Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Учет операций по получению и расходованию грантов рффи. Выплаты из средств гранта. Возможности программного обеспечения Списание затрат по гранту рффи

    Учет операций по получению и расходованию грантов рффи. Выплаты из средств гранта. Возможности программного обеспечения Списание затрат по гранту рффи

    Научный коллектив автономного учреждения (Университета) выиграл грант Российского фонда фундаментальных исследований (далее - РФФИ). Между РФФИ, грантополучателем (физическим лицом – работником Руководителем группы) и Организацией (Университетом) заключен трехсторонний договор. По условиям договора грант перечисляется на счет Университета, открытого в Федеральном Казначействе, с которого по поручению грантополучателя осуществляются выплаты денежных средств в соответствии с перечнем допустимых расходов по грантам РФФИ (в том числе выплаты компенсации трудозатрат грантополучателя, оборудование, содержание). Согласно указанному договору между Университетом и грантополучателем трудовых отношений в связи с выполнением проекта, финансируемого за счет гранта, не возникает. По какой статье КОСГУ и КВР производить выплату компенсации трудозатрат получателя гранта? На приобретение оборудования? На содержание (электроэнергия, газ, вода)?

    Ответ

    По трехстороннему соглашению с РНФ учреждение является посредником.

    Для учреждения грант – это средства во временном распоряжении.

    Перечисление учреждением средств гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, для исполнения которого получен грант, в том числе компенсации трудозатрат грантополучателя, оборудование, содержание, отражайте по статье КОСГУ 610 «Выбытие со счетов бюджетов».

    При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов в аналитических регистрах учета.

    Об этом сказано в письмах Минфина России от 1 июля 2016 № 02-06-10/38856, от 25 января 2016 № 02-07-10/2899.

    Обоснование
    Как бюджетному (автономному) учреждению отразить в бухучете поступление грантов в форме субсидий

    Гранты отражайте по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы» (раздел V указаний, утв. приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н, письмо Минфина от 30.08.2013 № 02-13-09/35843).

    Гранты от других организаций учитывайте как поступления от платной деятельности по КФО 2 . Если учреждению перечислен грант, который выиграли сотрудники, отразите его по КФО 3 «Средства во временном распоряжении». Например, это гранты РФФИ (письмо Минфина от 16.10.2015 № 02-07-10/59926).*

    Учреждение может выиграть грант в конкурсе, который проводят органы власти. В таком случае грант могут довести как целевую субсидию – по соглашению. Тогда учет ведите по КФО 5 «Субсидии на иные цели» в порядке, аналогичном порядку для целевых субсидий.

    Нужно ли начислить обязательные страховые взносы на выплату сотруднику средств из гранта РФФИ. Грант выиграл сотрудник. Между сотрудником, учреждением и РФФИ заключен трехсторонний договор

    Да, нужно с части гранта, которую выплачиваете сотруднику как компенсацию его трудозатрат (средства на личное потребление).

    В рассматриваемой ситуации между Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), грантополучателем и учреждением, в котором грантополучатель работает, заключено трехстороннее соглашение. Такое соглашение – это гражданско-правовой договор (ст. 420 ГК).

    По договору сотрудник получает грант от РФФИ и проводит исследования по научному проекту. А учреждение содействует реализации этого проекта и по поручению сотрудника проводит расходы за счет средств гранта. Использовать деньги гранта можно только по Перечню расходов, который предусмотрен в договоре.

    В перечень допускаемых расходов включают затраты на:

     личное потребление получателя гранта – вознаграждение за труд и компенсация расходов. Например, на питание во время экспедиций и полевых исследований;

     поездки за пределы населенного пункта, в котором живет грантополучатель;

     пересылку почтовых отправлений;

     сопутствующие работы и услуги (услуги переводчика, редакционно-издательские услуги, опытно-технологические работы и др.);

     покупку приборов, оборудования, медикаментов, расходных материалов и др.

    Также обычно в Перечень добавляют условие, что в состав расходов гранта могут быть включены все предусмотренные законодательством налоги и обязательные платежи.

    Страховые взносы начисляют на вознаграждения, которые учреждение выплачивает сотрудникам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК). Закрытый перечень выплат, которые не облагают страховыми взносами, приведен в статье 422 Налогового кодекса. Выплата денег на личное потребление сотруднику-грантополучателю из гранта в этом перечне не приведена. Значит, на нее нужно начислить страховые взносы. Причем эта обязанность лежит на учреждении, которое выплачивает деньги.

    Такие разъяснения приведены в письмах Минфина от 05.04.2017 № 03-15-06/20178, № 03-15-06/20103, от 03.04.2017 № 03-15-06/19483.

    Взносы на страхование от несчастных случаев на вознаграждение за счет гранта начислите, так как грантополучатель – сотрудник учреждения, с которым заключен трудовой договор (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

    Совет: если готовы судиться, не уплачивайте страховые взносы с суммы вознаграждения сотруднику за счет гранта. Некоторые суды признают, что в данном случае объект обложения взносами не возникает.

    Страховые взносы начисляют на вознаграждения, которые учреждение платит сотрудникам по трудовым и гражданско-правовым договорам. В базу включают только те суммы, которые начислил сам плательщик взносов. Исключение – выплаты из статьи 422 Налогового кодекса. Это установлено в пункте 1 статьи 420, пункте 1 статьи 421 Налогового кодекса.

    По трехстороннему соглашению с сотрудником и РФФИ учреждение – посредник.

    Трудовые отношения между учреждением и грантополучателем в связи с выполнением проекта по соглашению не возникают. Для учреждения грант – это средства во временном распоряжении. Зарплату или вознаграждениесотруднику за работы по проекту учреждение не начисляет, а выдает деньги по требованию грантополучателя (письма Минфина от 01.07.2016 № 02-06-10/38856, от 25.01.2016 № 02-07-10/2899). То, что между грантополучателем и учреждением заключен трудовой договор, не означает, что все выплаты в пользу сотрудника являются оплатой его труда. Поэтому платить страховые взносы с сумм, которые выплачиваете сотрудникам из средств гранта, не надо.

    К такому выводу приходят и судьи (см., например, определение Верховного суда от 18.08.2016 № 306-КГ16-10328, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.02.2017 № Ф07-41/2017, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 № 17АП-14081/2016). Решения приняты по Закону № 212-ФЗ, который утратил силу. В 2017 году администрирование страховых взносов перешло к налоговым инспекциям. Несмотря на это, объект обложения и база, с которой начисляют страховые взносы, не изменились. Поэтому есть вероятность, что судьи будут принимать аналогичные решения.

    Обратите внимание: если у учреждения нет трудовых или гражданско-правовых отношений с грантополучателем, платить страховые взносы и взносы от несчастных случаев и профзаболеваний не нужно. На это указал Минфин в письме от 05.04.2017 № 03-15-06/20178, № 03-15-06/20103.

    Бухучет 1

    Деньги гранта не являются имуществом учреждения, их учитывают как средства во временном распоряжении. Поэтому в бухучете проводки по начислению страховых взносов на выплаты за счет гранта делать не нужно.

    Специалисты Минфина предложили вести учет страховых взносов с грантов на забалансовых счетах. Для этого введите дополнительный забалансовый счет, например, 40СВ «Страховые взносы, начисленные на гранты». Этот вариант учета и новый забалансовый счет закрепите в учетной политике.

    Об этом сказано в письмах Минфина от 07.08.2016 № 02-07-10/48337, от 01.07.2016 № 02-06-10/38856, от 25.01.2016 № 02-07-10/2899.*

    В учете автономных учреждений:

    В бухучете поступление средств гранта во временное распоряжение и страховые взносы отразите проводками:

    Содержание операции Дебет счета Кредит счета
    1. Поступил грант от РФФИ 3.201.11.000 <3>
    одновременно увеличение забалансового счета 17 <4>
    (код аналитики 510, КОСГУ 510)
    3.304.01.000
    2. Страховые взносы перечислены в бюджет (с суммы средств на личное потребление грантополучателя)* 3.304.01.000 3.201.11.000 <3>
    одновременно увеличение забалансового счета 18 <4> (код аналитики 610, КОСГУ 610)

    <3> Счет 201.21 применяйте, если учреждение обслуживается в банке.

    <4> Применять или нет забалансовые счета, когда поступают средства во временное распоряжение, учреждение решает самостоятельно.

    Такой порядок приведен в пунктах 163, 164 Инструкции № 183н, пунктах 365, 367 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

    Из письма Минфина России от 25.01.2016 № 02-07-10/2899

    [О порядке отражения в учете грантов Российского фонда фундаментальных исследований, предоставленных физическим лицам по трехсторонним соглашениям]

    «Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел по компетенции письмо по вопросу порядка отражения в учете грантов Российского фонда фундаментальных исследований (далее - РФФИ), предоставленных физическим лицам по трехсторонним соглашениям, и сообщает.
    В случаях, если в соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми грантодателями, в том числе РФФИ, с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении, в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.*
    Отражение в учете операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения отражаются по кредиту счета 330401730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и дебету счета 320111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства".
    Осуществление перечислений (выплат из кассы) учреждением средств гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, для исполнения которого получен грант, отражается по дебету счета 330401830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и кредиту счетов 320111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 320134610 "Выбытия средств из кассы учреждения". При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.*
    Указанные операции в силу положений пункта 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н, в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф.0503737) не отражаются.
    В соответствии с положениями раздела V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания 65н), классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

    Принимая во внимание характер средств (грантополучателями - являются физические лица), по своей экономической сущности вышеуказанные выплаты не являются расходами учреждения.
    В соответствии с положениями раздела V Указаний 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") классификации операций сектора государственного управления. Направление средств на компенсацию затрат учреждения на выполнение научного проекта, в случаях, предусмотренных условиями договора о предоставлении гранта, отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)".*
    Вопросы начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.»

    Письмо Минфина России от 16.10.2015 № 02-07-10/59926
    [Бюджетный учет: порядок отражения в учете грантов Российского фонда фундаментальных исследований, предоставленных физическим лицам]

    «Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу порядка отражения в учете грантов Российского фонда фундаментальных исследований (далее - РФФИ), предоставленных физическим лицам, и сообщает.
    В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
    Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее.
    В случаях если в соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми РФФИ с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении, в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.
    Отражение в учете операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения отражается по кредиту счета 330401730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и дебету счетов 320111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства".
    Осуществление перечислений (выплат из кассы) учреждением средств гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, для исполнения которого получен грант, отражается по дебету счета 330401830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и кредиту счетов 320111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 320134610 "Выбытия средств из кассы учреждения". При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.
    Указанные операции в силу положений пункта 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н, в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф.0503737) не отражаются.

    В соответствии с положениями раздела V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н), классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
    Принимая во внимание характер средств (грантополучателями являются физические лица), по своей экономической сущности вышеуказанные выплаты не являются расходами учреждения.
    В соответствии с положениями раздела V Указаний № 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") классификации операций сектора государственного управления. Направление средств на компенсацию затрат учреждения на выполнение научного проекта в случаях, предусмотренных условиями договора о предоставлении гранта, отражается по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)".*
    Вопрос начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.»

    Покупка оборудования за счет гранта

    На счет учреждения поступил грант от Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), грантополучателем является сотрудник. Как отразить в бухучете приобретение оборудования за счет гранта?

    Ответ. Грант учтите как средства во временном распоряжении. Покупку оборудования за счет гранта по поручению грантополучателя в бухучете отразите проводкой:

    * Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 610).*

    Дополнительно по теме

    Затраты на покупку оборудования в этой ситуации не будут расходами учреждения. Операции, которые приводят к уменьшению средств и не относятся к расходам учреждения, в том числе выбытие денежных средств во временное распоряжение, в бухгалтерском учете отражаются с применением статьи 610 «Выбытие со счетов бюджетов».

    В Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) данные операции не отражают.*

    Чиновники рассказали, как отражать в учете гранты от фондов

    Если фонд выделил грант физическому лицу, а деньги по соглашению зачислили на лицевой счет учреждения, их следует отразить как средства во временном распоряжении по коду вида финансового обеспечения (КФО) 3. Это связано с тем, что средства гранта не являются доходами учреждения.

    Бухгалтер должен сделать в учете следующие записи:

    * Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 КФО 3/ 00 00 00000 00000 510 / 510 (КОСГУ).

    ** Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 КФО 3 / 00 00 00000 00000 610 / 610 (КОСГУ).

    Учреждение при формировании своей учетной политики может предусмотреть, что учет средств по грантам ведут в аналитических регистрах учета по поступлениям и выбытиям (в том числе по видам выплат).

    "Советник в сфере образования", 2012, N 3

    Что такое гранты? В каких случаях суммы полученных грантов не включаются в облагаемую НДФЛ базу? Какие разъяснения дают по этому вопросу специалисты финансового и налогового ведомств? И как вернуть налог, если он был удержан учреждением неправомерно? Обо всем этом читайте в статье.

    Гранты

    По своей сути гранты представляют собой денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных программ, мероприятий, исследований и т.д. на условиях, предусмотренных грантодателями. Такое определение дано, например, в ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

    Гранты учреждаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами, например:

    • для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук - Указом Президента РФ от 09.02.2009 N 146, Постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 N 260;
    • для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, - Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 220;
    • для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства - Указом Президента РФ от 01.07.1996 N 1010, Постановлением Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 и др.

    Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются в соответствии с разработанными ими положениями.

    Льгота по НДФЛ в части выплат за счет грантов

    В случае получения гранта физическим лицом возникает вопрос: надо ли удерживать учреждению-работодателю НДФЛ с выплат в пользу физических лиц из средств гранта?

    По общему правилу НДФЛ начисляется со всех доходов физических лиц, полученных в денежной или натуральной форме, а также с доходов в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).

    Однако в п. 6 ст. 217 НК РФ с 1 января 2008 г. были прописаны исключения. В частности, указано, что освобождены от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

    Перечень международных и иностранных организаций, при получении грантов от которых можно не взимать НДФЛ с физических лиц, а также не учитывать поступления в доходах российских организаций - получателей грантов, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.

    В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 585, и в него включены :

    1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
    2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
    3. Комиссия европейских сообществ.
    4. Совет государств Балтийского моря.
    5. Совет Министров Северных стран.
    6. Международное агентство по атомной энергии.
    7. Организация Черноморского экономического сотрудничества.
    8. Программа ООН по окружающей среде.
    9. Программа развития ООН.
    10. Детский фонд ООН.
    11. Фонд "Евримаж" при Совете Европы.
    12. Объединенный институт ядерных исследований.
    13. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств.

    Перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602. В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2012 N 216 и содержит следующие организации :

    1. Благотворительный фонд "Благое дело", г. Нижний Новгород.
    2. Благотворительный фонд "Милосердие", г. Москва.
    3. Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва.
    4. Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", г. Москва.
    5. Некоммерческая благотворительная организация "Благотворительный фонд В. Потанина", г. Москва.
    6. Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва.
    7. Некоммерческая организация "Российский фонд культуры", г. Москва.
    8. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)", г. Норильск.
    9. Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва.
    10. Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва.
    11. Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва.
    12. Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия", г. Москва.
    13. Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург.
    14. Фонд поддержки российского учительства, г. Москва.
    15. Фонд наследия Егора Гайдара, г. Москва.
    16. Международный Фонд Технологий и Инвестиций, г. Москва.
    17. Фонд инновационных научно-образовательных программ "Современное естествознание", г. Москва.
    18. Фонд "Русский мир", г. Москва.
    19. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт", г. Москва.

    В Письме Минфина России от 30.09.2010 N 03-04-05/9-575 отмечено, что выплаты в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 N 602, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

    Бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений, получающим гранты, необходимо следить за изменениями законодательства. Перечни организаций могут дополняться. При этом обратная сила соответствующих положений, как правило, не предусмотрена.

    Например , Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) был включен в Перечень организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602.

    Финансовая поддержка осуществляется РФФИ на основании Соглашения между РФФИ и организацией, обслуживающей проект в соответствии с Правилами организации и проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ (утв. Решением Совета РФФИ от 12.03.2008; далее - Правила). Пунктом 2.1.3 Правил определено, что средства для выполнения поддержанного РФФИ проекта выделяются им в виде гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели, предусмотренные проектом. При этом руководитель проекта имеет право расходовать средства гранта на основании утвержденной РФФИ сметы расходов и нормативных документов РФФИ. В силу п. 2.5.2 Правил обеспечение выполнения проекта в соответствии с заявленными программой и сроками является обязанностью руководителя проекта. Организация соблюдает порядок финансово-хозяйственного и технического обслуживания выполнения конкурсных проектов (п. 2.7 Правил). Средства, поступающие на лицевой счет учреждения от РФФИ, могут использоваться учреждением на цели компенсации организационно-технических расходов на обслуживание проектов в размере не более 15% из каждой поступающей суммы по согласованию с руководителями проектов.

    Из Правил следует, что получателями грантов являются физические лица - руководитель конкурсного проекта и исполнители проекта. Средства, выплачиваемые учреждениями из сумм грантов руководителям проектов и по их распоряжению научным работникам (соисполнителям грантов), принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц. Однако бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений в ряде случаев по-прежнему облагают выплаты этим работникам НДФЛ.

    Отметим, что Минфин России в многочисленных письмах говорил об освобождении от налогообложения НДФЛ средств, выплачиваемых из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам, принимающим участие в проектах РФФИ, со дня включения его в Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602. В частности, такая позиция выражена в Письмах от 03.03.2010 N 03-04-06/9-20, от 15.03.2010 N 03-04-06/9-34, от 04.05.2010 N 03-04-05/9-249, от 20.09.2010 N 03-04-05/9-561, от 28.12.2010 N 03-04-05/9-757, от 22.03.2011 N 03-04-06/9-53, от 11.04.2011 N 03-04-06/8-86, от 03.05.2011 N 10116-1429/95.

    ФНС России также подтверждала, что средства, выплачиваемые из сумм грантов работникам таких учреждений, освобождаются от налогообложения НДФЛ согласно п. 6 ст. 217 НК РФ при условии, что такие сотрудники признаются получателями грантов и расходование средств гранта соответствует его целевому назначению (Письма от 20.05.2010 N ШС-37-3/2033@, от 23.07.2010 N ШС-37-3/7312@, от 28.12.2010 N 03-04-05/9-757, от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@). При этом в Письме от 20.05.2010 N ШС-37-3/2033@ ФНС России указала, что льгота применяется к выплатам как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам .

    Российская академия наук даже издавала по этому вопросу специальное Письмо от 03.05.2011 N 10116-1429/95.

    В то же время следует различать выплаты научным работникам, принимающим участие в проектах организаций, поименованных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 602, и выплаты сотрудникам, которые не относятся к указанной категории лиц. Например , в Письме от 28.01.2011 N 03-04-06/9-11 Минфин России указал, что вознаграждение за счет средств гранта, выплачиваемое штатным сотрудникам института из числа административно-управленческого, инженерно-технического персонала, не являющимся исполнителями проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), обеспечивающим организационно-финансовое и техническое сопровождение проектов, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. А РГНФ также включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 602, наряду с РФФИ.

    Возврат излишне удержанного налога

    Если бухгалтер ошибся и удерживал НДФЛ с выплат, осуществленных за счет грантов, неправомерно, налог работникам нужно вернуть.

    В Письме ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@ отмечено, что возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного НДФЛ производится с учетом положений, определенных в ст. ст. 78 и 231 НК РФ.

    Следует обратить внимание, что с 1 января 2011 г. вступила в силу новая редакция п. 1 ст. 231 НК РФ, установившая правила возврата излишне удержанного НДФЛ.

    Налоговый агент, который обнаружил факт излишнего удержания налога, должен сообщить об этом налогоплательщику-работнику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает форму и способ, с помощью которого налоговый агент сообщает налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога. По мнению Минфина России, налоговый агент вправе сообщить налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112). Сообщение может быть передано налогоплательщику лично в руки или направлено по почте. При передаче сообщения налогоплательщику на втором его экземпляре желательно получить от физического лица отметку о вручении.

    В указанном п. 1 ст. 231 НК РФ ничего не говорится о том, каким образом агент должен зафиксировать факт обнаружения излишнего удержания НДФЛ из доходов налогоплательщика. Логично в этом случае составить бухгалтерскую справку с указанием даты выявления ошибки.

    Работник в свою очередь должен представить работодателю письменное заявление о возврате налога. Заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 19.03.2010 N 20-14/3/029018@).

    Возврат налога физическому лицу наличными денежными средствами Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Наоборот, установлено, что возврат налога следует производить в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке. Поэтому работник должен в своем заявлении о возврате налога указать номер счета, на который следует перевести денежные средства.

    Работодатель, получив заявление работника, обязан вернуть излишне удержанный налог в течение трех месяцев со дня получения заявления от физического лица. Если указанный срок нарушен, переплату следует вернуть с процентами. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата.

    Возврат налога осуществляется налоговым агентом за счет сумм НДФЛ:

    • подлежащих уплате по налогоплательщику, которому учреждение возвращает излишне удержанный НДФЛ;
    • удерживаемых учреждением по доходам других налогоплательщиков;
    • возвращаемых налоговым органом из средств бюджета по заявлению учреждения.

    Зачет сумм НДФЛ, возвращаемых работнику, в счет сумм НДФЛ, подлежащих удержанию из его доходов, возможен, если он продолжает работать в учреждении и получает налогооблагаемый доход.

    Возможно также зачесть, сумму возвращаемого НДФЛ в счет общей суммы налога, подлежащей уплате по учреждению в целом, без обращения в налоговые органы.

    Пример. Допустим, что по ошибке бухгалтера сумма излишне удержанного налога из доходов сотрудника составила 2000 руб.

    Ошибка обнаружена в апреле 2012 г. Бухгалтер обязан составить бухгалтерскую справку об обнаружении ошибки и известить работника о переплате НДФЛ.

    Допустим, работник был своевременно извещен об этом и подал заявление на возврат НДФЛ 27 апреля.

    Может ли налоговый агент вернуть работнику сумму НДФЛ, ранее излишне удержанную из его доходов, в апреле 2012 г. в полном размере, если известно, что сумма НДФЛ, подлежащая удержанию из доходов всех работников за апрель, составила 10 000 руб.?

    Может, ведь общая сумма НДФЛ, подлежащая перечислению в бюджет с заработной платы за апрель, позволяет погасить задолженность перед работником по НДФЛ. Из этой суммы налоговый агент может перечислить налогоплательщику на его банковский счет 2000 руб., а разницу 8000 руб. (10 000 руб. - 2000 руб.) он направит в бюджет.

    Могут возникать ситуации, когда суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет в течение ближайших трех месяцев, недостаточно для возврата налога физическому лицу после получения от него заявления. В таком случае налоговый агент должен обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате ему из бюджета излишне удержанной с доходов налогоплательщика суммы НДФЛ. Сделать это он должен в течение 10 рабочих дней со дня, когда налогоплательщик подал соответствующее заявление в его адрес. Самому налогоплательщику при этом не нужно повторно подавать заявление на возврат (п. 2 Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112).

    Требований к оформлению заявления налоговым агентом в п. 1 ст. 231 НК РФ не установлено. Рекомендуем в нем указать:

    • просьбу о возврате НДФЛ;
    • сумму возвращаемого налога;
    • налоговый период, за который она была излишне удержана и уплачена в бюджет;
    • основания для возврата;
    • реквизиты налогового агента (например, наименование организации, место ее нахождения, ОГРН, ИНН, банковские реквизиты);
    • реквизиты налогоплательщика (Ф.И.О., место жительства, ИНН).

    Заявление должно быть подписано налоговым агентом либо его законным представителем.

    Вместе с заявлением в налоговый орган налоговый агент должен представить:

    • выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;
    • документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы НДФЛ в бюджет.

    Возврат налоговому агенту из бюджета излишне уплаченной суммы НДФЛ производится налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ).

    Инспекция должна сообщить в письменной форме налоговому агенту о своем решении о возврате переплаты (об отказе в осуществлении возврата) в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

    Если принято положительное решение, переплату по НДФЛ инспекция обязана вернуть налоговому агенту в течение месяца после получения от него заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Если указанный срок нарушен, на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты за каждый календарный день просрочки (п. 10 ст. 78 НК РФ).

    Отметим, что налоговый агент вправе вернуть физическому лицу переплату по налогу из собственных средств, не дожидаясь ее возврата из бюджета. Но это право, а не обязанность налогового агента. Соответственно, учреждение имеет полное право вернуть работнику излишне удержанный налог только после того, как получит соответствующую сумму от налогового органа.

    Сумму НДФЛ, излишне удержанную с доходов физического лица, можно зачесть в счет будущих платежей по данному налогу (п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

    Такой зачет проводится при наличии соответствующих заявлений от налогоплательщиков. В свою очередь налоговый агент должен представить в инспекцию заявление о зачете переплаты (п. п. 4, 14 ст. 78 НК РФ). Налоговый орган принимает решение о зачете или об отказе в зачете сумм налога в течение 10 рабочих дней с момента обращения налогового агента (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). О своем решении инспекция должна сообщить в письменной форме налоговому агенту в течение пяти рабочих дней после принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). В случае положительного решения налоговый агент вправе зачесть излишне уплаченный НДФЛ в счет предстоящих платежей.

    В п. 1 ст. 231 НК РФ установлено, что при отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему РФ ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода. Такая ситуация может возникать при ликвидации организации либо при увольнении работника из организации, которая произвела излишнее удержание налога.

    Бухгалтерский учет операций по возврату налога

    При отражении в бухгалтерском учете государственного (муниципального) учреждения операций по возврату излишне удержанного НДФЛ необходимо обратить внимание на следующее.

    Во-первых , основанием для совершения операции по возврату налога является письменное заявление работника. На таком заявлении целесообразно сделать разрешительную запись главного бухгалтера или руководителя учреждения. В заявлении обязательно должна быть указана дата подачи его в бухгалтерию, а также банковские реквизиты счета, на который следует делать перечисления.

    Во-вторых , следует убедиться, что у учреждения достаточно средств по возврату сумм излишне удержанного налога. Если размера текущих начислений налога недостаточно, то следует заблаговременно обратиться в налоговую инспекцию в порядке, указанном выше.

    В бухгалтерском учете операции по возврату излишне удержанного налога отражаются следующим образом:

    Сторно:

    Кредит счета 0 30301 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц"

    • скорректирована сумма начисленного налога на доходы физических лиц на сумму подлежащего возврату налога за истекший месяц;

    Дебет счета 0 30211 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"

    Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"

    • перечислена сумма заработной платы работнику с учетом корректировки излишне удержанного налога (одновременно отражается выбытие денежных средств по забалансовому счету 18).

    Отметим, что возврат налога осуществляется независимо от того, за счет какого источника ранее было произведено начисление заработной платы конкретному работнику, и, следовательно, независимо от того, за счет каких средств было произведено перечисление в бюджет сумм удержанного налога.

    Целевые средства в виде грантов учреждают российские или иностранные компании и граждане для проведения различных программ, мероприятий, исследований. О том, как учитывать гранты и какие с них платить налоги, – читайте в статье.

    Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.

    Сколько «стоит» грант

    В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.

    Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).

    Таблица 1. Смета расходов по гранту

    Наименование статьи расхода Стоимость по смете, руб.
    Материальные расходы, в том числе:
    канцтовары
    расходные материалы
    учебные материалы
    сертификаты о повышении квалификации
    5000
    1000
    1000
    2500
    500
    Аренда учебных аудиторий
    100 000
    Интернет-сопровождение программы
    5000
    Заработная плата администратора и ЕСН
    50 000
    Оплата проезда и проживания приглашенных преподавателей
    150 000
    Заработная плата приглашенных преподавателей с начислениями и ЕСН
    40 000
    Оплата услуг связи, питания и прочих накладных расходов
    50 000
    Итого
    400 000

    Налоги

    Налог на прибыль. Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
    – грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
    – грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация из перечня, утвержденного постановлением Правительства России от 24 декабря 2002 г. № 923;
    – грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды. Сюда же входят программы по защите прав и свобод человека, а также проведение конкретных научных исследований;
    – грант использован строго по целевому назначению.

    Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

    Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    НДС. Гранты не облагают НДС, если их получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому входной налог к вычету не принимают. Его списывают за счет средств целевого финансирования.

    ЕСН. Поскольку работы по гранту финансируются за счет целевых средств, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, можно не начислять ЕСН на зарплату исполнителей целевой программы на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Однако это было бы несправедливо по отношению к таким исполнителям. В Минфине России считают, что единый соцналог с их заработка следует начислить (письмо от 8 ноября 2006 г. № 03-05-02-04/172).

    Если фирма будет привлекать для выполнения целевой программы людей, работающих по гражданско-правовым договорам, то сможет сэкономить часть ЕСН, уплачиваемую в ФСС.

    Налог на доходы физлиц. Организация, которая выдает лауреатам конкурса призы, является налоговым агентом по НДФЛ. Полученный приз, подарок, премию облагают налогом по ставке 13 процентов (письмо ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/ 115).

    Однако если денежное поощрение выдано для поддержки науки, культуры и т. д. организацией, упомянутой в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2001 г. № 165, удерживать налог не нужно (п. 6 ст. 217 НК РФ).

    По окончании года фирма, выдавшая лауреату грант, должна подать в свою налоговую инспекцию сведения о доходах по форме № 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.

    Бухгалтерский учет

    Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Получение грантов отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет использования средств грантов ведут по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 – при направлении средств на содержание некоммерческой организации; 83 – при использовании целевых средств на инвестиции; 98 – при использовании коммерческой фирмой бюджетных средств на финансирование расходов и т. п. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

    В коммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
    Дебет 86 Кредит 98
    – сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

    По мере начисления амортизации на эти основные средства или нематериальные активы делают записи:
    Дебет 20 (25, 26...) Кредит 02 (05)
    – начислена амортизация основных средств (нематериальных активов);
    Дебет 98 Кредит 91-1
    – средства целевого финансирования включены в состав прочих доходов организации.

    После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделайте проводку:
    Дебет 98 Кредит 91-1
    – средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

    Аналогичные записи сделайте при начислении заработной платы, единого социального налога и других расходов, покрываемых за счет целевых средств.

    В некоммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования списывают так:
    Дебет 86 Кредит 83
    – средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

    Если средства получены для финансирования текущих расходов, бухгалтер должен отразить их использование так:
    Дебет 86 Кредит 20 (26)
    – списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.

    Аналитику по счету 86 «Целевое финансирование» формируют по направлению средств и источникам их поступления.

    Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

    Пример
    Завод выиграл грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы как:
    – зарплата ремонтных рабочих (включая ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
    – ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в т.ч. НДС – 68 400 руб.).
    Бухгалтер завода сделал в учете записи:
    Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
    – 948 400 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;
    Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
    – 948 400 руб. – получен грант;
    Дебет 60 Кредит 51
    – 448 400 руб. – оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
    Дебет 10 Кредит 60
    – 380 000 руб. – куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
    Дебет 19 Кредит 60
    – 68 400 руб. – учтен НДС по материалам;
    Дебет 20 Кредит 10
    – 380 000 руб. – переданы материалы для проведения ремонта;
    Дебет 20 Кредит 70, 68, 69
    – 500 000 руб. – начислена зарплата с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
    Дебет 86 Кредит 98
    – 880 000 руб. (500 000 + 380 000) – стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
    Дебет 86 Кредит 19
    – 68 400 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;
    Дебет 98 Кредит 91-1
    – 880 000 руб. – стоимость ремонта включена в состав прочих доходов;

    Отчетность по гранту

    Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать промежуточных отчетов о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету.

    Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов. Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ.

    О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см. таблицу 2).


    п/п
    Наимено-
    вание
    полученных целевых средств
    Код вида
    поступ-
    лений
    Дата
    поступ-
    ления
    (число, месяц, год)
    Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств Срок
    исполь-
    зования
    (до какой даты)
    Сумма средств,
    исполь-
    зованных
    по назна-
    чению
    в течение установлен-
    ного срока
    Сумма средств, срок исполь-
    зования
    которых не истек
    Сумма средств,
    исполь-
    зованных
    не по назна-
    чению или
    не исполь-
    зованных в установлен-
    ный срок графа 5 – графа 7 – графа 8)
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    1
    Грант
    010
    05/02/06
    5 000 000
    31/12/06
    4 500 000

    500 000
    2
    Грант
    010
    10/05/06
    10 000 000
    31/12/06
    9 000 000

    1 000 000
    ИТОГО
    (код строки 020
    X
    X
    15 000 000
    X
    13 500 000

    1 500 000

    А что произойдет, если по итогам проведенной программы у грантополучателя все-таки останутся неиспользованные денежные средства?

    Если грантодатель разрешит получателю оставить неиспользованные суммы в его распоряжении, то их придется включить в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль. Поскольку в дальнейшем их будут использовать не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

    Может получиться и обратная ситуация – перерасход. Тогда грантополучатель вынужден будет сделать доплату за счет собственных средств. Если в этом случае грантодатель откажется компенсировать перерасход, то, по нашему мнению, эти деньги в бухгалтерском учете надо включить в состав внереализационных расходов. Однако в налоговом учете на эту сумму нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль.

    Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ Источник материала -

    Как правило, при начислении заработной платы бухгалтеры используют программное обеспечение известных брендов - «1С», «Парус», «Криста» и т. п. Нередко крупные учреждения используют «самописцы», то есть программное обеспечение, написанное самостоятельно специалистами учреждения. Однако в любом случае используемое ПО требует тщательных настроек с учетом особенностей системы оплаты труда в конкретном учреждении.

    Если в учреждении системой оплаты труда предусмотрено начисление и выплата «типовых» окладов, надбавок и т.д., то настроить соответствующее ПО можно один раз при его установке. Далее настройка ПО потребуется только в случае изменения системы оплаты труда или внесения в нее существенных изменений.
    «Внеплановая» настройка ПО расчетные подразделения потребуется в том случае, если учреждение или его работники получили грант, в рамках которого предполагаются выплаты его участникам.
    Напомним, что грант – это безвозмездная субсидия, которая предоставляется юридическим или физическим лицам (как правило, на конкурсной основе) для выполнения конкретных проектов, на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Грант выделяется в виде определенной денежной суммы.

    Самая известная организация, целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки, содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных контактов и которая выделяет на это денежные средства, - это Российский фонд фундаментальных исследований (далее - РФФИ). Почти во всех случаях, когда заявку на конкурс РФФИ подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта. При этом не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или не состоят.

    Существует несколько способов реализации грантов РФФИ при получении средств:

    1. учреждением;
    2. физическим лицом, являющимся работником учреждения;
    3. физическим лицом, не являющимся работником учреждения.

    Все это необходимо четко понимать бухгалтеру-расчетчику не только для правильного начисления выплат и отражения их в учете, но и для соблюдения требований налогового законодательства. А все эти знания вместе позволят бухгалтеру правильно настроить соответствующее ПО на своем рабочем месте.
    Рассмотрим далее нюансы «тонкой» настройки ПО при каждом способе реализации грантов на примере грантов РФФИ.

    Настройка № 1. Получатель гранта – учреждение

    В таком случае выплаты средств за счет гранта производятся его участникам в рамках трудовых отношений в виде окладов, надбавок, премий, доплат и т.д., поскольку работодателем и заказчиком работ для таких сотрудников является само учреждение.
    Начисление заработной платы из средств гранта осуществляется по общей схеме, то есть на основании приказов, суммы выплат включаются в расчет отпускных и пособий по временной нетрудоспособности в том числе за счет средств гранта и т.д.
    Финансирование грантов РФФИ ведется по отдельному источнику, как правило, по коду финансового обеспечения (КФО) «5», то есть как целевые средства. В целях контроля использования средств гранта в используемом ПО на каждый грант создается своя отдельная аналитика, чтобы учитывать поступления и затраты денежных средств каждого проекта отдельно. Это важно, так как учреждение даже из одного источника, например РФФИ, может получать средства по нескольким грантам одновременно.
    На рисунке 1 приведен пример создания отдельной статьи финансирования для гранта РФФИ в «1С»:

    Выполнение работ сотрудниками по гранту осуществляется в пределах рабочего времени. Учет рабочего времени осуществляется с помощью табеля рабочего времени (ф. 0504421).
    Начисления и выплаты за счет средств гранта могут осуществляться как в течение всего срока его выполнения, так и разово. На рисунке 2 приведен пример разовых начислений надбавок за счет средств гранта РФФИ, полученного самой организацией.

    Все отношения с работниками, участвующими в выполнении гранта, выстраиваются в рамках Трудового кодекса РФ, поэтому надбавки за счет грантов должны выплачиваться за фактически отработанное сотрудником время, то есть данные выплаты, как уже отмечалось выше, необходимо учитывать при расчете отпуска, больничных листов и в других случаях.
    На практике руководителю гранта часто необходимо отследить все расходы по той или иной статье гранта РФФИ детально, вплоть до начислений и взносов по каждому сотруднику. При этом нужно знать, достигнута ли уже предельная база по страховым взносам по сотруднику, так как он может получать заработную плату и из других источников в учреждении. Взносы с предельных баз помогают уменьшать начисления по страховым взносам, поэтому может возникнуть экономия средств по статье «Заработная плата» конкретного гранта.
    На рисунке 3 приведен пример отчета по начислениям и страховым взносам по источнику финансирования РФФИ за выбранный месяц с детализацией по сотрудникам.

    С помощью аналогичного отчета по начислениям за любой выбранный период можно контролировать общую сумму начислений и взносов по конкретному гранту, чтобы знать, есть ли какие либо отклонения от заложенной сметы.

    Настройка № 2. Получатель гранта – физическое лицо, которое работает в учреждении

    Если учреждение является только «площадкой» для реализации целей гранта физическим лицом, получившим грант, то такое учреждение лишь обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты, в том числе с участниками гранта, по поручению его руководителя.
    Отметим, что в данном случае именно руководитель гранта является заказчиком работ (услуг) учреждения. При этом отношения учреждения и грантополучателя являются гражданско-правовыми, а возникающие в период выполнения гранта вопросы, не урегулированные документами грантодателя(например, РФФИ), оформляются дополнительными договорами.
    Обратите внимание! Трудовые отношения между учреждением и получателем гранта в рамках реализации гранта не возникают. Однако, если подобные отношения между участниками гранта, в том числе его руководителем, и учреждением существуют в рамках выполнения должностных обязанностей по основной деятельности, то выполнение работ по гранту осуществляется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.

    Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной трудоспособности выплачиваются учреждением как работодателем работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором. Трудовых отношений здесь не возникает, поэтому за выполнение работ по гранту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.
    В этом случае основанием для выплаты денежных средств за счет гранта является записка или иное письменное распоряжение руководителя гранта. На основании такой записки учреждение издает приказ на выплату денежных средств, который является для бухгалтерии основанием для начислений соответствующих денежных сумм. Выплачиваемые физическим лицам суммы квалифицируются, в частности, РФФИ как компенсация трудовых затрат.

    На рисунке 4 представлен пример начислений компенсации трудовых затрат за счет грантов РФФИ сотрудникам, работающим в организации, но выполняющим работы по проекту гранта за рамками трудовых отношений.
    Поскольку трудовых отношений не возникает, то табель учета времени не используется, никаких расчетов отпускных и больничных листов за счет средств гранта не делается. Данные функции в ПО для расчета таких компенсаций должны быть отключены.
    Начисления за счет средств гранта не зависят от отработанного времени, выплачиваются в полной сумме. Выплаты производятся по статье 290 КОСГУ.
    В положении «О порядке выполнения работ по проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, и использования гранта» написано про начисления страховых взносов и отмечено, что поскольку отношения между учреждением и грантополучателем строятся вне рамок Трудового кодекса РФ, то обязательств по начислению и уплате страховых взносов нет ни у одной из сторон . Такую позицию РФФИ поддерживает и Минфин в своих письмах и разъяснениях, например от 03.04.2017 № 03-15-06/19483, от 24.08.2017 № 03-15-06/54477, от 21.09.2017 № 03-15-05/61127.


    Соответственно, в ПО надо сделать соответствующую настройку, чтобы страховыми взносами не облагать рассматриваемые компенсации трудовых затрат из средств гранта. Как это сделать, указано на рисунке 5.


    Обратите внимание! Так как эти начисления объектом обложения страховыми взносами не признаются, то в отчетности по взносам4-ФСС, в частности в Расчете по страховым взносам, эти суммы не отображаются ни в каком разделе!
    Для контроля объема выплат денежных средств за счет гранта можно использовать настраиваемые аналитические отчеты за любой выбранный период. В любой момент по требованию руководителя гранта можно подать ему справку о произведенных начислениях и выплатах как в целом по гранту, так и по каждому его участнику.
    Пример отчета по начислениям и взносам по источникам грантов сотрудникам представлен на рисунке 6. Грант, получателем которого является непосредственно учреждение, и грант, получателем которого является определенное физическое лицо, выделены отдельными статьями финансирования.
    По отчету видно, что все начисления сделаны верно:

    1. по статье расходов 211 - есть начисления по взносам (так как это начисления грантов организации);
    2. по статье расходов 290 - начислений взносов нет (так как эти начисления идут сотрудникам и физическим лицам за рамками трудовых отношений).

    Настройка № 3. Получатель гранта не работает в организации

    Настройка ПО в данном случае во многом схожа с рассмотренным выше случаем. Это тоже начисления по физическим лицам- получателям гранта, но не состоящим в трудовых отношениях с учреждением.
    В рамках ПО в зарплатных решениях - это будет уже регистрация выплат различных доходов вне рамок трудовых отношений. Соответственно, никакие табели учета рабочего времени расчетчиком не используются. Также эти суммы будут учитываться при формированных данных для отражения проводок в бухгалтерском учете.
    Согласно письму Минфина России от 27.06.2017 № 03-15-06/40468 вслучае, если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем в пользу грантополучателя - физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг с грантодателем, такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются .
    При необходимости можно сформировать отчет по незарплатным выплатам различных доходов вне рамок трудовых отношений. Пример отчета представлен на рисунке 8.

    По отчету видно, что та сумма, которую мы начислили, ее же и выплачиваем физическим лицам, никаких удержаний в данном случае нет.

    НДФЛ не взимать!

    Напомним, что суммы грантов не облагаются НДФЛ независимо от того, кем является получатель гранта - физическим или юридическим лицом, согласно п. 6 ст. 217 НК РФ «суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации».
    Форма выплат денежных средств по грантам определяется соглашением получателя гранта и учреждением с учетом возможностей конкретного учреждения. Возможными формами являются перечисление на счет в банке, указанный руководителем гранта, выдача наличных в кассе, перечисление в рамках зарплатного проекта (если получатель работает в учреждении). При согласии учреждения выплаты могут быть произведены каждому из исполнителей проекта (выданы или перечислены), но только по поручению руководителя гранта.
    В ПО при расчете заработной платы с помощью набора аналитических отчетов можно получать информацию о произведенных начислениях и выплатах за любой выбранный период в различных разрезах. Пример такого отчета по анализу начислений и выплат средств за счет гранта показан на рисунке 9.


    Организации могут получать денежные средства на такие цели, как развитие научно-исследовательской деятельности, культуры, спорта, образования, сохранение памятников архитектуры, поддержка различных технических и творческих проектов. Они называются грантами и отражаются в бухгалтерском учете по определенным правилам. В статье расскажем про учет грантов, дадим разъяснения по отчетности.

    Гранты: что это такое, на что расходуются

    Под грантами принято понимать средства в денежной и неденежной формах, которые выделяются физическими, отечественными и иностранными юридическими лицами в определенном законодательством порядке на проведение исследований либо выполнение конкретных программ. Гранты, как правило, выделяются на конкурсной основе. Порядок их получения и выдачи установлен нормативно-законодательными актами.

    Средства, полученные в виде грантов, можно расходовать по направлениям статьи сметы, которую составляет заявитель при подаче заявки. При составлении этого документа рассчитывается и обосновывается величина расходов, необходимых для осуществления проекта, с соблюдением условий и ограничений, установленных законодательными актами в этой области.

    В случае получения нескольких грантов смета разрабатывается по каждому отдельно.

    Составление сметы и документальное оформление

    Каждая заявка потенциального грантополучателя должна быть обоснована. Это означает, что все расходы в рамках того или иного проекта (материальные, на оплату труда, на амортизацию оборудования, на платежи в бюджет и т.д.) нужно просчитать.

    При составлении сметы следует учесть, что по различным причинам, например, при отсутствии лицензии на какой-то вид деятельности не всегда организация – получатель гранта может выполнить все своими силами. В таком случае в смету нужно включить расходы на оплату услуг сторонних предприятий.

    Все операции в хозяйственной жизни юридического лица требуют обязательного оформления документами. Получение гранта не является исключением. Для отражения поступления и расходования средств, полученных в качестве гранта, грантополучатель может применять как унифицированные формы документов, так и разработанные предприятием самостоятельно при условии утверждения и закрепления их в учетной политике.

    Порядок документального оформления операций по движению средств по гранту устанавливается локальными нормативными актами грантополучателя.

    Учет грантов в организации: проводки

    Бухгалтерский учет в рублях

    Для отражения получения и расходования грантов используется счет 86:

    Корреспонденция счетов Содержание хозяйственной операции
    Дебет Кредит
    76 86 Отражена задолженность по гранту
    51 76 Получен грант
    86 98 Использованы коммерческим предприятием гранты и включены в состав доходов будущих периодов
    20, 25, 26 02, 05 Начисление износа основных фондов и нематериальных активов
    98 91/1 Полученные гранты отнесены в состав расходов будущих периодов

    Аналитический учет по счету 86 организуют по поступлениям и направлениям расходования средств. Читайте также статью: → “ ». Если получено несколько грантов, то аналитический учет должен быть построен по каждому в отдельности.

    Пример 1. Предприятию выделен грант на восстановление производства в сумме 1000000 рублей. Эти средства пойдут на покрытие таких расходов, как:

    • оплата труда рабочих, включая ЕСН и страховые взносы – 500500 рублей;
    • материальные затраты – 499500 рублей, включая НДС 76195 рублей.

    Движение средств в рамках полученного гранта можно отразить следующим образом:

    • Дт 76 Кт 86 = 1000000 – на сумму гранта, предстоящего к получению;
    • Дт 51 Кт 76 = 1000000 – получены денежные средства по гранту;
    • Дт 60 Кт 51 = 499500 – перечислено поставщику за материалы, предусмотренные сметой;
    • Дт 10 Кт 60 = 423305 – оприходованы материалы;
    • Дт 19 Кт 60 = 76195 – НДС по ТМЦ;
    • Дт 20 Кт 10 = 423305 – использованы материалы на ремонт в рамках сметы по гранту;
    • Дт 20 Кт 70, 69 = 500500 – начислена зарплата, ЕСН, страховые взносы сотрудникам за работы, предусмотренные сметой;
    • Дт 86 Кт 19 = 76195 = списание НДС по материалам по гранту;
    • Дт 98 Кт 91/1 = 923805 – стоимость работ отнесена в прочие доходы.

    В валюте иностранного государства

    Пример 2. Юридическим лицом получены средства в качестве гранта из бюджета в размере 5000 долларов. Все поступления в рамках этого договора были потрачены в отчетном периоде. Курс доллара на день получения денег на счет в банке, установленный ЦБ, составил 60 рублей за доллар, а на последний день месяца – 61 рубль.

    Бухгалтер сделал следующие записи:

    • Дт52 Кт76 = 5000*60 = 300000 – получены деньги в качестве гранта;
    • Дт76 Кт86 = 300000 – отражены средства как целевое финансирование;
    • Дт52 Кт91/1 = 5000 (61*5000 – 60*5000) – положительная курсовая разница включена в финансовые результаты;
    • Дт91/1 Кт86 = 5000 (5000*(61-60)) – переоценены средства целевого финансирования.

    Отрицательная курсовая разница отражается:

    • Дт91 Кт52;
    • Дт86 Кт91.

    Изменение курса рубля в ту или иную сторону не влечет за собой образование остатков по счету 91. Когда гранты поступают не в качестве технической помощи и не из бюджета, то курсовая разница отражается на счете 52 и 91. При этом при снижении курса рубля по отношению к валюте другого государства образуется положительный остаток по счету 91. У получателя гранда образуется положительная курсовая разница, которая учитывается как внереализационный доход.

    Пример 3. Организацией получен грант от иностранного фонда в сумме 5000 долларов. Все средства в рамках этого соглашения были израсходованы в отчетном периоде. Курс доллара ЦБ РФ на день поступления средств в банк составил 60 рублей за доллар, на последний день месяца 61 рубль.

    • Дт52 Кт76 = 300000 – поступление гранта на банковский счет;
    • Дт76 Кт86 = 300000 – гран учтен как целевое финансирование;
    • Дт52 Кт91 = 5000 – на сумму положительной курсовой разницы;
    • Дт91 Кт99 = 5000 – списание остатка прочих доходов и расходов;
    • Дт99 Кт68 = 1200 – начисление налога на прибыль по этой операции;
    • Дт68 Кт51 = 1200 – перечислен налог на прибыль в бюджет.

    Налоговые обязательства по грантам

    Порядок расчета налога на прибыль

    Средства, поступившие как гранты, не облагаются налогом на прибыль при условии выполнения следующих пунктов:

    • они получены безвозмездно и их не нужно возвращать;
    • лицо, выдавшее грант, указано в специальном перечне, утвержденном Правительством РФ;
    • назначение финансирования – программы в области искусства, образования, здравоохранения, экологии;
    • средства израсходованы в том направлении, на которое они были выданы.

    Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, по полученному гранту необходимо начислить налог на прибыль. Юридические лица, являющиеся получателем грантов, должны обеспечить ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому целевому проекту . Если это требование не соблюдается, то налог рассчитывается по всей сумме гранта с момента его поступления.

    Расчет НДС, ЕСН, НДФЛ

    • Поскольку гранты не подлежат обложению НДС, то входной налог по этим операциям не предъявляют к зачету. Суммы его относят на целевое финансирование.
    • ЕСН по зарплате работников, занятых исполнением программы, под которую получен грант, начисляется. Если такие работы выполнялись по договорам гражданско-правового характера, то не начисляются взносы в фонд социального страхования.
    • При получении физическим лицом гранта на цели развития науки, культуры, НДФЛ по этим суммам не удерживается. В конце года грантодатель, перечисливший средства физическому лицу, представляет в налоговые службы отчет по подоходному налогу ф.2-НДФЛ. Читайте также статью: → “ ».

    Отчетность по грантам на предприятии

    Грантодатель имеет право требовать отчет о расходе средств, выделенных им, и соответствия его смете. Причем такие отчеты он может требовать не только по завершении целевой программы, но и на различных ее этапах.

    Как таковой формы отчета законодательством не установлено. Поэтому он составляется в свободной форме, согласованной между сторонами. Все расходы можно подтвердить данными о движении по счету 86 и копиями первичных документов, подтверждающих произведенные затраты (акты выполненных работ, чеки, счета-фактуры, ведомости начисления зарплаты и т.д.).

    Данные о полученных грантах предоставляется в налоговые службы в декларации по налогу на прибыль.

    Ответы на актуальные вопросы про гранты

    Вопрос №1. По завершении программы у получателя средств по ней остались неиспользованные деньги. По второму гранту финансирования не хватило. Как отразить в учете перерасход и экономию средств? Какие налоговые обязательства возникают в таком случае?

    Если у получателя грантов остались неиспользованные средства, и организация, которая их перечислила, не требует их возврата, то их нужно отнести к внереализационным доходам и включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это объясняется тем, что впоследствии остаток средств будет израсходован не на те цели, которые указаны в соглашении и смете.

    Если же по каким-либо причинам произошел перерасход денег по гранту, а организация, перечислившая его, отказывается компенсировать недостающую сумму, разницу включают в состав внереализационных расходов. Но важно учесть, что на недостающую сумму нельзя уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

    Вопрос №2. По каким налоговым платежам у получателя грантов возникают обязательства?

    Средства, полученные налогоплательщиком – физическим лицом в качестве грантов, не подлежат обложению подоходным налогам. Такое освобождение возникает, когда организация–грантодатель указана в специальном перечне, а полученные средства потрачены по назначению.

    Получатель целевых средств не обязан начислять налог на прибыль, если соблюдены требования, установленные ст. 251 НК РФ. Обязательства по ЕСН сохраняются. Также удерживается НДФЛ по заработной плате сотрудников, работающих по целевому проекту.

    Вопрос №3. ИП, применяющий УСН, получил целевые средства на развитие бизнеса. Может ли он не учитывать полученный грант на такие цели для начисления налога на прибыль?

    Если доход, полученный предпринимателем на развитие дела, попадает под определение гранта, то обязанности по обложению его налогом на прибыль не возникает. Законодательство устанавливает цели, на которые выдается грант, в соответствии с чем средства на развитие собственного бизнеса нельзя классифицировать как грант. Поэтому полученные средства определяются внереализационным доходом и облагаются налогом на прибыль.

    Вопрос №4. Организации предоставлен грант на развитие науки. Нужно ли удерживать подоходный налог по вознаграждению, выплачиваемому физическим лицам в рамках этого проекта?

    Если вознаграждение выплачивается лицам, которые непосредственно заняты научной деятельностью, НДФЛ удерживать не нужно. Доходы, по которым не возникает необходимости удержания НДФЛ, перечислены в ст. 217 НК. Если же средствами, полученными на финансирование этого проекта, производится оплата труда административных или технических работников, то эти суммы облагаются подоходным налогом в общем порядке.

    Вопрос №5. В каком порядке учитываются и списываются средства, переданные как грант, у организации –грантодателя?

    У юридического лица – грантодателя переданные средства учитываются как безвозмездная передача. Списание их на расходы можно производить по мере предоставления получателем целевых средств отчета об их расходе. Но учетной политикой предприятия может быть закреплено списание грантов на расходы непосредственно в момент их передачи, что также допускается законодательством.