Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Стереотипы сознания. Барьеры профессионально-педагогического общения

    Стереотипы сознания. Барьеры профессионально-педагогического общения

    Школьный этап олимпиады по обществознанию. 7 класс

    (РАБОТА РАССЧИТАНА НА 1 ЧАС 20 МИНУТ)

    Ф.И.О. учащегося (полностью)_________________________________________

    Задания части А (1 балл за каждый правильный ответ)

    1. К отличиям человека от животных не относится:

    А) способность к целеполаганию (постановке целей)

    Б) членораздельная речь

    В) целесообразный характер деятельности

    Г) систематическое осуществление трудовой деятельности с применением специально изготовленных орудий труда

    2. Нормы права регулируют:

    А) мысли человека

    Б) совесть человека

    В) действия человека

    Г) все варианты верны

    3. К какой из сфер общественной жизни относится семья?

    А) экономической

    Б) социальной

    В) политико-правовой

    Г) духовной

    Д) ни к одной из выше перечисленных

    4. Государственный суверенитет – это:

    А) право народа на выбор социального и политического строя

    Б) принцип, характеризующий господство государства над обществом

    В) наличие в государстве избирательной системы

    Г) самостоятельность государства в проведении внешней и внутренней политики

    5. Программист трудится над разработкой новой программы, в данной деятельности программа выступает:

    А) как мотив

    Б) как средство

    В) как объект

    Г) как субъект

    6. В Российской Федерации государственной религией является (являются):

    А) христианство

    Б) православие

    В) традиционные религии России - православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм

    Г) ни один из ответов не верен

    7. Право – это система обязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государством, которая поддерживается:

    Б) принуждением власти

    В) совестью человека

    Г) традициями общества

    8. Какому из приведенных понятий соответствует следующее определение: «Строго соблюдаемый порядок выполнений действий, совершаемых в определенных особо значимых случаях»?

    А) обычай

    Б) ритуал

    В) этикет

    Г) традиция

    9. Что из перечисленного не рассматривается законодательством в качестве конституционной обязанности граждан Российской Федерации?

    А) уплата налогов государству

    Б) соблюдение законов

    В) забота о сохранении исторического и культурного наследия

    Г) участие в выборах

    10. Первым в европейской истории документом, закрепившим права человека на защиту от произвола государственной власти, считается:

    А) «Великая хартия вольностей»

    Б) Всеобщая декларация прав человека

    В) Декларация прав человека и гражданина

    Г) Билль о правах

    Часть В

    1. Что из перечисленного не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации? Отметьте «лишние» элементы (элемент) и кратко обоснуйте свое решение.

    1) Министерство здравоохранения и социального развития РФ

    2) Федеральная налоговая служба

    3) Управление образования и науки Тамбовской области

    4) Глава Администрации Тамбовской области

    5) Тамбовская Городская дума

    6) Мэр Москвы

    7) Законодательное собрание Красноярского края

    8) Генеральный прокурор Российской Федерации

    2. Подберите общее понятие к каждому из следующих рядов:

    А) речь, жесты, мимика, взгляд

    Обобщающее понятие: __________________________

    Б) игра, труд, учение

    Обобщающее понятие: ____________________________________

    В) компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление

    Обобщающее понятие: _________________________________________________

    3. Одним из главных международных документов о правах человека является Всеобщая декларация прав человека. Укажите точную дату ее принятия (день, месяц, год). Объясните, какие события стали побудительной причиной принятия данного международного документа именно в это время. _______________________________________________

    4. 17-летний А. является студентом одного из вузов. Получив первую стипендию, он решил «отметить» это событие. Домой после этого А. пришел в нетрезвом состоянии. Родители заявили сыну, что вынуждены будут в случае повторения подобного поставить вопрос о лишении сына права самостоятельно распоряжаться стипендией. Правы ли родители А. с точки зрения законодательства? Ответ обоснуйте .

    5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,

    если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    1. Межличностный конфликт может быть вызван стремлением партнеров по

    общению отстоять противоположные взгляды.

    2. Штраф является мерой только уголовно-правовой ответственности. 3.

    Руководство внешней политикой Российской Федерации осуществляет

    Президент РФ.

    4. Суверенитет государства означает его способность выполнять свои

    функции без вмешательства других государств.

    5. Этносы формируются одновременно с возникновением государства.

    6. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны.

    А экономическая

    1.Представитель партии принял участие в теледебатах

    Б политическая

    В социальная

    2. В Третьяковской галерее открылась выставка работ В. М. Васнецова

    Г духовная

    3. Благодаря развитию интернет-технологий образование стало доступно большему числу людей с ограниченными возможностями

    4. На химическом предприятии открыт новый цех

    5. В школе состоялся литературный вечер.

    6. Государственная дума приняла новый Закон об образовании

    7. Фермер собрал большой урожай пшеницы

    Максимальный бал - 7

    7. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (по 2 балла)

      край, область, автономный округ, республика – это ________субъекты РФ __

      Мораль, обычай, право – это социальные нормы ____________________

      Герб, гимн, флаг – это __символы государств

    8. Решите правовую задачу . (по 2 балла)

    В юридическую консультацию обратился четырнадцатилетний Антон с просьбой разъяснить ему, как поступить в следующей ситуации. Его родители при вступлении в брак оставили свои добрачные фамилии. При рождении ему была присвоена фамилия отца, на которую он получил паспорт. В настоящее время его отец осужден за совершение тяжкого преступления и отбывает наказание.

      Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери? ______

      Куда ему следует обратиться с такой просьбой?________________

    ___________________________________________________________

    ___________________________________________________________

    9. Решите обществоведческий кроссворд

    По горизонтали:

    1. Совокупность традиционных действий, сопровождающих важные

    моменты жизни человека, установленные обычаем или ритуалом

    2. «Делание добра», помощь нуждающимся, полезная общему благу

    деятельность

    4. Ручательство; условие, обеспечивающее что-либо

    7. Социально и духовно развитый человек

    10. Ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владельца в капитале

    выпустившего ее предприятия и дающая ему право на получение части

    прибыли этого предприятия

    По вертикали:

    2. Обмен одного товара на другой без помощи денег

    3. Процесс приобретения человеком знаний

    5. Устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо

    6. Денежная единица страны

    8. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

    организма и развития личности

    9. Представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе

    11. Союзное государство, составными частями которого являются

    относительно самостоятельные государственные образования

    Ответ

    По горизонтали:

    1. Обряд

    2. Благотворительность

    4. Гарантия

    7. Личность

    10. Акция

    По вертикали:

    2. Бартер

    3. Познание

    5. Стереотип

    6. Валюта

    8. Потребность

    9. Мораль

    11. Федерация

    По 1 баллу за каждое верное слово.

    Максимум за задание 12 баллов.

    Ответы

    __________________________________________________________________

    1

    2

    3

    4

    5

    Ответ

    6

    7

    8

    9

    10

    Ответ

    Ответы на открытые вопросы

    Ответ на вопрос 1: (1 балл)

    В систему органов государственной власти не входит Тамбовская Городская дума (5). Она является органом местного самоуправления, а согласно Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    Ответ на вопрос 2: (3 балла)

    А) средства общения

    Б) виды деятельности

    В) способы поведения в конфликте

    Ответ на вопрос 3: (3 балла)

    10 декабря 1948 г.

    Побудительной причиной стали массовые зверства и нарушения прав человека нацистской Германией и ее союзниками в годы Второй мировой войны и стремление создать условия, которые исключили бы их повторение.

    Ответ на вопрос 4: (3 балла)

    Родители вправе поставить вопрос о лишении сына права самостоятельно распоряжаться стипендией. По действующему законодательству, при наличии достаточных оснований (напр., когда несовершеннолетний тратит эти деньги на покупку алкогольных напитков) суд по ходатайству родителей может принять такое решение.

    Общий балл -60

    Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана , которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

    Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

    Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, так как позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, 13 из 33 симпозиумов были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

    Экономия усилий

    Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура - это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов - это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём - это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

    Разметка мира

    Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

    Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идёт о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

    Система стереотипов - не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращённый и упрощённый путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

    Стереотипы и предрассудки

    Екатерина Фетищева
    Тренинг по культуре педагогического общения

    Групповое развивающее занятие для педагогов

    «Культура педагогического общения »

    Задачи :

    Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование навыков общения ;

    Способствовать повышению у педагогов уровня развития эмпатии, коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений ;

    Создание в группе рабочей психологически комфортной атмосферы.

    Оборудование : карточки с изображением геометрического узора, бумага для рисования, карандаши.

    ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ

    Цель : знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

    Содержание : все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит : «Здравствуйте. Я - Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами) . Вся группа говорит : «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят : «Здравствуйте!»

    Основная часть

    Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми, родителями, педагогами . Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями человека. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога . Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения .

    Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым) .

    Основным навыком эффективного взаимодействия является наличие культуры слушания .

    Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение .

    Слушание может быть активным, пассивным, эмпатическим.

    Активное слушание – когда на первый план выступает отражение информации.

    Продуктивные способы активного слушания :

    Повторение – цитирование сказанного партнером в своих фразах («Итак, ты считаешь… (далее цитата) » или «Насколько я тебя поняла. (далее цитата) »

    Перефразирование – состоит в возвращении собеседнику его же высказываний, выбирая наиболее существенные моменты («По вашему мнению…» , «Другими словами). Цель – уточнение информации.

    Резюмирование предполагает сокращенное воспроизведение слов партнера. Помогает при обсуждении претензий или несогласий («Если теперь подытожить сказанное…» )

    Развитие идеи (интерпретация сказанного) позволяет уточнить смысл сказанного («Ты, вероятно, имеешь в виду, «Вы, наверное, говорите это, потому что?» )

    Активное слушание не эффективно, когда Вы слушаете человека, пребывающего в состоянии сильного эмоционального напряжения. Приемы активного слушания работают тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника.

    Пассивное слушание – бывает, приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, здесь приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях вашему партнеру надо только одно – успокоиться, овладеть собой, только после этого с ним можно будет общаться, только тогда он сможет услышать то, что вы говорите. Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом помогают так называемые «угу-реакции» : «да-да» , «угу» , кивание головой. Техника эта требует от вас одного : чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет» . Затем можно включать активное слушание.

    На пути взаимопонимания лежат барьеры общения , из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга.

    Под барьерами общения подразумевают те немногочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.

    Существуют :

    Коммуникативные Психологические

    Когда человек не понимает речи, например, если люди

    собеседника по тем или иным не понимают друг друга

    причинам, например, если речь из-за разницы в возрасте

    искажена или люди беседуют на или первое впечатление

    разных языках. оказало слишком сильное

    Личностные барьеры педагогического общения бывают :

    Стереотипы мышления – устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках и ситуациях)

    Предвзятость – внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.

    Неправильное отношение друг к другу

    Отсутствие внимания и интереса к другому

    Пренебрежение фактами

    Барьер страха

    Барьер страдания

    Барьер плохого настроения

    Барьер презрения

    Барьер недостаточного понимания важности общения

    Барьер речи

    Каждый образованный человек может назвать, как преодолеть барьеры общения : быть, прежде всего, хорошим слушателем, быть компетентным в обсуждаемом вопросе, дружелюбно настроенным, уметь вызвать положительные эмоции, производить приятное впечатление внешним видом и манерами, соблюдать правила этики.

    Проявлять искренний интерес и внимание к коллегам;

    Быть приветливым, внимательным, создавать благоприятную атмосферу;

    Как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника;

    Уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание;

    Никогда не унижать человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре;

    Хвалить другого человека, подчеркивать его значимость и компетентность;

    Обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме;

    Прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках;

    Задавать вопросы вместо того, чтобы давать приказания;

    Хвалить человека за каждый его даже скромный успех и быть при этом искренним;

    Делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите;

    Педагогическое общение – это межличностное взаимодействие субъектов педагогического процесса , состоит в передаче общественного и профессионального опыта.

    Сейчас я Вам предлагаю проиграть ситуацию того, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

    1. Упражнение на развитие навыков слушания

    Текст : «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, т. к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских. Он должен вернуться к 14 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

    Анализируется, как и когда была искажена информация.

    Делается вывод : так и в жизни (в семье, на работе, среди знакомых) информация искажается, принося тем самым различного рода вред. Значит, и дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. 2. Упражнение «Рисование по инструкции»

    Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы. Описание. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

    Упражнение проводится с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.

    Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим? Что было трудно? Что не получилось? Почему?

    (Условия для каждого индивидуальны и каждый для себя эти условия создает).

    3. Игра-активатор “Друг к дружке”.

    Ведущий : Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

    Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

    А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу : “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

    Правая рука к правой руке!

    Левая рука к левой руке!

    Спина к спине!

    Друг к дружке!

    Бедро к бедру!

    Ладошка к ладошке!

    Пятка к пятке!

    Друг к дружке!

    Носок к носку!

    Живот к животу!

    Большой палец руки к большому пальцу руки!

    Друг к дружке!

    Бок к боку!

    Колено к колену!

    Мизинец к мизинцу!

    Друг к дружке!

    Затылок к затылку!

    Локоть к локтю!

    Кулак к кулаку!

    Все. Спасибо. Садитесь

    Рефлексия чувств.

    Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

    4. Упражнение «Волшебные слова»

    Все люди на свете испытывают потребность в общении . О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения , подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести : доброжелательность, отзывчивость, вежливость.

    Требовать от других можно только то, что ты способен дать и даешь сам. Очень часто эту простую истину забывают, особенно дома, в отношениях с близкими родственниками.

    Ведущий : Одним из основных коммуникативных умений, которыми должен овладеть общительный человек, является умение говорить "волшебные слова". В самом начале разговора нужно расположить собеседника к себе, сказать несколько слов, которые помогли бы вам установить более теплые и приятные отношения

    Сегодня мы вспомним некоторые "волшебные слова" и выражения.

    Какие "волшебные слова" вы знаете? Прошу высказываться. При этом желательно обосновать, в каком случае то или иное слово будет уместным и даст нужный эффект.

    Ответы педагогов .

    Пословицы :

    Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

    Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.

    Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь.

    Говорить не думая, что стрелять не целясь.

    Из одних слов шубы не сошьёшь.

    Анкета “Обратная связь”

    Анкета «Мнение»

    1. Степень твоей включенности : 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    (Обведи кружочком соответствующий балл.)

    2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

    3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв» , что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

    4. Что тебе не понравилось на этом занятии? Почему?

    5. Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.)

    Ведущий : Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

    В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения. От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса . В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.

      В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:

      • личностные;

        социально-психологические;

        физические (рис. 12) .

      Некоторые из них мы рассмотрим.

      Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:

      • стереотипы мышления;

        предвзятость;

        неправильное отношение друг к другу;

        отсутствие внимания и интереса к другому;

        пренебрежение фактами (рис. 13).

    Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл информации может быть искажен а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего). Предвзятые представления между учителем и учеником возникают в результате снижения уровня самокритичности и подъема самооценки (как правило, не всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом общении проявляется в следующем: 1. Ложные стереотипы, относящиеся к восприятию человека по внешним данным. (Этот - в очках, значит, умный, этот - спортивный на вид, значит, неумный и т.д.) Установка на внешность экономит педагогические усилия, связанные с познанием учеников, но часто приводит к заблуждениям, которые в конечном счете выливаются в педагогические просчеты. 2. Приписывание достоинств или недостатков человеку исходя только из его социального статуса. В этом случае ученик или студент оказываются не в лучшем положении: их социальный статус ниже статуса педагога. 3. Субъективизм, штампы, трафареты, предварительная информация, которую педагог получает об учащемся (или другом педагоге). Следуя им, педагог встает на ложный путь педагогического общения или оказывается вообще вне его. Необходимо проверять всякую информацию и проводить переоценку предварительных установок, чтобы познать истинного человека, его плюсы и минусы и строить общение с ним с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше другого. Общение - это совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающаяся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда приводит к межличностным конфликтам.

    Специальным предметом исследования в педагогической психологии стала проблема трудностей, или барьеров, в общении. Они проявляются как субъективные переживания человеком "сбоя", несовпадения реального результата с планируемым, некоторой остановки нормального течения деятельности и общения . Такие затруднения нарушают общение, но могут выполнять и позитивную функцию, ибо указывают на совершенную ошибку или использование неадекватного средства для решения коммуникативной задачи.

    В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения: личностные; социально-психологические; физические.

    Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:

    · стереотипы мышления;

    · предвзятость;

    · неправильное отношение друг к другу;

    · отсутствие внимания и интереса к другому;

    · пренебрежение фактами.

    Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл информации может быть искажен а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).

    Предвзятые представления между преподавателем и студентом возникают в результате снижения уровня самокритичности и подъема самооценки (как правило, не всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом общении проявляется в следующем:
    1. Ложные стереотипы, относящиеся к восприятию человека по внешним данным. (Этот - в очках, значит, умный, этот - спортивный на вид, значит, неумный и т.д.) Установка на внешность экономит педагогические усилия, связанные с познанием студентов, но часто приводит к заблуждениям, которые, в конечном счете выливаются в педагогические просчеты.

    2. Приписывание достоинств или недостатков человеку исходя только из его социального статуса. В этом случае студент оказываются не в лучшем положении: их социальный статус ниже статуса педагога.



    3. Субъективизм, штампы, трафареты, предварительная информация, которую педагог получает о студенте (или другом педагоге). Следуя им, педагог встает на ложный путь педагогического общения или оказывается вообще вне его. Необходимо проверять всякую информацию и проводить переоценку предварительных установок, чтобы познать истинного человека, его плюсы и минусы и строить общение с ним с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше другого.

    Социально-психологические барьеры:

    1. Этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе (например, "немец-педант", "темпераментный южанин" и т.п.).

    2. Социально-статусные стереотипы состоят в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса (в экспериментах выяснилось, что даже рост незнакомого человека оценивается по-разному, в зависимости от того, кем по статусу он является: чем более высоким был социальный статус, тем более высокого роста казался человек).

    3. Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций (например, стереотип военного как дисциплинированного, жесткого, ограниченного человека, стереотип профессора как умного, рассеянного и т.п.).

    Физические барьеры:

    1. Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика.

    2. Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека ("эффект красоты": чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными качествами он наделяется).

    3. Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.).

    В процессе познания педагогом личности студента механизм стереотипизации действует во всех направлениях: срабатывают и социальные, стереотипы, и эмоционально-эстетические, и антропологические и пр. Также у педагога под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы.

    В. А. Кан-Калик выделил три группы барьеров педагогического общения:

    Боязнь студенческой аудитории и педагогической ошибки;

    Установка, формируемая в результате прошлого негатив­ного опыта работы вообще или работы с данной студенческой группой в частно­сти; несовпадение собственных установок преподавателя на работу в группе и установок обучающихся;

    Неадекватность собственной деятельности в складывающей­ся на занятиях коммуникативной ситуации. Это может происходить в силу либо механического копирования стиля (манеры) обще­ния референтного для преподавателя человека, либо в силу ограниче­ния общения только информационной стороной .

    И. А. Зимняя выделяет следующие комплексы трудностей общения:

    1) этносоциокультурный. Затруднения, как правило, проявляются в непонимании намерений партнера по общению, тональности и стиля самого общения. В основе такого непонимания чаще всего лежат особенности этнического сознания, систем ценностей, стереотипов и установок;

    2) статусно-позиционно-ролевой. Затруднения в общении связаны с различиями социального статуса, занимаемых позиций и ролей партнеров по общению (преподавателя и ученика);

    3) возрастной. Трудности в общении проистекают из неспособности представителей разного возраста и опыта увидеть ситуацию глазами партнера по общению, особенно в тех случаях, когда преподаватель моложе учащихся (например, слушателей ФПК);

    4) индивидуально-психологические затруднения. Здесь непонимание возникает в силу типовых несовпадений - личностных, характеров, темпераментов, познавательных процессов у разных людей. Именно поэтому мы уделили так много внимания проблеме индивидуальных различий в данной книге;

    5) затруднения, связанные со спецификой самой педагогической деятельности. Эти затруднения часто вызываются недостаточным уровнем профессионального мастерства педагога или недостаточным владением им предметным материалом .

    Для преодоления этих барьеров необходимо встать на путь выработки собственного индивидуального стиля педагогической деятельности, расширения знаний об индивидуальных особенностях учеников и учета их в реальном процессе обучения, а также овладения специальными приемами и техниками педагогического общения. Многое приходит с опытом стихийно, но часто требуется специальная рефлексия и последующая корректировка собственной педагогической деятельности.

    Коммуникативные способности преподавателей и их компетентность в общении особенно ценятся студентами младших курсов, которые в большей степени, чем студенты 3-4-х курсов, выделяют в своих оценках преподавателей их личные качества. В модели "хорошего" преподавателя на первое место они ставят понимание студента преподавателем, сочувствие ему; тогда как, начиная с третьего курса, пальму первенства отдают компетентности. К концу обучения снова возрастает ценность личностных качеств (хотя и не достигает той величины, которая имела место у первокурсников), что можно объяснить ростом потребности в личных контактах с преподавателем .