Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Стертая форма дизартрии – как лечить. Диагностика болезней по языку

    Стертая форма дизартрии – как лечить. Диагностика болезней по языку

    Моторика

    ОБЩАЯ МОТОРИКА . Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

    МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК . Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

    У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

    ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
    У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате и нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:
    1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

    2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

    3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

    4) в снижении количества правильно выполненных движений.

    Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

    Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
    Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

    Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

    Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

    Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

    При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

    ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ.
    При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

    Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
    ПРОСОДИКА.

    Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

    У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.
    ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

    дети со стертой дизартрией - это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

    С фонетическими нарушениями;

    С фонетико-фонематическим недоразвитием;

    С общим недоразвитием речи.

    Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

    Глоссарий.

    Эхопраксия - подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий др. людей.

    Синкинезии - (греч. syn- вместе kinēsis движение; синоним: ассоциированные движения, содружественные движения) - непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.

    Кинестетический оральный праксис - Термин используется для описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела. Следовательно, в первую очередь имеются в виду ощущения, связанные с движением в пространстве.
    Кинетический оральный праксис - Простые движения губ и языка: высунуть язык, надуть щеки, поместить язык между зубами и нижней губой. Сложные движения губ и языка: посвистеть, «задуть» горящую свечу, сплюнуть, поцеловать и т. д.
    Гиперкинез - непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз.
    Саливация - слюнотечение, слюноотделение.

    Дистонией называют синдром, при котором происходит постоянное либо спазматическое сокращение мышц, затрагивающее как мышцу-агонист, так и антагонистичную ей мышцу. Спазмы мышц часто непредсказуемы, они изменяют нормальное положение тела.
    Гипомимия - Нарушение мимики, характеризующееся ее бедностью, застывшим, маскообразным выражением лица. Улыбка, гримаса плача при эмоциях возникает с запозданием...
    Девиация - отклонение параметров от нормы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Диагностика нарушений моторного развития
    1. Обследование общей произвольной моторики
    Инструкции:
    а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

    б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

    в) «Подбрасывай и лови мяч».

    Г) «Походи на одном месте».

    Д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

    Критерии оценки:

    5 баллов

    4 балла

    3 балла - задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

    2 балла - плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;

    1 балл - задание не выполняется.
    2. Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)

    Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?»

    Критерии оценки:

    5 баллов - задания выполняются правильно;

    4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

    3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

    2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

    1 балл - задание не выполняется.

    Ребенку предлагается лист бумаги с изображением геометрических фигур

    3. Исследование зрительно-пространственной организации движений
    Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

    Критерии оценки:

    5 баллов - все задания выполняются правильно;

    4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

    3 балла - правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

    2 балла - эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;

    1 балл - стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

    Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга.

    4. Исследования развития кинестетической основы движений руки

    Инструкция:

    1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

    2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».

    3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

    4. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

    Критерии оценки:

    5 баллов - все задания выполняются правильно;

    4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

    3 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

    2 балла - задания выполняются с помощью взрослого;

    1 балл - задания не выполняются.

    5. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

    Исследование точности движений.

    Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

    Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»

    Критерии оценки:

    5 баллов - при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;

    4 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;
    3 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;

    2 балла - не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;

    1 балл - невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

    «Дорожки»
    Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки .

    Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

    6. Обследование кинестетического орального праксиса
    1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...»

    А - ?

    И - ?

    О - ? У - ?

    2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»

    3. Инструкция : «Произнеси [си] - [су], [ки] - [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»

    4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

    5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении - за верхними или за нижними зубами?»

    Критерии оценки:

    5 баллов - правильный ответ;

    4 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

    3 балла - поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;

    2 балла - неточный ответ, неточное выполнение задания;

    1 балл - отсутствие ответа.

    Процедура обследования .

    Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» - «окно» - «мост» - «парус» - «лопата», «вкусное варенье» и т.д.

    Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.

    1. Инструкция

    Широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам - «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

    2. Инструкция :

    Язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

    3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    - «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).

    4. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    - «мост» - рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).

    5. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    - «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).

    Оценивается:

    Длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

    Симметричность;

    Критерии оценки:

    5 баллов - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

    4 балла - замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

    3 балла - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;

    2 балла - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

    1 бал л - невыполнение движения.

    8 Обследование динамической координации артикуляционных движений
    Процедура обследования.

    Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.

    1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    - «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).

    2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    - «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).

    3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

    4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз .

    5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    Совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

    Оценивается:

    Последовательность выполнения движений;

    Возможность переключения с одного движения на другое;

    Инертность движения, персеверации;

    Темп движений;

    Амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный);

    Точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

    Наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

    Критерии оценки:

    5 баллов - сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы;

    4 балла - замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;

    3 балла - количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;

    2 балла - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;

    1 балл - невыполнение движений.


    9 Обследование мимической мускулатуры
    Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

    1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    Нахмурить брови

    2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    Поднять брови

    3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    Наморщить лоб

    4. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    Поочередно надуть щеки

    5. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    Втянуть щеки

    Критерии оценки:

    5 баллов - точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

    4 балла - неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

    3 балла - единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

    2 балла - затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;

    1 балл - грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.
    10 Обследование мышечного тонуса и подвижности губ
    Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

    1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    - «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).

    2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    Чередование «забор» - «трубочка» (до 5 раз).

    3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

    Критерии оценки :

    5 баллов - точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;

    4 балла - неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);

    3 балла - верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;

    2 балла - затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;

    1 балл - невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

    11. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики
    Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

    1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    - «лопата» - язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

    2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    - «мост» - из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык - широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

    3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

    - «маятник» - попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

    Критерии оценки:

    5 баллов - точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

    4 балла - неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

    3 балла - затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;

    2 балла - грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

    1 балл - не выполняет задание .

    Диагностика нарушений моторного развития детей со стертой дизартрией

    Профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией

    После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией Балльная оценка функции позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.

    На графике представлена кривая, демонстрирующая состояние моторного развития (общего, ручного, артикуляционного) на момент обследования. После проведения коррекционных мероприятий на графике отражается динамика в виде второй кривой. Таким образом, на графике можно увидеть результаты коррекционной работы.


    Параметры обследования:
    1. Обследование общей произвольной моторики.

    2. Исследование дифференциации пространственных понятий.

    3. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения
    4. Исследование развития кинестетической основы движений руки.

    5. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).

    6. Обследование кинестетического орального праксиса.
    7. Обследование кинетического орального праксиса .

    8. Обследование динамической координации артикуляционных движений.
    9. Обследование мимической мускулатуры.
    10. Обследование губной мускулатуры
    11. Обследование язычной мускулатуры.


    Выводы

    1. Развитие двигательного аппарата детей является фактором, стимулирующим развитие речи.

    2. Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.

    3. Тонкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

    4. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

    5. Моторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

    6. Все двигательные патологические симптомы при стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме.

    7. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями.

    8. У детей со стертой дизартрией недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений.

    9. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном отделе периферического речевого аппарата.

    10. Диагностика нарушений моторного развития необходима для уточнения структуры дефекта.


    Структуру речевого дефекта, составляет нарушение звукопроизносительной стороны речи. Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезии, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания; расстройства голосообразования. Речь при дизартрии смазанная, нечеткая.
    Спастичность - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комком» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята в верх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому небу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков.
    (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом», вытянут в перед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное смыкание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, приоткрыт. При этом наблюдается повышение слюнотечения (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены.
    Гипотания - снижение тонуса мышц.
    При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. Рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого неба притятствует достаточному продвижению небной занавески
    вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. Голос приобретает носовой оттенок (назализация).
    Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может наблюдаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония искажает артикуляцию. Особенность звукопроизношения при дистонии - непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
    У детей с неврологической патологией часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре(так же, как и в скелетной). Например, в язычной мускулатуре может отмечаться спастичность, а в лицевой и губной - гипотония.
    Нарушение подвижности артикуляционных мышц.
    Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата - это основное проявление пареза этих мышц.
    Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении мышц языка.
    Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть разной - от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений языка и губ. В первую очередь нарушаются наиболее тонки и дифференцированные движения (поднимание языка вверх).
    Специфические нарушения звукопроизношения:
    - стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;
    - специфические трудности автоматизации звуков (длительность времени автоматизации). При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются;
    - нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных);
    - преобладание межзубного и бокового произношения свистящих с з, ц, и шипящих ш ж ч щ звуков;
    - оглушение звонких согласных (звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса;
    - смягчение твердых согласных звуков (палатализация);
    - нарушения звукопроизношения особенно выражено в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.
    В зависимости от типа нарушения все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на две категории: антропофонические (искажения звуков) и фонологические (замены, смешения). При дизартрическом расстройстве наиболее типичным нарушением звукового строя речи является искажение звука.
    Нарушения дыхания обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.
    Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, готанный).
    Нарушения просодики(мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи).
    Мелодико-интонационные расстройства часто относятся к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Они в большей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Наблюдается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже - в ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (скандированность-«рубленая» речь, когда наблюдается дополнительное количество ударений в словах).
    Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
    У детей с дизартрией отмечается слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.
    При дизартрии встречаются вегетативные расстройства.
    Частым вегетативным расстройством является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, порезом губных мышц. Данное расстройство утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате и снижения самоконтроля. Встречается вегетативное расстройство, как покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи.
    У детей с дизартрией часто затруднен акт приема пищи, а в тяжелых случаях отсутствует жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Встречается нарушение координации между дыханием и глотанием.
    Дизартрические нарушения могут сопровождаться синкинезиями.
    Синкинезии - непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка)
    Оральные синкинезии - открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.
    Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.
    Нарушение координации движений (атаксия)
    Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи.
    Дисметрия - это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды) Так же наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия).
    Атаксия отмечается при атактической дизартрии.
    Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.

    Гиперкинезы - непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка.

    Тремор - дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Отмечается при атактической дизартрии .

    В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969,1971,1979,1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, 1966; М. Climent, Т. Е. Twitchell, 1959; R. D. Neilson, N. О". Dwer, 1984.
    1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — 575с.
    2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, Р.И.Лалаевой, Е.М.Мастьковой.,М.: Просвещение, 1989. - 527с.
    3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — 192с.
    4. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. I . Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. - М.: Владос, 2003. - 303с.
    5. Атлас нервная система человека строение и нарушение / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе - М.: ПЭР СЭ,2011. - 79с.

    Девиация языка - это его отклонение вправо или влево от средней линии. Если здорового человека попросить высунуть язык, то он без труда сделает это, причем он будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае если каким-то образом работает неправильно, то можно будет наблюдать девиацию органа речи.

    Именно нарушения в функционировании нервной системы приводят к проблемам в работе а иногда и лица. Чаще всего подобные изменения происходят из-за заболеваний головного мозга, например, вследствие перенесенного инсульта.

    Что такое инсульт?

    Инсульт - нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с которые не проходят на протяжении нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой степени. А часть людей, перенесших инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам требуется заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно.

    Девиация языка при инсульте - лишь один из симптомов, которые могут проявиться. Как правило, кровоизлияние в мозг очень сильно отражается на невротическом состоянии больного, и помимо девиации органа речи могут возникнуть атрофия мышц лица, невозможность двигать конечностями с одной стороны, иногда полная парализация тела или отдельных его частей. Девиация языка при ОНМК приводит к серьезному нарушению речи. Возможно ли полностью реабилитироваться, избавится от заболевания и как это сделать?

    Какие могут быть причины появления девиации языка?

    Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходит корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо.

    Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда с одной стороны гораздо более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сам язык при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.

    Диагностика девиации языка

    Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его высунуть. Увидев отклонение, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. К примеру, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная.

    Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитостью мимических мышц лица с одной стороны.

    Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции.

    Если подобные меры не помогают, тогда больного следует попросить надавить языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны. Он силу надавливания проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают его мышцы, и понять, есть ли девиация языка вправо.

    Лечение девиации языка

    Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечения недуга, вызвавшего его. В случае если причина - инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга. Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.

    Девиация языка ребенка

    Инсульт или искривление мышц лица - явления для ребенка небывалые, однако дети тоже сталкиваются с девиацией языка. Как правило, причиной подобного симптома является дизартрия либо стертая дизартрия.

    Данное заболевание вызвано нарушением подачи сигнала от головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата. При этом неправильный нервный сигнал может отразиться как на мышцах лица ребенка, так и на языке.

    Сталкиваются с подобным явлением не многие дети. Однако все же случаи были зафиксированы. Большинство из страдающих такими нарушениями внешне выглядят как вполне здоровые дети, и лишь врач в состоянии определить, что у ребенка дизартрия.

    Симптомы дизартрии у ребенка

    При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций с помощью мимики. Губы пациента часто поджаты, уголки опущены вниз, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно.

    В тяжелых случаях из-за заболевания ребенок не может закрыть рот и удержать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша высунуть орган речи, то можно будет заметить, что удерживать его на средней линии ребенку сложно. Язык слегка трясется и отклоняется в сторону.

    Отличие дизартрии от стертой дизартрии

    Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, требующим использования мелкой моторики рук.

    Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии - это девиация языка. Как правило, у детей, страдающих данным заболеванием, язык достаточно толстый. Если попросить ребенка высунуть его изо рта, то можно заметить, что язык трясется и отклоняется в сторону. Проявление подобных симптомов в медицине называется стертой дизартрией.

    Объединяет оба заболевания Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.

    Как отражается дизартрия на психике ребенка?

    В основном все дети, страдающие стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые перемены настроения, бросания из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, излишне ранимым, постоянно плакать из-за пустяков, с другой стороны, может становиться агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательны и не вникают в суть обучения.

    Как избавиться от девиации языка ребенку?

    Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет лишь походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он. Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировку правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Добиться результата с помощью каких-либо медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса.

    Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от данной проблемы без комплексных мер. Зачастую врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировку. Данные меры позволят как можно быстрее вернуть язык и мышцы лица в нормальное состояние. Нужно уделять особое внимание девиации языка у ребенка, так как зачастую определить наличие заболевания можно только по этому признаку.

    Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются - выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-либо слова (потеря речи).

    Неврогенные страдания языка

    Неврогенные страдания языка делятся на моторные и трофические; сюда же входят расстройства чувствительности.

    Моторные неврозы языка являются по преимуществу поражениями подъязычного нерва (n. hypogloesus). Заболевание центральных путей подъязычного нерва вызывает односторонний паралич мышечной мускулатуры, при котором акт глотания не нарушается. Ядерные поражения главным образом вызывают двусторонний паралич, ведущий к полному нарушению акта глотания, если не сохраняется добавочное ядро подъязычного нерва.



    При диагностике этих поражений необходимо произвести специальное неврологическое исследование, а также определить участие других черепных нервов, пирамидных путей. Сравнительно проста диагностика при травматических повреждениях подъязычного нерва.

    Двустороннее поражение ядер подъязычного нерва часто наблюдается при двустороннем бульбарном параличе. Сначала возникают расстройства движения, затем атрофия языка и язычная диелалия (поражение речи), впоследствии присоединяется нарушение глотания и движения губ. Аналогичный симптомокомплекс может возникнуть при спинной сухотке.

    Подобные, но нестойкие симптомы двигательного пареза: языка могут возникнуть в результате энцефалита при явлениях псевдобуль"барного паралича. Нами наблюдался случай паралича подъязычного нерва огнестрельного происхождения.

    Одностороннее повреждение подъязычного нерва вызывает отклонение языка в противоположную сторону при покойном положении в полости рта. При высовывании язык обычно отклоняется в здоровую сторону.

    Судороги языка могут наблюдаться при эпилепсии, столбняке, бешенстве, гемиплегии, двигательном полупараличе.

    Описана профессиональная судорога языка у кларнетистов, подобно судороге пальцев писцов.

    При табесе и при кортикальных очагах в центре движения может возникнуть значительное расстройство речи вследствие атаксии языка.

    Трофические неврозы языка находят иногда свое выражение в ангиоспастических явлениях, в явлениях очаговой десквамации сосочков.

    Чувствительные расстройства языка представляют наиболее распространенные невротические поражения его; они обычно сопровождаются аналогичными поражениями в других отделах тройничного нерва. Болевая чувствительность слизистой оболочки неодинакова в различных отделах; это необходимо иметь в виду при сравнительном исследовании отдельных участков и учитывать относительность показателей и топографию болевой чувствительности зоны физиологической гипалгезии и аналгезии. За исключением губ и кончика языка, болевые точки весьма скудно распределены в полости рта (см. таблицу).

    Анестезии могут быть следствием различных заболеваний. Чаще наблюдается анестезия половины языка - при поражениях анатомического характера (мозговые и бульбарные, поражение барабанного сплетения, поражения при ушных заболеваниях) и функционального характера (истерия). Клинически такого рода анестезии протекают не всегда достаточно отчетливо, так как чувствительность в языке частично сохраняется в участках, иннервируемых другими нервами; основная часть спинки и кончика языка иннервируется язычным нервом, принадлежащим к III ветви тройничного нерва; кроме того, чувствительную иннервацию языка дает еще верхний гортанный нерв (n. Iaryngeus superior) и язычные ветви языкогло-точного нерва (n. glossopnaryngeus).

    Гиперестезии языка составляют весьма важную в практическом отношении группу нарушений чувствительности языка. К этой группе относятся невралгия и глоссодиния.

    Невралгия языка представляет заболевание, вызванное поражением язычного нерва, носящим характер проявлений невралгии тройничного нерва, большей частью совместно с невралгией нижнечелюстного нерва. Боли носят типичный приступообразный характер; они возникают самопроизвольно или под влиянием незначительных внешних раздражений физического (прием пищи, разговор), а иногда и психического характера.

    Вследствие того что больные при невралгии язычного нерва берегут язык, стараются мало им пользоваться, при внешнем осмотре язык часто представляется обложенным серым или бурым налетом. Присутствие налета не является, понятно, объективным признаком невралгии, а должно рассматриваться как симптом, свидетельствующий о наличии причин, уменьшающих самоочищение языка. В случае жалоб на изолированные в языке боли невралгического характера без поражения нижнечелюстного нерва необходимо искать объективные признаки поражения в самом языке или у места расположения язычного нерва.

    Терапия - невралгии - рентгеновское облучение, гальванизация, диатермия шейных узлов, новокаиновая блокада и впрыскивание спирта в язычный нерв или резекция язычного нерва. Последние две операции являются мало желательными, так как вызывают потерю чувствительности спинки языка, а впрыскивание спирта, кроме того, нередко сопровождается потерей чувствительности в области, иннервируемой нижним альвеолярным нервом.

    Для впрыскивания в язычный нерв иногда употребляют 80" спирт, который вводят в количестве 0,5 мл. Большие количества не следует вводить из опасения повреждения нижнечелюстного нерва. Новокаин впрыскивают в 0,25% растворе в количестве 3-5 мл.

    Техника вкола та же, что и при мандибулярной анестезии, с той разницей, что игла не должна быть доведена до нижне-челюстного отверстия. С этой целью кончик иглы отклоняют на 0,25-0,5 см к средней линии от кости. Удобнее и точнее производить впрыскивание за нижними молярами в месте перехода слизистой оболочки с боковой поверхности языка на дно рта, что соответствует месту вхождения нерва в язык. Впрыскивание производят один или несколько раз, в зависимости от наблюдающегося эффекта. В целях введения алкоголя в язычный нерв последний может быть предварительно обнажен, чтобы алкоголизацию провести под контролем глаза. Обнажение нерва дает более верные результаты. Оно производится также и для резекции или выкручивания. Техника обнажения язычного нерва такова. Язычный нерв обнажают со стороны полости рта. Нерв входит в язык между восходящей ветвью нижней челюсти и передней дужкой глотки и ложится под слизистой полости рта у больших коренных зубов в месте перехода слизистой с боковой поверхности языка на дно рта. В этом месте язычный нерв может быть обнажен из разреза слизистой оболочки.

    Глоссодиния . Заболевание, носящее характер повышения и изменения чувствительности языка, но в проявлениях своих значительно отличающееся от невралгии языка (невралгия язычного нерва), носит название г л ос с о дин ни, или, по терминологии некоторых авторов, «глоссалгии». К числу глоссодиний должен быть отнесен язычный зуд (pruritus linguae) и другие сходные заболевания.

    Этиология глоссодиний, или глоссалгий, различна и связана с рядом общих изменений в состоянии организма, каковы, например, заболевания желудка, сопровождающиеся нарушением секреции, болезни крови (малокровие), глистная инвазия, пониженная функция половых желез, климактерий, истерия. Местно существующая боль может активироваться раздражением каротидного синуса. Каротидная стигматизация (усиление) болевых ощущений может сопровождаться широкой реперкуссивностью, т. е. наличием отдельных болевых рефлексов, вызываемых из различных районов тела. Терапия, направленная к устранению или уменьшению проявлений одного из заболеваний типа перечисленных выше, нередко дает положительные результаты и в отношении глоссодинии.



    Клинические проявления заболевания выражаются по преимуществу субъективными расстройствами. Больные жалуются на чувство жжения или покалывания в языке. Локализация этого чувства неопределенная, хотя больные нередко указывают на кончик и корень языка. Иногда больные определяют свои ощущения, как зуд или чувство неловкости в языке, отяжеление, неповоротливость, утомляемость языка. Появление этих ощущений бывает самостоятельным; иногда больные связывают его с общим утомлением, длительностью речи, приемом мясной пищи или острых пищевых веществ. В общем ощущения эти редко бывают острыми, болевыми. Длительность неприятного ощущения различна: минуты, часы, дни; чем дольше оно длится, тем менее оно выражено. Иногда ощущения эти исчезают на длительный период, не появляются в течение нескольких месяцев, а затем вновь возникают.

    Большинство таких больных страдает боязнью рака (канцерофобия). Они ищут проявления рака, сами осматривают свой язык и, не зная анатомии, находят признаки, якобы подтверждающие диагноз рака: опухоль, особенно у корня языка. Нередки также случаи натрогенных заболеваний, когда лимфатические фолликулы языка врач ошибочно принимает за изъязвление, в чем и уверяет больного. Так или иначе, необходимо помнить, что у страдающих глоссодинией нередко бывает травмирована психика, что требует пристального внимания врача и особой осторожности при определении их состояния. Видимые объективные изменения при глоссодинии, или глоссалгии, обычно отсутствуют. Иногда обнаруживается гиперплазия лимфоидного аппарата языка, иногда явления атрофического глоссита. Однако у большинства больных значительных отклонений от нормального вида языка обнаружить не удается. Весьма характерна для ряда случаев манера показывать язык. Некоторые больные настолько часто осматривают какую-нибудь сторону языка, где они предполагают наличие поражения, что приучают язык при высовывании поворачиваться лишь в одну сторону. Этот «односторонний показ» языка весьма типичен для больных с глоссалгией и дает представление о психических переживаниях больного. При диференциальной диагностике следует иметь в виду артрит челюстно-височного сустава.

    Лечение глоссалгии в первую очередь требует вмешательства общего характера, в зависимости от предполагаемых заболеваний других систем. У женщин в преклимактерическом периоде или с явлениями дисменорреи хорошие результаты получаются от назначения препаратов яичников (оварин, фолликулин, синэстрол). Ваготоникам с явлениями повышенной кислотности желудочного сока иногда полезно назначать препараты атропина. Наоборот, при жалобах на сухость во рту небольшие дозы пилокарпина внутрь (1 % раствор от 4 до 8 капель два-три раза в день) оказывают благоприятное симптоматическое действие. В некоторых случаях нам удавалось таким путем добиться улучшения. Полезно, по нашим наблюдениям, назначение внутрь препаратов печени, в тех случаях, когда явления анемии не обнаружены. Психика больного также должна стать объектом терапевтического вмешательства. В ряде случаев, по нашим наблюдениям, хороший эффект дает диатермия шейных узлов.

    Местная терапия языка не требуется. Лишь с психотерапевтической целью могут назначаться нейтральные вмешательства, отнюдь не раздражающего характера. Особое внимание следует уделять окружающей среде, главным образом зубам (естественным и искусственным). При оценке возможных воздействий со стороны зубов и протезов на язык следует учитывать, что при глоссодинии врач имеет дело с органом, чувствительность которого к раздражению, в частности, механическому обострена, а подчас извращена. Поэтому в первую очередь необходимо устранить в полости рта всевозможные источники механического раздражения. Несмотря на отсутствие указаний со стороны больного, следует дополнить его стертые пломбы, заменить плохо поставленные и восстановить отсутствующие. Поверхность пломб не должна иметь ни малейшей шероховатости. В полости рта не следует оставлять ни одного гниющего корня, ни одной полости, ни одного острого выступа. Такие же строгие требования должны быть предъявлены! к протезным конструкциям. Старые протезы с пористым каучуком следует немедленно устранить. Плохо прилаженные коронки с отстающими от шейки краями, с протертыми жевательными поверхностями, так называемые седловидные мосты, мосты с «палочками» и т. п. - все это должно быть в определенной последовательности удалено.

    Особое внимание необходимо обратить на наличие во рту разноименных металлов (металлическая пломба - золотая коронка). Благодаря разнице потенциалов между разнородными металлами возможно возникновение электрических явлений, раздражающих повышенно восприимчивую слизистую оболочку языка. Плохо защищенные хромированием металлические протезы также должны быть расценены как источник возможных раздражений. Прогноз при глоссодинии нет оснований считать неблагоприятным в том отношении, что это заболевание не осложняется какими-либо тяжелыми расстройствами. Однако добиться излечения этого страдания иногда бывает трудно, так как не всегда могут быть устранены те общие расстройства, которые вызывают глоссодинию.

    Расстройство вкуса . К числу неврозов языка относятся разнообразные расстройства вкуса. Расстройства вкусовых ощущений могут носить различный характер: агеузия (ageusia) - утрата вкуса, гипогеузия (hypogeusia)-понижение вкуса, парагеузия (parageusia)-извращение вкуса. С неврогенными расстройствами вкусовых ощущений не следует смешивать тех изменений вкуса, которые возникают в результате гнилостных процессов, имеющих место при стоматитах. В этих случаях имеется не расстройство вкуса, а возникновение источников неприятного вкуса, маскирующего или извращающего привычные вкусовые ощущения при приеме пищи.

    Поражения язычного нерва вызывают нарушение вкусовых ощущений в передней части языка, поражение языкоглоточного нерва - у основания языка. Агеузия встречается при поражениях тройничного нерва (гассерова узла, язычного нерва, барабанной струны) и при центральных поражениях (табес, прогрессивный паралич). Преходящее исчезновение или понижение вкуса наблюдается при припадке эпилепсии: во время ауры, после припадка, парагеузия -иногда при истерии.

    Эксперт:

    Анна Смитиенко, врач-терапевт многопрофильной клиники «МедикСити» , кандидат медицинских наук

    Язык - это орган, при помощи которого можно не только сотрясать воздух, признаваться в любви, наслаждаться вкусом еды и напитков, это еще и индикатор состояния твоего организма. Посмотри на свой язык - и ты сразу же поймешь, работает ли твое тело без сбоев.

    1. Твой язык покрыт налетом

    Болезни желудочно-кишечного тракта, печени и желчного пузыря

    На твоем языке отчетливо заметен налет белого, беловато-серого или желто-коричневого оттенка? А также тебя беспокоит кислый, металлический или горький привкус во рту? Возможно, что-то не так с твоим желудком, кишечником, печенью или желчным пузырем. Тебе было бы неплохо обратиться к гастроэнтерологу.

    2. На твоем языке творожистый «осадок»

    Возможные неполадки в организме: кандидоз ротоглотки

    Это заболевание может возникать у людей с ослабленной иммунной системой, чаще всего - после приема антибиотиков или тяжелых инфекций. При этом язык, внутренняя поверхность щек, небные дужки покрываются белым творожистым налетом, который легко снимается, пораженные участки чередуются с нормальными. Обнаружил у себя похожие признаки? Проконсультируйся с терапевтом.

    3. Твой язык яркого малинового цвета

    Возможные неполадки в организме: анемия

    Цвет твоего языка чрезмерно яркий, с малиновым оттенком? При подробном рассмотрении заметно следующее: некоторые сосочки атрофировались (попросту пропали), что вместе с сохранными сосочками формирует своеобразную неровность поверхности языка - так называемый «географический язык»? Это косвенные признаки анемии. Не исключено, что твоему организму не хватает жизненно важного витамина B12 или, например, фолиевой кислоты, которая налаживает кровоток в твоем теле и заметно снижает риск возникновения инфаркта. Проконсультируйся с терапевтом или гематологом.

    4. Твой язык ассиметричен

    Возможные неполадки в организме: инсульт

    При ряде острых нарушений мозгового кровообращения высунутый язык отклоняется в какую-либо сторону от срединной линии. Как правило, это сопровождается смазанностью речи или другими ее нарушениями, а также потерей или ограничением подвижности в руке и/или ноге. Важно помнить, что небольшое отклонение языка от средней линии (девиация) встречается и у некоторых абсолютно здоровых людей - это их особенность с рождения. Однако если с тобой или с твоими близкими раньше ничего подобного не случалось, незамедлительно вызывай скорую.

    5. Твой язык увеличился в размерах

    Возможные неполадки в организме: амилоидоз

    При этом редком заболевании язык становится настолько большим, что даже может затруднять жевание или глотание. По краям языка в таком случае нередко заметны отпечатки зубов. Впрочем, поражение языка при амилоидозе - болезни, обусловленной избыточным отложением в органах патологического белка амилоида, - имеет второстепенное значение. Гораздо страшнее то, что амилоидоз поражает внутренние органы - почки, кишечник, печень или сердце. Заметил нечто подобное - незамедлительно проконсультируйся со специалистом.