Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Твердый знак примеры. Примеры слов с разделительными мягким Ь и твердым Ъ знаками

    Твердый знак примеры. Примеры слов с разделительными мягким Ь и твердым Ъ знаками
  • Спишите. Выделите в словах приставки и подчеркните букву, которой заканчивается приставка.
  • После каких приставок пишется разделительный твёрдый знак? Перед какими буквами корня он стоит? Подчеркните их.
  • 265. Прочитайте.

        Волк ужасно разъярён -
        Съесть ежа не может он.
        Ёж, хотя он и съедобен,
        Для съеденья неудобен:
        Съёжась, выставил иголки -
        Объегорил злого волка.
        (В. Лунин)

    • Что обозначает выделенное слово? В какой речи оно чаще употребляется: разговорной или литературной?
    • Спишите. Найдите слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак и букву после него.

    266. Прочитайте.

    Фона[р"], мале[н"]кий, ру[жй"о́], [сй"э]зд.

    • Запишите слова, обозначая звуки буквами. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
    • Где в слове находится разделительный твёрдый знак? Выделите в этом слове приставку.
    • Скажите, в каких словах мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного звука, а в каких - выполняет роль разделительного мягкого знака.

    267. Прочитайте приставки и части слов. Образуйте слова с данными приставками..

    (От-, под-, раз-, с-, в-)езд, (об-, предъявил, (раз-, об-)яснил, (об-, разъединить, (с-)юлил, (с-)ёжился, (раз-)ярённый, (с-)ябедничал.

    268. Прочитайте приставки и слова. Выберите приставки, с помощью которых можно образовать от данных слов другие слова.

    269. Прочитайте слова. Произнесите их.

    • Что общего в произношении слов с разделительными твёрдым и мягким знаками?
    • Проведите опыт: представьте, что в данных словах нет ни твёрдого, ни мягкого разделительных знаков. Как надо было бы произнести эти слова? Получились ли те слова, что здесь написаны?

    270. Прочитайте. Обсудите, нужно ли на месте вопросительного знака поставить твёрдый знак и почему.

    С(?)езд, с(?)есть, с(?)варить, с(?)уметь, в(?)ехать, в(?)лить, без(?)облачный, об(?)винить, об(?)яснить.

    • Запишите только слова с разделительным твёрдым знаком.

    271. Прочитайте. Назовите сказку.

        «Мы об..ехали весь свет ;
        За морем ж..т..ё не худо ,
        В свете ж вот какое ч..до :
        Остро.. на море л..ж..т,
        Град на острове ст..ит
        С златоглавыми ц..рквами,
        С т..ремами и с..дами;
        Ел.. растёт перед дв..рцом,
        А под ней хрустал..ный дом...»
        (А. Пушкин)

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите к выделенным словам синонимы.
    • Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Подберите к нему однокоренные слова с другими приставками. Запишите их.

    272. Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

    Маленький, обез..яна; ч..тыре, под..езд; серьёзный, девочка; под..ём, гора; необ..ятный, поле; взъерошенный, в..р..бей; с..езд, учит..ля; охотник, руж..ё; с..ёжился, м..роз; объяснить, задача; под..ехать, ш..ссе; с..ёмка, фил..м.

    • Составьте словосочетания с каждой парой слов и запишите их. Если нужно, изменяйте форму слов и используйте предлоги. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

    Образец. Маленькая обезьяна, ...

    273. Прочитайте. Обратите внимание, как переносятся слова с разделительными твёрдым и мягким знаками.

    1. Кры-лья, вью-га, обезь-яна, обезья-на, льёт, фильм.
    2. Подъ-ехать, разъ-езд, объ-яснить, объяс-нить, съёжил-ся, съём-ка, съесть, въезд.
    • Какие слова с разделительными твёрдым и мягким знаками нельзя перенести с одной строки на другую?
    • Какие приставки вместе с твёрдым знаком можно оставить на одной строке при переносе?
    • Спишите слова, в которых поставлен знак переноса.
    • Обсудите, как перенести с одной строки на другую данные слова.

    Подъёмный, печенье, объезд.

    274. Прочитайте.

    1. Дружба крепка не лест..ю, а правдой и чест..ю.
    2. Чтобы рыбку с..ест.., надо в воду лезт.. .
    3. Всего света не из..ездит.. .
    4. Ужу и в пещере раздол..е, соколу и в поднебес..е тесно.
    5. Не гони коня плет..ю на под..ём в гору.
    6. Не привыкай к бездел..ю, учись рукодел..ю.
    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните:

      а) одной чертой мягкий знак - показатель мягкости согласного звука;
      б) двумя - разделительный мягкий знак;
      в) тремя - разделительный твёрдый знак.

    275. Прочитайте.

    Объявление.

    В воскресенье, 20 января, в школе открывается выставка рисунков на тему «Планете нужен мир!».

    Открытие выставки состоится в 12 часов в актовом зале школы. Приглашаются все желающие.

    Участники кружка «Юный художник».

    • Прочитайте объявление ребят. Понятно ли из объявления, кому оно предназначено? когда произойдёт событие? для чего и зачем оно организуется?
    • Спишите объявление или составьте своё объявление и запишите его.

    276. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Зимний тёплый день. На земле мя..кий снег. Куропатки ле..ко проделали в снегу норки. Туда птицы нырнули на н..члег. Ноч..ю грянул мороз. Ре..кий хол..д з..м..розил снег. Появилась сколь..кая и жёс..кая л..дяная корка снега. Утром куропатки проснулись. Хотели взл..теть - над г..л..вой кре..кий, как стекло, л..док. Как птицам д..стать пищу? В кровь разбивают о лёд свои г..ловки серые куропаточки - только бы вырваться из л..дяного колпака.

    (В. Бианки)

    • Определите тип текста. Сколько частей можно выделить в данном тексте и почему?
    • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Каждую часть записывайте с красной строки.
    • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

    277. Прочитайте.

    В..скресен..е, в..сёлое объявление, извес..ная п..еса, раз..ярённый звер.., вос..мой под..езд, об..ездная д..рога, с..ехал в овраж..к, в..южная п..года, щ..пал..ца ос..минога, с..ел пш..ничный калач..к.

    • Объясните друг другу по очереди правописание слов с пропущенными буквами.
    • Подготовьтесь писать под диктовку.

    278. Прочитайте. Можно ли назвать текстом то, что вы прочитали? Объясните свой ответ.

    Музыка затихла, а песня продолжала звучать. Скворец Лёва насвистывал новую мелодию. Он прыгал в клетке, выкрикивал известные ему слова, разговаривал и пел.

    Вот в павильон зашёл пианист. Сел за рояль и начал наигрывать мелодию. Вдруг музыкант услышал, что ему подпевают. Он оглянулся. Вокруг не было ни души. Заиграл снова, и опять зазвучал нежный голос.

    Однажды скворца привезли на телестудию. Он забился в угол клетки, нахохлился и сидел неподвижно.

    Скворец Лёва жил в зоопарке. Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки.

    (М. Родионова)

    • Составьте текст. Объясните, как вы это сделали.
    • Выпишите глаголы из составленного текста. Выделите в них приставки. Подчеркните изученные орфограммы.
    • Найдите слова на другие правила. Выпишите трудные для написания слова.
    • Подготовьтесь написать изложение данного текста по самостоятельно составленному плану. Воспользуйтесь Памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Озаглавьте свой текст.
    • Запишите заголовок и подготовленный текст.

    279. Рассмотрите рисунок.

    • Составьте по рисунку текст на одну из тем:

        Хорошо зимой!
        Как мы лепили снеговика.
        Вот так покатался!

    • Подготовьтесь рассказать составленный текст. Запишите его.

















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    УМК В.П. Канакина «Русский язык»

    Тип урока : изучение новых знаний.

    Цель урока : Формирование умения правильно писать слова с разделительным твердым знаком.

    Задачи урока :

    1) обучающие:

    • уточнить и обобщить знания учащихся об орфограмме «разделительный твердый знак»;
    • познакомить с правилом написания разделительного твердого знака в словах;
    • обогащать речь учащихся через работу с фразеологизмами;

    2) развивающие :

    • развивать умение применять изученное правило в практической деятельности;
    • формировать навык правописания слов с изученной орфограммой;
    • работать над умением осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;

    3) воспитывающие :

    • создавать условия для благоприятного сотрудничества в процессе урока;
    • формировать стойкую мотивацию к проблемно- поисковой учебной деятельности;
    • воспитывать уважение и интерес к изучению русского языка.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    • мотивировать учащихся на активное заинтересованное участие в процессе познания с использованием правил доброжелательного делового сотрудничества;
    • формировать умение объективно оценивать собственную учебную деятельность.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    Регулятивные: формировать умение управлять собственным эмоционально- волевым состоянием; удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи; производить анализ, пошаговый и итоговый контроль собственной деятельности и деятельности партнеров.

    Познавательные: учить воспринимать, анализировать, проверять, воспроизводить и применять необходимую учебную информацию; высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

    Коммуникативные : отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение; планировать и эффективно осуществлять работу в группе; представлять результаты работы с информацией.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умения находить в словах приставки и корни, дифференцировать согласные и гласные звуки, применять правило при написании слов с твердым разделительным знаком, вырабатывать навык грамотного письма.

    Планируемые результаты:

    предметные: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком, отличать слова, пишущиеся с ъ и без ъ;

    метапредметные:

    • познавательные: научатся устанавливать причинно- следственные связи, высказывать и обосновывать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
    • коммуникативные: используют навыки делового сотрудничества, культуры речи и поведения в работе над учебной задачей;
    • регулятивные: проявят умение управлять эмоционально- волевым поведением, дадут объективную оценку собственной учебной деятельности;
    • личностные: проявят уважительное отношение к мнению товарищей, интерес к изучению русского языка.

    Оборудование урока: учебник «Русский язык. 3 класс», автор В.П. Канакина: «Просвещение», 2013; электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс», автор В.П. Канакина; карточки для индивидуальной и групповой работы; «Школьные фразеологические словари» (3), автор А.В. Жуков, Астрель, 2010; конверты с заданиями для групповой работы, презентация, выполненная учителем; компьютер с необходимым программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран.

    Ход урока

    I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    – Ребята, сегодня на уроке вас ожидает много интересного. Нам предстоит отправиться в дальнюю дорогу. Перед тем, как отправиться в путь, предлагаю вам потереть ладошки. Потерли? Приложите их к своим щечкам. Чувствуете тепло? Возьмемся за руки и поделимся теплом друг с другом. И пусть на улице зима, но нас согреет тепло наших рук и сердец. А девиз нашего урока будет таким: «Путь нас дальний не страшит, дружба нас объединит!».

    Вместе с нами в путешествие отправится Вася Непоседов. (Слайд 2 ) Не удивляйтесь, что он одет не по погоде, ведь он живет в учебнике.

    В лес по заснеженной тропинке мы пойдем,
    И к новым знаниям, открытиям придем.

    II. Чистописание. Постановка темы урока.

    зъе съю дъё бъя

    – Посмотрите, на дорожке затейливые следы. (Слайд 3 ) Чем они удивительны? (Состоят из букв.)

    – Что общего в этих буквосочетаниях? (Состоят из 3-х букв.)

    – Какая буква встречается во всех буквосочетаниях? (Повторяется буква ъ.)

    – Какое из буквосочетаний отличается от остальных? Чем? (В сочетании бъя используется нижнее соединение, а в остальных- верхнее).

    – Запишите эти буквосочетания в тетрадь.

    – Какая тема урока спряталась в этих следах? Верно, тема нашего урока «Слова с разделительным твердым знаком».

    – Пока мы расшифровывали следы, Вася Непоседов оказался далеко впереди нас. И неудивительно. Ведь он сам о себе говорит: (Слайд 4)

    «Не успею приехать, спешу отъехать.
    Когда нужно выяснить, сам же не даю объяснить.
    Словно юла, норовлю все куда-нибудь съюлить.
    От мороза я не съёжился,
    Боюсь что-то важное пропустить!»

    III. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

    – Ребята, какие слова в стихотворении говорят о том, что Вася действительно непоседа? Давайте выпишем из этих высказываний глаголы, помогающие передать характер Васи. (1 учащийся работает у доски, остальные в тетрадях). (Слайд 5)

    • отъехать
    • объяснить
    • съюлить
    • съёжился

    – Озорной Вася забросал слова снежками. Посмотрите, в какую букву попали снежки? (В твердый знак.)

    – Уберем снежки. Вы правы. А что вы знаете об этой букве, чем она особенна? (ъ не обозначает звука.)

    – Ребята, а раз ъ звука не обозначает, может и необязательно его писать в слове?

    – Прочтите слова без ъ. Изменилось ли произношение и смысл слов? (Слова исказились.)

    – Догадаться вы сумели,
    Почему случилось так?
    Кто виновник? (Твердый знак.)

    Твердый знак нам нужен тоже,
    Без него писать не сможем.

    – Легко ли допустить ошибку? (Да.)

    – Значит, это орфограмма. Назовите её. (Разделительный твердый знак.) (Слайд 5).

    IV. Открытие нового знания.

    – Раскрыть секреты определения этой орфограммы помогут выписанные нами слова.

    – Найдите и выделите в словах корень и приставку.

    – Проверьте себя и выполните взаимопроверку тетрадей с товарищем. Представитель группы лучше других справившейся с заданием (правильно и быстрее других) выделяет корень и приставку в словах на доске. (Слайд 6)

    – Какое место занимает в каждом из слов ъ? (Стоит между приставкой и корнем).

    – После каких приставок пишется ъ? На какую букву, гласную или согласную, заканчиваются эти приставки? (Твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную.) Подчеркните согласные.

    – Перед какими буквами корня стоит разделительный ъ? (Разделительный ъ стоит в словах перед гласными буквами е, ё, ю, я.) Подчеркните их.

    – Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется разделительный твердый знак?

    – А теперь проверим свои предположения по учебнику.

    V. Работа над теоретическим материалом (правилом в учебнике).

    – Откройте учебник на с. 134. Прочтите правило.

    – Верно ли мы сформулировали правило о написании ъ? (Верно.)

    – Прочитайте правило еще раз и повторите про себя, воспользовавшись данной схемой. (Слайд 7)

    – Расскажите правило соседу по парте.

    VI. Целеполагание.

    – Ребята, сформулируйте, какова же будет главная цель нашего урока. (Научиться писать слова с разделительным твердым знаком.)

    Физкультминутка (Слайд 8)

    Мы пришли зимою в лес.
    Полный сказок и чудес,
    Тихо берёзы ветвями шумят.
    Мирно пушистые ёлочки спят.

    По тропинке зайка проскакал,
    От лисы трусишка убежал.
    Снежинки в небе кружатся
    И тихо на землю ложатся.

    Ой! Слышите страшное рычание?
    Это не серый ли волк здесь рыщет?
    Какую добычу он ищет?
    Садимся за парты все в раз,
    Не найдет теперь он нас.

    VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    – Ребята, узнаем, что разозлило волка из упражнения 265, стр. 135.. (Чтение про себя). -Подготовьте выразительное чтение стихотворения. (Читает учащийся.)

    – Почему волк страшно разъярен? (Он не может съесть ежа).

    – Прочь, злодей, ежа не трогай!
    Мы ежонку – на подмогу!

    – Ребята, прочитайте 2-ую часть задания к упражнению. (Учащиеся читают хором.) Выполните, соблюдая инструкцию. (Учащиеся самостоятельно списывают упражнение, находят слова с разделительным твердым знаком, выделяют в них приставки, подчеркивают твердый знак и букву после него.)

    Волк ужасно разъярён –
    Съесть ежа не может он.
    Ёж, хотя он и съедобен,
    Для съеденья неудобен:
    Съёжась, выставил иголки –
    Объегорил злого волка.

    – Назовите однокоренные слова.. (Съесть, съедобен, съеденья.)

    – Проверьте свою работу по эталону. (Слайд 9)

    VIII. Работа над развитием речи. Самостоятельная работа в группах.

    – Какой частью речи является выделенное слово? (Это глагол.) В какой речи он чаще употребляется: разговорной или литературной? (Чаще в разговорной речи.)

    – Поясните смысл этого слова, заменив его другими глаголами.

    – Верно. Объегорить - означает кого-то обмануть, обхитрить. Присмотритесь к слову и скажите, как же звали самого хитрого человека? (Егор.)

    – Действительно, когда-то Егор был самым хитрым, и люди стали говорить про человека, поступающего так же, как Егор - «объегорил».

    – А вот и наш Вася, да прямо к волку: (Слайд 10)

    «Ты что, волк, белены объелся ? Ну, ладно, я на улаживании конфликтов собаку съел . Проси, серый, у ежа прощения! Подружитесь так, что вас и водой не разольешь !

    – Как называются выделенные выражения? (Это фразеологизмы).

    – Хотите попробовать себя в роли языковедов? Тогда вооружитесь фразеологическими словарями. 1-ая группа выяснит и представит значение фразеологизма белены объелся, 2-ая группа пояснит фразеологизм собаку съел, а3-ая группарасскажет о фразеологизме водой не разольешь. Работайте в группах, согласно алгоритму на листочках:

    1. Выберите консультанта.
    2. Познакомьтесь со статьей в словаре.
    3. Обсудите в группе, что означает данное устойчивое выражение.
    4. Выберите спикера представить рассказ о фразеологизме.

    Работая в группе, помните главное: (Слайд 11). (Учащиеся читают правило.)

    (Выступление спикеров групп. Запись фразеологизмов в тетради.)

    – В каком из выражений глагол отличается от других? Чем? (В фразеологизме водой не разольешь глагол пишется не с твердым, а с мягким разделительным знаком.)

    – Почему в нем нужно писать не твердый разделительный знак, а мягкий? (Так как разделение звуков происходит не между приставкой и корнем.)

    IX. Включение новых знаний в систему знаний и повторение..

    – Ребята, давайте выясним, насколько хорошо мы уяснили, когда в словах пишется ъ. в каких словах на месте вопросительного знака следует писать ъ. Кто возьмет на себя роль эксперта? (Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают только слова с ъ, эксперт каждый раз проверяет работу, параллельно слова записываются в тетради.)

    (Учащиеся достают карточку со словами: об?ём, стул?я, про?езд, крыль?я, с?ел, об?едки, со?бирают, мурав?и, под?ёмный, с? ехал, сем?я, об?явил., с?езд, ноч?ю, из?явил.

    – Хорошо в зимнем лесу. Сорока, лесная вещунья, принесла нам какую-то новость. Откройте конверты, «соберите» и прочтите послание. (Учащиеся в группах собирают «деформированное» предложение. Группа, выполнившая задание первой, зачитывает предложение: «Лоси у подъема на гору ждут вашей помощи».

    – Ребята, я, кажется, знаю, где находятся лоси. Откройте электронное приложение к учебнику. Оказывается, лоси тоже путешествуют. Прочтите, какое задание нужно выполнить, чтобы их воздушные шары поднялись в воздух? (Выполняют задание на нетбуках)

    – Давайте же расположим мешочки со словами так, чтобы слева находились только слова с твердым разделительным знаком, а справа без ъ.

    X. Проверочная тестовая работа с самопроверкой по эталону.

    – Подъем в гору – дело непростое. Но знания и упорство помогут нам..

    Возьмите карточку-тест, выберите правильный ответ на каждый из вопросов.

    После какой части слова пишется «ъ»?

    а) после приставки
    б) после корня
    в) после суффикса

    После каких приставок пишется «ъ»?

    а) после всех приставок
    б) после приставок, оканчивающихся гласной буквой
    в) после приставок, оканчивающихся на согласную букву

    Перед какими буквами пишется Ъ?

    а) а, у, ы, э
    б) е, ё, ю, я
    в) о, е, у, ю

    Проверьте себя по эталону на слайде. Снежинки покажут верные ответы. (Слайд 12)

    – Молодцы! Уверена, теперь вы справитесь с написанием слов с разделительным твердым знаком.

    XI. Рефлексия.

    – Вот мы и на вершине. Сказочно красив зимний лес, но нам пора возвращаться.

    – Даже Вася Непоседов, тоже немало с нами потрудившись, понял очень важную истину. Дорисовав недостающие элементы в записи, вы сможете её прочесть. (Слайд 13)

    (Учащиеся добавляя цветным карандашом недостающие в каждом элементе линии, получают буквы и читают русскую пословицу: «Всего света не изъездить»).

    – Скажите, а что помогло нам успешно совершить наше путешествие? (Наша дружная работа, знания, упорство, старательность…)

    – Давайте вспомним, с каким девизом мы отправились в путешествие. («Путь нас дальний не страшит, дружба нас объединит!») (Слайд14)

    – Какое отношение имеет девиз к теме урока? (Содержит слово с разделительным твердым знаком.)

    – Какую учебную цель вы ставили в начале урока? (Научиться писать слова с разделительным твердым знаком.)

    – Как вы считаете, достигнута ли поставленная цель?

    – Кто доволен своей работой на уроке, прикрепите на горку улыбающийся смайлик, кто не совсем доволен собой, серьезный смайлик, а грустный смайлик выберет тот, кто не удовлетворен собой. (Прикрепляют к горе на доске выбранные смайлики, при этом высота прикрепления на горке смайлика, дополнительно информирует учителя о самооценке учащегося).

    XII. Домашнее задание.

    (Слайд 15)

    – Давайте же определим маршрут спуска с горы. Два друга-, опытные лыжники, советуют ответственно подойти к выбору спуска. Каждому из вас предоставляется выбрать домашнее задание в соответствии со своими возможностями.

    1. Те, ребята, кому по плечу скатиться с самой высокой горы, сочинит сказку о разделительном твердом знаке. Не забудьте «сдобрить» сказку словами с твердым знаком!
    2. Горка пониже покорится тем ребятам, кто выполнит в тетради с печатной основой упражнение 189, вставив пропущенные буквы и слова.
    3. А тем, кто пока не готов штурмовать крутые спуски, предстоит вставить, где нужно, ъ в словах на месте вопросительных знаков в рассказе лыжников.

    Мы с товарищем вдвоём
    Шли на лыжах на под?ём,
    А потом с горы с?пускались,
    Раз?езжались и с?езжались,
    Об?езжали все пеньки,
    До?езжали до реки.
    А от речки от?езжали,
    Снова к горке под?езжали,
    Снова лезли на под?ём,
    Чтобы с?ехать вниз потом.

    – Всем желаю олимпийского упорства и выдержки.

    – Ну вот, мы снова в своем классе. Благодарю всех за урок и желаю вам новых интересных путешествий и открытий в изучении русского языка! (Слайд 16)

    Цель: формировать навыки правописания слов с разделитель­ным твёрдым знаком.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Прочитайте текст.

    Как вы его озаглавили?

    Назовите слова с приставками и слова с предлогами.

    III. Актуализация знаний

    1. Индивидуальная работа

    Спишите. Разберите слова по составу. Перелесок, подставка, подружка.

    Выпишите из текста слова и распределите их в два столбика: 1) с приставками; 2) с предлогами. Подчеркните предло­ги, выделите приставки. Выпишите отдельно слова, перед которыми не может быть предлогов. На какой вопрос они отвечают?

    (По)стволу дерева можно сказать, где оно росло - (в)лесу или (на) поляне. Если дерево растёт (на)поляне, его ветви тянутся (во)все стороны и ствол (у)такого дерева толще. А (в)лесу деревья (за)щищают друг друга (от) ветра. Стволы (у)них ровные, стройные.

    2. Фронтальная работа

    Замените одним словом, запишите.

    Снежная буря (вьюга).

    Домики для пчёл (ульи).

    Мать, отец, дети (семья).

    - Что общего в правописании этих слов?

    Почему в этих словах написали разделительный мягкий знак?

    Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

    Запишите два слова с разделительным мягким знаком.

    IV. Самоопределение к деятельности

    Прочитайте слова.

    Сёмка, об..явление, об..езд.

    Какая буква пропущена в словах?

    Сформулируйте тему урока.

    V. Работа по теме урока

    1. Грамматическая сказка

    Сказка о разделительных твёрдом и мягкомзнаках

    Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе. Однажды Незнайкин писал диктант.

    «Сел кашу, пю воду, веду сёмку, забить коля», - старательно выво­дил, он.

    Ой, ой, ой! - испугались неправильно написанные слова. - В та­ком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!

    А что с вами случилось? - удивился Незнайкин.

    Ничего-то ты не знаешь! - горевали буквы е, ё, ю, я. - В этих сло­нах мы обозначаем по два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твёрдого знака, который ставится перед нами после приста­вок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.

    Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук: [э], [о], [у], [а], и читают сел, пю, сёмку, коля вместо съел, пью, съёмку, колья]

    Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и по­ставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

    2. Наблюдения над правописанием слов с разделительным твёр­дым знаком

    Образуйте имена существительные с корнем -езд-, исполь­зуя приставки вы-, пере-, про-, за-, и запишите их. Пристав­ки выделите.

    А теперь с этим же корнем образуйте слова, используя при­ставки с-, об-, в-, под-, и запишите их. Приставки выделите.

    Почему в этих словах вы написали разделительный твёрдый знак?

    На какие буквы заканчиваются приставки?

    Образуйте слова при помощи приставок от корней -ёж-, -ед-, -ясн- и запишите их. (Съёжился, съедобный, объяснить.)

    Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак?

    2. Работа по учебнику

    Упр. 264 (с. 134).

    Назовите приставки в словах. На какие буквы заканчива­ются приставки?

    После каких приставок пишется разделительный твёрдый знак? (После приставок, которые оканчиваются на согласный.)

    - Перед какими буквами он стоит?

    Прочитайте ниже сведения о языке.

    Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расска­жите правило соседу по парте.

    VI. Физкультминутка

    VII. Продолжение работы по теме урока

    Работа по учебнику

    Упр. 265 (с. 135).

    Прочитайте стихотворение.

    Что значит объегорил! (Обманул.)

    Выполните письменные задания к упражнению.

    Назовите слова с разделительным твёрдым знаком. Назо­вите приставки в словах и буквы, перед которыми написан разделительный твёрдый знак.

    Упр. 267 (с. 135).

    (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

    Прочитайте сведения о языке на с. 136.

    VIII. Рефлексия

    Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком.

    Всё вокруг объято страхом -

    Разъярённый людоед

    Объявил, что съест сегодня

    Замечательный обед.

    В сверхъестественной тревоге

    Всё зверьё уносит ноги.

    Даже несъедобный ёжик

    Съёжился от страха тоже.

    Разъярённый людоед

    Мигом съел мешок конфет,

    Закусил печеньем плотно.

    Он отъявленный злодей,

    Но совсем не ест людей

    И не трогает животных.

    С. Бондаренко

    Когда пишется разделительный твёрдый знак?

    Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак?

    IX. Подведение итогов урока

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Домашнее задание

      Разделительный мягкий знак: вьюга, бьтся, воробьи и т.д. Разделительный твердый знак: подъезд, въезжать, объект и т.д. В русском языке Ъ - только разделительный, а вот Ь может обозначать еще и повелительное наклонение глагола (поешь), и 2 лицо единственного числа (видишь).

      Разделительный мягкий знак присутствует в таких словах:

    • Вьюга, деревья, угольки,
    • Огоньки, коньки, перья,
    • Приморье, бульон, яблонька,
    • Большой, больница, возьми,
    • Седьмой, восьмой, скользит,
    • Беречься, стекольщик, письмо,
    • Почтальон, медальон, шампиньон,
    • Семья, бриться, видишься,
    • Отрежьте, альбатрос, альтернатива,
    • Фельдмаршал, пьедестал, бильярд.
    • Разделительный твердый знак присутствует в таких словах:

    • Объявление, адъютант, разъезд,
    • Объезд, объем, разъяснение,
    • Подъезд, объяснить, подъехать,
    • Съедобный, съежились, съел,
    • Съемка, необъятный, подъем,
    • Конъюнктивит, трансъевропейский, субъект,
    • Дизъюнкция, инъекция, четырхъярусный,
    • Сверхъестественный, отъезд, предъявить,
    • Панъевропейский, межъярусный, контръярус,
    • Отъявленный, разъяснил, разъединить.
    • Итого: 60 таких слов.

      Примеры слов с разделительными Ь (мягким знаком): колье, поместье, бульон, медальон, крестьянин, воробьи, соловьи, вьют.

      Примеры слов с разделительными Ъ (твердым знаком): предъявить, объявить, подъезд, съезд, двухъярусный, адъютант, изъявить, предъявить, въезд, съел.

      Примеры слов с разделительными мягким знаком:

      Сосулька, деревья, компьютер, печенье, жилье, здоровье, веселье, батальон, павильон, вьет, шьет, медальон, стекольный, листья, вьюнок, вьющийся

      Примеры слов с разделительными твердым знаком:

      Подъезд, съезд, сверхъестественный, разъяренный, съесть, съябедничать, съемный, разъемный, разъем, съехаться, объявление, объявить, изъян

      При должной практике, можно быстро и безошибочно определять в каких случая необходимо писать Ь или Ъ.

      Разделительный мягкий знак может быть в корне слова: компьютер, вьюнок, подьячий, пьедестал, бурьян, каньон, бульон,

      между корнем и суффиксом слова: соловьиное пение, воробьиный хвост,

      между суффиксом и окончанием слова: лягушачья кожа, волчьего логова,

      Разделительный твердый знак, как правило, пишется после русских приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед корнем с начальными буквами е, ю, я: подъезд, съжился, предъюбилейный, отъявленный.

      Этот знак разделяет корни в сложных словах с начальными "двух-, трех- четырех-" при условии, что второй корень опять-таки начинается с букв "е, ю, я": трехъязычный, двухъярусный, четырехъярдовый.

      В иноязычных словах с элементами аб-, ад-, ин-, интер-, кон-, контр-,суб-, транс- напишем Ъ:

      субъект, инъекция, дизъюнкция, адъюнкт, конъектура.

      Разделительный твердый знак пишется в словах перед гласными е, ю, я в случаях после приставки - съездить, разъярил, съежился, объяснить, объездной, съел. Также в сложных словах, после слоа двух - трех. Например, трехъярусный, двухъэтажный, двухъжелтковое (яйцо) и т. д.

      Написание разделительного мягкого знака отличается тем, что писать его нужно не после приставки, а может даже входить в корень. Например, ожерелье, соловьи, колье, волчьи, печенье, платье, льет, пьет, бьет и т. д.

      Мягкий знак пишется как разделительный в середине слова или как смягчающий в конце (мышь, тишь, дичь, дочь, лось, гвоздь), приведем примеры разделительного:

      веселье, статьи, клочья, сучья, ничья, тряпье.

      Теперь примеры разделительного твердого знака:

      Подъезд, разъезд, въезд, объел, объявление, изъян.

      Разделительный мягкий знак (Ь), например, в словах: пьет, рьяно, Вьетнам, вьюга, Ньютон, Нью-Йорк, пасьянс, Обь,

      разделительный твердый знак в словах (Ъ): объявление, разъединение, съехали, подъезд, конъюктура, конъюктивит, объект.

      Мягкий знак между двумя согласными. Разделяет согласные буквы

      письмо, больница, косьба, резьба.

      мягкий знак разделяет согласную и гласную буквы

      варенье, до свиданья.

      твердый знак разделяет согласную и гласную буквы

      объявление, необъятный.

      Много слов. В любом тексте найдется пара слов с мягким или твердым знаками.

      Разделительный "ь" мягкий знак: банька, вьюга, бульон, почтальон, бульон, лосьон, вьюга, семья, пьеса.

      Разделительный "ъ" твердый знак: объем, инъекция, адъютант, изъян, подъезд, межъязыковой, подъем, двухъярусный.