Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Тактика тушения судовых пожаров. Теория пожара Какие судовые источники воспламенения вам известны

    Тактика тушения судовых пожаров. Теория пожара Какие судовые источники воспламенения вам известны

    Некоторые пожары могут возникнуть случайно, их причиной могут стать обстоятельства, которые невозможно контролировать. Но большинство пожаров является результатом неправильных действий членов экипажа. Небрежность, безответственность, непродуманные действия, игнорирование необходимых профилактических мер – это факторы, способствующие возникновению пожаров, которые могут привести к гибели людей и судов. Поэтому очень важно, чтобы члены экипажа каждого судна проявляли особую осторожность в ситуациях, которые могут привести к пожару.

    Причины пожаров:

    Самая распространенная причина судовых пожаров – небрежность при курении и обращении с горящими сигаретами, папиросами и спичками.

    - Самовозгорание.

    Многие применяемые на судах материалы, а также перевозимые грузы подвержены этому опасному химическому давлению.

    Основное правило предотвращения самовозгорания груза – отделение волокнистых материалов от масел.

    - Поврежденные электрические цепи и оборудование .

    Неисправное электрооборудование может привести к превращению электрической энергии в тепловую и стать источником пожара.

    - Добавочные самодельные конструкции.

    Известны случаи, когда пожары возникали в результате ослабления креплений этих конструкций, особенно полок. Материалы с полок падали, повреждая механизмы, электрооборудование и трубопроводы, что в результате приводило к пожарам.

    - Нарушение правил перевозки грузов.

    Даже самый опасный груз может перевозиться вполне безопасно, если он правильно размещен. В то же время считающийся безопасным груз может стать причиной возникновения пожара, если при его размещении проявлена небрежность. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за погрузочно-разгрузочными операциями.

    - Перекачка топлива и техническое обслуживание топливных систем.

    До начала перекачки необходимо тщательно проверить трубопроводы и надежность затяжки фланцевых соединений, чтобы избежать утечки топлива.

      Воспламенение горючих жидкостей и газов .

      Нарушение правил производства работ с применением открытого огня, особенно сварочных работ. Особую опасность представляют работы в закрытых емкостях.

      Небрежность при работе на камбузе.

    Наличие всех видов пожарной опасности (открытого пламени, топливных трубопроводов, скопления мусора и жиров) увеличивает опасность возникновения пожара на камбузе. Поэтому очень важно, чтобы в часы работы камбуз никогда не оставался без надзора.

      Разряды атмосферного и статического электричества.

    Поражению молнией особенно подвержены мачты, надстройки, антенны.

    Надежным средством защиты от разрядов атмосферного электричества являются молниеотводы, а от статического – заземление.

      Столкновение судов.

    Пожары в результате столкновений, особенно пожары на танкерах, приводят к большим повреждениям судна, потере имущества и гибели людей.

    1.7 Особенности пожара на судах.

    Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело локализуется, чему способствуют следующие факторы:

    наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;

    наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высоких температур;

    быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещества, что затрудняет действия экипажа по ликвидации по­жара;

    вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;

    большое количество электрооборудования и элект­рических цепей, обесточивание которых нарушает ра­боту средств пожаротушения;

    ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;

    загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

    Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям, 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением.

    Критическим сроком локализации пожара являются 15 мин, после чего разрастание по­жара выходит из-под контроля.

    Пожар - это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий большой материальный ущерб и приводящий иногда к гибели людей. Пожар возникает либо как стихийное бедствие, либо как результат неосторожного обращения с огнём и нарушения правил техники безопасности.

    Для успешного тушения пожара необходимо применение наиболее подходящего огнетушащего вещества, вопрос о выборе которого должен быть решён практически мгновенно.

    Правильный выбор огнетушащего вещества позволяет снизить повреждения судна и опасность для его экипажа. Но задача значительно облегчается введением классификации пожаров. Международной организацией стандартов вводится деление на пять классов или типов, обозначаемых латинскими буквами А, В, С, D, Е. В каждый класс включены пожары, связанные с возгоранием материалов, имеющих одинаковые свойства при горении и требующих применения одинаковых огнетушащих средств. Поэтому для успешной борьбы с пожаром совершенно необходимо знание этих классов, а также характеристик горючих материалов, имеющихся на судне.

    Пожары класса А – это пожары, связанные с горением твердых (образующих золу) горючих материалов и которые могут быть потушены с помощью воды и водных растворов. К таким материалам относятся древесина и древесные материалы, ветошь, бумага, резина и некоторые пластмассы. Тушение этих материалов производится, в основном, водой, водными растворами, пеной.

    Пожары класса В – пожары, вызванные горением воспламеняющихся или горючих жидкостей. К этому классу веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, различные растворители и другие горючие жидкости (ГЖ). Ликвидация таких пожаров производится, в основном, пеной, а также туманно распыленной водой, порошками углекислым газом и другими нейтральными газами.

    Пожары класса С – это пожары, возникающие при воспламенении газообразных веществ и материалов. К этим веществам относятся горючие газы, перевозимые морскими судами в качестве груза (водород, метан, пропан и др.), а также используемые на морских судах в качестве технологического снабжения. Тушение горючих газов осуществляют компактными струями воды или огнетушащими порошками.

    Пожары класса D – это пожары, связанные с горением металлов: калия, натрия, лития, магния, титана, алюминия и др. Для тушения таких пожаров используют теплопоглощающие огнетушащие вещества, огнетушащие порошки, не вступающие в реакцию с горящими металлами.

    Пожары класса Е – это пожары, возникающие при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок. Для борьбы с такими пожарами используют огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества.

    В реальных судовых условиях нередко возникают пожары, совмещающие два класса. Наиболее часты следующие сочетания:

    Пожары классов А и В – одновременно горят твёрдые горючие вещества и горючие жидкости.

    Пожары классов А и Е – одновременно горят твёрдые горючие вещества и электрооборудование.

    Пожары классов В и Е – одновременно горят горючие жидкости и электрооборудование.

    Судовой пожар, как правило, сопровождается целым комплексом сопутствующих факторов, способствующих быстрому его распространению и затрудняющих работы по ликвидации пожара. К таким факторам необходимо отнести следующие:

    1. Наличие на судах большого количества горючих материалов, металлических конструкций на малых площадях и теснота помещений, вызывающие быстрое повышение температуры и распространение огня по судну непосредственно от очага пожара и путем теплопроводности через накалённые металлические судовые конструкции.

    2. Наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, возможность образования неконтролируемых газовых и воздушных потоков, вызываемых газообменом между зоной горения и окружающей средой.

    3. Загромождённость судовых помещений и ограниченность подходов к ним, затрудняющие определение границ очага пожара и доступа к нему и снижающие эффективность применяемых средств тушения.

    4. Выделение ядовитых газов и возможные взрывы судового оборудования, затрудняющие работы по ликвидации пожара.

    5. Наличие большого количества электрооборудования и электроцепей, тушение которых под напряжением водой и химической пеной представляет опасность для людей; обесточивание же электрооборудования может вывести из строя большинство судовых средств пожаротушения и лишить судно возможности борьбы за живучесть.

    6. Образование продуктов разложения и сгорания веществ.

    7. Опасное вскипание и возможные взрывы горючих жидкостей в закрытых судовых ёмкостях.

    8. Ограниченное количество воды, подаваемой к очагу пожара, которое необходимо строго контролировать из-за опасности потери остойчивости и гибели судна.

    9. Невозможность получения помощи со стороны при пожаре в открытом море; в этом случае можно рассчитывать только на судовые средства пожаротушения и тренированность команд.

    10. Выход из строя или невозможность спуска из-за шторма плавучих спасательных средств и вероятность появления паники среди людей, находящихся на горящем судне.

    Развитие пожара зависит от места расположения очага пожара, характера газообмена в помещении, наличия в нём взрыво- и пожароопасных веществ и оборудования, оперативности действий аварийных партий.

    На современных судах принимаются все возможные меры для снижения их пожарной опасности. К сожалению, следует отметить, что полностью устранить влияние рассмотренных выше особенностей возникновения и развития пожаров на судах пока не удается из-за специфики работы морского транспорта, пожаро- и взрывоопасности некоторых видов грузов, необходимости создания комфортных условий обитания пассажиров и членов экипажей судов.

    Особенно большой пожароопасностью характеризуются пассажирские суда, нефтеналивные суда, суда-газовозы и ролкеры. На пассажирских судах для отделки жилых и служебных помещений применяется много горючих материалов. Кроме того, существует постоянная опасность возникновения пожара из-за нарушения пассажирами противопожарного режима (курение, использование электронагревательных и бытовых приборов и т. д.).

    Все это требует от членов судовых экипажей четкой отработки способов борьбы с пожарами, высокой бдительности и организации службы.

    В зависимости от того, где находится очаг пожара - внутри судна или снаружи, пожары разделяются на внутренние, или закрытые, и наружные, или открытые. Ликвидация внутренних пожаров, как правило, значительно сложнее, чем открытых.

    Пространство, в котором наблюдаются различные сопровождающие пожар явления, условно разделяются на три зоны: горения, агрессивного воздействия тепла и задымления.

    Зоной горения называется пространство, где происходит собственно горение. Площадь пожара - это проекция зоны горения на поверхность палубы.

    Зоной агрессивного воздействия огня называется часть пространства, где тепловое воздействие пожара приводит к существенному изменению свойств материалов и предметов, что делает невозможным дальнейшее пребывание людей в этой зоне без индивидуальных защитных средств.

    Зона задымления - это пространство, заполненное дымовыми газами в опасной для жизни людей концентрации, затрудняющими действие аварийных партий.

    Анализ судовых аварий позволил определить основные причины возникновения пожаров на судах. К ним относятся: нарушение правил пожарной безопасности и противопожарного режима (неосторожное обращение с огнем); нарушение правил технической эксплуатации машин и механизмов; самовозгорание и недопустимое совместное хранение грузов; короткое замыкание в электрооборудовании и электропроводке; нарушение правил эксплуатации электронагревательных приборов; нарушение действующих правил перевозки опасных грузов морем; случайное попадание топлива и масла на раскаленные поверхности судовых систем и механизмов; искрообразование при разрядах статического и атмосферного электричества, а также при ударах; действие лучистой энергии, если горючие вещества находятся вблизи печей, паровых котлов или других судовых агрегатов, работающих с использованием тепла; взрывы, происшедшие из-за чрезмерного повышения давления в закрытых сосудах или мгновенного воспламенения взрывоопасных смесей и т. д.

    Под борьбой с пожарами подразумевается комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий безопасной эвакуации людей.

    Наиболее важной частью противопожарной защиты судов является противопожарная профилактика. Она включает в себя комплекс активных организационных мероприятий по борьбе за живучесть судна и вопросы конструктивной противопожарной защиты (КПЗ). Основой организации борьбы за живучесть судна являются требования Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ-94, ISM-Code), Конвенции SOLAS – 74, Устава службы на морских судах, НБЖС (РД 31.60.14-81), а также классификационных обществ судоходства. По требованию Конвенции SOLAS – 74 на каждом судне должен быть план противопожарной защиты судна и план действий экипажа при объявлении пожарной тревоги (FIREPLAN), составленный на национальном и английском языках, один экземпляр которого размещается в доступном месте.

    В соответствии с этими документами составляется расписание по тревогам, которое устанавливает обязанности для каждого члена экипажа судна. Кроме того, каждый член экипажа под расписку информируется о его действиях при объявлении пожарной тревоги.

    Все профилактические противопожарные мероприятия, проводимые на судне, информация о противопожарных конструкциях судна, системах пожарной сигнализации, системах пожарообнаружения и пожарных проходах с указанием всех помещений на каждой палубе, должны найти отражение в судовом пожарно-контрольном формуляре FIREPLAN и Папке руководящих документов по борьбе за живучесть судна. На все судовые помещения разрабатываются соответствующими подразделениями судоходной компании оперативные планы (ОП), которые доводятся до каждого члена экипажа под расписку. Один экземпляр этих планов находится в Папке руководящих документов на главном командном пункте (ГКП), другие экземпляры – у командиров аварийных партий и групп.

    Моряки (командный состав судна), назначенные руководить операциями по борьбе с пожаром, должны пройти подготовку по методам борьбы с пожаром по расширенной программе, обращая внимание на организацию, тактику и управление и показать компетентность, позволяющую им принять на себя выполнение задач, обязанностей и ответственности согласно требованиям раздела А – VI/3 Международного Кодекса STCW-Code’78/95.

    К основным задачам сферы компетентности относятся:

    Руководство операциями по борьбе с пожаром на судах;

    Организация и подготовка пожарных партий;

    Проверка и обслуживание систем и оборудования для обнаружения пожара и пожаротушения;

    Расследование и составление докладов об инциндентах, связанных с пожаром.

    В целях методологического обеспечения прохождения курса по борьбе с пожарами на судах необходимо учитывать рекомендации специальной моделью курса IMO 2.03 Advance Training in Fire Fighting. До прохождения этого курса необходимо пройти базовую подготовку по борьбе с пожаром Basic Fire Fighting, которая является одной из составляющих частей курса «Выживание в экстремальных условиях» согласно подразделу A-VI/1-2 «Спецификация минимального стандарта компетентности в области противопожарной безопасности и борьбы с пожаром» Кодекса STCW-Code"78/95

    Основная роль в обеспечении пожарной безопасности судов отводится экипажу. При этом надо учитывать, что члены экипажа не являются профессиональными пожарными, поэтому подвергать их неоправданному риску недопустимо. Риск оправдан только в случае спасения других человеческих жизней. Поэтому все члены экипажа при поступлении на судно обязательно получают инструктаж по пожарной профилактике. Они должны хорошо знать устройство, назначение и расположение на судне пожарного инвентаря, установок пожаротушения, постов сигнализации, пожарного инструмента, а также свое место и обязанности в случае пожарной тревоги.

    На частных и общесудовых учениях по пожарной безопасности, на занятиях и тренировках производится отработка практических навыков по ликвидации пожара в каждом судовом помещении, четкому действию в различной обстановке (в простых или усложнённых условиях), умению использовать пожарный инвентарь, оборудование, а также средства индивидуальной защиты. При проведении общесудовых учений в море или в портах рекомендуется применять средства имитации пожара («Очаг пожара», «Вспышка», нейтральные дымы и т.д.). При этом необходимо предусмотреть меры безопасности, исключающие возможность фактической аварии судна и травмирования людей во время учений.

    Противопожарный режим судовых помещений характеризуется рядом особенностей, определяемых степенью их пожарной опасности. Поэтому командный состав судна должен хорошо ориентироваться в судовых помещениях, в совершенстве изучить устройство и конструктивные особенности судна, границы противопожарных зон. Каждый командир должен знать правила использования всех средств пожаротушения, а также меры по предупреждению пожаров и способы борьбы с ними. В обязанности командного состава входит также подготовка и обучение подчинённых лиц по борьбе за живучесть судна.

    Для борьбы с пожарами, водой и всевозможными повреждениями судовых технических средств на каждом судне создаются аварийные партии. Количество аварийных партий зависит от размеров и назначения судна, а также от численности экипажа. При численности экипажа более 100 человек создается 3 аварийных партии, при численности 50…100 человек – две аварийных партии и одна группа для машинного отделения, при численности 15…50 человек – 1аварийная группа. На современных транспортных судах, где численность экипажа обычно не превышает 20 чел. создаётся одна аварийная партия.

    Распределение членов экипажа по аварийным партиям и группам производится с учетом их опыта работы на судах, и других деловых качеств. Каждому члену аварийной партии определяется круг обязанностей, которые фиксируются «Расписанием по тревогам» в соответствующих планах и в каютной карточке. Разрабатывается и осуществляется система патрулирования по судну.

    При увольнении части экипажа на берег создается аварийная ежесуточная стояночная партия или группа. Исходя из конкретных условий и численности экипажа при стоянке судна на рейде аварийная стояночная партия (группа) должна создаваться исходя из 1/3 части экипажа, а при стоянке у причала - не менее 1/5 части экипажа. Командирами аварийных групп и партий назначаются лица командного состава. Командиром аварийной стояночной партии является вахтенный помощник капитана, а его заместителем - вахтенный механик.

    Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возложена на капитана. Обязанности лиц командного и рядового состава определяются расписанием по судовым тревогам.

    В случае пожара общее руководство борьбой за живучесть судна с главного пожарного поста (как правило, ходового мостика) осуществляет капитан. Он организует борьбу экипажа с пожаром и направляет его деятельность на: обнаружение места и размеров пожара, установление наличия и возможности эвакуации людей из горящих помещений, ограничение распространения огня по судну, борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий. Старший помощник капитана руководит носовой и кормовой аварийными партиями, группами разведки и водотечности, пунктом медицинской помощи, группой охраны порядка и эвакуации (на пассажирских судах).

    Старший (главный) механик обязан обеспечивать живучесть судна, постоянную исправность и готовность судовой энергетической установки и всех стационарных средств тушения пожаров.

    Заведующие помещениями и отдельными частями судна обязаны поддерживать в них противопожарный режим, докладывать вахтенной службе о замеченных неисправностях и контролировать устранение неполадок в помещениях, находящихся в их заведовании. На доступных для обзора местах должны быть вывешены оперативно-тактические документы по пожаротушению, схемы путей эвакуации людей из помещения, судовых систем.

    Аварийные и пожарные посты должны постоянно быть полностью укомплектованы соответствующим имуществом. Аварийные посты окрашиваются синей краской и снабжаются надписью «Аварийный пост» (EMERGENCY EQUPMENT), пожарные посты окрашиваются красной краской и снабжаются надписью «Пожарный пост» (FIRE STATION) либо знаками – F, FE. Надписи выполняются белой краской. Использование имущества этих постов не по назначению категорически запрещается. Двери и люки аварийных выходов и пути движения к ним, должны иметь четкое обозначение, маркировку и надписи (FIRE EXIT). Отдельно обозначаются места для курения. Сварочные работы и работы с открытым огнем могут проводиться только с разрешения капитана судна и в полном соответствии с Правилами ведения огневых работ.


    Пожары на судах являются сравнительно нечастым бедствием (около 5% от всех аварий), но по тяжести последствий они стоят на первом месте.

    Около 20% пожаров заканчиваются гибелью или полным конструктивным разрушением судна.

    Опыт реальных аварий свидетельствует, что срок борьбы с огнем составляет порядка 15 мин. Если в течение этого времени пожар не удалось взять под контроль-то судно, как правило, гибнет. Дело в том, что в ограниченном объеме судового корпуса и надстроек находится очень много горючих веществ: дерево, ткань, пластик, краски и пр. А они, как известно, горят очень хорошо.

    Что же представляет собой процесс горения?

    Горением называется физико-химический процесс, сопровождающийся выделением теплоты и излучением света.

    Сущность горения заключается в быстропротекающем процессе окисления химических элементов горючего вещества с кислородом воздуха.

    Любое вещество является сложным соединением, молекулы которого могут состоять из множества связанных друг с другом химических элементов.

    Во время реакции горения происходит соединение атомов различных элементов с образованием новых веществ. Основными продуктами горения являются:

    Окись углерода СО – бесцветный газ без запаха, обладающий высокой токсичностью, содержание которого в воздухе более 1% опасно для жизни человека;

    Углекислый газ СО 2 - инертный газ, но при содержании в воздухе 8 - 10% человек теряет сознание и может погибнуть от удушья;

    Пары воды Н 2 О, придающие дымовым газам белую окраску;

    Сажа и пепел, придающие дымовым газам черную окраску.

    1.2 Составляющие пожара и взрыва.

    Горение является началом пожара. Для горения необходимы три элемента: горючее вещество, которое будет испаряться и гореть, кислород для соединения с горючим веществом и теплота для повышения температуры паров горючего вещества до момента их воспламенения. Символический пожарный треугольник иллюстрирует это положение и дает представление о двух важных факторах, необходимых для предотвращения и тушения пожаров:

      если одна из сторон треугольника отсутствует, пожар не может начаться;

      если одну из сторон треугольника исключить, пожар погаснет. Пожарный треугольник - простейшее представление трех факторов, необходимых для существования пожара, но он не поясняет природу пожара. В частности, он не включает цепную реакцию, возникающую между горючим веществом, кислородом и теплотой в результате химической реакции. Пожарный тетраэдр - более наглядная иллюстрация процесса сгорания (тетраэдр - это много2гранник с четырьмя треугольными гранями). Он очень полезен для понимания процесса сгорания, так как на нем имеется место для цепной реакции и каждая грань касается трех других. Основная разница между пожарным треугольником и пожарным тетраэдром заключается в том, что тетраэдр показывает, каким образом за счет цепной реакции поддерживается пламенное горение, т.е. как грань цепной реакции удерживает остальные три грани от падения.

    Цепная реакция.

    Цепная реакция начинается следующим образом: образующаяся при горении

    паров теплота воспламеняет все большее количество паров, при горении которых снова

    выделяется все большее количество теплоты, воспламеняющей еще большее количество

    паров. В результате этого постоянно нарастающего процесса горение усиливается. Пока

    горючего вещества много, пожар продолжает развиваться, пламя разрастается.

    Через некоторое время количество паров, выделяющихся из горючего вещества,

    достигает максимума и начинает стабилизироваться, в результате чего горение

    протекает с устойчивой скоростью. Это продолжается до тех пор пока не израсходуется

    основная часть горючего вещества. Затем окисляется меньшее количество паров и

    меньше образуется теплоты. Процесс начинает затухать. Происходит выделение все

    меньшего количества паров, меньше становится теплоты и огня, пожар постепенно угасает.

    При сгорании твердых горючих веществ может остаться зола, и еще какое-то время будет продолжаться тление. Жидкие горючие вещества выгорают полностью.

    Таким образом, пожар возникает только при одновременном действии трех

    факторов: наличии горючего вещества, достаточном количестве кислорода,

    высокой температуре.

    1.3 Характеристика горючих материалов.

    Все горючие материалы (вещества) можно разделить на твердые, жидкие и газообразные.

    Твердые горючие вещества. Наиболее типичные твердые горючие вещества – дерево, бумага и ткани. Они находятся на судне в виде растительных тросов, брезента, подстилочного и сепарационного материала, мебели, фанеры, обтирочных материалов и матрацев. Краска на переборках также представляет собой твердое горючее вещество. Кроме того, суда перевозят разнообразные твердые горючие вещества в виде груза.

    Древесина и древесные материалы обладают горючестью и в зависимости от температуры и притока воздуха могут обугливаться, тлеть и гореть. Максимальная пожаробезопасная температура - 100 0 С, при температуре около 204 0 С – они самовоспламеняются. Скорость горения зависит от притока воздуха, содержания влаги и др. Наиболее быстро сгорают тонкие древесные изделия большой площади. Продуктами сгорания являются: двуокись углерода, водяной пар, окись углерода, альдегиды и кислоты. В начальной стадии пожара могут выделять много дыма.

    Текстильные и волокнистые материалы в зависимости от состава волокон имеют температуру воспламенения 400 – 600 с. растительные волокна легко воспламеняются и хорошо горят, выделяя много густого дыма. Частично сгоревшие растительные волокна могут самовоспламеняться; сильно разбухают под воздействием воды. При горении выделяется большое количество едкого плотного дыма.

    Жидкие горючие вещества . Воспламеняющиеся жидкости присутствуют на судне в основном в виде мазута, смазочного масла, дизельного топлива, керосина, масляных красок и их растворителей. Воспламеняющиеся жидкости и сжиженные воспламеняющиеся газы могут перевозиться в качестве груза.

    Все воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость испарения нарастает с повышением температуры.

    Пары в концентрации с воздухом взрывоопасны, особенно в закрытых объемах (цистернах, танках).

    Воспламеняющиеся жидкости выделяют теплоту в 3-10 раз быстрее, чем дерево, и ее количество примерно в 2,5 раза больше. Эти соотношения достаточно наглядно показывают, почему пары жидкости горят с большой интенсивностью.

    При растекании воспламеняющиеся жидкости распространяются по очень большой площади, выделяя при этом значительное количество паров, при воспламенении которых, образуется большое количество теплоты.

    Газообразные горючие вещества.

    Эти вещества уже находятся в необходимом для горения состоянии. Для их возгорания требуется только высокая температура и определенная пропорция кислорода.

    Газы, как и воспламеняющиеся жидкости, всегда образуют видимое пламя и не тлеют.

    При хранении или образовании газов в закрытых емкостях в случае появления источника теплоты резко возрастает вероятность взрыва.

    Пожар – это огонь, вышедший из-под власти человека, или огонь, возникший в непотребном месте.

    Горение - это химическая реакция окислительно-восстановительного характера: материал + тепло + кислород. Чтобы остановить реакцию горения, необходимо понизить температуру и/или прекратить доступ кислорода.

    Для борьбы с пожарами на судах создаются аварийные партии:

    • с экипажем менее 100 человек - 2 аварийные партии и 1 аварийная группа;
    • с экипажем 100 и более человек - 3 аварийные партии;
    • с экипажем до 50 человек -1 аварийная партия и 1 аварийная группа.

    На судах типа БМРТ:

    • 1-я аварийная партия - носовая. Командир – 3 –й помощник капитана, заместитель - боцман;
    • 2-я аварийная партия - кормовая. Командир 2- й помощник капитана.
    • Аварийная группа МКО. Командир 2 механик.

    Порядок оповещения:

    • любой член экипажа, заметивший пожар, или его признаки, немедленно сообщает об этом вахтенному штурману;
    • вахтенный штурман после получения сигнала или доклада немед-ленно объявляет общесудовую тревогу (в порту обязательно звонок громкого боя сопровождать ударами в судовой колокол для оповещения рядом стоящих судов);
    • при стоянке в порту после объявления тревоги вахтенный штурман сообщает о пожаре диспетчеру, вызывает пожарную команду и пожарный катер по укв-связи на канале 16.

    Борьба экипажа с пожаром на судне должна проводиться в соответствии с ОТКП и ОТПП под руководством капитана, а в его отсутствие вахтенного штурмана, и включать следующие действия:

    • разведка, обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
    • ограничение распространения пожара;
    • предупреждение возможных взрывов;
    • ликвидация пожара и его последствий.

    По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:

    • прибыть в район пожара и немедленно приступить к руководству его тушением;
    • установить место и размеры пожара;
    • выделить необходимое количество людей в ДИА и средств для тушения пожара и работы в задымленных помещениях;
    • обеспечить вынос из охваченных огнем и задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
    • организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, обеспечить охлаждение переборок водой;
    • доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.

    По сигналу общесудовой тревоги экипаж занимает свои места в аварийных партиях и на постах у механизмов и средств пожаротушения согласно расписания по тревогам и должен немедленно без дополнительных приказаний:

    • включить пожарные насосы и подать воду в пожарную магистраль и к пожарным кранам;
    • изготовить к действию средства пожаротушения;
    • закрыть противопожарные и водонепроницаемые двери;
    • отключить от аварийного помещения все виды вентиляции;
    • задраить все иллюминаторы, двери,люки, горловины;
    • приступить к ликвидации пожара на участке своего поста и одновременно производить разведку в смежных помещениях.

    При разведке пожара устанавливают:

    • место и размер очага пожара (то есть, центр пожара, зона наиболее интенсивного горения);
    • границы распространения огня и зоны задымления;
    • наличие, наименование и количество горючих материалов в очаге пожара, в непосредственной близости от него и в смежных помещениях;
    • возможные пути распространения пожара и способы его тушения;
    • условия, затрудняющие и способствующие тушению пожара;
    • наличие завалов, необходимость и возможность их расчистки.

    Место, характер и размеры пожара можно определить непосредственным осмотром очага пожара, а если это невозможно, - ориентировочно по нагреву переборок, палуб и других судовых конструкций.

    Группы для разведки пожара должны состоять не менее, чем из 3-х человек, один, из которых должен находиться на посту безопасности у входа в помещение, где работает группа, для связи с ней при помощи сигналов по спасательному линю.

    Разведчиков в задымленное помещение можно посылать только в снаряжении пожарного. Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

    Термостойкие костюмы применяются для кратковременной защиты членов экипажа, работающих в зоне высоких температур при тушении пожара и ликвидации аварий. Костюм не приспособлен для защиты от прямого воздействия пламени.

    Пожарный инструмент предназначен для вскрытия изоляции и обшивки помещений, разборки деревянных конструкций, очистки мест пожара и растаскивания предметов, мешающих тушению пожара.

    • прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
    • изолировать очаг пожара от доступа воздуха;
    • охладить горючие вещества до температуры, которая ниже температуры воспламенения их газов;

    При тушении пожара необходимо учитывать:

    • возникновение угрозы отравления людей; особенно при тушении горящих химикатов;
    • возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние помещения;
    • отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает очага пожара).

    Пожар в МКО

    Причинами пожара в МКО могут быть искра при коротком замыкании, вспышка при разжигании форсунок, попадание топлива на горячие части двигателей, самовозгорание ветоши и т. д.

    Особую опасность проставляют утечки из поврежденного топливного трубопровода, находящегося под давлением, когда топливо вырывается в виде струй с большим распылом. Такую же опасность представляют находящиеся в МКО неисправные самозапорные клапаны измерительных труб топливных танков. Разбрызгиваясь, топливо покрывает тонким слоем узлы и механизмов и машин, трубопроводы и скапливается под настилом.

    В случае возникновения искры пары топлива и масел, уже нагретые до температуры помещения МКО, а иногда и выше, мгновенно воспламеняются. При этом пожар быстро распространяется, возможен взрыв паровоздушной смеси.

    При возникновении пожара в МО или КО нужно в первую очередь прекратить поступление топлива к двигателям, котлам и расходным цистернам, отключить электроэнергию от горящего помещения, остановить вентиляторы и немедленно, начать борьбу с огнем стационарными и переносными средствами пожаротушения. В КО необходимо погасить топки.

    Небольшие возгорания ветоши, разлитого горючего, краски или другого материала ликвидируются пеной из ручных или возимых огнетушителей и распыленной водой из пожарных стволов.

    При возгорании топлива под котлами и двигателями для тушения применяют пену, подаваемую воздушно-пенными стволами, и распыленную воду из ручных стволов с распылительными насадками. При значительном повышении температуры в МКО необходимо включить систему орошения.

    Если люди не успеют выйти из MKО до начала развития пожара, включают орошение сходных шахт, чтобы можно было выйти из горящего помещения.

    При горении топлива выше настила следует включать стационарную систему пенотушения или систему водораспыления. Если тушение с помощью этих систем не дает эффекта или поверхность горящего топлива закрыта от воды и пены настилом, трубопроводами и механизмами, пожар тушат с помощью стационарных углекислотных и жидкостных установок.

    Чтобы предупредить распространение пламени по трапам в сторону жилых, помещений, необходимо использовать водяную завесу.

    Перед включением стационарных систем пожаротушения в МКО необходиомо:

    • вывести из действия все механизмы;
    • произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;
    • подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из помещения всех людей;
    • одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки и палубы всех помещений, смежных с аварийным.

    Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне стационарные системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана по указанию старшего механика. В случаях, не терпящих отлагательств, и не позволяющих в создавшейся обстановке получить разрешение капитана, команда о включении стационарных систем пожаротушения может быть дана непосредственно старшим механиком, о чем должно быть немедленно доложено вахтенному штурману.

    Находящееся, под напряжением горящее электрооборудование перед тушением необходимо по возможности как можно быстрее обесточить. Если же напряжение сразу снять не удалось, для тушения находящегося под напряжением электрооборудования следует использовать сухие углекислотные или аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену, приготовленную на пресной воде, и асбестовые коврики. Применение других средств запрещается.

    Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также в ботах или галошах и по возможности находиться на резиновых ковриках.

    Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Однако во избежание порчи электрооборудования тушить его рекомендуется по возможности углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде или пресной водой. При этом необходимо учитывать, следующее:

    • углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования;
    • воздушно-механическая пена и пресная вода снижает сопротивление изоляции, поэтому после их применения электрооборудование требует тщательной просушки;
    • при применении морской воды или химической пены электрообо- рудование может быть выведено из строя.

    При пожаре в помещениях с аккумуляторами следует немедленно прекратить их зарядку, батареи отключить, с помощью вентиляторов создать усиленную тягу из помещения, чтобы предотвратить взрыв, газовой смеси, и тушить пожар матами, асбестовыми ковриками, воздушно-механической пеной на пресной, воде, сухой углекислотой. Морская вода разлагает электролит.

    Необходимо всегда помнить следующее:

    • развитие пожара в МКО происходит очень быстро, при этом доступ в помещение сверху затруднен уже в первые минуты пожара;
    • одним из основных факторов, обеспечивающих эффективное тушение пожара, является перекрытие всех отверстий в помещение МКО;
    • при тушении пожара в МКО наиболее эффективным средством является углекислота и высокократная пена, а также тушение распыленной водой и составами на основе галоидоуглеводородов.

    При пожаре в рефотделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают во избежание взрыва нужно произвести аварийный выпуск аммиака из системы рефустановки

    Пожар в жилых и служебных помещениях

    В жилых и служебных помещениях пожары сопровождаются значительным выделением дыма вследствии горения изоляционных и отделочных материалов, краски, мебели, одежды, бумаги и т. д.

    Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует применять системы водотушения, а при необходимости – пенотушения. Для тушения в труднодоступных местах таких помещений, где нет людей, можно использовать пар, углекислотные огнетушители и бромэтиловые составы.

    Использование паротушения, жидкостного и газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей запрещается.

    Для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а подавать пожарные стволы через иллюминаторы, филенки и специально пробиваемые для этой цели отверстия.

    В помещениях, смежных с горящим, постоянно следят за переборками и при необходимости охлаждают их, чтобы предупредить распространение огня на эти помещения.

    По окончании тушения следует тщательно осмотреть район пожара, чтобы исключить возможности повторного возгорания. Все удаляют или заливают водой.

    В случае нахождения в помещении людей, отрезанных от путей выхода из горящей зоны, в первую очередь должны быть приняты меры к их спасению. Основные средства тушения пожара необходимо сосредоточить в местах, через которые будут выводить людей. После спасения людей принимают меры для тушения пожара.

    Тушение пожара в грузовых помещениях

    Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет собой особую сложность, так как доступ к очагу пожара часто бывает ограничен или невозможен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе и огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и в смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

    При возникновении пожара в загруженном трюме необходимо:

    • прекратить грузовые операции;
    • произвести полную герметизацию трюма;
    • включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное или газотушение) данного отсека;
    • вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков;
    • производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных в районе пожара и в районе трюмов, загруженных опасными грузами;
    • производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром.

    При горении в грузовых трюмах волокнистых грузов и гофротары необходимо необходимо заполнить трюмы эффективными огнегасительными средствами (высокократной воздушно-механической пеной и др.). Тушение самовозгорающихся веществ (рыбная мука, рыбные отходы, промасленная ветошь и пр.) должно производиться пеной, а в закрытых помещениях - инертными газами, водяным паром и высокократной пеной.

    В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

    • влияние принимаемой воды в трюм /отсек/ на остойчивость и запас плавучести судна;
    • возможность всплытия горящего груза под палубу;
    • увеличение объема /разбухание/ некоторых грузов;

    Пожар в топливных танках и наливных отсеках

    При пожаре в топливном танке /наливном отсеке/, имеющем топливо, необходимо;

    • немедленно прекратить грузовые операции, закрыть клапаны трубопроводов и отсоединить грузовые шланги /топливные рукава/, если пожар возник во время бункеровки;
    • произвести герметизацию танка /отсека/;
    • включить стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного, танка;
    • усилить наблюдение за переборками и палубами со стороны смежных отсеков и помещений судна;
    • охлаждать забортной водой палубы и переборки, другие конструкции в районе пожара, а также смежные танки.

    При пожаре топлива в цистерне, не имеющей повреждений, наиболее эффективным способом борьбы с огнем является полная немедленная герметизация цистерны и включение стационарных средств объемного тушения пожара.

    Горящую цистерну целесообразно запрессовать водой, чтобы поднять в ней уровень горящего топлива и тем самым уменьшить свободный объем в цистерне, доступ воздуха и накаливания металлических конструкций.

    Тушение пожара в рыбомучных бункерах /трюмах/

    При появление признаков загорания необходимо принять меры для предупреждения пожара с помощью судовых средств пожаротушения, вплоть до затопления бункера (трюма) с мукой забортной водой. Выбор и применение тех или иных средств пожаротушения и мер предупреждения пожара производится по усмотрению капитана в зависимости от конкретных условий.

    Наиболее эффективными средствами тушения горящей рыбной муки в бункерах (трюмах) являются вода со смачивателем, химическая высокократная пена, водяной пар, инертные газы.

    Пожар в фонарных, малярных и шкирпеских кладовых

    Особенности развития пожара в этих помещениях: наличие большого количества горючих жидкостей, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси.

    Сильное задымление помещений в результате горения нефтепродуктов.

    Возможность разлива жидкостей и распространение очагов горения не только внутри этих помещений и на палубу, но и в расположенные ниже помещения.

    Высокая температура, затрудняющая действия экипажа и сильное нагревание смежных помещений и соседних конструкций судна.

    Наиболее интенсивное горение чаще всего наблюдается между бочками и бидонами.

    Разведка очага горения не представляет трудностей ввиду небольшой площади помещений и ограничение их металлическими переборками.

    При обнаружении горения необходимо прежде всего плотно закрыть двери и заглушить вентиляционные трубы пробками. Поднести огнетушители, подать водяные стволы с распылителями и осторожно приоткрыть дверь, прикрываясь ею во избежание получения ожогов.

    Для тушения пожара следует применять пенные огнетушители и песок, ограничивающий растекание жидкости.

    Водяные распыленные струи для охлаждения конструкций судна и переборок нужно подавать как внутрь кладовой, так и в смежные помещения, чтобы предупредить возможные повторные воспламенения паров нефтепродуктов.

    Если загоревшиеся жидкости хранятся в бидонах, необходимо их горловины накрыть кашмой, брезентом или другой плотной тканью и орошать их водой из ствола. Во избежание взрыва бидонов или бочек, особенно пустых или не полных следует охлаждать их струями распыленной воды.

    В шкирпеской интенсивного горения обычно не наблюдается, пожар здесь как правило сопровождается сильным задымлением. Поэтому следует открыть двери и, подавая распыленную струю внутрь, освободить помещение от дыма. После этого принять меры к ликвидации пожара.

    В настоящее время на многих судах фонарные, малярные и шкиперские кладовые оборудуются системами парового, углекислотного и/или жидкостного /СЖБ/ тушения. Поэтому при пожаре необходимо произвести тщательную герметизацию помещения и включить противопожарную систему, предусмотренную для данного помещения. Пар, и/или углекислый газ в этом случае следует подавать до тех пор, пока пожар не будет окончательно ликвидирован.

    В мировой практике пожары подразделяются на 4 класса (в зависи­мости от вида горящего вещества) - А, В, С, D - и имеют свои предпочтительные методы тушения.

    Класс А - пожары, вызванные горением воспламеняющихся твердых углеродистых веществ (дерево, бумага, ткани, пластмасса, резина).

    Наиболее эффективно такие пожары тушатся водой, но возможно применение пены и порошка. Углеродистые материалы, сгорая, сохраняют свой жар, который может повторно воспламениться. После тушения необходимо обязательно наблюдать, во избежание повторного воспламене­ния из-за тления.

    Класс В - пожары, вызванные горением воспламеняющейся жидкости (бензин, дизтопливо, пищевое масло).Наиболее эффективны мелко­распыленная вода, порошки, углекислый газ СО,. Большинство горючих жидкостей плавают на поверхности воды, поэтому при их тушении надо быть осторожными, во избежание разбрызгивания и переполнения емкости с горящей жидкостью.

    Предпочтительные методы - вытеснение кислорода одним из способов:

    Газ, вытесняющий Оу Применение стационарных газовых установок;

    Пена (мыльная вода) - пена, плавая, образовывает покрывало.

    Класс С - пожары, вызванные горением горючих газов под давлением, необходимо тушить только после перекрытия крана. Если же это из-за повреждения крана невозможно, то надо использовать большое количество разбрызганной воды (в виде брызг) для охлаждения газовых баллонов и окружающих предметов, пока газ не потухнет. Вода может быть применена как для защиты персонала, так и для изменения направления пламени до 90 градусов.

    Класс D - пожары, вызванные горением горючих металлов (натрия, калия, магния, титана, алюминия и др.). Наиболее эффективным средством тушения таких пожаров являются теплогасящие порошки специального назначения.

    Класс Е - пожары, вызванные неисправностями электрооборудования (короткое замыкание, дуга, перегрузки) и нарушениями правил тех­нической эксплуатации электроустановок. При тушении необходимо (по возможности) обесточить питающую цепь. Но независимо от того, обесточена цепь или нет, при тушении пожара нужно использовать только вещества, не проводящие электрический ток, такие как огнетушащий порошок, углекислота, хладон. При этом нужно помнить, что после применения огнетушащего порошка электроустановку тяжело привести в рабочее состояние.

    Важным обстоятельством для руководителя является полная и обстоятельная информация о пожаре - где и что горит.

    Применение большого количества огнегасящего вещества (например, воды) может ухудшить ситуацию до критической (крен судна). Часто бывает необходимо только перекрыть доступ воздуха или поступление горючего вещества и ситуация становится подконтрольной.