Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Со скольки лет можно работать ребенку, не нарушая Трудовой Кодекс? С какого возраста можно начинать работать? Поиск работы Начинать трудовую деятельность в 16

    Со скольки лет можно работать ребенку, не нарушая Трудовой Кодекс? С какого возраста можно начинать работать? Поиск работы Начинать трудовую деятельность в 16

    Законодательством определен возраст, с которого допускается принимать на работу. Минимально возможный возраст для заключения трудового договора определен в целях защиты труда подростков и охраны их здоровья. С какого возраста можно принимать работников на работу?

    Возраст, с которого допускается принимать на работу

    По общему правилу, установленного в статье 63 Трудового кодекса РФ, трудовой договор может быть заключен с работником, которому исполнилось шестнадцать лет. В ряде случаев этот возраст может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону. Но эти случаи строго определены в законе и установлены в интересах несовершеннолетних.

    Можно ли заключать трудовой договор с 15-летними подростками?

    Работодатель вправе заключить трудовой договор с 15-летним подростком, но при соблюдении определенных условий. Работодатель может предложить несовершеннолетнему работнику только легкую работу, не причиняющую вред его здоровью.

    Если к работодателю пришел устраиваться на работу подросток, советуем ему удостовериться обучается ли он и по какой форме обучения. Ведь в соответствии со статьей 63 Трудового кодекса РФ 15-летнего возраста можно принимать на работу, только если он закончил обучение или оставил образовательное учреждение в соответствии с федеральным законодательством либо обучается по иной, чем очная форма обучения.

    Трудовой договор с несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет

    С несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, трудовой договор может быть заключен только для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью. При заключении трудового договора с таким сотрудником, необходимо предусмотреть, что работа будет выполняться в свободное от учебы время.

    Возрастные ограничения для работников кинематографии, театра и цирка

    В организации кинематографии, в театр, концертные организации, цирк можно принимать на работу сотрудников, не достигших возраста 14 лет. Но им разрешается выполнять не любую работу. Они могут только участвовать в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, при условии, что это участие не нанесет ущерб здоровью и нравственному развитию.

    Привлекая несовершеннолетних к такой работе, работодателю дополнительно следует попросить одного из родителей (опекуна) написать письменное согласие и получить разрешение органа опеки и попечительства. В разрешении орган опеки указывает максимально допустимую продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых разрешает трудиться несовершеннолетнему.

    Трудовой договор от имени работника подписывает родитель (или опекун).

    Минимальный возраст приема на работу может быть повышен

    Нельзя принимать на работу лиц, не достигших 18 лет:

    • на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 265 Трудового кодекса РФ);
    • на подземные работы (статья 265 Трудового кодекса РФ);
    • на работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию работника (игорный бизнес, работа в ночном клубе, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами) (статья 265 Трудового кодекса РФ);
    • на работы, выполнение которых возможно при условии заключения договора о полной материальной ответственности (статья 244 Трудового кодекса РФ);
    • на работу по совместительству (статья 282 Трудового кодекса РФ);
    • на работы, выполняемые вахтовым методом (статья 298 Трудового кодекса РФ);
    • на работу в религиозную организацию (статья 342 Трудового кодекса РФ).

    В отдельных случаях могут быть установлены иные возрастные ограничения для заключения трудового договора.

    Профессиональная подготовка

    Перед началом активной трудовой деятельности человек приобретает значительное количество новых навыков, ценностей и установок как формальным, так и неформальным путем. Формальная профессиональная подготовка включает в себя структурированное обучение в общеобразовательной школе, получение специального профессионального образования, учебу в средне-специальных или высших учебных заведениях, а также обучение на рабочем месте. Неформальная профессиональная подготовка имеет менее заметные формы проявлений: это процесс овладение установками, нормами и ролевыми ожиданиями, которые необходимы для конкретной работы. Задолго до начала получения формальной подготовки человек определяет для себя неформальные нормы и ценности, носителями которых являются родители, учителя, представители разных профессий, реклама, телевидение и тому подобное. Неформальная социализация настолько мощно влияет, что часто обусловливает сознательный выбор формальной подготовки к профессиональной карьере.

    Е.Роу связывает профессиональное становление человека с характером детско-родительских отношений в семье.

    Авторитарные родители могут не учитывать интересы ребенка, принимая во внимание только собственный жизненный опыт. Они сами определяют для детей ту специальность, которая, по их мнению, будет самой лучшей. Иногда выбираются специальности, которыми бы хотели овладеть сами родители, но по тем или иным причинам, не смогли этого сделать. Авторитарные родители могут сознательно занижать способности ребенка, сразу устанавливая потолок для ее стремлений.

    Диктат родителей может привести к тому, что получив образование и начав трудовую деятельность, человек может прийти к решению о необходимости смены специальности.

    Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии. А.П.Чернявская сформулировала пять необходимых личностных параметров:

    1) Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, возможно при наличии:

    o своих целей, инициативы и активности;

    o знаний и навыков в области профессий;

    o ориентации на успех;

    o опыта решения жизненных проблем (опыт планирования своих поступков, своего времени и тому подобное);

    o умение прогнозировать профессиональный рост;

    o умение принимать компромиссное решение между своими желаниями и возможностями.

    2) Информированность относительно различных профессий, а также умение соотносить информацию со своими личностными свойствами.

    3) Умение принимать решения.

    4) Умение планировать свою профессиональную жизнь.

    5) Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии Этот компонент тесно связан с эмоциональной составляющей зрелой личности, которая проявляется в положительном эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам и необходимости принятия решения о выборе профессии.

    Начало трудовой деятельности

    После завершения специального образования начинается стадия профессиональной адаптации. Первые недели, месяцы трудовой деятельности могут вызвать трудности, основными причинами которых являются:

    o новый коллектив, в котором представлены разные возрастные группы;

    o новая система производственных отношений;

    o новые социально-профессиональные ценности;

    o новая социальная роль и ведущая деятельность.

    Когда молодой человек начинает работать, она может переживать кризисное состояние, связанное с несоответствием реальной профессиональной жизни представлениям и желаниям, которые были сформированы ранее. Данный феномен получил в психологии название кризис профессиональных експектацій.

    В подростковом возрасте и на этапе подготовки к профессиональной деятельности человек должен часто преувеличенные ожидания относительно того, каким будет его профессиональный путь, как она будет справляться со своими обязанностями. После окончания обучения и начала работы новички очень быстро узнают о том, что некоторые их ожидания нереалистичны. их образование может не совсем соответствовать выполняемой работе. Большинство работодателей считают, что новички - люди, которых надо еще многому научить. Работа может оказаться не творческим, а механическим, коллеги по работе бывают нечестными; кроме того, может оказаться, что найти общий язык с коллегами совсем непросто. Истинные цели работы могут затеряться в лабиринте бюрократических процедур или трансформироваться под воздействием приказов руководителей. Реальность может вызвать стресс у человека, что начинает активную трудовую деятельность, результатом чего могут быть фрустрация, напряжение, гнев. Кризис профессиональных експектацій может иметь д несколько путей решения:

    o быстрое приобретение опыта работы и адаптация;

    o смена специальности, места работы;

    o непродуктивное выполнение профессиональных функций.

    Уже в первые 5-10 лет трудовой деятельности молодой человек осознает привлекательность или ошибочность своего профессионального выбора. На этом этапе может встать вопрос о смене профессии или места работы.

    Сохранение интереса к своей работе необходимо для поддержания чувства удовлетворения и оптимальной работоспособности. Проведешь психофизиологические исследования различных групп специалистов, которые по-разному воспринимали свою работы (положительно или отрицательно) показывают, что специалисты с позитивным отношением имеют лучшие показатели психофизиологических функций (ЭКГ, ЭЭГ и др.), по сравнению со специалистами, которые не любят свою работу.

    Через 3-5 лет профессиональной деятельности, когда специалист освоил специальность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений, получил одобрение своей деятельности, встает вопрос о дальнейшем карьерный рост. При отсутствии перспективы профессионального роста личность испытывает дискомфорт, психическое напряжение. Возникает кризис профессионального роста.

    Существует ряд возможностей компенсации кризисного состояния:

    o сосредоточение на непрофессиональных видах деятельности: бытовые дела, хобби, увлечения и тому подобное;

    o профессиональная адаптация (иногда это состояние длится до выхода на пенсию).

    Кроме того, кризис может быть решена путем перехода в другую организацию, где есть возможность профессионального роста.

    Середина карьеры, что развивается согласно типовому профессионального цикла - это период закрепления своего положения в организации. Личность адаптируется на рабочем месте и осознает реальные возможности своей профессиональной карьеры. В возрасте около 40 лет начинается период закрепления своего положения в обществе, отказа от привлекательных альтернативных вариантов карьеры и вместе с тем активизации стремления к успеху на работе. В это время человек пытается показать все, на что она способна в выбранной профессии. Кроме того, пытается добиться определенной стабильности не только в профессиональной деятельности, но и других сферах жизни.

    Для определенной части взрослых данный период связан с повышением личной ответственности и престижа, обретением полной профессиональной самодостаточности.

    Карьерный рост оказывается не таким простым заданием, как казалось в начале трудовой деятельности. Чем выше положение имеет человек, тем меньше остается возможностей для роста. Поэтому к 40 годам у специалиста может появиться чувство разочарования профессиональной деятельностью, с определенной долей циничного отношения к выполняемой работе. Мечты в начале карьеры реализованы неполностью; не каждому удалось достичь вершин, к которым стремился. Это заставляет более адекватно пересмотреть свои цели и стремления.

    Стоит отметить, что классическое понятие профессионального цикла основной моделью для категории "белых воротничков" и управленцев. Лишь незначительная часть специалистов работает в одной компании в течение всей профессиональной карьеры. Многие меняют место работы, стремясь получать высокую зарплату, занимать более высокую должность или трудиться в более комфортных условиях, оставаясь в своей профессии. Кроме того, все большая часть людей, даже в среднем возрасте, может сменить свою профессию и начать заниматься новым для себя делом. Некоторые специалисты могут стать жертвой нестабильной ситуации на рынке труда; они часто долго не могут найти работу, что становится причиной их финансовых, социальных и психологических трудностей.

    Таким образом, в ранней взрослости, кроме выбора партнера и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессионального мастерства и компетентности.

    Стоит всегда поддерживать своего ребенка в его желании зарабатывать на карманные расходы. Мы обсудим возрасты, которые допустимы нашими законами во избежание нанесения ущерба физическому и моральному здоровью подростка.

    Если Вы читаете эту статью, значит Вы или заботливый родитель, или амбициозный подросток. Если Вы родитель, хорошо, что Вы интересуетесь данной темой. Конечно, как взрослый и опытный человек, Вы должны знать, на что может рассчитывать Ваш ребенок. Ведь юные люди мало задумываются об официальной стороне вопроса, поэтому они могут попасть в неприятную историю. Благо, что есть знающие родители, они-то и подскажут, и помогут в поисках подходящей работы.

    Правовая сторона вопроса

    На важный вопрос «С какого возраста можно работать отвечает статья 63 Трудового кодекса РФ. Допускается к работе ребенок практически любого возраста, если он выступает в театрах, цирках, на концертах, снимается в кино. Но это допустимо лишь с согласия родителей. Имеется ввиду, что все необходимые договора и бумаги подписывают только они или опекуны.

    Если же ребенок не работает в вышеперечисленных отраслях, то возраст его должен быть не менее 14 лет. Тут тоже обязательно согласие родителей, а работа – безопасна для здоровья и только в свободное от учебы время. Далее идет возраст 15 лет. В этом возрасте подросток может заключать трудовой договор, если он окончил 9 классов средней школы.

    А вот подросток шестнадцати лет без всяких «если» имеет право самостоятельно подписывать трудовой договор. Ему оформляется трудовая книжка, он начинает зарабатывать свой стаж и пользоваться социальными гарантиями, что установило законодательство РФ.

    Необходимость зарабатывать: чувство независимости и уверенность в себе

    Иметь свои личные карманные деньги – это заветное желание каждого подростка. Наверное, каждый взрослый помнит себя в юном возрасте. Как всегда, не хватало того лимита денежных средств, который выделяли родители. Погулять с друзьями, пригласить подружку на свидание, порадовать себя модными духами или давно приглядевшимися сережками – все это в глазах родителей порой выглядит несерьезно и, соответственно, не стоит увеличения выдаваемых денег.

    Помнится, в старших классах идея заработка меня преследовала день за днем, была практически смыслом жизни на тот момент. И случилось так, что мне предложили работу сиделки-няни для четырехлетнего ребенка. «Работодатели» были хорошими знакомыми нашей семьи, поэтому никто не беспокоился, что кого-то «кинут» или кто-то будет недоволен.

    Получив свои первые заработанные деньги, моей радости и гордости не было границ. То чувство ликования от полученной независимости в денежном вопросе я потом редко когда испытывала в жизни. Понятно, что независимость от родительских денег здесь очень условна, но первые успехи всегда остаются в памяти и помогают двигаться дальше.

    Стремление заработать: развитие чувства ответственности

    Такое состояние переживает любой юный человек. Поэтому советую родителям серьезно отнестись к решению ребенка начать зарабатывать самому. Кстати, это очень взрослое решение, говорит об имеющимся чувстве ответственности, что подросток не тунеядец, не будет всю жизнь ходить в лентяях и сидеть у Вас на шее. А подростку, даже если он в этом и не признается, очень важна Ваша помощь и подсказка, ведь он только начинает этот путь. Без доброго совета родителей ему будет трудно разобраться.

    Сейчас проблем с трудоустройством у школьников и студентов стало меньше. Наряду со специализированными центрами для молодежи, они могут обратиться и в крупные кадровые агентства .

    Несовершеннолетние ‑ особая социальная группа; применению из труда в Трудовом кодексе РФ посвящена целая глава (гл. 42 ТК РФ от 30.12.2001 N 197‑ФЗ; принят ГД ФС РФ 21.12.2001). Вместе с тем ряд положений, касающихся использования их труда, закреплен в других главах ТК РФ. Ограничения применения труда подростков направлены в первую очередь на предупреждение отрицательного влияния производственных факторов на развитие, состояние здоровья, моральное и психическое состояние несовершеннолетнего.

    Возраст

    Трудовым Кодексом определен возраст, с которого граждане принимаются на работу - 16 лет. Существует возможность принятия на работу с 15 лет лиц, получивших основное общее образование либо оставивших в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение. Но при заключении трудового договора с несовершеннолетним работником есть свои нюансы.

    Статья 63 Трудового кодекса РФ позволяет заключать договор лишь с лицами, достигшими 16 лет. С теми, кто моложе, подписать трудовой договор можно лишь при условии, что они уже закончили обучение в школе.

    Допускается применение труда лиц, достигших 14 лет. На основании ч.3 ст.63 ТК РФ обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются: письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства; работа не должна мешать учебе; работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка. Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ).

    В ТК РФ есть положение, определяющее возможность вступления в трудовые отношения несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. Это исключение на основании ч.4 ст.63 ТК РФ установлено для организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков в отношении несовершеннолетних для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

    Статья 70 ТК РФ указывает на то, что организация не имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок. Прежде чем начать работать в организации, несовершеннолетний обязан пройти медицинский осмотр (ст.266 ТК РФ). В дальнейшем работник должен проходить медосмотр ежегодно, пока не достигнет 18 лет.

    Продолжительность рабочего дня

    Работникам моложе 18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Статья 91 ТК РФ устанавливает нормальную продолжительность рабочей недели ‑ 40 часов. Но следует учитывать, что для сотрудников, моложе 18 лет, установлена сокращенная рабочая неделя (ст.92 ТК РФ), а именно: для работников младше 16 лет ‑ не более 24 часов; для работников от 16 до 18 лет ‑ не более 36 часов; для работников младше 16 лет, обучающихся в каком‑либо образовательном учреждении ‑ не более 12 часов; для работников от 16 до 18 лет, обучающихся в каком‑либо образовательном учреждении ‑ не более 18 часов. Кроме того, статья 94 ТК РФ устанавливает для несовершеннолетних еще и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены): для работников в возрасте от 15 до 16 лет - не более 5 часов; для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 7 часов; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - не более 2,5 часа; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 3,5 часа.
    На основании ч.3 ст.176 ТК РФ работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). Работникам за время освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

    Работы, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних

    Действующее законодательство вводит ограничения в отношении применения труда лиц в возрасте до 18 лет. Эти ограничения обусловлены: условиями труда; весом переносимого или передвигаемого работником груза; характером выполняемой работы; режимом труда. Не допускается прием лиц в возрасте до 18 лет на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Согласно ст. 265 ТК РФ, несовершеннолетние не могут быть заняты на: подземных работах; работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (например, в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, а также в перевозке, производстве и торговле спиртными напитками или табачными изделиями); тяжелых работах; работах с вредными или опасными условиями труда.
    Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено использовать труд лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.

    Кроме того ТК РФ запрещает: привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам; вызывать в ночную смену и в выходные дни: запрет применения труда несовершеннолетних в ночное время установлен статьей 96 ТК РФ. Рабочая смена работника моложе 18 лет должна начинаться не раньше 6 часов утра и заканчиваться не позднее 22 часов.

    Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки. Это ограничение распространяется и на служебные командировки в той же местности, когда работник имеет возможность ежедневно возвращаться домой. В качестве исключения согласно ст.268 ТК РФ работодателю разрешается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни несовершеннолетних, которые являются творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и участвуют в создании и (или) исполнении произведений, а также профессиональных спортсменов. Перечни таких профессий, утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений. До установления таких перечней направление несовершеннолетних в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни невозможно.

    Нормы выработки и оплата труда

    В ст.270 ТК РФ закреплено, что нормы выработки для лиц, не достигших 18 лет, определяются исходя из общих норм, установленных для взрослых работников, пропорционально установленной для несовершеннолетних сокращенной продолжительности рабочего времени.
    Так, несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет норма выработки, установленная для взрослых работников, работающих 40 часов в неделю, пересчитывается пропорционально установленной для них сокращенной продолжительности рабочего времени, а именно, применительно к 36 часам в неделю.

    Статья 271 ТК РФ устанавливает следующую оплату труда работников в возрасте до 18 лет: при повременной системе оплаты труда заработная плата несовершеннолетним работникам выплачивается на основании установленных тарифных ставок, должностных окладов пропорционально отработанному времени - соответственно 36 часов или 24 часа в неделю (не совмещающим обучение с трудом) и 18 часов или 12 часов в неделю (совмещающим обучение с трудом в свободное от учебы время). При сдельной системе оплаты труда труд лиц моложе 18 лет оплачивается по установленным сдельным расценкам для взрослых работников с учетом установленной для молодых работников нормы выработки. Для работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время - оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

    Отпуска несовершеннолетних работников. Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемой отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст.167 ТК РФ). Это распространяется на всех несовершеннолетних работников, в т.ч. работающих неполное рабочее время. В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника не допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией (ст.126 ТК РФ). Выплата денежной компенсации возможна только в случае прекращения трудового договора.
    ТК РФ предусматривает возможность предоставления несовершеннолетним работникам дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством, а также коллективным и трудовым договорами. Так, работнику, совмещающему работу с учебой, положен дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка, чтобы у подростка было время на подготовку и сдачу экзаменов и зачетов. Также по просьбе учащегося организация обязана отпустить его в отпуск без сохранения заработной платы. К примеру, для сдачи вступительных экзаменов.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников