Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • С чего начать оформление земли под строительство. Земля в собственности: пошаговая инструкция. Оформление участка под ИЖС: общий порядок действий

    С чего начать оформление земли под строительство. Земля в собственности: пошаговая инструкция. Оформление участка под ИЖС: общий порядок действий

    Оформление земли под строительство

    Видео по теме

    ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Т.А. ВИЖЕВИТОВА

    В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.

    Прежде всего определимся с содержанием понятия "линейный объект". Федеральный закон "О переводе или земельных участков из одной категории в другую" относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения.

    Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами линии электропередачи, линии (в т.ч. линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Вышеуказанные определения оставляют место и для иных линейных объектов - к ним можно отнести также сооружения метро, мосты, туннели и т.д. В городе Омске, как и в других городах, находится большое количество организаций электроэнергетики, связи и т.д., в собственности или в ведении которых находятся линейные сооружения либо желающих осуществить строительство линейного объекта. При этом в большинстве случаев на практике права на земельные участки лиц, желающих осуществить строительство линейного объекта, не оформлены.

    Линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. Линейные объекты могут быть как наземными, так и подземными. При формировании самостоятельного участка для размещения линейного объекта вся земля под объектом должна быть поделена на множество участков долевой собственности владельцев различных объектов и множество участков, предоставленных нескольким лицам, в местах их совпадения и пересечения. В результате практически невозможно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами при оформлении земельного участка для строительства линейного сооружения.

    Отсутствие надлежащим образом оформленных документов на земельный участок под строительство линейного сооружения препятствует в дальнейшем получению разрешения на строительство линейного объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на линейные сооружения, так как существующие порядки получения разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество требуют наличия надлежащим образом оформленных документов на земельные участки. В результате организации электроэнергетики, связи и т.д., построившие и эксплуатирующие линейные объекты, сталкиваются со трудностями, в частности, они не могут начислять амортизацию на них и, таким образом, несут серьезные убытки. Формальных оснований для обслуживания указанных объектов у них тоже нет, учитывая, что объект на баланс не принят и соответственно расходы по его содержанию, обслуживанию и ремонту невозможны. Скорее всего, эта проблема наверняка решается внутри организации: не оставлять же из-за этого выстроенные объекты без обслуживания. Вот только не факт, что проверяющие организации в случае обнаружения каких-либо хитростей поймут мотивы организации.

    Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленных документов на линейные объекты привести к большому количеству бесхозяйных объектов.

    Необходимость земель под строительство объектов недвижимости установлена нормами действующего земельного и градостроительного законодательства. С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Процедура предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

    Таким образом, приемлемым решением данного вопроса было бы оформление земель под линейных объектов в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный вариант является возможным, однако довольно сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам. Некоторыми юристами предлагается решение данной проблемы путем оформления сервитута. Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут - законом или иным нормативным правовым актом.

    Таким образом, основное отличие частного от публичного сервитута состоит в том, что сервитут устанавливается не путем заключения договора, а в одностороннем порядке путем принятия нормативного правового акта, прежде всего в публичных интересах. Однако проблемные вопросы существуют и при оформлении сервитута. Для оформления сервитута также необходимо сформировать земельный участок. В числе оснований для установления публичного сервитута в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует возможность ограниченного использования земельного участка для строительства линейных объектов, а существует возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний, порядок проведения которых также не установлен действующим законодательством.

    В настоящее время, на мой взгляд, наиболее приемлемым было бы речь об установлении частного сервитута. При этом соглашение о сервитуте может являться одним из видов правоустанавливающих документов на земельный участок по смыслу ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

    Практика заключения соглашений об установлении частных сервитутов земельных участков начала складываться на города Омска. В частности, такое соглашение было заключено в целях размещения первого пускового участка первой линии Омского метрополитена. Данное соглашение в установленном порядке прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области. Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков для строительства (прокладки) линейных объектов не только в городе Омске, но и в других городах, администрацией города Омска были подготовлены соответствующие обращения с просьбой разъяснить необходимость и порядок оформления земельных участков под строительство линейных объектов.

    Такие разъяснения были подготовлены Министерством экономического развития и торговли Федерации, согласно которым подтверждена необходимость оформления земельных участков для строительства линейных объектов и возможность оформления в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также возможность оформления сервитута. Выход в решении возникающих проблемных вопросов при оформлении земельных участков для обеспечения строительства линейных объектов видится в развитии правового регулирования, связанного с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

    В целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также оформления права собственности на линейные объекты, принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает специального порядка формирования земельных участков под строительство линейных объектов, а общий порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, не позволяет осуществлять выбор земельного участка и проведение работ по формированию земельного участка для строительства линейных объектов, администрацией города Омска разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Законопроектом предусматривается, что для выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию линейных объектов, а также регистрации права на линейный объект не требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Министерством регионального развития Российской Федерации сообщено, что проблемы, обозначенные в указанном проекте Федерального закона рассматриваются Министерством и требуют дополнительной проработки.

    При этом Министерством регионального развития Российской Федерации была отмечена возможность при оформлении участков под строительство линейного объекта руководствоваться ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает институт сервитута (ограниченного пользования), позволяющий по соглашению с собственником либо по судебному решению использовать земельные участки для обеспечения прокладки и эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, связи, трубопроводов, водопроводов, мелиоративных каналов и т.п.) за соразмерную плату.

    Следует отметить, что процедура оформления документов, начиная от земель под строительство линейных объектов и заканчивая оформлением права собственности на линейный объект, является очень длительной и сложной. В целях упрощения этой процедуры на уровне субъектов Российской Федерации могут быть определены иные случаи кроме случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. Пункт 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи, когда выдача разрешения на строительство объектов не требуется. При этом установлено, что законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть предусмотрены иные случаи, в которых не требуется получения разрешения на строительство. К таким случаям (когда не требуется выдача разрешения на строительство) можно отнести строительство (реконструкцию) сетей инженерно-технического обеспечения, исходя из определения указанного понятия, данного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Проблемные вопросы предоставления земельных участков для строительства линейных объектов обсуждались на конференции АСДГ, которая состоялась 9 - 10 апреля 2009 г. в Барнауле. Конференция проводилась на тему "Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями", в ней приняли участие руководители правовых служб органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Участниками конференции АСДГ выработаны рекомендации, согласно которым исполнительной дирекции АСДГ рекомендовано направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также рекомендовано Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Анализ действующего законодательства в настоящее время позволяет, на мой взгляд, выработать несколько вариантов решения проблем, связанных с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

    Варианты земли под строительство

    Первый вариант - внесение изменений в федеральное законодательство в целях упрощения процедуры разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также права собственности на линейные объекты, предусмотрев выдачу разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также регистрацию права собственности на линейный объект без правоустанавливающих документов на земельный участок.

    – это процедура юридического закрепления прав собственности за владельцем недвижимости. Для узаконивания постройки, возведенной на участке ИЖС она должна отвечать требованиям к такой недвижимости Градостроительного кодекса:

    • иметь этажность не более 3-х этажей (не более 12 м);
    • предназначена для проживания одной семьи, не иметь общих стен с соседними строениями.

    Постройки на участке под ИЖС могут быть как основными (в данном случае это жилой дом), так и вспомогательными (гаражи, сараи, склады и пр.).

    Особенностью дома, построенного на участке ИЖС, является то, что здесь можно .

    Такому дому присваивается собственный адрес и к нему должны быть проложены коммуникации, необходимые для круглогодичного проживания, (вода, канализация, электричество и пр.) силами администрации муниципального образования.

    Перечень мероприятий

    Процедура оформления дома на участке ИЖС в собственность предполагает прохождение ряда этапов, в т.ч. подготовки документации, обращения с ней в Росреестр и выдачи подтверждающих права собственности на дом документов.

    Для вступления в права собственности владельцу необходимо подготовить следующие документы:

    • на земельный участок (это может быть , свидетельство о наследстве, дарственная и пр.);
    • квитанция с уплаченной пошлиной;
    • паспорт удостоверяющий личность собственника;
    • доверенность (если документы на регистрацию прав собственности будут передаваться не лично, а через доверенное лицо);
    • разрешение на ввод в эксплуатацию/на

    Оформление техплана

    Для получения кадастрового паспорта на объект у гражданина должен быть на руках техплан сооружения.

    Данный документ в последующем потребуется приложить к заявлению о постановке дома на кадастровый учет, т.к. он содержит важнейшие сведения для данной регистрационной процедуры.

    Подготовкой техплана занимается кадастровый инженер, который имеет соответствующий аттестат (например, специалист из отдела земельных отношений, БТИ). Перечень работающих кадастровых инженеров можно уточнить на сайте Росреестра. Для оформления техплана нужно собрать следующие бумаги:

    • паспорт собственника;
    • разрешения на ввод дома в эксплуатацию/на строительство;
    • на объект;
    • правоустанавливающие документы на участок (договор купли-продажи, и пр.);
    • СНИЛС собственника.

    Стоимость подготовки технического плана зависит от ряда факторов: уровня сложности расчетов и проводимых инженерами мероприятий, местоположения земельного участка, категории заявителя (для физлиц дешевле).

    В среднем затраты на изготовление техпаспорта составят от 1200 руб. За срочность изготовления документа нужно будет оплатить двойную ставку (около 2500 руб.).

    Стоит обратить внимание, что с 2018 года сведения в техпаспорт будут вносится исключительно на основании полученного разрешения на строительство и проектной документации. Этот документ получается перед началом строительства в местном управлении архитектуры и градостроительства.

    До марта 2018 года еще допускается выдача техпаспорта на основании декларации на строение, составленной собственником.

    Если разрешительная документация была утрачена, то необходимо подтвердить этот факт, как и то, что собственником были предприняты должные меры по ее розыску и возврату (это могут быть справки, различные письма уполномоченных органов и пр.).

    Также по запросу кадастрового инженера собственник должен быть готов предъявить выписку из ЕГРН, подтверждающую права собственности и категорию земельного участка (под ИЖС).

    Кадастровый учет

    После получения техпаспорта можно приступить к постановке объекта на и получению кадастрового паспорта. Для получения кадастрового паспорта необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ с паспортом, заявлением о постановке на кадастровый учет и техпланом.

    Если техплан был получен в форме электронного документа и помещен в электронное хранилище, то его можно не приносить в бумажном варианте. Достаточно указать его идентификационный номер в момент подачи заявления.

    Услуга по выдаче кадастрового паспорта облагается госпошлиной. Ее размер составляет 200 руб. для физлиц и 600 руб. для юрлиц.

    После обработки поступившего заявления собственник дома получит кадастровый паспорт. На его оформление и проверку представленных сведений может уйти до 18 дней. Стоит отметить, что в настоящее время постановку участка на кадастровый учет можно произвести одновременно с регистрацией прав собственности.

    Обращение в Росреестр

    После того как жилой дом поставлен на кадастровый учет можно приступать к на него. В настоящее время данная процедура производится с учетом норм 218-ФЗ. В состав документов на регистрацию прав собственности на жилой дом входят:

    • паспорт или доверенность на представителя (если владельцев несколько, то необходимы паспорта каждого из них);
    • правоустанавливающий документ на недвижимость (участок земли);
    • заявление;
    • кадастровый паспорт.

    Если дом появился на участке после 2015 года, то к вышеуказанным документам потребуется приложить разрешение на ввод дома в эксплуатацию, полученное в градостроительном комитете.

    В число передаваемых документов по желанию заявителя может входить квитанция с оплаченной госпошлиной за оказанную госуслугу.

    Но ее наличие сегодня не является обязательным. В случае если на момент подачи заявления госпошлина не была оплачена, заявитель получает уникальный номер платежа для ее оплаты и содержит дату, до которой нужно провести платеж. Если до указанной даты платеж так и не поступит в казначейство, то услуга не будет оказана.

    Размер госпошлины за регистрацию прав собственности на сегодня составляет 350 рублей. Если оплата производится через портал госуслуг, то действует льготный коэффициент 0,7.

    Документы, необходимые для регистрации прав собственности можно передать:

    • непосредственно через отделение Росреестра или МФЦ;
    • отправить их по почте ценным письмом, описью вложения и уведомлением о вручении;
    • в формате электронного документооборота.

    Составление заявления

    В Росреестре собственник пишет заявление на регистрацию прав собственности. Заявление составляется по установленной форме и содержит следующую информацию:

    • наименование территориального подразделения Росреестра;
    • необходимое действие: постановка на кадастровый учет или регистрация прав собственности;
    • наименование объекта недвижимости: жилой дом;
      характеристика объекта недвижимости;
    • сведения о физлице: ФИО, паспортные данные, СНИЛС, дата рождения и пр.;
    • способ подачи заявления: лично собственником или его представителем;
    • согласие на обработку данных.

    Заявление можно предварительно скачать на сайте Росреестра (оно имеет установленную форму), либо заполнить его непосредственно на месте, воспользовавшись готовым образцом. Бланк заявления можно также

    Выдача документов, подтверждающих собственность

    На обработку поступившего заявления у специалистов Росреестра будет 10 дней (раньше данная процедура занимала до 30 дней). Если документы будут переданы через МФЦ, то сроки возрастают до 12 дней. Сроки начинают отсчитываться со следующего дня после передачи заявления.

    При передаче документов в ведомство заявитель получит на руки расписку, в которой будет указана дата получения выписки из ЕГРН.

    Именно этот документ в настоящий момент заменяет свидетельство о праве собственности. Выписка может быть выдана как в бумажной, так и электронной форме.

    В последнем случае собственнику никуда идти не нужно: он получит документ в электронном виде.

    Для получения нужно указать на свое желание оформить данный документ в заявлении на регистрацию прав собственности.

    При желании заявитель может подписаться на рассылку изменения статуса оказания госуслуги в момент подачи заявления по электронной почте или на мобильный телефон.

    В некоторых случаях заявитель может получить отказ в регистрации прав собственности. Например, как следствие допущенных ошибок при заполнении заявления и выявленных несоответствий в представленных сведениях.

    В случае отрицательного решения заявителю должны представить письменный мотивированный отказ в оказании госуслуги со ссылками на законодательство. В случае несогласия с решением Росреестра заявитель вправе обжаловать его в вышестоящей инстанции или в суде.

    Таким образом, регистрация прав собственности на дом, построенный на участке под ИЖС, производится через Росреестр. Процедура предполагает передачу в ведомство установленного комплекта документов вместе заявлением на регистрацию и завершается получением выписки из ЕГРН, подтверждающей вступление в права собственника.

    Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Земельный участок необходим для различных целей. На нем можно построить жилой дом, садово-дачный домик или объект для бизнеса. Стоимость земли очень высока, поэтому разумнее взять ее в аренду. На практике встречается два вида аренды: краткосрочная (до 5 лет) и долгосрочная (до 49 лет). Чтобы не попасть в руки к недобросовестным арендодателям, клиенту неплохо было бы знать, как оформить землю в аренду.

    Аренда земли и закон

    Гражданский и Земельный кодексы РФ — основная законодательная база, регулирующая земельные отношения. В соответствии с ней право на получение объекта недвижимости в аренду имеют и граждане страны, и иностранцы.

    Нельзя арендовать землю, которая находится в федеральной собственности (ст. 27 Земельного Кодекса).

    Арендовать земельный участок можно только после его постановки на кадастровый учет. Объект, находящийся в долевой собственности, подлежит сдаче в аренду на стандартных условиях. Единственным отличием данной процедуры является предоставление расширенного пакета документов.

    Договор аренды: на чем сделать акцент

    Взаимоотношения между арендодателем и арендатором регулируются договором аренды. Он может быть составлен на определенный и неопределенный срок. Если срок договорных отношений превышает один год или вовсе не определен, то такая сделка подлежит регистрации в Едином реестре прав на объекты недвижимого имущества.

    Основа договора — описание участка и его идентификация. Каждый подобный объект должен иметь уникальный номер, присваиваемый ему при постановке на кадастровый учет. Помимо кадастрового номера в документе указывается местоположение объекта и его площадь. Если участок в договоре определен нечетко, то такая сделка может быть признана судом недействительной.

    В качестве арендодателя может выступать государство, физическое лицо — или юридическое лицо. Законодательство допускает возможность сдачи в аренду участка арендатором, но только при согласии на данную процедуру собственника.

    Особое значение в договоре придается размеру платы за использование объекта и порядку ее внесения. В соответствии с законодательством арендная плата может пересчитываться не чаще одного раза в год. Данные сведения не являются обязательными, поэтому могут отсутствовать в документе.

    Договор аренды земли с государством

    Процедура арендования объекта недвижимости у государства немного отличается от сделки с собственником-физическим лицом. Тем, кто задается вопросом, как оформить землю у государства, придется узнать, что такое торги.

    Торги — некий аукцион, основным «товаром» на котором выступает земельный участок. Они признаются действительными, если в них участвуют не менее двух сторон. Каждый потенциальный арендатор должен собрать необходимый пакет документов и написать заявление в уполномоченные органы. В процессе торгов каждый претендент имеет право повышать арендную плату за пользование землей. Объект достается тому, кто обозначил большую стоимость, правильно заполнил необходимые документы или имеет строение на участке, выставленного на аукционе.

    Победителю аукциона предстоит следующая процедура — межевание земли. Данная услуга производится специализированными компаниями. Стоит она достаточно дорого. Инженер измерит площадь участка, сделает его топографическую съемку, обозначит уровень грунтовых вод. Полученные документы понадобятся для постановки его на кадастровый учет.

    Получив необходимые документы, арендатор должен обратиться в уполномоченные органы для составления договора. Земельный участок можно оформить в личную собственность, если заинтересованная сторона получит постановление из администрации о переходе объекта в собственность к нанимателю.

    Оформление участка под строительство

    Тем, кто задается вопросом, как оформить землю в аренду под строительство, следует знать, что такая процедура возможна только с сформированным участком. Здесь можно воспользоваться двумя схемами:

    • подать в администрацию заявку на выделение участка определенной площади в определенной местности;
    • участвовать в торгах за объекты, выставленные уполномоченными органами на торги.

    На практике чаще встречается второй вариант. Для участия в торгах заявитель обязан написать заявку и внести задаток, который равен первоначальной стоимости объекта недвижимости.

    Основное отличие от стандартной процедуры — изначально участок предоставляется именно в аренду без права оформления собственности на него. Однако по истечении срока капитального строительства, указанного в договоре, заявитель обязан выкупить землю и оформить право собственности на него.

    ​Оформить в собственность арендованную землю можно на возмездной или бесплатной основе, хотя государство отдает безусловный приоритет выкупу участков. Порядок переоформления прав на землю, находящуюся в аренде, будет существенно отличаться, в зависимости от цели выделения участка и правового статуса арендатора. В этой статье можно узнать, как оформить в собственность арендованный земельный участок, и какие действия предстоит выполнить арендатору.

    Что это такое

    Заключение арендного договора является одним из легальных способов получить участок из государственного или муниципального фонда. В этом случае надел передается во временное пользование, а у граждан возникает обязанность перечислять регулярные арендные взносы. Наиболее распространенными целями предоставления земли в аренду являются:

    • для возведения частных домов;
    • для ведения личного подсобного хозяйства;
    • для сельскохозяйственных целей.

    Указанные виды землепользования фиксируются в условиях арендного договора, арендатор обязан их соблюдать на протяжении всего срока действия соглашения.

    На период действия арендных отношений право собственности на землю сохраняется за муниципальными или государственными органами. У арендатора отсутствует право распоряжения землей, за исключением случаев передачи участка другому арендатору с уведомлением собственника. Для переоформления надела в частную собственность арендатор должен обратиться в уполномоченный государственный или муниципальный орган с заявлением.

    Зачем необходимо оформление арендованной земли в собственность? После регистрации и внесения сведений в госреестр ЕГРН собственник получит практически неограниченное право распоряжаться участком - продавать его третьим лицам, сдавать в аренду, обменивать и т.д. Кроме того, при смене аренды на собственность устраняется обязанность по перечислению ежемесячных платежей, вместо этого владелец будет уплачивать земельный налог .

    Условия переоформления прав на арендованный участок

    Получить арендованную землю в собственность на платной или безвозмездной основе можно только в случаях, прямо указанных в ЗК РФ. К таким обстоятельствам относятся:

    1. возведение частного дома на землях ИЖС или ЛПХ, при условии оформления его в собственность через службу Росреестра;
    2. возведение строений и построек на землях, предоставленных в черте населенных пунктов для ведения садоводства и огородничества;
    3. владение участком, входящим в единую территорию СНТ и иных некоммерческих товариществ и кооперативов.

    Приоритетным способом оформления прав на землю является ее выкуп у муниципальных образований. Если соблюдены перечисленные выше условия, выкуп земли будет осуществляться без проведения торгов, а выкупная цена участка будет определена исходя из кадастровой стоимости.

    Показатель выкупной стоимости будет существенно отличаться для различных категорий населенных пунктов. Для большинства муниципальных образований выкупная цена не превышает 3% от показателя стоимости, а областных центрах и городах федерального значения этот размер может составлять 15-20%.

    Значение кадастровой стоимости определяется по итогам государственной оценки земель, эти данные вносятся в ЕГРН и могут быть запрошены при обращении в службу Росреестра.

    Безвозмездное получение арендованной земли в собственность возможно только в следующих случаях:

    • если надел выделялся для строительства частного дома - переоформить участок на бесплатной основе можно при условии, что договор был заключен не более чем на 6 лет, а срок фактического владения превышает 5 лет;
    • аналогичное правило действует в случае, если земля выделялась под строительства частных домов сотрудникам муниципальных учреждений (реестр должностей утверждается на региональном уровне);
    • право на бесплатную передачу арендованной земли имеют субъекты, владеющие участками на территориях СНТ.

    Помимо этого, оформить право собственности на арендованный участок смогут многодетные семьи, в которых есть не менее трех несовершеннолетних детей. Региональные власти могут расширять перечень лиц, обладающих правом на безвозмездное оформление арендованного надела в собственность.

    Как переоформить

    Чтобы надлежащим образом оформить права на арендованный надел, граждане должны обратиться в местный властный орган с заявлением. Если арендованный земельный объект не имеет установленных границ, арендатор должен сначала оформить межевой план. Этого документ имеет право изготавливать профессиональный кадастровый специалист - инженер.

    Изготовление межевого плана происходит с учетом следующих нюансов:

    1. в процессе кадастровых работ определяются характерные точки границ, которые переносятся в текстовую и графическую часть межевого плана;
    2. границы надела должны быть согласованы с владельцами смежных участков, для этого кадастровый инженер составляет акт согласования;
    3. готовый межевой план направляется инженером в электронной форме в органы кадастрового учета.

    На основании представленного межевого плана служба Росреестра поставит земельный объект на кадастровый учет и присвоит участку уникальный кадастровый номер. Выписка из госреестра ЕГРН будет необходима для обращения с заявлением в муниципальный орган власти.

    Передача арендованного участка в собственность будет осуществляться на основании распорядительного акта органа власти. При обращении арендатор должен представить следующий комплект документов:

    • заполненный бланк заявления с указанием оснований для приобретения прав на землю;
    • общегражданский паспорт заявителя (если арендаторами являются несколько лиц, документы представляются на каждого заявителя);
    • доверенность на представителя, если оформление документов происходит сего участием;
    • оригинал действующего договора аренды;
    • платежные документы, подтверждающие полную оплату арендных взносов;
    • правоустанавливающие документы на недвижимость, расположенную на земельном наделе - свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН;
    • выписка из реестра ЕГРН на земельный участок с указание кадастрового номера;
    • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости участка.

    Рассмотрение документов осуществляется в срок, не превышающий 30 дней с момента подачи заявления. Вынесение положительного решения по заявлению будет невозможно до момента полной оплаты выкупной стоимости земли.

    По итогам рассмотрения документов выносится распорядительный акт - постановление главы местного органа. В постановлении указываются характеристики земельного надела, перечень будущих собственников и условия землепользования. На основании постановления оформляется договор купли-продажи, который содержит все условия переоформления участка в частную собственность. После получения договора землепользователь должен обратиться в службу Росреестра для регистрации прав.

    Регистрационная процедура

    Подать документы на переоформление арендованного участка в собственность можно следующими способами:

    1. непосредственно в территориальный отдел Росреестра;
    2. путем обращения через систему Многофункциональных центров;
    3. путем подачи заявления в электронной форме через официальный портал госуслуг.

    Заявление на регистрационную процедуру подается лично владельцем участка или его представителем. Для обращения через представителя нужно заблаговременно оформить доверенность в нотариальной конторе.

    Чтобы зарегистрировать право собственности граждане должны представить следующий комплект документации:

    • заполненный бланк заявления;
    • общегражданский паспорт заявителя;
    • оригинал постановления властного органа;
    • межевой план на земельный надел;
    • платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины за регистрационные действия (по состоянию на 2017 год размер пошлины составляет 2000 рублей).

    Регистрация прав будет продолжаться в срок от 5 до 9 дней, обращение напрямую через службу Росреестра сократит продолжительность проверки документов. После завершения регистрационной процедуры данные о переходе права собственности будут внесены в госреестр ЕГРН, а правообладатель получит соответствующую выписку.

    Нюансы переоформления прав на арендованный участок

    Если земля была предоставлена в аренду нескольким владельцам по одному договору, обратиться с заявлением о переоформлении прав можно только при обоюдном согласии всех арендаторов. В этом случае регистрация прав будет происходить в долевой форме, а доли всех собственников будут равными. Если на момент подачи заявления образовалась задолженность по арендным взносам, до их полной оплаты оформление договора купли-продажи будет невозможным.

    После регистрации собственности муниципальный орган утрачивает право распоряжения землей, в том числе путем сдачи в аренду иным лицам. Новый правообладатель участка будет обязан соблюдать режим землепользования , ранее закрепленный за арендованным наделом. Например, на земле под индивидуальное строительство будет нельзя возвести промышленный объект (выявление таких фактов может повлечь изъятие участка).

    Дальнейшее распоряжение выкупленным участком будет происходить без участия муниципального органа власти. Тем не менее, право собственника может ограничиваться в случаях, прямо указанных в законе (например, при регистрации публичного или частного сервитута).

    Регистрация приобретенного права на землю – обязательный этап для владельца участка. Следуя инструкции того, как оформить право собственности на землю, можно без лишней волокиты или сложности зарегистрировать законные права. Самостоятельная регистрация позволить уменьшит финансовые затраты. А пошаговая инструкция оформления участка земли в собственность и знание нюансов поможет избежать бюрократических ожиданий даже в 2020 году.

    Процедура регистрации довольно простая и пошаговая инструкция будет состоять всего из 2 шагов — сбор необходимых документов и подача их в органы регистрации. Более подробно по каждому шагу читаем далее.

    Шаг 1: оформление документов

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    Первый шаг нашей инструкции начинается, конечно же. со сбора документов. Какие нужны документы для оформления участка земли в собственность? Оформление права собственности на землю невозможно без подготовки пакета бумаг заявителя. Для упрощения понимания , закрепленный на законодательном уровне, можно разделить на обязательные для всех и специфические бумаги, зависящие от пути приобретения участка в собственность.

    Перечень документов

    Общие для всех заявителей:

    • кадастровый паспорт;
    • (можно скачать здесь);
    • личный паспорт + копия.

    Ниже образец заявления — лицевая и оборотная сторона:

    Кроме этого каждый заявитель предоставляет подтверждение оплаты услуг регистрации – квитанцию.

    Стоимость регистрации:

    • 2 000 руб. для граждан;
    • 22 000 руб. для организаций.

    Специфические документы, необходимые чтобы произвести оформление свидетельства на право собственности на землю, зависят от пути получения участка. То есть, это правоустанавливающие документы , подтверждающие, что заявитель имеет право владения. Вариации различны:

    • свидетельство о вступлении в наследство;
    • договор купли-продажи;
    • акт о приватизации;
    • дарственная;
    • прочее.

    Шаг 2: процедура оплаты госпошлины

    Следующий этап инструкции по оформлению земли в собственность — это оплата необходимых госпошлин. Текущая процедура уплаты и определения размера пошлины, которую следует перечислить в бюджет, введена с 2015 года и действует сейчас. , включая права на земельные участки, можно изучить, кликнув по ссылке. Если выделить подраздел, затрагиваемый только земельные вопросы, то имеется разделение по:

    • собственнику – физическое или юридическое лицо;
    • назначению земель – сельскохозяйственные или общие;
    • первичности регистрации – регулирование «дачной амнистии»;
    • пути получения права владения.

    Таким образом, чтобы определить размер пошлины, нужно знать, кто является собственником, какая по счету это регистрация, на основании чего происходит получение права собственности, а также назначение земли.

    Условие

    Стоимость

    Стандартная регистрация перехода прав собственности. Владелец юридическое лицо. 22 000 руб.
    Стандартная регистрация перехода прав собственности. Владелец физическое лицо. 2 000 руб.
    Регистрация участка для ведения подсобного (дачного) хозяйствования физическим лицом. 350 руб.
    Регистрация доли участка для ведения подсобного (дачного) хозяйствования физическим лицом. 100 руб.
    Регистрация участка земли сельскохозяйственного назначения 350 руб.
    Регистрация доли участка земли сельскохозяйственного назначения 100 руб.

    Размер пошлины можно уменьшить, если воспользоваться при оплате услугами Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных и иных порталов. Льгота будет равна 30%, то есть при оплате нужно применить понижающий коэффициент – 0,7 .

    Алгоритм действий:

    1. Определить размер пошлины. Учитывайте, что можно перечислить больше денег, впоследствии вернув излишек (), но меньше с доплатой потом — нельзя.
    2. Скачать для физического лица.
    3. Заполнить квитанцию, указав необходимые реквизиты и данные плательщика.
    4. Оплатить пошлину. Сделать это можно посредством обращения в любой банк или, воспользовавшись услугами госпортала, электронным способом.
    5. Подать документы регистратору после совершения платежа. Лучше подождать пару дней, чтобы деньги успели «дойти» получателю.

    Кто освобождается от пошлины?

    От уплаты пошлины освобождены такие категории заявителей:

    • органы государственной власти;
    • ЦБ РФ;
    • малоимущие граждане (кроме обременения).

    Также не облагается пошлиной регистрация в отношении земель:

    • государственного и муниципального владения;
    • используемых для северного оленеводства;
    • регионов, вступающих в состав РФ (пример – Республика Крым).

    Не подлежит уплате пошлины регистрация, вызванная необходимостью узаконить обременение или какие-либо изменения в законодательстве, обязывающих нынешних собственников проводить регистрационные действия.

    Порядок для участков до 2001 года

    Подготовительный этап, включающий в себя документальную работу, может длиться до нескольких месяцев. Причина – сбор документов зачастую сопровождается получением кадастрового плана. Оформление участка земли в собственность, который был приобретен до изменения земельного законодательства (2001 год), сопряжено с получением кадастрового паспорта.

    Процедура получения паспорта упрощается, если имеется межевание участка. Владельцу достаточно подать заявление кадастровому регистратору, оплатить услугу и получить паспорт через 10 дней. Но, в силу загруженности сотрудников, возможно увеличение срока, особенно в регионах. Уточнять конечную дату необходимо индивидуально.

    Если нет межевания

    При отсутствии межевания участка, проведение землеустроительных работ полностью возлагается на владельца, что повышает стоимость оформления земли в собственность. По сути, межевание – это определение и закрепление нормативным актом границ участка. Наличие согласованных границ означает отсутствие споров с соседями и согласованность в вопросе меж. Имеющиеся споры необходимо предварительно решить в суде.

    Землеустроительные работы выполняются частными компаниями. Комплекс работ включает:

    • сбор и анализ документации (геодезической, картографической);
    • составление плана участка;
    • нанесение на план необходимых меток и коммуникаций;
    • оформление межевого плана.

    Порядок оформления права собственности на землю регламентирует, что после получения межевого плана, собственнику надо обратится в Кадастровую палату для постановки на учет. К заявлению необходимо предоставить правоустанавливающие бумаги на участок, паспорт заявителя, квитанцию.

    Если нет правоустанавливающих бумаг

    В ситуации, когда надо провести оформление земли в собственность в 2020 году, но нет в наличии оригиналов правоустанавливающих документов, либо же они представлены не должным образом, нужно прежде их получить или восстановить. В зависимости от ситуации действовать необходимо по-разному. Возможные варианты:

    1. Восстановить утерянные оригиналы. Это применимо к случаям, когда правоустанавливающий документ выдавался госорганом или организацией и возможна выдача дубликата.
    2. Провести перезаключение договора купли-продажи. Для этого надо иметь контактные данные продавца, что проблематично, если сделка совершалась давно.
    3. Узаконить сделку в судебном порядке ( — инструкция). Вариант подходит тем, у кого оформление земли в частную собственность прошло по старым правилам без оформления соглашения и на руках имеет, допустим, только членскую книжку.
    4. Провести общую приватизацию с последующим выделением. Это актуально владельцам участков, полученных в собственность посредством выделения части в садоводческом обществе.

    Шаг 3: порядок регистрации земли в собственность

    Процедура оформления земли в собственность позволяет обращаться с заявлением собственнику либо его представителю (по доверенности). Порядок действий при регистрации таков:

    1. Визит к регистратору (Местная регистрационная палата или МФЦ).
    2. Сдача документов собранных документов.
    3. Получение расписки от сотрудника регистратора.
    4. Повторный визит для получения свидетельства.

    Порядок оформления земли в собственность предусматривает временные рамки регистрации в виде 7-10 дней . Однако могут быть исключения. Точную дату получения свидетельства сотрудник регистратора указывает на расписке при сдаче документов. Получить бланк свидетельства может заявитель либо его представитель. Предоставление паспорта при этом обязательно.

    Ограничения и запреты на регистрацию права собственности на землю

    Пошаговое оформление земли в собственность предусматривает разделение процедуры на этап подготовки и непосредственно регистрации. На подготовительном этапе проверяется возможность документального закрепления факта перехода участка в частную собственность. Но на территории РФ есть земли, которые не могут быть приватизированы и в силу законодательных ограничений Вы не сможете их оформить.

    Это участки:

    • находящие в ведении ФСБ;
    • задействованные либо возможно будут задействованы для нужд ВС РФ;
    • входящие в заповедные территории.

    Для граждан, проводящих оформление земли в собственность в 2020 году, пошаговая инструкция дает базовое понимание процедуры, объясняет порядок подготовки документов, а также требования к их составлению. Но надо учитывать, что каждое оформление земельного участка, оформление земли в собственность индивидуально, единого алгоритма, подходящего ко всем случаям, нет.

    Надеемся, вам помогла наша пошаговая инструкция. Если у вас остались вопросы — задавайте их в комментариях!

    Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.