Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования безопасности при эксплуатации кранов. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъёмных машин и механизмов. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

    Требования безопасности при эксплуатации кранов. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъёмных машин и механизмов. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

    К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособле­ния: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузо­подъемные электромагниты и вакуумные захваты.

    Согласно ФЗ «О промышленной безопасности опас­ных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.97 стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с «Положением о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении Го­сударственного реестра», утвержденным постановлением
    № 39 Госгортехнадзора России от 03.06.99.

    Грузоподъемные машины должны отвечать требова­ниям
    ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной экс­плуатации грузоподъемных кранов», ПБ 10-256-98 «Пра­вила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)», «Правилам устройства и безопасной эксплуата­ции лифтов», «Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков».

    Безопасность труда при подъеме и перемещении гру­зов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответст­вия их правилам и нормам Госгортехнадзора. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных ме­ханизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим ус­ловиям, стандартам, нормам и правилам. При эксплуата­ции подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механиз­мов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механиз­мами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

    Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные машины снабжают средствами защиты, вклю­чая системы дистанционного управления. Для дистанцион­ного управления подъемно-транспортными машинами при­меняют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест). Инспекция Госгортехнадзора и администра­ция предприятия устанавливают постоянный надзор за со­стоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, смен­ных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспо­соблений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контей­неров, кошен и т.п.), уходом за ними и безопасностью экс­плуатации. В частности, правилами Госгортехнадзора пре­дусматривается проведение регламентированных испытаний грузоподъемных машин, представляющих с точки зрения охраны труда в машиностроении наибольшую опасность среди всех подъемно-транспортных машин.

    Вновь установленные грузоподъемные машины долж­ны быть подвергнуты до пуска в работу полному техниче­скому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, на­ходящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному - не реже одного раза в год; полному - не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно вне­очередное полное техническое освидетельствование грузо­подъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструк­ций грузоподъемной машины с заменой расчетных элемен­тов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, ста­тическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамиче­ские испытания не проводятся.

    Осмотр сопровождается проверкой работы механиз­мов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управ­ления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.

    3.8. Организация безопасного производства работ.

    Перечень работ с повышенной опасностью

    К работам повышенной опасности относятся работы, при выполнении которых имеется или может возникнуть производственная опасность вне зависимости от характера выполняемой работы. Поэтому при выполнении таких ра­бот, кроме обычных мер безопасности, необходимо выпол­нение дополнительных мероприятий, разрабатываемых от­дельно для каждой конкретной производственной операции.

    В каждой организации составляется перечень работ по­вышенной опасности с учетом конкретных условий и особен­ностей технологии, который утверждается руководителем ор­ганизации (главным инспектором, техническим директором и т.н.). Он составляется на основе примерного перечня работ с повышенной опасностью в соответствии с нормативными пра­вовыми актами по охране труда, например, СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве»; «ПОТ РМ - 016 - 2001, РД 153 - 34.0 - 03.150 - 00. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок»; «ПОТ РО - 14000 - 005 - 98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация прове­дения»; Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте (ПОТ РМ - 012 - 2000); Правила по охране тру­да при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства (1998 г.).

    Так, например, СНиП 12-03-99 содержит примерный перечень мест (условий) производства и видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск. К таковым относятся:

    Выполнение работ с применением грузоподъемных кранов и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонеф­тепродуктов, складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов;

    Выполнение любых работ в колодцах, шурфах, замкнутых и труднодоступных пространствах;

    Выполнение земляных работ на участках с пато­генным заражением почвы (свалки, скотомогиль­ники и т.п.), в охранных зонах подземных элек­трических сетей, газопровода и других опасных подземных коммуникаций;

    Осуществление текущего ремонта, демонтажа обору­дования, а также производство ремонтных или ка­ких-либо строительно-монтажных работ при наличии опасных факторов действующего предприятия;

    Выполнение работ на участках, где имеется или может возникнуть опасность со смежных участков работ;

    Выполнение работ в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых авто­мобильных и железных дорог (определяется с учетом действующих нормативных документов по безопасно­сти труда соответствующих министерств и ведомств);

    Выполнение газоопасных работ.

    Работы повышенной опасности следуют выполнять только при наличии наряда-допуска и после проведения целевого инструктажа непосредственно на рабочем месте.

    Наряд-допуск - это задание на производство ра­бот, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, вре­мя ее начала и окончания, условия безопасного проведе­ния, состав бригады и лиц, ответственных за безопас­ность выполнения работы. Форма наряда-допуска при­водится в перечисленных документах.

    Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. Выдача и возврат его регистрируются в журнале.

    Исправления при заполнении наряда-допуска не до­пускаются.

    Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах. Один находится у лица, выдавшего наряд-допуск, другой выдается ответственному руководителю работ. При работах на территории действующего предприятия наряд-допуск оформляется в 3 экземплярах (3-й экземпляр выдается от­ветственному лицу действующего предприятия). В случае невыполнения работ в указанное в наряде-допуске время или изменения условий производства работ работы прекращаются, наряд-допуск закрывается, возоб­новление работ разрешается только после выдачи нового наряда-допуска. Изменения в составе бригады регистрируются в при­ложении к наряду-допуску по специальной форме.

    Окончание работ оформляется подписями в наряде-допуске, и он передается ответственному руководителю работ. Срок хранения закрытого наряда-допуска - 30 дней. Проведение инструктажа по безопасности фиксирует­ся в наряде-допуске с подписью участников.

    К самостоятельному выполнению работ повышенной опасности допускаются лица:

    Не моложе 18 лет;

    Признанные годными к производству работ меди­цинским освидетельствованием;

    Имеющие производственный стаж на указанных работах не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего;

    Прошедшие обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;

    Имеющие удостоверение на право производства этих работ;

    Получившие инструктаж на рабочем месте по безо­пасности при выполнении работ.

    Рабочие, впервые допускаемые к работе повышенной опасности, в течение одного года должны выполнять такие работы под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных для этого приказом по организации.

    Право выдачи нарядов-допусков предоставляется специалистам, аттестованным по охране труда и уполномо­ченным на это приказом руководителя организации, на­пример, техническому директору, главному инженеру, за­местителям директоров, начальникам самостоятельных подразделений и их заместителям.

    Лица, выдающие наряд-допуск, определяют необхо­димость и объем работ, условия безопасного выполнения этих работ, осуществляют контроль за выполнением меро­приятий по обеспечению безопасности производства работ, определяют квалификацию ответственного руководителя работ, ответственного исполнителя работ, членов бригады.

    Ответственным за организацию и производство работ повышенной опасности являются:

    Лица, выдающие наряд-допуск;

    Ответственные руководители работ;

    Ответственные исполнители работ. Ответственные руководители и исполнители должны быть аттестованы по охране труда. Разрешается следующее совмещение обязанностей от­ветственных лиц:

    Лицо, выдающее наряд-допуск, может быть одно­временно ответственным руководителем работ;

    Ответственный руководитель работ может быть од­новременно ответственным исполнителем, работ.

    Ответственный руководитель работ несет ответствен­ность за полноту и точное выполнение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, квалификацию ответственно­го исполнителя работ и членов бригады (звена), включен­ных в наряд-допуск, а также за допуск исполнителей на место производства работ.

    Ответственными исполнителями могут назначаться про­рабы, мастера, бригадиры (звеньевые). Они несут ответст­венность за безопасное выполнение работ, соблюдение члена­ми бригады мер безопасности, указанных в наряде-допуске, обязательное применение средств индивидуальной защиты, производственную и технологическую дисциплину.

    Ответственный исполнитель работ не имеет право по­кинуть рабочее место. В случае возникновения такой необхо­димости его обязан заменить ответственный руководитель ра­бот. При невозможности замены работы должны быть пре­кращены, а рабочие выведены с места производства работ.

    Бригада работающих по наряду-допуску должна состоять не менее чем из двух человек.

    4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ

    4.1. Средства индивидуальной защиты работающих.

    Классификация средств индивидуальной защиты

    Вопросы обязательного обеспечения работающих СИЗ регламентируются ст. 14 закона «Об основах охраны труда к РФ», ст. 149 КЗоТ, «Правилами обеспечения ра­ботников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержден­ными Постановлением Минтруда РФ 18 декабря 199S г. № 51, Постановлением Минтруда РФ от 29 декабря 1999 г. № 39 «О внесении изменений и дополнений в правила обеспечения работников специальной одеждой, специаль­ной обувью и другими средствами индивидуальной защи­ты», государственными стандартами системы ССБТ, пе­речнем Постановлений Минтруда об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специаль­ной одежды, специальной обуви и других средств индиви­дуальной защиты для всех отраслей экономики народного хозяйства (1997 г.).

    По характеру применения средства защиты подразделяются на две категории: средства коллективной защиты и средства индивидуальной защиты.

    СИЗ применяется в тех случаях, когда безопасность ра­бот не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочным решением и средствами коллективной защиты.

    Целью применения любого СИЗ является снижение до допустимых значений или полное предотвращение влияния oпacных и вредных производственных факторов на человека. При этом отрицательное влияние СИЗ на жизненно важные функциональные системы организма и трудовой процесс должно быть сведено к минимуму. СИЗ должны отвечать требованиям технической эстетики и эргономики. Поэтому они подвергаются оценке по защитным, физиолого-гигиеническим и эксплуатационным показателям.

    При аттестации рабочих мест по условиям труда оценка фактического состояния последних на рабочем мес­те включает в себя оценку обеспеченности работников СИЗ. а также эффективность этих средств.

    Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществля­ется посредством:

    Сопоставления фактически выдаваемых СИЗ с Ти­повыми отраслевыми нормами;

    Оценки соответствия выдаваемых СИЗ фактиче­скому состоянию условий труда.

    При этом эффективность и качество СИЗ должны быть подтверждены сертификатом соответствия.

    Текущий и предупредительный надзор за применени­ем СИЗ, работающих с вредными химическими вещества­ми определен
    МУ 2.2.8.000-94.

    В соответствии с ГОСТом 12.3.011-89 «ССБТ. Сред­ства защиты работающих. Общие требования и классификация» средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения подразделяются на следующие классы:

    Костюмы изолирующие (пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, скафандры);

    Средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, самоспасатели, пневмошлемы, пневмокаски, пневмокуртки);

    Одежда специальная защитная (комбинезоны, по­лукомбинезоны, куртки, брюки, тулупы, халаты, пальто, полупальто, полушубки, накидки, плащи, полуплащи, рубашки, шорты, жилеты, платья, са­рафаны, блузки, юбки, напыльники, фартуки);

    Средства защиты ног (сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли, галоши, боты, бахилы, портян­ки), в том числе от вибрации и действия электротока;

    Средства защиты рук (рукавицы, перчатки, наладонники, напальчники, напульсники, нарукавники, налокотники), в том числе дерматологические средства (пасты, мази, кремы);

    Средства защиты головы (каски, шлемы, подшлем­ники, шайки, береты, шляпы, колпаки, косынки, накомарники);

    Средства защиты лица (щитки защитные лицевые);

    Средства защиты глаз (очки защитные);

    Средства защиты органов слуха (противошумовые шлемы,

    наушники, вкладыши);

    Средства защиты от падения с высоты (предохра­нительные

    пояса, тросы, ловители и др.);

    Средства защиты комплексные (единые конструк­тивные устройства, обеспечивающие защиту двух и более органов - дыхания, зрения, слуха, а также лица н головы).

    Конструкции СИЗ могут быть универсальными. В этом случае они обеспечивают защиту от всех или основ­ных вредных и опасных факторов (например, СИЗ орга­нов дыхания, защищающие от всех видов пыли). СИЗ, предназначенные для конкретных условий труда или профессии, называют специальными (спецодежда для шахтеров, геологов, лесорубов и т.п.)

    Не относится к СИЗ форменная одежда, которой обеспечиваются работающие в некоторых отраслях про­мышленности.

    4.2. Порядок обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об ос­новах охраны труда в РФ» и ст. 149 КЗоТ РФ работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых темпера­турных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специ­альная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в дальнейшем - СИЗ) в соответствии с нормами, утвер­жденными в порядке, определенном Правительством РФ.

    Приобретение СИЗ и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя (ст.ст. 8, 14 и 17 Федерально­го закона «Об основах охраны труда в РФ»).

    В соответствии с подпунктом «ж» п. 2 постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учиты­ваемых при налогообложении прибыли» (Собрание законо­дательства РФ, 1995, № 28, ст. 2686) затраты по обеспече­нию нормальных условий труда и техники безопасности, в т.ч. обеспечение специальной одеждой, специальной обу­вью, защитными приспособлениями, включатся в себестои­мость продукции (работ, услуг).

    Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи СИЗ (в дальнейшем - Типовые отраслевые нормы) предусматри­вают обеспечение работников СИЗ независимо от того, к ка­кой отрасли экономики относятся производства, цехи, участ­ки и виды работ, а также независимо от форм собственности организации и их организационно-правовых форм.

    Например, рабочим, занятым в производстве облицо­вочных материалов из природного камня, независимо от того, в организациях какой отрасли экономики находится это производство, СИЗ выдаются в соответствии с Типовыми отрас­левыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам про­мышленности строительных материалов, организации сте­кольной и фарфорово-фаянсовой промышленности. Станочнику, занятому механической обработкой металла, не­зависимо от того, в какой организации он работает, СИЗ вы­даются и соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств.

    Работникам, профессии и должности которых преду­смотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи СИЗ ра­ботникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, СИЗ выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на участках они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах. Например, аккумуляторщику, работающему в организации автомо­бильного транспорта, СИЗ выдаются в соответствии с Ти­повыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономи­ки.

    Этой же категории рабочих, занятых на подземных горных работах в горнодобывающей промышленности, бес­платная выдача СИЗ должна производиться согласно Типо­вым отраслевым нормам бесплатной выдачи СИЗ работникам горной и металлургической промышленности и металлургиче­ских производств других отраслей промышленности. Наименования профессии рабочих и должностей спе­циалистов и служащих, предусмотренные в Типовых от­раслевых нормах, указаны в соответствии с Единым та­рифно-квалификационным справочником работ и профес­сий рабочих, Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, Ква­лификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

    В отдельных случаях в соответствии с особенностями производства работодатель может по согласованию с госу­дарственным инспектором по охране труда и соответст­вующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных Типо­выми отраслевыми нормами, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов: комбинезон х/б может быть заменен костюмом х/б или халатом и наоборот; костюм х/б - полукомбине­зоном с рубашкой (блузой) или сарафаном с блузой, и на­оборот; костюм суконный - костюмом х/б с огнезащитной или кислото-защитной пропиткой и наоборот, костюм бре­зентовый - костюмом х/б с огнезащитной или водооттал­кивающей пропиткой, и наоборот; ботинки (полусапоги) кожаные - сапогами резиновыми, и наоборот; ботинки (по­лусапоги) кожаные - сапогами кирзовыми, и наоборот; ва­ленки - сапогами кирзовыми и наоборот.

    В тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты, как предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, за­щитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, нало­котники, самоспасатели, антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и дру­гие не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании атте­стации рабочих мест в зависимости от характера выполняе­мых работ со сроком носки до износа или как дежурные и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.

    Затраты по обеспечению СИЗ, указанных выше, также включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

    При заключении трудового договора (контракта) ра­ботодатель знакомит работников с Правилами обеспечения работников СИЗ, а также с нормами выдачи им средств индивидуальной защиты.

    Выдаваемые работникам СИЗ должны соответство­вать их полу, росту и размерам, характеру и условиям вы­полняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» СИЗ, в т.ч. и иностранного произ­водства, должны соответствовать требованиям охраны тру­да, установленным в РФ, и иметь сертификаты соответст­вия. Приобретение и выдача работникам СИЗ, не имею­щих сертификата соответствия, не допускаются.

    Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.

    В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причи­нам работодатель обязан выдать им другие исправные СИЗ.

    Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах де­журные СИЗ коллективного пользования должны выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для ко­торых они предусмотрены, или могут быть закреплены за определенными рабочими местами (например, тулупы - на наружных постах, перчатки диэлектрические - при электро­установках и т.д.) и передаваться от одной смены другой. В этих случаях СИЗ выдаются под ответственность мастера или других лиц, уполномоченных работодателем.

    Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах теп­лая специальная одежда и теплая специальная обувь (кос­тюм)- на утепляющей прокладке, куртки и брюки на утепляющей прокладке, костюмы меховые, тулупы, валенки, шапки-ушанки, рукавицы меховые и др.) должны выда­ваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого могут быть сданы работодателю для организационного хранения до следующего сезона. Время пользования теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью устанавливается работодателем совме­стно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий.

    Ученикам любых форм обучения, учащимся общеобра­зовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образо­вания на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также работникам, временно выполняющим ра­боту по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами, на время выполнения этой рабо­ты СИЗ выдаются в общеустановленном порядке.

    Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в соответствующих Типовых от­раслевых нормах, выдаются те же СИЗ, что и рабочим со­ответствующих профессий.

    Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах СИЗ для рабочих, специалистов и служащих должны вы­даваться указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой должности или профессии являются стар­шими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих СИЗ.

    Рабочим, совмещающим профессии или постоянно вы­полняющим совмещаемые работы, в т.ч. в комплексных бри­гадах, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии должны дополнительно выдаваться в зависимости от выпол­няемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные Типо­выми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии.

    Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

    Выдача работникам и сдача ими СИЗ должны запи­сываться в личную карточку работника.

    В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об ос­новах охраны труда в РФ» работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ.

    Лицевая сторона личной карточки

    Основные документы:

    • 1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов».
    • 2. ГОСТ 12.2.071 ССБТ. Краны грузоподъёмные. Краны контейнерные. Требования безопасности.
    • 3. ПБ 10-382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.
    • 4. РД-10-33-93. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации. Госгортехнадзор России, 1993 г.
    • 5. СНиП 12-03-2001. Безопасность труба в строительстве. Часть 1. Общие требования.

    Общие требования

    В соответствие с Правилами устройства и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов с целью осуществления контроля за грузоподъёмными механизмами и работами, производящими с их применением, в организации должны быть назначены:

    • - специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных машин, съёмных грузозахватных приспособлений и тары;
    • - специалисты, ответственные за содержание грузоподъёмных машин в исправном состоянии;
    • - работники, ответственные за безопасное производство работ кранами.

    Лицам, ответственным за содержание грузоподъёмных механизмов в исправном состоянии и крановщикам следует выполнять следующие меры:

    • - проверять состояние каната (количество обрывов проволочек или прядей, коррозию, поверхностный износ);
    • - надёжность крепления концов каната к барабану и крюку согласно схемам закрепления;
    • - монтаж грузоподъёмного механизма, испытания и регистрация должны быть зафиксированы Актом о качестве монтажа и испытаний, при этом на грузоподъёмных механизмах должны быть инструкции для крановщика, стропаля и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

    К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъёмными машинами с пола (кроме кранов, управляемых по радио), а также к подвешиванию грузов на крюк таких машин могут допускаться рабочие других профессий, пользующихся этими машинами, после инструктажа, проводимого не реже 1 раза в год.

    К управлению электрифицированным грузоподъёмным или транспортным средством допускаются работники, имеющие не ниже второй квалификационной группы по электробезопасности.

    Машинисты кранов, электромонтёры и слесари, обслуживающие грузоподъёмные машины, перед допуском к работе должны быть снабжены инструкциями, определяющими их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учётом типа крана.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Грузоподъёмные и транспортирующие машины являются неотъемлемой частью современного производства, так как с их помощью осуществляется механизация основных технологических процессов и вспомогательных работ. В поточных и автоматизированных линиях роль подъёмно-транспортных машин качественно возросла, и они стали органической частью технологического оборудования, а влияние их на технико-экономические показатели предприятия стало весьма существенным.

    Задачей данной курсовой работы являлось определение опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъёмных машин, определение требований по безопасной эксплуатации грузоподъёмных машин и создание безопасных условий труда машинистов. Основной целью в достижении поставленной задачи являлась определение опасных зон, при подъёме груза краном, тем самым снизить возможность происшествия аварии.

    Предприятие технологического транспорта и специальной техники (ПТТ и СТ) является структурным подразделением филиала «Севербургаз».

    Задачей предприятия является организация бесперебойного транспортного обслуживания подразделений филиала и филиала в целом, для обеспечения ритмичной работы по выполнению плана поставки при наименьших затратах, улучшение использования транспортных средств, повышение их экономичности.

    В функции предприятия входят:

    Контроль над своевременным выполнением планов поставок транспортных средств, планов погрузочно-разгрузочных работ;

    Осуществление сводного учёта выполнения плана транспортными подразделениями по основным технико-экономическим показателям. Составление необходимой отчётности по транспортным подразделениям;

    Разработка организационно-технических мероприятий по совершенствованию и боле рациональному использованию транспортных средств, повышению производительности труда, внедрению прогрессивных видов транспорта и снижению транспортных отходов;

    Организация рационального использования привлечённого транспорта общего пользования и контроль фактически выполненных им объёмов работ;

    Контроль за своевременностью согласования перевозок негабаритных грузов и расчёт их крепления, которые производят отделы, выдавшие заявку на их перевозку;

    Организация совместно с отделом автоматизации и механизации внедрения разработанных технологических процессов при выполнении транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на грузопотоках внутри филиала;

    Подготовка и заключение в установленном порядке договоров со сторонними организациями на выполнение транспортных погрузочно-разгрузочных работ и других видов транспортных услуг.

    Организация и осуществление аттестации специалистов и рабочих транспортных цехов предприятия.

    Надзор за техническим состоянием всех видов транспорта и погрузочно-разгрузочных средств в транспортных подразделениях предприятия;

    Участие в разработке мероприятий, обеспечивающих безаварийную, механизированную и высокопроизводительную работу на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах, контроль над их выполнением.

    В распоряжении предприятия находятся грузоподъёмные машины Liebcherr LTM 1080 (максимальная грузоподъёмность 25,24 т), Demag 265C (максимальная грузоподъёмность 100 т), Урал 5557 КС-55722(максимальная грузоподъёмность 80 т), трубоукладчики ТО 1224.1Е, трубоукладчик Комацу Д-355С.

    1 . Анализ опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъёмных машин

    Опасность при работе грузоподъёмных машин рассмотрим на примере автокранов. Стреловые самоходные краны применяются для подъёма, опускания и перемещения грузов на небольшие расстояния в горизонтальном направлении при производстве строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях, стройках, базах и складах разнообразных отраслей народного хозяйства.

    Стреловые самоходные краны по сравнению с другими грузоподъёмными кранами, например башенными, отличаются наибольшей подвижностью и независимостью передвижения в пределах строительной площадки, возможностью быстрейшего перебазирования крана с одного объекта на другой, наличием комплекта сменного стрелового оборудования, позволяющего использовать кран на различных видах работ и сравнительно быстро изменять его основные параметры.

    Опасности при эксплуатации грузоподъёмных машин (ГПМ), в основном, связаны:

    С непреднамеренным контактом человека с движущимися частями оборудования;

    С возможными ударами от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза;

    С высыпанием части груза;

    С падением ГПМ;

    С наездом и ударами при столкновении с передвижными ГПМ.

    1.1 Опасность поражения электрическим током

    Производство работ грузовыми кранами вблизи линий электропередачи связано с повышенной опасностью. Анализ травматизма показывает, что большинство случаев поражения людей электрическим током происходит тогда, когда стрела крана не только касается провода линии электропередачи, но и находится на недопустимо близком расстоянии от нее - 0,5-1,2 м. Несчастный случай может произойти также, если человек находится вблизи работающего крана и попадает под шаговое напряжение. Все это ставит работы вблизи линий электропередачи в один ряд с самыми опасными работами, выполняемыми с помощью грузоподъемных кранов.

    Результаты выборочных целевых проверок организаций, проводивших работы вблизи линий электропередачи, показывают, что многие из них осуществляют данные работы с грубыми нарушениями: не проводится дополнительный инструктаж, не оформляются наряды-допуски, не ограждаются места работы и т.д. Подобное отношение может привести к самым тяжелым несчастным случаям. Работы следует проводить грузовыми кранами не ближе 30 метров от линии электропередачи, при этом обеспечивается безопасность труда. Опасность поражения током снижается на кранах, оборудованных прибором типа АСОН, сигнализирующим о приближении машины к линии электропередачи.

    1.2 Опасность возникновения пожара

    Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности. Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию. При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.

    1.3 Опасность опрокидывания крана

    В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство площадок выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана.

    1.4 Опасность падения груза

    Опасность падения груза является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных механизмов. Для обеспечения безопасности следует проводить обследование крана и устройств для проведения работ, соблюдать правила строповки и эксплуатации кранов, соблюдать технику безопасности.

    Аварии кранов чаще всего проходят без несчастных случаев. Проводя оценку аварий на предприятии технологического транспорта и специальной техники, были определены основные аварии, связанные с эксплуатацией автокранов, к ним относятся:

    · опрокидывание крана;

    · повреждение стрелы крана, вследствие неправильного расчёта нагрузки;

    · дорожно-транспортные происшествия с участием автокранов.

    Безопасность работы ГПМ обеспечивается:

    Расчётом и конструкцией крановых механизмов;

    Расчётом на прочность канатов крана и грузозахватных устройств;

    Подбором тормозом;

    Определением устойчивости кранов;

    Расчётом металлоконструкции кранов при воздействии статистических и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;

    Определением опасной зоны при работе ГПМ;

    Подбором и расчётом устройств безопасности.

    Основными причинами, которые приводят к авариям грузоподъемных машин и к несчастным случаям на производстве и на которые должностным лицам строительных организаций следует обращать внимание с целью недопущения аварий, являются:

    · неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;

    · умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;

    · перегрузки кранов при подъеме грузов;

    · допуск кранов к работе без проведения их технического освидетельствования или с истекшим сроком освидетельствования;

    · эксплуатация кранов с истекшим сроком эксплуатации;

    · установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;

    · отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;

    · не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;

    · человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;

    · допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы.

    Аварии и несчастные случаи, произошедшие при эксплуатации грузоподъёмных кранов, подлежат расследованию и учёту органами Ростехнадзора.

    Возникновение опасности, связанной с травмированием человека вследствие падения груза грузоподъёмной машины представлено на рис. 1.

    Анализирую дерево причин можно сделать вывод, что наибольшую опасность представляет износ строп в дополнении с несоблюдением техники безопасности при работе грузоподъёмных машин.

    Исходя из вышесказанного, для обеспечения безаварийной работы необходимо, чтобы:

    · руководители строительных организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обеспечили содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания в соответствии с правилами;

    · на строительных площадках осуществлялся действенный контроль со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований инструкций по охране труда;

    · была обеспечена качественная подготовка обслуживающего персонала, стажировка, обучение и своевременная проверка знаний требований охраны труда.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Рисунок 1. - Дерево причин травмирования человека вследствие падения груза ГПМ

    Эксперты считают, что от 50 до 90% аварий случаются по вине самих работающих. Здесь и халатное отношение персонала к технике безопасности, и нарушение технологических режимов эксплуатации кранов. Так, например, весьма печально может закончиться попытка оторвать от земли примерзший груз или груз, превышающий установленную норму. Машинисты либо не обращают внимания, либо отключают приборы безопасности, сигнализирующие о перегрузке. А нередко они работают с неисправными ограничителями грузоподъемности. Хотя выявить его неисправность и отремонтировать - не составляет труда.

    Много ошибочных действий, приводящих к авариям, происходит в случае работы неквалифицированного персонала. Тем не менее, часто можно видеть, что в помощь одному специалисту-стропольщику нанимаются несколько разнорабочих, которые в принципе не знакомы с особенностями этой работы. Зачастую крановщики работают по две смены подряд (это недопустимо!), что приводит к хроническому недосыпу и усталости, потере элементарной внимательности.

    Старый кран - это "усталость" металла, негодные тросы, старая автоматика. Понятно, что чем кран старее, тем больше вероятность аварии в случае нарушения технологических режимов его эксплуатации. Срок службы автокранов грузоподъемностью до 10 т при полуторасменной работе составляет 10 лет, а грузоподъемностью свыше 10 т - 16 лет. Однако, в зависимости от интенсивности эксплуатации, состояние кранов сильно различается.

    Если срок службы крана, указанный изготовителем, истек, то закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" позволяет его владельцу продолжать его эксплуатацию. Но! Для этого необходимо разрешение независимой экспертизы. Если техническое состояние крана будет признано удовлетворительным, срок службы продлевается Ростехнадзором, как правило, на 2 года. По истечении этого срока процедура повторяется, но не более четырех раз. Таким образом, срок службы крана может увеличиться еще на 10 лет, но не более.

    Практика показывает, что большинство владельцев грузоподъёмных машин проводит проверку кранов нерегулярно. Тем более что в России нарушение закона о нормативно-правовых документах должным образом не карается. И ситуация не изменится, пока на законодательном уровне не будет решен вопрос об ответственности организаций, эксплуатирующих потенциально опасную технику.

    2 . Требования по обеспечению безопасности при эксплуатации грузоподъёмных машин

    2.1 Безопасность эксплуатации грузоподъёмных кранов

    Основой безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов является систематические обследования (проверки) состояния промышленной безопасности при эксплуатации подъёмных сооружений. Обследованию подвергается в целом всё предприятие или отдельные его участки (цехи), при этом каждое подъёмное сооружение, кроме кранов мостового типа и лифтов, должно быть осмотрено не реже 1 раза в 3 года.

    Государственному надзору в обязательном порядке подлежат регистрируемые подъёмные сооружения. При наличие на предприятии надлежащего надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов осмотр кранов мостового типа может проводится в выборочном порядке, однако каждый кран должен быть осмотрен не реже 1 раза в 5 лет.

    2.2 Безопасность погрузочно-разгрузочных работ

    Погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться различными способами: вручную, с использованием отдельных приспособлений, облегчающих труд рабочих и при помощи грузоподъёмных машин. Применение каждого из этих способов обусловлено видом груза, его состоянием, массой, габаритами. Лёгкие грузы, такие, как пиломатериалы и трубы небольшого диаметра, обычно грузят вручную. Мелкие и сыпучие грузы (песок, щебень) нагружают и разгружают лопатами или специальными механизмами. Для погрузки круглых длинномерных грузов (брёвен, труб) используют канаты. Тяжёлое оборудование, электроаппаратуру и другие тяжеловесные грузы грузят при помощи подъёмных машин тракторных и автомобильных кранов.

    При осуществлении погрузочно-разгрузочных работ с помощью грузоподъёмных кранов необходимо руководствоваться Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов. При погрузочно-разгрузочных работах с применением крана между руководящими работниками и крановщиком должна быть обеспечена хорошая взаимная видимость.

    Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:

    · выбором способов производства работ, подъёмно-транспортного оборудования и технологической оснастки;

    · подготовкой и организацией мест производства работ;

    · применением средств защиты работающих;

    · проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением.

    Основными опасными и вредными производственными факторами, при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов являются:

    Загазованность и запылённость воздуха рабочей зоны;

    Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

    Повышенный уровень шума на рабочем месте;

    Повышенная или пониженная влажность воздуха;

    Повышенная или пониженная подвижность воздуха;

    Недостаточная освещённость рабочей зоны;

    Прямая и отражённая блёскость;

    Расположение рабочего места на значительной высоте;

    Движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т.д., острые кромки транспортируемого груза, выступающие рым-болты, движущиеся краны, автомобильный и железнодорожный транспорт и др.;

    Для кранов с электрическим приводом повышенные напряжения электрических цепей, замыкание которых может произойти через тело человека;

    Для кранов на автомобильном шасси или шасси автомобильного типа токсические воздействия этилированного бензина.

    В соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов ПБ-10-382-00 грузоподъемные машины должны быть установлены таким образом, чтобы при подъёме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п.

    При установке кранов, управляемых с пола или по радио, должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном. Установка грузоподъемных машин, у которых грузозахватным органом является грузовой электромагнит, над производственными или другими помещениями не разрешается. Установка кранов, грузовых тележек и передвижных талей над производственными помещениями для подъема и опускания грузов через люк в перекрытии допускается лишь при расположении одного помещения непосредственно над другим.

    Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограждение высотой не менее 1000 мм со сплошной зашивкой по низу на высоту 100 мм с обязательным устройством световой сигнализации (светящаяся надпись), предупреждающей как о нахождении груза над люком, так и об опускании груза, а также с наличием надписей, запрещающих нахождение людей под перемещаемым грузом.

    Установка над производственными помещениями стационарных талей или лебедок для подъема грузов через люк в перекрытии не разрешается.

    2.3 Условия безопасного производства работ грузоподъёмными кранами

    Безопасность в процессе производства работ по подъёму и перемещению грузов кранами обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на улучшение условий труда и техники безопасности на определённом участке производства работ. В зависимости от вида, объёма и сложности выполняемой работы, применения различных типов грузоподъёмных кранов, характера и условий производства принимаются соответствующие меры безопасности.

    Условия безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ регламентируется проектами, технологией погрузки и разгрузки, технологическими картами складирования, схемами правильной строповки грузов.

    2.4 Требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ

    Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь основание, обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

    Выбор мест проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещение на них зданий (сооружений) и отделение их от жилой застройки санитарно-защитными зонами должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, утвержденных Ростехнадзором, санитарных норм, утвержденных Минздравом РФ, и другой нормативно-технической документации.

    На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

    Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования.

    Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными Ростехнадзором.

    Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих. Типы осветительных приборов следует выбирать в зависимости от условий среды, свойств и характера перерабатываемых грузов.

    Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и доброкачественной питьевой водой.

    Площадки производства погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.3.047-98, а также строительным нормам и правилам, утвержденным Ростехнадзором, и правилам пожарной безопасности.

    Температуру наружного воздуха и силу ветра в данном климатическом районе, при которых следует прекращать производство работ на открытом воздухе или устраивать перерывы для обогревания рабочих, устанавливает администрация предприятия в соответствии с действующим законодательством.

    Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности по ГОСТ Р 12.3.047-98.

    Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков по ГОСТ Р 12.3.047-98, а также знаков, принятых на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

    Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения.

    Грузовые столы, рампы, эстакады и другие сооружения должны быть оборудованы постоянными или съемными отбойными устройствами.

    Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметь ям, рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.

    2.5 Требования к применению подъёмно-транспортного оборудования

    Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при проведении погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Ростехнадзора, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и технических условиях на оборудование конкретного вида.

    Установка, регистрация, испытание и техническое освидетельствование подъемно-транспортного оборудования и грузозахватных приспособлений должны быть выполнены в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Ростехнадзором, и другой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

    Не допускаются работы на грузоподъемной машине (кран, перегружатель кранового типа) при скорости ветра, превышающей значение, указанное в паспорте машины, а также при снегопаде, тумане, дожде, снижающих видимость в пределах рабочей зоны.

    Не допускаются работы на грузоподъемной машине, если температура окружающего воздуха ниже значения, указанного в паспорте машины.

    Подъёмно-транспортное оборудование, транспортные средства при производстве погрузочно-разгрузочных работ должны быть в состоянии, исключающем их самопроизвольное перемещение.

    Съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.) до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.

    Подъёмно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования.

    Не допускается поднимать груз неизвестной массы, а также защемленный, примерзший или зацепившийся.

    3 . Средства обеспечения безопасности при работе грузоподъёмных машин

    Для предупреждения аварий грузоподъёмные машины снабжают ограждениями, устройствами безопасности и сигнализаторами.

    Легкодоступные, находящиеся в движении части грузоподъёмных машин могут являться причиной несчастного случая, поэтому они должны быть прочно укреплёнными металлическими съёмными ограждениями, допускающими осмотр и смазку.

    Обязательному ограждению подлежат:

    Зубчатые, цепные, червячные передачи;

    Валы механизмов, расположенных в доступных местах;

    Соединительные муфты, расположенные в местах прохода;

    Барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или прохода;

    Ходовые колёса кранов и тележек;

    Голые токоведущие части электрооборудования.

    Устройства безопасности грузоподъёмных машин можно подразделить на устройства, отвечающие за весовые и нагрузочные характеристики, и устройства, отвечающие за передвижение груза, крана, тележки, стрелы.

    К первой группе относятся тормоза и остановы, ограничители грузоподъёмности и грузового момента, противоугонные устройства. Ко второй группе относятся ограничители высоты подъёма крюка, ограничители пути, буферные устройства, ограничители подъёма стрелы.

    Тормоза могут быть подразделены:

    · по назначению - на стопорные (останавливающие механизм) и спускные (ограничивающие скорость подъёма - опускания в определённых пределах);

    · по конструктивному исполнению рабочих элементов - на колодочные, ленточные, дисковые, конусные;

    · по принципу действия - на автоматические (замыкающиеся при отключении двигателя механизма) и управляемые (замыкающиеся при воздействии на орган управления тормозом).

    В механизмах подъёма кранов, используется колодочные стопорные тормоза.

    Остановы используются для удержания груза на весу, простейшими из них являются храповые, роликовые, эксцентриковые. Остановы необходимо устанавливать на быстроходном валу привода, иногда их устанавливают на быстроходном валу барабана.

    Ограничители грузоподъёмности и грузового момента используются для автоматического отключения механизмов подъёма и изменения вылета стрелы в случае подъёма груза свыше 1,1Q. Ограничители грузоподъёмности используют, как правило, на мостовых кранах, ограничители грузового момента - на стреловых.

    В стреловых кранах при работе на малых вылетах крюка стрела может занимать положение, близкое к вертикальному. В этом случае под действием отрицательных импульсов она может откинуться назад, что вызовет поломку стрелы и опрокидывание крана в сторону противовеса. Для предотвращения этого применяют ограничители подъёма стрелы крана (упоры на стреле и гибкие тяги).

    3 .1 Определение опасных зон при работе крана

    грузоподъемный кран безопасность контейнер

    Универсальным инструментом подтверждения безопасности крана, показатели которой регламентированы законодательно, является расчёт. Нормы расчёта кранов должны содержаться в национальных стандартах, гармонизированных с техническим регламентом. Они могут создаваться заново или на основе уже существующих стандартов, например, стандартов ИСО. Во всех случаях важно, чтобы принятые стандарты обеспечивали создание и (или) применение подъёмно-транспортного оборудования, удовлетворяющего требованиям законов.

    Основополагающим принципом определения опасной зоны является досягаемость подвижных выступающих либо двигающихся частей машин и оборудования в нормальном режиме работы и в случае падения или разрушения их, а также при падении поднимаемых или переносимых грузов.

    Определим, будет ли обеспечена безопасность в случае разрыва стропа и границу опасной зоны, возникающей при падении контейнера с цементом массой 1 тонна при разгрузке вагона краном Liebcherr с вылетом стрелы 9 м, высота подъёма 6 м. Контейнер кубической формы, размерами 1 мЧ1 мЧ1м. Автокран укомплектован стропом типа 4УСК из стального каната ТК6 19(1 + 6 + 12) + 1 о.с. диаметром d = 11 мм (временное сопротивление проволок разрыву 1400 МПа), угол наклона ветви стропа к вертикали б = 60.

    Определим, будет ли обеспечена безопасность в случае разрыва стропа. Натяжение, возникающее в каждой ветви стропа определяется по формуле:

    где Q - масса поднимаемого груза, кг;

    m - число ветвей стропа;

    Коэффициент неравномерности распределения массы груза на ветви стропа, соответствующий значению m = 4; = 0,75;

    б - угол наклона ветви стропа к вертикали;

    g - ускорение свободного падения; g = 9,81

    Разрывное усилие ветви стропа

    где k - коэффициент запаса прочности для кранов с машинным приводом; k = 6

    По таблице 2 для каната диаметром 11 мм (при временном сопротивлении проволок разрыву 1400 МПа), разрывное усилие = 52550 Н, что больше =39240 Н, следовательно, используемый строп обеспечит безопасность при разгрузке контейнеров с цементом.

    Таблица 1. - Технические характеристики стального каната ТК6 19 (1 + 6 + 12)+1 о.с.

    Диаметр каната, мм

    Масса 100 м смазанного каната, кг

    Разрывное усилие каната в целом, Н, при временном сопротивлении разрыву проволок, МПа

    Теперь определим границу опасной зоны, возникающей при падении контейнера с цементом.

    Досягаемость падающей детали будет зависеть от высоты подъёма Н, причём отклонение от проекции груза на горизонтальную плоскость будет равным и одинаково вероятным в любую из четырёх сторон. В плане зона досягаемости изображается в виде окружности. Расстояние возможного отлёта груза для определения границы опасной зоны принимается равным одной трети Н (рис. 2),

    Рисунок 2. - Схема к определению опасной зоны у грузоподъёмного механизма

    где - высота подъёма груза

    Радиус опасной зоны определяется формулой:

    где - вылет стрелы крана или крюка на стреле крана;

    Наибольший размер груза по горизонтальной составляющей;

    Высота подъёма груза.

    Граница опасной зоны с учётом расчётов представлена на рис. 3.

    1 - граница опасной зоны;

    2 - граница зоны возможного падения груза;

    3 - стрела крана

    Рисунок 3. - Опасные зоны при работе стрелового крана Liebcherr

    Определив размеры опасной зоны при работе крана, необходимо обезопасить работников, поставив ограждения и обозначить зону знаками безопасности. В соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Знаки безопасности» площадка выполнения грузоподъемных работ должна быть обозначена красно-белой или жёлто-чёрной сигнальной разметкой. На территории производства работ не должно находиться посторонних. Обязательно по периметру площадки должны находиться знаки, предупреждающие о возможном падении груза.

    Заключение

    В данной курсовой работе были рассмотрены основные опасности, связанные с эксплуатацией грузоподъёмных машин, приведены наиболее распространённые аварии с автокранами на предприятии технологического транспорта и специальной техники, решив спроецированную задачу, проверили надежность строп на разрыв, получили значение опасной зоны при выгрузки автокраном контейнера с цементом. Определив размеры опасной зоны и обозначив её в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Знаки безопасности» можно снизить вероятность возникновения опасностей травмирования людей.

    Библиографический список

    1. Александров, М.П., Колобов Л.Н. и др. Грузоподъёмные машины [Текст]. - М.: Высшая школа, 1973. - 471 с.

    2. Александров, М.П. Подъёмно-транспортные машины [Текст]: учеб. для машиностроит. спец. вузов. - 6-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1985. - 520 с., ил.

    3. ГОСТ Р 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических процессов [Текст]: Введ. 2000-01-01 Справочно-правовая система «Консультант+»

    4. ГОСТ Р 12.4.026-2001 Знаки безопасности [Текст]: Введ. 2001-19-09. - Справочно-правовая система «Консультант+»

    5. Грузоподъёмные машины: Учебник для вузов по специальности «Подъёмно-транспортные машины и оборудование»/ М.П. Александров, Л.Н. Колобов, Н.А. Лобов и др. [Текст]: М.: - Машиностроение, 1986 - 400с., ил.

    6. Курдюмов В.И., Зотов Б.И. Проектирование и расчёт средств обеспечения безопасности: Учеб. для вузов/В.И Курдюмов [Текст]. - М.: КолосС, 2005. - 216 с.

    7. Монтаж, эксплуатация и ремонт подъёмно-транспортных машин: Учебник для учащихся техникумов / Э.И. Галай, В.В.Каверин, И.А. Колядко [Текст]. - М.: Машиностроение, 1991. - 320 с.

    8. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов [Текст]: ППБ-10-382-00: утв. Госгортехнадзором России 31.12.99 г. - Справочно-правовая система «Консультант+»

    9. Российская Федерация. Законы. О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 июль 1997 г.].- Справочно-правовая с-ма «Консультант +»

    10. Фомочкин А.В. Производственная безопасность[Текст]: - М.: ФГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. Губкина, 2004 - 448 с.

    11. Шишков, Н.А. Технический надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов [Текст]: - М.: «Недра», 1979 - 142 с.

    12. http://ohrana-bgd.narod.ru/temi.html

    13. http://www.mrmz.ru/article/v22/article1.htm

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Анализ опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъемных машин. Опасность поражения электрическим током, возникновения пожара, опрокидывания крана, падения груза. Безопасность эксплуатации грузоподъёмных кранов, погрузочно-разгрузочных работ.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2008

      Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов. Приборы и устройства безопасности. Ограничитель высоты подъема груза. Указатели приближения к ЛЭП и вылета стрелы.

      реферат , добавлен 24.03.2009

      Безопасность при эксплуатации транспортных средств. Техника безопасности при эксплуатации бульдозера, скрепера, грейдера, автогрейдера. Неисправность оборудования, приспособлений, инструмента, машин. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ.

      реферат , добавлен 06.05.2011

      Обеспечение техники безопасности при заготовке сена, силоса и сенажа в траншее. Пожарная безопасность при работе с кормоприготовительной техникой, монтаже и эксплуатации машин и оборудования, хранении травяной резки и муки, эксплуатации сенажных башен.

      реферат , добавлен 07.05.2014

      Изучение опасных и вредных факторов при эксплуатации электрического оборудования ОРУ напряжением 330 кB. Оценка опасности поражения человека электрическим током. Основные защитные меры. Недоступность токоведущих частей. Методы пожарной безопасности.

      контрольная работа , добавлен 25.03.2011

      Выполнение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ, требования к процессам и местам их производства.

      курсовая работа , добавлен 19.05.2011

      Анализ опасностей связанных с эксплуатацией подъемных сооружений. Обязанности крановщика, безопасность работ по перемещению тяжестей. Требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ. Обеспечение безопасности в аварийных ситуациях.

      дипломная работа , добавлен 04.06.2015

      Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах. Требования безопасности к технологическим процессам, к местам производства погрузочно-разгрузочных работ. Размещение и крепление пакетов на автомобильном транспорте.

      курсовая работа , добавлен 21.04.2009

      Организация строительной площадки, размещение участков и рабочих мест, проездов и проходов. Производство строительно-монтажных работ в опасных зонах, обеспечение безопасности работ. Работа строительных машин. Граница опасной зоны у стреловидного крана.

      реферат , добавлен 24.03.2009

      Изучение особенностей и видов поражения электрическим током, действия на человеческий организм. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках. Помещения, разделяющиеся по опасности напряжения электрическим током.

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

    1. Рутковский А. Л., Дюнова Д. Н. Построение алгоритмов идентификации объектов управления в замкнутых системах / Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. - 2008. - №5. - С. 3-8.

    © Дюнова Д.Н., 2016

    УДК: 622.691.4.004

    Н.В.Ефанов

    Эксперт, ООО "МАЮЛ", г. Ростов-на-Дону

    ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

    ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

    Аннотация

    Большое число несчастных случаев на производстве происходит при выполнении работ по подъему, перемещению и опусканию грузов грузоподъемными машинами и механизмами. В данной работе перечисляются требования по обеспечению безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин на основе Ростехнадзора России.

    Ключевые слова

    Безопасность, эксплуатация, грузоподъемные машины

    Основные причины приводящие к травматизму при работе грузоподъемных машин представляют собой неправильную строповка груза, применение неисправных грузозахватных приспособлений, нахождение людей в опасной зоне или под поднимаемым грузом, несоблюдение схем строповки или технологических карт при складировании грузов, нахождение людей в полувагоне или кузове автомашины при подъеме груза краном, неправильная установка кранов вблизи откосов, котлованов и траншей; несоблюдение требований безопасности при работе стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередачи и др.

    Одной из главных причин аварийных ситуаций является неудовлетворительная организация безопасного производства работ кранами со стороны инженерно-технических работников предприятий.

    Нередко лица, ответственные за безопасное производство работ кранами не проводят инструктаж крановщиков и стропальщиков по безопасности выполнения предстоящей работы, допускают использование не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза грузозахватных приспособлений и тары, не указывают крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов, опускают обслуживанию кранов в качестве стропальщиков необученных рабочих, не указывают крановщикам безопасные места установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линий электропередачи, допускают производство работ без наряда-допуска в случаях, предусмотренных правилами безопасности, и не обеспечивают рабочих необходимым инвентарем и средствами для безопасного производства работ кранами, не следят за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов.

    Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

    Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться механизированным способом с помощью подъемно-транспортного оборудования (кранов, погрузчиков и т.п.) и средств малой механизации, для этого необходимо обеспечивать :

    Использование безопасных транспортных, коммуникаций;

    Применение средств транспортирования, исключающих возникновение опасных и вредных производственных факторов;

    Механизацию и автоматизацию транспортирования.

    Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается выбором способов производства работ, предусматривающих предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, путем :

    1. механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

    2. применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;

    3. эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;

    4. применения звуковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;

    5. правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;

    6. соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

    Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами, утвержденными руководителем предприятия.

    Также способы укладки грузов должны обеспечивать требованиям устойчивости штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них; механизированной разборки штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования; безопасности работающих на штабеле или около него.

    Возможность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники; циркуляцию воздушных потоков при естественной или искусственной вентиляции закрытых складов.

    Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке с подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием.

    Редко используемые грузоподъемные краны должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов, к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.

    Кран и его установка соответствуют настоящим Правилам, паспортным данным и представленной для регистрации документации а также находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу. Список использованной литературы:

    1. Инженерно-консалтинговый центр ЭкспертПРО http://expertpro96.ru/trebovaniya_pb/

    2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533

    3. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков" от 20 ноября 1997 года N 44.

    4. Приказ об утверждении "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" от 31 декабря 1999 года N 98.

    5. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников" от 25 июня 2002 года N 37.

    6. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)" от 11 июня 2003 года N 87.

    Работы с подъемными механизмами и приспособле­ниями связаны с подъемом больших тяжестей и произво­дятся в разнообразный: и зачастую в стесненных условиях и на значительной высоте. Поэтому строгое и неуклон­ное выполнение установленного порядка работы и правил тех­ники безопас­ности является основой успешного проведения работы; и предупреждения несчастные случаев.

    Большинство несчастных случаев происходит вслед­ствие нарушения установленного порядка в работе, несоб­людения правил техники безопасно­сти, плохого знания подъемного оборудования, неисправности механизмов, при­способлений и инструмента, отсутствия защитных устройств и огражде­ний у механизмов, неисправности электрообору­дования, неисправности тор­мозов у рукояток, неправиль­ной и ненадежной строповки грузов, нарушения правил сигнализации, невыполнения команды или сигнала, несоб­людения противопожарных правил, невнимательного отно­шения к работе и непорядка в одежде, захламленности и загромождения мест работы.

    Для предупреждения несчастных случаев при работе с подъемными механизмами необходимо выполнять следую­щие основные правила.

    Перед подъемом груза вес его должен быть точно опре­делен. Грузы весом до 80 кг могут перемещаться вручную, весом от 80 до 500 кг - на ко­лесах или других катучих приспособлениях, а весом больше 500 кг - только с по­мощью грузоподъемных механизмов.

    Запрещается поднимать (перемещать) механизмами грузы, примерзшие или заваленные землей или другими предметами. Исключение составляют ручные домкраты, которыми можно отрывать примерзшие или заваленные грузы.

    Все грузоподъемные механизмы и приспособления до­пускаются к работе только в исправном состоянии. Осо­бенно внимательно следует про­верять исправность тормоз­ных устройств и подъемньпх канатов. Регулярная проверка исправности механизма производится механиком не реже одного раза в 10 дней.

    При работе с грузоподъемными механизмами следует строго соблю­дать правила пользования ими и правила по технике безопасности при их эксплуатации. Последние должны: быть вывешены у каждой машины.

    Грузоподъемные механизмы и приспособления должны иметь над­писи, таблицы и бирки с указанием их грузо­подъемности.

    При пользовании грузоподъемными механизмами за­прещается:

      находиться под поднимаемым грузом;

      устранять неисправности механизма на ходу;

      производить резкое торможение;

      поднимать (перемещать) груз, вес которого превы­шает грузоподъемность механизма;

      оставлять механизм, загруженный грузом, без над­зора;

      при перерывах в работе оставлять груз на весу.

    Вопрос 14.Общие сведения об опорах мостов.

    Опоры являются важнейшей конструктивной частью мостов. Сроки со­оружения мостов в целом в значительной степени зависят от времени, затра­ченного на возведение опор, что особенно важно при восстановлении мостов, когда требуется быстрейшее возобновление прерванного движения.

    Опоры мостов подразделяются на концевые (устои) и промежуточные.

    Функциональное назначение опор - передача на грунт основания вертикальных и горизонтальных нагрузок от веса пролетных строений, верхнего строения пути железнодорожных мостов или проезжен части автодорожных мостов, подвижного состава, ветра и др.

    По материалам опоры могут быть из дерева, железобетона, металла, каменной кладки, бетона и бутобетона.

    По назначению : промежуточные опоры (быки) и устои.

    По конструкции , в зависимости от материала, промежуточные опоры могут быть массивные, плоские и пространственные.

    тело опоры - средняя по высоте часть опоры, конструкция которой и определяет ее тип;

    фундамент - нижняя часть опоры, размещенная или заделанная в грунте основания.

    По конструкции опоры могут быть классифицированы следующим образом:

    -массивные опоры - каменные, бутобетонные, бетонные (монолитные, сборно-монолитные пли сборные), в том числе с облицовкой из естественного камня или бетонных блоков.

    - свайные опоры - конструкции, состоящие из одного или нескольких рядов свай, объединенных поверху насадкой (ригелем), на которую устанавливаются пролетные строения.

    - пустотелые опоры, выполняемые из монолитного бетона или из замкнутых бетонных блоков, преимущественно, прямоугольного (реже - круглого) сечения, устанавливаемых на фундамент любого типа и объединяемых поверху железобетонной плитой сплошного сечения.

    - комбинированные опоры - имеющие нижнюю (цокольную) часть массивной конструкции и верхнюю часть стоечную (рамную) или пустотелую.