Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Урок по обж "опасные ситуации в жилище". Опасные ситуации Написать опасные ситуации

    Урок по обж

    Представьте себе, что вы оказались посреди паникующей толпы, вас захватили в заложники или на вас надвигается смерч.

    Казалось бы, безвыходная ситуация, но выход всегда есть, если попытаться сохранять спокойствие и быстро реагировать.

    Вот эти и другие угрожающие жизни ситуации, и советы, которые помогут вам выйти из них с минимальными потерями.

    1. Давка

    Попытайтесь оставаться на ногах - это ключ к выживанию. Как только вас собьют с ног, ваши шансы существенно уменьшаются.

    В этом случае, если вы не можете сразу встать, примите защитную позу, подобрав ноги и прикрыв голову руками. Направьте голову в направлении движения толпы, чтобы вас не ударили и постарайтесь встать обратно на ноги.

    В случае огня, нужно оставаться внизу, чтобы избежать дыма и дышать через влажную ткань.

    2. Нападение собак



    Сохраняйте спокойствие, попытайтесь не кричать, не смотреть в глаза собаке, не показывать страх или тревогу. Убедившись в вашей безопасности, она может потерять к вам интерес.

    Не позволяйте собаке находиться позади вас. Если она начинает кружиться вокруг вас, что является признаком надвигающегося нападения, поворачивайтесь вместе с ней.

    Если у вас с собой есть какой-то предмет, например, зонт, поместите его перед собой, чтобы казаться больше и лучше управлять своим пространством.

    Во всех случаях помните, что нужно защищать лицо, грудь и горло. Держите руки в кулаках, чтобы защитить пальцы.


    3. Авиакатастрофа



    Во-первых, прежде чем сесть в самолет, одевайтесь соответствующе на случай аварийной ситуации. Джинсы и длинные рукава могут в какой-то степени защитить вас от ожогов и острых предметов.

    Пассажиры в задней части самолета чаще выживают, чем в передней. Самым опасным временем являются первые 3 минуты после взлета и 8 минут перед приземлением. В это время лучше всего не снимать обуви, поднять столик, и обратить внимание на ближайшие выходы. Держите ручную кладь под сидением впереди, чтобы ноги не ударились об сидение. Если удар неизбежен, примите правильное положение.



    Первые 90 секунд после крушения важны. В это время нужно сохранять спокойствие и выбираться из самолета, как можно быстрее.

    Опасные ситуации природного характера

    4. Снежная лавина



    Не пытайтесь ее перегнать. Лавина будет быстрее вас, даже если вы на лыжах. У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться горизонтально от нее.

    Если это невозможно, закройте рот и поместите руки перед лицом, чтобы создать воздушный карман, который понадобиться вам, когда упадет снег.

    Не пытайтесь кричать, так как это расходует нужный вам кислород. И наконец, можете помочиться (серьезно!), чтобы поисковые собаки легче вас нашли.

    5. Поведение во время грозы



    Попытайтесь найти низменное место и присядьте на корточки. Нужно находиться, как можно ниже, но чтобы ваше тело как можно меньше касалось земли.

    Теперь прикройте уши. Если вы действительно оказались посреди грозы, гром может повредить барабанные перепонки.

    6. Торнадо



    Самое главное в этой ситуации - найти укрытие. Если вы не можете его найти, попытайтесь определить направление смерча.

    Выбирайтесь из машины и бегите в обратном направлении. Смерч может двигаться со скоростью до 100 км в час, поэтому стоит поторопиться. Если ничего не помогает, ложитесь на землю, прикройте голову и держитесь.

    7. Большая волна



    Лучше всего попытаться переплыть волну, пока она не разбилась. Если это невозможно, нужно вытянуть руки и ноги, чтобы распределить удар и удержать себя от глубокого погружения в воду.

    Самые смертельно опасные места для плавания

    Сделайте глубокий вдох и подождите, пока волнение не утихнет. Вас будет бросать из стороны в строну, но попробуйте сохранять ориентировку и не паникуйте. Постарайтесь вернуться на поверхность как можно быстрее, дышите и попытайтесь пересмотреть ситуацию, так как можете снова в нее попасть.

    8. Падение с горного склона



    Не старайтесь дотянуться до какой-то опоры, это вам не поможет. Прижмите подбородок к груди и постарайтесь использовать свои ноги в качестве тормозов.

    9. Укус медузы



    Постарайтесь быстрее добраться до берега и распределите песок на остатки щупальцев медузы.

    Горячая вода - лучшее средство при лечении укусов медузы

    Как только они высохли, воспользуйтесь предметом, типа кредитной карты, чтобы счистить их одним движением. Не трите это место, так как это может привести к дальнейшему выпусканию токсинов в кожу.

    Возникновение опасных ситуаций

    10. Вы провалились под лед


    Выбирайтесь в том же направлении, откуда вы пришли, так как вы знаете, что там лед смог вас выдержать.

    Если рядом нет никого, кто мог бы вам помочь, вам придется использовать свои предплечья, чтобы вытолкнуть себя. Обопритесь широко расставленными руками о край льдины и подтянитесь, вытаскивая по очереди туловище и ноги.

    Не становитесь на ноги, а ползите к берегу.

    11. Заблудился в лесу: что делать



    Используйте ветки и листья, чтобы вы могли вернуться по пройденному пути. Взберитесь на возвышенность, чтобы понять, сможете ли вы сориентироваться.

    Теперь двигайтесь по спуску, пока не найдете реку или другую движущуюся массу воды. Следуйте в направлении потока, это обычно приводит к городу или деревне.

    Если вы его не обнаруживаете, продолжайте двигаться прямо и ориентируйтесь по солнцу.

    12. Машина упала в реку



    Если вы случайно заехали в какой-то водоем, у вас есть примерно 90 секунд, прежде чем кабину полностью зальет водой. К сожалению, при погружении нижнего края двери, открыть ее становиться невозможным, поэтому нужно открыть окно и отстегнуть ремни безопасности. Если вы не можете открыть окна, попытаетесь выбить их ногами.

    13. Действия при пожаре



    Как правило, убивает людей не огонь, а дым. Нужно находиться как можно ниже, так как нагретые газы поднимаются вверх.

    Оставайтесь возле стены и пройдите по ней, пока не найдете выход. Что бы вы не делали, старайтесь не вдыхать газ. Если чувствуете, что теряете сознание, ложитесь пластом на пол напротив стены. Это поможет пожарным легче вас найти.

    14. Судорога в ноге: что делать



    Судорога в воде может быть очень опасной. Первое, что нужно сделать - это перевернуться и плыть на спине, чтобы вода не попала в легкие. Затем растяните место, где возникла судорога, например, потянув стопу на себя, или подождите, пока она не пройдет.

    15. Нога увязла в водорослях



    Если это возможно, плывите на спине, как и в случае с судорогой. Если ваша голова находится под водой, постарайтесь не паниковать и сохраняйте кислород. С помощью руки спустите водоросли с ноги, пока не освободитесь.

    Не пытайся активно двигаться, так как это может ухудшить ваше положение.

    16. Что делать, если подавился



    Если вы находитесь в общественном месте, лучше там и оставаться. В этом случае у вас больше шансов, что кто-то придет на помощь.

    Если рядом никого нет, вам придется проделать прием Геймлиха самому. Это значит, что вам нужно совершить резкий удар по животу (между пупком и реберными дугами) об твердый предмет, например стул. Цель состоит в том, чтобы сжать воздух в диафрагме и вытолкнуть объект из горла.


    17. Случай нападения в лифте



    Самое худшее, что можно сделать и что большинство жертв инстинктивно делают - это отодвигаться к дальней стене лифта.

    Лучше всего находиться в углу возле двери рядом с панелью управления лифтом. По крайней мере, так вы лучше контролируете ситуацию.

    18. Падение с высоты



    Как бы ни была безнадежна эта ситуация, были случаи, когда люди выживали. Есть несколько факторов, которые повышают ваши шансы.

    Во-первых, примите «положение прогнувшись» (известный в парашютизме термин). По сути, нужно вытянуться как можно сильнее, чтобы создать сопротивление.

    Во-вторых, наметьте приземление, избегая бетонной поверхности (в идеале приземлиться в воду). Можно попробовать передвинуться вправо, например, опустив правое плечо и наоборот.

    И наконец, расслабьтесь, согните колени, ступнями вперед и попытайтесь перекатиться. Так, по крайней мере, вы увеличите свои шансы на счастливый конец.

    Опасные и чрезвычайные ситуации

    19. Ядерный взрыв



    В этой ситуации можно выжить, если вы находитесь вне радиуса ударной волны. Само собой, если есть предупредительные знаки, нужно найти укрытие, желательно под землей. Если вы находитесь в пораженной области, падайте на землю и закройте голову, как только увидите взрыв, так как может потребоваться до 30 секунд, чтобы ударная волна вас достигла.

    Не смотрите на вспышку, это сразу вас ослепит. Если у вас есть хорошее укрытие, лучше всего сидеть там и ждать спасения.

    20. Стрельба в школе и других помещениях



    Американские исследования по случаям стрельбы в школе показали, что есть 4 фактора, которые увеличивают ваши шансы на выживание. Как бы банально это не звучало, но первое, что нужно сделать - это убежать (желательно зигзагом) .

    Однако это не всегда возможно. Второе - это забаррикадировать дверь. Если вы создадите препятствие, вооруженный, скорее всего, не будет на это тратить свое время. Однако если он все-таки решит проникнуть, лучше всего притвориться мертвым. Для этого нужно не паниковать и контролировать свое дыхание. И четвертое, если ничего не помогло, используйте адреналин в своих целях и попытаетесь дать отпор.

    21. Вас захватили в заложники



    Если вы планируете сбежать, нужно делать это быстро. Важны первые несколько минут. Вокруг могут быть еще люди, но стоит быть острожным. Если шансы малы, можно усложнить свою ситуацию, и в этом случае лучше вести себя по правилам.

    Наблюдайте за всем, что происходит и попытайтесь понять, почему вас похитили. Возможно, это поможет вам узнать, что планируют делать похитители.

    Хотя многие заложники выживают, может потребоваться несколько лет, прежде чем придет спасение. Что бы ни произошло, не теряйте надежду и взвесьте весь риск и преимущества попыток к бегству.

    22. Перекрестный огонь



    Первое и самое очевидное - это попытаться ускользнуть. Если это невозможно и рядом нет никакого укрытия, ложитесь пластом на землю, закинув руки за голову (по крайней мере, это лучше, чем стоять, задрав руки над головой).

    Постарайтесь оценить ситуацию и медленно отползите в безопасное место.

    23. Заживо закопали в гробу



    Как бы невероятно это не звучало, такие случаи уже были. Первое и самое важное - нужно перестать паниковать, накрыть лицо одеждой, так как предстоит грязная работа.

    Вытяните руки и ноги вверх и, используя ноги (которые сильнее), толкайте. Молитесь, чтобы гроб оказался деревянным. В этом случае, вам нужно сделать пробоину.

    Как только это произойдет, земля начнет сыпаться на вас (вот для чего нужно натянуть одежду на голову), и нужно ногами отталкивать ее к другому концу гроба.

    При условии, что вы находитесь не очень глубоко, настает время прорыть себе дорогу к поверхности.

    Цели:

    • познакомить учащихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций;
    • учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях;
    • закрепить знания основных принципов самоспасения;
    • развивать кругозор детей, мышления, память, внимание;
    • воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

    Задачи урока:

    • обсудить с детьми опасные и безопасные ситуация дома, в школе, на улице и т.д.;
    • обучит детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений;
    • показать связь поступков и решений.

    Оборудования: плакат «Шаги принятия решений»;
    пословицы, стихи, рисунки учащихся; предметные картинки.
    Учебники, компьютер, экран и т.д.

    Ход урока

    I.Организационный момент
    - Сегодня я хочу начать урок с известного вам четверостишия.

    На Земле жизнь светла и прекрасна,
    Все мы дети природы родной.
    Но немало явлений опасных
    Угрожают нам с вами порой.

    Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об опасностях, с которыми встречается человек каждый день);
    - Правильно. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают.

    II. Изучение новой темы:
    Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том. Чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.
    Но прежде чем мы начнём говорить об опасных ситуациях, мы должны выяснить, а что же такое безопасность?
    Безопасность
    Следовательно, возникает вопрос.
    - А, что такое опасная ситуация?
    Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
    Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы не только узнаем опасные места, но и определим главное слово нашего урока.

    III. Разгадывание кроссворда.

    1.Спортивное сооружение. (Стадион)
    2.Зелёная зона отдыха в городе. (Парк)
    3.Место покупки и приобретения товаров. (Магазин)
    4.Он бывает наземным, воздушным и морским. (Транспорт)
    5.Помещение, предназначенное для приготовление пищи. (Кухня)
    6.Место прибытия и отправления поездов. (Вокзал)
    7.Помещение для занятия спортом. (Спортзал)
    8.Подземная железная дорога. (Метро)
    9.Помещение для просмотра кинофильмов. (Кинотеатр)
    - Какое слово у вас получилось по вертикали? (Опасности)
    Но ведь это наши хорошо знакомые места и там гораздо больше полезного и интересного, чем опасного, скажете вы. И совершенно правильно. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

    Что же относиться к таким факторам:


    IV. Чтение статьи учебника (стр.5 -8).
    - Найдите и прочитайте в статье, какие ситуация называются чрезвычайными?
    Чрезвычайные ситуации – это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжёлыми последствиями.
    - Какие ситуации называют экстремальными?
    Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации. Которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.
    - На сколько групп можно условно разделить опасные ситуации?

    Все термины и схему дети записывают в тетрадь.

    V. Закрепление новой темы.
    А) Решение ситуационной задачи .
    Существование вокруг нас многочисленных опасных ситуаций не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определённые условия, обстоятельства. Знание опасностей и причин их проявления позволяет их избегать.
    Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ «Жажда». Вы должны ответить на вопросы:
    - В чём заключалась опасность для мальчика?
    - Что могло бы произойти с мальчиком?
    Затем вы должны помочь герою предупредить опасность и закончить предложение так, чтоб помочь мальчику избежать опасности.
    Рассказ «Жажда»
    Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась. Ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано «Пиво»……..
    Закончить рассказ можно было так: «Женя взглянул на этикетку, прочитал «Пиво», и поставил бутылку обратно в холодильник».
    Давайте подумаем, как можно избежать опасной ситуации и сделаем плакат «Шаги принятия решений»

    Шаги принятия решений:
    1 шаг . Если ты хочешь что–то сделать, то сначала остановись;
    2 шаг . Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;
    3 шаг . Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия;
    4 шаг . Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.

    Б) Работа в парах по рисунку.
    Рассмотрите рисунок. Отметьте на нём кружки красным цветом в местах, которые вы считаете опасными.

    В) Работа в тетради (опасные и чрезвычайные ситуации)
    - Соберите из слов на стр. 8 определение безопасности.
    - Что у вас получилось?
    Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

    VI. Итог урока.
    - Что такое опасная ситуация?
    - Какие ситуации называют чрезвычайными?
    - На сколь групп можно условно разделить все опасные ситуации?
    VII. Домашнее задание.
    Записать в тетрадь места повышенной опасности нашего города. Нарисовать рисунок по изученной теме.

    Спасибо за урок. До свидания!

    Под опасными понимаются факторы, приводящие к нарушению здоровья, различным травмам и даже к инвалидности. Данного рода свойством обладают системы, которые имеют химически, биологически и технически активные компоненты и условия, которые не соответствуют жизнедеятельности людей.

    Если говорить о взрослом человеке, то его опасности могут подстерегать и на работе, и во время отдыха или путешествия, и на улице, и в транспорте, и даже дома. Для детей опасными факторами могут быть обстоятельства, возникшие по пути в школу либо во время урока, при игре дома (особенно ребенок он один).

    Все вредные и опасные факторы создают вокруг человека разного рода ситуации, которые могут стать «катализаторами» несчастных случаев.

    Интерпретация рассматриваемого понятия

    Опасная ситуация – это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его обитания и имущества.

    По ходу своей жизнедеятельности представитель человеческой расы может оказаться в эпицентре любой вредоносной обстановки (получить травму, заблудиться, стать жертвой нападения и прочее), когда требуется мобилизовать все имеющиеся силы, навыки и умения. Именно данного рода ситуация называется экстремальной (исключена либо ограничена помощь извне).

    Согласно М.П. Фролову, С.В. Петрову, А.Т. Смирнову, Е.Н. Литвинову, экстремальноопасная ситуация – это совокупность данного рода обстоятельств, требующих для защиты здоровья, жизни человека максимально возможного напряжения всех имеющихся духовных и физических сил. Она появляется, к примеру, когда человек оказывается в ледяной воде, либо в эпицентре снежной бури, либо при пожаре.

    В настоящее время стал популярен экстремальный спорт, где требуется проявить все имеющиеся навыки, умения, возможности, для того чтобы выжить в автономных, сверхтяжелых условиях существования.

    Также к возможным экстремально опасным ситуациям себя готовят летчики-испытатели, спасатели, космонавты, моряки и др., чья профессия признана опасной.

    Опасные и чрезвычайные ситуации: отличительные черты

    Довольно часто на отдельной территории по причине природных явлений, экологических бедствий, социально опасных ситуаций, техногенных катастроф и аварий нарушаются требуемые для нормальной жизнедеятельности людей условия, появляется реальная угроза их здоровью, жизни, имуществу. Все это (ЧС). Они требуют определенных усилий от госструктур и населения в отношении предотвращения и ликвидации их последствий.

    Чрезвычайно опасная ситуация бывает техногенного, биологического, природного, социально-криминального, военного, экологического характера.

    ЧС природного характера – стихийные бедствия атмо-, гидро-, литосферного происхождения. Под техногенной их природой понимаются катастрофы, аварии, которые происходят в рамках техносферы и которые связаны с бытовой, производственной деятельностью человека, а также транспортом. Чрезвычайно опасные ситуации социального характера – обстоятельства, противоречащие российскому законодательству.

    Биологические ЧС – заболевания населения, животных массового характера инфекционного происхождения (эпизотии, эпифитии, эпидемии). Военная чрезвычайно опасная ситуация – обстановка, которая приводит к применению оружия всевозможного типа против другого государства, населения. Сюда же можно отнести и подавление народной воли своего собственного государства.

    Опасные ситуации природного характера: источники, причины

    Очаг – опасный природный процесс либо явление. Возникновение опасных ситуаций данного рода происходит по следующим причинам:

    • землетрясение;
    • оползень;
    • сель;
    • эрозия;
    • лавина;
    • сильный ветер;
    • осадки;
    • морозы (заморозки);
    • гроза;
    • вулканическое извержение;
    • обвал;
    • карст;
    • цунами;
    • наводнение;
    • смерч;
    • засуха;
    • природный пожар;
    • туман.

    Поражающие факторы вышеперечисленных явлений – угроза здоровью, жизни людей, а также сельскохозяйственных растений, животных, природной среды и экономически важных объектов. Однако не все опасные природные ситуации приводят к появлению ЧС (их учет не производится в местах, где человек не занят никакой деятельностью и не проживает). Они складываются исключительно при возникновении угрозы жизни, здоровью человека либо окружающей среды по причине появления рассматриваемых ситуаций.

    Чрезвычайно опасные ситуации природного характера – стихийные бедствия (вредоносные обстоятельства геофизического, гидрологического, геологического, атмосферного и иного происхождения в масштабах, приводящих к катастрофе, которая характеризуется внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, гибелью и поражением людей, животных).

    Классификация стихийных бедствий исходя из условий их возникновения

    Их можно подразделить на следующие группы:

    1. Метеорологические:

    • бури (сильные, протяженные воздушные потоки, движущиеся со скоростью свыше 20 м/с);
    • смерчи (атмосферные вихри, которые появляются в грозовом облаке и распространяются вниз, как правило, до самой земной поверхности, представляют собой темный облачный рукав либо хобот, имеющий диаметр, равный десяткам, сотням метров);
    • ураганы (атмосферные вихри больших размеров, движущиеся со скоростью ветра вплоть до 120 км/ч либо до 200 км/ч, если речь идет о приземном слое).

    2. Геологические:

    • землетрясения (подземные колебания, толчки земной поверхности, которые появляются по причине внезапных разрывов и смещений в коре земли либо верхней мантии и протягиваются на значительные расстояния в качестве упругих колебаний);
    • снежные лавины (снежная масса, которая соскальзывает либо падает со склонов гор (круглых) и двигается со скоростью приблизительно 20 – 30 м/с).

    3. Гидрологические (гидрометеорологические):

    • наводнение (затопление местности водой, образовавшейся по причине продолжительных ливней, снегопадов, ветрового нагона на побережье, сильного таяния снегов, которое причиняет материальный ущерб и наносит урон людскому здоровью или даже приводит к их гибели);
    • цунами (морские волны, которые возникают по причине сдвига вниз или вверх протяженных зон морского дна во время прибрежных и подводных землетрясений).

    4. Массовые заболевания - инфекции (болезни, которые возникают по причине внедрения в макроорганизмы (животное, растение, человек) живого специфического инфекционного возбудителя: вируса, бактерии, грибка и пр.).

    5. Природные пожары (бесконтрольное горение растительности, которое распространяется по лесу).

    Техногенные ЧС: определение, критерии оценки их последствий

    Чрезвычайно опасные ситуации техногенного характера – промышленные аварии, сопровождающиеся выбросом ОХВ; взрывы и пожары; транспортные аварии (автомобильные, морские, речные, железнодорожные).

    Чрезвычайные происшествия делятся на следующие виды аварий:

    • с разрушением технических систем, транспортных средств, сооружений и без человеческих жертв;
    • катастрофы (разрушение всех вышеперечисленных средств и систем, а также гибель людей).

    Критерии оценки последствий любого рода катастроф:

    • количество жертв;
    • количество раненых (ставших инвалидами, погибших от тяжелых ран);
    • отдаленные психические и физические последствия;
    • материальный ущерб;
    • общественное и индивидуальное потрясение;
    • экономические последствия.

    Что может привести к возникновению данного рода ситуаций?

    Причины опасных ситуаций (аварий) следующие:

    • просчеты в ходе проектирования современных зданий, недостаточный уровень их надежности;
    • строительные работы ненадлежащего качества либо отступление от проектного плана;
    • отсутствие четкого плана касаемо размещения производства;
    • серьезное нарушение техпроцесса ввиду недостаточности подготовки либо недисциплинированности, халатности персонала.

    Отдельные аварии, катастрофы на транспорте и промышленных объектах могут сопровождаться выбросом ОХВ, радиоактивных веществ, взрывами, пожарами и пр.

    Какие опасности подстерегают водителей на дорогах?

    Каждый раз, когда водитель садится за руль своей машины, он должен помнить о том, что любое транспортное средство – источник повышенной опасности, в его руках жизнь и близких ему людей, находящихся с ним в машине, и других участников данного дорожного движения.

    Можно выделить следующие опасные ситуации на дорогах (угрозы):

    • Лобового столкновения . В ситуации, когда движение встречного автомобиля происходит не по своей полосе, в первую очередь другому водителю необходимо плавно снизить скорость и подать сигнал нарушителю фарами либо звуковым сигналом. Далее если дорожная опасная ситуация усугубилась (появилась реальная опасность столкновения), рекомендуется сразу снизить скорость и увести автомобиль вправо.
    • Бокового столкновения . В данной обстановке следует применить экстремальное торможение и попытаться избежать аварии (дать «автомобилю-нарушителю» возможность проехать первым, несмотря на наличие преимущественного права на проезд). В случае когда экстремальное торможение не дает результата, необходимо резко ускориться, миновав тем самым место конфликта. При осуществлении данного маневра следует подать предупреждающий сигнал (звуковой или фарами). В ситуации, когда столкновения избежать невозможно, следует постараться перевести его из бокового в касательное (повернуть руль по направлению хода атакующего автомобиля).
    • Попутного столкновения. Оно чаще всего - результат неправильно установленной дистанции. Следует внимательно следить за передвижением находящегося впереди автомобиля, осуществлять опережающее наблюдение (заблаговременно определять изменения дорожной обстановки, которые могут заставить едущее впереди транспортное средство резко затормозить). Если наблюдается увеличение скорости, рекомендуется увеличить дистанцию. Торможение должно производиться плавно во избежание заноса, наезда идущего следом автомобиля, при этом не стоит забывать о своевременной подаче предупреждающего сигнала.

    Это лишь некоторые опасные ситуации на дорогах.

    Социальные ЧС

    Процессы и явления данной направленности наполнены острыми, неразрешимыми противоречиями, катаклизмами, приобретающими в современное время глобальный характер. Социально опасная ситуация – вредоносная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине опасного социального процесса либо явления, повлекшего за собой человеческие жертвы либо ущерб их здоровью или окружающей среде, существенные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности людей.

    Защита от них – профмероприятия, которые направлены на ликвидацию данного рода опасностей. Помимо этого, необходима соответствующая подготовка, позволяющая человеку адекватно реагировать в опасных ситуациях.

    Можно выделить следующие социально опасные ситуации:

    • войны и связанные с ними конфликты;
    • ускоренный рост народонаселения;
    • недостаточное обеспечение всех людей требуемыми ресурсами, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности (пресная вода, источники энергии, продовольствием и пр.);
    • распространение наркотиков, опасных заболеваний;
    • неравномерность социального, экономического развития разных стран;
    • загрязнение природной среды;
    • негативные последствия научного развития, а также техники, информатизации;
    • рост преступности и экстремизма.

    Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций

    Они бывают:

    • без прямого физического воздействия (шантаж, мошенничество и пр.);
    • с непосредственным физическим воздействием (убийство, террор, изнасилование и др.);
    • в виде общественных выступлений (беспорядки, революции, демонстрации и пр.).

    Что делать при угрозе жизни?

    Правила поведения в опасных ситуациях следующие:

    1. Давка . В первую очередь требуется по возможности оставаться на ногах. В случае когда нет возможности встать, следует принять защитную позу (подогнуть ноги, прикрыть руками голову, повернув ее в направлении движения толпы). Если возник пожар, требуется оставаться внизу, дышать через смоченную ткань.
    2. Снежная лавина . Требуется прикрыть рот руками, создавая при этом воздушный карман. Не следует кричать, так как в данной ситуации необходимо сохранять кислород. Рекомендовано оставаться в таком положении до прибытия поисковой группы.
    3. Смерч. В первую очередь необходимо найти укрытие. В ситуации когда это сделать невозможно, требуется по мере возможности установить его направление движения. Если в данного рода опасной ситуации есть транспортное средство, необходимо немедленно его покинуть и начать движение в обратном направлении от «воронки». При самом плохом раскладе требуется лечь на землю, прикрыть голову и как можно сильнее держаться за найденную опору.
    4. Падение со склона горы . Не следует пытаться дотянуться до опоры во избежание оползня. Требуется прижать подбородок к грудной клетке и стараться тормозить ногами.
    5. Уход под лед . Выбираться следует в том же направлении, где заходили. Если никого нет рядом, необходимо попытаться вытолкнуть себя, используя предплечья (расставить руки как можно шире и опереться на край льда, постепенно пытаться подтягиваться, выталкивая сначала туловище, а затем ноги, не вставая на них).
    6. Автомобиль оказался в реке . В среднем у человека есть полторы минуты до того момента, когда кабина полностью заполнится водой. Дверь открыть невозможно, поэтому следует как можно быстрее открыть окно (если потребуется, его выбить ногами) и высвободиться из ремня безопасности.
    7. Судорожный приступ в воде . Требуется сразу же перевернуться на спину и плыть к берегу. Далее необходимо потянуть место, которое свело судорогой, к примеру, потянуть на себя стопу.
    8. Если человек подавился . В ситуации, когда это произошло в общественном месте, требуется там и оставаться, так как увеличиваются шансы на помощь других. Если никого нет рядом, придется самостоятельно осуществить прием Геймлиха (осуществить резкий удар в живот, где-то между пупком и ребрами, используя при этом либо собственный кулак, либо любую твердую опору, к примеру, стул).
    9. Ядерный взрыв . Выжить можно, если человек находится за пределами радиуса ударной волны. Во-первых, следует найти укрытие, по возможности находящееся под землей. В ситуации, когда человек пребывает в пораженной местности, необходимо лечь на землю, закрыть голову не менее чем на полминуты. Запрещено смотреть на вспышку, так как она моментально ослепит.
    10. Захват в заложники . Попытаться сбежать следует в первые минуты. Если такой возможности нет, лучше всего соблюдать все озвученные правила. Необходимо постоянно наблюдать за происходящим и попытаться определить причину похищения. Предпринимать попытки к бегству следует только после тщательного взвешивания рисков и шансов.
    11. Нападение собак . Всегда требуется сохранять спокойствие (не кричать, не показывать страх, не смотреть в глаза животному). Не допускать того, чтобы собака оказалась за спиной (в ситуации, когда животное начинает двигаться по кругу, необходимо всегда находиться к ней лицом). Если в руках есть сторонний предмет, поместить его спереди от себя. Главное - защитить лицо, горло, грудь. Пальцы обязательно нужно сжать в кулак.
    12. Пребывание на улице в период грозы . Требуется отыскать низменное место, присесть на корточки (расположиться необходимо как можно ниже, но стараться не касаться земли). Обязательно следует прикрыть уши.
    13. Большая волна . Для начала требуется попытаться ее переплыть. В случае когда это невозможно, требуется вытянуть ноги и руки (распределить удар, удержать свое тело от погружения на глубину). Далее следует сделать глубокий вдох и задержать дыхание, пока не утихнет волнение. Следует как можно быстрее всплыть и продышаться.

    Тема урока: « Опасные ситуации в жилище»

    5 класс

    Цели урока:

      Познакомить учащихся с распространенными опасностями в жилище и с их причинам.

      Выработать алгоритм действий при возникновении некоторых опасных ситуаций (если остановился лифт, если захлопнулась дверь).

      Развивать инициативу и активность на уроке.

      Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил безопасного поведения в жилище.

    Оборудование:

      учебник

      компьютер;

      экран;

      презентация.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

    II . Актуализация опорных знаний

    Давайте вспомним, какие опасности могут подстерегать человека в городе и в сельской местности.

    Индивидуальная работа учащихся.

    Работа по карточкам. Приложение 1.

    Работают 6 учеников, которые садятся за первые парты. Работают в течение 5 минут.

    Фронтальная работа с классом.

    Дома вы подготовили краткие рассказы на темы: «Что произойдет в вашем населенном пункте, если в течение трех дней будет полностью отключена электроэнергия?» и «К каким последствиям могут привести продолжительные ливневые дожди в вашем населенном пункте?» Давайте послушаем.

    Учитель спрашивает и оценивает 4-х учащихся.

    III . Введение в тему урока

    А, сейчас, послушайте стихотворение и постарайтесь ответить, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Слайд 2.

    На улице дождь непрерывный,
    А дома тепло и светло.
    И можно на бурые ливни
    Спокойно смотреть сквозь стекло.

    Тут можно укрыться от зноя,
    Спастись от морозного дня.
    В хорошее место родное -
    Домой так и тянет меня.

    Ответы учащихся.

    Да, сегодня мы будем говорить о доме, как о жилище человека. Каждый из вас живет в квартире, в которую вы возвращаетесь после школы. Там вас ждут ваши любимые игрушки и вещи. Там тепло и уютно. Там встречают вас родные лица. Там вы находитесь в безопасности.

    О доме есть поговорка. Попробуем ее прочитать. Слайд 3.

    «Мой дом – моя крепость». Объясните значение данной поговорки. Ответы учащихся.

    Нам кажется, что мы в своем доме, квартире будем в полной безопасности. Так ли это? Статистика детских травм показывает, что большинство увечий несовершеннолетние получают в бытовой обстановке. Бытовые травмы составляют 57%, как правило, это ожоги и переломы. Получается, что наше жилище не безопасно.

    IV . Сообщение темы и цели урока

    - Какие же опасные ситуации могут возникнуть в жилище, и каковы причины этих опасных ситуаций? Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

    Итак, тема урока: «Опасные ситуации в жилище». Слайд 1. Чтобы вернуться к слайду 1, необходимо навести указатель мыши на желтый кружок в нижнем правом углу слайда.

    Запись числа и темы урока в тетрадь.

    V . Изложение нового материала

    Рассказ учителя с элементами беседы.

    В нашем доме, квартире могут произойти разные опасные ситуации. Причинами этих опасных ситуаций могут стать три группы факторов. Слайд 4.

    Чтобы перейти на слайд 4, необходимо навести указатель мыши на дом.

    Группы факторов:

      природные (морозы, наводнения, жара, ураганы, землетрясение и т.д.);

      социальные (нарушение техники безопасности, нарушение правил обращения с приборами и механизмами, асоциальное поведение людей и т.д.);

      техногенные (технические аварии: прорыв труб, повреждение газопровода, нарушение работы системы отопления и т.д.)

    Запись в тетрадь.

    VI . Самостоятельная работа учащихся

    Сейчас, я предлагаю поработать по группам.

    1 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны природными факторами.

    2 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны социальными факторами.

    3 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны техногенными факторами.

    Учащиеся работают в течение 3 минут, затем идет обсуждение.

    Подводя итог ко всему сказанному, учитель демонстрирует слайды 5 – 8. Учащиеся дописывают примеры опасных ситуаций в тетрадь.

    VII . Физкультминутка Слайд 9.

    А, сейчас, выполним гимнастику для глаз. Повторяйте движения глазами по стрелкам по 5 раз.

    VIII . Продолжение изложения нового материала

    Давайте обратимся к нашим учебникам и выполним задание 4 с.30. Работа с учебником.

    Решение ситуационных задач.

    Задача 4 А. Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что ей делать? Ответы учащихся.

    слайд 10.

      Не паниковать!

      Нажмите кнопку вызова диспетчера и сообщите о ситуации.

      Если нет, звоните в службу спасения, родным, друзьям, которые смогут сообщить о происшествии в аварийную службу.

      Если телефона под рукой нет, кричите и зовите на помощь.

    Давайте ознакомимся с правилами пользования лифтом, чтобы не попасть в другие опасные ситуации, связанные с ним. Чтение учебника с.29-30 по цепочке.

    Задача 4 Б. Что делать, если захлопнулась дверь, а на лестничной клетке очень холодно? Ответы учащихся.

    Подводя итог, учитель демонстрирует слайд 11.

    Алгоритм действий в данной ситуации:

      Попросить у соседей дождаться родителей.

      Попросить соседей сообщить родителям о случившейся ситуации.

      Припомнить, не остались ли включенными плита и т.д. и сообщить родителям.

      Можно позвонить в службу спасения, обратиться в полицию.

    IX . Закрепление

    Теперь проверим, как вы усвоили материал. Выполним задание. Слайд 12.

    Задание.

    Причинами опасных ситуаций в жилых помещениях могут быть различные факторы. Найдите соответствие между фактором и характеристикой.

    Факторы Характеристика факторов

    1. Природный А. Повреждение канализационной системы

    2. Техногенный Б. Морозы и ураганы

    3. Социальный В. Хулиганство

    Г. Игра с огнём

    Д. Землетрясение

    Е. Электрозамыкание

    Ж. Мошенничество

    Ответы: 1- Б, Д; 2- А, Е; 3- В, Г.

    Х. Подведение итогов урока

    - Сегодня мы вспомнили,какие опасные ситуации могут возникнуть в жилище, и каковы причины этих ситуаций.

    Я вам напомню один из важнейших уроков ОБЖ: в каждой опасной ситуации есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания.

    Будьте внимательны! Изучайте ОБЖ.

    XI . Домашнее задание Слайд13.

      Параграф 6.

      вопросы

    Используемые материалы:

      Настрой на урок:

      Стихотворение «Дом» Агнии Барто:

    Карточка 1.

    Укажите стрелками, какие из перечисленных характеристик, с точки зрения безопасности жизни, относятся к городскому жителю, а какие к сельскому жителю.

    1. Этот житель вынужден быть мастером на все руки,

    чтобы поддержать свое хозяйство.

    2. Этот житель часто оказывается беспомощным, когда

    надо поменять прокладку в водопроводном кране или ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ

    починить электрическую розетку.

    3. Этот житель редко работает рядом с домом, поэтому

    каждый день по дороге на работу и домой подвергается

    опасности как пешеход, пассажир или водитель.

    4. Этот житель знает не только своих соседей, но порой

    и всех жителей в населенном пункте.

    5. Этот житель часто не знает своих соседей по лестничной

    клетке, а это помогает преступнику легко проникнуть в дом СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ

    и уйти незамеченным.

    6. Этот житель чаще подвергается опасности там, где

    собирается много народа, так как незначительное

    происшествие в таком месте может привести к панике.

    Ответ:

    ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ – 2, 3, 5, 6.

    СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ – 1, 4.

    Карточка 2. Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

    Укажите стрелками, какие из перечисленных опасностей относятся к городу, а какие к селу.

    1. Большая зависимость от природных условий

    (засуха, наводнение и т.д.) ГОРОД

    2. Загрязнение окружающей среды вредными выбросами

    предприятий и транспорта.

    3. Интенсивное движение транспорта.

    4. Плохие дороги и большие расстояния, затрудняющие

    своевременный приезд служб спасения.

    5. Много людей с асоциальным поведением и дурными

    намерениями.

    6. Наличие большого количества коммунальных сетей и СЕЛО

    коммуникаций с возможностью аварий на них.

    Ответ:

    ГОРОД – 2, 3, 5, 6

    СЕЛО – 1, 4.

    …………………………………………………………………………………………………….

    Карточка 3. Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

    Вставьте пропущенные слова, пользуясь словами - помощниками.

    (Слова – помощники записаны в именительном падеже, если это имена существительные, и в неопределенной форме, если это глаголы.Подставляя их в предложения, меняйте падеж и форму, если это необходимо).

    1. В большом городе каждый день человек должен преодолевать большие _______________________________________.

    2. Интенсивное движение городского транспорта увеличивает вероятность возникновения

    ________________________________________________________________.

    3. При большом скоплении людей и построек наводнение или землетрясение намного ____________________________ в городе, чем в ________________________ местности.

    4. В городе много опасных для ______________________________ промышленных объектов.

    5. В городе человек зависит от работы ___________________________________________.

    6. Высокая концентрация _________________________________ характерна для городов.

    СЛОВА – ПОМОЩНИКИ: бытовые службы; расстояния; опаснее; здоровье; правонарушители; сельская; автодорожное происшествие.

    Ответ:

    1 – расстояния; 2 – автодорожного происшествия; 3 – опаснее, сельской; 4 – здоровья; 5 – бытовых служб;

    6 – правонарушителей.

    Структура ситуации включает: обстановочные составляющие (экстремальные условия); личностные составляющие (образ-Я); деятельностные составляющие (намерения и поведение). Одни и те же обстановочные факторы, будут действовать по-разному на людей, отличающихся своими индивидуальными особенностями.

    Ситуация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия человека и объективных особенностей ситуации.

    Опасная ситуация - это система объективных и субъективных элементов представляющих угрозу для физического выживания и психического здоровья человека. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

    Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

    Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.

    ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

    В результате чрезвычайной ситуации или по другим причинам может возникнуть экстремальная ситуация - это система объективных и субъективных элементов, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что создает угрозу выживанию человека. Например, высокие или низкие температуры, физическая нагрузка, высокие дозы облучения и др.

    Первый тип - объективно экстремальные ситуации. Трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями. Бывает, что человек не в состоянии избежать их, иногда он может уменьшить опасность для себя и других, иногда отдалиться и уйти в безопасную зону, а бывает, что человек идет навстречу опасности, увеличивая ее для себя. Таковы, например, ситуации стихийных бедствий, вооруженной борьбы, крупных аварий и катастроф.

    Второй тип - потенциально экстремальные ситуации. Объективные трудности, опасности выражены в них неявно, существуют как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Оголение электропроводки в доме, хранение пожаро- и взрывоопасных веществ в квартире, газовые плиты, появление признаков ухудшения работы тормозной системы автомобиля, сбор группы подозрительных лиц вблизи охраняемого объекта и пр.

    Потенциальную угрозу увеличивает пренебрежение техникой безопасности

    В жизни человека подавляющее большинство ситуаций, из череды которых состоит жизнь, содержат в себе потенциальные угрозы и опасности разного рода. Нужна постоянная разумная осторожность, осмотрительность и понимание потенциальной опасности, ее степени, вероятности, условий проявления, возрастания ее в отдельных ситуациях. Возникновение экстремальности происходит обычно скачком в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности.

    Третий тип - лично спровоцированные экстремальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями. Они могут возникать даже по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности человека. Примеры: острый конфликт между матерью и ребенком, возникший из-за того, что последний не имеет привычки мыть руки перед едой; конфликт между подругами из-за претензий одной, что другая ей не позвонила, когда та болела; передвижение женщины ночью в одиночестве по темной улице. Часть лично спровоцированных экстремальных ситуаций возникает не сразу за действиями, а отсрочено, в виде непредвиденных негативных последствий. (возникающие и нарастающие с годами материальные и психологические трудности, неустроенность в жизни и -др.) Коренная причина лично спровоцированных экстремальных ситуаций - в человеке, в его недостаточной социальной и психологической сформированности, слабости образованности, воспитанности, а также результат упущений в работе с ним в предшествующее и текущее время жизни.

    Четвертый тип - воображаемые (фантазийные) экстремальные ситуации. Эти ситуации тоже создаются человеком, но его разгулявшимся воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится ему, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Они присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, слабо подготовленным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природных катаклизмов, частых неудач, отсутствии достаточной информации такие ситуации могут получать распространение. Объективные особенности обстановки, таким образом, не механически и однозначно придают ситуациям экстремальность. Они представляют собой потенциально психогенные факторы, т.е. факторы, могущие вызывать психологические реакции, но «последнее слово» всегда остается за человеком-личностью с его индивидуальными особенностями.

    Экстремальной для человека может оказаться и критическая ситуация – это такая ситуация, в которой он сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, личностных притязаний).