Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Стефан баторий годы правления. Стефан Баторий: биография.

    Стефан баторий годы правления. Стефан Баторий: биография.

    В течение десяти лет – с 1576 по 1586 год – старинный и красивейший город Гродно был королевской резиденцией правящего монарха Речи Посполитой Стефана Батория. В связи с нацеленностью внешней политики на восток Баторий стремился развивать инфраструктуру государственного управления в границах Великого княжества Литовского, планировал перенести столицу Речи Посполитой в Гродно, где перестроил королевский замок, и поддержал иезуитов в стремлении создать высшее учебное заведение в ВКЛ. Восхищаясь образованностью монахов ордена иезуитов, король пригласил их в Гродно и отвел под строительство костела и коллегиума самое видное место на рыночной площади. Вот так королевским повелением восточную часть гродненского рынка заняли монастырь и костел иезуитов, а также здание, которое в народе называют Баториевка. Сегодня из-за многократных реконструкций эту постройку можно принять за обыкновенный советский дом 50-х годов. На самом деле Баториевка была построена почти 500 лет назад в стиле итальянского ренессанса.

    Книги, рассказывающие о биографии Стефана Батория

    Вскоре был достигнут компромисс, и Гданьск внес большой вклад. Король готовился к войне с Турцией, назначал кавалерийскую пехоту и вводил казачий реестр. Биографии, представленные в публикации, дополняются многочисленными иллюстрациями, включая репродукции картин Яна Матекой.

    Ваш адрес электронной почты защищен. Вы можете отказаться от подписки в любое время. Поэт, также переводчик и драматург. Самый выдающийся создатель польского Возрождения, выдающийся поэт в европейском масштабе. Этот поэтический гений впервые появился в польской литературе и оставался единственным до романтизма.

    Основной дом был 2-этажным, с большим вторым этажом-залом, который освещался рядом высоких окон. А крыло здания, ориентированное к костелу иезуитов, имело три этажа. Предположительно, именно в этом здании проходили гродненские сеймы Речи Посполитой, а также принимались иностранные послы. Очарованный городом.

    В 1579 году Стефан Баторий приехал в Гродно впервые – здесь проходило заседание сената, на котором обсуждался вклад Речи Посполитой в Ливонскую войну.

    Ян Кохановски, герб Корвина, родился в Сицилии около Радома. Точная дата - день и месяц - неизвестно. Он был сыном Петра Кохановского, адвоката и судьи Сандомирца и Анны Бялачовской. Джулиан Кжижановский, выдающийся литературный историк, утверждал - вероятно, с достоверными источниками, что отец Яна был скептиком и отморозком. Вероятно, однако, ситуация вынудила его сделать это. У этого дворянина среднего класса была большая семья: у Джона было одиннадцать братьев и сестер. Два брата - Миколай и Анджей - также занимались литературой, хотя они были далеки от таланта и славы.

    Королю так понравился город, что он решил превратить его в личную столицу. Месяцами монарх пропадал здесь – занимался делами и охотой. И никак не стремился видеться с женой. Ходили слухи, что Стефан нашел здесь свою любовь, мол, сердце короля чаще стучало при виде дочки лесничего. И слухи имели основание: известно, что возлюбленная вскоре родила ему сына.

    Анджей остался в истории литературы главным образом как переводчик Вергилийских Энейдов, а Миколай - Моральный Плутарх. Для дворянина среднего класса из большой семьи путь к карьере вел через образование и особняки магнатов. В конце концов, он не получил академических степеней, но оказался в одном из самых важных европейских центров гуманизма эпохи Возрождения. Краковские исследования продолжались в Кенигсберге и Падуе. Стоит отметить, что Альбрехт был великим и мощным защитником польской Реформации.

    Он учился под руководством выдающихся гуманистов, среди прочих. таких как Франческо Робертолло и Бернардино Томитано. Он также подружился с видными польскими гуманистами; Дружба, которую он продолжал позже по возвращении в Польшу, среди прочих. с Лукашем Гурницким, Станиславом Порбским, Анджей Нидецки. Однако, прежде всего, он расширил свое образование в классическом и впитал идеи эпохи Возрождения, чья колыбель и самый важный центр - Италия. Последнее пребывание в Падуе закончилось поездкой по Франции и Германии.

    Биография

    Стефан (Иштван) Баторий (венг. Istvan Bathory , польск. Stefan Batory ) (1533-1586), князь Трансильвании (1571-1575) и польский король (1576-1586). Сын Стефана Батория, воеводы Трансильвании, Стефан родился в Жиладишомльо (совр. Шимлеу-Сильвания, Румыния) 27 сентября 1533 года.С пятнадцати лет находился на военной службе у короля Чехии и Венгрии Фердинанда I. Вместе с ним был в Италии, где окончил Падуанский университет. После возвращения на родину некоторое время служил у трансильванского князя Иоанна Сигизмунда Запольского, был послом в Германии. После того как отношения между государствами испортились, Батория три года держали в немецком плену. Это время будущий король Речи Посполитой и князь Литовского княжества потратил на чтение и изучение истории. За три года он выучил наизусть записки Юлия Цезаря. В 1571 году его избрали первым князем Трансильвании (Семиградья). Победа над соперником, ставленником Максимилиана II Гашпаром Бекешем, побудила польское дворянство на сейме в Енджеюве 18 января 1576 года признать незаконным избрание сенатом на польский трон самого Максимилиана и избрать вместо него Стефана, зятя покойного короля Польши Сигизмунда I. Восставшее против сената дворянство захватило Краков, куда 23 апреля 1576 года и прибыл Стефан. За коронацией последовала женитьба на 50-летней принцессе Анне, сестре Сигизмунда II Августа, последнего короля Польши из Ягеллонов.

    В Париже он встретил Пьера Ронсара, самого выдающегося поэта французского Возрождения, промоутера его родного языка. Тарновский, Тчиньский, Фирлюв. Его отношение к королю было неоднозначным: в сценариях есть следы как одобрений, так и разочарований - возможно, недостаточное развитие судебной карьеры. Он сопровождал короля во время военных маневров в Литве против Ивана Грозного и парламента ЕС в Люблине.

    После позорного побега короля разочарованный человек вышел из придворной жизни. Хотя он считал, что карьера суда не очень успешна, он закончил ее как богатого человека. Это также способствовало относительно широко распространенному тогда так называемому. светской церковной карьеры. Благодаря заступничеству епископа Петра Мышковского он получил приход в Познани и Зволеню. Пасторские обязанности оплачивались священниками, выплачиваемыми им, и он сам получал прибыль, принимая десятины из городской земли и благородных деревень.

    Стефан оставил младшего брата Криштофа управлять Трансильванией, а сам большую часть сил потратил на осуществление смелого плана, который в случае успеха должен был привести к ликвидации турецкого владычества в Европе и объединению Венгрии и Трансильвании. Захват непокорного Гданьска 16 декабря 1577 года и победа над внутренней оппозицией позволили Стефану, укрепив тыл, предпринять три успешных похода против Ивана Грозного, вытеснить русских из Прибалтики и заставить царя отдать Полоцк и Ливонию. После вступления на престол Рудольфа II непростые (при Максимилиане II) отношения с Габсбургами улучшились, появились надежда, что с помощью папы Стефан сможет добиться их нейтралитета. Все это, при условии минимально недоброжелательного невмешательства со стороны русских, могло развязать Стефану руки для активной борьбы с Османской империей. Этот грандиозный план не был осуществлен в связи со смертью Стефана 12 декабря 1586 года. Умер Баторий в Гродно. Существует версия, что после смерти Ивана Грозного Стефан Баторий собирался распространить свое влияние на территорию Московского княжества. Поэтому, сразу же после смерти короля, ходили слухи, будто его отравили московитяне. Между придворными медиками разгорелся спор по поводу причин смерти Батория. В связи с этим в Гродно было проведено первое на территории Восточной Европы анатомирование трупа короля. Версия отравления не подтвердилась.

    Оставив придворную карьеру, он также расстался с приходами. Королевский суд больше не вернулся, хотя он одобрил личность и политические идеи Стефана Батория. У него было шесть дочерей с ней, трое из которых умерли в детстве. Уже после смерти поэта Дорота родила сына.

    Несмотря на трагедию детской смерти, черно-белый период был полон гармонии и мира. Это отразилось на творчестве, самом богатом и зрелом в те годы. Он закончил свою жизнь внезапно, полностью творчески, в возрасте 54 лет. Он умер от сердечного приступа в Люблине, где он пришел в надежде помочь королю в смутном романе брата его жены, который был убит в Турции. В Люблине были проведены погребальные церемонии, в которых приняли участие многие миряне и духовенство, в том числе король Стефан Баторий. Он был похоронен в часовне церкви в Зволене, рядом с его родителями, у которых до сих пор есть надгробие с его подобием.

    Деятельность.

    По мнению ряда историков, роль Стефана Батория в истории Европы достаточно значительна. Не будь его походов, Москва на 100 лет раньше могла получить выход к Балтийскому морю, чего так упорно добивался Иван Грозный, но смог осуществить только Петр Великий. А это наложило серьезный отпечаток на всю европейскую историю конца XVI - начала XVII вв. Однако появление Батория на исторической арене связано с целым рядом случайностей, наглядно демонстрирующих роль субъективных факторов в истории. После того как французский принц из династии Валуа, Генрих Анжуйский, избранный польским королем, в июне 1574 г. сбежал во Францию, чтобы унаследовать трон скоропостижно скончавшегося брата Карла IX, в Польше установился период «бескоролевья ». После долгих препирательств сейм избрал на трон императора Священной Римской империи, престарелого Максимиллиана II из рода Габсбургов.

    В Кракове, при дворе магнатов, и прежде всего в Италии, процветала культура Возрождения. Ренессансный гуманизм, относящийся к образцам древней культуры, был реакцией на догматическое средневековье. Он провозгласил свободу человеческого разума, право на интеллектуальную независимость в познании мира. В его центре он поставил человека свободным от ограничений, стремясь к эллиническому идеалу гармонии. Вопреки средневековому идеалу аскетизма человеку давали право на счастье, но он также требовал стремления к совершенству.

    Обращаясь к средневековой догме и постулируя независимый поиск истины, создал климат, способствующий реформированию движений в Церкви. Церковь подвергалась нападкам за догматизм и интеллектуальную суровость Реформационного движения, но также и праведными католиками - за жадность, несправедливое обогащение и неадекватное священство. Совет должен был установить недвусмысленные толкования католической доктрины и предложить организационную реформу Церкви.

    Под его началом оказалось большое государство - Речь Посполитая, образованная на Люблинском сейме в 1569 г. за счет объединения Литвы и Польши (Люблинская уния). Однако положение нового короля было достаточно сложным. Далеко не все в королевстве приняли Батория. На коронации не присутствовали представители Литвы. Вскоре вспыхнуло восстание в Гданьске, жители которого не признали нового короля и стремились к полному отделению вместе с Королевской Пруссией от Польши и переходу под власть империи.

    Борьба с интеллектуальным и экономическим доминированием Церкви была тесно связана с могущественным благородным движением под именем исполнения законов, и он был в самом высоком расцвете, когда Кохановский вернулся из Падуи в страну. Благородства, все более процветающие, более образованные и наделенные многочисленными привилегиями, боролись за доминирующую роль в государстве. После завоевания Тевтонского ордена доступ к морю открыл важные европейские торговые пути. Интеллектуальное и религиозное брожение в магнатах и ​​церквях реформатских церквей и очень популярная политическая журналистика вызвали широкий интерес к политическим и социальным вопросам.

    В это время московский царь Иван IV Грозный вел затяжную Ливонскую войну (с 1558 г.). Одним из главных его противников в этой войне была Польша. После смерти Сигизмунда II Августа шляхта направила Ивану официальное предложение занять польский трон. Однако царь вместо себя предложил царевича Федора и не захотел выделять деньги на подкуп сейма, так как наверняка считал процедуру выборов унизительной для царского достоинства. В результате сделка не состоялась. Возможно, поэтому, извещая царя в письме о своем избрании, новый король намеренно не назвал Ивана царем и не включил в его титул Смоленское и Полоцкое княжества, дав понять, что Польша на них претендует.

    Все более осознавая свою силу, дворяне стремились ограничить королевскую власть, господство магнатов и Церкви. Это привело к отмене церковной юрисдикции и значительному сокращению привилегий королевской собственности для аристократических семей и церковных сановников.

    Ян Кохановски начал писать в Италии, используя тонкую латиницу: новые песни, песни, элегии и эпиграммы. Подавляющее большинство произведений Кохановского было написано на польском языке. Это была его программа выбора в соответствии с тенденцией возрождения национальных языков. Это был одновременно шаг, который вызвал качественное изменение польского языка всего за 30 лет. Кохановский польский и после него еще один польский, чем предыдущий. Такая насильственная лингвистическая революция не была в польской истории.

    В 1577 г. война Польши с Россией возобновилась. Военные действия этого периода были чрезвычайно удачны для русских. Без особого сопротивления была захвачена почти вся Прибалтика, исключая Ригу и Ревель (совр. Таллинн ). Военные силы Речи Посполитой были вытеснены за Двину. Однако вскоре ситуация коренным образом изменилась.

    Усмирив Гданьск, Баторий начал готовиться к реваншу. Он понимал, что имеет дело с сильным противником, недаром одному из имперских послов в беседе сказал: «Московит не такой неприятель, которого можно было бы недооценивать ». Поэтому и подготовка была тщательной и всесторонней. Использовались внутренние резервы страны и дипломатические рычаги. В 1578 г. сейм утвердил необычайно высокие налоги специально для войны с Московским государством. Военную помощь пообещал султан. Союзниками короля стали курфюрст Саксонский Август и курфюрст Бранденбургский Иоанн-Георг.

    Кохановский знал о своей роли в литературе. Он знал о роли поэта: он сначала сформулировал этос создателя, чей талант - это дар от Бога, в то же время привилегия, долг и страдание. Он лучше всего выражает это в стихотворении Музы, в который входит вера в бессмертие его поэзии, чувство уникальной миссии, осознание величия, которое обязывает мир, но и приносит одиночество на вершины.

    Стихотворение было посвящено епископу Петру Мышковскому, который щедро поддерживал поэта, позволяя ему свободно работать, и, таким образом, признал такое учреждение, как святой покровитель могучих и могущественных, способствуя развитию культуры, которая была известна учреждению ранее, но Он процветал особенно в эпоху Возрождения и продолжался в последующие столетия.

    В августе 1579 г. польско-литовская армия, в которой была значительная часть венгерских отрядов, осадила Полоцк, завоеванный русскими еще в 1563 г. В распоряжении Батория было 15 тыс. человек. Гарнизон же Полоцка насчитывал всего 6 тыс. Несмотря на это, осада длилась почти 3 недели. Только 30 августа удалось овладеть городом. Одновременно поляки опустошили Черниговщину и Смоленщину, взяли крепость Сокол в 30 км от Полоцка.

    Одним из самых ранних польских произведений Кохановского был гимн «Чего вы хотите от нас, дамы за ваши щедрые дары», согласно некоторым источникам, написанным перед возвращением в страну и отправлением из Парижа. В средневековье гимн был поэтической формой. Целенаправленный к Богу или к конкретным святым был выражением крепостного права, ощущением ничтожности смертных существ и просьбой о заступничестве. Гимн Кохановского - прекрасное выражение человеческой благодарности Создателю за красоту и гармонию мира.

    Бог Кохановский не является строгим, наказывающим Отцом, а Великим Художником, который создал богатство природы и красоту каждого существа. Было указано, что такой бог неправильно приписывается какой-либо религии, по его образу нет типичных католических реквизитов. Часть была написана в слоговом тринадцатом слоге, очень строгом, но с естественным курсом и мелодией предложений.

    В 1580 г. под Великими Луками войско Батория составляло уже 35 тыс. Против них сражался гарнизон, насчитывающий не более 7 тыс. Русские оказывали ожесточенное сопротивление. После очередного сражения они привязывали трупы поляков к колодам и пускали их по Двине. Это не прошло даром. Город был все же взят после того, как в крепости начался пожар. Поляки устроили страшную резню, оставив после себя только дымящиеся развалины.

    Тематический спектр огромен: от философской задумчивости, похвалы судовой и земной жизни, красоты женщин, силуэта друзей и друзей, анекдота социальной жизни. Лягушки - превосходное, красочное изображение обычаев эпохи, свидетельство жизни. Их обычаи и лапидарный язык - единственная область, в которой поэт иногда позволял себе благородную грубость. К первым относятся, среди прочих. Эпитафия «О смерти Яна Тарновского» и «Мемориал всех добродетелей, щедро одаренных Яну Баптисту на Радуге». Случайные работы надели Кохановского государственным деятелем, которого он действительно уважал.

    Иван Грозный был вынужден начать переговоры. Два раза царские посольства ездили к королю и смиренно просили о возвращении Полоцка и о мире. Царь даже согласился Именовать Батория «братом », что несколькими годами раньше вызывало у него взрывы бешенства. Однако Баторий стоял на своем и требовал всю Ливонию, Новгород, Псков, Смоленск и 400 тыс. червонцев. Московский царь разорвал переговоры и направил Стефану письмо со словами: «Мы ищем того, чтобы кровь христианскую унять, а ты ищешь того, как бы воевать; так зачем же нам с тобой мириться? » Он обвинил Батория в бесчеловечных методах ведения войны. Имелись в виду раскаленные ядра, которые начала использовать польская артиллерия. В таких условиях не могло быть и речи о мире.

    Вдали от лести он подчеркивал свои достоинства, такие как патриотизм, храбрость, мудрость, честность и способность к дружбе. В стихотворении Кохановского «Шахматы» он использовал работу итальянского поэта Марко Джироламо Види Скаччиа лудуса, переместившего действие с Олимпии на королевский двор и дающий немного местного цвета. На суде датского короля Тарсеса проходит шахматный турнир, где приз - королевская дочь. Ход турнира, описанный со знанием предмета и его психологическими сложностями, был заключен в слоговой одиннадцати слог.

    Два наиболее важных стихотворения этого периода - «Сатир» и «Згода» - стали важным общественным голосованием. Рассказчик - древний сатир, который принял христианство и укрылся в Польше. Но что здесь происходит, ему это не нравится: живое благородство, эгоизм и экстравагантность, разговоры о Сейме, плохое состояние образования и, наконец, злорадство в религиозных спорах. Как и во многих других произведениях, Кохановский представляет себя здесь как последователь патриотизма, гармонии и умеренности во всех сферах жизни.

    В 1581 г. начался третий поход Батория против Московского государства. В феврале 1582 г. Баторий осадил Псков. В случае успеха он намеревался идти на Новгород Великий и Москву. Стотысячной армии поляков противостоял гарнизон и жители города, поклявшиеся «за Псков град биться с Литвою до смерти безо всякие хитрости ». В военных действиях участвовали даже женщины. За счет превосходства русской артиллерии и мужества защитников города был отбит 31 приступ. Сами же псковичи совершили 46 вылазок против неприятеля. Через пять месяцев польский король был вынужден снять осаду.

    Что касается Реформации, он занимает католическую позицию, но не осуждает еретиков, но призывает к возобновлению споров до решений Совета Трента. Аналогичный контент содержал несколько более раннее стихотворение «Згода». Аллегорическое согласие дает инструкциям поляков об их обязательствах перед родиной. Осуждает падение обычаев, жадность и эгоизм, небрежность в отношении интересов страны. Он призывает к гармонии и единству, которые лежат в основе порядка и счастья.

    Кохановский также предостерег от разрушительных последствий национальных недостатков, которые могут привести к падению нации, также в диалоге прозы «Фея», где Плебан демонстрирует колоссальную атмосферу своего класса. Политические взгляды Кохановского характеризовали то, что лежало в основе его видения мира: умеренность, чувство гармонии и потребность в порядке. В совершенном мире, созданном Богом, он хотел бы видеть совершенное общество, основанное на гармонии, дружбе и заботе об общем благе. Поэтому он был умеренно реформаторский и умеренно католический.

    Неудача под Псковом и надвигающаяся зима заставили Батория пойти на мирные переговоры. В 1582 г. в г. Яме-Запольском, на полпути между Псковом и Порховым, было заключено 10-летнее перемирие между Московским государством и Речью Посполитой. Польше достались Ливония и белорусские земли, Московии были возвращены некоторые пограничные русские земли.

    Была и еще одна причина, толкнувшая Батория на мирные переговоры с Иваном Грозным. Во время войны он предупреждал шведского короля Иоанна III, свояка Стефана, о том, что тот не должен вести войну в Ливонии. Однако шведы воспользовались моментом и под прикрытием польских войск взяли Вейссенштейн, Нарву и ряд других крепостей. Один из шведских историков писал: «С негодованием смотрел король Стефан на приобретение шведов в прибалтийском крае, которое он считал по справедливости владением Польши, так как последний гроссмейстер ордена меченосцев уступил их земли Польше. Тщетно король Стефан увещевал своего свояка удержаться от приобретений в Эстляндии и Лифляндии, советуя ему вместо того занять части России, пограничные с Финляндиею... » Баторий с раздражением заявил: «Я раскидываю сети, а мой свояк осматривает их ».

    Польское посольство в Швецию с требованием оставить Ливонию, состоявшееся уже после заключения мира с Москвой, только ухудшило обстановку. Иоанн, оскорбленный тем, что в письме Баторий назвал его не Величеством, а просто Светлостью, заявил, что сыновья его являются наследниками Литвы, дав понять, что может предъявить претензии И на эти земли. Требования Батория он счел «несправедливыми и неучтивыми ». Долгое время оба государства балансировали на грани войны, которая не разразилась только потому, что Баторию в то время угрожала еще и Дания.

    Кроме того, внутренние проблемы государства тоже требовали внимания. Своеволие шляхты раздражало короля. На одном из сеймов он заявил: «Я хочу быть государем и не потерплю, чтобы мне кто-нибудь указывал ». Баторий начал борьбу с аристократией, опираясь на мелкопоместную шляхту. За тайные сношения с Иваном Грозным он, велел казнить Григория Осьцика. Та же участь постигла Самуила Зборовского, изгнанного из страны еще при Генрихе Валуа за убийство пшемысльского каштеляна Андрея Ваповского.

    Возвратившись в страну, тот поднял смуту против короля и поплатился за это. Братья Самуила, Анджей и Кшиштоф, главные предводители аристократии, были привлечены к суду по обвинению в сношениях с Москвой и Австрией, а также в заговоре против короля с целью возведения на трон Габсбургов. Кшиштоф, преступление которого было доказано, был лишен прав и изгнан из королевства. Верных же себе аристократов Баторий, наоборот, всячески отличал и одаривал. Гетман Ян Замойский при нем стал канцлером и женился на сестре короля Гризельде.

    Будучи веротерпимым, король в то же время всячески покровительствовал католицизму и поддерживал католическое духовенство. Ведь ксендзы всячески проповедовали в народе происхождение королевской власти от Бога, а это импонировало Баторию, стремившемуся к абсолютной монархии. Особым его покровительством пользовались иезуиты. В 1579 г. для них была организована Виленская академия, позже превратившаяся в знаменитый университет, один из старейших в Европе. Стараниями иезуитов в католичество перешли аристократические фамилии Ходкевичей и Радзивиллов.

    Когда же рижане воспротивились созданию иезуитского дома в Риге и введению грегорианского календаря, их бунт был подавлен силой оружия. В то же время жалобы православных по поводу нового календаря были выслушаны. Король приказал оставить их в покое и не привлекать к суду за проведение церковных праздников по юлианскому календарю.

    Имел Баторий и далеко идущие военные планы: хотел возобновить войну с Москвой, а после победы двинуться на Турцию. С этой целью он вел переговоры с папой Сикстом V и испанским королем Филиппом 11. Вопрос об увеличении податей на войну рассматривался на сейме. Для Московского государства, где на престоле после смерти Ивана Грозного сидел слабый и нерешительный Федор Иоаннович, это могло кончиться очень плохо. Однако 12 декабря 1586 г. в своей столице Гродно на 54-м году Стефан Баторий скоропостижно скончался. В Речи Посполитой началось новое «бескоролевье ».

    Из внутренних реформ, введенных Баторием в Польше, особенно заслуживает внимания устройство запорожских казаков, которым он дал правильную организацию, наделил землями, позволил самим выбирать гетмана и все военное начальство, оставляя за королем право наделения гетмана знаменем, «булавой » и печатью и утверждения его после принятия присяги на верность. За это был установлен как «патрон», формально первый гетман запорожских козаков.

    Король управлял страной без знания языков своих подданных (пользовался латынью), регулярно декларировал свою личную приверженность католицизму, а для осуществления многочисленных реформ постоянно нуждался в грамотных исполнителях. Таких людей ему могла дать только эффективно работающая система школ. Её он увидел у иезуитов. Поэтому первый коллегиум для иезуитов он учредил у себя на родине в Коложваре (ныне Клуж-Напока; 1579). А затем в течение пяти лет были основаны иезуитские коллегиумы в Люблине (1581), Полоцке (1582), Риге (1582), Калише (1583), Несвиже (1584), Львове (1584) и Дерпте (1586). Для основания коллегиумов в Гродно и Бресте не хватило кадровых ресурсов у провинции ордена и времени жизни у короля.

    Память

    Восстановленный в 1919 году в Вильне университет носил имя Стефана Батория (Университет Стефана Батория). Именем Батория называется улица в Вильнюсе, ведущая от центра города в направлении Полоцка, и одна из улиц в центре Гродно.

    В 1994 году в Большом дворе ансамбля Вильнюсского университета была установлена мемориальная таблица в память короля польского и великого князя литовского Стефана Батория, основателя Виленской академии и Университета Общества Иисуса, с надписью на латинском языке из польского хрониста XVI века Мартина.

    Польский король (с 1575) и великий князь литовский (1576-1586), сын Иштвана IV, воеводы Трансильвании.


    Учился в Падуанском университете. В 1571-1576 - трансильванский князь.

    После бегства короля Генриха Валуа в 1574 году в Речи Посполитой наступил период бескоролевья. Православные западно-русские шляхтичи (среди которых выделялся Кшиштоф Граевский) выдвинули в кандидаты на польскую корону царя Ивана IV - в целях заключения унии с Московским государством и ведения совместной борьбы против турок и крымских татар. Затем, как кандидаты, выдвигались император Священной Римской империи Максимилиан II и австрийский эрцгерцог Эрнст, которые также придерживались курса на борьбу с Турцией и были поддержаны Москвой.

    Турецкий султан прислал шляхтичам грамоту с требованием, чтобы они не выбирали в короли императора Священной Римской империи Максимилиана II, и в качестве одного из претендентов был назван Стефан Баторий .

    Татарский набег в сентябре-октябре 1575 года на восточные земли Речи Посполитой (Подолию, Волынь и Червонную Русь) толкнул среднепоместную шляхту к кандидатуре Батория. По её настоянию именно он был избран в польские короли. В 1576 году члены элекционного сейма Великого княжества Литовского (ВКЛ) провозгласили трансильванского князя и короля Польши Стефана Батория великим князем литовским. По национальности Стефан был венгром, но национальными языками подвластного ему населения он почти не владел и с подданными изъяснялся на латыни, на котором проходило его обучение в итальянском университете.

    Внутренняя политика

    Стремился к укреплению королевской власти, вёл борьбу с магнатами, оказывал поддержку католическому духовенству и иезуитам в противостоянии реформационным движениям. Некоторое время был союзником Турции, затем участвовал в создании антитурецкой лиги. Был одним из самых решительных и успешных военных противников Московского государства.

    "Из внутренних реформ, введенных Баторием в Польше, особенно заслуживает внимания устройство запорожских казаков, которым он дал правильную организацию, наделил землями, позволил самим выбирать гетмана и все военное начальство, оставляя за королем право наделения гетмана знаменем, "булавой" и печатью и утверждения его после принятия присяги на верность. Желая восстановить не только политический, но и духовный мир в Польше, Баторий старался привести к соглашению с католичеством диссидентов, для чего не прибегал, однако, никогда к насилию, но старался действовать гуманно и мирно".

    Король управлял страной без знания языков своих подданных (пользовался латынью), регулярно декларировал свою личную приверженность католицизму, а для осуществления многочисленных реформ постоянно нуждался в грамотных исполнителях. Таких людей ему могла дать только эффективно работающая система школ. Её он увидел у иезуитов. Поэтому первый коллегиум для иезуитов он учредил у себя на родине в Коложваре (Kolozsvár, 1579). А затем в течение 5 лет были основаны иезуитские коллегиумы в Люблине (1581), Полоцке(1582), Риге (1582), Калише (1583), Несвиже (1584), Львове (1584) и Дерпте (1586). Для основания коллегиумов в Гродно и Бресте не хватило кадровых ресурсов у провинции ордена и времени жизни у короля.

    В связи с нацеленностью внешней политики на восток Баторий стремился развивать инфраструктуру государственного управления в границах Великого Княжества Литовского, планировал перенести столицу Речи Посполитой в Гродно, где перестроил королевский замок, и поддержал иезуитов в стремлении создать высшее учебное заведение в ВКЛ. 1 апреля 1579 года выдал привилей, согласно которому учреждённая в 1570 году в Вильне иезуитская коллегия преобразовывалась в Академию и университет Виленский Общества Иисуса (Almae Academia et Universitas Vilnensis Societatis Jesu). Булла Папы Римского Григория XIII 30 октября 1579 года подтвердила привилей Стефана Батория, дата которой считается датой основания Вильнюсского университета.

    Выдающийся полководец

    При комплектовании армии Баторий отказался от шляхетского ополчения, широко использовал наёмников, главным образом венгров и немцев, пытался создать постоянную армию путём набора солдат в королевских имениях.

    Ливонская война

    В 1579-1582 годах принимал участие в Ливонской войне (1558-1583) и искусным маневрированием добился ряда побед над войсками Московского государства, сведя на нет все завоевания Ивана Грозного в Ливонии. Конные отряды из войска Батория заняли Смоленщину и Черниговщину. Но после безуспешной осады Пскова король заключил перемирие с Московским государством (Ям-Запольский мир).

    Память

    Восстановленный в 1919 году в Вильнюсе университет носил имя Стефана Батория (Университет Стефана Батория). Именем Батория называется улица в Вильнюсе, ведущая от центра города в направлении Полоцка, и одна из улиц в Гродно.

    В 1994 году в Большом дворе ансамбля Вильнюсского университета была установлена мемориальная таблица в память короля польского и великого князя литовского Стефана Батория, основателя Виленской академии и Университета Общества Иисуса, с надписью на латинском языке из польского хрониста XVI века Мартина Кромера.