Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Способы расторжения контракта по 44 фз. Как грамотно осуществить расторжение договора в одностороннем порядке? Основания для расторжения

    Способы расторжения контракта по 44 фз. Как грамотно осуществить расторжение договора в одностороннем порядке? Основания для расторжения

    Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

    Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

    Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

    В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

    • изменение условий , в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами . В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
    • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
    • если речь идет об изменении контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения , но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
    • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации , если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
    • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта . Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
    • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

    Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

    В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

    Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

    Расторжение контракта может быть осуществлено в порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

    По инициативе государственного контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения , например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

    Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в . Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

    Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением. Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

    Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.

    Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

    • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям , которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
    • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут ;
    • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного . Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

    Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

    1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа . Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
    2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта . Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
    3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
    4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков , если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

    Расторжение контракта по инициативе исполнителя

    Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

    Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

    Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

    1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц , которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
    2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
    3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

    Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

    Частичное расторжение контракта

    Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

    Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

    Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

    1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа , например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
    2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта , осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
    3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

    Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

    Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

    Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

    • По соглашению сторон;
    • По решению суда;
    • В случае одностороннего отказа в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.

    В статье закона подробно описывается процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, что касается соглашения сторон, то в законе речь идет лишь о такой возможности и не более. Согласно части 14 стать 34 федерального закона №44 контракт, заключенный между сторонами может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Именно об этом и идется речь в 95 статье, где прописано, что расторжение в одностороннем порядке возможно лишь в том случае, если контракт содержит данное положение. Что касается возможности расторжения по соглашению сторон, то здесь закон не требует упоминания данного пункта в тексте контракта.

    Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 фз № 44)

    Требование об отмене решения не распространяется на случаи повторного нарушения исполнителем (подрядчиком, поставщиком) условий сделки, являющегося, согласно ГК, основанием для одностороннего отказа. Обязанность расторжения Заказчик должен отказаться от исполнения контракта, если:

    • В процессе реализации условий сделки будет установлено, что продукция, работа, услуги или исполнитель (подрядчик, поставщик) не соответствуют требованиям, установленным в извещении или документации о закупке, победитель торгов предоставил недостоверные сведения о себе или товаре, что позволило ему выиграть.
    • В ходе исполнения контракта, оформленного согласно положениям 47 пункта 1 части 93 статьи ФЗ № 44 на поставку изделий, производство которых модернизировано/создано/освоено на территории РФ на основании специального инвестиционного соглашения, такое специальное соглашение было расторгнуто.

    Расторжение контракта по соглашению сторон 44-фз

    Такое поведение заказчика может стать поводом для поставщика обратиться в суд и признать его действия оппонента неправомерными. Поэтому чаще всего после расторжения контракта заказчики возвращают всю сумму обеспечения.

    Расторжение контракта при условии договоренности обеих сторон считается наиболее предпочтительным вариантом. Такая процедура не влечет за собой негативных последствий ни для поставщика, ни для заказчика.

    Если же одна из сторон не соглашается на заключение договоренности, то единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд. При этом инициатору разбирательства придется доказывать невозможность исполнения взятых на себя обязательств.

    Расторжение государственного контракта по 44-фз

    В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.

    Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность. Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.


    Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст.

    Как расторгнуть контракт по 44‑фз: условия и риски

    Внимание

    Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе - обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т.


    д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара. Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.
    В ст.

    Расторжения контракта по соглашению сторон: рассмотрение по фз-44

    Форум о госзакупках и тендерах good-tender

    Инфо

    В норме сказано, что соглашение об изменении или прекращении правоотношений составляется в той же форме, что и первоначальный договор. Следовательно, соглашение о расторжении контракта должно быть письменным и заверенным участниками сделки.

    Последствия О них говорится в 453 статье ГК. В случае расторжения контракта обязательства его участников прекращаются в момент заключения соглашения об этом, если другое не вытекает из условий сделки, закона или иных нормативных актов. Стороны не могут требовать возвращения всего, что было исполнено по сделке до момента прекращения правоотношений.

    Другое правило может закрепляться в законе или соглашении. Необходимо сказать, что в случае расторжения контракта по обоюдному согласию, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не направляются в контролирующий орган для последующего включения в реестр недобросовестных хозяйствующих субъектов.

    Как расторгнуть контракт по 44 фз по соглашению сторон

    В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского Кодекса (далее ГК РФ), в частности - главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств. Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий.

    Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным, нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении. Алгоритм проведения процедуры Шаг 1. Определить случаи. Перечня ситуаций, по причине которых можно расторгнуть договор по взаимному согласию, законом не предусмотрено.

    Расторжение контракта по 44 фз по соглашению сторон

    Однако, к таковым можно отнести такие случаи:

    • у госзаказчика отпала необходимость в дальнейшей поставке, оказании услуг, к примеру, сокращение штата сотрудников влечет уменьшение объема услуг по повышению квалификации сотрудников;
    • поставщик далее не может исполнять своих обязанности по договору по не зависящим от него причинам, например, из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, войны, забастовки, что выпадает из нормального развития событий и препятствует своевременной поставке товара или выполнению работ, услуг).

    Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз. Скачать Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Скачать Одностороннее расторжение по инициативе поставщика Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше. Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика.

    Одностороннее расторжение контракта по 44-фз

    ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа. В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

    Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация. Односторонний отказ по инициативе заказчика Шаг 1.

    Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-фз и гк рф

    Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее - ЕИС) (ч. 12 ст. 95). Скачать Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения.

    Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС. Скачать Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п.

    26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика.

    Односторонний отказ от исполнения контракта 44 фз

    В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения. Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.


    Односторонний отказ - относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба.


    Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ.

    Форум о госзакупках и тендерах good-tender

    Внимание

    К ним относят:

    1. Отказ заказчика от приема товара или выполнения работ, который никак не мотивирован. Факт отказа должен быть официально зафиксирован не менее двух раз.
    2. Нарушение заказчиком установленных договором сроков оплаты за поставленный товар или произведенные работы. Факт просрочки должен фиксироваться не менее двух раз.
    3. Создание заказчиком условий, при которых исполнение поставщиком обязательств становится невозможным.

    Фиксирование этого факта должно проводиться независимыми экспертами.
  • Если по независящим от поставщика причинам произошло существенное удорожание товаров, поставляемых в рамках договора, или материалов, используемых для выполнения работ, то поставщик вправе требовать пересмотра установленной цены. В случае отказа заказчика, поставщик получает возможность расторгнуть договор.
  • Инфо

    Заказчик принял решение о расторжении контракта в связи с тем, что поставленное шасси оказалось бывшим в употреблении, что противоречит условиям контракта. В ходе судебных разбирательств было рассмотрено заключение экспертного учреждения, согласно которому шасси было признано не соответствующим требованиям контракта. Суд принял решение о признании действий заказчика правомерными.


    Контракт был расторгнут. Одностороннее расторжение контракта со стороны заказчика может иметь серьезные последствия для поставщика. Если его данные занесены в РНП, он утратит возможность в ближайшее время принимать участие в государственных закупках. Поэтому лучшим вариантом станет исполнение взятых на себя обязательств, а в случае возникновения спорных ситуаций стоит поискать компромисс.

    Форум института госзакупок (москва)

    Эта норма распространяется лишь на длительные (от 3 лет) и дорогостоящие (от 500 млн.) проекты для обеспечения государственных нуждЗаказчик обладает правом прекратить договорные обязательства в следующих ситуациях:

    1. Поставщик поставил товары или оказал услуги, не соответствующие характеристикам, оговоренным в контракте. Это обстоятельство должно быть подтверждено независимыми экспертами.
    2. Поставщик не выполняет обязательств или существенно отклоняется от установленного графика.
    3. Поставщик отказывается устранять недостатки, выявленные по мере исполнения договорных обязательств.
    4. Заказчик выяснил, что поставщик не отвечает требованиям, определенным 44-ФЗ.

    Иногда предусматриваются штрафные санкции в случае отказа от договорных обязательств. Штрафы могут быть наложены на обе стороны.
    Это информация публикуется помимо сведений в Реестр контрактов и отчетов.В указанной статье речь идет о изменении и расторжении (то есть как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон).Функционалом ООС предусмотрен раздел «Дополнительная информация о закупках и контрактах». В этом разделе есть лишь три варианта информации:Решение об одностороннем отказеИнформация о непредоставлении сведений о выгодоприобретателяхИнформация о непредоставлении сведений о субподрядчиках, соисполнителях.Куда публиковать информацию о изменении контракта и расторжении по соглашению сторон??? в ЕИС, которого не существует.на самом деле мнения разделились — кто-то в реестр контрактов все это пихает в течение 1 дня (хотя по 103 статье можно в течение трех)кто то сразу пихает в реестр контрактов в течение трех дней и игнорирует требования одного дня.

    Форум о госзакупках и тендерах good-tender ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

    • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
    • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
    • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

    Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация. Односторонний отказ по инициативе заказчика Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях.

    Поставщик, который не справился с возложенными на него обязательствами, попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Для него это автоматически означает дальнейшее отстранение от участия в государственных закупках. Порядок действий заказчика Если при определенных обстоятельствах заказчик решает отказаться от исполнения договора, то он обязан выдержать следующую процедуру:

    1. После принятия решения о прекращении договорных обязательств заказчик должен при необходимости получить экспертное заключение. Если в ходе экспертизы выяснится, что условия договора не были нарушены, то расторгнуть контракт будет невозможно.
    2. Заказчик оформляет решение в письменном виде и публикует его в ЕИС. Это необходимо сделать в трехдневный срок с момента принятия решения.
    3. Заказчик направляет в адрес второй стороны уведомление о вынесенном решении.

    Согласно части 22 статьи 96 44-ФЗ поставщик может отказаться от своего решения расторгнуть контракт. Если контракт расторгается по инициативе поставщика (в следствии нарушений заказчиком условий договора), то сведения о нем не передаются в РНП. Случаи из практики Одностороннее расторжение контракта редко проходит без конфликта. Чаще всего противная сторона не согласна с тем, что нарушения условий договора стали существенными. В такой ситуации единственным выходом станет обращение в суд. В судебной практике много примеров, когда жалобы поставщиков на неправомерное решение заказчика оказываются необоснованными.
    Например, в Арбитражном суде Тульской области рассматривалось дело по заявлению поставщика, который произвел поставку автокрана на шасси КамАЗ.

    В случае активного участия в госзакупках, у участника размещения заказа может появиться потребность в одностороннем расторжении договора. Расторжение контракта по инициативе участника размещения заказа (УРЗ) в рамках 44 ФЗ вполне реально. В этой публикации мы разберем особенности одностороннего расторжения контракта (далее ОРК).

    1. Расторжение контракта в одностороннем порядке: при каких условиях это возможно

    Итак, согласно 44 ФЗ в одних случаях, заказчик обязан, а в других имеет право на одностороннее расторжение договора, если соответствующий пункт присутствует в контракте. Поставщик тоже имеет аналогичное право. Данный вопрос регулируется не только 44-ФЗ, но и ГК РФ.

    У заказчика однозначно возникает обязанность расторгнуть госконтракт, если ему стало известно о предоставлении неверных сведений от поставщика в отношении себя или поставляемого товара (услуги или работы) при составлении заявки на торги или подписании госконтракта.

    Такая же обязанность возникает при обнаружении несоответствия поставщика (исполнителя) или товара (работы, услуги) требованиям документации (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

    Возникновение права на одностороннее расторжение договора у поставщика законодатель поставил в зависимость от факта: предоставляется ли такое право контрактом заказчику (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). Следовательно, в зависимости от положений госконтракта его либо можно расторгнуть односторонне каждой из сторон либо нет.

    2. Расторжение контракта в одностороннем порядке: причины согласно закону

    Причины возникновения права на одностороннее расторжение договора можно разделить на две группы.
    Во-первых это обстоятельства, возникнувшие уже во время исполнения госконтракта, когда они мешают его исполнению. Такое изменение ситуации, при котором дальнейшее исполнение не имеет смысла и уже не нужно. Заказчик по каким-то причинам уже не заинтересован в предмете закупки или в продолжении работ и их результате. Причиной со стороны поставщика может стать невозможность исполнения госконтракта. Например то, что единственный производитель отказался от производства товара и его невозможно закупить, а срок годности небольшой и товарных запасов пригодных для использования у поставщиков уже нет. Также эквивалент отсутствует, либо поставка эквивалента не допускается. При таких ситуациях можно попробовать достигнуть двустороннего соглашения о расторжении, а при невозможности, придется расторгнуть договор в одностороннем порядке.

    Вторая группа условий, при которых поставщик может рассчитывать на законное расторжение контракта в одностороннем порядке, это перечисленные ГК причины для конкретных видов договоров (ч.19 ст. 95 44-ФЗ). Здесь нам придётся обратиться к ГК РФ. Преимущественные виды договоров, заключаемых по результатам гостендеров это подряд (также и стройработы). Согласно ГК односторонний отказ от исполнения контракта не предусмотрен. Это осуществимо только строго в определенных случаях. В случаях, когда имеется факт существенного нарушений условий госконтракта другой стороной. По подрядным договорам причиной для одностороннего отказа от оказания контрактных обязательств поставщиком может быть неисполнение встречных обязательств заказчиком: не предоставление техдокументации (проекта со всеми изменениями), материалов, оборудования (в случае их предоставления заказчиком по требованиям договора).

    Также причиной может стать наличие обстоятельств, говорящих о том, что исполнение госзаказчиком своих обязательств в сроки, установленные договором невозможно (часть 1 ст.719 ГК РФ, ст. 328 ГК РФ). В таких случаях необходимо направлять письма госзаказчику с уведомлением о необходимости устранить нарушения, предоставить документы (материалы, оборудование) с фиксированием сроков и указанием на свое право на расторжение договора в одностороннем порядке.

    Вся корреспонденция, переписка впоследствии будет обосновывать правомерность отказа поставщика от выполнения договорных обязательств. В случае выполнения госконтракта на поставку материалов, условием для такого расторжения будет служить просрочка оплаты или её отсутствие, либо не выборка товаров несколько раз (часть 3 ст. 523 ГК РФ). По контракту на поставку может быть предусмотрена поставка товаров либо единовременно, либо заранее определенными партиями или на основании заявок заказчика.

    В таком случае, если госзаказчик отказывается своевременно принимать товары неоднократно (например, не готов принять из-за отсутствия складских площадей), у поставщика возникает право на односторонне расторжение договора. Каждый такой факт и его неоднократность нужно фиксировать в документах.

    При значительном увеличении цены ТРУ сторонних лиц, предоставляемых поставщику в рамках исполнения контракта, если это нельзя было предвидеть при подписании контракта, подрядчик может настаивать на соответствующем повышении цены, а при отказе заказчика исполнить это требование – расторжении договора (ст. 451, часть 6 ст. 709 ГК РФ). Цена контракта, заключаемого по 44 ФЗ является твердой и ни при каких условиях у заказчика нет полномочий её значительно увеличить (более 10%). Это может стать причиной разрыва договора поставщиком.

    3. Алгоритм действий поставщика при одностороннем расторжении договора по 44 ФЗ

    Процедура расторжения в одностороннем порядке чётко регулируется законом. Сначала нужно оформить документом принятие решения об одностороннем отказе от выполнения контракта. Затем даётся три дня чтобы направить отказ от выполнения госконтракта в адрес заказчика, с приложением документов, обосновывающих отказ.

    Адрес необходимо брать из контракта. Если в госконтракте указан и юридический (адрес местонахождения) и почтовый адреса, то направляем по двум этим адресам. Заказчик может указать в контракте иные способы переписки: обмен электронными сообщениями, возможно даже с обязательным подписанием электронных документов электронной цифровой подписью. При направлении уведомления следует учесть все способы направления информации заказчику. Законодатель четко урегулировал последовательность направления уведомления об одностороннем отказе. Уведомление следует отправлять с использованием нескольких видов связи: заказным письмом с уведомлением о вручении, факсом, также на электронную почту заказчика, других видов связи, при помощи которых осуществляется фиксация получения письма. При направлении факса необходимо распечатать отчет об отправке, а электронное письмо отправлять с уведомлением о прочтении. Проще говоря, направляем уведомление по всем известным реквизитам, указанным в договоре.

    После истечения десятидневного срока с даты документального подтверждения вручения письма (квитанции) решение участника размещения заказа об одностороннем отказе договора вступает в силу и контракт считается расторгнутым.

    Для правильности исчисления сроков надлежащего уведомления следует учесть, что датой отсчета срока будет день, когда исполнителю госконтракта вручили документальное подтверждение (уведомление) о получении госзаказчиком письма. То есть момент, когда у исполнителя появились точные сведения о доставке уведомления адресату.

    Затем госзаказчик размещает сведения об одностороннем расторжении договора в реестре контрактов в ЕИС (сайт гос. закупки). Указанная информация должна быть размещена на соответствующем сайте в течение одного для после даты расторжения госконтракта.

    Подводя итог, выделим ключевые моменты статьи:

    • Исполнитель контракта имеет возможность выступить инициатором «разрыва» госконтракта, также как и госзаказчик
    • Разорвать госкотракт можно только, зафиксирован факт невыполнения существенных условий госконтракта
    • Госконтракт юридически считается расторгнутым после десяти дней после передачи стороне документального решения об ОРК
    • Госзаказчик размещает сведения в ЕИС об ОРК в установленные сроки

    23-11-2016 15:32


    После определения победителя и заключения с ним контракта, есть вероятность, что по каким-либо причинам он может быть расторгнут заказчиком. Наряду с обращением в суд, у заказчика есть возможность одностороннего расторжения. Расторжение в одностороннем порядке по своей сути является обоюдным решением обеих сторон, однако одновременно создает конфликтную ситуацию. Порядок разрешения таких ситуаций регламентирован законодательством о .

    Условия расторжения контракта по 44-ФЗ

    Законом о контрактной системе закупок 44-ФЗ предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке. Это право сторон было прописано еще в предшественнике закона– 94 ФЗ. Оно предусматривает возможность одностороннего отказа от государственного контракта субъектами. Важно подчеркнуть, что поскольку закон всегда находится на стороне справедливости, в 44-ФЗ прописан ряд условий, которые защищают каждого субъекта от произвола со стороны другого:

    1. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть указана в проекте договора (в конкурсной документации) и в тексте самого договора;
    2. Такая возможность не может быть доступна для какой-либо одной стороны: если заказчик имеет право отказа от контракта, то и поставщик имеет это право;
    3. Обязательным является уведомление второй стороны о намерении расторгнуть контракт;
    4. Контрактом должен быть предусмотрен срок на устранение поставщиком причин расторжения. Другими словами, после получения уведомления от заказчика, поставщик имеет 10 дней, чтобы провести «работу над ошибками». Если по истечении этого срока причины остались не устраненными, заказчик имеет право расторгнуть контракт.

    Основания для расторжения

    Разобравшись с условиями расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке, необходимо рассмотреть ряд условий, которые могут стать причиной такого решения. Законом 44-ФЗ предусмотрено единственное условие, когда расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке является его обязанностью:

    • после заключения контракта было установлено, что поставщик или поставляемые товары/услуги не соответствуют требованиям, указанным в извещении о закупке, при этом поставщиком была предоставлена недостоверная или неполная информация, которая способствовала его победе в торгах.

    В остальных случаях заказчик не обязан, но имеет право принять решение об отказе от исполнения своих обязанностей по договору. Возможные основания для этого регламентированы Гражданским кодексом РФ.

    Расторжение контракта в одностороннем порядке в соответствии с ГК РФ

    Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего расторжения договора двух видов: не обусловленное поведением поставщика и обусловленное его поведением.

    В первом случае Гражданский кодекс предписывает заказчику, расторгнувшему контракт, исполнение следующих условий:

    • в соответствии со ст. 717, заказчик может приостановить выполнение работ по договору до срока их сдачи, при этом обязан оплатить работу поставщика пропорционально установленной цене;
    • в соответствии со ст. 782, заказчик вправе расторгнуть договор возмездного оказания услуг, при этом он должен оплатить все фактические расходы поставщика.

    Вторая разновидность одностороннего расторжения контракта включает в себя случаи, когда причинами становятся действия поставщика:

    • поставка товаров ненадлежащего качества, недостатки которых поставщик не может исправить в приемлемый для заказчика срок;
    • неоднократное несоблюдение прописанных в контракте сроков поставки;
    • в случае договоров подряда – несвоевременное начало или слишком медленное предоставление услуг или выполнение работ, такое, что их завершение в срок невозможно.

    Спорным моментом может стать оценка качества поставляемых услуг, товаров или работ. Подтверждением правомерности расторжения контракта на основании несоответствия по качеству могут быть результаты экспертизы. В соответствии с 44-ФЗ, заказчик вправе привлекать экспертов с целью оценки качества товаров и услуг, и на основании экспертных заключений принимать решения о расторжении контракта.