Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Русский язык — Звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки — видео — телеканал «Радость моя. Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

    Русский язык — Звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки — видео — телеканал «Радость моя. Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

    Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими), а также перед j (на письме – перед разделительными ъ и ь , см. § 27–28). Примеры:

    Согласные в корнях и суффиксах:

    1) на конце слова: ду б (ср. дуба, дубок ), глу п (глупа, глупый ), гра бь (грабить ), сы пь (сыпать ), но с (носы ), во з (возы ),го д (года ), кро т (крота ), жена т (женатый ), рука в (рукава ), кро вь (крови, кровью ), штра ф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымо к (вымокать, мокнуть, мокрый ), синя к (синяки ), мо г (могут, могла ), малы ш (малыша, малышня ),монта ж (монтажа, монтажный ), дро жь (дрожи, дрожать ); ср. изморо зь (изморози, морозы, морозить ) и изморо сь (измороси, моросить );

    2) перед согласными:

    а) перед глухими: ду б ки (ср. дубы, дубок ), тря п ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), ку п ца (купец ), о в ца (овец ),ло в кий (ловок ), рука в чик (рукава ), шка ф чик (шкафы ), ни з кий (низок ), ми с ка (мисок ), Ва сь ка (Вася ), Ку зь ка (Кузя, Кузьма ), ка д ка (кадок ), ме т кий (меток ), ко г ти (коготь ), ло к ти (локоть ), бе г ство (бегу, беглый ), ло ж ка (ложек, ложечка ), комнату ш ка (комнатушек ), крылы ш ко (крылышек ); ср. впереме ж ку (перемежаться ) и впереме ш ку (перемешать ), су п чик (супы ) и су б чик (субъект );

    б) перед парными звонкими (кроме в ): моло ть ба (молотить ), сва дь б а (свадеб, свадебный ; не проверять словомсватать ), хо дь ба (ходить ), про сь ба (просить ), ре зь ба (резать ), вол ш ба (волшебный ), бо ж ба (божиться ), вра ж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ), ж дать (поджидать ).

    Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ), разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке источнике (латинском). О соотношениях типа прогноз – прогностический, диагноз – диагностика см. a.1.3.1.3 , п. 2, Примечание 1.

    Согласные в приставках (перед глухим или парным звонким согласным, кроме в ): в ходить, в бивать (ср. войти, влезать ), на д колоть (надрезать, надорвать ), о б тесать, о б жарить (оборвать, обрубить, объехать ), о т говорить, о т зыв, о т советовать (отучить ), по д кинуть, по д бросить, по д сылать (поднести, подослать ), с делать, с хитрить (суметь, смочь, свалить ), Пре д карпатье (Предуралье ).

    Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

    33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме - обозначить с помощью транскрипции - [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

    36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б"], [з"], [в"], [д"], [й"], [н"], [к"], [м"], [л"], [т"], [с"], [п"], [р"], [ф"], [г"], [х"].

    Согласные звуки делятся на:

    • мягкие и твердые;
    • звонкие и глухие;

      парные и непарные.

    Мягкие и твердые согласные звуки

    Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

    В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

    Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

    • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них - [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
    • после них стоит другой согласный звук - [ворс], [град], [брак];
    • если звук стоит в конце слова - [мрак], [друг], [стол].

    Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль - [мол’], мел - [м’эл], калитка - [кал’итка], пир - [п’ир].

    Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].

    Согласный звук станем мягким, если после него стоит "ь" и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген - [г"эн], лён - [л"он], диск - [д"ыск], люк - [л"ук], вяз - [в"яз], трель - [тр"эл"].

    Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

    По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

    Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

    Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ"ука], [хор], [цар"], [ч"ан].

    К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] - [п], [ж] - [ш] , [г] - [х], [з] - [с]. [д] - [т], [в] - [ф]. Примеры: быль - пыль, дом - том, год - код, ваза - фаза, зуд - суд, жить - шить.

    Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

    Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] - [р"], [п] - [п"], [м] - [м"], [в] - [в"], [д] - [д"], [ф] - [ф"], [к] - [к"], [з] - [з"], [б] - [б"], [г] - [г"], [н] - [н"], [с] - [с"], [л] - [л"], [т] - [т"], [х] - [х"]. Примеры: быль - бель, высь - ветвь, город - гепард, дача - дело, зонт - зебра, кожа - кедр, луна - лето, монстр - место, палец - перо, руда - река, сода - сера, столб - степь, фонарь - ферма, хоромы - хижина.

    Таблица для запоминания согласных звуков

    Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

    Таблица. Согласные: твердые и мягкие

    Твердые - перед буквами А, О, У, Ы, Э

    Мягкие - перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

    Твердые и мягкие согласные
    б бал б" битва
    в вой в" веко
    г гараж г" герой
    д дыра д" дёготь
    з зола з" зевок
    к кум к" кеды
    л лоза л" листва
    м март м" месяц
    н нога н" нежность
    п паук п" песня
    р рост р" ревень
    с соль с" сено
    т туча т" терпение
    ф фосфор ф" фирма
    х худоба х" химия
    Непарные ж жираф ч чудо
    ш ширма щ лещина
    ц цель й войлок

    Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

    Таблица. Согласные: звонкие и глухие
    Парные Звонкие Глухие
    Б П
    В Ф
    Г К
    Д Т
    Ж Ш
    З С
    Непарные Л, М, Н, Р, Й Х, Ц, Ч, Щ

    Детские стихи для лучшего освоения материала

    Буквы ровно 33 в русском алфавите,

    Чтоб узнать, сколько согласных -

    Десять гласных отнимите,

    Знаки - твердый, мягкий -

    Сразу станет ясно:

    Получается число ровно двадцать одно.

    Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

    Но вовсе не опасные.

    Если произносим с шумом, то они глухие.

    Звуки согласные гордо говорят:

    Они по-разному звучат.

    Твердые и мягкие

    На деле очень легкие.

    Одно простое правило запомни навсегда:

    Ш, Ц, Ж - тверды всегда,

    А вот Ч, Щ, Й - только мягки,

    Как кошачьи лапки.

    А другие смягчим так:

    Если добавим мягкий знак,

    Тогда получим ель, моль, соль,

    Какой же хитрый знак такой!

    А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

    Получим мягкую согласную.

    Знаки-братья, мягкий, твердый,

    Мы не произносим,

    Но чтоб слово изменить,

    Их помощи попросим.

    Всадник скачет на коне,

    Кон - используем в игре.

    Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

    Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

    Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

    Королевство звуков — Фонетика

    В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили - поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

    Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

    Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» - твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

    Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

    Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

    Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

    Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

    Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно... Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

    Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .

    Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют... Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает... А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

    Как выучить мягкие и твердые согласные

    Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

    О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

    Как различать звонкие и глухие согласные

    А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

    Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

    Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

    Всего самого доброго!

    Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

    Вконтакте

    Звуки разделены на:

    • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
    • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

    Согласные разделяют на:

    • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
    • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

    Буквы, обозначающие согласные звуки

    Глухие

    Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

    Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

    Звонкие

    При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

    К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

    При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

    Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

    Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

    Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

    Парные согласные

    Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

    Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

    В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

    Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

    Парные согласные

    Непарные согласные

    Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

    Непарные согласные разделяются на:

    • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
    • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

    Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

    Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

    Непарные согласные

    Твердые и мягкие

    Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

    При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

    В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

    Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

    Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

    Пример различия:

    Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

    Фонетическая транскрипция:

    [Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

    Правила произношения:

    • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
    • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
    • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
    • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
    • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
    • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
    • исключения из правил:
      • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
      • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

    Каждый первоклассник знает, что звук – это единица речи, которую мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Они в русском языке подразделяются на гласные и согласные. Из 33 букв русского алфавита 21 называются согласными. Их делят по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости. Изучать классификацию букв начинают с 1 класса, но использовать её придётся ученику до окончания школы. При изучении фонетики каждый обучающейся должен научиться различать глухие звуки от звонких. Во время письма они обозначаются транскрипцией – [б]. Различать и запомнить парные согласные звуки поможет таблица.

    Парные согласные по звонкости-глухости

    Все согласные в русском языке образуют пары, звонкий согласный звук противопоставлен глухому. Всего парных букв 12, пар получается 6:

    Парные и непарные согласные необходимо знать, чтобы иметь успех в правописании. Многие орфограммы русского языка обосновываются на подборе однокоренных слов по данной классификации, например:

    • мягкий – мягок,
    • зуб-зубы.

    В первой паре содержится буква г, которая при произношении неотчётливо слышится и её правописание приносит трудность. Вторые слова являются проверочными, когда орфограмма произносится отчётливо. Младшие школьники часто совершают ошибки в данных работах.

    Можно заметить, что не все буквы алфавита образуют пары. Происходит это по причине того, что в фонетике имеются правила, которые необходимо запомнить. Они основаны на том, что звуки могут быть только звонкие или только глухие. Запомнить их легко, так как они имеют незначительное количество. Как правило, ученики к концу 1 класса знают их наизусть. К ним относятся р, н, л, м, й – сонорные, всегда звонкие, ц, ч, ш, х — всегда глухие.

    Парные согласные по мягкости-твёрдости

    Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

    • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
    • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

    Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

    Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

    Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

    Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

    Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

    Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

    Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

    Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

    Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.