицы комиции в целом (так, при голосовании по куриям каждая из курий обладала одним голосом, при голосовании по центуриям – каждая из центурий имела один голос, при голосовании по трибам – каждая триба). Положим, при принятии закона в собрании по центуриям члены каждой центурии голосовали внутри центурии, а затем по совокупности голосов определялось мнение всей центурии. Выражать своё мнение каждый из граждан мог лишь строго формально и лаконично: при согласии с законом – в форме «uti rogas» («как ты просишь»), при несогласии – в форме «antiquo legem» («стою на старом законе»). Рогация магистрата принималась или отвергалась, как сказано ранее, целиком, без изменений.
    Если закон был принят собранием, наступала третья стадия принятия закона, для чего он передавался в Сенат. Но перед этим закон должен был отлежаться не менее месяца (vocatio legis), и лишь по истечении срока подавался на рассмотрение Сенату.
    Третья стадия заключалась в рассмотрении принятого закона Сенатом. Отцы-сенаторы обсуждали закон и либо соглашались признать его, либо полностью отвергали. Согласие Сената придавало закону полную силу, несогласие – лишало даже принятый в собрании закон силы (что на практике практически не происходило, так как Сенат, в силу desuetudo, лишился этого права). Это правило, возникшее в древнейший период римской истории, описывает Тит Ливий:

    «[Отцы-сенаторы] постановили, что, когда народ назначит царя, решение будет считаться принятым лишь после того, как его утвердят отцы. И до сего дня, если решается вопрос о законах или должностных лицах, сенаторы пользуются тем же правом, хотя уже лишенным действенности: прежде чем народ приступает к голосованию, при еще неясном его исходе, отцы заранее дают свое утверждение».

    Ему вторит и Дионисий:

    «А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат. Но в наше время обычай изменился, так как сенат не утверждает то, что постановил народ, но сам народ имеет власть над решениями сената». (Римские древности. 2.14.3)

    Испрошенный, принятый народом и одобренный Сенатом закон приобретал силу и de facto становился известен всему населению Рима; начало действия закона – день принятия его в комиции. Принятый закон выставлялся на досках на форуме, а копия его сдавалась в архив.
    Каждый из прошедших эту процедуру законов имел определённую, всегда одинаковую, структуру.
    Первая часть закона называлась praescriptio (от лат. prae – «перед, до» + scribo – «пишу») – вводная часть, содержащая указание на магистрат, а также обстоятельства, в которых закон принимается. Например, единственный полностью дошедший до наших дней закон – lex Quinctia de aqaeductibus (закон Квинкция об акведуках 9 г. до н.э., принятый в собрании по трибам) начинается словами:

    T. Quinctius Crispinus consul populum iure rogavit populusque iure scivit in foro pro rostris aedis divi Iulii pr(idie) Iulias. Tribus Sergia principium fuit, pro tribu Sex.... L. f. virro
    «Консул Тит Квинкций Криспин испросил у римского народа право, а римский народ на Форуме перед Рострами возле храма божественного Юлия решил утвердить предложенное 30 июня <9 года до н.э.>. Сергиева триба <первой> начала голосование по этому предложению, а Секст Вирр, сын Луция Вирра, подал первый голос <от своей трибы>».

    Вторая часть закона именовалась rogatio («просьба, законопроект») и содержала текст закона. Приведённый выше закон Квинкция содержал рогацию следующего характера:

    Quicumque post hanc legem rogatam rivos specus fornices fistulas tubulos castella lacus aquarum publicarum, quae ad urbem ducuntur sciens dolo malo foraverit ruperit foranda rumpendave curaverit peiorave fecerit, quo minus eae aquae earumve quae queat in urbem Romam ire cadere fluere pervenire duci quove minus in urbe Roma et qua aedificia urbi continentia sunt erunt, in is hortis praediis locis, quorum hortorum praediorum locorum dominis possessoribus U. F. aqua data vel adtributa est vel erit, saliat distribuatur dividatur in castella lacus (in) mittatur <…>
    «<Если> кто бы то ни был после вступления настоящего закона в силу каналы, подземный водопроводы, своды, трубы большие и малые, резервуары, чаны общественного водоснабжения, которые проведены в город, сознательно со злым умыслом продырявит, повредит или содействует их продырявливанию или поверждению, в результате чего вода так или иначе перестанет <поступать> в город Рим, или в результате чего вода <перестанет поступать> собственникам или владельцам садов, домов или зданий в городе Риме, а равно в их цистерны, резервуары <и т.д.> …»

    Третья часть закона называлась sanctio (вероятно, от слова sanctus – «святой, освящённый»). Санкция устанавливала меру ответственности за нарушение предписаний закона. И если древние законы (в царский период) отличались суровостью наказаний, то в праве республики санкции начинают смягчаться и становиться более разнообразными. Так, в качестве наказания могла предусматриваться не только смертная казнь, но и изгнание, обращение в рабство на рудниках или галерах, денежный штраф, обязание совершить определённые действия (обыкновенно в пользу потерпевего) и т.п. Приводимый в качестве примера закон содержит такую санкцию за нарушение названной выше нормы:

    <…>is populo Romano centum milia dare damnas esto ; et qui d(olo) m(alo) quid eorum ita fecerit, id omne sarcire reficere restituere aedificare ponere excidere demolire damnas esto sine dolo malo.
    «<То> такой да уплатит сто тысяч сестерциев римскому народу; кроме того, кто совершит <названные действия> со злым умыслом, да будет присуждён также <починить, восстановить, отстроить заново то, что он повредил> надлежащим образом».

    Однако не каждый закон, принятый в Древнем Риме, снабжался санкцией. Отсюда, в зависимости от наличия санкции, а также от её характера, все законы принято разделять на несколько видов.
    Первый вид законов – это законы, вовсе лишённые санкции, т.е. не содержащие указания на меру ответственности за их нарушение. Такой закон назывался lex imperfectae («несовершенный закон»). По словам Г.Ф. Дормидонтова, несовершенный закон – это такой закон,

    «…который запрещает известное действие, но не объявляет ничтожным то действие, которое совершено вопреки запрещению. Так в древнем Риме закон Цинция о дарениях запрещал подарки свыше известной суммы, но не объявлял недействительными сделки, совершенные вопреки этому закону. Законодатель полагал как бы, что одного его веления достаточно, чтобы остановить неправильное, вредное по его мнению, направление принятое дарственными сделками. Нередко в форме leges imperfectae в законы вносятся обыкновенные правила нравственности, например: супруги обязаны взаимно любить друг друга. При таком предписании и не мыслима какая-либо санкция».

    Названный вид законов имел целью указать на недопустимость определённого поведения с точки зрения иной, нежели право, нормативной системы. Вероятно, почтение к обычаям предков (mores) и сложившимся на их основе системы норм морали было чрезвычайно сильным и отсылка к их авторитету могла удержать римлянина, особенно знатного, от недостойного поведения.
    Ко второму виду относились законы, называемые leges minus quam perfectae («законы менее чем совершенные»). Их санкция не уничтожала юридические действия, совершённые вопреки закону, но устанавливала штраф за их совершение. Объяснение их сущности даёт Н.М. Коркунов:

    «…иногда обстоятельства могут сложиться таким образом, что признание правонарушительного действия ничтожным повлекло бы невыгодные последствия для третьих, ни в чём не повинных, лиц».

    Например, законы XII таблиц ограничивали предельный размер процентов по долгу 1/12 частью суммы долга. Ростовщика, истребовавшего больший процент, ждал штраф в четырёхкратном размере от размера процентов, полученных сверх закона. Само соглашение между ним и должником, тем не менее, оставалось в силе. И действительно, уничтожение соглашения вследствие виновных действий ростовщика поставило бы должника в невыгодное положение: ему немедленно пришлось бы вернуть всю сумму долга вместе с законными процентами, что могло поколебать его благосостояние, если займ оказывался крупным. Поэтому, в интересах должника, здесь применяется санкция менее чем совершенного вида.
    Третий вид законов – это leges perfectae («совершенные законы»). Санкция такого закона запрещала определённые действия, а если они, вопреки закону, всё же совершались, то таковые действия признавались юридически ничтожными и не влекли никаких правовых последствий. Такой закон, однако, просто уничтожал неправомерное действие, но не налагал на лицо, совершившее это действие, никакой ответственности.
    Так, согласно Гаю,

    «…отказ, сделанный прежде назначения наследника, был недействителен, конечно, потому, что завещания получают силу от назначения наследников, и посему назначение наследника считается как бы существеннейшим условием и основанием целого завещания» (Gai. 2.229).

    Если некто откажет имущество до слов о назначении наследника, то этот отказ будет признан как будто вовсе не существующим, а правоотношение из такого действия не возникнет; налицо явная ничтожность ipso iure действия, противного праву. Однако же совершение такого действия не влечёт наказания. Подобные нормы характерны и для современного гражданского права в части объявления ничтожности сделок.
    Наконец, средневековые юристы, анализируя дошедший до них нормативный материал, выделили и четвёртый вид законов – leges plus quam perfectae («законы более чем совершенные»). Особенность санкции таких законов заключалась в том, что юридическое действие, совершённое вопреки предписанию закона, признавалось ничтожным и сверх того на нарушителя налагалось наказание. Примером является lex Furia testamentaria (закон Фурия о завещаниях; около 190 г. до н.э.). Этот закон запрещал завещательные отказы на сумму свыше 1000 ассов. Подобный отказ признавался юридически ничтожным, а нарушитель – отказополучатель – подвергался штрафу в четырёхкратном размере от суммы полученного.

    Примечания и литература:
    1. Подробнее см.: Кофанов Л.Л. Понятия lex и ius в римском архаическом праве. // Древнее право. 2003. №1 (11). С. 40–53.
    2. Тит Ливий писал, что уже «в XII таблицах имелось постановление о том, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона» (VII.17.12).
    3. О материале, из которого изготовили доски, до сих пор ведутся споры. Считают, что Законы были вырезаны на слоновой кости, либо на медных пластинах, либо на выбеленных досках. Так как текст Законов до наших дней дошёл лишь в виде цитат из трудов античного времени, установить истину здесь невозмодно. Мнение Помпония о досках из слоновой кости, тем не менее, может быть обоснованным: этот материал к моменту составления Законов уже был известен римлянам; изделия из слоновой кости обнаруживаются уже в этрусских захоронениях VII в до н.э. (в музее Монтермартини хранится фигурка льва именно этого периода, инв.№: AntCom27876). Дождев Д.В. приписывает колебания традиции по поводу материала, из которого были изготовлены таблицы, практике выставлять эдикт на побелённой доске (album).
    4. По всей видимости, здесь и укоренён принцип «ignorare legis est lata culpa».
    5. Кофанов Л.Л. Понятия lex и ius в римском архаическом праве. // Древнее право. 2003. №1 (11). С.42.; подробнее о борьбе патрициев и плебеев, а также о злодеяниях децемвиров, отказавшихся сложить полномочия по завершении своей работы, см., наприрмер, книгу 3 «Истории Рима от основания Города» Ливия.
    6. Покровский И.А. уточняет: три недели, или 24 дня.
    7. Тит Ливий. I.17.9.
    8. Если воспользоваться современной терминологией, то первая часть может быть названа вводной, вторая – диспозицией, третья – санкцией. Вероятно, нынешняя теория права наследует эту структуру в учении о норме права.
    9. Латинский текст приводится по изданию: Johnson, Coleman-Norton & Bourne, Ancient Roman Statutes. - Austin, 1961, pp. 119-120. // URL: (дата обращения: 06.07.2015)
    10. В переводе опущен целый ряд слов, характеризующих различные способы попадания воды в город Рим по элементам системы водоснабжения (ire cadere fluere и т.д.).
    11. Древняя формула sacer esto предусматривала как раз наказание смертью (заклание) за нарушение сакральных норм. Подробнее о её значении см.: Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII-III в.в. до н.э. – М.: Статут, 2006. С. 168-179.
    12. Приведённый пример отражает существование сложных санкций в римском праве. Кроме того, видно, что римскому праву не чуждо и понимание различного назначения санкции: здесь она одновременно играет и карательную (штраф в 100 000 сестерциев), и правовосстановительную (обязание починить повреждённый водопровод) роль.
    13. Законы делятся на виды по тексту одного из отрывков из сочинений Ульпиана. См. подробнее: Дождев Д.В. Римское частное право. – М.: Норма, 2008. C. 105.
    14. Цит. по: Система римского права. Г.Ф. Дормидонтов (Заслуж. проф. Императорского Казанского Университета). Общая часть. – Казань, 1910. //URL: (Дата обращения: 06.07.2015).
    15. В наши дни некоторые нормативные правовые акты России содержат схожие нормы. Например, пункт 2 части 1 статьи 4 Закона РФ «О статусе судей» указывает, что судьёй может быть гражданин «не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям». В то же время, престиж государственной службы в должности судьи столь высок, что от кандидата требуется, чтобы он вообще никогда не привлекался к уголовной ответственности; даже его участие в уголовном процессе вследствие ошибки закрывает возможность последующей работы в судебной системе. Эта норма не нуждается в специальном указании на последствия несоблюдения. Равным образом и римляне, проходящие cursus honorum, должы были обладать безупречной репутацией в соблюдении обычаев предков; малейшее отклонение от них могло привести к крупному политическому скандалу и профессиональной дисквалификации.
    16. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 199.
    17. См., например, часть 1 статьи 171 Гражданского кодекса РФ.
    18. Не выделяемый Ульпианом и неизвестный в классический период.

    Рецензии

    «…Законы XII таблиц ограничивали предельный размер процентов по долгу 1/12 частью суммы долга. Ростовщика, истребовавшего больший процент, ждал штраф в четырёхкратном размере от размера процентов, полученных сверх закона».

    Для сравнения. Вот что было написано императрицей Елизаветой во вступительной части Ея высочайшего указа (1754) об учреждении Дворянского и Купеческого банков:

    «Многие российские Наши подданные, а более из дворянства, имея в деньгах нужду, принуждены занимать у других с великими процентами и с закладами такими, который против взятия денег вполтора, или вдвое стоить может, выкупить же чем в положенный срок не может исправиться, и от того приходят в убожество и разорение, и дают не токмо по двенадцати, но и по пятнадцати и по двадцати процентов, чего во всем свете не водится. А иные есть и такие бессовестные грабители, что по прошествии срока и малых дней положенного заклада, хотя б и деньги приносил, не отдают; а другие, вымышлено обнадеживая незапискою закладного имения, продолжают и по сроку заложенные деревни за собою записывать и так в малых деньгах великого заклада лишаются.

    …А ежели кто из них впредь дерзнет брать более шести процентов, и в том обличены будут, у таковых те данные от них в заем деньги останутся у заемщика, а для казны всё имение конфисковать, дабы в противность впредь чинить не дерзали…»

    (Из исторического очерка «Питие на Руси есть веселие».)

    С уважением,
    Виктор Аннинский

    ВВЕДЕНИЕ

    Из всего богатейшего наследия, оставленного Древним Римом новой Европе, самая счастливая судьба выпала римскому праву, ставшему основой для всей последующей европейской науки и прак-тики гражданского права. История римского пра-ва не без основания считается одной из интерес-нейших страниц всей истории античного мира. Она охватывает промежуток времени ни много ни мало в двенадцать столетий, и позволяет просле-дить становление права, начиная с первых ростков социальной жизни вплоть до самого заката «одрях-левшей цивилизации». История эта тем более интересна, что творил ее народ, наиболее одаренный с, так сказать, юридической точки зрения. Из всех старых и новых народов, пожалуй, только римля-не все величие своего национального гения про-явили не в искусстве или науке, а в тончайшей разработке существенных норм правоотношений, в строжайшем разделении того, что считать «хоро-шим и правильным», а что «дурным и кривым».

    Как любое право вообще, римское право осно-вывалось на обычаях и законах, причем, если ве-рить римским историкам, писаные законы появи-лись уже при первых царях Ромуле и Нуме Помпилии. Современные ученые мало доверяют свиде-тельствам о законодательной деятельности римских царей, делая исключение лишь для свода законов некоего Папирия, содержаще-го или исключительно по-становления частного и уголовного права.

    РИМСКОЕ ПРАВО

    Римское право являлось эталоном правовой системы древности, но и по сей день оно остается лучшим образцом права.

    Римское право пережило ту рабовладельческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. По-этому периодизация истории римского права, несмотря на ее тесней-шую связь с важными событиями в политической жизни, не может быть сведена к периодизации Римского государства. В обширной литературе по римскому праву имеются различные варианты вы-деления главных и более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной представляется следующая периодизация истории римского права.

    1. Древнейший период (VI - середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

    2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право посте-пенно освобождается от остатков патриархальности и религиозно-сти и превращается в светскую юридическую систему, характери-зующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовла-дельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового ана-лиза и филигранной юридической техники,

    3. Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с
    разложением рабовладельческого общества и государственности
    римское право практически перестает развиваться, несет на себе
    печать общего экономического и политического кризиса. Измене-ния в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к форми-рующимся новым феодальным отношениям, что происходит, одна-ко, уже в восточной части Римской империи (Византии).

    Для более глубокого изучения истории римского права, а так-же для специальных научных целей разработаны и более детали-зированные схемы периодизации. Так, многие ученые вслед за ар-хаическим периодом выделяют в качестве особого этапа истории римского права предклассический период (III - Iвв. до н.э.).

    Развитие источников права

    Источники права древнейшего периода. Закон XII таблиц.

    Огромную роль в фор-мировании римской правовой традиции в архаический период иг-рали жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтифи-ков, которая присвоила себе привилегию формирования и толко-вания норм права. Понтифики были по сути дела первыми рим-скими юристами. Право в архаический период сохраняло во многом сакраль-ный характер, совершение юридических актов требовало выпол-нения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т.д.

    Древнейшим источником права в Риме были правовые обы-чаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских ца-рей (leges regiae). С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децимвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого поли-тического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, со-стоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая пер-воначальный текст еще двумя таблицами.

    В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права (jus civile), предназначенного исклю-чительно для римских граждан. Принятие Законов XII таблиц означа-ло ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вы-рабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим пра-вом.

    В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохрани-лись (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содер-жание реконструировалось (в XVI-XVII вв.) на основе фрагмен-тов из сочинений более поздних римских авторов. По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. Но были вклю-чены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обыч-ного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уро-вень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторите-том, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

    В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и поста-новления магистратов. Толкование законов, как и цивильного права, вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны. Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовали хи-щения и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей и толкова-ний норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности храни-лись в архивах понтификов.

    Источники права в классический период.

    В III веке до н.э. - III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таб-лиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законо-дательных реформ византийского императора Юстиниана).

    На новом этапе истории римского права его наиболее харак-терным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все ме-нее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоя-тельные правовые системы: "преторское право" (jus praetorium) и "право народов" (jus gentium).

    Особую роль в развитии права в классический период сыгра-ли эдикты претора перегринов, должность которого была учреж-дена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. С установлением империи постепенно изменилось и положе-ние преторов, а политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворче-ство приходило в противоречие с растущим самовластием импе-раторов. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Уже в первые годы империи падает значение народных со-браний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов.

    Акты императорской власти (конституции) делились на сле-дующие основные виды;

    1) Эдикты - общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни дан-ного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

    Рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по право-вым вопросам.

    Декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная император-ская юриспруденция.

    4) Мандаты - инструкции, адресованные правителям про-винций, которые в ряде случаев содержали также нормы граждан-ского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

    Первоначально конституции императоров касались лишь во-просов публичного порядка (организации администрации, престу-плений и т.п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в импера-торскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии боль-шое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

    Источники права постклассического периода.

    В период доми-нала в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы рим-ское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес при-обретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше про-изошло с преторами. Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права.

    Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя подлинные тексты императорских законов со 196 по 365 г. н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация импера-торских конституций (Кодекс Феодосия). Всеобъемлющая систематизация римского права была прове-дена в 528-534 гг., т.е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана (Кодекс Юстиниана, Дигесты Юстиниана, Институция Юстиниана)

    По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был раз-делен на 12 книг. В книге I рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 - 8 посвящены различ-ным вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затрагиваются раз-личные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты. В рамках отдельных титулов императорские конституции рас-положены в хронологическом порядке; древнейшая из использо-ванных в Кодексе - Конституция Адриана 117 года, самая поздняя - Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года.

    Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, вы-делявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или пандекты. Последний термин позаимство-ван из греческого языка, что означает "содержащий в себе все". Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин. Так, тексты Ульпиана со-ставляют 1/3, Павла - 1/6, Папиниана - 1/18 часть. Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов, число и разме-ры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста. Фрагмент приводится с указа-нием автора и названия работы, откуда почерпнута цитата.

    Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рас-сматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обо-сновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т.д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47-50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, город-ском управлении, военном пекулии и т.п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права; ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т.д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Осо-бенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным ви-дам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, харак-терные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего (например, деления вещей на манципируемые и неманципируемые), смягчение отцовской власти, стирание различий меж-ду легатами и фидеикомиссами и т.д. Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения (из Марциана, Папиниана и Модестина) даны по-гречески. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование. Первоначальный текст Дигест Юстиниана не сохранился.

    Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Ин-ституции - элементарный учебник права, обращенный императо-ром к "юношеству, любящему законы". В основу Институций Юстиниана были положены сочинения Гая (Институции и "Повседневные дела"), а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана и Павла. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоят из 4 книг. В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцов-ской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследова-нию без завещания, степени когнатского родства и т.п. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоя-тельно освещаются отдельные виды договоров. В В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелю-бодеяние, отцеубийство, подлоги и т.д.).

    Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой кон-центрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источ-ником римского права.

    Основные составляющие Римского права

    Общая характеристика.

    Вплоть до середины III в. до н.э. без-раздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом (квиритскими обы-чаями и ритуалами), нашедшим свое отражение и в Законах XII таблиц. Квиритское, или цивильное (буквально - граждан-ское, т.е. связанное с римским гражданством) право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледель-ческого государства - общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством (но не к перегринам - иностранцам), и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина. Борьба плебеев с патрициями за равноправие, красной нитью про-ходящая через всю историю ранней республики, завершилась, в конечном счете, их приобщением ко всем привилегиям, предусмот-ренным в цивильном праве.

    Квиритское право отражало сравнительно примитивные от-ношения раннеклассового общества. Оно долгое время было связа-но с деятельностью жрецов-понтификов. И даже с постепенным усилением в нем светского начала оно многое сохранило от рели-гиозной торжественности и ритуальности. Вместе с тем оно отли-чалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом римском праве регулировались уже имущественные отношения и в первую очередь - право частной собст-венности (dominium ex jure quiritium), которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью (plena in re potestas). Однако гражданская община долгое время сохраняла пра-во верховного контроля за распоряжением землей и другим хозяй-ственно важным имуществом, которое имело семейный характер.

    Манципация.

    Уже в древнейший период в Риме большое вни-мание уделялось способам приобретения вещных прав и класси-фикации самих вещей. Вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море и Т.п.), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля - ager publicus) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота (res extra commercium).

    В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объек-том права собственности, было их деление на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res nec mancipi) вещи. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй - все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

    Согласно традиционной точке зрения, восходящей к римскому юристу Гаю, отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации - процедуры, требо-вавшей особо сложной и торжественной обрядности. Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых "по-средством меди и весов". Она предполагала приглашение пяти сви-детелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу. Затем он ударял медью о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей.

    Древнейшему праву был известен еще один формальный способ передачи права собственности путем сложного обряда, который мог применяться как к манципируемым, так и неманципируемым вещам (in jure cessio). Данная процедура представляла собой фик-тивный судебный спор, который разыгрывался в присутствии пре-тора. Покупатель делал вид, что отчуждаемая вещь принадлежит ему и торжественно заявлял о своем праве собственности ("данная вещь по праву квиритов принадлежит мне"), отчуждатель не воз-ражал против такого утверждения, и претор присуждал данную вещь приобретателю, как будто являющуюся его собственностью.

    Уже в древнейший период в Риме сложился порядок, соглас-но которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу длительного владения ею (usucapio). Законы XII таблиц запрещали лишь приобретение права собственности по давности в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей - в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допуска-лись неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права покупатель не приобретал права собственности на вещь, и квиритский собственник мог даже требовать возвращения последней через суд.

    Сервитуты.

    Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой ве-щью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоот-ношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Отдельно сервитуты предусматривались и Законами XII таблиц. Так, предписывались меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов обрезались крутом для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку, разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка.

    Обязательства из договоров.

    В древнейший период при не-развитости товарно-денежных отношений договоры (контракты) были еще немногочисленными и отличались ярко выраженным форма-лизмом. Именно внешняя оболочка, а не содержание определяли природу того или иного контракта, в форме которого могли быть выражены самые различные обязательственные отношения. Другая черта древнейших договоров - их односторонний характер. Пра-вом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (креди-тор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.

    В числе контрактов, наиболее ярко отражавших черты раннерабовладельческого права, был нексум, в форме которого выража-лись самые различные обязательственные отношения, в том числе аренда, отчуждение собственности, заем. Этот договор (подобно манципации) заключался в присутствии пяти свидетелей и весов-щика посредством "меди и весов". Он состоял в фиктивном обряде отвешивания меди (до появления денег это, видимо, имело вполне реальное значение) и в произнесении особой словесной формулы кредитором, в которой определялась суть обязательства должника (размер долга и т.д.).

    Если должник не возвращал в срок установленную таким об-разом сумму, кредитор мог "наложить на него руку" и держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме. За это время должник трижды выводился в базарные дни к претору на Форум, где объ-являлась сумма его долга (в расчете на выплату ее сородичами), а затем он продавался в рабство за границу. В Законах XII таблиц говорилось даже о том, что должник, не вернувший деньги сразу нескольким кредиторам, мог быть разрублен ими на части. Вероятно, в таких случаях использовались и особые соглашения об отработке долга. Но наиболее характерная черта этого договора состояла в том, что взыскание было направлено на саму личность должника. Развитие острых антагонизмов на почве долговых отно-шений привело к принятию в 326 году до н.э. закона Петелия, согласно которому кредитор лишался права превращать должника в раба или его убивать.

    В глубь истории к религиозным клятвам восходит и другой древнейший контракт - стипуляция (stipulatio). Формальный ха-рактер этого договора проявился в произнесении строго опреде-ленных словесных формул. Кредитор задавал должнику вопрос о том, обязуется ли последний совершить какое-то действие, на что должник отвечал в утвердительной форме, использовав при этом те же слова. Первоначально в вопросе и ответе можно было поль-зоваться только одним глаголом - spondeo ("торжественно кля-нусь"), а сама стипуляция носила название "спонсии" (sponsio). Как и нексум, стипуляция представляла собой абстрактный контракт, т.е. могла включать в себя различные обязательства отношения: заем, передачу вещи в ссуду, на хранение и т.д. Однако стипуляция могла совершаться только в отношении неманципируемых вещей. Исполнение обязательства по стипуляционному договору было стро-го ограничено лишь тем, что было упомянуто в вопросе и ответе. Выполнение стипуляции, наряду с совершением предусмотренного в ней действия, также требовало совершения торжественной про-цедуры в противоположном порядке (акцептация).

    Деликты.

    Уже в древнейший период, как это можно видеть из Законов XII таблиц, обязательства возникали не только из догово-ров, но и из деликтов (правонарушений). Большинство предусмот-ренных в квиритском праве деликтов еще не считались нарушени-ем общественного интереса, а рассматривались как посягательство на права частного лица, как частный деликт (delictum privatum), совершение которого как бы ставило обидчика (правонарушителя) в положение должника потерпевшего.

    Многие из таких частных деликтов, известных Законам XII таблиц, стали рассматриваться как преступления в последующем. Но по квиритскому праву к категории частных правонарушений относились личная обида (injuria), тяжелые членовредительские повреждения, а также воровство (furtum). Обязательство, ложив-шееся на виновного (строго говоря, по Закону XII таблиц на вину не обращалось внимания, достаточно было самого факта соверше-ния деликта), выражалось чаще всего в обязанности уплатить штраф в пользу потерпевшего (от 25 до 200 ассов). Но в случае членовре-дительства допускался еще талион, а кража, когда вор был пойман с поличным, влекла за собой бичевание, После бичевания вор вы-давался потерпевшему, который, вероятно, мог поступить с ним так же, как с неоплатным должником. Вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте. Обязательство в виде уплаты штра-фов или возмещения причиненного ущерба полагалось согласно Законам XII таблиц в случае порубки чужих деревьевили же неосторожного поджога строения или скирды хлеба, сло-женной около дома.

    Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты (delictum publicum), т.е. преступ-ления, которые наказывались от имени римского народа, а взыска-ния по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступле-ний, однако, не был еще широк. К ним относились, прежде всего, преступления против республики. Так, предавались смертной каз-ни лица, которые подстрекали "врага римского народа к нападе-нию на Римское государство" или же предавали "врагу римского гражданина". Среди прочих преступлений также выделялись убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жат-ва в ночное время и т.д.

    Хотя в самих Законах XII таблиц (в пересказе римских юри-стов) утверждается, что смертная казнь применялась "за неболь-шое число преступных деяний", последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, од-нако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства ("лишением огня и воды"). Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть ма-гистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступле-ния рассматривались как оскорбление богов (например, причине-ние вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религи-озные проклятья.

    При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, сте-пень участия в преступлении и т.д.). Лишь в редких случаях раз-личались умышленные (преднамеренные) и неосторожные престу-пления, что влекло за собой и разные юридические последствия (наказания). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время - VIII, 9; за кражу с поличным - VIII, 14). Уголов-ное право уже в древности обнаружило свои классовые подходы: по общему правилу рабы наказывались более строго, чем свобод-ные люди. Они нередко приговаривались к смертной казни.

    Брак и семья по Законам XII таблиц.

    Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хо-зяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через его главу (pater families). Типичной формой брака был брак с властью мужа (cum manu mariti). Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца, мужа), если только муж не был лицом sui juris, т.е. имел самостоятельный семейный статус. Она полностью порывала со своими кровными родственниками (когна-тами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными отношениями с членами семьи мужа (аг-натами). Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Отсутствие в древнейший период юридических ограниче-ний для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

    Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих се-мей и согласие самих брачующихся. Брачный возраст для женщи-ны был 12 лет, для мужчин устанавливался путем осмотра. Заклю-чать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели рабы, перегрины, латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, этот запрет нашел свое отражение в Законах XII таб-лиц, но вскоре (445 год до н.э.) был отменен законом Канулея. Брак мог заключаться в различных формах, в том числе путем религи-озного обряда в виде фиктивной покупки жены (по типу манципации) или же в результате фактического совместного проживания мужа и жены в течение года. В последнем случае власть мужа не возни-кала, если жена ежегодно отлучалась из дома мужа 3 ночи в году.

    Брак прекращался в случае смерти одного из супругов или утраты им правоспособности, а также в силу развода, который был в древнейший период редким явлением и допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных условиях (прелюбо-деяние жены или изгнание плода). Для древнеримской семьи характерной была также сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни (jus vitae ас пес is). Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательст-ва, принятые на себя сыном, не связывали отца. Но потерпевший мог привлечь отца к имущественной ответственности в случае де-ликта, совершенного подвластным членом семьи. Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнитель-ной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понти-фиков. Усыновление осуществлялось также путем троекратной фик-тивной продажи члена семьи в рабстве (in iure cessio), а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца. Древнейшее римское право знало также опеку, кото-рая устанавливалась над малолетними и женщинами, не вышед-шими замуж, а также попечительство над сумасшедшими и расто-чителями.

    В римском праве архаического периода существовало два спо-соба наследования имущества умершего домовладыки. По общему правилу оно переходило к детям или внукам умершего ("подвла-стным") или к другим агнатам, состоявшим с ним в ближайшем родстве. Только в случае отсутствия агнатов имущество передава-лось сородичам умершего. Очень рано в Риме возникает и переда-ча наследства по завещанию, хотя первоначально нельзя было за-вещать имущество при наличии детей. Поскольку завещание рас-сматривалось как исключение из нормального порядка наследова-ния, оно, как правило, утверждалось на народных собраниях. Зако-ны XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми. В завещании на-ряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое могло истребовать эту вещь у наследника.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Римское право занимает уникальное место в право-вой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую сту-пень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом.

    Оно отличается, прежде всего, необыкновенно широким охва-том самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Осо-бенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также много-образных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собст-венность, а также другие имущественные права и интересы пред-метом искусного и весьма совершенного юридического регулирова-ния. На базе римского права, отличавшегося большой разработан-ностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, став-шая общим достоянием человечества на последующих этапах раз-вития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как са-мостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридиче-скому образованию.

    За более чем тысячелетний период истории Римского госу-дарства право претерпело в нем глубокие изменения. История рим-ского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влия-ние все усложняющихся экономических и иных общественных от-ношений, в том числе связанных и с рабством.

    ЛИТЕРАТУРА

    Электронная версия «Большой Советской Энциклопедии» (изд. В 1976 г.) на 3-х дисках, 2002 г.

    Культурология. История мировой культуры, М.: «ЮНИТИ», 2001, - 600 с.

    Золоева Л. Порьяз А. Мировая культура: Древняя Греция, Древний Рим. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 447 с.

    Кравченко А.И., Культурология, М.: «Академический проект», 2001 – 496 с.

    Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. – М.: Издательство НОРМА, 1996 г. – 480 с.

    Сапронов П.А. Культурология.: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е издание, дополненное. – СПб.: Лениздат, 2001, - 560 с.

    Обычаи признавались источником права,если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Дигесты).

    Правовой обычай как источник римского права

    Обычное право - древнейшая форма образования римского права. Обычное право - совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

    Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

    Обычное право - неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

    Нормы обычного права:

    Mores maiorum - обычаи предков;

    Usus - обычная практика;

    Commentarii pontificum - обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

    Commentarii magistratuum - обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

    Consuetudo - обычай в императорский период. Значение обычаев:

    Заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

    Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

    В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).

    Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

    Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

    Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

    Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая - ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.



    Особенность римского правового обычая - неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая - «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

    Законы (leges) - главное воплощение римского писаного права.

    Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан - выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

    «Законы - имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

    Закон должен был содержать обязательные элементы:

    1) praescriptio - вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

    2) rogatio - текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

    3) sanctio - последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

    Древнейший закон - Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима - земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

    Виды законов:

    - lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

    - lex minus quam perfecta - влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

    - lex imperfecta - без санкции.

    В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания - plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

    Подвиды римских законов:

    - lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

    - plebiscitum - указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената - сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора - конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права - jus vetus.


    В архаический период управление римской общиной осуществлялось царями путем принятия властных распоряжений (a regibus gubernabantur). В начале республики, с изгнанием царей, наступает период неопределенности права (magis jure). Положение изменяется кардинально с изданием в V в.

    До н.э. Законов XII таблиц. На всем протяжении римской правовой истории XII таблиц оставались основным законодательным актом. Развитие jus civile дальше осуществлялось преимущественно толкованием XII таблиц, и на них часто ссылались просто как на «leges», без специального уточнения.
    Критерием закона (lex), как высшей и самой совершенной формы позитивного права, в республиканском Риме считалось его принятие народным собранием (comitia). Как подчеркивали римские юристы, «закон - это что народ повелел и постановил». Для принятия закона магистрат, имевший право созывать народные собрания (jus cum populu agendi), вырабатывал в виде письменного проекта (rogatio legis) закон. Обсуждение закона в комициях не проводилось. Законодательная процедура закона сводилась к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа: «как просишь - uti regas» или «cтою на старом законе - antiquo legem».
    Однако полная юридическая сила закона наступала после ратификации его сенатом (auctoritas patrum). Такого рода законы становились leges rogatae, т.е. имеющими высшую юрисдикцию на тот период развития права. Их значение заключалось в том, что они воспрещали принятие противоречащих друг другу законодательных актов. Но по закону Гортензия (278 г. до н.э.) решения плебейских собраний (plebisciutum) получили силу закона для всех граждан и не нуждались в одобрении сенатом. Законы, принятые по указанной процедуре, также назывались «leges rogatae».
    «Менее чем законченным, является закон, - писал Ульпиан, - запрещающий какое-либо действие, но если оно совершится, не отменяющий его, а налагающий штраф на того, кто поступил вопреки закону». В данном фрагменте речь идет о том, что любой вид законов должен был обеспечиваться гарантиями соблюдения законодательного акта.
    Формула римского закона включила в себя три неотъемлемые позиции. Во-первых, преамбулу, в которой указывались инициаторы, место, время и орган, принимавший закон (praescripto). Во-вторых, содержание и условия действия закона (rogatio). В-третьих, последствия нарушения закона (sanctio).
    Таким образом, уже в предклассический период были сформированы незыблемые элементы построения правовой нормы, включающей в себя гипотезу, диспозицию, санкцию, характерные для современного права. Но если в современном отечественном понимании структуры юридической нормы существует определенная позитивизация - в виде установления меры поощрения, то древнеримская доктрина построения закона в качестве юридической нормы основывалась на направляющем действии санкции.
    В целом, известно около 800 законов, часть из них отражена в своде законов, приложенных к данному изданию.