Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Сергей витте. Краткая биография витте сергея юльевича все самое главное о деятеле

    Сергей витте. Краткая биография витте сергея юльевича все самое главное о деятеле

    Основные достижения Сергея Витте

    Под руководством С.Витте был составлен императорский Манифест 17 октября 1905, даровавший гражданские свободы.

    При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных законов Российской империи.

    Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.

    Провёл денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.

    Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.

    Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности.

    Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

    Проявил незаурядные дипломатические способности (заключение Портсмутского мира с Японией, соглашение о строительстве КВЖД с Китаем, торговый договор с Германией, получение займов у Франции).

    Первоначальный период жизни (до 1892)

    Происходит из голландской семьи, переселившейся в Прибалтику ещё во времена владычества шведов и получившей потомственное дворянство в 1856. Православный.

    Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец Юлий Федорович Витте (1814-1867), член совета кавказского наместника, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. Двоюродная сестра Витте - основатель теософии Е. П. Блаватская.

    В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.

    Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более перспективному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

    После образования «Общества Юго-Западных железных дорог» работал начальником эксплуатационного отделения при правлении в Петербурге (в 1879), с 1880 - начальник эксплуатации (в Киеве).

    В 1879 женился на Н. А. Спиридоновой (урождённой Иваненко), дочери черниговского предводителя дворянства. До этого, по словам самого С.Витте, он «знал всех более-менее выдающихся актрис» в Одессе.

    В 1883 опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов. Помимо основной темы С.Витте затронул во втором издании этой работы политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

    В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

    В этот период познакомился с императором Александром III. По легенде, С.Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С.Витте после крушения царского поезда в 1888.

    10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Получал доплату к жалованью из личных денег императора с целью компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу.

    Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.

    В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

    В 1890 умирает первая жена С.Витте.

    В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С.Витте. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

    В феврале-августе 1892 - Министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.

    В 1892 женился на М. И. Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было). Женитьбе предшествовал скандал, так как С.Витте начал встречаться с М.Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С.Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения С.Витте с высшим светом ещё более ухудшились.

    Деятельность на посту министра финансов

    В конце 1892 С.Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

    Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

    Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.

    Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

    В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.

    В 1894 году получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

    С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

    В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.

    С 1896 - статс-секретарь.

    Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

    Выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 заявил, что «в России теперь происходит то же, что случилось в своё время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства один - обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства. Эта позиция вызывала неприятие у аристократии и самого Николая II.

    При активном участии С.Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

    В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

    В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.

    Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

    Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

    Впоследствии С.Витте неоднократно подчёркивал, что П. А. Столыпин «обокрал» его, использовав его идеи.

    C 1899 - действительный тайный советник.

    В этом году добился снятия ряда ограничений для иностранных инвестиций в экономику.

    В 1899 C.Витте принял участие в деле по осуждению Саввы Мамонтова. С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

    После отставки с поста министра финансов (с 1903)

    В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров. Во время событий 9 января Витте снял[источник?] с себя всякую ответственность за действия правительства.

    С 1903 г. - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

    С 1903 г. - член комитета финансов, с 1911 г. по 1915 г. - его Председатель.

    Летом 1905 Николай II посылает Витте в Портсмут (США) для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведён в звание графа. Так как ему удалось выторговать у Японии половину Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

    В октябре 1905 г. Витте представил царю записку о необходимости реформ, в которой, в частности, писал: «Ход исторического процесса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путём реформы, то путём революции… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма, - они будут неудачны, но они будут, несомненно, - разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права».

    В.И Ленин писал о Витте:

    Царю одинаково нужны и Витте, и Трепов: Витте, чтобы подманивать одних; Трепов, чтобы удерживать других; Витте - для обещаний, Трепов для дела; Витте для буржуазии, Трепов для пролетариата... Витте истекает в потоках слов. Трепов истекает в потоках крови.

    Руководил подавлением революции 1905 г., организовывал "экзекуционные поезда". В архивах сохранилось его письмо, посланное министру внутренних дел Дурново 11 марта 1906.

    Для вящего устрашения лиц, стремящихся посеять смуту, Совет министров признал полезным ныне же сформировать на главнейших узловых станциях особые экзекуционные поезда с воинскими отрядами, которые в случае надобности могли бы своевременно быть отправлены на линию для водворения порядка.... Подписал: граф Витте

    В 1905 г. под руководством Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства - Государственную думу.

    С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - председатель реформированного Совета министров.

    В 1906 г. провёл успешные переговоры с Францией о получении крайне необходимого займа. Одновременно осуществил проект по улучшению имиджа России в глазах общественного мнения Франции (путём работы с французской прессой и подкупа ряда журналистов). Ранее аналогичную работу вели в прессе США. Витте был одним из первых российских политиков, осознавших важность влияния на общественное мнение.

    Когда самодержавие снова почувствовало под собой твёрдую почву, С.Витте был оправлен в отставку (22 апреля 1906 года). Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти в 1915 г.

    Награды

    Орден Святого Александра Невского

    Витте Сергей Юльевич (1849-1915), граф (1905 г.), российский государственный деятель.

    Родился 29 июня 1849 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси). Отец будущего реформатора был крупным чиновником, служившим в Кавказском наместничестве. Витте получил домашнее образование. Он экстерном сдал экзамены в гимназии и поступил в 1866 г. на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Оканчивая университет, защитил диссертацию по высшей математике.

    В 1877 г. получил место начальника эксплуатации в Управлении казённой Одесской железной дороги, в 1880 г. занял такой же пост в управлении акционерного общества Юго-Западных железных дорог.

    30 августа 1892 г. царь назначил Витте управляющим Министерства финансов. Перед ним стояли две главные задачи: найти для государства дополнительные средства и провести денежную реформу. Благодаря крупным иностранным займам всего за два-три года Витте добился того, что российская промышленность начала приносить ощутимый доход государству. Он увеличил налоги и принял покровительственный по отношению к отечественным производителям таможенный тариф, при котором становилось выгодным приобретать не заграничные, а российские товары.

    В 1893 г. Витте было присвоено звание почётного члена Петербургской академии наук.

    В 1894 г. была введена государственная монополия на продажу алкоголя, и доход от торговли водкой и вином теперь целиком поступал в государственную казну. «Пьяные» деньги составляли в то время около четверти всех доходов государства. Витте сумел провести и денежную реформу, которую готовили в течение долгих лет его предшественники. Теперь на российские бумажные деньги можно было свободно купить золото. Иностранные банкиры и предприниматели стали охотно вкладывать средства в российскую промышленность, что способствовало её росту.

    В октябре 1898 г. Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой уговаривал освободить крестьян от опеки общины, сделать из крестьянина «персону». Позже эти принципы легли в основу аграрной реформы П. А. Столыпина. В 1903 г. Витте стал председателем Комитета министров.

    После неудачной русско-японской войны (1904-1905 гг.) император поручил Витте возглавить русскую делегацию на переговорах с Японией в Портсмуте (США). Витте удалось умерить японские требования. В результате Российская империя признала Корею сферой японских интересов, Япония получила южную часть острова Сахалин. 23 августа 1905 г. на этих условиях был подписан Портсмутский мир. 15 сентября Витте вернулся в Россию.

    В том же году император возвёл его в графское достоинство (злые языки тут же назвали новоиспечённого графа Витте-Полусахалинским).

    Николай II поручил Витте подготовить проект Манифеста о даровании населению политических свобод. 17 октября царь подписал его.

    В 1905 г. Витте первым в истории России занял пост Председателя совета министров.

    В апреле 1906 г. он ушёл в отставку из-за разногласий в правительстве и занялся написанием воспоминаний. Огромный трёхтомный труд увидел свет сначала в Берлине (1921-1923 гг.), а потом уже и в СССР (1960 г.).

    (1849-1915) российский государственный деятель

    Граф Сергей Юльевич Витте оставил заметный след в истории государства Российского. Его деятельность пришлась как раз на тот период, когда в России начали складываться капиталистические отношения. Сергей Витте оказался на своем месте, так как в его характере успешно сочетались качества крупного организатора промышленности, хватка предпринимателя и изворотливость опытного придворного.

    Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе в семье крупного правительственного чиновника. Его отец был директором департамента государственных имуществ. Мать происходила из семьи известного генерала и писателя Александра Фадеева .

    Казалось, благосостояние и связи семьи открывали Сергею и его брату блестящие перспективы. Но в 1857 году неожиданно умирает отец, и почти все семейное состояние уходит на выплату его многочисленных долгов. Семью выручил наместник на Кавказе, который предоставил сыновьям Витте стипендию для обучения в Новороссийском университете.

    Сергей Витте заканчивает физико-математическое отделение естественного факультета. После блестящей защиты магистерской диссертации ему предложили остаться для подготовки к получению профессорского звания. Но, по мнению семьи, дворянину не следовало делать научную карьеру, поэтому Сергей выбирает другой путь.

    Он становится секретарем одесского губернатора графа Коцебу. Пребывание в канцелярии Витте использует для завязывания необходимых связей и уже через несколько месяцев становится доверенным лицом министра путей сообщения графа В. Бобринского.

    Сергей Витте очень быстро включился в работу и за короткое время хорошо изучил систему работы железнодорожного транспорта. В течение шести месяцев он работал на разных станциях в качестве помощника и начальника станции, контролера и диспетчера движения. Как раз в это время он собирает материал для своих первых трудов по организации работы железных дорог. Одним из первых, Сергей Витте понял, что железнодорожные тарифы являются весьма удобным инструментом для извлечения прибыли и стимулирования развития железнодорожного транспорта.

    Исполнительного и аккуратного юношу заметило начальство, примерно через год его назначают начальником движения Одесской железной дороги.

    Вступая в должность, Витте пришлось мобилизовать все свои способности и знания. Всего через несколько месяцев после его назначения началась русско-турецкая война, и Одесская железная дорога стала основной стратегической магистралью России. Молодой чиновник смог разработать систему организации перевозок, при которой военные грузы доставлялись практически без задержек.

    После окончания войны, Сергей Витте переезжает в Киев и становится начальником службы эксплуатации всех юго-западных дорог России. Теперь он получил возможность для реализации накопленного опыта. Витте реформирует систему оплаты перевозок, разрабатывает порядок предоставления ссуд для перевозки особо важных грузов и единую тарифную сетку для всех видов перевозок. Его нововведения позволили превратить юго-западные дороги из убыточного в прибыльное предприятие.

    Сергей Витте начинают приглашать в различные частные компании для консультаций, многие фирмы предлагают ему высокооплачиваемые посты. Но он отклоняет все предложения, поскольку не хочет покидать государственную службу, понимая, что только здесь сможет полностью реализовать свои разработки.

    Впоследствии он даже гордился тем, что стал первым и единственным управляющим самой большой дороги в России, не являясь по образованию инженером путей сообщения.

    В Киеве, Сергей Витте завязывает связи среди местной аристократии. Одновременно он нащупывает пути для переезда в Петербург. Решающую роль в дальнейшем продвижении по службе сыграла его женитьба. В 1878 году, Сергей Витте познакомился с женой одного из киевских богачей Н. Спиридоновой. Она была намного моложе своего мужа и увлеклась Витте.

    После развода Спиридоновой Витте не мог оставаться в Киеве из-за своего двусмысленного положения. Он мобилизует все свои связи и добивается перевода в Петербург, где занимает должность помощника председателя железнодорожной комиссии в Министерстве путей сообщения.

    Сергей Юльевич Витте разрабатывает единый устав для всех российских железных дорог. Но главной сферой его деятельности становится организация движения всех царских поездов по России. Он сопровождает Александра III в его поездках, причем однажды ему удалось быстро устранить последствия крушения царского поезда. В благодарность император назначает Витте директором департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов, практически, Сергей Витте становится министром путей сообщения России. Тогда ему только исполнилось сорок лет.

    Он поселяется в государственном особняке и начинает обширную программу реорганизации железнодорожных перевозок. Через два года Александр III назначает его министром финансов России. Витте провел на этом посту одиннадцать лет и за это время внедрил в практику множество начинаний. Ему удалось реформировать порядок оплаты перевозок, систематизировать налогообложение.

    В 1884 году, Сергей Юльевич Витте добивается введения винной монополии, существенно повысившей доходную часть бюджета. Она стала подготовительным этапом к денежной реформе 1897 года. Витте вводит в обращение золотые монеты и добивается стабилизации курса российского рубля.

    Одновременно проявляются и его дипломатические способности. В 1886 году он разрабатывает условия русско-китайского договора о строительстве Китайской Восточной железной дороги.

    Осознав, что развитие капитализма в России невозможно без введения собственности на землю, Сергей Витте продумывает земельную реформу. Но его идея о свободном землевладении вызывает жесткое сопротивление. Отдельные положения этой реформы удалось осуществить Петру Столыпину только через несколько лет.

    В 1889 году умирает первая жена Витте, и вскоре он женится на М. Лисаневич. Но этот брак расценили как вызов обществу, так как жена Витте была разведенной, да вдобавок еще и еврейкой. Однако Александр III выступил в защиту Сергея Витте: он не только не принял его отставку, но и публично выразил ему свое доверие. Вскоре у Витте родилась дочь, ставшая его единственной наследницей.

    Пользуясь доверием императора, Сергей Юльевич Витте продолжает намеченные реформы. Но неожиданная смерть Александра III нарушает его планы, хотя вступивший на престол Николай II тоже на первых порах поддерживает Витте. Правда, в 1903 году его все же увольняют с поста министра финансов. Это было связано с тем, что Витте, осторожный и дальновидный политик, понимал опасность укрепления Японии на Дальнем Востоке и стремился к соглашению, которое не допустило бы войны. Но эта линия шла вразрез с планами ближайшего окружения царя. Тем не менее его назначают председателем Кабинета министров, он остается членом Государственного совета и выполняет важнейшие поручения императора. В конце русско-японской войны 1904-1905 гг. Сергея Витте направляют в Америку, где он добивается заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Россия признала Корею сферой влияния Японии, утратила Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, была вынуждена отдать половину острова Сахалин. Витте, возведенного за подписание договора в графское достоинство, стали за глаза называть графом Полусахалинским.

    Звездный час в карьере Сергея Юльевича Витте наступает после событий 1905 года. Он становится одним из составителей манифеста от 17 октября. Николай II назначает его председателем совета министров России. В новой должности Витте проявил себя как изворотливый политик, сумевший договориться и с правыми, и с левыми.

    В 1906 году он добивается получения займа во Франции. Средства, полученные по этому договору, позволили стабилизировать финансовое положение России после войны и первой русской революции. Но по своим убеждениям Витте оставался ярым монархистом, поэтому он не мог осознать необходимости реформирования политической системы в России.

    С середины 1906 года, Сергей Юльевич Витте выступает против наметившегося расширения полномочий Государственной думы и Государственного совета, что привело к его отставке.

    Он переходит на консультативную работу и занимается публицистикой. Витте приобретает виллу в Биаррице, где работает над своими книгами и воспоминаниями. Там он и умирает весной 1915 года.

    Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

    Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

    • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
    • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
    • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
    • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
    • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
    • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

    Краткая таблица реформ

    Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
    Реформа Год проведения Задачи Последствия
    «Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
    Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
    Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
    Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

    Подготовка реформ

    До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

    Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

    Денежная реформа и инвестиции

    Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

    Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

    Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

    Приток иностранного капитала

    Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

    • Франция – 732 млн
    • Великобритания – 507 млн
    • Германия – 442 млн
    • Бельгия – 382 млн
    • США – 178 млн

    В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

    Оценка реформ

    В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

    Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


    Результаты экономической политики С.Ю. Витте

    • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
    • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
    • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

    Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

    Витте Сергей Юльевич родился 17 июня 1849 г. в семье обрусевших немцев. Юность его прошла в Тифлисе. Витте окончил в 1870 г. Новороссийский университет, став кандидатом физико-математических наук. Но из-за нехватки средств он предпочел научной карьере работу на одесской железной дороге. Начав с низших постов, он скоро дослужился до должности управляющего юго-западными железными дорогами. Прекрасно проявив себя и в дельнейшей карьере, он в 1892 г. занял высокий пост министра финансов.

    Задуманная министром финансов Витте индустриализация страны требовала серьезных денежных вложений и щедрый источник пополнения бюджета был найден. В 1894 г. введена государственная винная монополия. Так же, возросли налоги. В 1897 г., в ходе денежной реформы С. Ю. Витте был введен золотой стандарт, разрешавший свободный обмен рубля на золото. Финансовая реформа Витте стимулировала приток иностранного капитала в российскую экономику. Теперь из страны можно было вывозить золотые рубли, что сделало Россию более привлекательной для вложения средств иностранных компаний. Отечественного производителя ограждал от жесткой конкуренции таможенный тариф. Экономическая политика Витте привела к стабилизации рубля, сделав его одной из наиболее устойчивых мировых валют.

    Стоит отметить, что Витте оказывал немалое влияние на внутригосударственную политику. Внутренняя политика Витте была направлена на укрепление самодержавия и являлась достаточно консервативной. Внешняя политика сосредоточилась на противодействии усилению японского влияния на Дальнем Востоке. За заключение Портсмутского мира с Японией в 1905 г. Витте получил от Николая 2 графский титул.

    Краткая биография С. Ю. Витте не будет полной без упоминания о его сложных отношениях с императором Николаем 2, взошедшим на престол после Александра 3, благоволившего к своему министру финансов. Не пользовался он популярностью и в высшем обществе. Особенно неприятие усилилось после второй женитьбы Витте на Матильде Лисаневич, которой предшествовал громкий скандал. Однако именно в этом браке Витте обрел личное счастье.

    27.Особенности политического строя России в начале 20 в. Политика в рабочем, национальном, аграрном вопросах.

    28.Первая российская революция 1905-1907: причины, характер, этапы, значения.

    Причины:

      Нерешенность аграрного вопроса

      Противоречие между трудом и капиталом, ухудшение положения рабочих

      Отсутствие политических свобод

      Кризис системы отношений между центром и провинцией, национальными районами

      Поражение в русско-японской войне

    Характер:

      Первая русская революция была – буржуазно-демократической. По составу участников – общенародной.

    Цели революции:

      Свержение самодержавия

      Созыв Учредительного собрания

      Установление демократического строя

      Ликвидация помещичьего землевладения, наделение землей крестьян

      Введение свободы слова, собраний, партий

      Ликвидация сословий

      Сокращение рабочего дня до 8 часов

      Достижение равноправия народов России

    События 1 этапа:

      «Кровавое воскресенье» 9 января 1905. Расстреляны рабочие мирно шедшие к царю с петицией в Петербурге, составлена под руководством Г. Гапона.

      Революционные выступления – стачка рабочих в Иваново – Вознесенске. Возникновение Совета уполномоченных депутатов – нового органа власти рабочих. Май 1905

      Восстание на броненосце «Князь Потемкин - Таврический», июнь 1905

      Съезды земских представителей, крестьянский съезд, политические требования, май-июнь 1905.

      Указ Николая II об учреждении Государственной думы («Булыгинской» по имени министра внутренних дел).