Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Способы выражения сравнения. Способы выражения сравнения в поэзии С.А. Есенина

    Способы выражения сравнения. Способы выражения сравнения в поэзии С.А. Есенина

    Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.

    Задачи:

    1. Изучить теоретический материал, дать определение сравнения.
    2. Проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения.
    3. Выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения.

    Оборудование: раздаточный материал, презентация, справочная литература.

    ХОД УРОКА

    1. Учитель: Представьте, что вы смотрите в летнее небо и наблюдаете за проплывающими облаками. Они медленно плывут, постоянно меняя свои формы и удивляя вас своей белизной. Попробуйте назвать слово «облака» другими словами, которые в той или иной мере говорили о признаках и свойствах этого предмета. (слайд 1)

    Учащиеся называют различные ассоциации, связанные с облаками.

    Учитель: Скажите, чтобы так назвать облака, что вы делали? (Сравнивали, сопоставляли, находили общие черты)

    2. Учитель: Я никогда не устану повторять, как богат наш русский язык, какие неисчерпаемые возможности он имеет, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти. Задание с облаками я предложила вам неслучайно и сегодня мы изучим сравнение как одно из языковых средств выразительности. (слайд № 2)
    Скажите, как можно изучать? (Прочитать, спросить, наблюдать, проанализировать, сопоставить и т.д.)
    Я написала на доске возможные ваши действия. Вам не кажется, что все перечисленные вами действия можно отнести к одному виду деятельности? К какому, на ваш взгляд?

    3. Учитель: У каждого из вас есть карта исследования. На столах есть папки с материалами по исследовательской работе, которые вам помогут на занятии.

    Карта исследования

    Учитель: Мы уже не в первый раз исследуем средства выразительности, поэтому вам, думаю, не составит труда заполнить первые три позиции в карте.
    Проверяем: (слайды № 3, 4)
    Предположим, что сравнение имеет свои изобразительно-выразительные функции в речи (слайд № 5)
    Как вы думаете, какие задачи вам нужно будет выполнить, что бы добиться цели всей исследовательской работы. (слайд № 6)

    4. Работа в группах по изучению теоретического материала.

    Учитель: На ваших столах лежат разные источники, из которых вы можете взять для себя необходимый теоретический материал. Работаем в группах по следующему плану (слайд № 7)

    1. Внимательно прочитайте теоретический материал
    2. Найдите в тексте ключевые слова
    3. Ответьте на вопрос: «Что называется сравнением?»
    4. Обсудите определение в группе
    5. Сделайте общий вывод (определение, схема, схематический рисунок и т.д.)

    Выступление от групп (слушаем определения, схемы)

    5. Учитель: А сейчас займемся анализом текстов и выясним, какие способы выражение имеет сравнение.

    Работа в группах

    Задание группе № 1

    1. Ответьте на вопросы:
    1. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

    1. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
    2. Лицо у него было доброе, губы трубочкой.
    3. Разноцветным коромыслом в небе радуга повисла.
    4. А он всё заливался соловьём и слушать не хотел ничьих советов.
    5. И далёко меж курганов
    Темно-серою змеёй
    До бледнеющих туманов
    Пролегает путь домой.

    Задание группе № 2

    1. В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
    2. Ответьте на вопросы:

    3. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

    Примеры из текстов для анализа

    1. Как океан разверзлись небеса,
    И спит земля – и теплится, как море…
    2. С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.
    3. Горы, словно могучие великаны, окружили долину.
    4. Точно старушонки, накренились избы на бок.

    Задание группе № 3

    1. В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
    2. Ответьте на вопрос: При помощи каких слов происходит сравнение?
    3. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

    Примеры из текстов для анализа

    1. Подобно ласковому зверю метель во двор к нам забралась.
    2. Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.
    3. Огромные деревья похожи на лесных великанов.
    4. Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч

    Задание группе № 4

    1. Изучите теоретический материал
    2. Постройте схему «Основные способы выражения сравнения»
    3. Оцените ответы выступающих от 1, 2, 3 группы
    4. Сделайте вывод об основных способах выражения сравнения.

    Текст для изучения

    В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения. Эти способы относятся к лексическим, синтаксическим и морфологическим единицам. К основным, т.е. самым распространенным, принято относить три способа:

    1. Творительный падеж существительного (Варька тенью бродила по опустевшему двору.)
    2. Сравнительные обороты с союзами: как, будто, словно, точно (Белей, чем снеговые горы , идут на запад облака.)
    3. Сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий. (Ее любовь к сыну была подобна безумию .)

    6. Выступление групп:

    Выступление 1 группы (слайд № 8)

    Существует мнение, что сравнение в форме творительного падежа существительного произошло из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя, птицу, дерево, т.е. "оборачиваться" им. Вспомните героя русской народной сказки, который, ударившись о землю, оборачивается серым волком. Таким образом, форма творительного падежа была рождена определенным фантастическим содержанием.
    Уже в первых памятниках литературы эта форма сравнения получила довольно широкое распространение. Так, например, в «Слове о полку Игореве» мы слышим следующие строки: «Боян бо вещий, аще хотяше песнь творите, растекашился мысью по древу, серым волком по зимли, шизым селезнем под облакы…»
    Сравнения в творительном падеже достаточно распространены в разговорной речи: "слезы ручьем", "волосы копной", "мелькнул молнией".
    Сравнение в форме творительного падежа является характерной чертой устного народного творчества, но и в художественной литературе мы находим массу примеров использования этого средства выразительности.

    Выступление 2 группы (слайд № 9)

    Дополнительное сообщение учащихся:

    Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее, когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку. Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе, в частности, в поэзии.
    Исследователи отмечают, что сравнительные обороты чаще всего встречаются в произведениях Лермонтова, Есенина, Блока и Цветаевой.

    Выступление 3 группы (слайд № 10)

    Дополнительное сообщение учащихся:

    Сравнительные конструкции со словами подобный , похлжий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. «Гора похожа на медведя», «лает подобно собаке», «он похож на пугало».
    Однако и эта форма сравнения нашла свое место в художественной литературе. Чаще всего она встречается в произведениях Тургенева и Короленко.

    4 группа – группа экспертов оценит выступление первых трех групп.

    6. Учитель: А теперь нам предстоит определить роль сравнений в речи и сделать основной вывод. Для этого вы должны сравнить два текста, в одном из которых убраны все сравнения.

    Текст № 1. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро. Его окружали скалы, поднимающиеся вверх. На берегу расстилалась буйная зелень. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и отражалось в горном озере. Редкие облака медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

    Текст № 2. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро, похожее на большую серебряную чашу. Его окружали скалы, каскадами поднимающиеся вверх. Буйная зелень на берегу расстилалась изумрудным ковром. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую, как стекло, поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и, словно в зеркале, отражалось в горном озере. Редкие облака, как заблудившиеся путники, медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

    Группы сообщают предложения к основному выводу. Выступление от групп записывают на доске:

    Сравнение помогает более точно представить предмет или явление
    - сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы
    - речь становится более яркой и выразительной
    - сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны
    - сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи
    - сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.

    Записываем общий вывод

    7. Учитель: Я думаю, что наше сегодняшнее исследование может найти продолжение в следующих творческих работах:

    1. Сравнения в русских пословицах и поговорках.
    2. Роль сравнений в творчестве М.Ю. Лермонтова.
    3. Сравнения в разговорной речи молодежи.
    4. Развернутое сравнение, его роль в тексте. (слайд № 11)

    8. Учитель: А сейчас я бы хотела подвести итог нашему занятию. Предлагаю каждой группе написать сиквейны на тему «Сравнение» (слайд №12). Слушаем сиквейны.

    9. Домашнее задание :

    Индивидуальное задание

    1 уровень

    Найдите в тексте сравнения, укажите их способ выражения.

    1. Горит восток зарёю новой …
    2. …И дремлет, качаясь,
    И снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    3. Страсти в нем пылали подобно костру.
    4. Деревья склонились над ручьем и были похожи на большой зеленый шатер.
    5. Туча, словно большая черная птица, закрыла полнеба.
    6. Его слова прозвучали для меня приговором.

    2 уровень

    Дополните текст сравнениями.

    Солнце ____________________________ выкатилось из-за горизонта. На траве ____________________________ заблестели капли росы. Лес просыпался. Голоса птиц зазвенели ________________________. Вдруг слева от тропинки я увидел старое дерево. Оно было похоже на ______________
    ______________________.

    3 уровень

    Составьте текст (5-6 предложений) на тему «Зимний пейзаж», используя сравнения в разных его формах.


    Выражение реального сравнения Средства выраженияПримерыКомментарии КАКВ воскресенье, как обычно, они поехали за город. Жизнь её проходила не как у всех. Указывает на: а) реальное сравнение в общем виде; на сходство (несходство), подобие (не подобие) предметов, лиц, явлений; СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ + (ЧЕМ) Брат был младше сестры. Чехов ему нравился больше, чем Толстой. Французское искусство они знают лучше, чем английское. б) наличие признака или качества в большей или меньшей степени; КАК ИДжон, как и Ричард, приехал из Англии. Как и отец, сын стал строителем. в) подобие предметов и лиц по одному и тому же признаку; ТАКЖЕ КАК ИАндрей, так же как и остальные студенты, ездил на экскурсию в Дудутки. КАК… ТАК ИКак в будни, так и в праздники он вставал в 6 часов утра. г) полное сходство явлений и лиц.


    Выражение предполагаемого сравнения Средства выраженияПримерыКомментарии БУДТО (БЫ) КАК БУДТО (БЫ) КАК (БЫ) Птицы летали низко, будто (бы) перед дождём. Она двигалась медленно, как будто во сне. Он заговорил медленно, как бы нехотя. Указывают на приблизительное сравнение.


    В предложениях, выражающих сравнительные отношения, устанавливается подобие, тождество или сходство двух ситуаций. Сравнение может быть реальным (достоверным) или предполагаемым (недостоверным). В предложениях с реальным сравнением ситуация придаточной части представляется как достоверный факт объективной действительности или как общеизвестное явление: Груши были сладкие, как мёд. В предложениях с предполагаемым, нереальным сравнением придаточная часть называет явление, которое не существует в действительности. Это субъективное мнение говорящего, его личная интерпретация: Он говорил громко и торжественно, будто генерал на параде. Сравнение может быть выражено лексически. Наиболее часто употребляются выражения: - похож (-а, -е, -и) на + В.п. – указывает на сходство предметов и лиц: Девочка была похожа на свою старшую сестру. - напоминает + В.п. – указывает на отдалённое сходство: Своей формой здание напоминало Колизей.


    Другие сравнительные конструкции Средства выраженияПримерыКомментарии СЛОВНО (БЫ)От температуры тело горело, словно в огне. Она говорила тихо, словно по секрету. Указывает на значительное сходство явлений, предметов. ТОЧНО (книжное)У тебя руки холодные, точно лёд.


    Союз точно чаще всего используется при уточнении значения признака: Волосы на голове старика были тёмными и плотными, точно кошачья шерсть. Солнце медленно разгоралось в небе, точно пожар. Союз словно используется при сопоставлении предметов: Вода в реке была прозрачна, словно стекло. В городе было тихо, словно в глухом лесу. Союзы как и будто входят в состав многих сравнительных оборотов, ставших устойчивыми сочетаниями: Он молчал, будто в рот воды набрал. Сёстры были похожи, как две капли воды. Сообщение это прозвучало, как гром среди ясного неба. Писал он как курица лапой. С экзамена он вернулся мрачный как туча.

    краткое содержание других презентаций

    «Выразительные средства языка» - Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе. Дивный голос твой, низкий и странный. Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее. Какие средства выразительности использованы в следующих примерах. Тропы и фигуры. Налетели на мертвого жирные карандаши. Эпитет – яркое определение, признак предмета. Принцы мечтают о золушках-замарашках. Где начинается тщеславие, там кончается разум.

    «Средства языка» - Опишите состояние лирического героя. Изобразительно-выразительные средства языка. - Противопоставление. Перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. И снова. Синекдоха. Инверсия. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрыла листву. (С. Петросян). Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни). Что использует автор для усиления настроения?

    «Средства художественной выразительности» - Восточная мудрость. Эпитеты. Тайны словесного искусства. Образ зимы. Орлица. Художественный образ. Простор изображенной картины. Вспомните стихотворение. Изобразительно-выразительные средства языка. Закончить предложения. Служебное слово. Действие. Неодушевленные предметы. Воображение. Образы радости и печали. Картинная живопись слова. Месяц.

    «Средства выразительности» - Лексические средства выразительности речи. Широкое звездное небо. Три секрета выразительности русской речи. Работы учеников. Мудрым познанием жизни отзовётся слово британца. Лексические средства. Был прекрасный июльский день. Учиться хорошей речи надо долго и внимательно. Дитмар Эльяшевич Розенталь. А.И.Куинджи « Березовая роща» 1879.

    «Метафора в языке» - Метафора – поэтический прием. «Огненные» метафоры. Слово ВОЛНОВАТЬСЯ этимологически связано со словом ВОЛНА. Метафоры в русском языке. Метафоры в китайском языке. Теория метафоры. «Водная» и «огненная» метафоры. Метафоры эмоций человека в китайском и русском языке. Некоторые эмоции ассоциируются с представлениями об огне. Метафорические единицы. Различия в языке отражают различия в национальной ментальности.

    «Изобразительные средства языка» - Связь. Анафора. Сравнение. Способы сравнения. Эллипсис. Ирония. Тропы. Эпитет. Метафора. Градация. Гипербола. Эпифора. Изобразительно-выразительные средства языка. Умолчание. Параллелизм. Риторический вопрос. Изобразительные языковые средства. Антитеза. Метонимия. Сарказм. Условия выразительности речи. Повторение слов или оборотов. Слово, образно определяющее предмет. Многосоюзие. Синекдоха. Бессоюзие.

    Билет № 9

    Понятие о деепричастии.

    Признаки глагола и наречия у деепричастия.

    Деепричастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.

    Деепричастия образуются от глагола, имеют с ним общее лексическое значение. Но

    деепричастие имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является

    обстоятельством . Как правило, деепричастие можно заменить глаголом -

    сказуемым.

    Деепричастия отвечают на вопросы и др.

    Деепричастия образуются от глаголов при помощи суффиксов:

    -а- (-я-), -в, -вши, -ши : моргать – моргая, сидеть – сидя, поговорить – поговорив,

    проснуться – проснувшись, опереться – опершись.

    Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.

    Признаки глагола у деепричастия:

    1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными :

    1. возвратное: имеет суффикс – сь;

    2. невозвратное: не имеет суффикса – сь .

    2. Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида:



    1. несов. в. - отвечает на вопрос что делая ?

    2. сов. в. - отвечает на вопрос что сделав ?

    3. Деепричастия распространяются, как глаголы :

    Признаки наречия у деепричастия:

    1. Деепричастия - неизменяемые слова.

    2. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого

    и является обстоятельством .

    Правописание частицы НЕ с существительными,

    Прилагательными, наречиями.

    Правописание НЕ с существительными.

    1.Пишутся слитно с не имена существительные, которые без не не употребляются.

    2. Пишутся слитно с не имена существительные, которые в сочетании с не не .

    3.Пишутся слитно с не существительные, обозначающие лиц и выражающие качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления.

    4.Раздельно пишется не с существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчёркивается.

    Правописание НЕ с прилагательными.

    1.Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые без не не употребляются.

    2. Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые в сочетание с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не .

    3. Пишутся раздельно с не имена прилагательные, если имеется или подразумевается противопоставление.

    Правописание НЕ с наречиями.

    1.Пишутся слитно с не наречия, которые без не не употребляются.

    2. Пишутся слитно с не наречия на , которые в сочетание с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не .

    3. Пишутся раздельно с не наречия, если имеется или подразумевается противопоставление.

    4. Пишутся раздельно с не наречия на , если при них в качестве пояснительного слова стоит отрицательное наречие, начинающиеся с ни, либо сочетание далеко не, вовсе не, отнюдь не.

    5. Пишутся раздельно или слитно с не наречия на –о (слова категория состояния) типа нетрудно видеть- не трудно видеть; при утверждении они пишутся слитно, при отрицании – раздельно.

    Название частей речи Слитно Раздельно
    существительное 1) говоритьнеправду- можно заменить синонимом ложь; 2) какая неряха– не употребляется без НЕ говорить не правду, аложь -
    прилагательное 1) небольшой дом - можно заменить синонимом маленький; 2) невзрачный– не употребляется без НЕ 1) не большой, а маленький дом - есть противопоставление с союзом а ; 2) вовсе не равнодушный – ; 3) не синий, не стеклянный, не труднее- ◄ с прилагательными, обозначающими цвет, ◄ относительными и притяжательными прилагательными, ◄ с прилагательными в сравнительной степени.
    наречие 1) говорить негромко - можно заменить синонимом тихо , 2) писать небрежно – не употребляется без НЕ 1) говорить не громко, а тихо - есть противопоставление с союзом а; 2) ничуть не интересно - со словамивовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не

    Сравнение и способы его выражения.

    Всё познаётся в сравнении.

    Конфуций

    Сравнить – рассмотреть одно с другим для установления сходства или различия, сопоставить, соотнести, отличить, уловить. Сравнения относят к средствам художественной изобразительности – это троп .


    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь , она завоет,
    То заплачет, как дитя ,

    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый ,
    К нам в окошко застучит.


    Сравнения в этом тексте: “как зверь ”, “как дитя ”, “как путник запоздалый ”.

    Зверь – признак ярости, озлобления, бешенства.

    Дитя – признак игривости, непредсказуемости, нежности, крикливости.

    Путник – признак неожиданности, внезапности появления.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    г. Владимира

    «Средняя общеобразовательная школа № 32»

    «Способы выражения значения сравнения в русском языке»

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Класс : 9

    Тема : Способы выражения значения сравнения в русском языке

    Учебник: Русский язык: Учебн. Для 9 класса общеобраз. учрежд./ и др. Под ред. , . – 6-е изд., стереотипн.

    Цели: обучающие 1)определить, какими способами в языке выражается

    значение сравнения; 2)научить пользоваться приёмом синонимической замены; 3) повторить знаки препинания при сравнительном обороте, а также случаи, когда сравнительный оборот является частью сказуемого;

    развивающие 1) развитие речи учащихся, их творческих способностей;2) развитие умения обобщать и анализировать;3) развитие творческого воображения;

    воспитывающие 1) воспитание любви к родному языку, к Родине.

    Ход урока.

    1. Актуализация знаний учащихся. Определение темы и задачи урока.

    Слово учителя: сегодня на урок я принесла зимние фотоэтюды. Какое настроение создают эти картины русской природы? А какое стихотворение мы вспоминаем, глядя на фотографию березы, покрытой инеем? (Дети вспоминают стихотворение С. Есенина «Берёза».)

    Работа с отрывком.

    Белая берёза под моим окном

    Принакрылась снегом, точно серебром.

    На пушистых ветках снежною каймой

    Распустились кисти белой бахромой.

    (С. Есенин)

    Какие средства выразительности вы нашли в этом отрывке? (Сравнения)

    Итак, сегодня на уроке мы поработаем над сравнением. Тема урока «Способы выражения значения сравнения в русском языке». Сегодня на уроке мы выясним, какие языковые конструкции используются в речи, чтобы сопоставить, сравнить один предмет или явление с другим.

    2.Лабораторная работа.

    Проанализируйте примеры, заполните пустую графу таблицы.

    Способы выражения значения сравнения

    Пример

    Улыбнуться по-детски, двигаться по кошачьи, прыгать по-лягушачьи.

    Змейкой мчится по земле белая позёмка. (С. Маршак)

    Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

    (С. Горбатов)

    Цветы последние милей

    Роскошных первенцев полей.

    Они унылые мечтанья

    Живее пробуждают в нас.

    Так иногда разлуки час

    Живее сладкого свиданья.

    (А. Пушкин)

    На ветках берёз, как алмазы,

    Горят капли сдержанных слёз.

    (С. Есенин)

    Тяжелый снег, крутясь,

    Закрыл бессолнечную высь,

    Как будто сотни белых крыл

    Бесшумно пронеслись.

    (В. Тушнова)

    Вывод: значение сравнения в русском языке выражается наречием образа действия, сочетанием глагола и существительного в тв. падеже, сочетанием формы сравнительной степени прилагательного и существительного, сравнительным оборотом, СПП с придаточным сравнения.

    3. Тренировочные упражнения.

    № 142 (устно) , № 143 (письм.)

    4. Пунктуация при сравнительных оборотах.

    2) Творческое задание «Я начну, а ты продолжи».

    Добавь словечко: Снег будто…На березах иней словно… Снежинки точно…

    Преобразуйте получившиеся предложения сначала в предложения со сравнительным оборотом, затем в СПП с придаточным сравнения.

    Какая языковая конструкция наиболее полно и ярко выражает значение сравнения в русском языке? Какова роль сравнений в художественной речи?

    3)Игра «Соревнование с поэтом».

    Художественная сила сравнений как выразительного средства речи находится в прямой зависимости от неожиданности, новизны. Наше воображение не поразит сравнение румянца с розой, голубых глаз с небом, седых волос со снегом.

    Посоревнуйтесь с поэтом и придумайте свое неожиданное сравнение.

    Был он рыжий, как…

    Рыжий, словно…

    Вот что придумали дети:

    Был он рыжий, как лисички на поляне,

    Рыжий, словно солнышко в стакане.

    Был он рыжий, как бельчонок на суку,

    Рыжий, словно подосиновик в лесу.

    Был он рыжий, как осенние леса,

    Рыжий, словно хитрая лиса.

    А у поэта Роберта Рождественского было так:

    Был он рыжий, как из рыжиков рагу,

    Рыжий, словно апельсины на снегу.

    4.Обобщение, подведение итогов урока.

    5.Домашне задание : Расставьте знаки препинания в стихотворении М. Цветаевой, которое состоит из одного сложного предложения.

    Моим стихам написанным так рано

    Что и не знала я что я поэт

    Сорвавшимся как брызги из фонтана

    Как искры из ракет

    Ворвавшимся как маленькие черти

    В святилище где сон и фимиам

    Моим стихам о юности и смерти

    Нечитанным стихам

    Разбросанным в пыли по магазинам

    Где их никто не брал и не берет

    Моим стихам как драгоценным винам

    Настанет свой черед.