Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Система охраны труда на жд транспорте. Виды инструктажей и сроки их проведения. Основные задачи охраны труда на железнодорожном транспорте

    Система охраны труда на жд транспорте. Виды инструктажей и сроки их проведения. Основные задачи охраны труда на железнодорожном транспорте

    Основные термины и определения:

    1.обучение по охране труда: Процесс передачиобучающимся работникам необходимых знанийв области охраны труда сцелью приобретения, усвоения и овладения ими, а также умения их применить,включающий в себя обучение по охране труда в обучающих организациях и ОАО «РЖД», инструктаж по охране труда, стажировку и проверку приобретенных знаний.

    2.проверка знания требований охраны труда: Составная часть процесса обучения по охране труда, испытание, которому подвергается работник, с целью выяснения качества приобретенных и усвоенных в процессе обучения знаний.

    3.инструктаж по охране труда: Составная часть процесса обучения по охране труда, сопровождающийся последующей проверкой усвоенного материала и регистрацией в специальном журнале. Инструктаж по охране труда включает в себя вводный инструктаж и другие виды инструктажей на рабочем месте.

    4.вводный инструктаж по охране труда (вводный инструктаж): Один из видов инструктажей по охране труда, включающий в себя ознакомление работника с имеющимися на его рабочем месте опасными и (или) вредными производственными факторами, местными условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, а также правовыми основами регулирования отношений в области охраны труда между работодателем и работником.

    5.первичный инструктаж по охране труда (первичный инструктаж): Один из видов инструктажей по охране труда, целью которого является ознакомление работников, а также командированных и обучающихся образовательных учреждений, с производственной обстановкой и безопасными условиями труда на конкретном рабочем месте.

    6.повторный инструктаж по охране труда (повторный инструктаж): Один из видов инструктажей по охране труда, целью которого является повторение и закрепление знаний по охране труда работников на рабочем месте.

    7.внеплановый инструктаж по охране труда (внеплановый инструктаж): Один из видов инструктажей по охране труда, целью которого является ознакомление работников с требованиями охраны труда в связи с изменениями законодательных и других нормативных актов, технологических процессов, замене или модернизации оборудования, а также закрепление знаний при перерывах в работе, в связи с имевшими место нарушениями и несчастными случаями.

    8.целевой инструктаж по охране труда (целевой инструктаж): Один из видов инструктажей по охране труда, целью которого является ознакомление работников с требованиями охраны труда при выполнении ими разовых работ, не связанных с их прямыми обязанностями, или работ, требующих соблюдения дополнительных требований безопасности

    9.стажировка на рабочем месте (стажировка): Практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы, приобретенных при профессиональной подготовке, а также освоение безопасных приемов и методов работ.

    10.дублирование: Исполнение работником своих обязанностей на рабочем месте поднаблюдением лица, ответственного за его подготовку с целью приобретения необходимых и достаточных производственных навыков для самостоятельного и безопасного ведения работ.

    11.работники, занятые на работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда: Работники, выполняющие работы в условиях воздействия на них опасных и (или) вредных производственных факторов, при которых требуется соблюдение дополнительных мер безопасности.

    12.производственное подразделение: Цеха, участки, отделы, лаборатории, пункты технического обслуживания, пункты подготовки вагонов под погрузку, околотки и другие подразделения структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД».

    Виды инструктажей, сроки их проведения и проверка знания требований охраны труда в ОАО «РЖД».

    При приеме (переводе) на работу в ОАО «РЖД» по трудовому договору на неопределенный или определенный сроки в зависимости от профессии (должности), квалификации и вида предстоящей трудовой деятельности с работниками проводят:

    1. вводный инструктаж;

    2. первичный инструктаж;

    стажировку и дублирование (для отдельных категорий работников, установленных соответствующими правилами);

    обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда при профессиональной подготовке, переподготовке и обучении вторым профессиям работников рабочих профессий;

    обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда у руководителей и специалистов при поступлении на работу и назначении на должность.

    В процессе работы в зависимости от профессии (должности), квалификации и вида трудовой деятельности с работниками проводят:

    3. повторный инструктаж;

    4 .внеплановый инструктаж;

    5. целевой инструктаж;

    очередную и внеочередную проверку знания требований охраны труда;

    обучение по охране труда работников при повышении квалификации по специальности и технической учебе.

    Все виды инструктажей по охране труда завершают устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

    Проведение всех видов инструктажей и стажировки регистрируют в журналах регистрации инструктажей по охране труда (в установленных соответствующими правилами случаях – в наряде-допуске на производство работили журнале учета работ по нарядам и распоряжениям) с указанием даты проведения инструктажа и обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

    Кроме журналов регистрации инструктажей в подразделениях заполняют личную карточку прохождения работником инструктажей, обучения, стажировки, проверки знания требований охраны труда при поступлении (переводе) на работу (далее – личная карточка.

    В подразделениях с численностью более 100 работниковдля проведения обучения по охране труда должны быть кабинеты охраны труда, оборудованные техническими средствами обучения и проверки знаний. Для практического обучения безопасным приемам работы следует использовать тренажеры, компьютеры с обучающими программами, обучающие автоматизированные комплексы и учебные полигоны. Допускается совмещение кабинетов охраны труда с кабинетами технической учебы.

    В подразделениях с численностью менее 100 работников, а также в производственных подразделениях необходимо оборудовать уголки охраны труда

    1 Вводный инструктаж

    Вводный инструктаж проводят до начала работы со всеми принимаемыми на работу лицами, а также командированными в подразделение работниками и работниками сторонних организаций, выполняющими работы на выделенном участке (в порядке, определенном в договоре), обучающимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности подразделения.

    С работниками, переводимыми из одного производственного подразделения в другое, вводный инструктаж не проводится.

    Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда.

    Вводный инструктаж проводят по инструкции вводного инструктажа, разработанной специалистом по охране труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа и утвержденной руководителем соответствующего подразделения.

    Инструкцию вводного инструктажа разрабатывают на основании законодательных актов, правил и инструкций, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, стандартов системы стандартов безопасности труда и нормативных документов по охране труда ОАО «РЖД» с учетом местных условий производства и специфики деятельности подразделения, а такжепримерной программы для проведения вводного инструктажа

    Вводный инструктаж, как правило, проводят в кабинете охраны труда, кабинете технической учебы или специально оборудованном помещении с использованием технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, макетов, моделей, диафильмов, видеофильмов, компьютерных программ).

    Для руководителей работ сторонних организаций, выполняющих работы по договору на выделенном участке, вводный инструктаж проводит специалист по охране труда, по специально разработанной в структурном подразделении ОАО «РЖД» программе, учитывающей возможные опасности на этом участке.

    Журнал регистрации вводного инструктажа ведет и хранит после его окончания специалист по охране труда. Срок хранения журнала 25 лет.

    Вводный - проводится инженером по охране труда предприятия до приказа о приеме на работу. Цель - ознакомление с режимом и условиями работы предприятия;

    Первичный - проводится начальниками цехов, инструкторами после приказа о приеме на работу. Цель - обучение безопасным приемам работы;

    Целевой - проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов ежедневно перед началом работы. Цель - инструктаж по входящим документам и выборочно проверка знаний по охране труда;

    Повторный - проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов первый год работы 1 раз в месяц, последующие - раз в три месяца. Цель - напоминание: безопасных приемов работы, о режиме и условиях труда;

    Внеплановый - проводится начальниками цехов, мастерами, инструкторами, начальниками поездов после получения телеграмм о тяжёлом травм или смертельном случаях по МПС, дороге, отделению или самому предприятию. Все виды инструктажей заносят в типовые журналы по охране труда.

    По охране труда на предприятии проводится трехступенчатый контроль:

    I ступень проводят мастера цехов, начальники поездов - ежедневно. Цель - выявление нарушений охраны труда;

    II ступень проводят начальники цеха раз в месяц. Цель - выявление нарушений;

    III ступень проводят начальники предприятия (председатель профкома предприятия, главный инженер) раз в три месяца. Цель - выявление нарушений. При выявлении нарушений по охране труда при трёхступенчатом контроле следует взыскание.

    Кто назначается на должность проводника?

    На должность проводника назначается лицо не моложе 18 лет, прошедшее медицинское освидетельствование, обучение и сдавшее квалификационные экзамены.

    Что должен знать проводник?

    Проводник обязан знать: Правила технической эксплуатации железных дорог, Инструкцию по сигнализации, Правила перевозки пассажиров и грузов, Правила по обеспечению безопасности движения.

    Работа и отдых проводника. На каждую поездную бригаду инженер-технолог цеха резерва проводников составляет график работы на месяц. Для работы и отдыха каждого проводника в пути следования инженер-технолог составляет график по направлениям. Начальник поезда в своём рейсовом журнале до начала рейса расписывает график работы каждого проводника под роспись. Нарушать график работы в пути следования запрещается. В исключительных случаях (болезнь) нужно предупредить начальника поезда - график будет изменён под роспись.

    Негабаритные места на технической станции Саратов I:

    • 1. Здание прачечной;
    • 2. Здание съемного оборудования;
    • 3. Здание котельной - особенно угол;
    • 4. Домкраты и козловой кран;
    • 5. Старый моечный цех;
    • 6. Новый моечный цех с эстакадой;
    • 7. Территория ВРД;
    • 8. Территория станции Курдюм - парк отстоя.

    Особо опасные места в вагоне:

    • 1. Подножки;
    • 2. Поручни;
    • 3. Дверь (проемы, пазы, косяки - открывать и закрывать только за ручку);
    • 4. Откидные площадки;
    • 5. Переходные площадки - наступать при переходе на верхнюю;
    • 6. Котельное отделение;
    • 7. Титан;
    • 8. Столики, вторые полки, рундуки.

    Ограждение вагонов подготовленных в рейс. Вагоны подготовленные в рейс ограждаются хвостовыми сигналами. Работники работающие по ремонту подвагонного оборудования ограждают состав переносными красными сигналами.

    Техника безопасности при работе с котлом под высоким напряжением: Перед входом в котельное отделение нужно отключить высоковольтное отопление.

    Первичные документы при несчастном случае. Если произошёл несчастный случай пострадавший должен - сообщить начальнику поезда сразу, но не позднее 12 часов. Начальник поезда немедленно проходит в вагон где произошёл несчастный случай, чтобы определить состояние травмированного, обследовать место несчастного случая и составить первичные документы.

    Со следующей станции подаётся телеграмма заверенная начальником станции или дежурным по вокзалу. Для оказания первой помощи заболевшему или пострадавшему ЛНП из пассажиров вызывается врач или медицинский работник.

    Первичные документы:

    • 1. Первичный акт произвольной формы;
    • 2. Объяснительная от пострадавшего и свидетеля - оказавшего помощь;
    • 3. Копия телеграммы - на предприятие депо.

    После получения телеграммы поезд встречается комиссией:

    • 1. начальник цеха;
    • 2. Инструктор направления;
    • 3. Председатель цехового комитета;
    • 4. Инженер по охране труда.

    Цель - проверка документов (рейсовый журнал, журнал по охране труда), обследование места где произошел несчастный случай, состояние травмированного, проверка первичных документов. Назначается оперативный разбор (совещание) председатель: начальник депо или его заместитель. Цель: установить вид травмы; установить причину несчастного случая; определить виновность. Составляется типовой акт «Н-1», в четырёх экземплярах, хранится 45 лет.

    Правила техники безопасности на железнодорожных путях.

    На железнодорожных путях следует быть осторожными.

    • 1. Железнодорожные пути следует переходить под прямым углом, не наступая на головки рельс, предварительно нужно посмотреть влево и вправо чтобы не было движущегося локомотива;
    • 2. Стрелочные переводы нужно обходить;
    • 3. Если пути заняты вагонами, переходить следует на расстоянии 5 метров от последнего вагона;
    • 4. Между расцепленными вагонами расстояние должно быть 10 метров, переходить по середине;
    • 5. Проходя по междупутью нужно идти по середине с особой бдительностью смотреть под ноги;
    • 6. В ночное время нужно чтобы глаза привыкли к темноте;
    • 7. На электрифицированных участках железных дорог запрещается подниматься на крышу вагона;
    • 8. При обнаружении обрыва контактного провода следует оградить место обрыва любыми подручными средствами и сообщить любому работнику железной дороги (нарядчик, диспетчер);
    • 9. При обрыве высоковольтного контактного провода под напряжением к нему нельзя подходить ближе 2 метров;
    • 10. Когда оборванный провод касается земли образуется зона шагового напряжения радиусом около 10 метров (Шаговое напряжение - касание двух точек (провод - ноги));
    • 11. Выходить из зоны шагового напряжения, следует, шаркающими шагами не отрывая ступню от ступни и ступни от земли;
    • 12. Особую осторожность и бдительность во время снегопадов и тумана, так как ухудшается видимость;
    • 13. Если железнодорожные пути заняты грузовым поездом - переходить следует через тормозную площадку или технические обустройства станции.

    Техника безопасности при приемке вагона:

    • 1. Проверить чтобы на раме тележки и подножках не было посторонних предметов;
    • 2. Подножки, откидные и переходные площадки, поручни, ручки дверей и двери - должны быть исправны;
    • 3. При сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступенек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
    • 4. Запрещается подниматься на столики;
    • 5. Маршрутные доски необходимо навешивать в парке отстоя, до подачи состава на посадку;
    • 6. Вагоны после санитарной обработки должны быть хорошо проветрены и замыты.

    Правила техники безопасности в пути следования поезда. Во время движения поезда боковые двери должны быть закрыты на ключ.

    • 1. На ходу поезда запрещается открывать двери и выбрасывать из вагона мусор и шлак;
    • 2. При переходе из вагона в вагон следует наступать на верхнюю переходную площадку;
    • 3. Запрещается укладывать постельные принадлежности на третью полку - только на вторую;
    • 4. Запрещается вешать на разборный кран титана чайник или ведро;
    • 5. При отправлении поезда со станций формирования, оборота и промежуточных станций проводники штабного и хвостового вагонов провожают станции, при этом одной рукой держась за поручень вагона или скобу, другой вытянутой рукой показывая сигнал (днем - свернутый желтый флаг; ночью - фонарь с белым огнем), проводники остальных вагонов провожают станцию при закрытых дверях - наблюдают в окно до конца перрона;
    • 6. Перед входом пассажирского поезда в тоннель проводник обязан: проверить состояние дверей, окна должны быть закрыты, включить аварийное освещение;
    • 7. Особую осторожность проводник должен соблюдать при осмотре ходовых частей и подвагонного оборудования - нельзя отходить далеко от вагона при осмотре;
    • 8. При надевании приводного ремня, соединении низковольтных печей, остановки поезда стоп-краном нужно - чтобы один проводник просигналил поезду, проводники остальных вагонов в сторону машиниста продублировали сигнал;
    • 9. При работе с котлом отопления следует надевать спецодежду: рукавицы; халат; головной убор, обувь - должна быть закрытая. Открывать дверку топки котла следует на вытянутую руку, отвернув лицо при закрытой дверке зольника;
    • 10. Котельное отделение нужно содержать в чистоте, не захламлять;
    • 11. Запрещается тушить топки котла и титана водой;
    • 12. Отогревая наливные головки при помощи грелок нужно быть осторожным с кипятком - нельзя пользоваться открытым огнём и горящим углем;
    • 13. В зимний период откидные и переходные площадки должны быть очищены от снега и льда;
    • 14. Запрещается поднимать откидную площадку рукой - может произвольно сработать пружина;
    • 15. Запрещается производить влажную уборку с включенными электропечами;
    • 16. Останавливать поезд стоп-краном разрешается в трех случаях: когда есть угроза безопасности движения поезда - ползуны, СКНБ, посторонний шум под вагоном, когда есть угроза жизни человека, при пожаре;
    • 17. Перед разноской чая проводник обязан предупредить пассажиров, особенно с детьми, чтобы было меньше движения по вагону. Разносить чай следует по два стакана в руке, не доливая до края на палец. При этом проводник должен вымыть руки, надеть фартук (куртку, косынку, пилотку).

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

    ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

    по дисциплине: «Охрана труда в отрасли»

    на тему: «Охрана труда на железнодорожном транспорте»

    Выполнила

    студентка 5-го курса

    группы МП-12с-1

    Олейникова С.

    Введение

    Анализ уровня травматизма на железнодорожном транспорте по Донецкой области

    Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта

    Заключение

    Введение

    Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Никакие производственные показатели не должны ставиться выше, чем обеспечение безопасности человека.

    Попадая в зону работы железнодорожного транспорта, человек подвергается повышенной опасности механического травматизма, электротравматизма, вредного воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей, загрязненного атмосферного воздуха.

    Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, особенности производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и разнообразие технологий, их частая смена, быстродействие современных машин и механизмов, сложность и определенная опасность процессов их обслуживания заставляют уделять значительное место идеологии безопасности, определяют профессиональные задачи и направленность охраны труда в этой отрасли.

    Производственная безопасность как жизненная позиция работников железнодорожного транспорта обеспечивается необходимыми знаниями о грозящих человеку на транспорте опасностях и вредных факторах, соблюдением определенных правил взаимодействия человека с техникой и с производственной средой. Каждому специалисту, в сфере его должностных обязанностей, следует уметь идентифицировать опасности, для чего необходимо знать их суть и возможные источники возникновения.

    1. Анализ уровня травматизма на железнодорожном транспорте по Донецкой области

    Из всего разнообразия причин несчастных случаев, происходящих на железнодорожном транспорте, можно выделить три основные группы: организационные, технические, санитарно-технические. К организационным причинам относятся недостатки в обучении работающих безопасным методам труда и в инструктаже, нарушение режима труда и отдыха; привлечение к работе лиц не по специальности; отсутствие предупредительных надписей, надзора за производством работ, средств индивидуальной защиты. Технические причины включают: конструктивные недостатки оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных и энергетических систем, несовершенство средств индивидуальной защиты. К санитарно-техническим причинам относятся неблагоприятные метеорологические условия, нерациональное освещение рабочих мест, стесненность производственных помещений, шум на рабочих местах, уровень которого превышает допустимые нормы, загрязненность и загазованность воздушной среды, вредные излучения, вибрация.

    За период с 2008 по 2011 год существенно сократилось количество случаев производственного травматизма: в обособленных структурных подразделениях железнодорожного хозяйства произошло 25 случаев, из них 2 со смертельным исходом. Причинами произошедших случаев послужило нарушение инструкций по охране труда и требований техники безопасности. В частности:

    необеспечение безопасного прохода персонала к месту проведения работ, отсутствие контроля со стороны должностных лиц за организацией безопасных условий труда и предупреждением производственной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью работников в месте проведения работ;

    нарушение пострадавшим должностной инструкции, личная неосторожность;

    выполнение определенных видов работ, не имея на то разрешения;

    нарушение работниками типовых инструкций;

    травмирование вследствие противоправных действий других лиц;

    неиспользование средств индивидуальной защиты, недооценка степени риска.

    Распределение количества потерпевших в случаях производственного травматизма за 2008-2011 годы по основным причинам

    Таблица 1.

    № п/пВид травмы20082009201020112008-2011% от общего числа1.Невыполнение инструкций по охране труда4021731,82.Травмирование вследствие противоправных действий других лиц0211418,23.Личная неосторожность1103522,74.Травмирование вследствие технологического процесса2200418,25Действие движущихся деталей020029,1Всего:773522100,0

    Из таблицы видим, что одной из основных причин произошедших случаев производственного травматизма являются невыполнение пострадавшими инструкций по охране труда и личная неосторожность.

    Однако не следует забывать и о том, что несоблюдение должностных инструкций и невыполнение требований охраны труда работниками железнодорожного транспорта ведет так же к непроизводственным несчастным случаям. И хотя за 7 месяцев 2012 года травматизм на железных дорогах Донецкой области уменьшился на 25,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлым годом - с начала 2012 года на станциях Донецкой железной дороги было травмировано 53 человека, против 71 пострадавшего в 2011 году - необходимо принимать меры для поддержания тенденции спада травматизма как производственного, так и непроизводственного.

    2. Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта

    Человечество, решая задачи своего материального благосостояния и комфортности жизни, непрерывно воздействуют на окружающий мир. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число опасных и вредных факторов, воздействующих на него и окружающую среду.

    Опасный фактор - это фактор, который при кратковременном воздействии (даже однократном) на человека приводит к развитию заболевания, травматизму, ожогам, увечью или смертельному исходу. Это могут быть ударная волна, опасные химические вещества, транспорт.

    Вредный фактор - фактор, который при длительном воздействии на организм человека приводит к нарушению состояния здоровья, ухудшению самочувствия, снижению работоспособности, развитию болезней и даже смерти. К вредным факторам относятся повышенный шум и вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения, повышенная или пониженная температура, влажность, давление. В зависимости от продолжительности действия, а также уровня доз или концентрации вредных веществ или соединений они могут стать опасными.

    Железнодорожный транспорт как среда, в которой формируются факторы повышенной опасности и вредности, создает для работников на их рабочих местах комплексы негативных воздействий, определяя их сочетанное влияние на человека. Прежде всего, это относится к рабочим местам работников путевых машинных станций (ПМС). Они представляют собой значительную профессиональную группу работников железнодорожного транспорта, здоровье которых зависит от целого комплекса производственных факторов. Высокие уровни шума (113...116 дБА). Уровни вибрации на большинстве машин по ремонту пути так же значительно превышают нормируемые величины. На машинах вибрационно-прессового принципа действия вертикальные колебания на полу и сиденьях превышают допустимые уровни почти в шесть раз.

    На машинистов оказывают негативное воздействие тепловые и электромагнитные излучения, акустические и вибрационные колебания. В современных двигателях внутреннего сгорания только 50% энергии, выделяющейся при сгорании топлива, переходит в полезную механическую энергию, остальная - в основном в тепловую, создавая неблагоприятные микроклиматические условия на рабочем месте.

    Объекты железнодорожного транспорта потребляют большое количество кислот, щелочей и других химикатов, которые отработав, могут попасть в стоки, а затем, после недостаточной очистки, - в сбросы, далее в реку, откуда возвращаются в производственную и бытовую среду. Такими загрязняющими объектами являются промывочно-пропарочные пункты обработки вагонов, шпалопропиточные заводы, локомотивные и вагонные депо. Загрязнение водных объектов негативно сказывается на здоровье населения железнодорожных поселков, примыкающих к указанным объектам.

    Загрязнение рабочих зон происходит распыляемыми сыпучими грузами. При погрузке и выгрузке они попадают в организм работников, осуществляющих грузовые операции, при транспортировании - в организм путевых рабочих, нанося таким образом ущерб здоровью и сокращая продолжительность жизни людей.

    Мероприятия по снижению уровня травматизма на железнодорожном транспорте

    железнодорожный транспорт травматизм

    На основании анализа производственного травматизма и выявленных причин несчастных случаев разрабатываются меры по предупреждению травматизма на производстве (технические, организационные, санитарно-гигиенические, правовые и экономические). Эти меры осуществляются как в период проектирования, так и в период строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.

    Технические мероприятия направлены на создание и внедрение новых технологий и современных безопасных видов производственного оборудования, снижающих вредное воздействие негативных факторов физической природы на человека и природную среду. Кроме того, в технические мероприятия входит разработка и внедрение эффективных средств коллективной и индивидуальной защиты от действия вредных и опасных факторов, приборов контроля, средств изоляции источников негативного фактора, а также средств поглощения опасных факторов.

    Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают разработку:

    нормативов на оптимальные и допустимые параметры среды в рабочем помещении;

    мероприятий, обеспечивающих нормализацию параметров производственной среды;

    критериев для оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;

    методов обязательного контроля за состоянием производственной среды;

    профилактических мероприятий медицинского характера.

    К организационным мероприятиям относятся: выбор рациональных режимов работы оборудования; ограничение места и времени нахождения персонала в зоне вредного воздействия оборудования, регламентация режимов работы и отдыха.

    К правовым мероприятиям относятся: система правовых норм и нормативов, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда на государственной основе (законы, постановления, распоряжения, стандарты ГОСТ, ССБТ), правила, инструкции, санитарно-эпидемиологические и санитарные нормы и правила, а также проведение инструктажей по технике безопасности, контроль выполнения должностных инструкций, предписаний, аттестация рабочих мест, применение различного рода наказаний за невыполнение правил техники безопасности.

    Заключение

    В любой деятельности человека, особенно в производственной, не исключается вероятность наступления негативного события: травмы, заболевания, инвалидности, смерти, ущерба здоровью. Предприятия и организации несут большие финансовые затраты и моральные потери при возникновении профессиональных заболеваний, а также в случаях производственного травматизма работников. Это заставляет постоянно возвращаться к изучению сущности негативных факторов и их источников, к проблемам влияния производственной среды на жизнь и здоровье человека.

    Производственная безопасность как жизненная позиция работников железнодорожного транспорта обеспечивается необходимыми знаниями о грозящих человеку на транспорте опасностях и вредных факторах, соблюдением определенных правил взаимодействия человека с техникой и с производственной средой. Каждому специалисту, в сфере его должностных обязанностей, следует уметь идентифицировать опасности, для чего необходимо знать их суть и возможные источники возникновения.

    В структурных подразделениях железных дорог безопасность и комфортность производственной среды обеспечиваются комплексом правовых документов (по видам деятельности), носящих обязательный характер, экономических, организационных, технических и санитарно-гигиенических мер.

    Список использованной литературы

    1. Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник

    для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. - М.: Маршрут, 2004.

    Левицкий А., Пономаре В. Безопасность труда на железнодорожном транспорте. Вопросы и ответы. - М.: Транспорт, 2002.

    Фролов А. В., Бакаева Т. Н. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. - К.: София, 2005.

    В данном разделе освещены общепрофессиональные вопросы охраны труда работников для специфических условий функционирования железнодорожного транспорта и его отраслевых производств. Рассмотрены проблемы промышленной, пожарной и экологической безопасности, безопасности поведения в аварийных ситуациях. Приведены материалы по источникам вредных и опасных производственных факторов, их влиянию на работников, мерах защиты от их негативных воздействий.

    В статьи раздела включены правовые положения из федеральных законов по охране труда, материалы из межотраслевых и отраслевых нормативных и регламентирующих документов, которыми обеспечивается правовая, социально-экономическая, организационно-техническая, санитарно-гигиеническая и лечебно-профилактическая защита работников на железнодорожном транспорте. Освещены принципы профессионального отбора работников рабочих профессий на железнодорожном транспорте.

    Охрана труда на железнодорожном транспорте

    По материалам книги - "Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте" - Е.А. Клочкова


    Раздел 1. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

    1.1. Правовые меры охраны труда
    1.1.1. Многоуровневая система правового регулирования в области охраны труда
    1.1.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда

    1.2. Охрана труда в Трудовом кодексе Российской Федерации
    1.2.1. Основные положения трудового законодательства
    1.2.2. Коллективный договор
    1.2.3. Трудовой договор
    1.2.4. Продолжительность рабочего времени и время отдыха
    1.2.5. Охрана труда
    - Основные направления государственной политики в области охраны труда
    - Требования охраны труда
    - Организация охраны труда
    - Обеспечение прав работников на охрану труда
    - Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету
    1.2.6. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    1.2.7. Нормирование труда
    1.2.8. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
    1.2.9. Гарантии и компенсации
    1.2.10. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства
    1.2.11. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

    1.4. Организационные меры охраны труда работников
    1.4.1. Организация управления охраной труда
    1.4.2. Контроль и надзор за состоянием охраны труда на рабочих местах на сети железных дорог
    1.4.3. Профессиональный отборг
    1.4.4. Проведение обучения, инструктажей, стажировки и проверки знаний требований охраны труда
    1.4.5. Аттестация рабочих мест
    1.4.6. Рационализация режима труда и отдыха в условиях действия опасного или вредного производственного фактора, тяжести и напряженности трудового процесса
    1.4.7. Внедрение средств коллективной и индивидуальной защиты и других технических мер

    Раздел 2. Опасные факторы производственной среды. Профилактика травматизма

    2.2. Человеческий фактор. Надежность работы и ошибки человека при взаимодействии с техническими системами
    2.2.1 Общие сведения о безопасности и надежности взаимодействия человека и машины
    2.2.2. Причины ошибочных действий человека
    2.2.3. Меры по повышению надежности оператора

    2.3. Основы безопасности работников железнодорожного транспорта при нахождении на железнодорожных путях
    2.3.1. Движущийся железнодорожный подвижной состав
    2.3.2. Переход через пути
    2.3.3. Проход вдоль путей
    2.3.4. Пропуск поездов
    2.3.5. Устройство выходов из служебно-технических помещений, расположенных вблизи путей

    2.5. Электрический ток, электрические сети, электроустановки как источники опасности поражения электрическим током

    2.5.2. Воздействия электрического тока на человека
    2.5.3. Классификация помещений по степени опасности поражения человека электрическим током
    2.5.4. Меры по предупреждению электротравматизма

    2.7. Безопасность технологических процессов ремонта и обслуживания подвижного состава, железнодорожной техники

    2.7.2. Обеспечение безопасности в технологических процессах
    2.7.3. Устройства защиты работников, занятых в технологических процессах производства

    2.8. Основы безопасного поведения в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ

    2.8.2. Основные меры безопасности в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ

    2.9. Промышленная безопасность и охрана труда при строительно-монтажных и ремонтных работах
    2.9.1. Опасные факторы в зоне производства строительно-монтажных работ
    2.9.2. Основные меры безопасности в зоне выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ
    2.9.3. Работы на высоте

    2.10. Общие правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Меры безопасности при работе с сосудами
    2.10.1. Общие сведения о сосудах, работающих под давлением
    2.10.2 Условия безопасной эксплуатации и управления работой сосудов
    2.10.3 Требования безопасности к специализированным железнодорожным цистернам
    2.10.4 Специальные требования к баллонам

    Раздел 3. Вредные факторы производственной среды. Профилактика профессиональных заболеваний

    3.3. Производственный шум, ультразвук, инфразвук как негативные факторы среды
    3.3.1. Общие сведения о шумах

    3.3.3. Воздействие производственного шума на человека
    3.3.4. Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в шумоопасных профессиях
    3.3.5. Оценка условий труда по факторам шума

    3.5. Микроклимат производственной среды

    3.5.2. Нормализация воздушной среды
    3.5.3. Технические меры нормализации параметров микроклимата производственных помещений

    3.6. Неионизирующие электромагнитные поля и излучения

    3.6.2. Электромагнитные поля промышленной частоты. Их воздействие на организм человека. Меры защиты
    3.6.3. Электромагнитные поля радиочастотного диапазона
    3.6.4. Электромагнитные поля и излучения оптического диапазона
    3.6.5. Электростатические электромагнитные поля

    3.6.7. Сочетание воздействий электромагнитных полей с различными параметрами. Классы условий труда по показателям вредности и опасности факторов неионизирующих излучений

    3.7. Вредные факторы световой среды на производстве

    3.7.2. Виды производственного освещения
    3.7.3. Основные требования к производственному освещению

    3.9. Ионизирующие излучения

    3.9.2. Дозы ионизирующих излучений
    3.9.3. Воздействие ионизирующих излучений на человека
    3.9.4. Обеспечение безопасности на производстве при работе с ионизирующими излучениями

    3.10. Вредные факторы производственной среды химического происхождения

    3.10.2. Влияние вредных факторов химического происхождения на здоровье человека
    3.10.3. Контроль содержания вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны
    3.10.4. Защита от вредного воздействия химических веществ

    3.12. Тяжесть и напряженность трудового процесса
    3.12.1. Принципы классификации условий труда. Формы и факторы трудового процесса
    3.12.2. Оценка тяжести труда работников
    3.12.3. Оценка напряженности труда работников

    Раздел 4. Экологическая безопасность

    4.1. Экологическая система Земли. Экологическое равновесие, стабильность и саморегуляция экосистем
    4.1.1. Экологическая система Земли
    4.1.2. Экологическое равновесие и стабильность экосистем

    4.5. Глобальные экологические проблемы
    4.5.1. Парниковый эффект и потепление климата на планете
    4.5.2. Подъем уровня Мирового океана
    4.5.3. Разрушение озонового слоя Земли
    4.5.4. Радиационное загрязнение окружающей природной среды
    4.5.5. Накопление отходов антропогенной деятельности
    4.5.6. Сокращение биологического разнообразия на планете
    4.5.7. Кислотные осадки
    4.5.8. Проблемы глобальной демографической безопасности

    Раздел 5. Пожарная безопасность

    5.3. Основные нормативно-правовые документы пожарной безопасности
    5.3.1. Федеральный закон «О пожарной безопасности»
    5.3.2. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации
    5.3.3. Требования СНиПМинстроя России

    5.4. Профилактика пожаров. Пожарная защита производственных объектов
    5.4.1. Профилактика пожаров
    5.4.2. Меры противопожарной защиты производственных объектов

    5.6. Общие сведения о средствах пожаротушения
    5.6.1. Способы подавления процесса горения
    5.6.2. Выбор огнетушащих веществ и средства огнетушения
    5.6.3. Средства первичного пожаротушения
    5.6.4. Огнетушители
    5.6.5. Пожарная техника

    5.7. Порядок действий работников при пожаре
    5.7.1. Обязанности работников при обнаружении признаков пожара
    5.7.2. Обязанности руководителей и должностных лиц при пожаре
    5.7.3. Действия при возникновении пожара на подвижном составе на перегоне
    5.7.4. Порядок действий при обнаружении пожара на путях в пределах железнодорожной станции
    5.7.5. Тушение пожара в условиях производственного предприятия железнодорожного транспорта
    5.7.6. Действия при возникновении пожара в автомобильном транспорте

    Раздел 6. Безопасность в аварийных ситуациях

    Раздел 7. Первая помощь пострадавшим

    7.4. Первая помощь при ранениях, кровотечениях, попадании инородных тел
    7.4.1. Первая помощь при кровотечениях
    7.4.2. Первая помощь при ранениях
    7.4.3. Первая помощь при попадании инородных тел

    7.5. Первая помощь при отравлениях
    7.5.1. Первая помощь при отравлении окисью углерода
    7.5.2. Первая помощь при пищевых отравлениях
    7.5.3. Первая помощь при отравлении газовыми фракциями при авариях с опасными грузами

    7.6. Первая помощь пострадавшим от ожогов и обмораживаний, тепловых ударов
    7.6.1. Первая помощь пострадавшим от ожогов
    7.6.2. Первая помощь при обморожении и переохлаждении
    7.6.3. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, обмороке

    7.8. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок
    7.8.1. Первая помощь при переломах
    7.8.2. Первая помощь при растяжении связок и вывихе

    Полезная информация:

    • Галиахметова Нурсина Ахияровна , магистр, студент
    • Киреев Ильгиз Рустамбекович , кандидат наук, доцент, доцент
    • Уфимский государственный нефтяной технический университет
    • ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТРАВМЫ
    • МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
    • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
    • ОХРАНА ТРУДА
    • МИКРОТРАВМЫ

    Данная статья посвящена исследованию системы охраны труда на железнодорожном транспорте, рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие основной механизм реализации политики охраны труда работников. Проведен анализ опасных и вредных производственных факторов при перевозке горючих веществ на железнодорожном транспорте. Проведен анализ основных проблем функционирования системы управления охраной труда. Выявлена необходимость совершенствования организации системы управления охраной труда с целью снижения производственного травматизма, минимизации негативного влияния на организм человека вредных факторов. В качестве одной из таких мер предложено перейти к новому методу управления охраной труда (ОТ) – механизму управления профессиональными рисками с учетом своевременного выявления, расследования, учета факторов повышенной опасности, разработки прогнозных данных возникновения микротравм и инцидентов.

    • Оценка мероприятий по охране труда на железнодорожном транспорте при перевозке горючих веществ
    • К вопросу применения БПЛА для мониторинга трубопроводов
    • Целесообразность применения воздушного мониторинга объектов нефтегазотранспортировки
    • Мероприятия (условия) по обеспечению взрывобезопасности при перевозке железнодорожными цистернами углеводородных газов

    Главным курсом общегосударственной политически в сфере защиты и охраны труда считается гарантия приоритета сохранения жизни и здоровья личности. Никакие производственные установки предприятия не должны считаться приоритетными, ключевыми и стоять выше системы обеспечения безопасности труда его сотрудников.

    На сотрудников железнодорожного транспорта в целом оказывают негативное влияние множество факторов: высокий риск механического травматизма, электротравматизма, негативное влияние шума, вибраций, электромагнитных волн, отрицательных микроклиматических факторов, загрязненного атмосферного воздуха и прочее.

    Перевозка горючих веществ на железнодорожном транспорте обусловлена действие следующих опасных вредных производственных факторов:

    • физические (подвижные части производственного оборудования, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны, зашумленность, вибрация);
    • химические (токсические; раздражающие; канцерогенные; мутагенные и т.д.);
    • биологические (патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы простейшие и т.д.) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения, животные);
    • психофизические (физические перегрузки; нервно-психические перегрузки);
    • действие вредных веществ (вещества чрезвычайно опасные; вещества высокоопасные; вещества умеренно опасные; вещества малоопасные.)

    Система защиты граждан в рамках современного производства действует на основе нормативно-правовой регламентации, социально-экономической составляющей, организационно-технической, санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической охране. Эффективный и действующий механизм защиты работников - основа системы охраны труда. Огромная роль при этом принадлежит уровню профессионального образования в сфере охраны труда. Высокая компетентность, профессионализм, а также привитая образовательным учреждением культура точного исполнения предписаний и правил, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах способствует существенному снижению вероятности получения травм, а также возможности предотвращения появления у сотрудника профессиональных заболеваний.

    Для того, чтобы четко исполнять все предписания и нормы, необходимы соответствующие знания. Любой сотрудник железнодорожного транспорта должен быть проинформирован, а также хорошо ориентироваться в содержании действующих законодательных актах, которые регламентируют определенные правила поведения в различных ситуациях на производстве. Целесообразно исследовать кратко правовое поле в области охраны труда, в том числе действующего и для системы охраны труда на железнодорожном транспорте. Вся система нормативно-правового регулирования данной области состоит из четырех уровней: единый, межотраслевой, отраслевой и локальные правовые акты самих организаций. Итак, первый уровень правового поля составляют законодательные акты федерального уровня, которые образуют базовые принципы общегосударственной политики в области охраны труды. Здесь главным образом можно назвать Конституцию Российской Федерации , Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) .

    В декабре 2001 г. был принят Трудовой кодекс РФ для целей законодательного закрепления государственных гарантий трудовых прав и свобод личности, формирования благоприятных условий труда, совершенствования механизма защиты прав и интересов работодателей и работников. Нормативно-правовые акты закрепляют законодательные основы регулирования правоотношений в области охраны труда между участниками трудовых правоотношений и направлены на формирование условий труда, которые полностью бы соответствовали требованиям сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности.

    Межотраслевые правовые акты представляют собой государственные документы, распространяющие свое действие на все отрасли экономики, потому что не имеют отраслевого признака. К их числу можно отнесли следующие: стандарты Системы стандартов безопасности труда, правила безопасности труда (к примеру: правила безопасной эксплуатации электроустановок, санитарные установки работы с некоторыми опасными и вредными производственными факторами и прочие).

    Отраслевые правовые акты регламентируют требования безопасности, которые являются характерными для соответствующей отрасли экономики: правила безопасности на транспорте, на химическом производстве и пр. В числе таких документов можно обозначить отраслевые стандарты, инструкции, приказы и указания министерств по охране труда и производственной безопасности. К примеру, с 15 февраля 2002 года было утверждено «Положение о контроле и надзоре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте» № ЦБТ-829 от 30.05.2001 г. Данное Положение закрепляет основополагающие направления организации контроля и надзора за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте, отдельных железных дорогах.

    Законодательные акты организаций представляют собой локальные нормативно-правовые акты, которые распространяют свое действие только в конкретной организации: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда и др. Все принятые нормативно-правовые акты в России носят строго обязательный характер.

    Особенности условий функционирования железнодорожного транспорта, специфичность производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и многообразие оборудования и технологий, их постоянное обновление, быстродействие современных технологий и механизмов, сложность и повышенная опасность механизмов их обслуживания заставляют уделять повышенное внимание системе гарантии безопасности, обуславливают профессиональные задачи и направленность учебной дисциплины «Охрана труда».

    Практика демонстрирует, что в любой деятельности человека, главным образом в производственной, не исключается возможность наступления события отрицательного характера: получение различного рода травм, профессионального заболевания, инвалидности, несчастного случая, вреда здоровью. Предприятия и организации несут большие финансовые расходы и моральные потери при образовании профессиональных заболеваний, а также в случаях производственного травматизма сотрудника. Все это обуславливает повышенный интерес к изучению сущности отрицательных факторов и их источников, к проблемам влияния производственной среды на жизнь и здоровье сотрудника.

    Обеспечение производственной безопасности сотрудников железнодорожного транспорта гарантируется получением соответствующих знаний о грозящих человеку на транспорте опасностях и негативных факторах, исполнением предписаний взаимодействия работника с оборудованием, технологиями и с производственной средой. Любому специалисту, в границах его должностных обязанностей, необходимо уметь идентифицировать опасности, для чего важно знать их суть и возможные источники образования.

    В разработанной программе структурной реформы на железнодорожном транспорте определены ключевые цели и задачи до 2030 года: удовлетворение рыночного спроса на перевозки, совершенствование деятельности и функционирования железнодорожного транспорта, повышение качества услуг. Обозначенной программой предусмотрен так же механизм обеспечения социальной защищенности сотрудников железнодорожного транспорта. Прогнозируемыми итогами подобной реформы в данной сфере будут являться: повышение качества труда в связи с техническим переоснащением отрасли; значительное уменьшение рабочих мест с тяжелым ручным трудом и условиями труда, которые наиболее вредны для здоровья; рост реальной заработной платы работников железнодорожного транспорта; совершенствование системы охраны здоровья и профилактики профессиональных заболеваний. Для исполнения данной Стратегии предусмотрено осуществление определенных мер: совершенствование системы государственной поддержки развития данной инфраструктуры; развитие механизма государственного регулирования данной отрасли и цен (тарифов) на определенные виды продукции и услуг; гарантия правового, информационного и технического взаимодействия Российских железнодорожных систем с иностранными государствами, целесообразности и необходимости интеграции Российского железнодорожного транспорта в систему международных перевозок и максимально эффективного использования в подобных целях его транзитного потенциала; разработка и выполнение соответствующих мер, которые направлены на обеспечение соответствующего уровня безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры.

    В современных социально-экономических условиях становится очевидна потребность повышения социальной ответственности ОАО РЖД за сохранение здоровья работников, занятых на производстве.

    Осуществляемая в Компании работа по формированию безопасных и благоприятных условий труда, предупреждению и снижению несчастных случаев на производстве дает возможность сохранить динамику к снижению производственного травматизма сотрудников ОАО РЖД. Тем не менее, такие показатели все еще на много выше общеевропейских показателей.

    Охрана труда - ключевая составляющая функционирования ОАО «РЖД», так как работа на железнодорожном транспорте имеет ряд факторов, которые отрицательно влияют на здоровье сотрудников, - напряженность и тяжесть труда, шум, вибрация, плохая освещенность, химический фактор.

    Рассмотрим ключевые задачи охраны труда в ОАО «РЖД».

    Основная цель - это улучшение условий труда на рабочих местах, которая решается с выполнением и реализацией следующих задач:

    • строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений на территории дистанциях пути и путевых машинных станциях;
    • постоянное обновление оборудования пунктов обогрева и комнат приема пищи;
    • оснащение кабин локомотивов стеклами большой прочности, виброзащитными креслами машиниста и т.д.;
    • минимизация доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути.

    На осуществление всех разработанных мер по совершенствованию механизма охраны труда ежегодно выделяется более 0,7% от сумм эксплуатационных издержек без учета затрат на спецодежду, спецобувь и прочие средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры.

    Обеспечение всех сотрудников современными необходимыми средствами индивидуальной защиты помогает значительно уменьшить риск получения профессионального заболевания и производственного травматизма.

    В ОАО «РЖД» действует 18 вагонов охраны труда, которые задействованы в единой системе организации обучения сотрудников структурных подразделений железных дорог. Подобные вагоны представляют собой мобильные комплексы обучения, ключевой функций которого выступает оказание методической и организационной помощи в процессе обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников с применением аудио-, видео- и компьютерных технологий, а также осуществление профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.

    В настоящее время система охраны труда находится на пороге значительных преобразований. Совместно с уже имеющимися методами и формами управления имеется потребность внедрения новейших форм и моделей по управлению охраной труда на производстве. Новые методы управления охраной труда, такие, к примеру, как менеджмент гигиены и безопасности труда, базирующиеся на международных стандартах и рекомендациях, в последующем должны заменить стандартные формы управления охраной труда.

    Целесообразно отметить, что начиная с 2014 года в ОАО «РЖД» на основании норм Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» осуществляется проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ). СОУТ организовывается в филиалах и отделениях предприятия в соответствии с разработанным планом. На основании официальных статистических данных в ОАО «РЖД» в 2014 году СОУТ реализована на 75 702 рабочих местах, в 2015 году - на 101 984, а в 2016 на 85 689 местах; согласно сводным данным о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД» по состоянию на 01.08.2017 г. данная проверка осуществлена на 43 859 местах .

    В числе основных способов и процедур по борьбе с непроизводственным травматизмом на объектах ОАО «РЖД» выступают разъяснительная работа, комплекс технических мероприятий. В 2017 году на обеспечение безопасности граждан компания потратила порядка 300 млн руб. - в частности, отремонтированы 64 пешеходных моста, 609 переходов, 16 пассажирских платформ. ОАО «РЖД» добилось внесения изменений в приказ Минтранса в части запрета нахождения граждан в неустановленных местах в зоне движения поездов и прохода по переходу на запрещающий сигнал светофора.

    В настоящее время назрела объективная необходимость преобразовать традиционную систему управления охраной труда с учетом:

    • применения в качестве основных стандартов управления, признанных на мировом уровне;
    • использование системного подхода при решении вопросов охраны труда;
    • перехода от реагирования на страховые несчастные случаи к профессиональному управлению рисками на производстве с учетом микротравм и инцидентов;
    • тесного переплетения управленческой и производственной деятельности;
    • перехода от локальных систем управления к интегрированным .

    Для защиты здоровья и безопасности работников организации должны осуществляться такие профилактические мероприятия, как:

    • определение стратегии управления безопасности организации, которая включает в себя безопасные условия труда, профилактику воздействия факторов производственной среды на безопасность труда;
    • минимизация рисков на рабочем месте и по возможности сведение их к нулю;
    • оценка рисков, которые невозможно избежать;
    • определение первопричин рисков;
    • замена опасных факторов производства на мене опасные;
    • учет особенностей работы конкретного специалиста с учетом уменьшения производственного риска;
    • обучение и инструктирование сотрудников предприятия;
    • преимущественное использование коллективных мер защиты.

    При этом руководство предприятия должно, в первую очередь, уметь оценить производственные риски безопасности и здоровья сотрудников с учетом характера их работы на предприятии.

    Все риски должны быть оценены правильно. В организации должен быть введен постоянный процесс управлении рисками .

    Во многих европейских странах уже осознали, что процесс оценки рисков может принести выгоду предприятию в виде уменьшения затрат, связанных с производственным травматизмом, сокращением страховых случаев, уменьшением числа дней нетрудоспособности работников.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – № 197. – 1993.
    2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №1311. – Ст. 1351.
    3. Положение о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Министерством путей сообщения РФ 23 марта 1998 г. № ЦСР-543)
    4. Демиденко Е.В. Человек на пути // Гудок. – 2017. – № 152.
    5. Климова Е.В., Рыжиков Е.Н. Снижение производственного травматизма путем совершенствования системы управления охраной труда // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле. – 2017. – №1. – С. 41 – 49.
    6. Чернышенко О.В., Занина И.А. Специальная оценка условий труда и оценка профессионального риска в системе управления охраной труда // Концепт. – 2017. – № 57. – С. 1 – 4.