Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Самый первый царь на земле. Первый царь

    Самый первый царь на земле. Первый царь

    Им стал на Руси Иван Грозный. Его трудно однозначно назвать созидателем. Он блестяще начал и трагично для себя и страны закончил. Кем он был?

    Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук

    Конец XV - начало XVI века - время значительного укрепления идеи самодержавия в Русском государстве. Ведь "царь" и "самодержец" - это титулы такого правителя, который способен и свою державу, и весь мир привести к победе истинной веры.

    Это был не «шведский период» для дворянства или монарха. Магнат Замойский назвал его «нашим тихим волшебником, привезенным из Швеции» - никто не говорил с королем на языке, который он знал достаточно хорошо, чтобы говорить о вопросах национального значения. Это также не зависело от нововведений, которые король пытался представить. Инн, однако, состоит в том, что Зигмунт не был большим монархом. Долгие десятилетия были потрачены на получение шведской короны. Польская корона даже хотела перепродать ее австрийскому Эрнсту из Габсбургов.

    Однако самым большим сопротивлением многоконфессиональному польскому дворянству является попытка пробиться через самые широкие привилегии короля для католицизма и ограничить «золотую свободу», в том числе свободу совести. Он был, однако, из-за болезни и смерти или вскоре. Кроме того, было одно из самых трагических событий в истории Польши - восстание Хмельницкого. Сегодня известно, что во время знаменитого «потопа» безопасно защищали габсбургов, принадлежащих к землям. Ян окончательно отрекся от престола, прервав династическую непрерывность.

    Убеждение в том, что именно московский государь способен взять на себя исполнение божественных предначертаний, повести народ русский к всемирному величию и тем самым спасти остальной, духовно "изрушившийся" мир, утвердилось не в одночасье.

    Именно в первой трети XVI века в России рождаются и утверждаются в качестве официального духовно-политического учения, легенды о происхождении рода Рюриковичей от римского императора Августа, о наследственном характере власти русских государей от византийских императоров, нашедшие выражение в "Сказание о князьях Владимирских".

    Если упомянутая гордость Ягеллонов, помните, что их эпоха, которая непосредственно предшествовала эпохе избранных, была иногда польской, но трудно сказать, что династия была польской. Происхождение первого короля из этой линии, называемое язычниками, происходило из Литвы.

    Более того, поляки не господствовали в Ягеллоне в Польше. Полюс также не был последним королем. Последним титульным монархом был Станислав Август Понятовский из-за царя России. Однако все это «напоминание иностранной крови» должно рассматриваться с прищуренным глазом. В конце концов, почти все европейские династии пересекали столетия, а польские короли в некоторые периоды также имели королевские чешские или венгерские знаки отличия. Поэтому можно сделать вывод, что Европа, по крайней мере, кровь Европы, всегда была многонациональной.

    При этом русские государи фактически объявлялись наследниками как "Первого", так и "Второго Рима". В послании великому князю, приписываемому старцу Филофею, на основе мистического образа "Третьего Рима" формулируются конкретные религиозно-политические задачи, стоящие перед русским государем, - русский государь обязан принять на себя обязанности вселенского православного государя. А сам царь и великий князь объявлялся "браздодержателем Святой Руси".

    И из этого следует, что нет смысла сохранять враждебность, поскольку неизвестно, сколько и какие народы находятся в наших генах наших «польских» правителей. Их также называли Королевством Конгресса или конвенционным конгрессом, поскольку решения о его создании были сделаны на Венском конгрессе.

    Затем он дал конституцию Королевства Польша. Главным автором текста конституции был князь Адам Ежи Чарторыйский. Согласно конституции, практически вся исполнительная и законодательная власть принадлежала королю, то есть русскому царю. Только у него была законодательная инициатива и наложение вето на положения Сейма Королевства. Только он мог созвать Сейм и решить, прекратить или отложить сеанс. Только король имел право назначать сенаторов, епископов, высших должностных лиц и офицеров. Король также возглавлял вооруженные силы, польскую армию Королевства.

    В такой напряженной духовно-политической обстановке в 1533 году вступил на престол новый великий князь Иван IV Васильевич, которому суждено было прослыть на Руси Иваном Грозным. Было ему тогда всего три года, а правил он Русской державой более полувека – 51 год…

    Царский выбор

    С малых лет Иван Васильевич воспитывался в духе ожидания восшествия на российский престол великого православного государя, истинного Помазанника Божиего. В годы малолетства великого князя государством управляла его мать Елена Глинская с Боярской думой. Но в 1538 году Елена Глинская внезапно умерла, и власть захватили бояре. Маленький Иван IV оказался в центре интриг и ожесточенной борьбы между различными боярскими группировками. Этот факт оказал значительное влияние на формирование характера молодого государя. Чуть позже, в 1551 году, в речи на Стоглавом соборе, Иван Васильевич скажет, что после смерти матери, когда "боляре наши улучиша себе время сами владеша всем царством самовластно", и сам государь поддался их влиянию "и навыкох их злокозненныя обычаи, и тояжде мудрствовах якоже и оне". "И от того времени и доднесь, - сокрушался Иван IV, - каких зол не сотворих пред Богом, и каких казней не послал на нас Бог, приводя нас на покаяние".

    Сейм состоял из Сената и Палаты депутатов. Сенаторы были воеводами, кастелланами и епископами. Они не могли быть больше, чем Палата, состоящая из 77 членов, избранных дворянством, и 51 депутат, избранный муниципальными собраниями от фабрикантов, ремесленников, священников, учителей, ученых.

    Правительством Королевства был Административный совет, состоящий из министров, возглавляемых пятью правительственными комитетами. Он возглавлялся ее заместителем царя в Королевстве назначенного им правителя. На этот пост был назначен генерал Юзеф Зайончек.

    В качестве "казней Божиих" Иван Грозный приводит множество несчастий, постигших государство, в том числе и стихийных бедствий. Но главным событием, вернувшим Ивана на путь истинный, стали грозные события 1547 года, когда в Москве произошли три страшных пожара, последний из которых вылился в восстание горожан. Дело, как представляется, в том, что бедам, обрушившимся на Москву весной-летом 1547 года, предшествовало событие не только исторического, но и религиозно-мистического характера - 16 января 1547 года великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул, а Московское великое княжество превратилось в Российское царство.

    Согласно конституции, Королевство, кроме польского сейма и правительства, имело свои сокровища и армию. Были также гарантии личной неприкосновенности и свободы слова, религии и печати. Официальный язык был польский. Все это выглядело очень многообещающе и могло среди поляков надеяться восстановить полную независимость во времени. На самом деле, однако, все было иначе.

    Самый важный человек в государстве быстро стал великим князем Константином Павловичем, братом царя, назначенным главнокомандующим польской армией Королевства. Мало он хотел быть генерал-губернатором Уяздовского. Второй фигурой, решающей важнейшие вопросы Царства, был Миколай Новосильков. Этот российский сенатор создал специального уполномоченного в Королевстве Польше. И Константин, и Новосилькова часто принимали важные решения, не считая вообще с польским сеймом и правительством.

    С исторический точки зрения, Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Став первым русским царем, он оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего и наконец-то исполнил долгожданную мечту, лелеемую в русском сознании, - Русское царство теперь стало полновластным наследником величайших христианских государств. Наверное, сам юноша-царь не понимал этого поначалу в полной мере. И только страшные события, последовавшие сразу же за венчанием на царство, убедили Ивана Васильевича в том, что он обязан покаяться в грехах и начать исполнять свое высочайшее предназначение неуклонно и ревностно. Иначе и он сам, и царство, ему вверенное, будут ввергнуты Господом в еще более страшные испытания.

    Большинство из них были крестьянами, включенными в армию. Военной службе было тогда 10 лет. Армия была хорошо обучена, дисциплинирована и должным образом вооружена. Он ввел очень строгую дисциплину, которая должна была подтвердить непрерывные парады и упражнения. Константин вел себя к солдатам, особенно к офицерам крайне жестоко и высокомерно. Войска, которым он командовал в повестке дня, было использование строгого наказания, в том числе телесного.

    С самого начала царь и его высокопоставленные чиновники нарушили положения Конституции. Сейму вызывали на редкой и нерегулярной основе. Кроме того, свобода слова и печати оказалась законом, существующим только на бумаге. Такие протесты должны были спровоцировать протесты поляков. Некоторые польские политические активисты пытались принять меры против этого в правовой оппозиции. Таким образом, она стала выражать в Сеймской оппозиции группу из 10 членов, называемую «Калишан», потому что ее члены в основном прибыли из Калиша.

    Избранные и избранный путь

    Озаботившись и приняв на себя этот груз ответственности, Иван IV приблизил к себе и новых советчиков. В первые годы царствования Ивана IV вокруг него образовался круг приближенных, которых с легкой руки современника царя и одного из его ближайших советников Андрея Курбского, стали называть "Избранной радой". "Избранной радой" руководили молодой боярин А.Ф. Адашев и священник Сильвестр. Активными ее участниками был митрополит Макарий, ближние бояре Д.И. Курлятев, И.В. Шереметев, М.Я. Морозов.

    Братья Винченти и Бонавентура Ниемёвски принесли это действие. Они протестовали против титанических чиновников царя и потребовали полного уважения к конституции. Машина очень быстро справилась с этой оппозицией. Во-первых, он не вызывал Сейма в течение пяти лет. Лидеры оппозиции «Калиш» были полностью исключены из общественной деятельности.

    Увидев неэффективность оппозиционных правовых действий, стали создавать оппозиционные тайные общества. Такие организации появились в разных кругах, но в основном среди студентов и солдат. Самая важная заговорная организация была основана крупнейшей польской армией в Королевстве Валерианом Лукасиньским. Это было патриотическое общество, которое взяло на себя цель своих действий по восстановлению независимости Польши. Майора Лукасинский был унижен и приговорен к 9 годам лишения свободы. Однако в русской крепости Шлиссельбург провел почти 45 лет.

    Душой "Избранной рады" был пресвитер Благовещенского собора и духовник царя Сильвестр. Влияние, которое оказывал Сильвестр на Ивана Васильевича, было велико, ведь беседы с Сильвестром образовывали у Ивана Васильевича определенную систему религиозных воззрений. А в силу того, что сам Сильвестр был близок к "нестяжателям", то и воззрения эти строились на фундаменте нестяжательского учения. Во всяком случае, во многих речах и делах Ивана Васильевича в первые годы царствования прослеживаются "нестяжательские" мотивы.

    Он содержался там как заключенный незаконно и не был охвачен какой-либо амнистией. В то время российские власти снова арестовали своих лидеров, которые были подвергнуты суду Сейма. Петр Высоцкий был инструктором в пехотной кадетской школе. Его тайный союз был сосредоточен главным образом на молодежи и учениках. Его целью было подготовить вооруженное восстание против России.

    Заговорщики планировали похитить или убить великого князя Константина, взять под контроль Варшаву и призвать польского народа бороться за свободу. Они надеялись, что в такой ситуации власть восстания будет захвачена опытными польскими военными командирами, которые приведут польскую армию к русским войскам в Королевстве.

    Сильвестр пытался привить Ивану Васильевичу и "нестяжательское" понимание сути царской власти. По убеждению "нестяжателей", "благочестивый царь" обязан править государством только с помощью "мудрых" советников. При исполнении этого условия и станет реальностью вековая мечта об "истинном" православном царстве, глава которого - "благочестивый царь" - понесет свет истины по всем земным пределам. И, судя по всему, Иван Васильевич поначалу поддавался такому влиянию, следуя советам своих духовных наставников из "Избранной рады". Именно в этот период и свершились важнейшие реформы, которые значительно укрепили Российское царство: военная, земская, приказная, законодательная, частично было отменено местничество в армии.

    Несмотря на все эти ограничения и свободную волю царя, Королевство Польши развивалось очень хорошо в первый период своего существования. Правительство поддержало развитие промышленной и коммерческой деятельности. Текстильная промышленность в Лодзинской области была хорошо развита, а горнодобывающая и металлургическая промышленность в Старопольской котловине и бассейне Донбровского.

    Во всех отношениях важность Варшавы возрастала, и с каждым годом прибывали новые заводы, склады, офисы и банки. Динамичное экономическое развитие Королевство Польши было особенно важно для таких людей, как принц Ксаверий Дрюки-Любецкий и отец Станислав Сташич. Он оказал большое влияние на развитие бассейна Донбровского. Станислав Сташич, уже известный своей активной деятельностью в последние годы Содружества, был автором многочисленных научных статей об использовании природных ресурсов. Он внес большой вклад в промышленное развитие Старопольского бассейна.

    При этом "Избранная рада" старалась опираться на широкое народное представительство - именно в ее правление на Руси начали созываться Земские соборы, которые утверждали самые важные решения правительства. Таким образом, в политическом отношении "Избранная рада" стремилась возродить древнюю русскую традицию - плодотворное сочетание "Власти" с "Землей", сильной центральной власти с развитым местным самоуправлением. Иначе говоря, самодержавные основы российской государственной власти были укреплены поддержкой широкого земского самоуправления. И, кстати говоря, именно земское самоуправление, устроенное при царе Иване IV Грозном, спасет Россию через полвека, в страшное Смутное время.

    Кроме того, в начальный период Королевства Польша было создано очень большое количество школ. Великой была заслуга главы образовательных дел в Царстве Станислава Кости Потоцкого. Когда он был вынужден уйти со своей должности, количество школ в Королевстве уменьшилось.

    За последние несколько лет почти все богатства бывшей России попали в руки большевиков. Большевики сначала величайшие хитрости в истории, а затем с помощью циничных посредников они расстались на Западе. Благодаря этому они могли финансировать революционный террор и оставаться у власти.

    Зримым следствием деятельности "Избранной рады" стала великая Казанская победа - завоевание Казанского царства в 1552 году. Сам смысл Казанского похода виделся и государю, и всему его окружению не только в его политическом значении, но и в значении религиозном - это был поход православного народа против "агарян". И здесь следует помнить, что завоевание и покорение Казанского царства было не только делом жизни Ивана IV, но делом всех его предков, московских государей. Более того, взятие Казани не только ознаменовало собой исполнение трехвекового чаяния русского народа, но и стало началом нового этапа в жизни России. Поэтому многим людям того времени и самому Ивану Васильевичу виделся в этом событии глубочайший мистический смысл - это был знак Божий, свидетельствующий об особом расположении Господа к русскому царю.

    Первоначально их положение было очень бедным, как на международной арене, так и у самих россиян. Итак, как же могло случиться, что борьба с множеством иностранных врагов, борющихся с многочисленными забастовками рабочих и крестьянскими мятежами и в то же время оставив полностью разрушенную экономику, сумела выжить и остаться у власти? Конечно, ключом к успеху было расширение и вооружение большевистской армии и террористического аппарата. Для этого, в свою очередь, нужны огромные средства. Поэтому большевики избавились от всего, что они продавали на Западе по ценам, намного ниже мира.

    Смена курса

    Но Казанская победа положила начало будущей пропасти, все более расширяющейся меж царем и его советниками. Ведь именно тогда Иван Васильевич заявил своим приближенным: "Теперь оборонил меня от вас Бог!". А это означало, что все больше и больше царь стал тяготиться советчиками. И все больше и больше приходил к убеждению, что только он, царь Иван, может быть исполнителем Божией воли. Недаром, несколько позднее, в первом послании Курбскому, Иван Васильевич писал о том, что никого не видит над собою, кроме Бога и Пресвятой Богородицы…

    Ленин говорил с ними, говоря, что западные капиталисты стремились продать болюс Струны, на которых они вешались позже. Покорение собственного общества должно было быть просто прелюдией к мировой революции. Об этой малоизвестной финансовой стороне Октябрьской революции и Гражданской войны в России Шон МакМейкин пишет в книге «Самое крупное ограбление в истории». Как большевики рухнули Россию. Это, безусловно, одна из наиболее ценных исторических монографий, появившихся на польском рынке. Западные СМИ назвали продажу «нацистского золота»самым большим ограблением в истории.

    И вот, в конце 1550-х годов, между царем Иваном IV и его "Избранной радой" наступает явное охлаждение. В 1560 году и Сильвестра, и Адашева удалили из Москвы, а после смерти царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, обвиненные в ее отравлении, Сильвестр и Адашев были заочно осуждены и отправлены в ссылку. Тогда же начались и первые гонения Ивана Васильевича на "бояр и вельмож", многие из которых пытались скрыться от царского гнева за границей. Бежал за границу и бывший царский советник и воевода Андрей Курбский. В 1564 году, уже из Литвы, он написал свое первое послание царю, в котором публично обвинил его во всех грехах. В ответ Иван IV пишет свое послание, известное сегодня под названием "Первое послание А.М. Курбскому". И именно в нем царь формулирует уже совершенно устойчивую религиозно-мистическую концепцию царя-Помазанника Божиего, облеченного Высшей Благодатью на труды свои. Причем важно отметить, что эта концепция появилась, во-первых, еще до введения опричнины и, во-вторых, стала религиозно-мистическим обоснованием ее введения.

    Между тем, этот несчастный титул должен быть опущен историками и журналистами за действия, совершенные 20 годами ранее большевиками. Важен не только масштаб, но и значение этих операций для обоих тоталитаризма. Между тем грабеж большевиков, оцениваемый в 1, 6 млрд. Долларов, а затем и «испорченные фантазии» на Западе, был непременным условием выживания их режима.

    Вопреки советской пропаганде и дореволюционной историографии Россия не была экономически разрушенной страной. Недавние исследования показывают, что до начала Первой мировой войны его экономика развивалась динамично, и война еще не согрела этот бум. Конечно, это была также страна огромных экономических контрастов, колосс на глиняных ножках, полностью зависящая от потока кредитов западных банков. Казино было заполнено динамитом и было подключено к воспламенителю, - пишет Макмикин.

    Принципы власти

    Послания Ивана Грозного Андрею Курбскому - это уникальный религиозно-философский памятник, ибо в них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал и религиозно-философски, духовно-политически обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов. Один из важнейших принципов - полнота самодержавной власти. Неслучайно в первом послании Курбскому государь Иван Васильевич приводит немало исторических доказательств того, что полная самодержавная власть намного более эффективна в достижении стоящей перед Россией великой мистической цели. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный и утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия. В этом заключался кардинальный политический разрыв Ивана Грозного и с "Избранной радой", и с "нестяжательской" традицией.

    Но главное место в рассуждениях Ивана Васильевича занимает осмысление собственной роли в борьбе за спасение мира. И здесь государь формулирует второй принцип - божественное происхождение самодержавной власти. Более того, Иван Грозный обосновывает тезис богоизбранности самого государя. С этой же точки зрения следует оценивать позицию Ивана Грозного по отношению к любым покушениям на его самодержавство. И это вовсе не жалкая попытка оправдать жажду власти, непомерно раздутое желание повелевать людьми. Власть в данном случае - это не прихоть царя, а обязанность, возложенная на него Господом. И воспринимает он эту власть не как способ самоутверждения, но как тяжелейшую повинность Божию, как подвиг служения Господу. И вот здесь Иван Грозный формулирует третий принцип самодержавной власти: главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям.

    Словом, в первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей. Но понимание методов воплощения этих принципов в реальную историческую практику связано уже исключительно с личными качествами Ивана Грозного, с его личным мировоззрением, как политическим, так и религиозно-мистическим.

    Методы властвования

    Важнейший из этих методов - внушение страха Божьего. По сути дела, программа действий Ивана Грозного заключалась в одной идее - страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит, спасти их души. И в этом смысле русский царь вполне серьезно считал, что он должен исполнять и мирские, и духовные обязанности, ибо царская власть объединяет их в одно целое и неразрывное. Иван Грозный понимал суть царской власти в мистическом духе как разновидность монашеского подвига. Недаром в одном из посланий он говорит о себе - "наполовину я уже чернец...". Вот это мироощущение - "наполовину я уже чернец..." - и определяло избранную Иваном Грозным линию поведения в мирской жизни. Иван Грозный, судя по всему, возродил на Руси идею древнего аскетизма в том виде, как ее понимали самые первые русские монахи, - в виде "истязания плоти", и попытался перенести ее основы на мирскую жизнь. Создается впечатление, что, считая себя воплощением Божественного Замысла на земле, Иван Грозный внутренне уверился и в том, что он имеет полное и несомненное право относиться к собственному государству и к собственному народу, как к "телу", которое просто необходимо истязать, подвергать всяческим мучениям, ибо только тогда откроются пути к вечному блаженству. И только пройдя через страх Божий в его самом непосредственном выражении, Российское государство, ведомое своим государем-иноком, придет к "истине и свету".

    Поэтому казни и преследования, совершаемые государем, вовсе не плод его больной воспаленной фантазии, не следствие самодурства и нравственной распущенности. Это - совершенно сознательная борьба с изменниками Богу, с теми, кто, по его мнению, предал истинную веру. Иван Грозный, карая измену, последовательно и целенаправленно отсекал от "плоти" Русского государства все греховное. И тогда открываются причины многих позднейших поступков царя. Так, осуществленное в 1565 году разделение государства на две части - земщину и опричнину - объясняется помимо всего прочего еще и тем, что земщина представляет собой часть "плоти" единой Русской земли, которую государь подверг жесточайшему истязанию, дабы проучить врагов православия и поселить в их душах страх Божий. Потому и войско опричное изначально строилось по принципу военно-монашеского ордена, главой которого является сам царь, исполнявший обязанности игумена.

    Можно сказать, что уже в 1564 году в первом послании Курбскому Иван Грозный сформулировал собственную идею "богоизбранного инока-самодержца", которую выдвинул взамен идеи "благочестивого царя", столь трепетно лелеемой его бывшим окружением, близким к "нестяжательским" традициям.

    Фактически сформулировав принципы российской самодержавной власти, Иван Васильевич довел их до крайнего предела, до абсолюта, и даже перешел некую таинственную грань, поставив лишь самого себя в центр чуть ли не всего мироздания. А в результате он начал войну с собственной страной, ибо не верил, что подданные его способны понять и исполнить его устремления. Однако если опричнина во много раз усилила личную самодержавную власть государя, то многочисленные и беззаконные погубления, совершенные как самим царем, так и простыми опричниками, нанесли государству огромный вред. И здесь следует помнить, что разорения времен опричнины и Ливонской войны значительно подорвали мощь Российского государства. Именно этими разорениями было вызвано и усиление крепостничества в конце XVI века, ибо люди во многих землях были или уничтожены, или бежали на вольные земли. Например, к концу XVI века только в Московском уезде пустовало 84% всей обрабатываемой земли. А у российского правительства не было иной возможности содержать дворянское поместное войско, кроме как наделять дворян землей. Но кому нужна земля без крестьян, на ней работающих? Усиление же крепостничества стало, в свою очередь, одной из причин крестьянских восстаний в начале XVII века, ставших прологом Смутного времени.

    В конце жизни Иван Васильевич признал беззаконность убийств, совершенных по его приказу в годы опричнины. Свидетельством тому стал "Синодик опальных царя Ивана Грозного", составленный в начале 1580-х годов. В этот "Синодик" по личному распоряжению царя включили 4 тысячи имен казненных - для поминовения во всех монастырях. Этот факт говорит о многом, и в первую очередь о том, что к концу жизни Иван Грозный глубоко раскаялся в совершенных грехах.

    Но дело, конечно, не в том, чтобы в который уже раз только осудить Ивана Васильевича. Важнее другое: понять, что Иван Грозный - это великая и трагическая фигура русской истории. И тайна Ивана Грозного скрывается в его духовной и душевной трагедии, подлинной трагедии человека, истово стремящегося к истине и свету, но так и не обретшего их в земной жизни.

    Специально для Столетия


    Любитель поглумиться. Иван Грозный любил обзывать соседних государей собаками, холопами и шутами

    Наши националисты ищут «украинские корни» везде. Только не там, где они были на самом деле. «Украинцами» пытались объявить древних египтян. Они построили пирамиды, а наши степные курганы так на них похожи! Чем не основание? Иисуса Христа тоже одно время пытались «украинизировать» - тот был родом из Галилеи в Палестине. Поэтому Галилею заменяли на… Галичину. И все - «прописка» готова. А то, что сами галичане еще в XIX веке (совсем недавно!) называли себя не украинцами, а русинами, никого не интересовало. Гуляла даже версия, что атланты были украинцами, а Гомер - кобзарем. Дескать, его лира - это наша «протобандура». Один сумасшедший носился с идеей, что не только Гомер, но и все древние греки - это на самом деле не греки, а древние украинцы - этот оригинал «открыл» в Древней Греции племя «лелегов» и заявил, что это «лелеки» - то есть аисты. Жили где-то на Днепре, а потом «перелетели» в Элладу и построили Парфенон. С древним греком этого киевского «ученого», слонявшегося по редакциям газет, объединяло только то, что даже с костюмом и галстуком он носил сандалии на босу ногу вместо туфель.

    Сами по себе такие фантастические версии дискредитируют любую попытку установления наших следов в прошлом. А они есть! Причем подтвержденные не фантазией, а документами.

    Елена Глинская. Украинская мама царя Ивана

    Возьмем такую противоречивую личность, как московский царь Иван Грозный, живший с 1530 по 1584 год и вступивший на престол всего в трехлетнем возрасте. Что знает о нем человек, окончивший школу? В лучшем случае то, что он проиграл Ливонскую войну и ввел опричнину, рубя головы боярам направо и налево. Либеральный интеллигент еще добавит, что это было олицетворение российского самодержавия и самодурства. Сколько слез было пролито по боярам, на которых царь велел надевать медвежью шкуру, а потом травить их собаками! Сколько рассказов об «утопленном в крови» Новгороде! Сколько сплетен, что даже родился царь Иван не от своего отца, а от князя Телепнева-Оболенского, с которым якобы блудила его мать Елена Глинская.

    Софья Палеолог. Византийская бабушка Грозного

    Не так давно вскрыли московскую гробницу Ивана Грозного. Провели все необходимые анализы. Оказалось - напрасно врали сплетники. Больше всего внешне этот первый русский царь был похож на свою бабку именно по отцовской линии - византийскую принцессу Софью Палеолог. Те же средиземноморские черты лица, тот же греческий тонкий нос. Выходит, унаследовал государь Всея Руси через своего официального отца не только внешность, но и родство с последней императорской династией Константинополя. Не прижила его мать «во грехе»!

    Генетический анализ тоже подтвердил: Иван Грозный - сын великого князя Василия Ивановича, внук великого князя Ивана Васильевича. Да и как вы представляете в тогдашнем строгом придворном быте, в замкнутом мире царского терема какую-либо любовную интрижку? Не имея возможности генетически подтверждать родство детей, строго следили за девственностью дочерей, за верностью жен. Никому не хотелось кормить чужого ребенка. Тем более не своей крови, а чужой оставлять наследство. Да еще такое! Не о сельском ведь дворе шла речь, а о дворе великого князя Московского и Всея Руси - прямого потомка Киевского князя Владимира Святого и Александра Невского!

    Собор Василия Блаженного. Лучший памятник веселой эпохи Ивана Грозного и его молодцов-опричников

    И сразу после этого отпало простое, примитивное объяснение жестокости Ивана Грозного. Любители сенсаций утверждали, что во всем были виноваты гены его «тайного отца» - князя Телепнева-Оболенского, в роду которого время от времени попадались сумасшедшие. Но если отцом Грозного князь не был, то откуда жестокость царя? Да и была ли она проявлением психических отклонений? У Ивана Грозного не наблюдалось помутнений рассудка. Он сам писал свои послания - и князю Курбскому, бежавшему в Литву, и английской королеве. Памятниками его царствования остались взятая Казань, завоеванная Сибирь, откуда теперь качают газ нынешние российские олигархи, и прекрасный храм Василия Блаженного на Красной площади. Если каждый сумасшедший оставит такое наследие, то получится, что умалишенные куда талантливее и способнее к государственным делам, чем так называемые адекватные люди.

    ГРОЗНЫЙ: «ВЫ ТОЖЕ ЕЩЕ ТЕ СВОЛОЧИ!»

    Давайте предоставим слово самому царю. Вот он пишет бежавшему от его гнева к литовцам и полякам князю Курбскому, объясняя причины своего царского гнева: «А и с женою вы меня про что разлучили? Толко бы вы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было. А будет молвиш, что яз о том не терпел и чистоты не сохранил, - ино вси есмы человецы. Ты чего для понял стрелетцкую жену?».

    Всего одна фраза, а как уел Иван Грозный своего критика, обвинявшего его в развратной жизни! Говорите, что я развратен? Но вы же сами развратничаете! Да еще и жену мою отравили - в преждевременной смерти молодой царицы Анастасии Романовой Иван Грозный подозревал отравителей-бояр.

    И объяснение казней Грозный в этом же письме приводит вполне реалистическое, а не медицинское: «А князя Володимира на царство чего для хотели посадити, а меня и з детьми известь?». Князь Владимир - это родственник царя Владимир Старицкий, которого боярская партия пыталась поставить на царство, свергнув Ивана.

    И, наконец, блестящая фраза, полностью уничтожающая заявление Курбского и ему подобных о «незаменимости». Иван Грозный иронизирует в послании своему бывшему слуге, сменившему русского царя на польского короля: «Вы ведь говорили: «Нет людей на Руси, некому обороняться», - а нынче вас нет; кто же нынче завоевывает претвердые германские крепости… Много всяких людей отпущено: спроси их, узнаешь».

    И вместо версий о сумасшествии сразу становится понятно, что это была просто борьба за власть - жестокая, беспощадная, где или бояре царя, или царь бояр. Ведь все эти бояре были вчерашними удельными князьями - представителями той самой феодальной раздробленности на Руси, которую Иван Грозный изводил, дробя кости.

    Свое послание Курбскому Иван Грозный подписал так: «Писано в нашей отчине Ливонской земле, в городе Вольмере, в 7086 году (1577 году), на 43-м году нашего правления, на 31-м году нашего Российского царства». Документ этот хорошо известен историкам. И уже подписью своей он опровергает измышления наших толкователей истории, что Московию в Россию переименовал якобы Петр I в XVIII веке. Уже в XVI веке Иван Грозный называет свою страну Российским царством, ведь именно он был первым царем.

    УКРАИНСКАЯ ПОРОДА

    А вот то, что почему в 16 лет великий князь Всея Руси Иван Васильевич Грозный, еще не носивший тогда такого прозвища, первым объявил себя царем, имеет прямое отношение к Украине. Да-да, именно так. Хотя такая версия воистину, на первый взгляд, кажется не менее фантастической, чем утверждение, что Иисус был галичанином.

    Иван Грозный, по унаследованному от отца титулу, был великим князем, что равнялось западноевропейскому титулу «великого герцога». Это ниже не только императора, но и короля. Совсем недавно, при деде Ивана Грозного - Иване III, Русь освободилась в 1480 году от власти Орды. Всего пятьдесят лет отделяло эту дату от рождения Ивана Грозного. Это было такое же близкое событие, как для нас победа в Великой Отечественной войне. Даже еще ближе! Русь не считалась ни слишком сильной, ни слишком богатой страной. Она лишь недавно вернула себе независимость.

    А царями в тогдашней Европе после гибели Византии были только два - германский император и… крымский хан. Недаром хана называли на Руси «крымским царем». Для того чтобы принять царский титул, нужно было иметь основания. Во-первых, силу, чтобы это громкое имя отстоять. А, во-вторых, хоть какую-нибудь юридическую зацепку - наследственное право.

    Киевские князья, от которых по отцовской линии Рюриковичей напрямую происходил Иван Грозный, царями не были. Значит, по этой линии князь Иван не имел права на царство. Но его дед женился на племяннице последнего византийского императора - Софье Палеолог. От Византии Московская Русь через Софью унаследовала двуглавого орла - нынешний герб Российской Федерации. И имперские амбиции. Это было уже что-то!

    Византию, официально называвшуюся Римской империей, в дни ее заката, конечно, не очень уважали. А к моменту рождения Ивана Грозного она вообще стала воспоминанием - ее захватили турки. Зато Крымское ханство было вполне реальной силой. Почти каждый год на Русь и Польшу приходили из Крыма за живым товаром «людоловы». Правила Крымом династия Гиреев, являвшихся прямыми наследниками Чингисхана.

    Но Иван Грозный тоже был потомком Чингисхана! Его мать происходила из рода князей Глинских. Нынешние украинские исследователи называют их «українськими князями». В советские времена их именовали князьями литовскими. А в дореволюционные - «западнорусскими».

    Глинск. Родовое имение предков «Івана Грізного»

    Но, как бы то ни было, и кем бы ни считали себя по национальности сами Глинские, а родовое прозвище они получили от местечка Глинск. Где этот Глинск? В Литве? В Белоруссии, бывшей частью Великого княжества Литовского? А вот и нет! В Малороссии - в нынешней Левобережной Украине. Теперь это просто село на берегу речки Сула. А когда-то казачье сотенное местечко. Глинская сотня входила в состав то Миргородского, то Лубенского полков. А после ликвидации полкового деления - в состав Полтавской губернии. Городского статуса Глинск лишили только в 1923 году - при советской власти.

    Родоначальником князей Глинских был сын хана Мамая - Мансур. После поражения Мамая он пришел на Ворсклу и получил в удел от Великого князя Литовского Витовта Полтаву. Я уже писал когда-то об этом эпизоде в статье «Полтавское ханство потомков Мамая». Сам Мамай не был чингизидом. Но своего сына Мансура сумел женить на дочери золотоордынского хана из рода Чингиса. Следовательно, сын Мансура - Лексада, то есть Александр, - первый князь Глинский - чингизидом был. Именно он принял христианство и получил в удел от литовских князей, владевших нынешней северной Украиной, город Глинск.

    Из этих Глинских, бежавших из Литвы в Москву при князе Василии III, и была мать Ивана Грозного - красавица Елена. Василий развелся со своей первой женой и успел зачать будущего первого царя.

    Иван Грозный хорошо знал свою родословную. Знали ее и московские придворные, и тогдашние европейские дворы. В юном княжиче слилась кровь Рюриковичей, византийских императоров Палеологов и чингизидов, царствовавших над Великой Степью. Удивительное сочетание генов и геополитических возможностей!

    Обычно решение венчаться на царство приписывают самому Ивану Грозному. Невероятно зрелое для 16-летнего мальчишки оно буквально удивило окружающих. Иван был сирота. И отец, и мать умерли, когда он был еще ребенком. Возможно, кто-то и подсказал мальчишке эту идею. Но в любом случае бояре ничем не рисковали. Получится - признают Ивашку царем и царь крымский, и царь германский. А пролетим - заменим на нового. На того же Владимира Старицкого - спокойного и покорного.

    Но царь, происходивший по маме с Полтавщины, оказался вполне достойным шапки Мономаха. Как схватился за скипетр, так и колотил им по головам до самой смерти. Точнее, даже не скипетром, а специальной палкой с острым, как у копья, нижним концом. Именно им он прибил к полу ногу слуги Курбского - Васьки Шибанова, который привез от сбежавшего князя письмо. Ведь слуга тогда считался как бы частью своего господина. Не смог Курбского пригвоздить, так хоть Шибанова покалечил.

    А еще было у Ивана Грозного чисто украинское, видимо, унаследованное от мамы чувство юмора. Оно вполне достойно создателей письма запорожских казаков турецкому султану. В 1571 году царь Иван принял послов крымского хана, требовавших дани, в обычном бараньем тулупе, заявив, что вконец татарами разорен и платить не имеет возможности. Одно из писем направил на такой адрес: «Почтенному дворянину Великого княжества Литовского, князю Александру Ивановичу Полубенскому, дудке, вице-регенту бродячей Литовской земли и разогнанного Ливонского рыцарства, старосте Вольмерскому, шуту».

    Шведскому королю Юхану III Иван Грозный писал так: «Если ты, взяв собачий род, захочешь лаять для забавы, так то твой холопский обычай: тебе это честь, а нам, великим государям, и сноситься с тобой - бесчестие… А если хочешь перелаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся». Замученный стилем дипломатической переписки Ивана Грозного посол Литвы и Польши однажды жаловался, что царь распространяет «глумливые письма» про его короля и великого князя.

    Ну чем не запорожский казак на московском троне?