Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Тесты по истории 10 16 век

    Тесты по истории 10 16 век

    Тест №1 «Древнерусское государство».

    А1. Как называлась первая русская летопись?

    1) «Слово о полку Игореве» 2) «Повесть временных лет» Нестора

    3) «Поучение детям» Владимира Мономаха 4) «Слово о законе и благодати»

    А2. Древнерусское государство образовалось в

    1) 182 г. 2) 828 г. 3) 882 г. 4) 988 г.

    А3. После походов какого князя прекратила свое существование Хазария, как сильное государство?

    1) Игорь 2) Святослав 3) Владимир 4) Ярослав

    А4. Христианство на Руси было принято: 1) 955 г. 2) 988 г. 3)1054 г. 4)1223 г.

    А5. При его правлении была введена система светового оповещения (огненный телеграф) для предупреждения опасности в южных границах Руси:

    1) Владимир 2) Ярослав Мудрый 3) Владимир Мономах 4) Юрий Долгорукий

    А6. В каком году впервые была упомянута Москва?

    1) 1132 г. 2) 1147 г. 3) 1157 г. 4) 1212 г.

    А7. Кто был первым московским князем?

    1) Юрий Долгорукий 2) Даниил Александрович 3) Иван Калита 4) Дмитрий Донской

    А8. Эпохой расцвета Древнерусского государства считается время правления:

    1) княгини Ольги 2) князя Ярослава Мудрого

    3) князя Владимира Святого 4) князя Святослава

    А9. Когда началась и закончилась феодальная раздробленность на Руси?

    1) конец X века-до XII века

    2) конец XI века-до середины XIII века

    3) начало XIII века-40-е годы XVI века

    4) 30-е годы XII-конец XV века

    А10. В период раздробленности Руси боярские республики существовали в:

    1) Новгороде и Киеве 2) Новгороде и Владимире 3) Новгороде и Пскове 4) Новгороде и Москве

    А11. Первый источник юридических норм назывался:

    1) «Русская газета» 2) «Русская правда» 3) «Русский закон» 4) Русское слово»

    А12. В каком году состоялась Любеческий съезд князей?

    1) 1054 г. 2) 1097 г. 3) 1111 г. 4) 1147 г.

    А13. Какой князь завещал, чтоб впредь великим князем на Руси был старший в роду?

    1) Ярослав Мудрый 2) Изяслав 3) Олег 4) Всеволод

    А14. Такие люди, за денежный долг, отрабатывали господину часть своего времени, потому что заключили с ним договор, и попадали от него в зависимость:

    1) холопы 2) смерды 3) закупы 4) рядовичи

    А15. Каков был результат битв на реке Неве и Чудском озере?

    1) Русь захватила все побережье Балтийского моря

    2) было положено начало объединению русских земель

    3) было остановлено наступление монголо-татар

    4) было предотвращено распространение католицизма в русских землях

    А16. Битва на реке Калке произошла: 1) 1223 г. 2)1242 г. 3)1380 г. 4)1480 г.

    А17. Какое из событий не относится к борьбе Русского государства с монголо-татарами?

    1) битва на реке Калке 2) Ледовое побоище 3) Куликовская битва 4) Стояние» на реке Угра

    А18. Куликовское сражение произошло в: 1)1223 г. 2)1237 г. 3)1380 г. 4)1480 г.

    А19. Укажите, какое из перечисленных литературных произведений посвящено описанию события, относящегося к XIV в.

    1) «Сказание о Мамаевом побоище» 2) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

    3) «Хождение за три моря» 4) «Слово о полку Игореве»

    А20. Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение

    1) Александра Невского 2) Дмитрия Донского

    3) Ивана Калиты 4) Василия III

    Тест №2 «Российское государство в XV– XVII вв.»

    При выполнении заданий А1–А20 из четырёх предложенных вариантов выберите один верный.

    А1. Какое из названных событий произошло при великом князе Иване III?

    1) был издан судебник 2) был созван первый Земский собор

    3) появилось стрелецкое войско 4) Западная Сибирь вошла в состав Российского государства

    А2. Первым принял титул «Государя всея Руси»:

    1) Василий Темный 2) Иван Грозный 3) Иван III 4)Семен Гордый

    А3. Герб с двуглавым орлом появился в качестве официального символа Российского государства при:

    1) Иване III 2) Иване Красном 3) Василии Темном 4) Дмитрии Донском

    А4. Стояние на реке Угре произошло в:

    1) 1410 г. 2) 1475 г. 3) 1433 г. 4) 1480 г.

    А5. Какое событие произошло во время правления Ивана III?

    1) восстановление вечевых Порядков в Московском кня­жестве

    2) вывоз вечевого колокола из Новгорода в Москву

    3) написание свода законов «Русская Правда»

    4) строительство сигнальных башен на рубежах княже­ства

    А6. Порядок замещения высших должностей в зависимо­сти от знатности рода и важности должностей, занимае­мых предками, называется:

    1) тягло 2) кормления 3) полюдье 4) местничество

    А7. Что из названного относится к результатам похода князя Ивана III на Великий Новгород в 1478г.?

    1) расширение полномочий новгородского веча

    2) получение московским князем в свое распоряжение больших земельных владений

    3) предоставление новгородскому купечеству особых льгот

    4) передача большей части Новгородских земель княжеству Литовскому

    А8. В честь рождения Ивана Грозного в селе Коломенском был построен

    1) Храм Вознесения 2) Храм Василия на Горке

    3) Спасский собор 4) Покровский собор

    А9. Год венчания на царствование Ивана Грозного:

    1) 1530г. 2) 1533г. 3) 1538г. 4) 1547г.

    А10. Введение Иваном Грозным опричнины привело к:

    1) окончательному юридическому оформлению крепостного права

    2) отмене местничества

    3) отмене кормлений

    4) укреплению личной власти царя

    А11. Год присоединения к России Казанского ханства:

    1) 1514г. 2) 1552г. 3) 1556г. 4) 1558г.

    А12. Поход Ермака в Сибирь был организован на средства:

    1) купцов-промышленников Строгановых 2) государственной казны

    3) предпринимателей Демидовых 4) на собственные средства

    А13. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, под каким названием вошло в историю правительство, о котором идёт речь.

    «О начале правления Ивана можно даже сказать, что это была самодержавная монархия «с человеческим лицом», благодаря реформам правительства, возглавляемого Адашевым и Сильвестром. За десять лет своего пребывания у власти правительство это провело столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России. Правда, предпосылки реформаторской деятельности складывались ещё до выхода Адашева и Сильвестра на историческую сцену».

    1) Совет Всея земли 2) Избранная Рада

    3) Приказ тайных дел 4) Ближняя дума

    А14. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события: «Воспользовавшись разложением опричного войска, крымский хан… прорвался к Москве и поджег город. Пожар перекинулся в Кремль, где спряталось множество москвичей. Почти все они задохнулись «от пожарного зною» в каменных соборах и палатах. Около двух месяцев город очищали от трупов. Не обошлось и на этот раз без измены»

    1) 1558 г. 2) 1564 г. 3) 1571 г. 4) 1584 г.

    А15. Что из названного относится к итогам Ливонской войны 1558–1583?

    1) хозяйственное разорение северо-западных территорий Московского государства

    2) присоединение к России Курляндии и Литвы

    3) потеря Россией Новгорода и Пскова

    4) получение Россией балтийского побережья от Выборга до Риги

    А16. Прочтите отрывок из труда историка и укажите название территории, о присоединении которой к России идёт речь.

    «Воины Кучума не умели воспользоваться изобретением пороха и в конце XVI века действовали единственно оружием времен Чингисовых. Каждый казак шел на толпу неприятелей, смертоносною пулею поражал одного, а страшным звуком пищали своей разгонял двадцать и тридцать. Так в первой битве на берегу Тобола, в урочище Бабасане, предводитель казаков, стоя в окопе, несколькими залпами остановил стремление десяти или более тысяч всадников Маметкуловых, которые неслися во весь дух потоптать его: он сам ударил на них и, довершив победу, открыл себе путь к устью Тобола».

    1) Астраханское ханство 2) Приамурье 3) Восточная Сибирь 4) Западная Сибирь

    А17. Мастер Дионисий работал над росписями:

    1) Троице-Сергиева монастыря 2) Ферапонтова монастыря под Вологдой

    3) Андроникова монастыря в Москве 4) Кирилло-Белозерского монастыря

    А18. С какими событиями отечественной истории связаны даты 1497г., 1550 г.?

    1) принятием Судебников 2) борьбой против ордынского владычества

    3) опричниной Ивана Грозного 4) расширением территории Московской Руси

    А19. Собор Василия Блаженного был построен в:

    1) конце XVв. 2) середине XVI в. 3) концеXVI в. 4) начале XVII в.

    А20. Прочтите отрывок из документа и укажите век:

    «..Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал.. Которые крестьяне из за бояр и из за дворян и из за приказных людей и из за детей боярских и из за всяких людей, из поместий и из вотчин, и из патриарховых и из митрополичьих и из владычных и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего 106 году за 5 лет, и на тех беглых крестьян в их побеге. и на тех помещиков и вотчинников, за кем они выбежав живут, тем помещиком, из за кого они выбежали, и патриаршим и митрополичьим и владычным детям боярским и монастырских сел приказчиком и служкам давать суд и сыскивать накрепко всякими сыски, и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и с детьми и со всеми животы возить назад, где кто жил.»

    1) XV в. 2) XVI в. 3) XVII в. 4) XVIII в.

    Тест №3 «Смутное время в России»

    При выполнении заданий А1–А20 из четырёх предложенных вариантов выберите один верный.

    А1. Иностранное вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:

    1) Дания, Норвегия 2) Речь Посполитая, Швеция

    3) Англия, Швеция 4) Турция, Крымское ханство.

    А2. Смутным временем в России называют:

    1) конец XVI века 2) первую половину XVII века

    3) начало XVI века 4) конец XVI – начало XVII веков

    А3. К. Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как руководители:

    1) крестьянского восстания 2) обороны Смоленска;

    3) заговора бояр против Лжедмитрия I 4) ополчения, освободившего Москву от интервентов

    А4. В период смутного времени «Тушинским вором» называли:

    1) Ивана Холопко 2) Григория Отрепьева 3) Лжедмитрия II 4) Прокопия Ляпунова

    А5. Второе ополчение стало формироваться:

    1) в Рязани 2) во Владимире 3) в Нижнем Новгороде 4) в Москве

    А6. Династия Рюриковичей закончилась после смерти:

    1) Ивана Грозного 2) Фёдора Ивановича 3) Бориса Годунова 4) Михаила Фёдоровича

    А7. Первым царем, занявшим российский трон не по праву наследования, а в результате избрания на царство был:

    1) Михаил Романов 2) Борис Годунов 3) Василий Шуйски, 4) Лжедмитрий I.

    А8. В 1598 Борис Годунов занял московский престол на основании:

    1) Завещания Фёдора Иоанновича 2) Решения царицы Ирины

    3) Решения Боярской думы 4) Постановления Земского собора

    А9. Какой из названных документов был принят позже других:

    1) Указ об урочных летах, 2) Судебник Ивана IV,

    3) Указ о заповедных летах, 4) Судебник Ивана III

    А10. Лидер крестьянского движения 1603-1604:

    1) Ляпунов П 2) Илейка Муромец 3) Хлопок Косолап 4) Заруцкий И.М

    А11. О ком В.О. Ключевский сказал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»:

    1) о Фёдоре Романове 2) о Борисе Годунове

    3) о Григории Отрепьеве 4) о королевиче Владиславе

    1) Боярской думе 2) Семибоярщине 3) Шуйскому В.И 4) Лжедмитрию I

    А13. Восстание 1606-1607 под руководством Болотникова И.И. было подавлено после:

    1) Поражения у деревни Котлы 2) Сдачи Тулы 3) Отступления к Калуге 4) Осады Москвы

    А14. В восстании Болотникова И.И. не приняли участия:

    1) Стрельцы 2) Крестьяне 3) Казаки 4) Посадские люди

    А15. Современниками были Болотников И.И. и:

    1) Иван IV 2) Хмельницкий Б.М. 3) Шуйский В.И. 4) Разин С.Т.

    А16. Прочтите отрывок из сочинения историка Н. И. Костомарова и определите пропущенную в тексте фамилию исторического деятеля, к которому относится данная характеристика. «Выбрали царем князя ______, уверившись, что прежний, убитый, названный Дмитрием, был не настоящий Дмитрий… Но народ был недоволен тем, что_______сел на трон неправильно: не вся земля через своих выбранных людей избрала его на царство, а прокричали его царем и посадили на престол благоприятели его и нахлебники в Москве»:

    1) Михаил Романов 2) Борис Годунов 3) Алексей Михайлович 4) Василий Шуйский

    А17. Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора. «Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали»:

    1) Василию Шуйскому 2) Ивану Заруцкому 3) Прокопию Ляпунову 4) Лжедмитрию II

    А18. В крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского, данной при его вступлении на престол, содержалось обещание:

    1) передать часть государственных земель в распоряжение церкви 2) не казнить без суда

    3) осуществить крупные земельные пожалования дворянам 4) отменить государственные подати

    А19. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось:

    1) в создании нового органа власти – Земского собора,

    2) в обещании царя подданным соблюдать законность,

    3) в введении нового принципа наследования престола,

    4) в учреждении в России патриаршества.

    А20. К 1606–1607 гг. относится:

    1) правление Василия Шуйского 2) восстание под предводительством И.И. Болотникова

    3) царствование Лжедмитрия I 4) деятельность Второго ополчения

    Тест №4 «Первые Романовы»

    При выполнении заданий А1–А20 из четырёх предложенных вариантов выберите один верный.

    А1. Что означало воцарение династии Романовых?

    1) начало нового этапа гражданской войны 2) окончание Смутного времени

    3) завершение феодальной раздробленности 4) начало боярского правления

    А2. Понятие «раскол» в XVII-XVIII вв. означало деление населения на сторонников и противников:

    1) реформ Избранной рады 2) отмены крепостного права

    3) реформ патриарха Никона 4) расширения привилегий дворянства

    А3. Протопоп Аввакум был:

    3) лидером противников церковной реформы 4) наставником царских детей.

    А4. Соборное уложение 1649 г. сыграло решающую роль в:

    1) становлении просвещенного абсолютизма 2) закрепощении крестьян

    3) установлении сословно-представительной системы 4) замене приказов коллегиями.

    А5. Что из названного относится к итогам внешней политики Алексея Михайловича?

    1) присоединение к России Северного Причерноморья

    2) присоединение к России Западной Сибири

    3) получение Россией выхода в Балтийское море

    4) присоединение к России Левобережной Украины и Киева

    А6. Что из перечисленного стало результатом реформ Никона в XVII в.?

    1) ликвидация монастырского землевладения 2) изменение церковных обрядов

    3) создание Святейшего Синода 4) учреждение патриаршества

    А7. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»?

    1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.

    А8. Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопрос: Когда происходили эти события?

    « В это время умножился разбой в земле русской, не только в пустынных местах проезда не было, а под Москвой разбой великий был. Царь Борис много раз посылал на них войска… но ничего не удавалось с ними сделать. Бояре же надумали послать на них воеводу с большой ратью… Они (войска) пошли и сошлись с (разбойниками) близ Москвы. Разбойники бились с ними не щадя голов своих, и воеводу Ивана Фёдоровича убили… и едва превозмогли окаянных, перебив многих из них… Хлопка едва живого взяли в плен, а другие бежали на Украину и там их поймали и перевешали».

    1) 1602–1603гг. 2) 1606–1607гг. 3) 1608–1609гг. 4) 1611–1612г.

    А9. Русский первопечатник:

    1) Иван Фёдоров 2) Андрей Курбский 3) Иван Пересветов 4) Феодосий Косой

    А10. Верховная власть стала двуглавой: царь и патриарх совместно правили страной. Это были:

    1) Василий Шуйский и Гермоген 2) Михаил Федорович и Филарет

    3) Борис Годунов и Иов 4) Алексей Михайлович и Никон

    А11. Понятие «урочные лета» означало:

    2) ограничение на переход крестьян в Юрьев день

    3) срок сыска и возвращения беглых крестьян

    4) годы, когда помещик переводил крестьян на оброк

    А12. Государство, в котором власть монарха сочетается с существованием органов, составленных из депутатов от дворян, духовенства и горожан, называется:

    1) абсолютной монархией 2) конституционной монархией

    3) сословно-представительной монархией 4) олигархией

    А13. В Соборном уложении было зафиксировано:

    1) была проведена реформа церковной обрядности

    2) уничтожались последние уделы

    3) ликвидировались «черные слободы»

    4) сыск беглых крестьян становился бессрочным

    А14. Соляной бунт произошел в:

    1) 1648 г. 2) 1645 г. 3) 1653 г. 4) 1667 г.

    А15. Андрусовское перемирие России с Польшей было заключено в:

    1) 1667 г. 2) 1653 г. 3) 1681 г. 4) 1689 г.

    А16. Один из сподвижников Степана Разина:

    1) Василий Ус 2) Юрий Барятинский 3) Филипп Колычев 4) протопоп Аввакум

    А17. Несмотря на подавление Медного бунта, правительство было вынуждено:

    1) Разработать новый свод законов 2) Пойти на отмену медных денег

    3) Отменить крепостное право 4) Освободить податное население от уплаты налогов

    А18. Восстание Степана Разина произошло:

    1) 1667–1677 г.г. 2) 1667–1670 г.г. 3) 1670–1671 г.г. 4) 1669–1671 г.г.

    А19. Медный бунт произошёл в:

    1) 1649 г. 2) 1665 г. 3) 1662 г. 4) 1670 г.

    А20. Царь, получивший прозвище «тишайший»:

    1) Борис Годунов 2) Михаила Федоровича

    Б) Федор Борисович 4) Алексея Михайловича

    Ответы к тестам.

    Р. на Д.: 2015. - 256 с.

    Предлагаемое пособие содержит тематические задания с кратким ответом по истории с древнейших времён до современности и ответы к ним. С помощью данной книги педагоги смогут осуществлять контроль уровня учебных достижений школьников в процессе подготовки к ЕГЭ, а старшеклассники смогут проводить самоконтроль знаний и своевременно устранять имеющиеся в них пробелы. Книга предназначена для отработки навыков выполнения заданий на знание основных фактов, процессов, явлений, на установление причинно-следственных связей, на поиск информации в источниках и формирование соответствующих компетенций. Издание адресовано учащимся 10-11 классов, учителям и методистам. Книга является частью учебно-методического комплекса "История. Подготовка к ЕГЭ".

    Формат: pdf

    Размер: 6,2 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие. 3
    Тематические тесты 5
    Тема 1. Восточнославянские племена и их соседи 5
    Тема 2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян 8
    Тема 3. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства 10
    Тема 4. Категории населения. Русская Правда 13
    Тема 5. Международные связи Древней Руси 16
    Тема 6. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции 19
    Тема 7. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики 22
    Тема 8. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада 25
    Тема 9. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества 28
    Тема 10. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город в XIII - середине XV вв 31
    Тема 11. Культурное развитие русских земель и княжеств в XII - середине XV вв 34
    Тема 12. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение золотоордынского ига 36
    Тема 13. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения в XV-XVI вв. 39
    Тема 14. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян 42
    Тема 15. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война 45
    Тема 16. Формирование национального самосознания! Развитие культуры народов России в XV-XVI вв. 48
    Тема 17. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и Швецией 51
    Тема 18. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы 54
    Тема 19. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права 57
    Тема 20. Церковный раскол 60
    Тема 21. Социальные движения XVII в 63
    Тема 22. Русская культура в XVII в. Усиление светских элементов в культуре 66
    Тема 23. Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации 68
    Тема 24. Северная война. Провозглашение империи 71
    Тема 25. Дворцовые перевороты 74
    Тема 26. Просвещённый абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя 77
    Тема 27. Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота 80
    Тема 28. Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой в XVIII в. Русское просвещение 83
    Тема 29. Превращение России в мировую державу в XVIII в 86
    Тема 30. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в 90
    Тема 31. Отечественная война 1812 г. 93
    Тема 32. Движение декабристов 96
    Тема 33. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм 99
    Тема 34. Имперская внешняя политика самодержавия в первой половине XIX в. Крымская война и её последствия для страны 102
    Тема 35. Культура народов России в первой половине XIX в 105
    Тема 36. Реформы 1860-1870-х гг.: 107
    Тема 37. Политика контрреформ в годы правления Александра III 110
    Тема 38. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны во второй половине XIX - начале XX вв 114
    Тема 39. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы СЮ. Витте.117
    Тема 40. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX-XX вв 119
    Тема 41. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов во второй половине XIX - начале XX вв 122
    Тема 42. Русско-японская война 125
    Тема 43. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и, системы образования 128
    Тема 44. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения 131
    Тема 45. Реформы П.А. Столыпина.. 134
    Тема 46. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество 137
    Тема 47. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы 140
    Тема 48. Политическая тактика большевиков в 1917 г., их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание 143
    Тема 49. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика военного коммунизма. Итоги Гражданской войны 146
    Тема 50. Переход к новой экономической политике 149
    Тема 51. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство 152
    Тема 52. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. 155
    Тема 53. Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация 158
    Тема 54. Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг. Культурная революция. Ликвидация неграмотности, создание системы образования 161
    Тема 55. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны 164
    Тема 56. Причины, этапы Великой Отечественной войны 167
    Тема 57. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны 170
    Тема 58. СССР в антигитлеровской коалиции 172
    Тема 59. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира 175
    Тема 60. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. 178
    Тема 61. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы 181
    Тема 62. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста 184
    Тема 63. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. 187
    Тема 64. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. Перестройка и гласность. Формирование многопартийности 190
    Тема 65. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика разрядки. «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы 193
    Тема 66. Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг. . 195
    Тема 67. Распад СССР. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. 198
    Тема 68. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская Федерация в 2000-2010 гг. 201
    Задания с картой 205
    Ответы 228
    Литература 242

    Подготовка к сдаче ЕГЭ по истории требует организации постоянного контроля за уровнем усвоения учебного материала. Использование теста как диагностического инструмента перед изучением соответствующей темы или раздела позволяет учителю выявить имеющиеся пробелы в знаниях и умениях обучающегося и скорректировать содержание образовательного процесса. Контрольное тестирование по итогам изучения темы или раздела даёт возможность сформулировать рекомендации школьнику в его дальнейшей подготовке к сдаче Единого государственного экзамена.
    При подготовке к ЕГЭ по истории зачастую неоправданно мало внимания уделяется заданиям базового уровня сложности как наиболее простым, требующим лишь выбора правильного ответа из предложенных. Но при всей кажущейся лёгкости их выполнение требует знания большого количества фактов, биографий исторических деятелей, последовательности исторических событий и умения соотносить их с конкретными участниками, знания причин и последствий событий, умения работать с текстом и находить нужную информацию в исторических источниках.