Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: председатель, состав, полномочия. Совет федерации федерального собрания российской федерации

    Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: председатель, состав, полномочия. Совет федерации федерального собрания российской федерации

    Как-то так сложилось, что в России за все недостатки или недоработки власти ругают первое лицо. Однако система достаточно сложна и многогранна. Функции в ней распределены. Часть из них выполняет правительство, некоторыми вопросами органы на местах занимаются, другие, наиболее важные, решает Совет Федерации. Это все закреплено в основном законе - Конституции. Чтобы не путаться, необходимо иметь минимум знаний по данной теме. Давайте разберемся.

    Что это такое?

    Мы нечасто слышим о том, какие решения принимает Совет Федерации. Это, в принципе, достаточно хорошо.

    Вы и сами это поймете, когда ознакомитесь с перечнем его функций. Многие ошибочно считают, что Совет Федерации - это Государственная дума. Но это большая ошибка. Они являются различными представительскими органами, с обособленными функциями. Совет Федерации - это Он состоит из представителей всех территориальных единиц России. Он решает вопросы, касающиеся в целом жизнедеятельности государства, затрагивающие интересы всех граждан, каждого субъекта Российской Федерации. Когда заходят разговоры на тему суверенитета, войны и мира, участия в глобальных процессах, то необходимо смотреть, что по этому поводу думает данный орган. Внутренними политическими вопросами занимается Госдума. Орган рассматривает и принимает законы, обязательные для всех субъектов. Такую же силу имеют решения, которые вырабатывает Совет Федерации. Это не может быть оспорено или не выполнено. Теперь подробнее о его компетенции, закрепленной конституционно.

    Исключительные полномочия

    Открываем Конституцию. Статья 102 данного документа говорит о том, какие исключительные полномочия осуществляет Совет Федерации РФ. К ним отнесены вопросы регулирования границ между субъектами, входящими в состав страны. Все спорные моменты не могут решиться без акта данной палаты парламента. Применение вооруженных сил России тоже невозможно без ее вердикта. Данный представительский орган вправе дать (забрать) главнокомандующему разрешение на ведение боевых действий за пределами страны. Такое происходило в 2008 и 2014 годах, когда у возникали критические ситуации. Совет Федерации РФ принимал решение о применении ВС РФ за границей по приказу главнокомандующего.

    Кадровые исключительные полномочия

    В любом государстве есть должности, влияющие на вопросы его выживания или процветания. Кандидатов нужно подбирать взвешенно, всеобъемлюще разбирая их качества, продуманно. А главное - процесс необходимо закрепить законодательно, выработав защитные механизмы. Совет Федерации решает, когда РФ. Кроме того, в его ведении находятся кадровые дела руководителей судов: Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного. Генеральный прокурор также назначается Советом Федерации. То есть людей, занимающих высшие государственные должности, невозможно уволить или назначить без одобрения данного органа.

    Экономические вопросы

    Статья сто шестая основного закона перечисляет темы, которые обязательно рассматривает Совет Федерации. К примеру, бюджет государства должен быть утвержден органом. Еще он рассматривает вопросы, связанные с федеральными налогами, валютным, кредитным, финансовым, таможенным регулированием. Денежная эмиссия находится в его ведении. Когда страна заключает договоры с другими государствами, то их необходимо ратифицировать (одобрить). Этим занимается СФ РФ. Только после принятия им соответствующего решения все иные органы имеют право использовать положения договора в своей деятельности. Одним из самых важных вопросов для государства является его отношения с иными странами. В Конституции он называется «состояние войны и мира». Этот вопрос также находится в ведении СФ РФ.

    Самоорганизация

    Следующая группа вопросов - работа самого органа. Структура его предусмотрена в Конституции, как и порядок функционирования. В основном законе изложены лишь общие моменты. Там невозможно предусмотреть все тонкости, имеющие принципиальное значение при принятии важнейших решений. Их вырабатывает и утверждает сам Совет. Он составляет регламент, в котором детально и конкретно прописаны процедуры его деятельности. К примеру, возьмем вопрос ратификации договоров. Конституция говорит, что им занимается СФ. Однако имеет значение, как пройдет эта процедура. Ведь у решения будут те или иные последствия. За них нужно отвечать. Кроме того, для правильного решения необходимо учитывать мнения разнообразных специалистов, экспертов. Каждая справка должна не просто стать важным документом, но и быть доведена до сведения ответственных лиц. То есть члены Совета Федерации обязаны составить всеобъемлющее мнение о вопросе, решением которого занимаются. Как именно проходит процесс экспертизы, ознакомления, движения информации и документов, прописано в регламенте. Там предусмотрено все, вплоть до подписей и дат.

    Структура органа

    Понятно, что при таком уровне решаемых проблем СФ РФ не может быть маленькой организацией. Для его нормальной деятельности необходимо достаточно большое количество специалистов. Они должны охватывать весь спектр многосторонней государственной политики. Да и просто «статисты» и исполнители необходимы. Члены Совета Федерации не выполняют технических работ. В их обязанности входит выработка и одобрение решений. Все остальное готовит аппарат. Руководит органом председатель Совета Федерации (ныне Матвиенко В. И.). Интересно, что всего два человека занимали эту должность. С 2001 года - Миронов С. И. Он проработал десять лет. А в 2011 году на должность была избрана Матвиенко В. И. Она представляла в данном органе Санкт-Петербург. У председателя есть три заместителя. Кроме того, для работы создаются комитеты и комиссии. Некоторые из них осуществляют деятельность на постоянной основе, другие - носят временный характер. Технической деятельностью занимается аппарат.

    Порядок работы СФ РФ

    Законодательно закреплены принципы деятельности данной палаты парламента. К ним относятся открытость, коллективность, публичность. Заседания СФ могут проводиться в присутствии представителей общественности и прессы. На многие из них приглашаются иные специалисты. Все обсуждения проводятся открыто и свободно. Каждый присутствующий имеет право высказать свое мнение, опираясь на законодательство, руководствуясь интересами граждан и государства. Есть и обязательные нормы, нарушать которые нельзя. К примеру, в заседании обязано принять участие не менее двух третей его состава. В ином случае решение не будет иметь законодательной силы. Решение принимается в основном открытым голосованием. При этом применяется электронная система. «За» должно высказаться не менее половины членов, присутствующих в зале.

    Две палаты парламента не могут не пересекаться в своей деятельности. Их взаимоотношения также регулируются основным законом. Дума и Совет Федерации для совместной работы могут осуществлять ряд мероприятий. К ним относятся совместные заседания. То есть обе палаты собираются в одном «сессионном зале» и принимают решение по вопросам, которые необходимо рассмотреть в таком формате. Кроме того, они могут создавать совместные специальные органы. В их состав включаются представители обеих палат. Еще они ведут постоянное сотрудничество в сфере законотворчества.

    Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Порядок формирования

    В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен .

    Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

    Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

    Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече – собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

    Историческая справка

    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с , принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства.

    Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

    Исторически во многих странах верхние палаты «выросли» из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

    Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. К концу XVII века по мере укрепления абсолютизма Земские Соборы утратили свое значение.

    Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I трудами выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского были разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

    В последние годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

    В первые годы ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 – зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

    Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6 членов от духовенства православной Российской церкви, 18 от губернских дворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 - от промышленных и торговых корпораций).

    Первому русскому парламенту был отмерен недолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

    С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) – по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.

    Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

    Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. В соответствии со статьей 95 в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

    Депутаты верхней палаты первого созыва избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации (один округ на территории каждого субъекта Российской Федерации). Кандидаты в члены Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко.

    В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.

    8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членов Совета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

    5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

    4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Законом был установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

    10 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации была избрана Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

    В ноябре 2011 года серьезные изменения претерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

    В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.

    20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года.

    Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. При этом соответствующее решение региональный парламент должен принять большинством голосов от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первого заседания нового созыва.

    При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти.

    Устанавливается, что претендентом на должность члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. При этом законом предусматривается ряд исключений из этого правила.

    В 2014 году вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий назначение Президентом Российской Федерации членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В деятельности Совета Федерации во многом проявляется историческая преемственность наиболее демократических традиций осуществления законодательной власти в России.

    Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

    Развернуть полный текст исторической справки

    В данной статье определены структура и состав Федерального Собрания. Парламент Российской Федерации имеет двухпалатную структуру, т. е. состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

    Двухпалатные парламенты достаточно широко распространены за рубежом. Наличие второй палаты парламента усложняет процедуры осуществления парламентом своих функций, поскольку важнейшие решения парламента проходят через обе его палаты, а для достижения согласования часто требуются серьезные политические и организационные усилия. В федеративных государствах создание второй палаты обосновывается необходимостью представительства интересов субъектов Федерации на уровне федеральной законодательной власти.

    В ст. 95 определяется количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. В настоящий момент в составе Российской Федерации 89 субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Соответственно Совет Федерации должен состоять из 178 членов.

    5. Количество депутатов Государственной Думы:

    Пояснение:

    6. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин достигший:

    Б) 21 года;

    Пояснение:

    Достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации). С 2007 года по 2011 год депутаты Государственной думы избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составлял 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

    Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

    Срок полномочий 2 - 5 созывов Государственной думы - четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет.

    7. Председателя правительства рф назначает:

    А) Президент по согласованию с Государственной Думой;

    Пояснение:

    Ст. 111 Конституции РФ

    1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

    8. Акты которые издает Правительство:

    В) Распоряжения.

    Пояснение:

    В соответствии со статьёй 114 Конституции РФ, Правительство России имеет следующую компетенцию:

      Разработка федерального бюджета с представлением его в Государственную Думу, исполнение федерального бюджета;

      Проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

      Проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

      Управление федеральной собственностью;

      Иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами президента.

    По этим вопросам, а также в рамках исполнения Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение. К слову, разрабатываемые проекты указом президента по перечисленным вопросам должны согласовываться с Правительством.

    Различие между постановлением и распоряжением определено федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»:

      Постановления - акты, имеющие нормативный характер (то есть адресованные неограниченному кругу лиц и предполагающие постоянное или многократное действие);

      Распоряжения - акты не имеющие нормативного характера.

    Почти во всех странах, где есть парламент, он разделен на две палаты. Такая конфигурация - удобный способ создания системы сдержек и противовесов. Если одна палата склоняется к радикализму, другая должна блокировать ее решения или менять законопроекты, делая их более приемлемыми и эффективными. Подобное устройство зародилось на Западе и было перенято в современной России. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - это верхняя палата парламента (нижней является Государственная дума).

    Место в парламенте

    Верхняя палата появилась в российском парламенте в 1990 году. Однако тот прообраз Совета Федерации имел с ним мало общего и был порождением советской государственности. Все изменилось в 1993 году, когда в стране начала действовать новая конституция. Согласно ей и был учрежден Совет Федерации Структура парламента закреплена в статье 95 основного закона РФ.

    Между двумя палатами Федерального Собрания есть принципиальные отличия в их порядке формирования и компетенции. Совет был наделен значительными полномочиями, что закрепило за ним статус фундаментальной основы государства. В последнее время этот орган все чаще называют сенатом, а его членов - сенаторами. Эта тенденция прослеживается как в неофициальной публицистике, так и в выступлениях официальных государственных лиц и важнейших чиновников страны.

    Полномочия

    Широкие РФ полностью описаны в российской конституции. Верхняя палата может отклонить или одобрить любой закон, до этого принятый в Государственной думе.

    Подобные документы делятся на несколько типов. В первую очередь это федеральные законы. Полномочия Совета Федерации РФ таковы, что они отклоняются обычным математическим большинством голосов или пассивным нерассмотрением в течение 14 дней. В то же время статус некоторых законов может априори делать их обязательными для попадания к сенаторам. В таком случае механизм с игнорированием документа не применяется.

    Законотворчество

    Обязательны для рассмотрения в Совете Федерации законы, затрагивающие федеральный бюджет, федеральные сборы и налоги, финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование. Также к этой группе относятся вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы, денонсации и ратификации международных договоров и, наконец, денежной эмиссии.

    Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобряет закон, бумага попадает на подпись президенту. 112 голосов (две трети сенаторов) преодолевают вето главы государства, а 126 голосов (три четверти сенаторов) одобряют законы о конституционных поправках и федеральные конституционные законы.

    Назначения

    Две трети голосов Совфеда могут отрешить президента от его должности. Сенаторы назначают судей Верховного Суда, Конституционного суда, Высшего арбитражного суда и членов в Президиуме Верховного Суда. Помимо всего прочего, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решает, кто займет должность Генерального прокурора и его заместителей. назначает два представителя в Национальный банковский совет. Она определяет аудиторов Счетной палаты и заместителя ее председателя.

    Органы Совета Федерации РФ назначают треть членов ЦИК - Центральной избирательной комиссии, регулирующей процесс выборов в стране. Также они определяют кто будет одним из участников Коллегии Федеральной комиссии, следящей за рынком ценных бумаг. Представители сената входят в Совет по вопросам государственной службы при российском президенте.

    Другие функции

    Есть полномочия и не связанные с назначениями, которыми обладает Совет Федерации. Конституция гласит, что именно он утверждает новые границы между субъектами РФ, а также о введении в стране чрезвычайного или военного положения. Верхняя палата определяет дату выборов главы государства.

    Совфед (председатель Совета Федерации РФ и сенаторы) имеет право вести работу в режиме собственных заседаний. Они проходят по 1-2 раза в месяц в период с октября по июль. Заседания могут быть внеочередными, если поступает такое предложение президента, премьер-министра, правительства, пятой части членов Совфеда или региона России. Для кворума необходимо присутствие половины членов верхней палаты парламента. Если 50% не набирается, то заседание признается неправомочным. Как правило, Совет Федерации работает в открытом режиме, однако если это предусматривает регламент, режим может быть и закрытым.

    Приоритетность в работе

    У задач сената есть определенная приоритетность. В первую очередь рассматривается послание президента Федеральному Собранию и его обращения. Далее идут поправки к Конституции, проекты конституционных и федеральных законов. Некоторые из них могут иметь статус подлежащих обязательному рассмотрению. Третьими в этой очередности являются направления запросов и предложения в Конституционный суд. Последними рассматриваются принятые Государственной думой федеральные законы, касающиеся вопросов денонсации и ратификации международных договоров.

    Заседания Совета Федерации проходят согласно регламенту. У сенаторов есть возможность выступить с содокладом, докладом, заключительным словом. Также они вправе участвовать в прениях, делать заявления и обращения.

    Порядок формирования

    Как гласит закон о Совете Федерации, в него попадают по два представителя от субъекта РФ. Один представляет местный парламент, другой - исполнительную власть. Срок полномочия сенатора - два года. Состав Совфеда меняется постепенно вместе со сменой власти в субъектах.

    Согласно регламенту члены верхней палаты парламента обладают неприкосновенностью. Они не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за выражение своей позиции и мнения при голосовании. Совет Федерации структурируется и формируется по принципу беспартийности. Его члены не создают объединений или фракций, как это принято в Государственной думе.

    Срок полномочий Совета Федерации в целом ничем не ограничен. В отличие от этого органа подвергается «мягкой ротации». Это значит, что срок полномочий каждого его членов определяется региональным органом власти. Конституция предусматривает только три возможности, при которых Государственная дума и Совет Федерации России собираются вместе. Это заслушивание посланий Конституционного суда, посланий президента и выступлений иностранных глав государств. В целом каждая палата придерживается принципа невмешательства в дела другой.

    Состав

    В Совете Федерации 170 членов. Они разделены на комитеты (по вопросам обороны и безопасности, по судебно-правовым вопросам и конституционному законодательству, по налоговой политике, бюджету, финансовому регулированию и т. д.). Одно из подразделений отвечает за социальную политику. Другое регулирует имущественные отношение и экономические реформы. Наконец, есть комитеты по делам СНГ и международным делам. Часть сенаторов задействована в подразделениях по культуре, науке, образованию и аграрной политике.

    Каждый комитет подготавливает заключения по вопросам, которые относятся к его ведению. Также он разрабатывает и рассматривает законопроекты, предлагаемые на внесение в Государственную думу. Комитеты могут инициировать В такие подразделения входят все члены Совета Федерации кроме председателя и нескольких его заместителей. Каждый сенатор может входить только в один комитет, в составе которого должно быть не меньше 10 человек. Распределение по «секторам» должно быть утверждено общим голосованием (необходимо большинство голосов).

    Председатель

    Совет Федерации возглавляется председателем. С 2011 года и по сей день эту должность занимает Валентина Матвиенко. У председателя много организационных и представительских полномочий. Он ведет заседания определяет внутренний распорядок палаты, подписывает ее постановления, распределяет функции между своими заместителями.

    Председатель направляет в комитеты законопроекты, принятые Госдумой, а также законопроекты, которые в Госдуму предлагается внести. Избирается он тайным голосованием. Кандидатура утверждается половиной и одним голосом.

    Ход работы и взаимоотношения с президентом

    Государственная дума, Правительство РФ, Совет Федерации и другие федеральные государственные органы должны работать в унисон, поэтому в Совфеде всегда есть определенная повестка дня. Она формируется председателем и основывается на предложениях комитетов и комиссий верхней палаты. Самостоятельно вопрос на повестку дня может выдвинуть группа сенаторов из как минимум 10 человек, а также двое сенаторов, представляющих один субъект РФ. Свои правки в распорядок может вносить специальный представитель президента в Совете Федерации.

    Глава государства взаимодействует с верхней палатой парламента и другими способами. Традиционно важным остается ежегодное послание президента Федеральному Собранию. В нем первое лицо формулирует основные проблемы и задачи, которые встали перед государством и которые нужно решать в первую очередь. К примеру, это может быть вызов, связанный с необходимостью реформы налогообложения или банковской системы. В таком случае и Госдума, и Совфед должны рассмотреть предложенные инициативы президента.

    История формирований

    Первый Совет Федерации работал в 1994-1996 гг. Он был переходным и поэтому в качестве исключения был избран непосредственно населением, а не органами власти субъектов РФ. Его предстателем стал Владимир Шумейко.

    Второй Совет Федерации также запомнился как «губернаторско-спикерский». Он заседал в 1996-2001 гг. Его председателем был Отличительная черта того Совета Федерации - он состоял из губернаторов и председателей местных законодательных собраний. Сенаторы работали не нерегулярной основе, время от времени встречаясь в Москве.

    Третий период формирования Совета Федерации пришелся на 2002-2012 гг. Именно тогда он окончательно избавился от своих переходных черт и принял устойчивую форму. Председателем того Совфеда был Сергей Миронов, а с 2011-го - Валентина Матвиенко. Четвертая верхняя палата парламента была образована в конце 2012 года. Она действует и сегодня. Переформатирование было связано с принятием нового федерального закона о Совете Федерации.

    Порядок формирования Совета Федерации РФ определен соответствующим ФЗ. Основополагающие принципы создания данного органа установлены и в Конституции. Рассмотрим далее, кто входит в Совет Федерации. Порядок формирования, полномочия этого органа также будут описаны в статье.

    Общие сведения

    Федеральное Собрание, в соответствии со ст. 95 Конституции, состоит из Госдумы и Совета Федерации. Первая палата выступает в качестве представительного органа всего населения страны. Порядок формирования Совета Федерации таков, что в него входят высшие должностные лица от каждого субъекта. СФ призван выражать региональные, местные мнения. Вместе с этим, он является и государственным органом всей страны (это подтверждает его порядок формирования). Компетенция Совета Федерации распространяется не отдельно на тот или иной субъект. Его волеизъявления и решения адресуются всей России, всему государству в целом.

    Как выше было сказано, в СФ входят представители каждого субъекта. От региона назначается два уполномоченных лица: от органов законодательной и исполнительной госвласти по одному. Таким образом создается структура. Совет Федерации, порядок формирования которого предусматривает определенную схему избрания представителей, вместе с Госдумой создает Счетную палату. Членом СФ может стать гражданин страны, возраст которого не меньше 30-ти лет. Кандидат, кроме этого, должен обладать избирательным правом.

    Назначение членов СФ

    Представитель законодательного органа госвласти от субъекта выбирается этим же органом на срок его полномочий. Кандидатура вносится председателем. Группой депутатов, численность которой не меньше 1/3 общего количества членов законодательного органа, может быть внесено предложение о рассмотрении альтернативных кандидатур. Представитель исполнительной ветви власти региона назначается лицом, занимающим высшую должность в субъекте. Согласно Закону, регламентирующему порядок формирования Совета Федерации, решение законодательного органа об избрании члена СФ принимается путем тайного голосования.

    Результаты оформляются соответствующим постановлением. При выдвижении от двухпалатного законодательного органа принимается соответствующий нормативный акт от обеих палат. Решение, принятое высшим должностным лицом о назначении члена СФ, оформляется Указом. Как гласит закон, устанавливающий порядок формирования Совета Федерации, документ вступает в действие, если на внеочередном либо плановом заседании законодательного органа 2/3 от общего количества депутатов не проголосует против кандидата. Принятый указ исполнительной власти должен быть направлен на рассмотрение в течение трех дней. По закону, определяющему порядок формирования Совета Федерации, решения о назначениях членов направляются в СФ в течение 5-ти дней со вступления их в действие.

    Задачи СФ

    В компетенцию Совета Федерации входит рассмотрение вопросов, касающихся:

    • утверждения изменений границ между регионами России;
    • назначения выборов Президента страны;
    • утверждения указа главы государства о введении военного времени или чрезвычайного положения;
    • отрешения Президента страны от своей должности;
    • назначения судей Верховного и Конституционного, Арбитражного (Высшего) судов;
    • утверждения кандидатуры и снятия с поста Генпрокурора;
    • назначения и освобождения от должности зампредседателя Счетной палаты и 50 % ее аудиторов.

    Дополнительные полномочия

    СФ назначает уполномоченных лиц Экономического Суда СНГ. Принятие кандидатур осуществляется в порядке, предусмотренном для формирования судейского состава ВАС. Согласно ст. 12 ФЗ, устанавливающего для граждан России основные гарантии избирательного права и возможностей участвовать в референдуме, СФ может рассматривать предложения Президента и готовить заключения об отзыве либо назначении дип. представителей страны в международных организациях и других государствах.

    Деятельность СФ

    Порядок функционирования Совета Федерации установлен Конституцией, соответствующими Федеральными Законами, Регламентом и решениями, принятыми СФ. В органе высшим лицом выступает Председатель. Он избирается из состава Совета Федерации. В ведении заместителей Председателя находится внутренний распорядок палаты. Они также проводят заседания СФ. Советом Федерации создаются комиссии и комитеты, проводятся слушания, касающиеся вопросов его деятельности. В СФ запрещено образование парламентских объединений и фракций. Заседания СФ проводятся в Москве. С целью обеспечения коллегиального и оперативного рассмотрения неотложных вопросов, связанных с деятельностью Совета Федерации, его функционированием, создается Совет палаты. Он выступает в качестве постоянного коллегиального органа. В его составе присутствуют Председатель СФ, заместители, главы комиссий, в числе которых отдел по парламентским процедурам и регламенту, и комитетов.

    Особенности заседаний СФ

    Слушания проводятся с 16-го сентября по 15-е июля. Заседание признается правомочным, если явилось больше половины общего кол-ва членов, которое составляет 178 человек. Первоочередными вопросами для рассмотрения являются:

    Обязательные вопросы

    Их перечень установлен ст. 106 Конституции. К вопросам, которые обязательно рассматриваются, относят ФЗ, принятые Госдумой относительно:

    1. Федеральных сборов и налогов.
    2. Таможенного, кредитного, валютного, финансового регулирования и денежной эмиссии.
    3. Федерального бюджета.
    4. Защиты и статуса госграницы России.
    5. Мира и войны.

    На практике на заседаниях СФ рассматривается большинство принимаемых Госдумой законов. Согласно ст. 105, ч. 4 Конституции, ФЗ считается одобренным, если за него отдало голос больше половины общего количества членов или он не был рассмотрен в течение 14-ти дней. При отклонении закона палаты вправе образовать согласительную комиссию с целью преодоления разногласий, возникших в ходе обсуждения. После этого ФЗ повторно рассматривается Госдумой. Принятые ФЗ направляются Президентом в течение 5-ти дней для подписания и последующего обнародования.

    Законодательная инициатива

    Совет Федерации обладает достаточно широкими возможностями. Так, орган обладает правом вносить в Госдуму проекты ФЗ или конституционных положений, предложений о пересмотре и внесения поправок в последние. В данном случае стоит также учесть, что аналогичная возможность имеется и у представительных органов регионов. Из 723 субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, больше 1/3 представляют интересы территориальных единиц России на федеральном уровне. Такое представительство в мировой практике отмечается крайне редко. Еще одним проявлением законодательной инициативы выступает возможность вносить поправки в текст проекта ФЗ в процессе его рассмотрения Госдумой.