Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Салическая правда статьи. О рабах по «Салической Правде. В современном мире

    Салическая правда статьи. О рабах по «Салической Правде. В современном мире

    Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности способствовали появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды - судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских.

    Самые ранние среди германских правд:

    - Вестготская правда короля Эриха V в. (сохранилась фрагментарно);

    - Бургундская правда короля Гундобада конца V - начала VI вв.;

    - Салическая правда короля Хлодвига I того же времени.

    В VII-VIII вв. появились редакции Рипуарской , Аламаннской и Баварской правд . В VIII - начале IX вв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают тексты Фризской , Тюрингской и Саксонской правд .

    Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.

    В использовании правд в раннее время действовал принцип персональности права . Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда - по правде Гундобада, вестгота - по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права . В империи Каролингов использовался уже территориальный принцип. Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.

    Наследование осуществлялось в основном по закону. Салическая правда вводила следующий порядок, по которому родственники призывались к наследованию имущества. Сначала наследовали сыновья, при отсутствии сыновей - мать покойного. Нет матери - брат или сестра, далее - сестра матери, дальше - сестры отца. После этого - «кто-нибудь более близкий родственник» (тит. LIX, § 1-4). Преимущественное право женщин говорит о реликтовых остатках матриархата. Но указанный порядок не распространялся на наследование земли. В титуле LIX, § 5 сказано: «Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужескому полу, т.е. братьям» (имеются в виду сыновья покойного).

    Данное положение было введено только для сохранения земли в собственности рода, так как женщина могла его покинуть, выйдя замуж. По мере распада родовых связей необходимость в таком ограничении отпала, и уже эдикт короля Хильперика I (561-584) допускал наследование земли сначала сыновьями по Салическому закону, а после их смерти и дочерьми. Эдикт также устанавливал, что в случае смерти одного из братьев ему должен был наследовать другой брат, а «не соседи», при отсутствии брата наследует сестра. Наследование по завещанию у франков еще не было развито. Аналогом завещания было дарение через посредника, не являвшегося родственником наследодателю - аффатомия . Процедура аффатомии производилась посредством символического обряда в присутствии короля или на mallus’е.

    Уголовное право.

    Определение преступного деяния в Салической правде отсутствует, но из смысла статей можно усмотреть, что под ним законодатель понимал причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира (прежде всего порядка в королевском доме).

    Можно выделить следующие группы преступлений по Салическому закону:

    1) против порядка управления и суда (например, должностные преступления графа, неявка в суд, лжесвидетельство);

    2) воинские (в тит. XXX, § 6 есть намек на дезертирство: ложное обвинение в том, что воин бросил щит в сражении);

    3) нарушение общинных прав (тит. XLV. О переселенцах);

    4) религиозные (например, поджог часовни, осквернение могил и надгробий, колдовство и др.);

    5) имущественные (разные виды краж, грабеж, порча имущества);

    6) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, побоев, оскорбление словом и действием);

    7) против семьи и нравственности (изнасилование, сожительство с девушкой, похищение женщины).

    Салическая правда обнаруживает знакомство законодателя с понятием умысла и неосторожности, она различает соучастника и исполнителя преступления, выделяет подстрекателя преступного деяния. При этом соучастник наказывался менее строго, чем исполнитель, а исполнитель - менее строго, чем подстрекатель. Правда устанавливала отягчающие вину обстоятельства, которые влекли усиление наказания: групповой характер преступления (убийство или изнасилование «скопищем»); убийство в походе; кража со взломом; попытка сокрытия следов содеянного. Уголовное право допускало объективное вменение. Так, в случае изнасилования наказание распространялось не только на преступников, но и вообще на всех лиц, присутствовавших в этом месте и даже не знавших о преступлении (тит. XIII, § 13, приб. 5).

    Главной целью наказания было не возмездие преступнику и не устрашение, а возмещение вреда, причиненного пострадавшей стороне, компенсация за обиду. Поэтому основным видом наказания по Салической правде были штрафы, закон вводил систему композиций. Эта система являлась важным средством для предотвращения кровной мести и самосуда. Салическая правда устанавливает пассивную градацию штрафов: их величина зависела не от положения преступника, а от положения его жертвы (ее социального статуса, пола, возраста, этнической принадлежности). Штраф за убийство, вергельд («цена человека»), уплачивался родственникам погибшего. Половину получали сыновья, вторую половину - ближайшие родственники их отца или матери. При отсутствии таковых вторая половина вергельда поступала в казну (тит. LXII).

    Позднее обязательно часть вергельда отпускалась в качестве фритуса королю. Вергельд должен был платить преступник, но в случае неплатежеспособности он мог переложить эту обязанность на родственников (посредством особой символической процедуры бросания в них горсти земли (chrenecruda), во время которой преступник отказывался в их пользу от своей недвижимости). Если некому было выплатить вергельд за преступника, и община не брала его на поруки, он подлежал смертной казни (тит. LVIII). Смертная казнь вообще применялась к свободным лицам довольно редко, в основном она была наказанием для рабов и литов.

    Помимо приведенного случая, к смерти могли быть приговорены: граф, отказавшийся от исполнения своих обязанностей по взысканию долга (тит. L, § 4) или совершивший лихоимство (тит. LI, § 2) и не выкупивший свою жизнь за определенную сумму денег; лицо, совершившее поджог и не явившееся на суд без уважительных причин (тит. XVI, § 1, приб. 1). Телесные наказания для свободных лиц по Салическому закону не были предусмотрены, они считались позорными и предназначались для несвободных лиц. Среди других наказаний, установленных для свободных, можно отметить: лишение виновного юридической защиты - объявление лица вне закона (aspellis); изгнание из общины; обращение в рабство; конфискацию имущества.

    Судебный процесс.

    Различий между уголовным и гражданским процессом еще не проводилось. Дело возбуждалось в большинстве случаев по заявлению потерпевшей стороны. Только дела, затрагивавшие интересы публичной власти, могли возбуждаться по инициативе государст-венных органов. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Стороны сами должны были заботиться о представлении необходимых доказательств и свидетелей, поддерживать обвинение и вести защиту своих интересов. Судьи играли роль нейтральных арбитров. Процесс велся устно и гласно. Для выигрыша дела необходимо было заручиться поддержкой наибольшего числа свидетелей (особенно важно это было для обвиняемого). Отказ свидетеля явиться в суд наказывался штрафом, отказ давать необходимые показания под клятвой на суде мог привести также к объявлению свидетеля вне закона (помимо штрафа).

    При отсутствии свидетелей и нежелании обвиняемого признать вину прибегали к ордалии - Божьему суду. Салическая правда упоминает два вида ордалий: испытание котелком и испытание водой (тит. LIII, LVI). В первом случае обвиняемый должен был достать кольцо со дна котелка с кипящей водой, его раны после этого перебинтовывали и следили за ходом заживления. Если оно протекало быстро и без последствий, это было знаком невиновности. Процедура второй ордалии не совсем ясна. Скорее всего, это было испытание холодной водой, освященной определенным образом. Обвиняемого связанным погружали в воду, если освященная вода его не принимала, и он плавал на поверхности, это было знаком виновности. На практике могли применяться и другие виды ордалий (испытание жребием, огнем, железом, крестом и т.д.), стороны могли прибегнуть и к судебному поединку с применением смертоносного оружия.

    От участия в ордалии (испытании котелком) можно было откупиться, но в этом случае следовало прибегнуть к другому способу доказательства невиновности - привести соприсяжников . Соприсяжники не были свидетелями преступления, но они были свидетелями доброй славы и благонадежности обвиняемого. Они должны были подтвердить это, участвуя в совместной клятве с обвиняемым. Совместное очищение клятвой носило название компургации . На судебном заседании соприсяжники числом 12 (могло быть и больше: 36 или 72) приносили клятву на мечах вместе с обвиняемым. Любая ошибка в произнесении слов клятвы истолковывалась как знак виновности обвиняемого. Таким образом, данная процедура тоже являлась видом Божьего суда.

    Контрольные вопросы

    1. Какой правовой статус имели лица по Салической правде?

    2. Как устанавливалась личная и поземельная зависимость во франкском обществе?

    3. Какое административно-территориальное деление существовало в империи Карла Великого?

    4. Что такое варварские правды? Укажите их общие черты.

    5. Как осуществлялось наследование имущества по франкскому праву?

    В «Салической Правде» в большом числе титулов упоминается о рабах. Сопоставим эти титулы по «Paris 4404» и по «Emendata»:
    X титул - о продаже рабов;
    XII титул - о кражах или взломах, произведенных рабами;
    XIII титул - о похищении свободных;
    XXV титул - о прелюбодеянии рабынь;
    XXXV титул - об убийствах или ограблении рабов;
    XXXIX титул - о похитителях рабов;
    XL титул - о том случае, если раб будет обвинен в воровстве.
    XLVII титул - о розыске.
    В восьми титулах из 65 говорится о рабах (больше, чем о знатных и служащих при королевском дворе).

    О чем говорят эти титулы? По заголовкам видно, что в них упоминается о кражах рабов и о кражах, производимых рабами, о нравственности рабынь, об убийстве рабов или об убийстве, совершенном рабами, о розыске рабов, об отпущении рабов на волю и т. д. Помимо этого, «Салическая Правда» дает еще и титулы, в которых упоминается о рабах, хотя в названии титулов и нет о них упоминания 350 . Можно путем анализа текстов и их сравнения установить, каковы были положение рабов, отношения между рабами и их хозяевами, их место в обществе. Сличая тексты различных более ранних и более поздних рукописей, можно установить, какие изменения произошли в положении рабов за период с VI по IX век.

    Сравнив титулы «Правд» о рабах с главами «Германии» Тацита о рабах, мы пришли к выводу, что «Правды» рисуют несколько иную картину положения рабов, чем Тацит.
    В титуле X по рукописи «Paris 4404» читаем:
    «Если кто украдет раба или лошадь или упряжное животное 351 , платит 1200 дин., или 30 солидов» 352 .

    Из этого титула ясно видно, что в эпоху составления древнейшего (из дошедших до нас) списка «Салической Правды» раб как объект покражи, как вещь приравнивался к стоимости лошади или другого упряжного животного, и эта стоимость была равна 30 солидам. Этот" титул дает материал сразу для целого ряда наблюдений и сравнений.

    По данным «Германии» Тацита, раб, посаженный на землю, не имел прав в общине (т. е. не мог влиять на дела в общине, высказывать свое мнение и т. д.). Но Тацит подчеркивает, что раб независим от хозяина в своем экономическом положении, отдавая хозяину то, что ему полагалось из продуктов, а остальным распоряжаясь сам.

    Указанный титул «Салической Правды» отражает более ущемленное имущественное и правовое положение раба по сравнению с тем, что было, например, показано Тацитом.

    Происходит и резкая дифференциация в уплате, например, за покражу раба и свободного (30 и 200 солидов) 353 , что раньше у франков, до прихода в Галлию, не наблюдалось. У Тацита, Например, отмечено, что в детстве раба не отличишь от свободного 354 .

    Почему изменилось имущественное и правовое положение раба в раннефеодальном государстве франков? Нам кажется, что двумя причинами можно объяснить это явление.

    Первая причина: рабы, бывшие у «варваров», смешались с римскими рабами, которых франки получили в период завоевания ими Галлии и которые попали как рабочая сила в их хозяйство.
    Вторая причина: в первых «варварских» законах - «Правдах», отразивших многие особенности раннефеодального государства, пункты, касающиеся рабов, отразили по традиции многие из тех норм, которые характерны были для римских законов.

    Данное явление можно рассматривать как отражение черт старой юридической надстройки, которая возвышалась в свое время над старым рабовладельческим базисом. Новая растущая феодализирующаяся знать приняла эти нормы, так как они отвечали ее стремлениям эксплуатировать рабов как рабочую силу.

    Эти нормы о рабах, к которым относятся: разница в сумме штрафа за раба, бесправие рабов, лишение их имущества, приравнивание к живому и мертвому инвентарю, запрещение браков между рабами и свободными, битье плетьми рабов в растяжку и другие тяжелые и унизительные наказания - по римской традиции закреплялись в законах, именуемых «варварскими».

    Итак, суровость и жестокость пунктов салического закона, где речь идет о рабах, мы склонны объяснить влиянием римской рабовладельческой традиции, которая вместе с латинским языком и монетной системой проникла в «варварские» законы.

    Судя по тем пунктам законов «Салической Правды», которые касаются рабов, в корне меняется принцип использования рабской силы в обществе. Пункты о рабах в «Салической Правде» констатируют их использование главным образом в большом землевладельческом хозяйстве у отдельных землевладельцев, что характерно было для римского мира, а не для «варварского». Тацит, говоря о рабах у «варваров», отмечал совсем другое. Он подчеркивал, что они не используются в домашнем хозяйстве, а посажены на землю, т. е. платят хозяину ренту продуктами.

    350 Например, титулы «Салической Правды»: XIII, 4, XXVII, 26, XXXVI и др.
    351 Лошадь, по-видимому, еще не была упряжным животным у франков в тот период.
    352 «Салическая Правда», «Paris 4404», X.
    353 За покражу свободного назначалась вира в 200 солидов, за покражу раба -: штраф в 30 солидов.
    354 См.: Тацит. Германия, гл. XX.

    Какие деяния считаются в Салической правде преступлениями?

    Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

    Какие стадии совершения преступления и формы соучастия фиксирует Салическая правда?

    Каралось не только само по себе преступление, но и покушение. Стадии преступлений старались различать. В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

    Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд -- за убийство и пеня -- за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.

    Салический закон выделяет формы вины: умышленное и неосторожное посягательство, соучастие, подстрекательство, обстоятельства, которые смягчают и усиливают вину. Неосторожность рассматривалась как смягчающее обстоятельство и предусматривала простое возмещение убытков. Наличие злого умысла, наоборот, усиливала вину. Коллективное убийство также выступало обстоятельством, что усиливает вину. V этом случае назначалось максимальный размер возмещения семье убитого.

    Закон пытался дифференцировать ответственность соучастников преступления. Для "толпы" до семи человек действовал принцип коллективного наказания (коллективная ответственность), при "зьюрмленни" более семи человек требовалось доказать вину каждого участника. Если на теле убитого насчитывалось более трех раны, то это рассматривалось как тройное убийство: три участника "толпы" наказывались как исполнители преступления, другие как соучастники наказывались менее строго. Подстрекательство к краже каралось строже, чем совершение преступления. Действовал принцип объективной внимания, то есть ответственности без вины (ответственность всех присутствующих на месте совершения насилия над женщиной).

    Убийство свободного человека, убийство мальчиков, убийство рабов, убийство свободного франка или варвара, убийство свободного человека, убийство женщины.

    Какого рода преступления рассмотрены в титулах XVII и XXIX?

    Виды преступлений по Салической правде можно разделить на четыре группы: преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование; преступления против собственности - кража, поджог, грабеж; преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство; нарушение предписаний короля.

    Наибольшее внимание в Правде уделено кражам. Какие ее разновидности описаны в титулах II-VIII, X-XII, XXI-XXII, XXXIII-XXXIV, XXXVIII, XL?

    В «Салической правде» подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов - «Правды» имелись также у франков рипуарских, бургундов, англосаксов и других германских племен.

    «Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни.

    Время записи и редактирования этого «обычного» (от слова «обычай») народного права - VI-IX века.

    «Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул - на параграфы. Многие титулы были посвящены штрафам за всевозможные кражи. Встречались в ней и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдет чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», «О прислужнике при колдовстве» и т. п. В титуле «Об оскорблении словами» определялись наказания за обиду в зависимости от степени оскорбления. В титуле «О нанесении увечий» устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 и 1/2 солида»; «Если оторвет нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 солидов». Солид - римская монетная единица. В VI веке 3 соли-да соответствовали стоимости коровы, «здоровой, зрячей и рогатой».

    Изучая «Салическую правду», можно сделать вывод, что хозяйство франков стояло на более высоком уровне, чем хозяйство германцев (хозяйство германцев было описано римским историком Тацитом (ок. 58 - ок. 117) в очерке «Германия»).

    Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью из запертого хлева и пр.

    Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей). В «Салической правде» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада (франки умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования), за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.

    По титулам I, XVIII, XL, XLVIII-XLIX, LVI-LVII назовите преступления против правосудия. Чем вызвано особое внимание к ним?

    Значительное внимание уделяется в Салической правде преступлениям против правосудия. Наказаниям за неявку в суд посвящены первые два параграфа первого титула данного сборника. О различных категориях указанной разновидности преступления говорится в титулах XVIII, XL, XLVIII, XLIX, LVI, LVII. Кроме того, рассматривая преступления против правосудия, следует обратиться также к капитуляриям франкских королей, разъясняющим и развивающим нормы Салической правды2. Особенно примечательная норма содержится в § 3 Капитулярия IV (Декрет короля Хильдеберта). Она гласит: "Если кто найдет вора и тайно, без судьи, получит пеню, такового уподоблять разбойнику". Подобная норма содержится и в декрете Хлотаря, составляющем вторую часть указанного капитулярия: "Если кто тайным образом возьмет с какого-либо вора пеню за украденное, оба подлежат наказанию как разбойники".

    Приведенные нормы служат свидетельством того, что франкские короли начинали рассматривать преступление в качестве деяния, причиняющего вред не только частным, но и государственным интересам. С другой стороны, стремление королей утвердить суд в качестве обязательного посредника в спорах между частными лицами можно объяснить желанием обеспечить приток финансовых средств в государственную казну.

    По тексту Салической правды покажите, что при назначении наказания учитывался социальный статус преступника и пострадавшего.

    Наказание было дифференцировано в зависимости от положения человека. Штраф исчислялся в солидах и денах. Один солид равнялся стоимости годовалого быка. Вергельд за убийство раба равнялся 35 солидов, штраф шел его хозяину. Убийство раба из челяди наказывалось так же, как воровство быка (80 солидов). За убийство полусвободного, лита, - 100 солидов, свободного франка - 200, графа, королевского слуги (сотрапезника), если он был даже римлянином, - 300, чиновника короля - 600 солидов. За убийство графа скопищем, в походе, при исполнении служебных обязанностей, вергельд утраивался.

    Закон предусматривал наказание за телесные повреждения тем, кто в драке откусил нос своему противнику, выколол глаз, оторвал ухо и т. д. За оторванный нос франка полагалось платить столько, сколько стоила жизнь лита. Салическая правда знает преступления, порочащие достоинство франка. Всякий, кто назовет его уродом, зайцем, платит три солида, доносчиком или лжецом - 15 солидов. Такое же наказание грозило за лжесвидетельство.

    Статьи Салической правды охраняют и защищают жизнь и достоинство женщины. Кража чужой жены - 200 солидов. «Кто схватит свободную женщину за руку, кисть или палец», платит 15 солидов, кто ложно назовет свободную женщину блудницей, - 45 солидов. За побои беременной женщины, повлекшей смерть, - 700 солидов, убийство женщины - 600 солидов. Надо полагать, что у франков женщина занимала высокое общественное положение. За убийство мальчика в возрасте до 10 лет - штраф равнялся 600 солидов.

    Вемргельд (нем. Wergeld, от др.-верх.-нем. Wёr -- человек и Gёlt -- цена) -- денежная компенсация за убийство свободного человека, установленная в германскихварварских правдах. Вергельд выплачивался родом убийцы семье убитого, постепенно вытеснив кровную месть. Устанавливался в зависимости от социального положения убитого, его пола и возраста, от того, к какой национальности он принадлежал (галло-римской или германской).

    Фрутус- штраф за нарушение правопорядка.

    Что предписывала Салическая правда, если преступник неспособен уплатить вергельд? Если преступник на столько беден и настолько безроден, что не может собрать денег для своего выкупа, “он должен уплатить своей жизнью”.

    Салическая правда - судебник салических франков, составленный в нач. VI в. при Хлодвиге I после походов франков в Галлию. Особенностью этого документа является множественность его вариантов и разночтений. Практически до IX в. Правда постоянно переписывалась, в результате чего дополнялась и изменялась. Сохранилось до 356 различных списков. Первоначальный текст Салической правды не сохранился. Самой точной копией считается Пражская рукопись.

    1. Салическая правда представляет собой разрозненную и бессистемную запись обычаев. В ней отсутствуют общие понятия правонарушений и соответствующих им наказаний. Записи носят казуистичный характер, т.е. предусматривают конкретные случаи правонарушений и наказаний. Например, в документе отсутствует общее понятие телесного повреждения, а перечисляются отдельные виды: «Если кто вырвет другому глаз....... оторвет палец» и т.д.

    2. Характерной чертой Правды является ее формализм, когда все правовые действия совершались в строго установленной форме. Например, ст. L VIII “ О горсти земли ”.

    3. Сохранялись пережитки первобытнообщинного строя: участие сородичей в наследовании; в уплате штрафа за убийство; в судебной защите сородича в виде соприсяжничества. Однако в Салической правде уже было отражено разложение этих отношений. Об этом свидетельствовали, во-первых, статьи, регулирующие частно­собственнические отношения, которые распространялись на рабов, скот, домашние постройки, сады, луга, пашни и т.д. За покушение на эту частную собственность взимался штраф в размере от 15 до 45 солидов (солид - золотая монета, равная по весу 1 части фунта золота, около 5,5 г. золота).

    Во-вторых, разложение первобытнообщинных отношений отражено в процессе распада кровнородственных связей. Отказ от родства считался отказом от соприсяжничества, от наследования и т.д. Статья гласит: «Тот, кто пожелает отказаться от родства, должен явиться в судебное заседание перед лицом тунгина и там сломать над своей головой три палки мерой в локоть. И он должен в судебном заседании разбросать их в 4 стороны и сказать там, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов с ними».

    4. Обязательственные отношения по Салической правде не были развиты, т.к. существовали такие простые формы сделок, как купля-продажа, заем, мена и дарение. Передача частной собственности осуществлялась публично, путем простой передачи вещи. В случае отказа в уплате долга, кредитор мог вернуть его в судебном порядке.

    5. Большая часть норм Правды посвящается преступлениям и наказаниям, которые характеризуются следующими чертами:

    а) принцип талиона заменяется системой штрафов (принципом композиции), однако, частично сохранились пережитки кровнородственных отношений :



    В случае неуплаты штрафа за убийство, убийца расплачивался своей жизнью;

    Родственники участвовали в уплате и получении вергельда;

    Если человек был объявлен вне закона, он подлежал изгнанию из общины;

    б) социальное и правовое положение преступника и пострадавшего влияли на размер штрафа. Там, где для раба предусматривалась смертная казнь, свободный человек платил штраф.

    Уплата вергельда за убийство по Салической правде в солидах

    в) по Салической правде не устанавливались общие принципы для квалификации преступлений и назначения наказаний за некоторым исключением:

    Субъектами преступлений являлись не только свободные, но и зависимые люди;

    Ответственность перед королем за нарушение королевского мира наступала с 12 лет;

    Наказание в основном не зависело от вины и назначалось за результат действия;

    г) характерной была чрезмерная тяжесть наказания.

    Самый низкий штраф за кражу составлял 3 солида, а за убийство - 200 солидов. Стоимость быка составляла 2 солида, а коровы - 3 солида.

    По Салической правде можно выделить следующие виды преступлений:

    1) против личности (убийство, клевета, оскорбление, посягательства на честь, достоинство и свободу);

    2) против собственности (кража, подлог, нанесение вреда имуществу);

    3) против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);

    4) нарушение предписаний короля.

    Основным видом наказания для свободных людей был штраф, который делился на две части: одна направлялась потерпевшему или его родственникам, другая часть направлялась королю. К свободным людям смертная казнь и телесные наказания не применялись. Это касалось только рабов.

    Таким образом, краткий анализ Салической правды позволяет сделать вывод о разлагающихся первобытнообщинных отношениях и зарождении новых феодальных отношений у франков, что проявлялось в частнособственническом характере землевладения, социальных отношениях франкского общества, в котором преобладали свободные общинники, еще самостоятельно распоряжавшиеся в марке своей землей.

    Контрольные вопросы

    1. В чем состоит значение реформы Карла Мартелла?

    2. Что представляла собой франкская община?

    3. Как Салическая правда характеризовала аллод?

    4. Какие изменения произошли в государственном строе в период правления Меровингов и Каролингов?

    5. Что собой представляли «майские поля»?

    6. Что такое вергельд?

    7. Чем отличается бенефиций от аллода?

    Государство и право Франции (IX-XVIII вв.)

    1. Возникновение раннефеодального государства Франции. Период феодальной раздробленности (ІХ-ХІІІ вв.)

    Со средины VI в. территория Франции входила в состав Франкского государства, которое не раз подвергалось разделу. Еще в тот период начали складываться феодальные отношения на основе синтеза позднеантичных отношений, характерных для галло-римлян, и общинных, принесенных франками. Происходила имущественная дифференциация среди свободных германцев. Галло-римские рабы, колоны и разорившиеся свободные германцы превращались в зависимых крестьян. К IX в. укрепилась феодальная вотчина.

    Огромные земельные владения принадлежали королю, его знати и церкви. В 843 г., в результате распада империи Каролингов, выделилось Западно-франкское королевство. С этого времени Франция существовала как самостоятельное государство. В 987 г. королем был избран Гуго Капет, что положило начало династии Капетингов. Тогда Франция была поделена на многочисленные независимые феодальные владения, а в XI в. происходил дальнейший процесс раздробленности, который затронул герцогства и графства.

    Развитие экономических отношений было различным, что объяснялось разным плодородием земель Севера и Юга Франции. Так, на Севере (с высокоплодородной землей) утвердилось трехполье, на Юге (с малоплодородной землей) развивалось двуполье. Стабильных экономических связей между отдельными частями страны еще не было. С развитием городов в XI - XII вв. натуральный оброк вытеснил барщину, что способствовало сокращению барской запашки, а в ХШ в. уже широко распространялась денежная рента. В Х - XI вв. во Франции завершилось образование двух категорий феодального общества: сеньоров-феодалов и зависимого крестьянства. Широкое распространение получила личная зависимость крестьян. Складывалась феодальная иерархия во главе с королем, и действовала система сюзеренитета - вассалитета. Начиная с Х в. развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали возникновению новых и возрождению старых городов, которые становились центрами ремесла и торговли. Высокого развития достигли ремесла - гончарное, кузнечное, а особенно сукноделие. Устанавливались прямые торговые связи южных городов с Востоком, большинство из которых освободилось из-под власти крупных феодалов путем выкупа (например, Марсель и др.), путем вооруженной борьбы (Лион). Большинство городов добились статуса коммуны. Короли оказывали поддержку городам, получая их поддержку в борьбе против феодалов-оппозиционеров. Однако городам своего домена (Парижу и Орлеану) короли давали лишь ограниченное самоуправление. К ХШ в. характерной особенностью развития городов было то, что северные города достигли значительно большего развития, чем южные, которые пострадали в результате Альбигойских войн и не смогли восстановить свое прежнее значение. Развитие городов и расширение экономических связей между северными частями государства создали предпосылки для усиливающихся процессов централизации на севере государства. Со средины XII в. началась борьба Капетингов с Плантагенетами (английскими королями).В нач. XIII в. Филипп II отвоевал у Англии значительную территорию Франции и, присоединив земли к королевскому домену, стал государем Северной Франции. В это время к королевскому домену были присоединены новые земли. Все это также способствовало проведению централизации государства, которую осуществлял Людовик IX. Усилению королевской власти оказывала сопротивление феодальная знать. Расширение иммунитетных прав сеньоров, которые достигли своего максимального развития, также мешало этому процессу. Более всего феодальные поземельные отношения оказывали определяющее значение на процесс формирования власти короля. Формально король был верховным собственником земли, но фактически она находилась в руках крупных феодалов. Отношения между феодалами и королем строились по принципу вассальной зависимости. Действовал принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», что характеризовало период феодальной раздробленности.

    Иерархическая структура феодальных поземельных отношений обусловливала иерархическую структуру политической организации Франции.

    Органы государственного управления можно представить следующей схемой:


    Королевская власть была выборной. Его выбирали вассалы и высшие иерархи церкви. Власть короля была сравнительно слабой. Единственным общегосударственным органом была королевская курия, состоявшая из королевских вассалов и высших церковных иерархов. Королевская курия, которая созывалась нерегулярно, и председательствовал в ней король, решала важнейшие внутриполитические и внешнеполитические вопросы, не всегда считаясь с волей короля.

    Дворцовые управляющие королевским доменом были одновременно и должностными лицами (министериалами). Весь домен был разделен на округа во главе с прево (управляющим). Король назначал министериалов (в центре) и прево (на местах), которые должны были выполнять все его распоряжения. Каждый свободный человек должен был судиться «судом равных» - это особенность средневекового суда. В этом также проявлялся сословный характер отношений. Вассалы короля могли быть судимы только равными им вассалами. Таким судом стала Королевская курия. Эта система распространялась на всю иерархическую подчиненность общества. Однако «суд равных» не действовал на непривилегированные группы населения (например, крестьян, горожан). Зависимое население судилось их сеньорами, т.е. господствовала сеньориальная юстиция. Кроме того, сеньоры высших рангов имели большую судебную власть, чем нижестоящие, что привело к разделению на «высшую» и «низшую» юстиции. К «высшей» относились преступления, наказываемые смертной казнью, к «низшей» - все остальные. Определенное значение в суде имело применение силы. В средневековой Франции судебная власть еще не была отделена от административной. Обособленной системы судебных органов еще не было. Королевская курия была не только «судом равных» для вассалов короля, но и общегосударственным органом для решения важнейших вопросов. Все должностные лица в центре и на местах совмещали административные и судебные функции. Кроме того, существовала церковная юрисдикция, которой подлежали уголовные и гражданские дела духовенства, дела всех, посягнувших на догматы религии и церкви (например, ересь, магия, колдовство).

    К XIII в. во Франции наметилась тенденция к усилению королевской власти и централизации государства. Этому способствовали следующие предпосылки:

    1. Союз монархии и городов достиг своего решающего значения. Росту городской промышленности мешала феодальная раздробленность, а горожанам - притеснения феодалов. Города должны были платить многочисленные повинности в пользу феодалов, поэтому они стремились освободиться от них и добиться городского самоуправления. В сильной королевской власти горожане усматривали заинтересованность в преодолении феодальной раздробленности и были заинтересованы в городах, которые давали им деньги и предоставляли при необходимости городские ополчения.

    2. Отмена выборности короля, согласно которой престол с нач. ХIII в. переходил по праву наследования к его старшему сыну, также способствовала усилению власти монарха.

    3. Изменились принципы вассальной зависимости феодалов. С ХШ в. действовал принцип «вассал моего вассала - мой вассал» , что ставило всех нижестоящих в иерархической лестнице феодалов в прямую зависимость и подчиненность перед королем.

    4. Проведенные в сер. XII в. реформы Людовика XI были направлены против феодального сепаратизма. Судебная реформа запрещала частные войны между феодалами. В королевском домене все споры разрешались только королевским судом. В остальных феодальных сеньориях вводились «40 дней короля» , в течение которых феодалы не могли начинать частную войну. Если королевский суд не смог разрешить их проблемы, тогда феодалы начинали войну. Активное вмешательство королевских судей в юрисдикцию феодалов объяснялось их заинтересованностью в судебных штрафах и пошлинах. Королевские судьи подчинили себе и «высшую юстицию», что требовало обособления Верховного суда. Для осуществления судебных функций из Королевской курии выделен Парижский парламент .

    Финансовая реформа заключалась, во-первых, во введении в королевском домене золотой монеты, которая постепенно вытеснила местные деньги из обращения. Во-вторых, в роли высшего органа финансового управления выступала Счетная палата , которая была выделена из Королевской курии.

    Таким образом, во Франции в ХШ в. сложились все предпосылки к объединению государства.

    Страница 1 из 2

    ТЕМА VI. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

    § 6.1. Общая характеристика Салической правды
    § 6.2. Преступления, наказания и судебный процесс по Салической правде
    Список рекомендуемой литературы

    § 6.1. Общая характеристика Салической правды

    Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V - начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник.
    По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных.
    Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.
    Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.
    Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к закону франков.
    В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.
    К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.
    Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».
    По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса.
    Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди.
    Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.
    О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.
    Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.
    В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.
    О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан.
    Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.
    Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.