Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Статья 20 ч 2. Сергей Шаров-Делоне Комментарий к ч.8 ст.20.2 КоАП и ст.212.1 УК РФ. Возвращено для устранения недостатков

    Статья 20 ч 2. Сергей Шаров-Делоне Комментарий к ч.8 ст.20.2 КоАП и ст.212.1 УК РФ. Возвращено
 для устранения недостатков
    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов.

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    (Статья 20.2 в ред. Федерального закона от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3082)

    Новая редакция Ст. 20.2 КоАП РФ

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Комментарий к Статье 20.2 КоАП РФ

    1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения, сложившиеся при обеспечении порядка в общественных местах во время проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований.

    2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2, выражается в нарушении установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

    Установленный порядок организации предусмотрен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

    Организация состоит в совершении ряда действий, направленных на обеспечение соответствия проводимого мероприятия требованиям действующего законодательства (уведомление властей, обеспечение техническими средствами и т.д.). Организаторами выступают лица, уполномоченные участниками собраний, митингов, демонстраций и т.д. вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия.

    3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, состоит в нарушении установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

    Данный порядок регламентирован вышеуказанным Федеральным законом. Нарушение установленного порядка проведения мероприятий может выражаться в нарушении общественного порядка и общественной безопасности, в несоблюдении времени, места, целей заявленного мероприятия и других действиях участниками.

    4. Объективная сторона, предусмотренная частью 3, состоит в организации либо проведении несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно в активном участии в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

    5. Субъектами правонарушения могут являться граждане (участники или организаторы собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований).

    6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

    7. Протоколы о комментируемом правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, дела об административном правонарушении рассматриваются судьями.

    Другой комментарий к Ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

    Указанные термины означают:

    "митинг" - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

    "уличное шествие" - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

    "демонстрация" - публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспорантов и иных наглядных средств;

    "пикетирование" - наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления.

    Порядок организации и проведения вышеназванных публичных мероприятий установлен Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" и носит уведомительный характер.

    2. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность при организации уличных шествий и демонстраций.

    3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, выражается как в действии, так и в бездействии, заключающемся в нарушении норм, устанавливающих порядок организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Например, необходимо квалифицировать как правонарушение непредставление уведомления о проведении массовой акции, или предоставление такого уведомления с нарушением установленных сроков, или составление уведомления с нарушением требований к форме его составления и т.д.

    4. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, могут являться организаторы любой из вышеперечисленных массовых акций.

    5. Массовая акция будет признана незаконной, если орган исполнительной власти не примет уведомление о ее проведении.

    Уведомление не принимается, если: акция противоречит принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина, общепринятым нормам общественной морали и нравственности; в уведомлении отсутствуют обязательства уполномоченных (организаторов) обеспечивать соблюдение общественного порядка, а также, если они или уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые обязательства по ранее проводившимся массовым акциям; акция совпадает по форме, месту, времени, но не по направленности и целям с другой массовой акцией, уведомление о которой в установленные сроки подано ранее либо одновременно; акция создает реальную угрозу нормальному функционированию предприятий, учреждений и организаций; создается необходимость прекращения работы пассажирского и железнодорожного транспорта из-за невозможности изменения маршрута его движения.

    6. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, может характеризоваться виной в форме умысла или неосторожности.

    7. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность при проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

    8. Под объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, понимается противоправное действие либо бездействие, заключающееся в нарушении норм, устанавливающих порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Например, правонарушением является проведение массовой акции с нарушением нормального функционирования различных объектов, или проведение акции, если уведомление не было принято, или непрекращение подготовки акции после того, как она была объявлена незаконной и т.д.

    Следует учитывать, что порядок проведения вышеназванных акций не распространяется на собрания, митинги и т.д. трудовых коллективов и общественных объединений.

    9. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, могут являться организаторы и участники любой из вышеперечисленных массовых акций. Что же касается участников, то субъектами являются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста (см. ч.1 ст.2.3 КоАП РФ).

    10. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ч.2 данной статьи, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

    11. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 данной статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность при организации либо проведении несанкционированного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ.

    Проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций и других несанкционированных общественных мероприятий на территории ядерной установки или пункта хранения и в их санитарно-защитных зонах запрещается. Не допускаются организация и проведение митингов, демонстраций, пикетирования, блокирования транспортных коммуникаций и других общественных мероприятий за пределами территорий ядерных установок и пунктов хранения, а также забастовок, если в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населению, окружающей среде, здоровью, правам и законным интересам других лиц.

    12. Под объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.3 данной статьи, может пониматься противоправное действие по организации или проведению несанкционированной общественной акции (собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также по активному участию в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

    13. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются организаторы и участники (граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста).

    14. Правонарушение, предусмотренное ч.3 данной статьи, может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

    • Вверх

    Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Информация об изменениях:

    Статья 20.2 дополнена частью 1.1 с 8 января 2019 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 557-ФЗ

    1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ статья 20.2 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -
    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 258-ФЗ.

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 258-ФЗ.

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -
    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 258-ФЗ.

    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.


    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -
    влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1-6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    (Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 258-ФЗ)
    (Статья в редакции, введенной в действие с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.


    Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

    ____________________________________________________________________

    Взаимосвязанные положения абзаца первого части 1 статьи 3.5 (в редакции пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), абзаца второго статьи 5.38 (в редакции пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), настоящей статьи (в редакции пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2.2 (в редакции пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.18 (в редакции пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) и статьи 20.25 (в редакции пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в части, устанавливающей за совершение указанных административных правонарушений минимальные размеры штрафов для граждан - от десяти тысяч рублей и для должностных лиц - от пятидесяти тысяч рублей, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они - в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, - не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания - см. пункт 7 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П.

    ____________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________
    Взаимосвязанные положения статьи 3.13 (в редакции пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), настоящей статьи (в редакции пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2.2 (в редакции пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.18 (в редакции пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) и статьи 20.25 (в редакции пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), предусматривающие обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1), 31, 37 (часть 2) и 55 (часть 3) - см. пункт 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П.

    Примечание изготовителя базы данных.

    ____________________________________________________________________

    Комментарий к статье 20.2 КоАП РФ

    1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения, сложившиеся при обеспечении порядка в общественных местах во время проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований.

    2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2, выражается в нарушении установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

    Установленный порядок организации предусмотрен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

    Организация состоит в совершении ряда действий, направленных на обеспечение соответствия проводимого мероприятия требованиям действующего законодательства (уведомление властей, обеспечение техническими средствами и т.д.). Организаторами выступают лица, уполномоченные участниками собраний, митингов, демонстраций и т.д. вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия.

    3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, состоит в нарушении установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

    Данный порядок регламентирован вышеуказанным Федеральным законом. Нарушение установленного порядка проведения мероприятий может выражаться в нарушении общественного порядка и общественной безопасности, в несоблюдении времени, места, целей заявленного мероприятия и других действиях участниками.

    4. Объективная сторона, предусмотренная частью 3, состоит в организации либо проведении несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно в активном участии в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

    5. Субъектами правонарушения могут являться граждане (участники или организаторы собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований).

    6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

    7. Протоколы о комментируемом правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, дела об административном правонарушении рассматриваются судьями.

    Другой комментарий к статье 20.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (см. также п. 1 комментария к ст. 20.3) при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством РФ требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел РФ.

    Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

    При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов. В случае обнаружения данных обстоятельств организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел РФ и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

    Согласно ст. 11 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 107-ФЗ) собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия в г. Москве - столице Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

    Федеральный закон, предусмотренный ст. 11 Закона РФ "О статусе столицы Российской Федерации", не принят. О статусе собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования см. п. 1 комментария к ст. 5.38. Следует отличать правовое положение указанных публичных мероприятий от статуса забастовки (см. п. 2, 3 комментария к ст. 5.34).

    Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо участию в них, а равно принуждение к участию в указанных публичных мероприятиях квалифицируются в соответствии со ст. 5.38 КоАП.

    2. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.

    Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 26 июля 2001 г. N 105-ФЗ) военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

    3. Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии":

    ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

    радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

    пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (пункты хранения) - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

    ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

    радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

    радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

    По смыслу ст. 61 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" в качестве административного правонарушения рассматриваются: участие в организации и проведении на территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения несанкционированных мероприятий; организация и проведение митингов, других общественных мероприятий вне территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, если в результате организации и проведения таких общественных мероприятий может произойти нарушение работоспособности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, либо будет затруднено выполнение работниками указанных объектов своих трудовых обязанностей, либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения и окружающей среды.

    4. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в качестве проступка рассматривается проведение несанкционированных общественных мероприятий.

    Нарушение установленного порядка организации, порядка проведения санкционированных собрания, митинга, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ квалифицируется соответственно по ч. 1 и 2 данной статьи.

    5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

    Обобщение судебной практики по рассмотрению административных дел, связанных с привлечением к ответственности лиц за нарушения, совершенные при реализации права на митинги, шествия, демонстрации и пикетирования

    В соответствии с планом работы Железнодорожного районного суда г. Барнаула на первое полугодие 2013 года проведено обобщение судебной практики рассмотрения административных дел, связанных с привлечением к ответственности лиц за нарушения, совершенные при реализации права на митинги, шествия, демонстрации и пикетирования.

    Целью данного обобщения является анализ судебной практики рассмотрения административных дел, связанных с привлечением к ответственности лиц за нарушения, совершенные при реализации права на митинги, шествия, демонстрации и пикетирования, рассмотренные мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г. Барнаула за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года.

    Ответственность за нарушения порядка организации либо проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования предусмотрена статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 20.2 КоАП РФ, за анализируемый период – с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. рассматривались мировыми судьями судебных участков.

    Начиная с 1 января 2013 года, в связи с вступлением в силу подпункта «б» пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 08.06.2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 5.38 КоАП РФ «Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» отнесены к подсудности судей районных судов.

    Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

    2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

    3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

    4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;

    5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

    6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

    7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия, принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;

    8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

    9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

    10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак;

    11) требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия.

    Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

    Организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

    Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем (ст. 6 Федерального закона РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

    Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

    1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

    2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

    3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

    Во вторую и третью группы составов правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, входят нарушения порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.

    Указанные правонарушения могут быть совершены путем:

    а) несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.;

    б) нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;

    в) ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;

    г) неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

    д) нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

    К административной ответственности за нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут привлекаться как организаторы, так и участники указанных акций.

    Составы правонарушений четвертой группы , предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ , характеризуются обязательными квалифицирующими признаками (условиями). Во-первых, это несанкционированное массовое мероприятие. Во-вторых, организация, проведение, а равно активное участие в массовой акции происходят в непосредственной близости от территории объекта, связанного с атомной энергией. При этом признак непосредственной близости следует понимать как проведение массовой акции на границе или рядом с ограждающими (защищающими) соответствующий объект устройствами, например стеной, забором, полосой безопасности, контрольно-пропускными пунктом. В-третьих, проведение массовой акции приводит к осложнению выполнения персоналом названных в комментируемой статье объектов служебных обязанностей или создает угрозу безопасности населения и окружающей среды. В-четвертых, квалифицирующий признак состава рассматриваемых правонарушений связан с участием в указанных акциях, причем административная ответственность может наступить только при активных действиях участников массовых мероприятий, которые характеризовались выше.

    Согласно ч. 3.1 ст. 8 упомянутого выше Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона запрещено, определяется законом субъекта РФ с учетом требований упомянутого выше Закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

    Таким образом, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (части 4 , и 7 статьи 20.2) предусматривает более строгие меры ответственности за указанные в части 2 статьи 20.2 действия, если они повлекли наступление общественно опасных (общественно вредных) последствий в виде создания помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышения норм предельной заполняемости территории (помещения), причинения вреда здоровью человека или имуществу (если в этих действиях не содержится уголовно наказуемого деяния), а также если данные действия были совершены в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

    Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, возложение на организатора публичного мероприятия обязанности подать предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; в противном случае органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них статьей 2 Конституци и Российской Федерации, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.

    Из этого же исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого уведомительный (и даже разрешительный) порядок организации публичного мероприятия обычно не посягает на существо права на свободу собраний и не является несовместимым со статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; он не только позволяет примирить это право, в частности, с правом на свободное передвижение и законными интересами других лиц, но и служит предотвращению беспорядков и преступлений, а также дает возможность властям принять разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или иного мероприятия политического, культурного и иного характера; при этом Европейский Суд по правам человека полагает, что перед ним не стоит задача стандартизации существующих в Европе систем, к числу которых относится и российский порядок, определяемый как уведомление и согласование (постановления от 5 декабря 2006 года по делу "Оя Атаман (Oya Ataman) против Турции", от 18 декабря 2007 года по делу "Нуреттин Альдемир (Nurettin Aldemir) и другие против Турции", от 7 октября 2008 года по делу "Мольнар (Molnar) против Венгрии" и от 10 июля 2012 года по делу "Берладир и другие против России").

    Следовательно, признание деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, общественно опасным имеет под собой объективные основания, которые заключаются в том, что данное деяние создает угрозу нарушения прав и свобод граждан, поскольку затрудняет принятие органами публичной власти адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан.

    Таким образом, в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2013 г. № 485-О ч. 2 ст. 20.2 КоАП Российской Федерации сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.

    За период с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г.Барнаула всего рассмотрено 37 административных дел, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ), из них: 10 лиц подвергнуто административному наказанию, 8 постановлений обжаловано в апелляционном порядке, 2 дела указанной категории рассмотрены в порядке надзора.

    Все дела рассмотрены в установленные законом сроки. Качество рассмотрения административных дел указанной категории за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 г. по данным апелляционной и надзорной инстанций составило 100%.

    Для удобства данные сведения приводятся в таблице 1 и таблице 2.

    Таблица 1. Сведения о количестве административных дел, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ), рассмотренных мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г. Барнаула за период с 01.01. 2011 г. по 31.12.2011 г.

    г. Барнаула

    Поступило

    Рассмотрено

    Направлено по подсудности

    Остаток нерассмотренных дел

    штраф

    обязательные работы

    без изменения

    отменено или изменено

    Таблица 2. Сведения о количестве административных дел, связанных с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ), рассмотренных мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г. Барнаула за период с 01.01. 2012 г. по 31.12.2012 г.

    Судебный участок Железнодорожного района

    г.Барнаула

    Поступило

    Рассмотрено

    Возвращено для устранения недостатков

    Подвергнуто административному наказанию

    Направлено по подсудности

    Прекращено производство

    Обжаловано в апелляционном порядке

    Рассмотрено в порядке надзора

    штраф

    обязательные работы

    без изменения

    отменено или изменено

    Исходя из статистической информации, представленной мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г. Барнаула, административные дела по нарушениям установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ) за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года рассмотрены только мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула.

    При рассмотрении мировым судьей выяснялся вопрос о наличии в действиях лица соответствующего административного правонарушения, а именно составляли ли действия данного лица одно из тех публичных мероприятий, указанных в Федеральном законе "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях", для проведения которых данный Федеральный закон требует предварительное уведомление органов публичной власти в соответствии с установленным порядком и сроками, указанными в законе, выполняло ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, организационно-распорядительные функции по организации или проведению публичного мероприятия, и в силу статей 24.1 , 26.1 , 26.11 и 29.10 того же Кодекса, конкретизирующих конституционные гарантии государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 45 и Конституции Российской Федерации).

    Приведем несколько примеров, из практики рассмотрения указанных административных дел.

    Кудряшова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2. КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

    По делу установлено, что 12.03.2011 г. Кудряшова Н.Н. в адрес администрации г. Барнаула по почте направила письменное уведомление о намерении провести пикет 16.03.2011 г. в период с 10-00 час. до 11-30 час. возле памятника Ленину В.И. у здания администрации Алтайского края, расположенной по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 59, которое получено адресатом в день проведения пикета. Кроме того, аналогичное уведомление было опущено в почтовый ящик для обращения в администрацию Алтайского края.

    В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

    Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Алтайского края от 31.12.2004 г. № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» уведомление о проведении публичного мероприятия регионального или местного значения подается его организатором в письменной форме в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого планируется проведение такого мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия регистрируется в день его получения уполномоченным должностным лицом соответствующей администрации в специальной книге учета уведомлений о проведении публичных мероприятий. Дата, время и номер регистрации указывается на копии соответствующего уведомления, остающейся у организатора. При подаче уведомления организатором представляются документы, подтверждающие право быть организатором публичного мероприятия в соответствии со ст. 3 настоящего Закона (для физического лица – паспорт гражданина Российской Федерации). Данные документы проверяются уполномоченным должностным лицом соответствующей администрации и в день подачи уведомления возвращаются лицу, их предъявившему. Таким образом, Кудряшова Н.Н. в установленный законом срок должна была подать в администрацию городского округа в письменной форме уведомление о проведении публичного мероприятия, представив при этом документ, подтверждающий право быть организатором публичного мероприятия, а не направлять указанное уведомление посредством почтовой связи.

    Мировым судьей правильно сделан вывод о нарушении Кудряшовой Н.Н. установленного порядка организации пикетирования, независимо от фактического получения адресатом уведомления о проведении публичного мероприятия.

    Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 23.06.2011 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.

    Постановлением заместителя председателя Алтайского краевого суда от 11.01.2012 г. постановление мирового судьи и решение районного суда оставлены без изменения.

    Мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула Ганов К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

    По делу установлено, что 24.12.2011 г. в период времени с 11-30 час. до 15-30 час. у здания администрации Алтайского края, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 59, было согласовано проведение публичного мероприятия – пикетирования, организатором которого являлся Жданов А.Ф., с целью привлечения внимания общественности к усилению боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации. 24.12.2011 г. в период времени с 11-30 час. до 12-30 час. у здания администрации Алтайского края, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 59, Ганов К.А., будучи участником несанкционированного публичного мероприятия – митинга, и добровольно находясь в группе граждан с плакатом, на котором были написаны лозунги по вопросам, отличным от целей заявленного 24.12.2011 г. публичного мероприятия – пикетирования, оказал неповиновение законным требованиям сотрудников полиции, находящихся при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в указанном месте, выразившееся в том, что отказался выполнить требования сотрудников полиции о прекращении участия в указанном митинге, неоднократно повторенные на протяжении всего митинга посредством громкоговорящей аппаратуры. Указанное публичное мероприятие проводилось с нарушением требований Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку согласования на проведение митинга у здания администрации Алтайского края не имелось.

    При рассмотрении дела фактические обстоятельства мировым судьей установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, которым судья в постановлении о привлечении Ганова К.А. к ответственности дал правильную оценку.

    Законность и обоснованность постановления мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 08.02.2012 г. подтверждены решением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 28.02.2012 г. в порядке апелляционного рассмотрения.

    Надзорной инстанцией указанное постановление мирового судьи и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула оставлены без изменения.

    Мировым судей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула Абесадзе Д.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

    По делу установлено, что 24.12.2011 г. в период времени с 11-30 час. до 15-30 час. у здания администрации Алтайского края, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 59, было согласовано проведение публичного мероприятия – пикетирования, организатором которого являлся Жданов А.Ф., с целью привлечения внимания общественности к усилению боевой мощи Вооруженных Сил Российской Федерации. 24.12.2011 г. в период времени с 11-30 час. до 12-30 час. у здания администрации Алтайского края, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 59, Абесадзе Д.К., будучи участником несанкционированного публичного мероприятия – митинга, и добровольно находясь в группе граждан, используя звукоусиливающее техническое устройство, высказывал свою гражданскую позицию на тему перевыборов и выкрикивал лозунги. Указанное публичное мероприятие проводилось с нарушением требований Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку согласования на проведение митинга у здания администрации Алтайского края не имелось. Сотрудники полиции посредством громко-усилительной аппаратуры неоднократно публично уведомили о незаконности митинга всех участвующих лиц, в том числе и Абесадзе Д.К. При этом, требования исходили от сотрудников полиции, осуществляющих в соответствии со ст. ст. 2, 12 Федерального закона РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также предотвращение и пресечение административных правонарушений, однако Абесадзе Д.К. продолжил свое участие в указанном митинге, тем самым нарушил установленный порядок проведения митингов.

    При рассмотрении дела фактические обстоятельства мировым судьей установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, которым судья в постановлении о привлечении Абесадзе Д.К. к ответственности дал правильную оценку.

    Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула при рассмотрении дела в апелляционном порядке решением от 04.05.2012 г. признал вывод мирового судьи о наличии в действиях Абесадзе Д.К. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, правильным. Указанное постановление мирового судьи решением суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

    Надзорная жалоба Абесадзе Д.К. постановлением заместителя председателя Алтайского краевого суда от 15.06.2012 г. оставлена без удовлетворения, а постановление мирового судьи и решение судьи районного суда оставлены без изменения.

    Мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Банушкина М.В. прекращено, в связи с отсутствием в деянии состава правонарушения.

    По делу установлено, что 10.12.2011 в период времени с 12-00 час. до 14-00 час. Банушкин М.В. принимал участие в публичном мероприятии с целью выражения мнения по поводу проходивших 04.12.2011 г. выборов в Государственную Думу РФ, имел плакат, на котором было написано: «Фальсификации НЕТ, Выборам ДА», никаких призывов к противоправной деятельности не выдвигал, общественного порядка не нарушал.

    Из содержания диспозиции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ следует, что состав правонарушения образует несоблюдение порядка проведения публичного мероприятия. Субъектом указанного правонарушения является организатор публичного мероприятия либо его участник. Согласно показаниям свидетелей и имеющимся в деле доказательствам не усматривается, что Банушкин М.В. являлся организатором публичного мероприятия и что его действия были направлены на организацию и проведение публичного мероприятия. Кроме того, не представлено доказательств того, что Банушкин В.М. не выполнил обязанности, предусмотренные ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ, нарушил общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия, либо требования по обеспечению транспортной безопасности, а также, что его действия были сопряжены с нарушением национальной безопасности и общественного порядка. В ходе рассмотрения дела не установлено наличие умысла у Банушкина В.М. на совершение деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

    В связи с указанными обстоятельствами мировым судьей сделан вывод об отсутствии в деянии Банушкина В.М. состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

    Постановление мирового судьи от 02.03.2012 г. о прекращении производства по делу в отношении Банушкина В.М. в апелляционном порядке не обжаловалось.

    Таким образом, установлено, что при рассмотрении указанных дел мировыми судьями судебных участков Железнодорожного района г. Барнаула фактические обстоятельства устанавливались полно и всесторонне, подтверждались представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, в постановлениях им дана правильная оценка. Судьями правильно применяются нормы законодательства, предусматривающие административную ответственность за нарушения установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий, о чем свидетельствует высокое качество рассмотрения данной категории дел.

    Судья Т.В. Зарецкая

    Помощник судьи Е.А. Панкратова