Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Статский советник погоны. Петр I своим указом утвердил «Табель о рангах

    Статский советник погоны. Петр I своим указом утвердил «Табель о рангах

    "Табель о рангах" царской России (1722-1917) предсталяет собой закон о порядке несения в Российской республике и Российской империи, в нем указано также соотношение по старшинству различных чинов и последовательность, в которой осуществляется чинопроизводство.

    Утверждена она была Петром I в январе 1722 года и просуществовала вплоть до ноября 1917 года с многочисленными изменениями. На некоторых территориях, подконтрольных казачьим и белому правительствам, ее действие сохранилось вплоть до октября 1922 года. Закона "Табель о рангах" Российской Федерации не существует.

    История создания

    Царь Петр деятельно участвовал в создании и редактировании данного закона, основу которого составляют заимствования из списка чинов прусского, французского, датского и шведского королевств. Петр, собственноручно внеся поправки в черновой проект, подписал его в 1721 году, однако перед опубликованием велел внести этот закон на рассмотрение Сената.


    Содержание "Табели о рангах" царской России, кроме Сената, рассматривалось также в Адмиралтейской и Военной коллегиях, где был сделан целый ряд замечаний о том, как разместить по рангам чины, об окладах жалования, а также о введении древних русских чинов в табель и об устранении пункта, посвященного штрафам за занятие места, которое было выше соответствующего ранга, в церкви. Все данные пункты были, однако, оставлены без дальнейшего рассмотрения в законе "Табель о рангах" (Российская империя). В составлении окончательной редакции принимали участие члены Сената Брюс и Головкин, а также Дмитриев-Мамонов и Матюшкин - генерал-майоры.

    "Табель о рангах": как служили государству в царской России


    24 января 1722 года царь утвердил документ. Все чины отныне подразделялись на следующие три типа: статские, военные и придворные. Они также включались в 14 различных классов.

    "Табель о рангах" в насчитывала в общей сложности 263 должности, но затем из нее некоторые упразднились, а в конце 18 века исчезли совсем.

    Потомственное дворянство

    14-й класс (фендрик, а позднее, с 1730 года, прапорщик) давал человеку право на потомственное дворянство, которое в гражданской службе приобреталось по достижении восьмого класса (чин коллежского асессора), а 14-й (то есть коллежский регистратор) право предоставлял только на дворянство своего носителя.

    Потомственное дворянство по Манифесту, изданному 11 июня 1845 года, приобреталось вместе с производством в 8-й класс (которому соответствовал штаб-офицерский чин). Рожденные до того, как их отцы его получили, дети представляли особую категорию. Их называли обер-офицерскими детьми. При этом одному из них могло быть предоставлено потомственное дворянство по ходатайству отца.

    Изменения, произошедшие в дальнейшем в "Табели о рангах"


    В декабре 1856 года ограничил Александр II своим указом подданными потомственного дворянства чином полковника (это 6-й класс), а на гражданской службе - 4-го класса.

    Как вы видите, первоначальный вариант, который имела "Табель о рангах" в царской России, менялся в результате реформ на протяжении почти двух столетий. Ряд гражданских должностей превратился в названия гражданских чинов, независимо от реальных обязанностей их представителей.

    Упраздненные названия

    Например, названия "коллежский асессор", "коллежский секретарь", "статский советник", "коллежский советник" сначала означали должность, которую исполнял член совета с решающим и совещательным голосом, секретарь коллегии, а также президент "статской" коллегии. Председатель надворного суда именовался "надворный советник". В 1726 году вышеупомянутые суды были упразднены, а название чина оставалось вплоть до 1917 года.

    "Табель о рангах" в царской России давала возможность талантливым людям, представителями низших сословий, выдвинуться, в том числе получить дворянство.

    Разделение чинов

    Чины делились на (до 9 класса, то есть чина титулярного советника/капитана включительно) и генеральские. Особо выделялись чины первых двух классов (высшего генералитета). Им полагалось свое обращение: для обер-офицеров - "ваше благородие", штаб-офицеровов нужно было именовать - "ваше высокоблагородие", генералов - "ваше превосходительство", а представителей первых двух классов - "ваше высокопревосходительство".

    Особняком стояли чины 5 класса (статского советника/бригадира), не причисляясь ни к генеральским, ни к офицерским, им полагалось обращение следующее - "ваше высокородие".

    Чины, хотя это отдельно не оговаривалось, давались исключительно мужчинам. Жены поступали в соответствующий их мужьям ранг, а незамужние девушки считались несколькими рангами ниже, чем их отцы. Также вводилось правило, согласно которому за требование мест и почестей выше своего чина во время официальных собраний и публичных торжеств полагался штраф, который равнялся двухмесячному жалованью этого человека, из которых 2/3 денег должен был получить доноситель. Этот же штраф предусматривался за уступку лицу низшего ранга своего места. Ливрея, экипаж, образ жизни - все должно находиться в соответствии с занимаемым чином.

    Предпочтение военных чинов Петром I


    Петр I, подчеркивая во всем предпочтение перед статскими военных, не хотел устанавливать для лиц, находящихся на гражданской службе, соответствующих чинов первого класса. Но, поддавшись уговорам Остермана, приравнял из соображений дипломатического престижа чин канцлера (главы некоторого дипломатического ведомства) к нему.

    Чин тайного советника I класса был установлен лишь впоследствии. Предпочтение Петра выразилось еще и в том, что если в армии с чином 14 класса достигалось потомственное дворянство, то в статской службе - лишь со званием коллежского асессора (8 класс, штаб-офицерский ранг). Начиная с 1856 года для этого нужно было получить генеральский ранг, то есть стать действительным статским советником.

    Показателен в этом отношении также довольно низкий ранг (даже не генеральский), который имел президент коллегии "статской", то есть министр, по европейским понятиям.

    В дальнейшем министры получали чины тайного советника и действительного тайного советника.

    Влияние на дворянство и общество

    При введении данного закона древние чины (окольничьи, бояре) формально не были упразднены, но с тех пор прекратились назначения их. "Табель о рангах" оказала большое влияние на исторические судьбы дворянства, а также на служебный распорядок. Лишь личная заслуга стала единственным регулятором служебного положения. Порода, "отеческая честь" потеряла всякое значение в этом отношении. В этом состоит главное историческое значение такого документа, как "Табель о рангах" в царской России.

    От придворной и была отделена военная. Приобретение дворянства пожалованием монарха, личным достижением было узаконено. Это повлияло в целом на демократизацию дворянства, закрепление его служилого характера, а также разделение этого класса на новые группы - личного и поместного.

    Чин низшего класса в военной службе (14 класс, фендрик, а позднее, с 1730 года - прапорщик) сразу же предоставлял право на приобретение дворянства для всех потомков. Позднее, Манифестом 1845 года, его стал давать лишь 8 класс, а в гражданской службе - 5-й.

    Введение


    «Табель о рангах» представляет собой не просто исторический документ, некогда выпущенный в России и служивший основой для классификации и регламентации государственных служащих, но и основой для дальнейшего развития важнейшей идеи о рациональной регламентации государственного управленческого аппарата.

    «Табель о рангах» - закон о порядке государственной службы в Российской Империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление «Табели о рангах» стало важной вехой в развитии государственной службы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения.

    Важность изучения «Табели о рангах» и ее роль в Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что она, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.

    Целью данной работы является изучение «Табели о рангах», принятой Петром I.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    выявить предпосылки создания «Табели о рангах»;

    изучить историю создания;

    рассмотреть ее особенности.


    1. Предпосылки принятия «Табели о рангах»


    В начале своего царствования, Петр I столкнулся с медлительной, нерешительной бюрократией - боярской думой и приказами. Деятельность приказов и боярской думы была запутанной и малоэффективной для продуктивного управления страной. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами - крепостниками. Такое положение дел привело к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни.

    Для выполнения выше перечисленных задач Петр I провел много государственно-административных реформ (рисунок 1).


    Рисунок 1 - Государственно - административные реформы Петра I


    Важнейшим итогом и, вместе с тем, законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая «Табель о рангах» (1722г.).

    Таким образом, в основе причин издания «Табели о рангах» лежали потребности социально-политического характера. С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, а вместе с тем - создание особой, профессионально, социально и корпоративно выделенной группы государственных служащих. С другой стороны - усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти (когда юридический инструментарий ее политики приобретал системообразующее значение в создании государственных управленческих структур) и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха и главного источника права, которые должны были выполняться всеми подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии.


    2. История создания «Табели о рангах»


    История разработки этого важнейшего документа отражает опыт законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения.

    Разработка Табели продолжалась около трех лет - с конца сентября 1719 г. До утверждения Петром I окончательной редакции 24 января 1722 г. С.М. Троицкий, подробно изучавший историю подготовки этого документа, выделил четыре этапа работы над ним:

    Подготовка первой редакции Табели в Коллегии иностранных дел А.И. Остерманом (конец сентября 1719 г. - октябрь 1720 г.).

    Создание второй редакции проекта Петром I (январь 1721 г.).

    Обсуждение второй редакции «Табели о рангах» в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях (февраль - октябрь 1721 г.).

    Завершение Сенатом окончательной редакции «Табели о рангах» (январь 1722 г.).

    Считается, что основным разработчиком Табели был А.И. Остерман.

    Источниками Табели послужили сведения о чинах в Австрии, Англии, Венеции, Дании, Испании, Речи Посполитой, Пруссии, Франции и Швеции. При этом особое внимание уделялось соотношению чинов военной, придворной и гражданской служб.

    Наибольшее влияние на подготовку «Табели о рангах» оказали законодательства Пруссии, Дании и Швеции. Причиной этого стала близость политического и социально-экономического развития России и скандинавских государств. Система шведских чинов содержалась в уставах короля Карла XII 1696 и 1705 г.г. В этих документах содержался перечень военных, морских и гражданских чинов, содержащий 40 рангов. За перечнем помещались 5 статей, в которых излагались основные принципы чинопроизводства. Правом выдачи патента на чин обладал лишь король.

    Датская система чинов закреплялась регламентами короля Христиана V 1699 г. и его сына Фредерика IV 1717 г. 103 чина датского королевства были разбиты на 9 классов (степеней) дворцового, военного и государственного управления. Интересным отличием от других европейских документов было то, что в этих регламентах были перечислены женские ранги. В пяти статьях, следовавших за росписью чинов и рангов, содержалось принципиально важное постановление потомственного дворянства лицам, дослужившимся до должности трех высших степеней.

    Таким образом, видно, что шведские уставы и датские регламенты имели сходную структуру текста: вначале систематизированный перечень чинов, затем статьи, устанавливающие принципиальные нормы чинопроизводства в государстве. Структура проекта «Табели о рангах» была аналогичной.

    Из «Королевского прусского учреждения о степени» 1705 г. А.И. Остерман позаимствовал наименование придворных чинов, так как быт царского двора тоже европеизировался.

    Кроме зарубежных источников при подготовке нового закона учитывались и уже принятые российские законы. К моменту составление проекта Табели уже в основном сложилась номенклатура российских гражданских чинов. Указ Сенату от 11 декабря 1717 г. «О штате коллегий и времени открытия оных» содержал «Реестр людям в коллегиях», где назывались должности президентов, вице-президентов, советников, асессоров, секретарей, нотариусов, актуариусов, регистраторов, рентмейстеров, переводчиков. В «Инструкции или наказе воеводам» в январе 1719 г. содержался подробный перечень должностей губернского управления. В Генеральном регламенте перечислялся не только штат канцелярских служащих, но и определялись их должностные обязанности. Таким образом, свыше 90% названий должностей государственного управления, включенных в проект, уже были обозначены в официальных документах.

    Проект, составленный А.И. Остерманом, включал две части: «Объявление о рангах» и пояснение к нему из 14 статей. Автор не включил в проект воинские и морские чины. Всего вошли назначения 147 должностей придворного (44) и гражданского (103) штатов. При этом важно отметить, что среди цивильного штата преобладали должности нижнего и среднего звена чиновничества (80 из 103). В «Объявлении» были подробно перечислены должности секретарей, актуариусов, архивариусов, переводчиков, нотариусов, камериров, канцеляристов, копиистов, вахмистров.

    Статьи во многом повторяли содержание шведских, датских и прусских источников, но были уточнены и отредактированы.

    В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I. в результате работы царя в январе - феврале 1721 г. возникла новая редакция, существенно отличавшаяся от первоначального проекта. Прежде всего, это было связано с необходимостью введения в Табель армейских и морских чинов. Петр не согласился с тем, что в проекте на первом месте стояли придворные штаты, что принижало гражданскую службу. Включив в Табель воинские чины, Петр I поставил гражданские и придворные чины в зависимость от их системы

    Отдельные изменения и дополнения были внесены в статьи. Наиболее существенным дополнением стало увеличение количества рангов, дающих право на потомственное дворянство. Он распространил его на чиновников 7-го и 8-го классов. Петр стремился привлечь молодых людей к государственной службе, сделать ее престижной. Это решение открывало возможность вступления в состав привилегированного сословия выходцам из низших социальных слоев.

    Кроме того Петр I вводит новую статью, подтверждающую именной Указ от 16 января 1721 г. о получении потомственного дворянства лицам, дослужившимся до первого обер-офицерского чина. Этим закреплялся приоритет военной службы над гражданской. В армии потомственное дворянство получали с14-го ранга, а в гражданских учреждениях - с 8-го. Чиновники 14 - 9-х классов получали личное дворянство.

    Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему большое значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табеле были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

    Параллельно с обсуждением в Сенате и коллегиях Петр I продолжал работать над проектом и подготовил несколько вариантов крайне важной статьи закона устанавливающей порядок чинопроизводства дворян на штатской службе в зависимости от выслуги и образования. Она логически продолжала нормы, введенные Генеральным регламентом в статье «О молодых людях для обучения при канцелярии». Здесь четко прослеживалась мысль о невозможности усвоения тонкостей управленческого мастерства, минуя обучение в канцелярии. Обучение канцелярской работе, последующая работа в государственных учреждениях провозглашались достойными даже для представителей знатных дворянских семей. Необходимость привлечения квалифицированных кадров в гражданскую службу требовала создания новых стимулов. Это послужило причиной подготовки статьи об организации подготовки дворян к государственной службе в гражданских учреждениях.

    После внесения необходимых изменений с учетом мнений Сената и коллегий в январе 1722 г. проект был вынесен на окончательное обсуждение в Сенат. Петр активно участвовал в обсуждении.Вероятно, именно ему принадлежит авторство окончательного заголовка закона, достаточно пространного, но максимально отражающего его суть: «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины, те имеют по старшинству вступления в чин между собою, однако же воинские выше прочих, хотя бы старее кто в том классе пожалован был».

    Итак, издание «Табели о рангах» явилось результатом напряженной, более чем двухлетней законотворческой работы. Она проводилась под руководством и при непосредственном участии Петра I. Были привлечены наиболее значительные фигуры, влияющие на внутреннюю и внешнюю политику страны.


    3. Описание «Табели о рангах»


    Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, флотские), гражданские и придворные.

    Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

    За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; одна треть штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

    Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

    Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.

    Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

    Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина.

    Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.

    Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

    Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».

    Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже14-йкласс «Табеля» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином8-гокласса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора -14-йкласс - давал право лишь на личное дворянство).

    Место чина в служебной иерархии связано было с получением (или неполучением) многих реальных привилегий. По чинам, к примеру, давали лошадей на почтовых станциях.

    При получении лошадей на станциях существовал строгий порядок: вперед, без очереди, пропускались фельдъегеря со срочными государственными пакетами, а остальным давали лошадей по чинам: особы I-III классов могли брать до двенадцати лошадей, с IV класса - до восьми и так далее, вплоть до бедных чиновников VI-IX классов, которым приходилось довольствоваться одной каретой с двумя лошадьми.

    По чинам же в XVIII веке слуги носили блюда на званых обедах, и сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.

    В качестве внешнего элемента, объединяющего все виды службы, были мундир и шинель (в зимнее время). При этом чиновников разных ведомств можно было различить и по пуговицам, и даже «с изнанки»: сановники первых пяти классов имели цветную подкладку шинелей, цвет которой зависел от ведомства: в телеграфном - желтая, путейском - зеленая, внутренних дел - красная и т.д. Существовало семь вариантов форменной одежды - летняя, дорожная, будничная, особая, обыкновенная, праздничная и парадная - и подробное расписание, что в какие дни надлежит носить. Ношение мундиров было обязательным. Помимо перечисленного Петр I установил даже то, что первые пять чинов должны приобретать материал для мундира по четыре рубля за аршин, следующие три по три рубля, остальные - по два рубля.

    Представим «Табель о рангах» в таблице 1.


    Таблица 1 - «Табель о рангах»

    Существовали также следующие военные чины и звания:

    Военные чины выше табели о рангах: генералиссимус

    Воинские звания ниже табели о рангах:

    Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).

    Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.

    Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).

    Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

    «Табель о рангах» представляет собой некую пирамиду чинов или как ее еще называют «лестница чинов». Покажем это на рисунке 2.

    графический аналогия табель ранг

    Рисунок 2 - Графическая аналогия « Табеля о рангах»


    Из рисунка 2 видно, что у пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов» отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала» вплоть до 14-го уровня вниз. Это соответствует уровням - от первого высшего - Канцлера (штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го низшего уровня - Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика (военная должность). С увеличением «номера» должности в «Табеле о Рангах» - растет и количество носителей данной должности.


    4. Эволюция «Табели о рангах»


    Потомки Петра отошли от его замысла. После смерти Петра I старинные роды восстановили свои утраченные позиции, к концу царствования Петра II кумовство расцвело снова.

    Быть дворянином стало очень выгодно. Помимо статуса, дворянство давало множество привилегий. Право владения имением и крепостными (до 1861 года). Свободу от обязательной службы (в 1762-1874 была введена всесословная воинская повинность). Свободу от земских обязанностей (до второй половины 19 века). Право получения образования в Пажеском корпусе, Императорском Александровском лицее, Императорском училище правоведения. Право ношения шпаги. Титул «Ваше благородие». Право иметь родовой герб. С 1785 по 1863 году дворян нельзя было подвергать телесным наказаниям.

    Дворяне получали одну льготу за другой:

    с 1731 помещики собирали подушную подать с крепостных;

    манифест Анны Иоанновны от1736 года ограничил срок службы дворян 25 годами;

    с 1746 года Елизавета Петровна запретила всем, кроме дворян, покупать крестьян и землю;

    в 1754 году учрежден Дворянский банк, который выдавал кредиты до 10 000 рублей (огромнейшие по тем временам деньги) под 6 процентов годовых;

    18 февраля 1762 года Петр III подписал Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству - и освободил его от обязательной службы. В течение 10 лет после Манифеста из армии в отставку вышло 10000 дворян;

    в 1775 году Екатерина Великая передала власть на местах дворянству, введя должность уездного предводителя;

    «Жалованная грамота дворянству» от 21 апреля 1785 года окончательно освободила дворян от обязательной службы и сформировала дворянское самоуправление на местах. Дворяне стали отвечать за набор рекрутов и сбор налогов с крестьян. Но, самое главное, было введено самоуправление на местах, и оно стало сословным.

    Поэтому быть дворянином было выгодно во всех отношениях. К концу царствования Екатерины Великой идея «Табеля о рангах» была сведена на нет. Манифест от 11 июня 1845 года внес в Табель поправку: только 8-й чин (майор, до которого было очень тяжело дослужиться) мог дать военному потомственное дворянство.

    Указ от 9 декабря 1856 года сделал получение потомственного дворянства личными достижениями фактически невозможным: теперь потомственным дворянином становился лишь тот, кто дослужился до 6-го класса воинской службы (полковник, простому человеку стать им было нереально) или до 4-го класса гражданской (действительный статский советник: не дворянин им стать не мог). В 1917 году Табель перестал существовать.

    В 2003 году был принят Федеральный закон «О системе государственной службы в РФ». Он также включает в себя три вида «государевой службы»: военную, правоохранительную, федеральную государственную гражданскую.

    В современной российской армии тоже 14 званий - негласная традиция петровской Табели о рангах. В Советской армии в 1943 году были введены погоны и воинские звания - их также было 14.

    В правоохранительной службе (в разных ее ведомствах) - от 10 до 16 чинов.

    В федеральной государственной гражданской службе (с 2005 года) - 15 чинов.

    Так что и в наше время существует Российская «Табель о рангах», унаследовавшая форму закона Петра Великого.


    Заключение


    «Табель о рангах», является особым правовым явлением в истории России. При создании документа разработчики опирались на русскую практику, челобитные (просьбы-предложения разных органов и лиц) и иностранное законодательство. Если Судебники 1497 и 1550 г.г. были сугубо русским творением, основанным на традициях, идущих от Русской Правды и более древних источников, то Табель представляет документ, составленный на базе изучения и заимствования опыта законодательства европейских абсолютистских государств. Однако именно анализ русского опыта организации государственной службы при составлении «Табеля о рангах» стоял на первом месте.

    Принятие «Табели о рангах» имело следующие последствия:

    в формировании государственного аппарата утвердилось бюрократическое начало, приоритет составляли профессиональные качества, личная преданность, выслуга, вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти и руководства в деятельности точными предписаниями закона, регламента, инструкции;

    в работе государственных органов появились требования к профессионализму, специализации, нормативности; оформился принцип выслуги как ступни карьеры служащего;

    были выделены военная, гражданская и придворная службы, при этом все обязаны были служить императору, и даже придворная служба, вызванная исключительно потребностями императора и членами его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству.;

    подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом степень квалификации служащих определялась не только чином, но и специальным образованием.

    Формирование единой государственной службы способствовало укреплению Российского государства, стало условием и фактором ее дальнейшего существования, укрепления и развития.

    Таким образом, сложно преувеличить то значение, которое оказала «Табель о рангах» на формирование гражданского управления в целом. В настоящее время существуют тарифные сетки, которые по форме и содержанию информации перекликаются с документами, созданными почти триста лет назад.


    Список использованных источников


    1. Административные Реформы Петра I: ote4estvo.ru

    История развития государственной службы в России: panov.in

    Как Петр I боярам свинью подложил: pravda.ru

    Кречетников А. «Вертикали власти» - 290 лет: bbc.co.uk

    . «Табель о рангах» и его значение: 0zd.ru

    . «Табель о рангах» Петра I: teachpro.ru

    . «Табель о Рангах» царя Петра I в матрице Мироздания: amenra.ru

    04.02 - Петр I ввел «Табель о рангах»: e-teatch.ru

    ено н


    Заказ работы

    Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
    Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

    Табель о рангах – первый российский государственный закон, регламентирующий старшинство чинов и порядок чинопроизводства. Этот документ с определенными изменениями около двухсот лет определял чинопроизводство в Российской империи.

    Петровский табель о рангах

    Подготовка законопроекта велась с 1719 года. В процессе петровских реформ многократно увеличилось количество новых должностей в госаппарате и армии, которые требовалось довести до каждого. Закон не определял, что именно входит в понятие «чин», из-за чего историки могут рассматривать его и как определенную должность, и как часть системы чинопроизводства.

    Изначально закон составлялся на основе аналогичных «расписаний» ряда европейских королевств. В редактировании чернового законопроекта принимал участие император. После подписания проекта в феврале 1721 года, он передал его на рассмотрение в Сенат, Адмиралтейскую и Военную коллегии. Чиновники предложили собственные замечания, касающиеся распределения чинов, окладов, древнерусских чинов и т.д., однако, практически ни одно замечание не было учтено.

    Дата принятия табеля о рангах – 24 января 1722 года. В этот день Петр I окончательно утвердил в окончательной редакции закон о государственной службе. В нем оговаривалось старшинство отдельных чинов, порядок их получения и т.д. Каждый чин мог относиться к одной из трех категорий:

    1. Военная.
    2. Придворная.
    3. Статская, т.е. гражданская.

    Всего выделялось 14 классов. За каждым классом был закреплен определенный чин. По традиции военные чины считались выше остальных. Военные в первую очередь могли претендовать на достижение высшего дворянства.

    Как пример, 14 класс военного типа (до 1730 года – фенрик, дальше – прапорщик) обеспечивал дворянство своему владельцу и его потомкам. Гражданским служащим для приобретения потомственного дворянства нужно было дослужиться до коллежского асессора (относившегося к 8 классу). В низшем классе они получали личное дворянство.

    Считалось, что табель о рангах 1722 г. помогает выдвинуться и людям из простонародья, если у них есть особые склонности или таланты. Государственные служащие, дослужившиеся до 8 ранга или выше, причислялись к старшему дворянству, в том числе если причисляемые относились к «низкой породе». Потомственное дворянство распространялось лишь на детей, рожденных после получения определенного чина. Если после получения у дворянина детей не рождалось, он мог просить, чтобы потомственное дворянство было пожаловано любому из ранее рожденных детей.

    Все чины имели свое деление:

    1. Обер-офицерские. В группу входили все чины до 9 класса включительно, т.е. до титулярного советника или капитана. Для многих это был предел: восьмой ранг давал право на потомственное дворянство, а туда могли попасть не все.
    2. Штаб-офицерские – с 8 по 6 классы. Отдельно стояли статские советники и бригадиры, выделявшиеся и из офицерских, и из генеральских рангов.
    3. Генеральские – 3-4 классы.
    4. Отдельно выделялись высшие чины, относившиеся к 1 и 2 классу. Изначально Петр I не собирался выделять эти ранги для гражданских лиц, предпочитая военных. Поддавшись уговорам графа Остермана, он ввел 1 класс и приравнял к нему чин канцлера.

    До 6 ранга включительно дослужиться (теоретически) мог каждый. Законом предусматривался срок выслуги, после которого чиновник мог претендовать на следующий чин. Начиная со статского советника, производство в чины зависело исключительно от императора.

    Дальнейшие изменения в табеле о рангах

    За последующие два века табель о рангах Петра I неоднократно реформировался. Так, в 1845 году был издан манифест, согласно которому гражданские лица могли претендовать на потомственное дворянство лишь с 5 класса, на личное – с 9, остальные могли быть почетными гражданами. Этот же манифест определил потомственное дворянство для военных с 8 класса. Начальные чины для военных теперь обеспечивали лишь личное дворянство.

    Еще одним указом, повлиявшим на табель, был один из первых законов Александра II, изданный в 1856 году. Этот указ повышал планку для получения потомственного дворянства. Гражданские служащие получали его на уровне 4 ранга, военнослужащие – начиная со звания полковника (6 класс).

    Видео о табеле о рангах Петра I

    Помимо этого постоянно вносились небольшие изменения. Менялись названия старых чинов, вводились новые, изменялся порядок старшинства. К примеру, чин надворного советника до 1745 года относили к 8 классу, после – к 7.

    Значение табеля о рангах

    Узнать, как в Российской Империи относились к представителям разных чинов, можно в произведениях классиков. Например, коллежского регистратора в одном из рассказов Лескова называли «Чин «Не бей меня в рыло»».

    В целом, значение введения табели о рангах было достаточно велико:

    • Этот закон фактически ликвидировал старинные чины, такие, как окольничьи или бояре. Они не ликвидировались официально, однако, пожалования данными чинами больше не было.
    • Впервые была отдельно выделена военная служба. Впервые был узаконен способ приобретения личного и потомственного дворянства. Это в конечном счете привело к расслоению дворянства на древнее, потомственное и личное.
    • Значение табели о рангах состояло и в том, что он выстраивал достаточно четкую бюрократическую систему. Основным регулятором получения определенного чина становилась личная выслуга.
    • На получение чина влияло и образование претендента. Человек с высшим образованием мог быть в том же ранге, что и опытный чиновник после 30 лет безупречной службы, поднимавшийся по рангам постепенно.

    Несмотря на то что в последующие два века в табель многократно вносились изменения и дополнения, данный законодательный акт использовался до последних дней Империи. В ноябре 1917 года все старые чины были упразднены. На некоторых территориях, бывших под контролем белых и казаков, табель сохранялась до 1922 года.

    Как Вы считаете, каково историческое значение принятия табеля о рангах? Поделитесь своим мнением в

    Законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения государственной службы. Издан Петром I в 1722. При царском дворе и в гражданских государственных учреждениях до 1722 существовали традиционные русские чины (бояре,… … Политология. Словарь.

    Список чинов (по степени важности) военного, гражданского и придворного ведомств. Установлен указом (1722) российского императора Петра 1 о порядке государственной службы. Иносказательно: сравнительная оценка заслуг в определенной сфере… … Словарь крылатых слов и выражений

    Роспись чинов, которыми последовательно награждаются лица, состояния на государственной службе, военной или гражданской; табель о рангах устанавливала первоначально 14 классов старшинства, но с течением времени некоторые были уничтожены. Полный… … Словарь иностранных слов русского языка

    Законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские),… … Большой Энциклопедический словарь

    Законодательный акт в России XVIII XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и… … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    ТАБЕЛЬ, я, мн. и, ей и (разг.) я, ей, м. и (устар.) ТАБЕЛЬ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издана Петром I в 1722. Устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трём видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные.… … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 2 иерархия (7) система подчинения (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Табель о рангах - в России в XVIII 1 й половине XIX в. закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан 24.01.1722 г. правительством Петра I. Введение Т.о.р. было одной из важнейших реформ Петра I, направленных на дальнейшее укрепление дворянской… … Энциклопедия права

    Табель о рангах - ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, в России законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками и военными. Издан Петром I в 1722. Устанавливал 14 рангов (1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), гражданские и придворные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Книги

    • Табель о рангах , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. С пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статьям сверх…
    • Табель о рангах , . С пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статьям сверх положенных в Табели о рангах в классах чинов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

    Каждый человек, вне всяческих сомнений, знает насколько подвижнический путь свершил один из самых революционных русских царей, знаменитый Петр первый, прозванный в народе Великим. Его главной задачей было реформировать не только политическую жизнь собственной державы, но ее социальный уклад. Этот умный и сильный человек считал, что Россия чрезвычайно сильно отстает в развитии от Запада, и был в некотором роде прав. Нужно было срочно что-то предпринимать, и после проведения посольства, им было окончательно решено в корне изменить, сломать и переделать государственный уклад, складывавшийся столетиями до этого. Повсеместное и обязательное введение табели о рангах сделало свое дело, и Петр мог удовлетворенно потирать руки, но ему показалось этого мало, ведь провести в жизнь какую-либо инновацию в России, это тяжелый и неблагодарный труд, но стоит поговорить обо всем по порядку.

    Все началось с сената: табель о рангах в царской России

    Как уже и говорилось, Петр великий прекрасно осознавал, что систему власти в России нужно срочно перестраивать, иначе догнать и перегнать «конкурентов» получиться едва ли. Начинать реформы нужно было незамедлительно, тогда и было принято решение сперва взяться за усовершенствование центрального управленческого аппарата, а равно и остальных органов власти царской России. Табель о рангах, кратко говоря, еще маячил где-то в проекте, однако работа кипела, а сам царь потихоньку подбирался к ключевому вопросу. Заржавелые колеса русской, застоявшейся мельницы скрипели, стонали, но начинали все больше и больше набирать обороты.

    Учреждение табели о рангах было прекрасным и чрезвычайно мудрым решением, однако первым делом Петру нужно было избавиться от давления. Тогда он напрочь устранил от управления всех ретроградно настроенных бояр, и привел поближе к решениям мягкую и податливую царю канцелярию, которая виляла хвостом и заглядывала царю прямиком в рот. Причем пользы от этого было, естественно, больше, чем вреда, правда, боярам такое положение вещей казалось несколько несправедливым. Стоит также прочесть , чтобы лучше понимать собственную.

    • После отстранения бояр, Петр учредил Сенат в самом начале 1711 года, а также четко обозначил его функции, чтобы не возникало никаких лишних вопросов. Именно сенату было предписано заниматься распределительно, а также законодательной деятельностью. Также выполнять он должен был еще и судебные и контролирующие функции, то есть фактически, стать основным управляющим элементом нового мироустройства на западный манер.
    • По сути, Сенат был составлен всего из девяти человек знатных, аристократических родов России, или же те, когда привел к власти сам царь, а уж он точно не стеснялся делать все по-своему, не считаясь с устоявшимися правилами и нормами, благодаря чему и появилась впоследствии возможность, а потом и само издание табели о рангах. Спустя десять лет была учреждена должность генерал-прокурора, который и контролировал орган власти, до этого совершенно самостоятельно работающий, и не предъявляющий отчета даже самому Петру.
    • Начиная с 1718 года продолжалось реформирование управленческих органов, ввиду чего царь Петр решил полностью устранить старые и негибкие приказы, на борьбу с которыми у него ушло добрых три года, после чего в 1720 были учреждены вместо приказов коллегии. Честно говоря, большой разницы между первыми и вторыми не было, однако нужно было что-то менять, и царь решил пойти на такую, достаточно весомую затрату времени.
    • Приблизительно в то же время Петром была создана тайная канцелярия, что и занималась преступлениями государственного масштаба. Причем никому абсолютно, кроме самого сюзерена этот орган власти не имел подчинения, и именно при помощи этой канцелярии Петр и вершил власть в стране. От одного названия аристократов и простых людей начинало бить мелкой дрожью и вступал холодный пот.

    Именно все эти шаги, а кроме того, церковные, военные и культурные реформы Петра стали толчком к тому, что в 1714 году царь подписал действительный указ о единонаследии, который бояр и дворян приравнял друг к другу. Это дало возможность возвышать людей без рода и племени, наделять их особыми привилегиями, что охотно и делал Петр, будучи человеком прогрессивным, на много столетий опередившим свое время.

    Оригинальный документ, нарушающий все столбы русского мира: Табель о рангах Российской Федерации


    Холодным и морозным, но чистым и светлым днем четвертого февраля 1722 года царь Российской империи, единым залихватским росчерком гусиного голландского пера, подписал указ о том, что создается и вводиться в действие Табель о рангах Российской Империи, таблица соответствующая истине, будет обязательно представлена ниже. Стоит рассмотреть ее подробнее, чтобы дать возможность каждому разобраться, что же это, по существу, такое и для чего было нужно правителю, и что от этого получила держава, а также и люди, живущие в ней. А уж беспоследственной назвать данную реформу просто нереально, она перевернула привычный уклад с головы на ноги.

    Точная дата принятия Табеля о рангах отлично известна, так как все соответствующие записи сохранились и дошли до нашей дней, тем более, что во вселенских масштабах, это было совершенно недавно. Если быть до конца честными, то эта бумага просто взяла и выровняла в аспекте государственной службы всех, без исключения, аристократов, дворян, бояр и так далее.


    Причем Табель о рангах Петра 1, кратко об этом мы уже упоминали, кроме того, что разделил службу четко на две половины, то есть гражданского типа и военного, но также давал реальный шанс человеку, не имеющему знатного происхождения пробиться по государственной лестнице и получить награду высоким чином за особые заслуги перед Родиной, которую Петр ценил и любил превыше всего в своей жизни. Принятие Табели о рангах стало чрезвычайно значимой вехой в истории нашей страны, умалять ценность которой попросту нет смысла, это продвинула нас на совершенно иной уровень государственного управления, и это было великолепно.

    Инновационная Табель о рангах Петра 1: таблица поможет разобраться с нюансами

    Нужно сказать, что Петр сам лично, принимал активное участие в создании документа. Еще задолго до принятия Табели, он приказал своим верным помощникам и соратникам, еще холодным и промозглым декабрем 1713 года проанализировать подобные документы шведского, а также иного происхождения, а также выписать все градации чинов и званий.

    То есть в основу российского ранжира по государственным чинам был положен опыт таких стран, как Франция, Дания, Пруссия, ну и конечно же, Швеция, куда же без нее. Несмотря на то, что Табель о рангах был издан в 1722 году, он как никогда актуален и сегодня. Правда, не будет лукавить, документ с тех славных времен претерпел множество самых разнообразных изменений, но суть его от этого вовсе не поменялась.


    Замечательно, что в 2003 году, была вытащена из коробки, протерта от пыли, а также и введена в действие Табель о рангах РФ, и на 2015 год она уже включает в себя три основные ведомства:

    • Правоохранительная служба нашей страны.
    • Военная служба России.
    • Государственная федеральная служба.

    Понятно, что сейчас все несколько не так, как в восемнадцатом веке, а вокруг царят новые технологии, однако идея у Петра была действительно гениальной, видимо именно потому она и работает до наших дней. Нужно сказать, что функционирование табели было полностью прекращено в 1917 года, однако возрожденная Россия решила все же вернуться к обновленному и доработанному варианту документа.

    Уникальная Табель о рангах Петра 1: краткое содержание обновления государственного аппарата

    Если говорить в общем смысле, то этот документ включал в себя описание всех чинов и рангов, то есть, субъектов военной, а также государственной службы. Причем там все было составлено согласно ранжиру, были указаны не только звания, но также соответствия их, заработные платы, которые полагались, штрафы, назначаемые за грубое невыполнение своих обязанностей и так далее. Когда была создана Табель о рангах, стало достаточно просто разобраться с разнообразными званиями и титулами, давайте попробуем обозначить несколько примеров, для простоты понимания.

    Начнем с нескольких примеров, надворный советник в Табели о рангах следовал сразу же после коллежского асессора, а также соответствовал ротмистру либо же капитану в гвардии. В то же время, титулярный советник в Табели о рангах оказывался как раз в аккурат под ним, и в военном подразделе отвечал званию лейтенанту или же старшему лейтенанту.

    Все это было настолько продуманно и просто, что разобраться с деталями, а царь требовал полного внедрения в жизнь собственных указов, не составляло труда. Гражданский чин 3 класса Табели о рангах, а по сути, тайный советник, к примеру, был учрежден не сразу, а в 1724 году, спустя два года после подписания Петром, документ постоянно дорабатывался и усовершенствовался.

    Нужно знать

    Изначально, как говорят, в первой редакции, Табель о рангах содержала ни много ни мало, а ровно двести шестьдесят три позиции. Они подробно описывали права и обязанности, а также и меру ответственности. Несколько позднее некоторые должности и чины были упразднены или же преобразованы. Замечательно, что чины уже могли выдаваться не только мужчинам, но также и тем женщинам, которые имели счастье служить государству, ведь Петр был прогрессивным человеком и галантным кавалером. Правда, на то время, так и оставались бесправными, но и упразднение этого несовершенства было не за горами.

    Абсолютно верным решением Петра было установление военных чинов выше, чем гражданских, за счет чего именно по службе любой, кто действительно желал карьеры для блага себя и государства, могу быстро и фактически беспрепятственно подняться по служебной лестнице, достичь невероятных ранее высот. Причем сделать это мог совершенно любой человек, вне зависимости от его происхождения и древности фамилии и рода.


    Причем Табель содержала не только это, но еще и правила обращения к разного рода рангам, а также четко описывала наследственные права. Это был хороший, глубоко продуманный документ, и он сделал свое дело, управление государственным аппаратом значительно упростилось, да и сама служба стало более понятной и доступной.

    Петровская Табель о рангах: кратко о значении в истории России

    Понятно, что не оставить следа в истории такой весомый документ попросту не могу, причем значение его было действительно весомым. Все, что происходило в это трудное время, петровские реформы, пусть и достаточно сложные, но просо колоссально эффективные, полностью изменило привычное государственное устройство страны. Разнообразие старорусских чинов, хоть и не было полностью упразднено, однако жаловаться перестало, потому как было четко расставлено по своим местам. Это стало главным признаком того, что наша страна из немытой Московской Руси уверенно двигалось к правовому государству, отказываясь от средневековых норм и правил.

    Главным образом, данная реформа оказала весьма заметное действие на самих дворян, которые ранее кичились своим знатным происхождением и древним родом. Сейчас все это стало менее важно, так как на сцену вышла личная выслуга, которая и получила преимущество. Только упорно трудящийся на блага государства российского мог дослужиться до невероятных высот, а кто сидел и рассчитывал на громкую фамилию, оказывался не при делах.


    Таким образом, во-первых, раскололось дворянство, так как стали появляться новые «аристократы». Тогда же было решено разделить личное дворянство и потомственное, причем преимущества у этих видов были собственные, отличные друг от друга. Именно в этот же момент окончательно разграничились государственная, военная, а также придворная служба. То есть, фактически, Табель дала возможность молодым и амбициозным отпрыскам низших сословий выбиться в люди и повысить собственный ранг за счет личностных заслуг, причем на военной службе это сделать было намного проще и быстрее.