Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Структура (элементы) административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения, их структура, виды Понятие и особенности административно правовых отношений кратко

    Структура (элементы) административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения, их структура, виды Понятие и особенности административно правовых отношений кратко

    Норма административного права - это основа возникновения административного правоотношения, поскольку она в общей форме предусматривает, что при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческие отношения приобретают характер административно-правовых.

    Административно-правовые отношения - это предусмотренные нормами административного права общественные отношения, возникающие в связи и по поводу государственного управления (вариант - осуществления исполнительной власти), в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.

    Характерные черты государственно-управленческих отношений:

    1. Это управленческие отношения, следовательно, имеют особый характер воздействия субъекта на объект (властный характер отношений).

    2. Это отношения общественные, социальные, складывающиеся между людьми их группами (коллективами, объединениями и т.д.).

    3. Это отношения волевые, поскольку люди обладают волей и сознанием, само управление есть подчинение воль многих или воли одного единой управляющей воле.

    4. По сути своей это отношения организационные (упорядочивающие, регулирующие).

    5. Это отношения, в которых реализуется общественный (социальный) интерес.

    Данные отношения превращаются в административно-правовые, если складываются в связи с публичным интересом (тезис науки зарубежного административного права), в российском административном праве - если возникают по поводу и в связи с государственным управлением (исполнительной властью), что обусловливает необходимость их правового опосредования (урегулирования правовыми нормами).

    Не все управленческие отношения становятся административными: во-первых, кроме публичного управления есть частное, и это не сфера государственного управления, во-вторых, не вся деятельность по государственному управлению протекает в правовых рамках, то есть, не все отношения регулируются правом, остается много организационных, не влекущих правовых последствий, отношений.

    Два основных фактора превращают управленческие отношения в административные:

    Принадлежность к государственному управлению (в современном варианте - публичный интерес);

    Органическая связь с нормами административного права.

    Характерные черты административных правоотношений:

    1. Административные правоотношения складываются в специфической сфере, а именно, в области государственного управления (в узком смысле). Не только в связи с осуществлением государственного управления, но и по поводу - когда нет, например, еще управляющего воздействия, но идет подготовка к нему, собирается информация, принимается совместное решение, проводится обсуждение и т.д.

    2. Для административных правоотношений характерно наличие обязательного субъекта (субъекта управления), то есть должен быть наделенный государственно-властными полномочиями субъект (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, служащий и т.п.), другой же стороной может быть любой субъект.

    3. Этот субъект всегда действует юридически-властно (не следует путать с административно-властно, речь идет о юридическом праве одной стороны, а не обязательно об организационной или иной подчиненности, подвластности).

    4. Эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не обязательно.

    5. Споры, возникающие из данных отношений, разрешаются, как правило, в административном, то есть, внесудебном порядке, могут рассматриваться не только судом, а уполномоченным на то органом исполнительной власти или иным органом государства, которому переданы полномочия по разрешению данных споров. Для правового государства предпочтителен судебный порядок.

    6. В случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм она несет ответственность не перед другой стороной, а перед государством в лице его уполномоченных органов.

    Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.

    Первая концепция (основоположник Ю.М. Козлов и московская школа) выделяет 3 признака отношений: 1. возникают в процессе государственного управления; 2. на одной стороне всегда орган государства; 3. являются отношениями «власти-подчинения» и характеризуются юридическим неравенством сторон.

    Вторая концепция (основоположник Г.И. Петров и ленинградская школа) выделяет 3 признака: 1. отношения возникают в сфере (в процессе слишком узко) государственного управления; 2. отношения складываются между любыми субъектами административного права в любом их сочетании (например, между гражданами); 3. отношения делятся на две группы - отношения «власти-подчинения» и отношения равноправия (юридического равенства) сторон.

    Дискуссия привела к положительному результату, в результате в науке сформировалась достаточно устойчивая концепция правоотношений - эти отношения возникают в связи и по поводу государственного управления, кроме отношений неравенства бывают и отношения юридического равенства сторон.

    Виды административно - правовых отношений

    Основания классификации.

    По целевому назначению, по направленности на возникновение правовых последствий для второй стороны - позитивные (повседневная управленческая деятельность органов исполнительной власти) и негативные (юрисдикционные, деликтные).

    По времени действия - постоянные и эпизодические.

    По конкретному содержанию - имущественного и неимущественного характера.

    По способу защиты в судебном и во внесудебном (административном) порядке.В зависимости от норм, на основе которых возникают - материальные и процессуальные.Возможны иные основания. Например, по субъектному составу - с различными участниками.

    Наиболее интересная классификация - в зависимости от положения сторон отношения - вертикальные и горизонтальные правоотношения.

    Вертикальные отношения - это отношения, непосредственно выражающие воздействие субъекта управления на объект, это и есть собственно властные отношения, в которых субъект властен - объект подвластен (властеотношения).

    Горизонтальные отношения - это отношения равенства (юридического равноправия сторон относительно друг друга). В литературе существовали споры о том, возможны ли такие отношения. В последнее время признается, что такие отношения существуют, но они являются вспомогательными по отношению к основным, то есть, властным отношениям, складываются до того или после того.

    Исходя из сущности управления, властеотношения являются основными, преобладающими, но не исключительными.

    Обоснование возможности возникновения горизонтальных отношений:

    во-первых, управление не всегда - воздействие, но и взаимодействие, значит, взаимодействуют две стороны;

    во-вторых, управление имеет различные стадии, например, сбор и обработка информации не требуют обязательного властного воздействия;

    в-третьих, это отношения - не просто управленческие, но и правовые, а это предполагает взаимные права и обязанности сторон, иное означало бы полное бесправие и управленческий (административный) произвол.

    Вертикальные отношения возникают всегда в следующих случаях:

    В условиях организационной подчиненности;

    Возможны при отсутствии таковой, но при условии обязательности актов одной стороны для другой;

    При применении принуждения.

    Условия возникновения горизонтальных отношений:

    Органы должны находиться на одинаковом правовом уровне;

    Между ними не должно быть организационной соподчиненности;

    Объем властных полномочий по данному вопросу должен быть примерно одинаков.

    Сущность управленческих отношений прекрасно иллюстрирует управленческий треугольник Б.П. Курашвили. Это позволяет выделить реординационные отношения, которые в традиционной правовой схеме не выделялись.

    В современном обществоведении выделилась теория отношений социального обмена, происходящего во всех сферах общественной жизни, не только экономической. Между государством и гражданином возникают такие же отношения «обмена». Чем больше дает государство гражданину (гарантия зарплаты, сохранности жизни, здоровья, имущества, вкладов и т.д.), тем больше члены общества дорожат связью, отношениями с государством, признавая его авторитет как субъекта управления.

    И наоборот, если государство не гарантирует гражданину условий нормальной жизни, то последний свободен от моральных и материальных обязательств перед государством (в смысле соблюдения законов и других повелений государства, уплаты налогов, исполнения решений судов в плане возмещения материального ущерба и т.д.).

    Вывод: ужесточение требовательности со стороны государства не даст результата без одновременного гарантированного выполнения обязательств в отношении граждан со стороны государства.

    Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).

    Признаки (особенностями) административных правоотношений :

    – являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

    – носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

    – являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

    – в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

    Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

    Структура административно-правовых отношений :

    – объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

    – субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

    – юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

    – метод административно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;



    – способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

    Виды административно-правовых отношений :

    1) по характеру правоотношений:

    – материальные, основанные на нормах материального права;

    – процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

    2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

    – горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

    – вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

    – субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

    – координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

    3) по целям:

    – регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

    – охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

    Субъекты АП: понятие, виды, общая характеристика.

    Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

    Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

    Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

    Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

    Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

    Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

    – управленческая сущность;

    – наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

    – юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

    – реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

    – обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

    Виды субъектов административного права :

    1) индивидуальные:

    – граждане РФ;

    – иностранные граждане;

    – лица без гражданства;

    – государственные служащие или должностные лица;

    2) коллективные:

    – государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

    – негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

    Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Поскольку эти отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем, с учетом характера деятельности, административно-правовые отношения имеют следующие особенности:
    — во-первых, складываются в особой сфере общественной жизни — сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности;
    — во-вторых, имеют своим объектом действия поведение людей;
    — в-третьих, возникают при обязательном участии соответствующего органа исполнительной власти (государственного управления) или другого носителя полномочий государственно-властного характера;
    — в-четвертых, возникают по инициативе любой из сторон (органа управления, гражданина и т. д.), однако согласие или желание второй стороны не всегда является обязательным условием;
    — в-пятых, для административно-правовых отношений характерно то, что споры, возникающие между их сторонами, разрешаются, как правило, в административном, а не в судебном порядке;
    — в-шестых, в случае нарушения участниками отношений требований норм административного права виновная сторона несет ответственность перед государством в лице его органов.
    Особенности и характерные черты административно-правовых отношений позволяют отграничить их от других правоотношений, урегулированных нормами гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.
    Административно-правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические факты.
    Субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:
    — граждане России;
    — иностранные граждане и лица без гражданства,
    — государственные органы, предприятия, учреждения, организации,
    — служащие государственных органов и организаций,
    — представители общественных объединений,
    — органы местного самоуправления.
    Административная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц — с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность.
    Общим объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом — поведение субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно-правовом отношении его стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения.
    Итак, объектом правоотношения являются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) — его предметом.
    Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. В теории их подразделяют на правомерные и неправомерные.
    Административно-правовые отношения могут возникать не только в результате действий людей, т. е. их волеизъявления, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение (рождение, достижение определенного возраста, смерть, чрезвычайная ситуация и др.) В этих случаях возникновение административноправовых отношений не зависит или не всегда зависит от воли людей.
    Виды административно-правовых отношений различаются по содержанию, соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических фактов, способу защиты.
    По своему содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
    К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан (студентов). Административно-процессуальные отношения — это отношения, которые складываются в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
    По соотношению прав и обязанностей участников (юридическому характеру взаимодействия их участников) административно-правовые отношения делятся на две группы:
    — отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);
    — отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).
    По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными (деликтными) фактами.
    По способу защиты можно выделить отношения, защищаемые в административном и в судебном порядке.

    Библиографический список

    Бахрах Д. Н. Важные вопросы науки административного права// Государство и право. 1993. № 2. С. 37-45.
    Бельский К. С., Елисеев Б. П., Кучеров И. И. Полицейское право как подотрасль административного права//Государство и право. 2001. № 12. С. 45-53.
    Князев С. Д. Административное право РФ: предмет, система, ре- формирование//Правоведение. 2001. № 5. С. 37-53.
    Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М.: Юрид. лит., 1978.
    Сорокин В. Д. Семь лекций по административному праву/СПб. юрид. ин-т. СПб., 1998.
    Состояние и перспективы развития науки административного права (Шестые «Лазаревские чтения»)//Государство и право. 2002. № 11. С. 5-53.

    Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой .

    Административные правоотношения следует рассматривать как социально-управленческие отношения, складывающиеся на основе норм административного права, по поводу реализации исполнительной власти, одним из участников которых, как правило, является субъект, наделенный государственно-властными полномочиями.

    В структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и его нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.

    Субъект – это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления.

    Объект – это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти.

    Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты , т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными и неправомерными. События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смена времени года, стихийное бедствие, техногенная авария, смерть и т.д.).

    Административно-правовые отношения обладают следующими признаками :

    · обязанности и права сторон несимметричные, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);

    · одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

    · данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

    · в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

    · разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

    Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является не только самоцелью и возможностью определения сугубо теоретических подходов и взглядов, но и необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

    Существующее разнообразие видов административных правоотношений является основанием для многообразия подходов к их характеристике. В зависимости от характера связей между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные отношения.

    Вертикальные административно-правовые отношения складываются между сторонами, одна из которых организационно подчинена другой. Это отношения субординационного характера. Они складываются между вышестоящими и нижестоящими звеньями аппарата управления, между этими звеньями и подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями.

    Горизонтальные административно-правовые отношения складываются между несоподчиненными сторонами; одна из сторон не подчинена организационно другой. Это отношения, между органами государственного управления и гражданами, общественными объединениями, между органами управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями, наконец, между неподчиненными друг другу органами.

    Такое деление административных правоотношений является традиционным, хотя и весьма спорным. Независимо от соподчиненности сторон административно-правового отношения на долю одной из них в силу властности, присущей управлению, приходится больший или весь объем полномочий.


    Поскольку государственно-властные полномочия в преобладающем числе случаев концентрируются в руках одной стороны, выступающей непосредственно от имени государства, постольку все такие правоотношения являются вертикальными, т.е. властеотношениями.

    В горизонтальных управленческих отношениях (отношениях по согласованию проекта приказа, постановления Правительства; административно-правового договора на охрану объекта и т.д.) одностороннее управляющее воздействие не выражено, их участники равны.

    Некоторые авторы отдельно выделяют диагональные отношения . Они образуются при организации управления по функциональному принципу (Центробанк России и его клиенты; характер управленческих отношений в рамках имеющихся полномочий между Госстандартом России, Госкомстатом России и иными органами государственной власти).

    В юридической литературе особо выделяются и внутриаппаратные (внутриорганизационные ) правоотношения , т.е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении.

    Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т.е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан:

    · осуществляются права и свободы граждан, полномочия должностных лиц и компетенция органов управления,

    · устанавливаются обязанности субъектов права,

    · привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

    В 80-е годы XX столетия активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений. Ученые выделяли и анализировали субординационные отношения, а также координационные отношения и реординационные отношения.

    К субординационным отношениям относятся такие, которые базируются на правомочности одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные

    полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).

    Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достигнуть одну цель и решать схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти – министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов).

    Для субординационных и координационных отношений характерна возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.

    К реординационным отношениям относятся такие, которые образуются с целью обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).

    По целевому назначению административно-правовые отношения подразделяются на две группы:

    1) административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан);

    2) административно-правовые отношения юрисдикционного характера , т.е. связанные с деликтами в сфере государственного управления.

    По конкретному содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные (составы административных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ) и процессуальные (например, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях).

    Процессуальные отношения являются формами реализации материальных отношений, причем не только административно-правовых, но и отношений, регулируемых другими отраслями права, например земельным, финансовым, экологическим, налоговым, бюджетным и другими.

    По способу защиты различают административно-правовые отношения, защищаемые в административном , а также в судебном порядке .

    Понятие административно-правовых отношений

    Это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм.

    Норма административного права - это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение , но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения .

    Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о реквизиции, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых отношений.

    Особенности административно-правовых отношений

    Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности . Они отличаются от всех других правоотношений, прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

    Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.

    Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником административно-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административно-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.д.

    Виды административно-правовых отношений

    Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям.

    По своему характеру - материальные и процессуальные

    По характеру взаимоотношений участников этих отношений - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов) административно-правовые отношения.

    По характеру порождающих их юридических фактов - отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием - на реализацию ее санкции) административно-правовые отношения.

    По продолжительности действия - бессрочные , срочные и краткосрочные административно-правовые отношения.

    По объему и месту в системе административно-правового регулирования - общие , отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.