Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Щ гласная или согласная. Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

    Щ гласная или согласная. Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

    Буквы русского алфавита делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10, это А Е Ё И О У Ы Э Ю Я . Согласных 21 - Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ . Всего 33 буквы.

    Буквы Ъ и Ь не являются ни гласными ни согласными.

    Проводите время с вашим ребенком интересно и с пользой. Желаем успехов.

    Как играть с ребенком используя карточки с буквами?

    Игра № 1. Назови букву.

    Прежде, чем начать играть в эту игру, познакомьте ребенка с несколькими буквами.

    Вы показываете малышу карточку с буквой, а он называет, какая буква написана. За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры приз. Обратите его внимание, что красным цветом написаны гласные звуки, а синим согласные.

    Расскажите ребёнку, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки легко пропеть, крикнуть, произнести. Во рту ничего не мешает – ни губы, ни язык. Пусть ребёнок угадает, какой звук гласный в словах: мак, лес, кот, дом, и т.п.

    И согласные звуки. При их произношении во рту что-то постоянно мешает – или губы, или язык. Поиграйте, пусть ребёнок назовёт согласные, которые услышит: день, луг, сок, мак и т.д.

    Используйте эту игру для изучения всех букв алфавита.

    Игра № 2. Назови слова на заданную букву.

    Предложите любую букву, из тех, что знает малыш, и по очереди называйте слова на эту букву. Теперь пусть букву выберет ребенок, снова придумывайте слова, продолжайте так-же.

    Игра № 3. Кто так говорит?

    Перед началом игры выберите одну карточку с буквой, которая начинается на согласный звук (например, м). Рядом с этой буквой поставьте букву, обозначающую гласный звук (например, «а»).

    На первых порах не стоит подгонять ребёнка, и настаивать на том, чтобы он прочитал побольше слогов. Основное внимание сосредоточьте на вопросе: «Кто так говорит?» Ребёнок должен ответить, какое животное так подаёт голос.

    За каждый правильный ответ давайте фишку. Со временем игру можно будет проводить в группе детей и организовать соревнование, кто быстрее и правильнее назовёт предложенные слоги.

    Игра № 4. Поменяй гласный.

    В этой игре неизменной остается первая буква - согласный, а буквы, которые обозначают гласный звук, меняются. Например: ма, мо, му, ми, ме, мы, мя. Потом первую букву можно будет заменить (ребенок может выбрать букву сам) и продолжить чтение.

    Игра № 5. Поменяй согласный.

    В этой игре неизменной остается первая буква - гласный, а буквы, которые обозначают согласный звук, меняются. Например: ам, ан, ад, ав, аш, ар, ат. Потом первую букву можно будет заменить (ребенок может выбрать букву сам) и продолжить чтение.

    Игра № 6. Смешные буквосочетания.

    Эта игра, возможно самая сложная на этом этапе обучения, поскольку ребенку необходимо читать буквосочетания, которые состоят только из согласных звуков (фл, зв, кр, сл, ст, бр, гл, пл, хл, зм, кр, дв, ск, кв). Чтобы заинтересовать ребенка предложите ему выбрать самое смешное буквосочетание из тех, которые он прочитает.

    Игра № 7. Создай слог.

    Используя карточки с буквами, предложите ребенку написать слог, который вы назовете. За правильно выполненное задание ребенок получает фишку.

    В группе детей можно организовать соревнование с призами. Тот, кто первым создаст слог получит фишку. По окончании игры по количеству полученных фишек выбирается победитель, который получает приз.

    Игра № 8. Сложи слово.

    Используя карточки с буквами нужно сложить слово из трех, а позже из четырех- пяти букв, придуманное партнером по игре. Например, вы назвали слово «сад», а ребенок должен сложить его из букв. Потом наоборот, ребенок называет слово из трех букв, а вы его складываете. обязательно попросите ребенка проверить, правильно ли вы выполнили задание. Ради интереса и для проверки внимательности иногда делайте ошибки. Пусть ребенок их выявит. Каждое правильно написанное слово награждается фишкой. Выиграет тот, кто наберет больше фишек.

    Яркие, цветные карточки с буквами русского алфавита.

































    Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

    Вконтакте

    Звуки разделены на:

    • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
    • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

    Согласные разделяют на:

    • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
    • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

    Буквы, обозначающие согласные звуки

    Глухие

    Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

    Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

    Звонкие

    При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

    К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

    При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

    Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

    Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

    Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

    Парные согласные

    Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

    Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

    В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

    Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

    Парные согласные

    Непарные согласные

    Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

    Непарные согласные разделяются на:

    • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
    • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

    Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

    Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

    Непарные согласные

    Твердые и мягкие

    Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

    При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

    В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

    Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

    Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

    Пример различия:

    Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

    Фонетическая транскрипция:

    [Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

    Правила произношения:

    • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
    • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
    • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
    • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
    • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
    • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
    • исключения из правил:
      • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
      • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

    Какие есть буквы и звуки в русском языке? Какие буквы какие звуки обозначают? Какая разница между мягкими и твёрдыми согласными? Когда согласный будет твёрдым, а когда мягким? Зачем нужны мягкий (ь) и твёрдый знаки (ъ)?

    Хотите найти ответы на все эти вопросы? Тогда читайте дальше!

    Буквы и звуки

    Ниже вы найдёте интерактивный алфавит русского языка с аудио. Для каждой буквы [в квадратных скобках] указаны звуки, которые она может обозначать, а также приведены примеры слов с этой буквой.

    И здесь, наверняка, у вас сразу же появятся два вопроса:

    №1 Почему у некоторых букв два звука?

    Это особенность русского языка. Некоторые буквы могут обозначать два разных звука: твёрдый и мягкий согласный. Чтобы наглядно продемонстрировать этот принцип, я специально подобрала для таких букв по два примера: один – с твёрдым, а другой – с мягким согласным.

    №2 Почему для «ь» и «ъ» не показано никаких звуков?

    Это мягкий и твёрдый знаки. Сами по себе они не обозначают никаких звуков. Они показывают нам, как читать предыдущий согласный: согласный перед твёрдым знаком будет твёрдым, а согласный перед мягким знаком – мягким.

    Также иногда нам надо отделить согласный звук от гласного, и для этого между ними мы напишем один из этих знаков. Так мы различаем, например, слова «семя» и «семья» .

    Число букв русского алфавита общеизвестно — 33. Казалось бы, и звуков столько же. Но на самом деле, буквы и звуки - понятия разные, хотя и взаимосвязанные. Есть, к примеру, буквы, которые вообще не имеют звукового соответствия - это твёрдый и мягкий знаки. Они передают не сами звуки, а определённые признаки, например, твёрдость или мягкость согласных фонем русского языка. Кроме того, эти непроизносимые буквы влияют не только на согласные, но и следующие за ними гласные звуки. Но каким образом?

    Сосчитаем, сколько гласных букв в русском алфавите : «а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я». Итого 10. А звуков? всего шесть: [а], [о], [и], [у], [ы], [э]. Получается, что у букв «е», «ё», «ю», «я» звукового соответствия нет? Не совсем так. Составим следующую таблицу:

    Таким образом, мы видим, что некоторые гласные буквы обозначают не один звук, а целую комбинацию. Так «я» в слове «яд», на самом деле — [йа]. А «ё» в слове «лёд», это [о] после мягкого «л»: [л’от]. А что, если бы после согласной вдруг оказался непроизносимый мягкий знак, например «льёт»? Тогда мы бы вновь получили двойную фонему : [л’йот]. Почему в русском языке оказались «лишние» парные буквы? Очевидно, потому, что алфавит родился раньше, чем наука, называемая фонетика, которая занимается изучением звуков. Во всяком случае, составители азбуки меньше всего думали о том, как влияют согласные звуки русского языка на гласные.

    Что обозначает положение в слове

    Получается, что звучание гласных и написание соответствующих букв зависит от предыдущего согласного, а, точнее, от его твёрдости или мягкости. Исключений из этого правила нет, ведь если «ю» или «я» даже находятся в начале слова, то, с точки зрения фонетики, такое слово начинается с согласного [й ‘], который, в отличие от других согласных, всегда является мягким. Однако, поскольку традиционно в языке существуют буквы, обозначающие двойные звуки , то мы пишем «юг» и «ящик», а не «йуг» и «йащик».

    Казалось бы, логично избавиться от этой путаницы, отменить «лишние» гласные буквы и писать как мы слышим. Но не так всё просто. Дело в том, что если мы углубимся в фонетику , то обнаружим: звучание гласных зависит не только от предыдущего согласного, но и от такой важной вещи, как ударение. Если под ударением гласный отчётлив и понятен, то чем дальше он от ударного слога, тем менее ясно его звучание. Возьмём слово «колобок». Понятно, что последний гласный здесь [о]. А вот что после «л»? Если прислушаться, то мы услышим нечто среднее между [а] и [о]. Такое изменение звука, в зависимости от его положения относительно ударного слога в фонетике называется редукцией.

    Для этого нового гласного , среднего между [а] и [о], вводится и новое обозначение — [ʌ]. Но и это ещё не всё. Как уже говорилось, чем дальше слог от ударного, тем больше изменяется в нём гласный. И если снова внимательно прислушаться, то в первом слоге слова «колобок» мы услышим звук, похожий и на [а], и на [о], и на [э]. А обозначается эта новая фонема, как [ъ].

    Таким образом, если бы мы захотели писать, «как слышим», то избавившись от одних букв, пришлось вводить другие. Да ещё и менять правила орфографии. Ведь если сегодня нужно просто запомнить, что в слове «колобок» нет ни одной буквы «а», то высчитывать, какую гласную надо писать, в зависимости от положения ударных и безударных слогов - вряд ли более лёгкое занятие. Во всяком случае, грамотность от этого не повысится. Кроме того, писать «как слышишь», может стать проблемой для понимания. Ведь не факт, что все слышат одинаково. А значит, не исключены разные варианты написания одного и того же слова. Например «бигимот», «бегимот», «бигемот» и, наконец, «бегемот».

    А ведь мы не учли ещё, что точно так же изменяются не только «а» и «о», но и другие гласные . При этом учёные идут всё дальше, обнаруживая новые варианты звуков. Например, наряду с [ʌ] и [ъ] появился ещё один вариант того же звука — [ɑ̟]. Это «а» после твёрдых согласных перед «л». Получается, что чем дальше мы углубляемся в тему, тем меньше вероятности получить ответ на вопрос: сколько гласных звуков в русском языке?

    Гласные буквы русского алфавита - сколько же их?

    На самом деле, всё не так печально. Гласных звуков всё-таки шесть. Дело в том, что настоящими звуками наука признаёт гласные в том виде, как они слышатся под ударением. Все же другие варианты называются аллофонами , иначе говоря, формами, зависящими от положения в слове и ударения. Конечно, деление несколько искусственное, но всё же лучше, чем хаос.

    Видео

    Гласные звуки и буквы, как разобраться? В этом вам поможет видео.

    Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

    Для того, чтобы петь, правильно выражать свои мысли, общаться, надо уметь пользоваться речью, изучать правила, закономерности произношения, написания. Это интересуют студентов, родителей, школьников. И в процессе изучения каждый так или иначе сталкивается с вопросом, сколько гласных звуков в русском языке.

    Что вкладывается в это понятие? Наименьшая языковая единица называется фонемой.

    Заменив одну на другую, изменяется значение всего слова (дом, дым, дам).

    На вопрос, сколько гласных звуков в русском языке,ответ может дать раздел русского языка «Фонетика», занимающийся изучением фонем.

    Гласных в русском языке шесть: Э, У, Ы, А, И, О. Букв, которые обозначают их, десять: Е, Э, Ы, Ю, И, А, Ё, Я, О, У.

    Важно! Фонема отличается тем, что ее можно произнести и услышать. Буква – это графическое обозначение, ее можно увидеть и написать.

    Гласными их называют потому, что они произносятся «голосисто», а согласные с ними «согласуются». Чтобы понять их отличие друг от друга, надо произнести по слогам какое-то слово. Например: телега. Гласные в словах тянутся долго, плавно, при отсутствии шума.

    На письме они заключаются в квадратные скобки и обозначаются символами: метро [м’ э т р о]. Фонемы русского языка изучаются школьниками в начальной школе. Из всех букв русского алфавита 10 обозначают гласные, остальные буквы – согласные.

    Характеристики

    Все гласные звуки делятся на безударные или ударные, придающие мягкость или твердость согласным, йотированные.

    1. Один и тот же гласный может обозначаться разными буквами. Например, пятёрка [п’ и т’ о р к а] – [и] в первом слоге обозначается буквой Я. Так, [и] в одних словах может обозначаться буквенно И, в других Ы (цирк [ц ы р к], тир [т’ и р]), [у] на письме может обозначаться буквами Ю или У (лук [л у к], [л’ у к]).
    2. Буквы, которые обозначают гласные звуки, могут смягчать согласный или нет: мат [м а т], мята [м’ а т а]
    3. Йотированные обозначают не один звук, а два: объявление [о б й’ а в л’ э н’ и й’ э]. Это происходит, когда появляется йот в определенной позиции ([й’ а], [й’ э].
    4. Они могут находиться в сильной позиции, т. е. под ударением, их называют ударными гласными в слове, в слабой позиции – безударными.

    Какие бывают гласные и что обозначают:

    На схемах в школьных учебниках гласные фонемы обозначаются красным цветом, согласные – синим.

    Ударные/безударные

    Фонемы находятся в безударной позиции в словах и под ударением. Ударные гласные звуки произносятся долго, отчетливо, с силой: гордый [г О р д ы й’], этот [Э т а т], с интонацией. Сам звук не меняется, изменения претерпевает его произношение. В безударной позиции оно краткое, менее отчетливое, ослабленное.

    Так как произношение не обладает силой, на письме слова подвергаются изменениям. Варианты произношения являются хорошей почвой для появления орфографических ошибок, когда обозначение на письме не соответствует правильному произношению. Например: седьмой [с’ И т’ м о й’], подвеска [п А д в’ э с к а].

    Есть гласные русского языка с несвойственной им слабой позицией: [Э], [О], или в определенных ситуациях [А] (тот, этот, этаж [и т А ш]). Только четыре фонемы произносятся в слабой позиции: И, У, А, Ы.

    Надо помнить! Написание или графическое изображение звуков в слабой позиции отличается от произношения.

    Следует помнить правило : чтобы не ошибиться в написании гласной, на которую не падает ударение, надо поставить ее в ударную позицию в однокоренном слове (например, стоИт – стОй).

    Есть сложные слова в русском языке, имеющие двойное ударение, второстепенное наряду с основным, например, пЕноблОки [п’ Э н о б л ок’ и]. На первом слоге ударение основное, на втором – второстепенное. Фонетический разбор учитывает основную ударную фонему, второстепенное ударение – нет.

    Мягкость/твердость

    После твердых согласных пишутся У, Ы, Э, О, А. Если после согласного следует еще один согласный, они остаются твердыми. Один и тот же согласный может быть и твердым, и мягким. Например: баран [б а р а н], белый [б’ э л ы й’]. Это правило разделения твердых и мягких согласных. Мягкость придают Ю, Е, Ё, Я.

    Разделительный мягкий знак (Ь), который стоит за согласным, смягчает его, а твердый знак (Ъ) делает твердым. Согласные Ц, Ш, Ж независимо от того, какая фонема стоит за ними, всегда твердые. А Ч, Ш, Й –мягкие звуки по такому же принципу.

    На этом основано еще одно правило фонетики: ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И, независимо от произношения.

    Йотированные

    Эти гласные обозначают одновременно две фонемы, первая из которых [й] (называется еще йот) согласный. Студенты в транскрипции обозначают его [i]. Йотирование – это добавление к гласному согласного Й. Их четыре: Я, Ю, Ё, Е. Буквы А, У, Э, О обозначают два звука в трех позициях:

    1. После гласного в середине или в конце слова (моя [м а й’ а]).
    2. В начале слова (ёлка [й’ о л к а]).
    3. После разделительного мягкого знака (вранье [в р а н’ й’ о]).

    В произношении слов с йот имеется звук [й’], который превращает, например, гласную А в звук [й’ а] , как в слове яма [й’ а м а].

    После согласного эти буквы обозначают только мягкость и один гласный. Например, любимый [л’ у б’ и м ы й’]. Определенные позиции делают их йотированными.

    Полезное видео

    Подведем итоги

    С фонетикой школьники знакомятся в первом классе, более подробно начинают изучать в четвертом классе, систематизируют свои знания и навыки в следующие годы.

    Если появляются ошибки в правописании безударных гласных, твердых и мягких согласных, например, следует повторить правила правописания, которые можно найти в разделах «Фонетика», «Орфография» школьного учебника.

    Следует потренироваться в фонетическом разборе слов русского языка. Это поможет писать грамотно, правильно пользоваться своей речью, выражать мысли, с интересом изучать законы и правила, правила произношения. Это сделает речь грамотной и интересной для окружающих.