Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Структура и задачи мчс россии. Режимы функционирования рсчс, порядок их введения Повышенная готовность мчс определение

    Структура и задачи мчс россии. Режимы функционирования рсчс, порядок их введения Повышенная готовность мчс определение

    В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя ОИВ в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС :

    1. режим повседневной деятельности ;

    2. режим повышенной готовности ;

    3. режим ЧС .

    Врежиме повседневной деятельности РСЧС функционирует при нормальной производственно-промышленной, радиацион­ной, химической, биологической, сейсми­ческой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В этом режиме проводится:

    1. наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

    2. планирование и выполнение научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС, защите населения , а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС ;

    3. совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при ЧС ;

    4. организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

    5. создание и пополнение резервов финансовых и материально-техни­ческих ресурсов для ликвидации ЧС;

    6. осуществление целевых видов страхования .

    Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологичес­кой, сейсмической и гидрометеорологичес­кой обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме проводится:

    1. формирование , при необходимости, оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в райо­не возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

    2. усиление дежурно-диспетчерских служб ;

    3. усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и при­легающих к ним территориях, прогнозирование возможности воз­никновения ЧС и их масштабов;

    4. принятие мер по защите населения и окружающей природной среды , обеспечению устойчивости функционирования про­мышленных объектов в ЧС ;

    5. проверка систем и средств оповещения и связи;

    6. приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий . Проверяются системы и средства оповещения и связи.

    В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления , а при необходимости – с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных );

    Режим ЧС вводится при возникновении и во время ликвидации ЧС. В этом режиме проводится:

    1. выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    2. определение границ зоны ЧС;

    3. осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

    4. организация работ по ликвидации последствий ЧС .

    Мероприятия этой группы выполняются поэтапно :

    На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов ЧС . С этой целью проводится :

    Оповещение населения об опасности;

    Использование населением индивидуальных средств защиты, убежищ (укрытий), средств медицинской профилактики;

    Установление режимов поведения (режимов защиты);

    Эвакуация населения из опасных участков;

    Оказание пораженным первой медицинской помощи.

    На втором этапе выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы .

    Аварийно-спасательные работы заключаются в спасении людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС , локализации ЧС и снижению воздействия характерных для них опасных факторов .

    Аварийно-спасательные работы осложняются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения . К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные работы, тушение пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    К аварийно-спасательным работам относятся:

    Определение и обозначение границ зоны ЧС (очага поражения);

    Ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

    Локализация и тушение пожаров;

    Розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, вскрытие убежищ;

    Подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

    Оказание мед помощи пораженным и их эвакуация из зоны ЧС;

    Вывод (вывоз) населения из зоны ЧС в безопасные районы

    Кроме аварийно-спасательных работ в зоне ЧС (очагах поражения) проводятся и другие неотложные работы , заключающиеся во всестороннем обеспечении аварийно-спасательных работ , оказании населению, пострадавшему в ЧС, медицинской помощи , создании условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их трудоспособности .

    К другим неотложным работам относятся:

    Локализация очага чрезвычайной ситуации;

    Прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения;

    Разбор завалов в очаге;

    Укрепление или обрушение конструкций, угрожающих разрушением и препятствующих безопасному проведению АСР;

    Восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, мостов;

    Обнаружение, обезвреживание и уничтожение опасных предметов и веществ;

    Проведение при необходимости дегазации, дезактивации, дезинфекции и санитарной обработки людей.

    На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в пострадавших районах . С этой целью проводится:

    Восстановление жилья и возведение временных жилых пост­роек;

    Восстановление коммунального обслуживания;

    Снабжение продовольствием и предметами первой необходимо­сти;

    Возвращение временно эвакуированного населения;

    Восстановление функционирования промышленных объектов.

    а) при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности .

    б) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

    в) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Режимы устанавливаются решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, или возникли ЧС.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

    В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

    1. РЕЖИМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров.

    Мероприятия:

     наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

     планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;

     создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;

     совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

     создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

     осуществление целевых видов страхования;

     участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО.

    Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.

    2. РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

    Мероприятия:

     формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

     усиление дежурно-диспетчерских служб;

     усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;

     принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;

     приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.

    Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

    3. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

    Мероприятия:

     выдвижение оперативных групп в район ЧС;

     разведка зоны ЧС;

     уточнение решения по ликвидации ЧС;

     организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

     организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;

     непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

    Управление осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.

    Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в учреждении здравоохранения

    Готовность объектов здравоохранения определяется созданием соответствую­щих формирований, подготовленностью к проведению мероприятий в ЧС, обученностью персонала, достаточной обеспеченностью необходимым имуществом, организа­цией четкого управления в соответствии с имеющимися планами и конкретной обста­новкой в ЧС).

    Для организации и проведения этих мероприятий в больнице создается объекто­вая комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая возглавляется главным врачом или его заместителем по лечебной работе.

    Ответственность за создание и подготовку органов управления и формирований в больнице для работы в ЧС несет главный врач, который по положению является на­чальником гражданской обороны (ГО) своего объекта.

    В больницах приказом начальника ГО объекта (главного врача) создается орган управления - штаб ГО объекта. Состав штаба определяется в зависимости от струк­туры больницы, ее возможностей и решаемых задач в ЧС. В его состав включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязан­ности в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы.

    Функциональные обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начальника штаба, обсуждаются на заседании штаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются началь­ником ГО объекта. Первый экземпляр документа с указанием функциональных обя­занностей должностных лиц хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей пап­ке должностного лица.

    Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание. В нем кратко излагается возможная (прогнози­руемая) обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС. Это необходимо для того, чтобы персонал больницы мог сделать соответствую­щие выводы и использовать их при планировании мероприятий. В задании определя­ется: какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать, поря­док их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом. С учетом про­филя больницы, ее возможностей предписывается: какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять, срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием, порядок дальнейшей эвакуации пораженных.

    Эти данные необходимы, чтобы персонал больницы мог наиболее рационально спланировать экстренную выписку больных, находящихся на лечении, перепрофили­ровать лечебные отделения, развернуть на базе приемного отделения приемно-сортировочное, подготовить другие отделения, учитывая возможный профиль поступления пораженных в ЧС.

    От срока готовности к приему пораженных зависят организация выписки боль­ных из отделений и время развертывания приемно-сортировочного и других отделе­ний. Количество и темп поступления пораженных обусловливают интенсивность их разгрузки, проведения медицинской сортировки в приемно-сортировочном отделе­нии, а следовательно, и потребность в сортировочных бригадах, санитарах-носиль­щиках, средствах транспортировки в отделения больницы.

    Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по лечебному учреж­дению, в соответствии с которым к работе привлекают весь состав штаба и персонал отделений, участвующий в ликвидации ЧС.

    Работа штаба организуется в зависимости от режимов функционирования боль­ницы. В режиме повседневной деятельности штаб разрабатывает планы защиты от поражения радиоактивными, ядовитыми веществами и биологическими средствами, организационные вопросы оказания медицинской помощи при прогнозируемых ЧС в соответствии с возложенными задачами; проводит подготовку (обучение) личного состава формирований и санитарно-просветительную работу; организует мероприя­тия по подготовке больницы к устойчивой работе в условиях ЧС.

    Для выполнения основных задач больницы в соответствии с реально имеющи­мися возможностями и с учетом прогнозируемой обстановки, в которой она может оказаться при возникновении наиболее вероятных ЧС, планируется проведение меро­приятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории боль­ницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, террористических актах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др.

    · приведение в готовность в установленные сроки органа управления – штаба ГОЧС больницы;

    · приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением и с учетом обстановки;

    · приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасатель­ных работ на территории больницы; определение порядка их использования;

    · выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других больниц, получивших задание для работы в ЧС;

    · выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях ме­дико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и воз­можных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;

    · выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязненной территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;

    · эвакуация больниц из городов (если она предусмотрена) и развертывание в загородной зоне в составе больничной базы;

    · организация защиты персонала и больных, членов семей персонала больницы в загородной зоне;

    · мероприятия, проводимые на территории больницы, по ликвидации последствий ЧС при их возникновении в масштабе больницы и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях территориального или регионального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) больница может быть не способной вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно, в более поздние сроки после возникновения ЧС;

    · прием пораженных (больных) при возникновении ЧС, оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи и лечение;

    · организация управления, учета и отчетности.

    Больница, руководствуясь заданием, планирует выполнение тех мероприятий из числа перечисленных, которые обеспечивают решение задач при возникновении ЧС.

    Основными формами подготовки персонала больницы, ее штаба ГО и формиро­ваний являются штабные тренировки и учения, командно-штабные учения, а подго­товки больницы в целом - комплексные учения и тренировки на объектах.

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

    а) режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров;

    б) режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

    в) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

    В зависимости от режима функционирования РСЧС проводит следующие мероприятия.

    В режиме повседневной деятельности РСЧС осуществляет:

    1. Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

    2. Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечение безопасности и защиты населения; сокращение возможных потерь и ущерба, а также осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

    3. Создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;

    4. Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям в ЧС;

    5. Организация обучения населения способам защиты и действиям в ЧС;

    6. Создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС;

    7. Оформление целевых видов страхования;

    8. Участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к введению ГО.

    В режиме повышенной готовности РСЧС осуществляет следующие мероприятия:

    1. Непосредственное руководство соответствующими комиссиями по ЧС, функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;

    2. Усиление дежурно-диспетчерской службы;

    3. Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

    4. Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;


    5. Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.

    В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

    В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:

    1. Организация защиты населения;

    2. Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    3. Определение (разведка) границ зоны ЧС;

    4. Организация ликвидации ЧС, защита населения и территории, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по эвакуации населения;

    5. Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведение других неотложных мероприятий;

    6. Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

    В режиме чрезвычайной ситуации управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.

    При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

    Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

    режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

    режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

    1.4. Порядок взаимодействия органов управления рсчс

    1.4.1. Подвзаимодействием органов управления и сил РСЧС понимают согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия органов управления, войск, воинских формирований, сил и средств для достижения цели. Совместные согласованные действия федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, администраций организаций и учреждений в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС осуществляются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, планами субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, а также возможными соглашениями между органами управления по указанным вопросам.

    1.4.2. Взаимодействие в области предупреждения и ликвидации ЧС включает:

    совместное участие в разработке соответствующих актов и руководящих документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

    взаимный обмен информацией, относящейся к компетенции сторон;

    совместную разработку планов взаимодействия;

    определение сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС и их выделение в соответствии с разработанными планами взаимодействия;

    согласование совместных действий при выполнении задач по ликвидации ЧС, в том числе по вопросам всестороннего обеспечения;

    проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности планов, обучению органов управления и сил;

    участие представителей в ходе тренировок и учений, проводимых при раздельной подготовке сил и средств сторон;

    совместное участие в проведении служебных расследований по установлению причин крупных аварий и катастроф.

    1.4.3. Целями организации взаимодействия в РСЧС являются:

    координация действий при планировании, организации и проведении совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

    обеспечение оптимального использования сил и средств, привлекаемых для решения задач по ликвидации ЧС.

    1.4.4. Методы организации взаимодействия:

    выработка совместных решений руководителей и должностных лиц соответствующих органов управления;

    образование объединенных штабов и иных временных органов управления, аппаратов представителей других органов управления.

    1.4.5. Порядок организации взаимодействия:

    обмен информацией, представляющей взаимный интерес;

    совместная разработка планов действий и взаимодействия, а также других оперативных документов;

    согласование порядка совместно проводимых мероприятий;

    участие в разработке, производстве, внедрении новой техники;

    совместная подготовка нормативно-правовых актов;

    обучение на совместных маневрах, учениях и тренировках;

    обмен опытом, аналитической информацией на конференциях, семинарах.

    1.4.6. Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (зоне ЧС).

    1.4.7. Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов действий (взаимодействия) РЦ МЧС России по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, планов действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, которые уточняются ежегодно, а также - при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения АСДНР.

    1.4.8. Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны: знать обстановку в зоне ЧС и постоянно уточнять данные о ней; правильно понимать замысел вышестоящего начальника (руководителя) и задачи совместно проводимых мероприятий; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимный обмен информацией; организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий; согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.

    1.4.9. С органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых сил Минобороны России и других министерств и ведомств РФ согласуются вопросы: о выделяемых силах и средствах; о порядке и способах их выдвижения и выполнения работ; о режимах защиты населения и сил, действующих в зонах ЧС; организации медицинской помощи, охраны общественного порядка, управления, обеспечения действий и другие вопросы.

    1.4.10. Основой для организации взаимодействия является решение начальника (руководителя) органа управления на организацию взаимодействия по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС. Решение оформляется соответствующим распорядительным документом.

    В распорядительном документе определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам ЧС; привлекаемые силы и средства для создания необходимых группировок, порядок обеспечения их выдвижения и вывода на объекты работ, использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов источника ЧС; порядок смены формирований на участках работ, а также переподчинения соответствующим органам управления и согласование их действий с частями Минобороны России; порядок обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления в зонах ЧС, порядок использования связи и организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, порядок отработки документов и организации контроля.

    При угрозе или возникновении ЧС начальником (руководителем) органа управления принимается решение в соответствии со сложившейся обстановкой и уточняются вопросы взаимодействия.

    1.4.11. При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (далее – ОГ) (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

    1.4.12. Исходными данными для планирования взаимодействия на территории субъекта РФ являются: решение КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ, согласованное с начальником РЦ МЧС России (общий замысел по предупреждению и ликвидации ЧС; привлекаемые подсистемы и их звенья, их задачи, организация управления и обеспечения); указания по планированию и взаимодействию; нормативные документы и соглашения между МЧС России, министерствами и ведомствами РФ, определяющие функциональные задачи подсистем в части предупреждения и ликвидации ЧС.

    Информацию о привлечении войск военных округов (сил флотов) к ликвидации ЧС КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ получает от РЦ МЧС России.

    1.4.13. Для организации взаимодействия разрабатываются:

    а) в РЦ МЧС России:

    план действий (взаимодействия) РЦ МЧС России по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера с пояснительной запиской;

    план взаимодействия РЦ МЧС России с территориальными органами управления федеральных органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

    план взаимодействия РЦ МЧС России с отделениями железных дорог в случае возникновения ЧС на железнодорожном транспорте;

    план взаимодействия сил и средств, предназначенных для поиска и спасания на водных бассейнах в зоне ответственности РЦ МЧС России с пояснительной запиской (приложение к плану действий (взаимодействия));

    план взаимодействия сил и средств РЦ МЧС России при ликвидации ЧС, связанных с авиационными происшествиями;

    план взаимодействия РЦ МЧС России с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера с пояснительной запиской (приложение к плану действий (взаимодействия));

    план РЦ МЧС России по гражданской обороне и защите населения;

    план защиты населения и территорий при авариях на АЭС.

    б) в ГУ МЧС России по субъекту РФ:

    план гражданской обороны и защиты населения субъекта РФ;

    план действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

    план взаимодействия органа исполнительной власти субъекта РФ с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. 1

    1.4.14. План действий субъекта РФ по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера разрабатывается применительно к режимам функционирования. Он подписывается председателем КЧС и ОПБ, начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с начальником РЦ МЧС России и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ. Выписка из плана направляется взаимодействующим органам управления.

    1.4.15. План взаимодействия органа исполнительной власти субъекта РФ с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера подписывается председателем КЧС и ОПБ, начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с начальником РЦ МЧС России, командующими (командирами) объединений (соединений, воинских частей) Минобороны России (от которых выделяются силы и средства при ЧС), МВД России, ФСБ России, начальниками гарнизонов (зон ответственности), дислоцированных на территории субъекта РФ и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ.

    В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя ОИВ в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС :

      режим повседневной деятельности ;

      режим повышенной готовности ;

      режим ЧС .

    В режиме повседневной деятельности РСЧС функционирует при нормальной производственно-промышленной, радиацион­ной, химической, биологической, сейсми­ческой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В этом режиме проводится :

      наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

      планирование и выполнение научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС, защите населения , а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС ;

      совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при ЧС ;

      организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

      создание и пополнение резервов финансовых и материально-техни­ческих ресурсов для ликвидации ЧС;

      осуществление целевых видов страхования .

    Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологичес­кой, сейсмической и гидрометеорологичес­кой обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме проводится :

      формирование , при необходимости, оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в райо­не возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

      усиление дежурно-диспетчерских служб ;

      усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и при­легающих к ним территориях, прогнозирование возможности воз­никновения ЧС и их масштабов;

      принятие мер по защите населения и окружающей природной среды , обеспечению устойчивости функционирования про­мышленных объектов в ЧС ;

      проверка систем и средств оповещения и связи;

      приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий . Проверяются системы и средства оповещения и связи.

    В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления , а при необходимости – с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных );

    Режим ЧС вводится при возникновении и во время ликвидации ЧС. В этом режиме проводится :

      выдвижение оперативных групп в район ЧС;

      определение границ зоны ЧС;

      осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

      организация работ по ликвидации последствий ЧС .

    Мероприятия этой группы выполняются поэтапно :

    На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов ЧС . С этой целью проводится :

      оповещение населения об опасности;

      использование населением индивидуальных средств защиты,убежищ (укрытий), средств медицинской профилактики;

      установление режимов поведения (режимов защиты);

      эвакуация населения из опасных участков;

      оказание пораженным первой медицинской помощи.

    На втором этапе выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы .

    Аварийно-спасательные работы заключаются в спасении людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС , локализации ЧС и снижению воздействия характерных для них опасных факторов .

    Аварийно-спасательные работы осложняются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения . К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные работы, тушение пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    К аварийно-спасательным работам относятся:

      определение и обозначение границ зоны ЧС (очага поражения);

      ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

      локализация и тушение пожаров;

      розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, вскрытие убежищ;

      подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

      оказание мед помощи пораженным и их эвакуация из зоны ЧС;

      вывод (вывоз) населения из зоны ЧС в безопасные районы

    Кроме аварийно-спасательных работ в зоне ЧС (очагах поражения) проводятся и другие неотложные работы , заключающиеся во всестороннем обеспечении аварийно-спасательных работ , оказании населению, пострадавшему в ЧС, медицинской помощи , создании условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их трудоспособности .

    К другим неотложным работам относятся:

      локализация очага чрезвычайной ситуации;

      прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения;

      разбор завалов в очаге;

      укрепление или обрушение конструкций, угрожающих разрушением и препятствующих безопасному проведению АСР;

      восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, мостов;

      обнаружение, обезвреживание и уничтожение опасных предметов и веществ;

      проведение при необходимости дегазации, дезактивации, дезинфекции и санитарной обработки людей.

    На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в пострадавших районах . С этой целью проводится:

      восстановление жилья и возведение временных жилых пост­роек;

      восстановление коммунального обслуживания;

      снабжение продовольствием и предметами первой необходимо­сти;

      возвращение временно эвакуированного населения;

      восстановление функционирования промышленных объектов.