Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Техника безопасности при выполнении слесарных работ. Техника безопасности при проведении слесарных работ. Правила безопасности при выполнении слесарных работ

    Техника безопасности при выполнении слесарных работ. Техника безопасности при проведении слесарных работ. Правила безопасности при выполнении слесарных работ

    Работа с применением различных инструментов в процессе обработки металлов и других материалов может привести к серьезным травмам, если пренебречь мерами безопасности.
    На слесарном участке необходимо выполнять следующие правила: устанавливать тиски на верстаке так, чтобы можно было занять удобное положение во время работы; при заточке инструмента пользоваться защитными очками или стеклом; рубку производить только остро отточенным инструментом, прочно закрепляя заготовку в тисках; при опиливании не ударять кольцом рукоятки напильника о деталь во избежание соскакивания рукоятки и ранения руки; не сдувать опилки ртом, чтобы не засорить глаза; не работать напильником без рукоятки или с расколотой рукояткой; не касаться опиливаемых поверхностей деталей, так как это вызывает проскальзывание напильника и может привести к травме; при пайке и сварке для предохранения глаз от расплавленных частиц металла и светового излучения необходимо надевать защитные очки.
    Слесарный верстак должен быть оборудован защитной сеткой, предохраняющей находящихся вблизи людей от отлетающих частиц металла.
    Инструменты должны быть в исправном состоянии. Рукоятки молотков изготовляют только из бука, березы и других мелкослойных пород дерева. Мягкие или крупнослойные породы - сосну, ель, липу - применять для этой цели не разрешается.
    Молоток считается непригодным для работы при ослаблении посадки рукоятки в отверстие, наличии сколов или трещин на рукоятке и наклепа на ударной части инструмента.
    Затылочные части подбоек, зубил и других инструментов, по которым наносится удар молотком, не должны быть разбитыми или сколотыми. Напильники можно использовать только с деревянной или пластмассовой ручкой. Ручка со стороны посадочного отверстия должна быть заключена в металлическое кольцо Гаечные ключи надо подбирать в соответствии с размерами гаек (головок болтов). Применять подкладку на грань гайки при использовании ключей запрещается. Увеличивать плечо ключа, применяя трубы или другие предметы, также не разрешается.
    Слесарю часто приходится пользоваться сверлильным и заточным станками. При работе на станках нужно соблюдать следующие правила: нельзя приступать к работе без предварительного обучения и инструктажа; следует проверять исправность ограждении; длинные волосы нужно убирать под головной убор; длинные и широкие рукава - завязывать у кисти рук.
    На сверлильном станке травма может быть нанесена стружкой или самой деталью, которая при слабом закреплении может прийти во вращательное движение. Деталь надо прочно закреплять в тисках. Мелкие детали удерживают ручными тисками (клещами).
    Сверло из патрона можно вынимать лишь после полного останова станка. Перед включением надо удалить со стола все лишние предметы и убедиться, что оно не угрожает окружающим. Сверло или зенкер нельзя слишком сильно прижимать к детали, так как это может привести к ее вырыву из тисков или поломке инструмента, осколки которого могут повредить глаза. Нельзя касаться рукой вращающегося сверла, удалять рукой стружку, охлаждать вращающееся сверло мокрой тряпкой, а также работать в рукавицах, так как они могут быть захвачены инструментом.
    Особенно осторожного и внимательного отношения требует работа на заточном станке. Несоблюдение правил безопасности может привести к серьезным травмам в результате разрыва шлифовального круга, попадания в глаза отлетающих мелких частиц, захвата неогражденными вращающимися частями одежды.
    Во время работы на заточном станке надо стоять сбоку, а не против круга. Деталь подводят к кругу плавно, без лишнего нажима.

    1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

    1.1. К работе в качестве слесаря механосборочных работ допускаются лица, не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и соответствующее удостоверение, прошедшие предварительный медицинский осмотр, при последующей работе периодические медицинские осмотры -не реже 1 раза в 12 месяцев.

    К работам с применением электроинструмента допускаются лица, прошедшие проверку знаний в объеме 2-ой группы по электробезопасности, при дальнейшей работе проверка знаний проводится ежегодно.

    К работе с грузоподъемными машинами и механизмами допускаются слесаря, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение на право выполнения таких работ.

    1.2.-1.10. Включите п.п. 1.3.-1.11. инструкции ИОТ №200.

    1.11. Слесарю механосборочных работ выдаются следующие спецодежда и средства индивидуальной защиты:

    костюм хлопчатобумажный (ГОСТ 12.4.109);

    рукавицы комбинированные (ГОСТ 12.4.010);

    очки защитные.

    Зимой, дополнительно, при работе на открытом воздухе выдаются:

    куртка хлопчатобумажная на утепленной подкладке (ГОСТ 12.4.084);

    брюки хлопчатобумажные на утепленной подкладке (ГОСТ 12.4.084);

    валенки (ГОСТ 18.724).

    1.12.-1.32, Включите п.п. 1.13.-1.33. инструкции ИОТ №200.

    2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ.

    2.1.-2.7. Включите п.п. 2.1.-2.7. инструкции ИОТ №200.

    2.8. Проверьте безопасность рабочего места.

    Достаточность освещения;

    Исправностьповерхностипола,которыйдолженбытьчистым нескользким, ровным,не загроможденным посторонними предметами;

    Исправность площадок обслуживания;

    отключение напряжения на токоведущих частях оборудования, находящегося вблизи места производства работ,

    Наличие соответствующих плакатов и знаков безопасности; -исправность переносной электролампы местного освещения напряжением 12-42 В.

    2.9. Перед началом работ на высоте проверьте:

    Исправность подмостей, передвижных приспособлений (ширина настилов должна быть не менее 1 м, они должны быть ровными, устойчивыми, изготовленными из досок прочных пород, ширина щелей между досками не должна превышать 10 мм, сращивание досок настила допускается только по длине в нахлестку при сплошном подмащивании, при этом под местом сращивания должен находиться прогон или палец, концы досок должны перекрывать опоры не менее чем на 20 см в каждую сторону и быть скошены, чтобы не было порогов);

    Исправность переносных лестниц и стремянок, надежность их конструкции (ступени лестниц должны быть изготовлены из прочного материала, без сучков и трещин, иметь в верхней, средней и нижней частях стремянки стяжные болты, на нижних опорных концах лестницы - упоры (башмаки, препятствующие скольжению по полу); на тетиве должен быть указан срок испытания.

    2 10. Проверьте исправность рабочего инструмента, приспособлений

    Молотков, которые должны быть надежно насажены на исправные рукоятки овального сечения и расклинены металлическими заершенными клиньями, иметь слегка выпуклый и нескошенный боек без трещин, наклепов и заусенец;

    омедненного инструмента, исключающего искрение при ударах, для работы на взрывопожароопасных участках производства, в помещениях, емкостях;

    ключей гаечных, которые должны соответствовать размерам гаек и головок болтов, иметь параллельные, нескошенные губки без трещин и за боев;

    напильников и шаберов, которые должны быть прочно закреплены в рукоятках с бандажными кольцами;

    зубил, крейцмеселей, бородков, обжимок, кернов, которые не должны иметь сбитых или скошенных бойков и заусенцев;

    сверл, отверток, зенкеров, которые должны быть правильно заточены и не иметь трещин, выбоин, заусенцев, а хвостовики этого инструмента быть ровными, без сколов, трещин и повреждений, плотно пригнаны и правильно отцентрированы;

    съемников для снятия полумуфт, шестерен, втулок и других приспособлений для слесарных работ;

    грузоподъемных механизмов (кран-балок, тельферов, талей, домкратов) и грузозахватных приспособлений.

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

    3.1. Во время работы следите:

    За наличием и исправностью средств коллективной защиты (ограждений, блокировок, сигнализации и т.п.);

    За достаточным освещением места выполнения работ;

    За работой приточно-вытяжной вентиляции на закрепленном участке. 3.2. Применяйте только исправные инструменты, грузоподъемные средства, приспособления (страховочные, переносные и передвижные, для работ на высоте), средства индивидуальной защиты.

    3.9. При разборке (демонтаже) деталей машин и оборудования надежно закрепляйте их при помощи страховочных приспособлений предотвращая падение.

    Все снятые с машины детали и узлы укладывайте на заранее вы бранные и подготовленные места, прочно и устойчиво, применяя подкладки. Под круглые детали подкладывайте упоры (клинья) для предотвращения травмирования ног.

    При ремонте на высоте:

    не пользуйтесь случайными подставками (ящиками, бочками) и другими неустойчивыми предметами;

    применяйте только передвижные приспособления, имеющие площадки с перильным ограждением, или приставные лестницы;

    Опуская, или поднимая инструмент, используйте веревку или другие средства, исключающие падение инструмента.

    3.6.При выполнений кратковременных работ с приставных лестниц:

    устанавливайте их под углом не менее 60 град, к горизонтальной поверхности, закрепив крюками за стационарные конструкции;

    находитесь на ступени, расположенной на расстоянии не менее 1 метра от верха лестницы;

    3.7.. Место производства грузоподъемных работ оградите переносными ограждениями, вывесьте предупреждающие и запрещающие знаки: "Осторожно - работает кран!" и "Проход запрещен!".

    При строповке груза применяйте только исправные стропы с бирками, на которых указана грузоподъемность стропов.

    При подборе и осмотре съемного грузозахватного приспособления (стропа): - проверьте соответствие грузоподъемности грузозахватного приспособления, указанной на бирке, прикрепленной к нему, массе поднимаемых узлов и деталей оборудования; - определите состояние стропа по числу обрывов проводов на длине одного шага свивки, поверхностному износу и коррозии; - не используйте в работе стропы с оборванной прядью, числом обрывов проволок и с поверхностным износом, превышающими нормы, разрушенные коррозией, а также с петлями, закрепленными кузнечным способом или электросваркой.

    3.10.Перед строповкой груза определите:

    центр тяжести груза (при затруднении спросите у руководителя работ);

    наличие приспособлений для зацепки (петли, ремболты, цапфы, крюки и другие приспособления);

    способы строповки и обвязки, разработанные на предприятии с учетом местных условий, в соответствии с требованиями"Правил устройстваи безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов".

    3.11.Стропитередукторызаспециальныекрюкиилиотверстияв крышках; шкивы, шестерни, насосы, имеющие петли, стропите за все петли, предусмотренные для их подъема.

    При отсутствии в узлах и деталях механизмов специальных приспособлений для строповки и при невозможности применить ремболты строповку производите за другие прочные узлы таким образом, чтобы место строповки находилось выше центра тяжести.

    Узлы и детали, у которых длина значительно превышает ширину (трубы, валы, оси, шпиндели), стропите не менее чем двумя стропами. Точки строповки должны находиться на одинаковом расстоянии от центра тяжести узла,пообестороныотнего.Приэтом должна бытьпредотвращена возможность сползаниястроповкцентру детали,уголмеждуветвями стропов не должен превышать 90 град.

    При строповке узлов (деталей) машин и оборудования с острыми ребрами установите под стропу деревянные прокладки для предотвращения его среза.

    При транспортировке собранных узлов машин и оборудования обвязывайте их таким образом; чтобы не выпали отдельные детали.

    Переносные грузоподъемные средства (тали, блоки, полиспасты) устанавливайте на стационарные балки, опирающиеся на стойки или на передвижные козлы, прочность которых соответствует грузоподъемности механизма, и крепите специальными подвесками.

    При работе с грузоподъемными механизмами не допускается:

    сращивать стальные стропы проволокой;

    соединять звенья цепей болтами;

    производить зацепку грузов непосредственно крюками;

    оттягивать груз но время подъема, перемещения и опускания;

    выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз собственной массой;

    поправлять стропы на весу.

    Представляем вашему вниманию инструкции по технике безопасности для учащихся при работе в слесарной и столярной мастерских, кабинете кулинарии и мастерской по обработке тканей. Каждая из них содержит перечень общих требований безопасности, которые следует соблюдать в конкретном помещении, требования безопасности перед началом, в процессе проведения и после завершения занятия, а также требования безопасности в аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в данной мастерской. Последнее отличает представленные инструкции от тех, которые несколько лет назад публиковались на страницах нашего журнала. Надеемся, что этот материал поможет вам в проведении работ по обновлению локальной нормативной базы школы. Другие инструкции по технике безопасности вы можете найти на диске «Охрана труда», выпущенном Издательской фирмой «Сентябрь».

    Инструкции по технике безопасности для учащихся при работе в мастерских

    А.И. Ломов, почетный работник общего образования РФ

    Инструкция по технике безопасности в слесарной мастерской

    1.1. К занятиям в слесарной мастерской допускаются учащиеся 5–11-х классов:

    1.2. Опасными факторами в слесарной мастерской являются:

    физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструментов, приспособлений и оборудования, шум, вибрация, повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования, система вентиляции, режущие, пилящие, колющие инструменты, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

    химические (пыль, вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);

    психофизиологические (напряжение внимания).

    1.3. При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, рукавицы, защитные очки.

    Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев;

    \ убедиться в исправности защитных экранов;

    Проверить исправность необходимого для работы ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

    Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин;

    3.1. Во время занятий необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

    Прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке металлов ножовкой;

    Контролировать правильность регулировки натяжения ножовочного полотна;

    3.3. Учащимся запрещается:

    Производить резку, правку листового металла без рукавиц во избежание травм рук острыми кромками металлических листов;

    Закрывать оборудование и механизмы бумагами и посторонними предметами;

    Производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;

    Сливать в канализацию кислоты, щелочи и их растворы;

    Выполнять какие-либо действия без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия);

    4.1. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появлении запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

    5.2. убрать с помощью щетки-сметки стружку и опилки с рабочего места;

    6. Заключительные положения

    Инструкция по технике безопасности в столярной мастерской

    1. Общие требования безопасности

    1.1. К занятиям в столярной мастерской допускаются учащиеся 5–11-х классов:

    Не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в слесарной мастерской;

    Прошедшие инструктаж по технике безопасности;

    Ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

    1.2. Опасными факторами в столярной мастерской являются:

    физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, острые кромки, заусенцы на поверхностях инструментов, приспособлений и оборудования, заусенцы и сколы заготовок, шум, вибрация, повышенная температура поверхностей оборудования, система вентиляции, режущие, пилящие, колющие инструменты, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

    химические (пыль);

    психофизиологические (напряжение внимания).

    1.3. При работе в столярной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, защитные очки.

    1.4. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

    1.5. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

    1.6. Для смены и очистки рабочих приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

    1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

    1.8. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

    1.9. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

    2. Требования безопасности перед началом занятий

    2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

    Надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор, приготовить средства индивидуальной защиты;

    Подготовить рабочее место, убрав все лишнее с верстаков, а портфель или сумку в специально отведенное место;

    Используемые инструменты и приспособления, заготовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание;

    Проверить состояние верстаков, их поверхность должна быть горизонтальной, без выбоин и заусенцев;

    Убедиться в исправности защитных экранов;

    Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

    Подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;

    На рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;

    Тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;

    Проверить исправность ручного столярного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

    Бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;

    Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин, имеют по всей длине в сечении овальную форму;

    Отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, их рабочая часть - ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

    2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно доложить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

    2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

    3. Требования безопасности во время занятий

    3.1. Во время занятий учащемуся необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

    3.2. При работе учащийся обязан:

    Поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;

    Выполнять работу только исправным, хорошо заточенным инструментом;

    Использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия;

    Прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке древесины ножовкой;

    Использовать для работы лучковую пилу с хорошо разведенным полотном и надежно закрепленным шнуром, обеспечивающим необходимое его натяжение;

    При запиливании материала ножовкой применять направитель для опоры полотна инструмента;

    Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление и т.п.) выполнять на верстаке в установленных местах, используя специальные упоры и приспособления;

    Очищать струги (рубанок, фуганок, и т.п.) от стружки только деревянными клиньями;

    Использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;

    При работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.

    3.3. Учащимся запрещается:

    Допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах;

    Захламлять верстаки отходами и стружкой;

    Сдувать стружку и опилки или убирать их руками;

    Производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;

    Вытирать рубильники и другие выключатели тока;

    Заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;

    Собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленную ветошь;

    Очищать струги (рубанок, фуганок, и. т.п.) от стружки руками;

    Выносить из мастерской и вносить в нее любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

    3.4. Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появлении запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов, немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

    4.2. При получении травмы сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия.

    4.3. При необходимости помочь учителю или иному лицу, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

    5. Требования безопасности по окончании занятий

    По окончании занятия учащийся обязан:

    5.1. привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств;

    5.2. убрать с помощью щетки стружку и опилки с рабочего места;

    5.3. привести в порядок использованное в работе оборудование и приспособления;

    5.4. убрать в отведенное место инструменты;

    5.5. тщательно вымыть руки с мылом;

    5.6. при обнаружении неисправности оборудования, приспособлений и инструментов проинформировать об этом учителя или иное лицо, проводящее занятия;

    5.7. покинуть мастерскую только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

    6. Заключительные положения

    6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в пять лет.

    6.2. Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

    При пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

    При изменении условий обучения в конкретном помещении;

    При внедрении новой техники и (или) технологий;

    По результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

    По требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

    6.3. Если в течение пяти лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменялись, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

    6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего мастерской.

    Инструкция по технике безопасности в кабинете кулинарии

    1. Общие требования безопасности

    1.1. К занятиям в кабинете кулинарии допускаются учащиеся 5–11-х классов:

    Не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в кабинете кулинарии;

    Прошедшие инструктаж по технике безопасности;

    Ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

    1.2. Опасными факторами в кабинете кулинарии являются:

    физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин, механизмов и бытовых электроприборов, шум, вибрация, повышенная температура поверхностей оборудования и приспособлений, горячие жидкости, система вентиляции, режущие и колющие инструменты, стеклянная, фаянсовая и керамическая посуда, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

    химические (пыль, продукты горения готовящейся пищи);

    психофизиологические (напряжение внимания).

    1.3. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

    1.4. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

    1.5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

    1.6. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

    1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

    2. Требования безопасности перед началом занятий

    2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

    Надеть спецодежду (халат или фартук хлопчатобумажный, косынка или колпак), заправить волосы под головной убор;

    Проверить правильность установки стола, стульев;

    Учебники, используемые инструменты и приспособления, продукты разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание;

    2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

    2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

    3. Требования безопасности во время занятий

    3.1. Во время занятий учащийся обязан:

    При приготовлении пищи на электроплите пользоваться только эмалированной посудой;

    При пользовании режущими инструментами соблюдать максимальную осторожность. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу - скребком, мясо проталкивать в мясорубку деревянным пестиком. Передавать ножи и вилки только ручкой вперед. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания. Пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа;

    Соблюдать осторожность при работе с ручными терками. Плотно удерживать обрабатываемые продукты (фрукты, овощи и т.д.), не обрабатывать слишком маленькие части;

    3.2. При работе с горячими жидкостями (вода, жир и др.) учащийся обязан:

    Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край;

    Своевременно убавлять огонь или выключать плиту;

    Крышки горячей посуды брать полотенцем и снимать от себя;

    Сковородку ставить и снимать сковородником с деревянной ручкой.

    3.3. Кроме того, во время занятий учащийся обязан:

    Соблюдать настоящую инструкцию и инструкции по эксплуатации оборудования и инструментов;

    3.4. Учащимся запрещается:

    Прикасаться к нагретым элементам оборудования и электрическим разъемам;

    Допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;

    Вытирать рубильники и другие выключатели тока;

    3.5. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При обнаружении неисправности в работе оборудования и бытовой электротехники (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, появлении посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

    5. Требования безопасности по окончании занятий

    По окончании занятия учащийся обязан:

    5.4. привести в порядок использованную бытовую электротехнику;

    5.5. убрать в отведенное место колющие и режущие инструменты, используемую посуду и бытовую электротехнику;

    5.6. покинуть кабинет только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

    6. Заключительные положения

    6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в пять лет.

    6.2. Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

    При пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

    При изменении условий обучения в конкретном помещении;

    При внедрении новой техники и (или) технологий;

    По результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

    По требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

    6.3. В случае, если в течение пяти лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменялись, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

    6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего кабинетом.

    Инструкция по технике безопасности в мастерской по обработке ткани

    1. Общие требования безопасности

    1.1. К занятиям в мастерской по обработке ткани допускаются учащиеся 5–11-х классов:

    Не имеющие медицинских противопоказаний для занятий мастерской по обработке ткани;

    Прошедшие инструктаж по технике безопасности;

    Ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

    1.2. Опасными факторами в мастерской по обработке ткани являются:

    физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, шум, вибрация, повышенная температура поверхностей оборудования и приспособлений, система вентиляции, режущие и колющие инструменты, технические средства обучения (ТСО), неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

    химические (пыль);

    психофизиологические (напряжение внимания, нагрузка на глаза).

    1.3. При работе в мастерской по обработке ткани должна использоваться следующая спецодежда: халат или передник хлопчатобумажный, косынка или колпак.

    1.4. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

    1.5. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение, при этом свет не должен слепить глаза.

    1.6. Для смены игл и других рабочих органов швейных машин, очистки приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

    1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

    1.8. Учащимся запрещается без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия, подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

    1.9. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

    2. Требования безопасности перед началом занятий

    2.1. Перед началом занятий учащийся должен:

    Надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор;

    Проверить правильность установки стола, стула;

    Подготовить рабочее место, убрав все лишнее со стола, а портфель или сумку в установленное место;

    Учебники, используемые инструменты и приспособления, материал, необходимый для работы, разместить таким образом, чтобы исключить их падение;

    Не включать оборудование и приспособления в электрическую сеть мокрыми и влажными руками.

    2.2. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно доложить учителю или иному лицу, проводящему занятия.

    2.3. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

    3. Требования безопасности во время занятий

    3.1. Во время занятий учащемуся необходимо:

    Соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений;

    Следить за исправной работой оборудования и механизмов, целостностью изоляции и заземления.

    3.2. При работе с иголками и булавками учащийся обязан:

    Шить с наперстком;

    Хранить иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.), не оставлять их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот, не пользоваться ржавыми иголками;

    Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

    3.3. При работе с ножницами учащийся обязан:

    Хранить ножницы в определенном месте (коробке);

    Соблюдать осторожность;

    Класть их сомкнутыми остриями от себя.

    3.4. При работе на швейной машине учащийся обязан:

    Не наклоняться близко к движущимся частям машины;

    Не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола их иглой;

    Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.

    3.5. При работе с утюгом учащийся обязан:

    Не оставлять включенный электроутюг в сети без присмотра;

    Ставить утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку;

    Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;

    Отключать утюг только за вилку.

    3.6. Учащийся в мастерской по обработке ткани обязан:

    Находиться на своем рабочем месте;

    Неукоснительно выполнять все указания учителя или иного лица, проводящего занятия;

    Соблюдать правила эксплуатации оборудования и инструментов;

    Соблюдать осторожность при обращении с оборудованием и инструментами;

    Не допускать попадания влаги на поверхность электрического оборудования;

    Постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.

    3.7. Учащимся запрещается:

    Прикасаться к нагретым элементам оборудования, электрическим разъемам, проводам и другим токоведущим частям, находящимся под напряжением;

    Выполнять любые действия без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия;

    Работать на оборудовании, механизмах и использовать бытовые электроприборы в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;

    Закрывать оборудование, механизмы и бытовые электроприборы бумагами и посторонними предметами;

    Допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;

    Производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования и механизмов;

    Оставлять без присмотра включенное оборудование, приспособления и бытовые приборы;

    Производить уборку над и под работающим оборудованием, бытовыми электроприборами или в непосредственной близости от их движущихся частей;

    Вытирать рубильники и другие выключатели тока;

    Выполнять какие-либо действия без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия;

    Выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

    3.8. Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя или иное лицо, проводящее занятия.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При обнаружении неисправности в работе оборудования и бытовой электротехники (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

    4.2. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями.

    4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю или иному лицу, проводящему занятия.

    4.4. При необходимости помочь учителю или иному лицу, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в его отправке в ближайшее лечебное учреждение.

    5. Требования безопасности по окончании занятий

    По окончании занятия учащийся обязан:

    5.1. отключить электропитание в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование, приспособления и бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ;

    5.2. привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств;

    5.3. при обнаружении неисправности мебели, оборудования, бытовой электротехники проинформировать об этом учителя или иное лицо, проводящее занятия;

    5.4. привести в порядок использованную в работе бытовую электротехнику;

    5.5. убрать в отведенное место колющие и режущие инструменты, использованную в работе бытовую электротехнику;

    5.6. покинуть кабинет только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

    6. Заключительные положения

    6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в пять лет.

    6.2. Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

    При пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

    При изменении условий обучения в конкретном помещении;

    При внедрении новой техники и (или) технологий;

    По результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

    По требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

    6.3. Если в течение пяти лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменялись, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

    по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии учебных мастерских 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1. К занятиям в учебных мастерских ...
  • Положение о порядке обучения и проверки знаний об охране труда руководителей и специалистов системы Министерства общего и профессионального образования РФ

    Документ

    С электрооборудованием Инструкция по охране труда для учителя трудового обучения ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ 1. Общие требования по пожарной безопасности ...

  • Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда для работников стационарных и передвижных автозаправочных станций, нефтебаз, складов гсм

    Методические рекомендации

    ... по требованию работника, ответственного за проведение зачистки, начальника цеха, представителя службы техники безопасности ... ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА 1.1. Настоящая инструкция предусматривает общие требования по ... в мастерской следует... слесарно - ...

  • Инструкция по охране труда при работе в слесарной мастерской

    Инструкция

    ... Инструкция по охране труда при работе В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ ИОТ- 011-09 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ Действие настоящей инструкции ... учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при занятиях в слесарной мастерской , при...

  • Слесарная практика.

    Техника безопасности при проведении слесарных работ.

    При выполнении слесарных работ возможны несчастные случаи в результате неправильной организации труда плохого состояния инструмента или при нарушении правил безопасной работы. Ручной и механизированный инструмент, применяемый при слесарных, ремонтных, сборочных операциях, а также при производстве строительно-монтажных работ, сравнительно быстро изнашивается, и поэтому необходим постоянный контроль за его состоянием. Перед работой рабочий должен внимательно и тщательно проверить и подготовить к работе инструмент, приспособления и убедиться в их исправности. Нельзя пользоваться незнакомым, случайным, непроверенным и некачественным инструментом. Необходимо особо осторожно обращаться с заточенным инструментом во избежание порезов. Особое внимание должно уделяться рациональной организации рабочего места слесаря. Как правило, работа должна выполняться на верстаке. Рациональный тип верстака для выполнения слесарных работ показан на рис.1.


    Слесарный верстак должен быть оборудован предохранительной сеткой для защиты людей, находящихся поблизости, от возможных ранений отлетающими кусками обрабатываемого материала.

    При рубке металла в тисках обрабатываемую деталь нужно устанавливать так, чтобы куски металла отлетали в сторону защитной сетки. При выполнении слесарных работ не в мастерской, а в производственных помещениях или на монтажных площадках следует применять переносные верстаки. На полу у рабочих мест должны быть установлены деревянные решетки. Обрабатываемые детали очищают от грязи и масла в керосине или специальными растворами для горячей промывки (например, на 1 л воды 7 г каустической соды, 11 г кальцинированной соды, 9 г фосфорнокислого натрия и 1,5 г жидкого мыла при температуре 60-80 C). Этот раствор причиняет ожоги, поэтому при работе с ним необходимо надевать резиновые перчатки и защитные очки. После промывки деталей их сушат горячим воздухом. Зубила, применяемые для рубки металла, должны иметь длину не менее 150 мм. Молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую поверхность бойка. Длина рукоятки слесарного молотка должна быть 300-400 мм. Небольшое утолщение на конце рукоятки предохраняет молоток от выскакивания из рук при взмахе и ударе. Хвостовики напильников закрепляют в деревянных ручках. Во избежание раскалывания деревянные ручки снабжают металлическими кольцами. При выполнении слесарных работ широко используют ручные машины, относящиеся к одному из наиболее распространенных средств малой механизации. С их помощью можно механизировать практически любые технологические операции, выполняющиеся вручную. В процессе работы при обнаружении каких-либо неисправностей в электроинструменте или в переносных светильниках следует немедленно прекращать работу. При прекращении подачи напряжения или при перерыве в работе электроинструмент отсоединяется от электросети. Нельзя допускать соприкосновения электропроводов и кабелей с металлическими, горячими, масляными и влажными поверхностями или предметами. Запрещается передавать электроинструмент другим лицам хотя бы на непродолжительное время.



    Разметка металла.

    Чертилки (рис. 2, а) изготовляются из инструментальной стали повышенной твердости марок У10 и У12. Это простейшие и наиболее распространенные инструменты, которые применяются для разметки. Прямая круглая чертилка - это стальной стержень диаметром 5-6 мм и длиной до 200 мм, один конец которого заточен под углом приблизительно 10 градусов. Удобно пользоваться чертилкой со вставной иглой. Ее несложно изготовить из отвертки со сменным жалом. Вместо отвертки в рукоятку нужно вставить остро заточенный и закаленный стальной стержень. Еще один вид чертилок имеет заточенные под разными углами с обоих концов стальные стержни. Один из стержней согнут под углом 90 градусов. При разметке заготовки, на которой нельзя оставлять риски, пользуются латунной чертилкой: конструкция ее такая же, как и стальной, а жало изготовлено из латуни, которая оставляет след, не делая риски. Чтобы чертилки было удобно держать в руке, среднюю их часть делают обычно утолщенной и покрывают накаткой. Для деления прямых линий, углов, окружностей, для построения перпендикуляров в слесарном деле применяются разметочные циркули (рис. 2, б). Разметочные линии на вертикальных поверхностях заготовок удобно наносить штангенрейсмусом (рис. 2, в). Кернер-центроискатель (рис. 2, г) может применяться только для того, чтобы отыскать центр на торце цилиндрической детали, например, вала. Его нужно установить на торец детали и выровнять так, чтобы он принял вертикальное положение. Ударив по головке кернера молотком, можно получить отметку центра вала. Чтобы разметка была произведена точно, была хорошо видна и не стиралась, пользоваться нужно хорошо заточенным, исправным разметочным инструментом. Разметку нужно производить на разметочной плите. Если слесарные работы в домашней мастерской выполняются часто, то лучше всего иметь специальную разметочную плиту, изготовленную из серого чугуна. Ее нужно установить в наиболее светлом месте мастерской или смонтировать над ней источник искусственного освещения, причем желательно, чтобы свет падал на ее поверхность вертикально. Если конструкция крыши мастерской позволяет это сделать, то лучше всего устроить над местом установки разметочной плиты световой фонарь. Поверхность плиты следует прошлифовать и прошабрить. Боковые поверхности должны быть обработаны и составлять с плоскостью плиты 90 градусов.

    По характеру своей профессии слесарю-ремонтнику приходится выполнять самые разнообразные операции, пользуясь разными ручными электрическими и пневматическими инструментами, работая на сверлильных станках, приводных ножовках и т. п. Слесарю часто приходится работать совместно с электро- или газосварщиком, паять, лудить, клепать, выполнять несложные жестяницкие работы, закаливать инструмент. Кроме того, при ремонте машин и оборудования в процессе монтажа и демонтажа слесарь должен уметь стропить (завязывать тросом, канатом) тяжелые детали при их подъеме и перемещении.
    Каждая из перечисленных работ требует знания особых правил техники безопасности.
    Задача техники безопасности состоит в предупреждении несчастных случаев, в создании на производстве условий, обеспечивающих полную безопасность труда и ликвидацию травматизма (травма - повреждение организма, вызванное ранением, ушибом и т. п.).
    Ниже приводятся общие правила техники безопасности при выполнении слесарно-пригоночных, сборочно-монтажных, испытательных и подъемно-транспортных операций. Правила техники безопасности при выполнении слесарных операций приведены в конце каждой главы книги.
    Слесарно-пригоночные операции требуют соблюдения следующих основных правил техники безопасности.
    1. Перед началом работ слесарь должен внимательно осмотреть свою одежду. Рабочая куртка или халат должны быть застегнуты, манжеты рукавов застегнуты или завязаны тесемками, а концы последних аккуратно убраны. Длинные волосы должны быть тщательно спрятаны под головной убор.
    2. Работать следует только исправным инструментом. Особенно важно, чтобы ручка молотка была целой, сделанной из твердого и вязкого дерева, чтоб она обязательно была расклинена.
    Молотки, зубила и керны должны быть правильно закалены и не иметь расклепов (шляпок) и трещин.
    3. Надо следить за тем, чтобы гаечные ключи имели правильный, несработанный зев и чтобы гайки и головки болтов при надевании ключа плотно входили в зев. Все напильники должны быть снабжены деревянными ручками с металлическими кольцами.
    4. При рубке ручным и пневматическим зубилом надо одевать предохранительные очки. Место рубки должно быть отгорожено экранами для предохранения окружающих от осколков стружки.
    5. При работе двусторонним шабером второй конец его следует закрывать специальным футляром-ручкой для предохранения рук от пореза.
    6. Ни в коем случае не разрешается работать электродрелью или другой машиной с электроприводом без заземления се корпуса.
    7. При работе с пневматическими молотками или зубилами нельзя включать воздух, прежде чем зубило или молоток коснутся обрабатываемой поверхности, так как иначе инструмент будет выброшен из машины, что может привести к несчастному случаю.
    8. Работать на наждачном круге можно только при его надежном закреплении и наличии защитного кожуха.
    Сборочно-монтажные работы надо проводить, соблюдая следующие правила.
    1. При работе со сварщиком необходимо защищать глаза щитком или надевать очки с цветными стеклами, так как от яркого света сварочной дуги или пламени можно ослепнуть.
    2. Если необходимо работать вблизи электрических проводов или электрических установок, надо надежно защитить опасные места; слесарь должен быть обеспечен защитными средствами - галошами, резиновыми перчатками, ковриками и т. п.
    3. Пользоваться переносными электрическими лампами можно лишь при напряжении не более 36 вольт, а при работе внутри металлических конструкций - не более 12 вольт. Провода с протертой изоляцией должны быть отремонтированы или заменены новыми, так как работа с неисправными проводами очень опасна.
    4. Перед пользованием лестницей надо проверить ее прочность; нижние концы лестницы должны иметь острые металлические наконечники для деревянного и земляного пола и резиновые - для каменного пола. Нельзя ставить лестницу с резиновыми наконечниками на мокрый или залитый маслом пол.
    5. Вращающиеся или движущиеся части машин (шкивы, валы, шестерни, шатуны и т. п.), вблизи которых производятся слесарно-монтажные работы, должны быть ограждены.
    6. Места ремонтных работ должны быть хорошо освещены.
    Испытание машин связано с выполнением следующих правил.
    1. После сборки машины необходимо тщательно проверить, не остались ли в ней инструменты или лишние детали (болты, гайки и т. п.). Оставленные в машине инструменты и лишние детали могут вызвать разрушение механизма и несчастные случаи с людьми.
    2. При пробном пуске машин или механизмов после сборки вращающиеся части их должны быть ограждены или люди должны быть удалены на безопасное расстояние.
    3. Снимать ограждения, производить чистку, смазку и регулировку машины разрешается только при полной остановке ее.
    4. После окончания испытаний необходимо тщательно осмотреть все механизмы машины и произвести уборку.
    Подъемно-транспортные операции. Слесарь при выполнении монтажно-сборочных работ часто встречается с подъемно-транспортными операциями, связанными с подъемом и перемещением тяжелых узлов машины или целых агрегатов.
    Для этого он должен быть знаком с правилами техники безопасности, установленными для такелажных работ (подъем и перемещение тяжелых предметов) и только после этого может быть допущен к такого рода работам. К такелажным работам допускаются лица не моложе 18 лет после сдачи ими экзамена специальной комиссии на знание правил техники безопасности.
    Следует строго придерживаться общего правила: в тех случаях, когда слесарю приходится выполнять работу, с которой он недостаточно знаком, или работать с механизмами, недостаточно им освоенными, он обязан требовать от мастера инструктажа по технике безопасности и до получения его не должен приступать к работе.