Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Субъекты муниципальных правоотношений. Субъекты муниципально-правовых отношений

    Субъекты муниципальных правоотношений. Субъекты муниципально-правовых отношений

    Муниципально-правовые отношения

    Муниципально-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, т. е. общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. Посредством правоотношений требования юридических норм воплощаются в поведении людей.

    Характер муниципально-правовых отношений определяется в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений, а также спецификой муниципально-правовых норм.

    Муниципальные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они по сравнению с другими видами правоотношений имеют свою специфику , им свойственна качественная обособленность, неповторимость.

    Муниципально-правовые отношения могут возникать по воле как одной стороны, так и двух или нескольких сторон. Они носят организационный характер, т. е. способствуют организации процессов, и возникают при практической реализации задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т. е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образования либо его представители (органы местного самоуправления и др.). Споры, возникающие в рамках муниципально-правовых отношений, могут разрешаться как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке.

    К особенностям муниципально-правовых отношений можно отнести следующее:

    1) основной, определяющей, особенностью этих отношений является то, что они складываются в специфической области -
    в сфере местного самоуправления;

    2) они имеют особые территориальные пределы распространения - те территории, в границах которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется местное самоуправление, которые названы муниципальными образованиями;

    4) эти отношения носят комплексный характер , они возникают практически во всех сферах жизнедеятельности - политической, социально-экономической, духовной. Это связано с необходимостью достижения цели местного самоуправления - обеспечение благоприятных условий проживания граждан в конкретной местности, их постоянное улучшение;

    5) обязательными субъектами муниципально-правовых отношений всегда выступают либо население муниципального образование, либо его представители (органы местного самоуправления, собрания, сходы граждан, органы территориального общественного самоуправления и др.). Другими участниками этих отношений могут быть разнообразные субъекты (органы государственной власти, физические и юридические лица, общественные объединения), чьи интересы каким-либо образом связаны с осуществлением местного самоуправления.

    Таким образом, муниципально-правовое отношения - это урегулированные нормами муниципального права общественные отношения, т. е. складывающиеся в сфере местного самоуправления.

    Структура любого правоотношения, в т. ч. и муниципального, складывается из следующих элементов: 1) субъекты; 2) объект; 3) содержание правоотношения.

    1. Субъекты - это стороны-участники правоотношения, носители субъективных прав и юридических обязанностей. Необходимо разграничивать понятия «субъекты муниципального права» и «субъекты муниципально-правовых отношений». Субъект муниципально-правовых отношений - это субъект права, вступивший в конкретные правоотношения, а субъект права есть возможный участник такого правоотношения.

    Все субъекты муниципально-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты, в свою очередь, делятся на индивидуальных (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и коллективных (население муниципального образования, собрание граждан).

    Некоторые авторы среди индивидуальных субъектов выделяют также общих и специальных субъектов. К общим субъектам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специальным - избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.

    Организационные субъекты бывают публичные (муниципальное образование, государство, субъект РФ, органы государственной власти и местного самоуправления) и общественные (общественные организации, органы территориального общественного самоуправления).

    2. Объект правоотношений - это то, на что направлена деятельность определенных участников в этом отношении, то, по поводу чего могут возникать правовые связи между участниками муниципально-правовых отношений, на что направлены права и обязанности субъектов.

    В юридической науке существуют, по меньшей мере, две теории, различно объясняющие, что может выступать в качестве такого объекта. Одна из них называется монистической (теория единого объекта), другая - плюралистической (теория множественности объектов).

    В соответствии с первой теорией объектом правоотношения является то, на что направлено или на что воздействует правоотношение. Но воздействовать право может только на поведение людей. При этом как субъективные права, так и юридические обязанности направлены на обеспечение в интересах управомоченного определенного поведения обязанного лица. То поведение обязанного лица, на которое вправе притязать управомоченный, и составляет по этой теории юридический объект правоотношения.

    Подобный подход подвергся критике в научной литературе в связи с тем, что он не может быть применен ко всем правоотношениям, поэтому плюралистическая теория объекта правоотношения не сводит последний только к поведению обязанного лица, а понимает под объектом различные социальные блага (социальные ценности) .Это могут быть материальные блага: вещи, а также продукты
    духовного творчества, личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство человека), само поведение участников правоотношения и результаты поведения (доставка груза к месту назначения по договору перевозки, возврат долга). Такую теорию объекта точнее было бы назвать не «плюралистической», а ценностной. Действительно, так как правовое отношение представляет собой телеологическое (целенаправленное) отношение, то объектом такого отношения будет то, на что направлены действия участников отношения по реализации своих прав и обязанностей и соответственно, на что интенционально направлено их правовое сознание. Так как действия правообязанного направлены на удовлетворение интересов управомоченного, а реализация правомочных интересов есть эйдетическая ценность, то и общим объектом правовых отношений являются самые разнообразные ценности (специальным объектом правоотношений можно считать конкретные материальные и нематериальные объекты - носители ценностных свойств).



    В качестве общего объекта муниципально-правовых отношений можно назвать деятельность населения муниципального образования и формируемых им муниципальных органов, направленную на решение вопросов местного значения и реализацию отдельных государственных полномочий.

    К числу конкретных объектов муниципально-правовых отношений относятся те реальные блага, к обладанию которыми стремятся стороны правоотношения. В качестве конкретных объектов муниципальных правоотношений могут выступать:

    а) материальные блага (объекты материального мира), например территория муниципального образования, отдельные природные ресурсы (земля, недра и т. д.), находящееся в муниципальной собственности имущество;

    б) личные нематериальные и духовные блага (нематериальные объекты - образование, культура, здравоохранение).

    Большинство авторов придерживается точки зрения, согласно которой содержание любых (в т. ч. муниципальных) правоотношений имеет двойственный характер. Поскольку правоотношение - это опосредованное правом общественное отношение, оно представляет собой своеобразный синтез фактического и юридического. Соответственно и различают материально-фактический и формально-юридический аспекты содержания правоотношения, последовательно выступающие на первый план в процессе его реализации.

    Фактическим содержанием правоотношения является поведение участников общественных отношений. Юридическое содержание правоотношения составляют права и обязанности их субъектов (участников, сторон).

    Более аргументированной по этому вопросу представляется точка зрения А. В. Полякова. Он предлагает выделять содержание и форму правоотношений. Содержанием правового отношения является само поведение участников правового отношения, реализующих свои права и исполняющих свои обязанности. Правовое отношение не существует вне поведения его участников. Причем содержанием правоотношения является лишь та часть поведения субъектов, которая имеет юридическое значение. Однако поведение, не имеющее формы , не является содержательным поведением. Содержательное, осмысленное поведение есть поведение соразмерное, соответствующее определенной мере. Такой мерой для субъекта является правовая норма, поэтому поведенческие акты, совершаемые в соответствии с правовой нормой, получают свою правовую форму, форму субъективных прав и юридических обязанностей. Таким образом, субъективные права и юридические обязанности являются формой правоотношения.

    Применительно к муниципально-правовым отношениям права и обязанности субъектов (полномочия органов, должностных лиц) возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. К примеру, праву граждан на правотворческую инициативу корреспондирует обязанность органов муниципальной власти рассмотреть вносимые предложения и довести мотивированное решение по результатам рассмотрения в письменной форме до сведения внесшей предложения инициативной группы граждан (ст. 26 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

    Классификация муниципально-правовых отношений может проводиться по различным основаниям.

    В. И. Фадеев с учетом их содержания выделяет следующие группы муниципально-правовых отношений: а) отношения, связанные с организацией местного самоуправления; б) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; в) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

    В зависимости от выполняемых функций можно выделить учредительные, правоустановительные, охранительные муниципально-правовые правоотношения.

    Учредительные правоотношения выражают особое правовое состояние субъектов таких отношений, наиболее значимые, универсальные связи между ними. Примером могут служить отношения, возникающие из предписаний ст. 12 Конституции РФ. Таковыми являются отношения самостоятельности и гарантированности института местного самоуправления в правовой связи с государством, общие отношения, вытекающие из закрепленной конституционной нормой обособленности органов местного самоуправления от системы органов государственной власти. Такие отношения некоторые авторы именуют статутными . Эти отношения предопределяют все иные, более конкретные муниципально-правовые отношения.

    Правоустановительные (регулятивные) правоотношения возникают при реализации прав и обязанностей субъектов, определенных установительной нормой.

    В отличие от учредительных и правоустановительных правоотношений охранительные правоотношения возникают прежде всего в результате неправомерного поведения их субъектов как негативная реакция на это со стороны государства. Таковыми являются, прежде всего, отношения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они не имеют широкого распространения, но это не умаляет их роль в обеспечении правопорядка. Потребность в них обнаруживается всякий раз, когда права каких-либо субъектов местного самоуправления, интересы местного сообщества нуждаются в государственно-правовой защите.

    По характеру действий муниципально-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т. е. некая процедура (например, порядок выдвижения инициативы о проведении местного референдума).

    Основанием для возникновения, изменения или прекращения муниципально-правовых отношений являются разнообразные юридические факты . Например, основанием учредительных муниципально-правовых отношений является факт признания и закрепления
    в Конституции РФ института местного самоуправления. Нередко для возникновения или прекращения правоотношения требуется
    не один, а несколько юридических фактов, необходимая совокупность которых называется юридическим составом.

    Введение

    Европейская Хартия Местного Самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года говорит, что «местные сообщества представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, считая, что право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов … будучи убеждены, что наиболее непосредственным образом это право может быть реализовано именно на местном уровне…»

    Институт муниципального права в Российской Федерации является сравнительно молодым. Хотя он и получил свое закрепление в главном законодательном акте страны, Конституции Российской Федерации, многие вопросы организации и деятельности местного самоуправления до сих пор остаются не решенными, о чем свидетельствует большое количество принятых и находящихся на рассмотрении законов по данному вопросу.

    На мой взгляд, решение всех вопросов нужно искать не в мнимом будущем, а в осмыслении первооснов, а именно того, что представляют из себя муниципально-правовые отношения и что они включают. Давайте попробуем в этом разобраться.

    Преамбула

    Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

    Основу данных отношений составляют:

    1. субъекты муниципальных правоотношений

    2. объекты муниципальных правоотношений

    4. юридические факты, вызывающие динамику муниципальных правоотношений.

    Субъекты муниципальных

    правоотношений

    Муниципальные правоотношения, являясь сравнительно новым институтом в системе современного российского права, несут в себе много сложности в понимании. И, на мой взгляд, рассмотрение данного вопроса следовало бы начать прежде всего с определения того, кто является субъектом данных правоотношений.

    Я склоняюсь к точке зрения Фадеева В.И. и ряда других ученых, которые предлагают условное деление субъектов муниципальных правоотношений на три вида.

    К первому виду относится особый субъект - муниципальное образование. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

    Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Согласно ст.124 ГК РФ муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

    Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

    Муниципальным образованиям как субъектам муниципально-правовых отношений принадлежит право объединений в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов. Права и обязанности от имени муниципальных образований реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органв, либо население муниципального образования непосредственно.

    Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения. Это прежде всего население муниципального образования. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Население избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру оргнов местного самоуправления; оно также вправе решать и другие вопросы местного значения. Закон гарантирует право населения городского, сельского поселения на осуществление местного самоуправления См.: ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.08.1995 г. №154-ФЗ. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам местного самоуправления

    Законодательством о местном самоуправлении некоторых субъектов Федерации население муниципального образования именуется местным сообществом. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 13 июня 1996 г. «О местном самоуправлении в Московской области» См.: Вестник Московской областной Думы. 1996. № 8. С. 9. население. Проживающее на территории муниципального образования, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, образует местное сообщество. Членом местного сообщества является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования.

    Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан. Так, на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Собрание (сход) граждан в отдельных поселениях может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, который в данном случае не образуется.

    Субъектами муниципальных правоотношений, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со своей компетенцией выборные и другие органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают решения по самым разнообразным вопросам местной жизни, отнесенным к ведению муниципального образования.

    Право на осуществление местного самоуправления принадлежит также гражданам Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на местное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Реализация наиболее важных прав граждан - субъектов муниципальных правоотношений связывается законом с достижением определенного возраста. Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет, а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом закон предусматривает, что минимальный возраст кандидата при выборах в органы местного самоуправления не может быть ниже 21 года См.: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 93-ФЗ.

    Наконец, к третьему виду относятся субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления (органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).

    Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования, осуществляют инициативы в вопросах местного значения; в соответствии с уставом муниципального образования они могут являться юридическими лицами. Данные органы участвуют в организации акций милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности и т.д.

    Объединения муниципальных образований в форме ассоциаций и союзов (Союз малых городов Российской Федерации и др.) своей целью имеют координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Однако ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Они регистрируются в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

    Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципальных правоотношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы в соответствии с законом содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление.

    К участникам муниципальных правоотношений данного вида относятся предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

    Субъектами муниципальных правоотношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления.

    Сначала вроде бы все просто. Но это лишь казуальная простота. Население муниципального образования получает право по статье 25 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на правотворческую инициативу, а рассмотрение этих предложений предусматривает открытое заседание представительного органа с участием местного населения. Во-первых, такой порядок может нарушить нормальную работу муниципальных органов; во-вторых, в подавляющем большинстве случаев профессиональный уровень «инициатив» будет очень низким. И это лишь верхушка айсберга тех нерешенных проблем, стоящих сейчас перед российским законодательством, а рассмотрение их и принятие решений требует безотлагательной инициативы, как органов власти, так и самих граждан.

    Муниципально-правовые отношения представляют собой урегулированные нормами МП общественные отношения, которые возникаю в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также на др. территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

    Объектом муниципально-правовых отношений является деятельность местных жителей и формируемых ими муниципальных органов, направленная на решение вопросов местного значения, определенных уставом соответствующего муниципального образования, и отдельных государственных полномочий, переданных конкретным муниципальным образованиям в установленном законом порядке.

    Учитывая объект и содержание муниципально-правовых отношений их можно подразделить на:

      отношения, связанные с организацией местного самоуправления образование, объединение, преобразование муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований, утверждение символики, а также определение структуры органов МС, их наименование и формирование, контроль за деятельностью органов МС, их ответственность.

      отношения, характеризующие муниципальную д-ть по непосредственному жизненобеспечению населения муниципального образования решение вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, управление муниципальной собственностью регулирование планировки и застройки территории муниципального образования, организация, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений и здравоохранения, организация муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водо- снабжения и канализации, муниципальное дорожное строительство, утилизация бытовых отходов, благоустройство и озеленение территории, организация ритуальных услуг, организация муниципального транспорта, связи, торговли, питания и бытового обслуживания и т. д.

      отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов МС по осуществлению отдельных госполномочий остается открытым вопрос о перечне подобных полномочий (ч.2 ст.135 КРФ). Закон не определяет, да и не может определить конкретный их перечень. Очевидно, что эта задача должна в каждой конкретной ситуации решаться индивидуально.

    Субъектами муниципально-правовых отношений по смыслу действующего законодательства выступают местные жители, формируемые ими муниципальные органы и муниципальные сообщества, представляющие собой исторически сложившиеся территориальные образования в составе субъекта РФ.

    В зависимости от от субъекта муниципально-правовых отношений их можно подразделить на:

      отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование здесь находит свое выражение правовой статус муниципального образования (собственность, бюджет, символика и т. д.);

      отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования (непосредственное волеизъявление населения);

      отношения, где одной из сторон выступает орган или должностное лицо МС (д-ть органов МС по решению местных воросов, исполнение государственных полномочий).

    Теория МП выделяет следующие виды субъектов муниципально-правовых отношений:

    1) муниципальное образование ФЗ «Об общих…» дает четкое определение что такое муниципальное образование: «…- городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим ФЗ, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.» Муниципальное образование обладает правом собственности на имущество, входящее в состав муниципальной собственности. Оно не является юридическим лицом (ст. 124 ГК РФ), но в гражданско-правовых отношениях выступает на равных с иными их участниками (физическими и юридическими лицами). Кроме того муниципальное образование имеет право создавать объединения в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей д-ти, более эффективной реализации своих прав и интересов, а также иметь собственную символику.

    2) субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения

    НАСЕЛЕНИЕ – избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц МС, определяет структуру органов МС, решает др. вопросы местного значения. Население независимо от своей численности обладает правом на осуществление МС. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам МС. С учетом мнения населения решаются вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении муниципальных образований, установлении или изменении их территорий. В соответствии с уставом муниципального образования население имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

    СОБРАНИЕ ГРАЖДАН – может в отдельных поселениях осуществлять полномочия представительного органа МС, а также выступать не только как форма решения населением вопросов местного значения, но и как форма организации территориального общественного самоуправления, которое создается на части территории муниципального образования и обеспечивает осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения (собрание жителей дома, улицы и т. д.).

    ВЫБОРНЫЕ И ДРУГИЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – к ним относятся: представительный орган МС, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо МС, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Устав муниципального образования может предусматривать должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего д-ть по осуществлению МС, а также должности иных выборных должностных лиц МС. Данные субъекты в соответствии со своей компетенцией управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают др. решения по вопросам местного значения. Они являются юридическими лицами.

    ГРАЖДАНЕ РФ – имеют право на МС независимо от пола, национальности, расы, имущественного и должностного положения и т. д. Граждане реализуют право на МС путем участия в местных референдумах, выборах, посредством др. форм прямого волеизъявления, а также через выборные и др. органы МС. Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина и др. достоверной информацией о д-ти органов МС. Реализовать свое право избирать и быть избранными в выборные органы МС граждане могут лишь по достижении определенного возраста. Так ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает, что минимальный возраст кандидата при выборах в органы МС не может превышать 21 года.

    ДЕПУТАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – участвуют в принятии решений об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, установлении местных налогов и сборов, принятии планов и программ развития муниципального образования и т. д. Их полномочия начинаются со дня избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа МС нового состава.

    3) субъекты, содействующие осуществлению МС:

    ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – создаются гражданами по месту жительства, осуществляют инициативы в вопросах местного значения, могут быть юридическими лицами и образовывать ассоциации.

    ОБЪЕДИНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ФОРМЕ АССОЦИАЦИЙ ИЛИ СОЮЗОВ – координация д-ти, повышение эффективности осуществления прав и интересов муниципальных образований, но оин не могут осуществлять полномочия органов МС.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ – оказывают поддержку местному самоуправлению, создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития МС.

    ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, находящиеся на территории муниципального образования. Если они находятся в муниципальной собственности, то цели, условия и порядок их д-ти определяются органами МС. Взаимоотношения органов МС с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ – в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов МС, предстваляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также др. граждан в органах МС. Если вопросы, разрешаемые органами МС, затрагивают интересы общественных объединений, то они должны рассматриваться с их участием.

    ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА.

    Обязательные (особые)

    • население МО (принятие решений на референдуме)
    • МО и их объединения (союзы и т.д.)
    • группы жителей МО (создание территориально-общественных объединений)
    • органы МСУ
    • должностные лица МСУ, депутаты, муниципальные служащие

    Иные субъекты

    • государственные органы (администрация области, правительство области)
    • общественные объединения (активно участвуют во время выборов)
    • предприятия, учреждения, организации (решение о местном налоге, проведение благоустройства вокруг предприятия)
    • физические лица (иностранные граждане и т.д.)

    Объекты правоотношений :

    Административно-политическая сфера

    2. гражданско-правовая и иная сфера

    • отношения, связанные с муниципальным имуществом
    • отношения по поводу предоставления муниципальных услуг

    Отношения в финансовой сфере

    1. публичный характер (право принимать планы по бюджету)

    Муниципальные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности местного самоуправления и урегулированные нормами муниципального права.

    Отношения: субъекты, объекты и содержание.

    Особенности субъектов муниципальных правоотношений:

    1. Обязательные субъекты муниципальных правоотношений.

    2. Иные субъекты муниципальных правоотношений, которые могут присутствовать в данных правоотношениях.

    Чтобы какое-нибудь правоотношение считалось муниципальным, обязательно хотя бы один из субъектов должен быть из группы обязательных субъектов.

    Круг обязательных субъектов:

    1) Население муниципального образования, как синоним – местное население, местное сообщество, территориальный коллектив.

    В каких правоотношениях: выборы, референдум…

    2) Муниципальное образование и их объединение. Примеров таких правоотношений немного. Чаще всего на практике встречается при объединении в какие-то союзы (к примеру, союз российских городов…).

    3) Органы местного самоуправления. Это самый распространённый субъект: отношения, связанные с предоставлением льгот, реализацией компетенции.

    4) Депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие. Депутаты отчитываются перед избирателями… Или аттестация муниципального служащего.

    5) Иные органы. Это весь остальной широкий круг субъектов, которые могут вступать в отношения с депутатами и т.д. Это могу быть государственные органы: прокуратура с протестом на решение воронежской государственной думы… Взаимоотношения между органами государственной власти и местного самоуправления, в ходе которого ему делегируются какие-либо полномочия.


    6) Различные общественные объединения. Тоже могут быть участниками. Например, политические партии выдвигают кандидатов на муниципальных выборов. Или выступать с инициативой на обсуждении какого-то вопроса.

    7) Предприятия, учреждения и организации. Органы местного самоуправления принимают какие-то решения о правилах сдачи в аренду муниципального имущества

    8) Отдельные физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Также могут быть участниками: участвовать в собраниях, вносить предложения…

    Вывод: круг этих субъектов достаточно широк и разнообразен.

    Объекты муниципальных правоотношений.

    М-п отношения – отношения, урегулированные нормами мп и возникающие в процессе организации и деятельности органов мсу в границах муниципального образования при реализации населением права на мсу.

    Данные отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон; Носят организационный характер, способствуют организации процессов; Связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий органов мсу в процессе осуществления управленческой деятельности, т. е. складываются в сфере мсу.

    Одной из сторон всегда выступает население мо или орган мсу, причем одна из сторон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения мо. Споры, возникающие в рамках м-п отношений, могут разрешаться как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке.

    Основным элементом м-п отношений являются субъекты правоотношений . В качестве субъектов могут выступать:

    1)Муниципальное образование . Например, в соответствии со ст. 126 ГК РФ мо отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юрлицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

    2) Граждане РФ . На основании ч. 2 ст. 130 К РФ мсу осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы мсу.

    3) Население. В соотв. с ч. 1 ст. 130 К РФ мсу в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

    Согласно ст. 3 ФЗ № - 131 «Об общих принципах организации мсу в РФ» граждане РФ имеют право на осуществление мсу независимо от пола, расы, национальности……Также предусматривается возможность предоставления права на осуществление мсу негражданами РФ. Так, иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории мо, обладают при осуществлении мсу правами в соответствии с международными договорами РФ и ФЗ.

    4) Группы граждан. В соответствии с действующим законодательством выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности могут группы граждан, зарегистрированные в соответствующей избирательной комиссии. Кроме того, группы граждан могут направлять коллективные обращения в органы мсу, выступать с инициативой проведения местного референдума, опроса жителей, иным образом участвовать в осуществлении мсу.

    5) Органы мсу. Ст. 132 К РФ гласит, что органы мсу самостоятельно управляют мун. собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. Могут наделяться законом отдельными гос. полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

    6) Ассоциации, союзы, иные объединения мо, органов мсу.

    7) Органы территориального общественного самоуправления - создаются на части территории мо для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

    8) Органы гос. власти – оказывают поддержку мсу, содействие его становлению и развитию. Органы гос. власти и органы мсу могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении к-либо мероприятий.

    9) Общественные объединения, некоммерческие организации. Общ. Объединения могут участвовать в выборах, выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности.

    10) Государственные и негос. предприятия, учреждения, организации. Органы мсу вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-эк. развитии территории мо.

    11) Муниципальные унитарные предприятия и учреждения. В ФЗ-131 закрепляется право органов мсу на создание мун. предприятий и учреждений, участие в создании хоз. обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Субъектов делят на обязательных и иных.

    Должны быть обязательно: население; МО и их союзы; органы мсу; депутаты представительных органов, должностные лица, муниципальные служащие.

    Иные: это другие физ. и юрлица.

    Объекты: Костюков выделяет 3 группы объектов: 1. Объекты, складывающиеся в административно-политической сфере (по поводу власти, издания НА, изменение границ мо). 2. Объекты, складывающиеся в гражданско-правовой сфере (объекты муниципального имущества; муниципальные услуги. 3. Объекты в финансовой сфере (местный бюджет, налоги, финансовый контроль).

    Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Юридические факты в муниципальном праве – те явления реальной жизни, которые приводят муниципально-правовую норму в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты муниципального права в субъекты конкретных муниципальных правоотношений.
    Являясь одним из элементов механизма муниципально-правового регулирования, юридические факты выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение или прекращение муниципальных правоотношений. Они создают переход от общей модели поведения субъектов к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в муниципально-правовом отношении. В этом и состоит их основная задача.