Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья. Порядок увольнения военнослужащих по окончанию контракта Какими документами регламентируется увольнение с военной службы

    Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья. Порядок увольнения военнослужащих по окончанию контракта Какими документами регламентируется увольнение с военной службы

    Служба в ВС РФ производится по контракту и в соответствии с ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ (Далее – ФЗ № 53-ФЗ). Военнослужащий может уволиться с воинской службы по собственному желанию, включая досрочное прерывание контракта при наличии уважительных причин.

    Основания, признаваемые уважительными для увольнения

    Увольнение в связи с достижением предельного возраста или истечением срока действия контракта не требует представления подтверждающих документов. Одновременно к моменту подачи рапорта в/с обязан пройти медкомиссию (для исключения в дальнейшем претензий со стороны лица).

    При направлении рапорта на досрочное увольнение в/с должен тщательно изложить и подтвердить уважительность причины увольнения. Уважительными признаются причины, не позволяющие военнослужащему выполнять обязанности в полном объеме. Перечень оснований для возможности досрочного увольнения приведен в ст. 51 ФЗ № 53-ФЗ . Досрочным считается увольнение до окончания действия имеющегося контракта.

    Основание Краткое описание
    Достижение предельного возраста Предельный возраст службы зависит от звания в/с
    Окончания срока контракта В/с имеет право не продлевать контракт при достижении предельного возраста и подать рапорт на увольнение
    Нарушение условий контракта Рассматриваются основания, при которых допускается нарушение условий контракта в отношении в/с
    Состояние здоровья Для признания у в/с состояния здоровья, ограниченно годного для продолжения службы, необходимо пройти ВВК
    Семейные обстоятельства Наличие медицинских противопоказаний у членов семьи к проживанию в местности несения службы с отсутствием возможности перевода
    Перемена места службы супруга-военнослужащего или супруги
    Потребность в исполнении опекунства несовершеннолетних брата или сестры
    Потребность обеспечения ухода за членом семьи или ребенком до 18 лет при отсутствии второго родителя
    Назначение на должности законодательной или исполнительной власти Рассматриваются случаи исполнения полномочий федерального, регионального или муниципального уровня

    Основания увольнения определены ст. 34 Указа президента РФ от 16.09.1999 № 1237 .

    Подача рапорта командиру

    Решение об увольнении в/с принимает вышестоящий воинский начальник на основании рапорта лица и решения аттестационной комиссии. О намерении досрочно уволиться военнослужащий сообщает непосредственному командиру в рапорте. Порядок обращения к вышестоящему должностному лицу, командиру установлен в гл. 6 Дисциплинарного Устава ВС РФ . Особенности обращения:

    • Лица, подавшие рапорт, должны получить письменный ответ. Отказ в удовлетворении просьбы доводится до в/с излагается с указанием оснований, ссылок на законодательные нормы.
    • Неудовлетворительное решение по рапорту может быть оспорено в суде.
    • Командир, которому представляется рапорт, не имеет права препятствовать обращению.

    Рассмотрение рапорта производится в течение 30 суток, исчисляемых от дня регистрации рапорта в книге учета письменных обращений. Увеличение срока рассмотрения производится командиром в связи с необходимостью проведения дополнительных мероприятий, запросов, проверки сведений. О продлении периода, предоставляемого нормами на ответ, дополнительно сообщается военнослужащему.

    Форма и сведения рапорта об увольнении

    В документообороте ВС РФ применяется форма письменного обращения к командиру – рапорт. Документ имеет произвольную форму, составляется аналогично гражданскому заявлению.

    Раздел рапорта Состав данных
    Шапка, расположенная в правом верхнем углу Должность, ФИО командира, должность, звание, ФИО в/с
    Оглавление документа, располагаемое по центру «Рапорт об увольнении»
    Первая часть основного раздела Просьба об увольнении с военной службы, указание причины, ссылка на статью закона. Обстоятельства, побудившие к досрочному увольнению, описываются подробно
    Вторая часть Просьба о рассмотрении просьбы о досрочном увольнении аттестационной комиссией
    Третья часть основного раздела Приложения – документы, подтверждающие уважительность причины
    Заключительная часть Дата, подпись лица

    Рапорт составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у в/с для подтверждения факта обращения.

    Особенности увольнения военнослужащих, не обеспеченных жильем

    Лицам, имеющим выслугу более 10 лет и увольняемым в связи с ОШМ, достижением предельной выслуги, состоянием здоровья, предоставляется возможность приобретения жилья в населенном пункте, выбранном в/с по желанию (ст. 23 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

    При нарушении закона в/с имеет право оспорить увольнение в судебном органе. Лицо восстанавливают в рядах ВС РФ с выплатой положенного довольствия. Увольнение без обеспечения жильем допускается только в случаях добровольного согласия лица. При этом обязанность обеспечения принимают военкоматы, курирующие уволенных со службы лиц.

    Дата увольнения со службы

    В/с числится в рядах ВС РФ до дня издания приказа, исключающего лицо из списков личного состава части. Днем увольнения считается дата поступления выписки из приказа в воинскую (войсковую) часть и регистрация документа.

    Пример неправильного определения даты увольнения

    Вышестоящему органу было направлено представление об увольнении в/с майора Р. по состоянию здоровья. Приказ об увольнении был продиктован в воинскую часть телефонограммой. На основании данных о приказе было произведено увольнение и произведен расчет с в/с Р. Приказ поступил в часть спустя 14 дней. В/с оспорил увольнение, был восстановлен в должности, несмотря на состояние здоровья, не позволяющее продолжение службы. Увольнение произведено в день поступления приказа.

    Расчет при увольнении военнослужащего

    При увольнении в/с получает в части полный расчет:

    1. Денежным довольствием, причитающегося в/с. Довольствие, выплачиваемое за неполный месяц, рассчитывается пропорционально.
    2. Компенсацией взамен вещевого довольствия.
    3. Компенсацией взамен продовольственного обеспечения.

    В зависимости от выслуги лет в/с получает выходное пособие. При выслуге менее 20 лет выплата составляет 2 оклада (по званию и должности), свыше 20 лет – 7 окладов. Лицам, представленным к государственной награде, дополнительно выплачивают один оклад. В/с, имеющие выслугу свыше 20 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами.

    Ошибки, допускаемые при увольнении военнослужащего

    По выводам Верховного Суда РФ, незаконно уволенный военнослужащий, заявивший на компенсацию морального вреда, имеет право на возмещение. Отмена приказа об увольнении с восстановлением в списках части производится непосредственным начальником.

    Председатель ВС РФ В.М.Лебедев (Пост. Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8 )

    Вопрос № 1. Как определяется предельный срок для службы и заключения контракта?

    Для лиц высшего командного состава, в отношении которых установлено ограничение в 65 лет, допускается заключение контракта еще на 5 лет, остальные в/с имеют возможность для продления контракта до 65 лет.

    Вопрос № 2. Как производится служба по истечении контракта, если в отношении в/с не выполнено условие предоставления жилья?

    В/с не увольняется до исполнения обязательств, находится в списках части без выплат надбавок.

    Дисциплинарный Устав военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентирует особый порядок приема на службу или увольнение с нее военнослужащих лиц. Кроме этого в отношении военнообязанных действует также и Федеральный Закон РФ, который называется .

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Прикрепляемые к этим основным законам приказы, инструкции и письма – все они призваны урегулировать вопросы в отношении тех или иных обстоятельств увольнения военнослужащего по его изъявленному желанию.

    Как подать рапорт

    Любое письменное обращение к своему командиру, начальнику или другому должностному лицу воинской части, которое занимается кадровыми вопросами, должно составляться в виде рапорта, а не заявления, какое фигурирует у гражданских лиц.

    Требование такого плана четко прописано в ДУ ВС РФ, а также основывается на , Положения о воинской службе и ее порядке прохождения (утверждено Указом Президента РФ № 1237 от 16.09.1999г.).

    Рапорт об увольнении по своему желанию составляется в свободной форме, потому как его типовой формы нет.

    Но в тексте обязательно должны наличествовать уважительные причины, которые в дальнейшем обоснуют возникшее желание военнообязанного уволиться.

    Основания, по которым точно согласятся отправить в увольнение военнообязанного служащего, прописываются в Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также в Положения о прохождении военной службы и ее порядке перечислены те весомые причины, по которым могут дать согласие на увольнение.

    Если хотите, чтобы ваше собственное желание уволиться с военной службы было одобрено, тогда в рапорте укажите одну из следующих причин, которую легко будет доказать и проверить:

    1. Выслуга лет или увольнение по возрасту.
    2. Окончен срок службы по условиям контракта.
    3. Аттестационная комиссия признает подчиненного, подающим рапорт, не пригодным к службе по состоянию здоровья.
    4. В случае, когда имеют место основания для лишения званий военнослужащего.
    5. Когда военнообязанного приговорили через суд к лишению свободы.
    6. Другие основания, прописанные в закона об обязанностях и службе военных лиц.

    Предельный возрастной порог для военнообязанного гражданина России, пребывающего на службе, является сорокапятилетний возраст, но при условии общего непрерывного трудового стажа в течение 25 лет, из которых военная служба должна составлять не менее 12 лет и шесть месяцев ( ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

    Для лиц, служащих в правоохранительных органах, выслуга лет составляет 20 лет стажа и более. В случае с лишением звания военного срабатывают те же основания для увольнения, что при лишении должности по Трудовому Кодексу в ТК РФ.

    В рапорте указывается Ф.И.О. командира части, часть, затем персональные данные увольняющегося военного, ссылка на закона РФ о воинской службе.

    К рапорту обязательно должны прилагаться копии документов или других материалов, которые доказывали бы вескость оснований для увольнения. Завершается документ датой, ниже указывается ваша должность или звание как военнослужащего и ваша подпись.

    Порядок увольнения

    Действия при увольнении:

    1. Рапорт следует подготовить в двух экземплярах. Документ составляется в произвольной форме, унифицированной формы его бланка нет. Обязательно укажите не меньше двух уважительных причин.
    2. Подавать такой документ нужно в строевую часть. На одном экземпляре документа ставится номер регистрации входящего документа сотрудником строевой части и дата приема этого документа, а на втором экземпляре – пишется то же самое, но только он оставляется в части, а первый – выдается на руки военнослужащему.
    3. Отказать в рассмотрении просьбы рапорта и вовсе его не принять, или принять с нарушениями делопроизводственных нормативов (не зарегистрировать документ как входящий) служащие части не имеют никакого права.
    4. Приняв ваш рапорт его обязаны рассмотреть в течение 30 суток, и дать вам письменный, документальный ответ. Такое требование прописано в законодательстве Вооруженных Сил РФ – Дисциплинарного Устава, где говорится о том, что обращения любого характера, по любой причине должны быть рассмотрены начальством.
    5. Аннулирования за сроком давности подачи рапорта в законе не обозначено. Если по истечении 30 дней вам ответ так и не пришел, то вы имеете полное право обжаловать в суде бездействие своего начальствующего органа. Кроме этого вы можете также обратиться к военному прокурору вашего гарнизона, где вы служите или же в прокуратуру по месту проживания вашего начальника, который уклоняется от выполнения своих обязанностей.

    Обратите внимание, для чего нужны два экземпляра рапорта. В случае уклонения командира строевой части или учинения каких-либо препятствий военнослужащему в связи с подачей рапорта – все это можно обжаловать в суде.

    Для суда основанием того, что вы, действительно подавали рапорт на увольнение на законных основаниях, будет служить именно тот экземпляр, который вам обязаны выдать на руки с реквизитами входящего документа.

    Какие полагаются выплаты

    Все выплаты начисляются в соответствии с тем ведомством, где военный служит, а также на основании той или иной причины.

    Так, если увольнение происходит по возрастной выслуге лет, тогда будет назначена пенсия как военному пенсионеру.

    Если же по другим основаниям – может быть назначено единовременное выходное пособие по закону – Федеральный закон РФ от 07.11.2011 г. и Приказа Минобороны РФ от 30.12.2011 г.

    Размеры таких выплат зависят от срока службы:

    • 2 оклада для уволенных со службы, которая длилась менее 20 лет;
    • 7 окладов – более 20 лет воинской службы.
    • 1 оклад дополнительно может добавляться к основной выплате при наличии государственных наград за несение воинской службы.

    Пособие выплачивается увольняющемуся военному, состоящему как на государственной службе, так и работавшему по контракту.

    Помимо этого могут назначить различного рода премии, если были особые заслуги перед военной обороной, или просто поощрение в денежном выражении за добросовестное выполнение своих военных обязанностей.

    Обычно такую премию могут выплатить в размере либо одного, двух или трех месячных окладов в дополнение к выходному пособию.

    Особенности увольнения военнослужащего по контракту по собственному желанию

    Контрактная служба подразумевает заключение между обеими сторонами – военнослужащим и его начальством – определенных обязательств, которые берется выполнять военнослужащий гражданин при определенных условиях, в том или ином объеме, соответственно закону.

    Со своей стороны командование выполнять свои обязательства перед своим подчиненным. Разорвать такие отношения можно лишь на основании нарушений условий контракта, допущенных одной из сторон.

    В той ситуации, когда служащий на контрактной основе в вооруженных силах страны хочет уволиться по собственному желанию, то ему для этого понадобятся уважительные причины.

    Просто так контрактник уволиться не сможет, основывая текст своего рапорта лишь на одном только своем желании.

    Наличие веских причин – это одно из условий Федерального закона в отношении военнообязанных граждан – п.6 ст. 51, а также Положения, говорящее про порядок прохождения воинской службы, которое утверждено президентским Указом № 1237 от 16.09.1999 года.

    В этих правовых документах четко прописаны те основания, по которым увольняемый должен четко аргументировать свое желание окончить службу по своей инициативе.

    Чтобы по закону могли уволить контрактника, необходимо проделать следующие шаги с выполнением определенных существенных условий:

    1. Просто так уйти со службы нельзя. Требует написать рапорт.
    2. Необходимо изъявить свое желание в письменной форме и выразить его в виде записи в рапорте о том, что ваше увольнение с военной службы по собственному желанию, по определенным уважительным причинам. Этим документом докладывается командиру ваше намерение.
    3. Составив рапорт в двух экземплярах проследите, чтобы принимавшая этот первичный документ сторона зарегистрировала его как входящий, завизировала номер, дату и подпись на обоих экземплярах и выдала вам на руки второй.
    4. Начальник подразделения, кадровая служба или командир строевой части обязаны принять ваш рапорт и рассмотреть его в 30-дневный срок.
    5. Для этого он должен предъявить этот документ аттестационной комиссии. К рапорту еще он может приложить сопутствующие документы, доказывающие вескую причину увольнения.
    6. Задача такой комиссии изучить все документы заслушать объяснения самого увольняющегося и прийти к заключению, что причины указанные в рапорте, действительно являются вескими (уважительными). Срок, который отводится комиссионному исследованию дела, составляет не более недели. При необходимости могут продлить рассмотрение вопроса еще на неделю, если нужна дополнительная проверка.
    7. Далее участники комиссии (военные юристы, командир части и его заместитель, другие командиры иных подразделений, военный врач) составляют протокол расследования, где четко указывается заключительный вывод по военнослужащему, желающему уволиться.
    8. Все документы по данному делу командир военнослужащего, уполномоченный увольнять своих подчиненных, обязан завизировать, утвердить своей подписью. Такое требование он должен выполнить на основании Инструкции, утвержденной Приказом МО РФ от 06.04.2002 г.

    Решение аттестационной комиссии – это еще не окончательное решение об увольнение. Протокол заседания – это только лишь основание, которым должен руководствоваться командир, чтобы понять, как ему действовать далее в отношении своего подчиненного.

    Именно за командиром, которому закон дает право увольнять сотрудников-военных, остается последнее решающее слово.

    Основаниями для увольнения контрактника будут являться следующие причины:

    • плохое состояние здоровья;
    • семейные обстоятельства;
    • регулярные нарушения контрактных условий и обязанностей;
    • другие уважительные причины, которые подходят , или п. 6 ст. 51 ФЗ о военных обязанностях и порядке прохождения службы.

    Вообще любой законодательный акт или правовые документы не говорят о том, что есть такая формулировка как «увольнение по контракту с военной службы по причине собственного желания» увольняющегося.

    Подписав контракт и распределившись в часть, военный не всегда остается доволен условиями службы. До окончания действия документа закон не позволяет ему покинуть армейские ряды просто потому, что он передумал служить. Сложившиеся обстоятельства и не знание правовых норм приводят к тому, что военнослужащий готов на увольнение по любой статье, не задумываясь о последствиях.

    Законом предусмотрена возможность досрочного по контракту. Достаточно выяснить, какие основания для ее прекращения существуют, и правильно использовать данную информацию. Юридическая грамотность помогает избежать и тех случаев, когда исключение из воинских рядов происходит неправомерно по инициативе командования.

    Рассмотрим, по каким причинам, установленным законодательством, можно прекратить службу, находясь на контракте, и какова должна быть процедура увольнения. Знание правовых нюансов и типичных нарушений прав военнослужащих позволит грамотно и без негативных последствий покинуть ряды ВС.

    Когда возможно досрочное увольнение

    Законодательные нормы, дающие права на досрочное увольнение с военной службы, подробно изложены в ФЗ №53.

    Согласно ст.51, расторгнуть соглашение с МО раньше срока военнослужащий может по:

    • собственной инициативе;
    • решению командира;
    • вине сложившихся обстоятельств.

    Попав в условия, при которых военный вынужден бросать службу (п.1, ст.51), ему не приходится выбирать «статью» увольнения.

    Продолжать службу не сможет тот, кто:

    • признан негодным по состоянию здоровья, в соответствии с заключением ВВК;
    • не может продолжить работу в своей должности из-за ограничений, наложенных медиками, а другой должности в МО для него нет;
    • признан виновным по уголовной статье, лишен свободы, воинского звания или возможности и дальше занимать свой пост;
    • совершил умышленные виновные действия и осужден условно;
    • совершил противоправные действия, в результате чего потерял доверие руководства.

    Также из армии исключают тех офицеров, прапорщиков и мичманов, которые сменили гражданство.

    Досрочно уйти по собственной инициативе военный может только в исключительных случаях (п.3, ст.51).

    Кроме желания нужны объективные причины, объясняющие необходимость увольнения.

    Ими могут стать:

    • нежелание служить после окончания срока контракта, или наступил возраст выхода на пенсию, утвержденный для звания военного или его пола;
    • невозможность продолжать службу в существующих условиях (когда прописанные в контракте права военного ущемляются, а обязанности МО в отношении его не исполняются);
    • наличие уровня физического здоровья, препятствующего исполнению текущих обязанностей в полном объеме (признание военного ограниченно годным по заключению ВВК);
    • необходимость покинуть службу, связанную с семейными сложностями;
    • получение выборного или высокого государственного поста (избрание депутатом, назначение на должность в Совет Федерации и так далее).

    Особо следует сказать о личных обстоятельствах, которые могут быть приняты в расчет комиссией при увольнении. Их количество не просто ограничено, но и строго регламентировано в законе.

    Чтобы использовать одно из данных оснований, военнослужащему придется документально подтвердить, что:

    • член его семьи по заключениям врачей не может проживать в месте службы бойца;
    • его вторая половина переведена военным ведомством на должность в иной местности;
    • одному из близких родственников требуется постоянный уход, и осуществить его, кроме военного некому.

    Иные семейные обстоятельства не могут стать причиной увольнения. Максимум, что можно получить для их решения - дополнительный отпуск.

    Независимо от того, кто является инициатором ухода, досрочное увольнение военного всегда связано с одобрением командования. Наличие причины только создает объективные предпосылки к прекращению службы.

    Окончательное решение должен принять командующий на основании имеющихся сведений и заключений комиссий.

    Юридические нормы разрешают командиру по собственной инициативе уволить армейца при:

    • изменении штатного расписания (если по ОШМ упраздняется должность военнослужащего);
    • неудовлетворительных выводах аттестационной комиссии о результатах испытаний бойца;
    • достижении бойцом возраста, признанным предельным для службы;
    • окончании срока действия контракта;
    • систематических или грубых нарушениях условий службы (НУК);
    • желании армейца перейти на службу в ведомственные или государственные структуры;
    • наличии приговора суда, определившего действия военного неосторожными, но назначившего условный уголовный срок;
    • отказе армейца от наркологического освидетельствования;
    • наличии административного проступка, совершенного военным под воздействием наркотических, токсических и иных препаратов;
    • получении иностранного подданства у бойца рядового состава или прекращении гражданства РФ.

    Имеющиеся по закону права позволяют руководству убирать из армии неугодных подчиненных, подобрав необходимое основание. Хотя процедура увольнения достаточно четкая, и организована так, чтобы избежать в данном вопросе самовольных и необоснованных решений, опыт и самомнение некоторых командиров провоцируют их к пренебрежению законом.

    Сокращение должности (ОШМ), прекращение контракта по возрасту или состоянию здоровья сохраняют за армейцем все социальные гарантии и выплаты, заслуженные им на момент увольнения.

    Кроме того, принудительно уволить военного по вышеназванным основаниям нельзя, если:

    • он еще не выслужил необходимый до назначения пенсии срок;
    • не решен вопрос жилищного обеспечения, а военнослужащий числится в списках нуждающихся.

    Право получить квартиру от государства законодательно закреплено за теми, чей срок службы превышает 10 лет.

    Если же увольнение произведено на основаниях, связанных с виновными действиями военного, он получает только положенное на момент ухода ДД, лишаясь всех дополнительных компенсаций, пособий и льгот.

    Несмотря на это бойцов часто увольняют по НУК, провоцируя их на административное или дисциплинарное нарушение, фабрикуя личные карточки, а иногда даже при отсутствии каких-либо взысканий просто «по статье». Некоторые граждане, отчаявшись добиться увольнения, сами пишут на себя рапорта, указывая причиной НУК, при этом они сознательно считают, что без компенсаций и льгот как-нибудь обойдутся.

    Такое поспешное решение может привести к весьма плачевным последствиям на гражданке.

    Для таких военнослужащих практически закрыты возможности:

    • продолжить службу, если появится такое желание;
    • устроится на работу в силовое или военное ведомство;
    • получить должность в государственных структурах.

    Иногда это становится препятствием даже при приеме на работу в частные фирмы, например, связанные с охранной деятельностью.

    Военные юристы советуют:

    • если служба стала в тягость, лучше выбрать для ее прекращения иное основание, либо потерпеть до конца контракта;
    • оспаривать решение аттестационной комиссии или приказ командира у вышестоящего начальства или военном суде, если военнослужащий считает свое увольнение неправомерным;
    • напрямую обращаться в , когда в процессе службы командир позволяет себе нарушать существующие законы и права армейцев.

    Любое решение руководства может быть оспорено в течение месяца после ознакомления с ним.

    Если у вас остались вопросы на тему досрочного увольнения с военной службы, или вы имеете интересный опыт в прохождении данной процедуры, напишите нам в поле «Комментарии».


    VIII. Порядок увольнения с военной службы

    Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

    1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

    а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

    (в ред. Указов Президента РФ от 01.07.2014 N 483, от 02.01.2015 N 3)

    б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

    уволенных с военной службы в отставку;

    женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;

    избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;

    в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

    являющихся иностранными гражданами.

    (п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50)

    2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

    При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

    3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

    а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

    непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

    непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

    участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

    осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

    вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

    (абзац введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

    (пп. "д.1" введен Указом Президента РФ от 13.11.2012 N 1525)

    д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    (пп. "д.2" введен Указом Президента РФ от 13.11.2012 N 1525)

    е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    (пп. "е.1" введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

    ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

    (в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

    военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;

    военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);

    военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

    з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

    (пп. "л" введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

    м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

    (пп. "м" введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

    (п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50)

    4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

    а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

    при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

    по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

    при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

    при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

    при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);

    б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

    в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

    г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

    д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

    (пп. "д" в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

    е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

    е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

    (пп. "е.1" введен Указом Президента РФ от 13.11.2012 N 1525; в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

    е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

    (пп. "е.2" введен Указом Президента РФ от 13.11.2012 N 1525)

    ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

    з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

    и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

    (пп. "и" введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

    к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

    (пп. "к" введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

    (п. 4 в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50)

    4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с указанными подпунктами, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

    (в ред. Указов Президента РФ от 02.01.2015 N 3, от 20.10.2015 N 522)

    5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

    а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

    б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

    в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

    в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

    в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

    в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

    (в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 51)

    в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);

    в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

    (абзац введен Указом Президента РФ от 16.01.2008 N 51)

    г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

    д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

    (п. 5 в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50)

    5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

    (п. 5.1 введен Указом Президента РФ от 16.01.2008 N 50)

    6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

    (п. 6 в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 51)

    8. Увольнение с военной службы производится:

    а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

    б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

    (в ред. Указов Президента РФ от 17.04.2003 N 444, от 02.01.2015 N 3)

    в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

    Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

    9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

    10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

    11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

    (в ред. Указов Президента РФ от 21.03.2011 N 337, от 09.01.2012 N 45, от 13.11.2012 N 1525)

    12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

    Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

    13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

    Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

    Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

    14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

    а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

    б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

    15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

    16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

    17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    (в ред. Указа Президента РФ от 03.10.2014 N 654)

    Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    (абзац введен Указом Президента РФ от 09.07.2007 N 861)

    18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

    19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

    (в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

    При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

    20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

    21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

    Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

    22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

    23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

    24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

    25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

    Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

    (п. 25 в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

    26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

    27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

    28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

  • ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В РАБОТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
  • Увольнение военнослужащих в РФ осуществляется в соответствии с положениями федерального законодательства, нормативных актов, издаваемых Министерством обороны, а в ряде случаев — подписываемых президентом РФ. Офицеры и военные пенсионеры, вышедшие в запас или в отставку, получают значительные льготы от государства. В чем заключается процедура увольнения военнослужащего? Какие государственные гарантии для офицеров запаса и отставных военных установлены законодательством?

    Общие положения законодательства об увольнении из армии

    Для начала изучим ряд общих формулировок законодательства РФ, регулирующих увольнение военнослужащих. Какие из его положений заслуживают внимание в первую очередь?

    Можно отметить, что в том случае, если от прохождения службы в армии освобождаются офицеры, занимающие военные должности на уровне высшего командного состава, то их увольнение осуществляется в соответствии с нормативными актами, подписываемыми президентом России.

    В случае если увольняются военнослужащие, имеющие звания до полковников или капитанов 1 ранга, то освобождение их от осуществляется в порядке, установленном в федеральных нормативных актах.

    Офицеры армии РФ увольняются в зависимости от возраста, а также состояния здоровья в запас или в отставку. В первом случае осуществляется постановка граждан на воинский учет, во втором проведение данной процедуры не предусмотрено законодательством.

    Основания для увольнения из армии

    В соответствии с законодательством РФ, увольнение с военной службы возможно в случае:

    Достижения офицером предельного возраста выполнения своих обязанностей в армии;

    Истечения срока призыва или контракта с вооруженными силами;

    Наличия медицинских показаний, препятствующих прохождению службы в армии;

    Лишения офицера воинского звания (например, по причине утраты доверия со стороны командования);

    Лишения свободы по приговору суда;

    Отчисления из образовательной организации при вооруженных силах РФ;

    Лишения права служить в армии в соответствии с приговором суда;

    Избрания офицера на должность в Госдуме, региональном парламенте, муниципальном образовании;

    Прекращения службы в армии в период, когда ее деятельность приостановлена;

    У офицера;

    Получения военнослужащим подданства другого государства.

    Досрочное увольнение военнослужащего по контракту возможно по причине:

    Организационно-штатных мероприятий;

    Перехода офицера на службу в МВД, национальную гвардию, пожарную службу, иные силовые структуры;

    Невыполнения военнослужащим условий по контракту;

    Недопуска офицера к государственной тайне;

    Лишения свободы условно за неумышленное преступление по приговору суда;

    Несоответствия результатов участия в испытаниях требуемым;

    Перехода офицера на гражданскую службу;

    Прекращения гражданства РФ;

    Получения офицером подданства другого государства;

    Непрохождения химико-токсикологического обследования;

    Совершения административного правонарушения в виде употребления запрещенных веществ без разрешения врача.

    В ряде случаев офицер, который служит по контракту, вправе уйти со службы досрочно. Изучим подробнее специфику данных правоотношений.

    Досрочное прекращение контракта: основания

    Офицер-контрактник получает право инициировать досрочное увольнение с военной службы, если:

    Условия контракта в отношении него будут нарушены;

    Служить не позволяют проблемы со здоровьем;

    Возникнут семейные обстоятельства, препятствующие возможности прохождения офицером службы в армии;

    Он получит должность на уровне высших структур исполнительной власти субъекта РФ или статус члена Совета Федерации;

    Он будет избран депутатом Госдумы, парламента в субъекте РФ, муниципальном образовании.

    Таков порядок увольнения офицеров армии РФ. Можно отметить, что министр обороны России может издавать отдельные приказы, регламентирующие порядок освобождения военнослужащих от занимаемых ими должностей. Рассмотрим один из ключевых правовых актов соответствующего типа — приказ министра обороны № 660, принятый 30.10.2015 года, в части регулирования процедуры увольнения военнослужащих.

    Процедура увольнения военнослужащих: регламент от Министерства обороны

    В соответствии с указанным источником права, увольнение офицеров из армии предполагает, в частности:

    Разработку компетентными структурами вооруженных сил плановых документов, обеспечение работы кадровых органов, отвечающих за увольнение военнослужащих;

    Контроль над выполнением планов по освобождению военнослужащих от занимаемых должностей в вооруженных силах.

    Планы, в соответствии с которыми осуществляется увольнение офицеров, должны направляться кадровыми структурами на утверждение уполномоченным должностным лицам. В данных документах содержатся сведения о военнослужащих, которые достигают предельного возраста службы в армии, включая тех, у которых истекает срок подписанного с вооруженными силами контракта после достижения предельного возраста службы.

    Приказ Минобороны № 660 предполагает проведение ответственными подразделениями вооруженных сил мероприятий по своевременному увольнению военнослужащих. В них должны участвовать командиры воинских частей, представители кадровых структур, органов материально-технического обеспечения, медицинских служб, финансовых структур, комиссий по аттестации.

    Значительный объем задач приходится решать именно командиру части. Ему нужно:

    Заблаговременно выяснить у военнослужащего перспективы заключения нового контракта с вооруженными силами с учетом состояния здоровья, обеспеченности жильем;

    Направить личное дело офицера, который собирается увольняться, в уполномоченный орган;

    Содействовать прохождению военнослужащим медицинского освидетельствования;

    Предоставить офицеру отпуск при его наличии, а также дополнительный отдых, предусмотренный действующими нормативами;

    Организовать аттестацию военнослужащего в предусмотренных законом случаях;

    Довести до офицера решение о его служебном предназначении по истечении контракта или при достижении им предельного возраста службы в армии;

    Провести беседу с офицером об увольнении и зафиксировать ее результаты в отдельном документе по установленной форме.

    На офицера, который собирается уволиться, оформляется также представление по установленной форме. Данный источник входит в состав документов, собираемых в рамках оформления увольнения военнослужащего.

    Увольнение из армии в предусмотренных законом случаях дает право человеку на ряд гражданских привилегий. Порядок их предоставления зависит от категории военнослужащего, места, в котором проходила воинская служба, оснований для увольнения человека из армии. Так,законодательством РФ установлен особый вид пособия для офицеров, уволившихся из вооруженных сил. Изучим их специфику.

    Увольнение из армии: пособие

    Для военнослужащих, которые уволены из армии по достижении предельного возраста службы, по состоянию здоровья или же по причине организационно-штатных мероприятий, установлено единовременное пособие при увольнении с военной службы. Его величина соответствует:

    5 окладам, если офицер прослужил в вооруженных силах менее 10 лет;

    10 окладам, если длительность службы составила от 10 до 15 лет;

    15 окладам, если офицер служил от 15 до 20 лет;

    20 окладам, если длительность службы в вооруженных силах составила 20 лет и более.

    Есть и иные основания для начисления подобных выплат — даже в случае, если офицер прекратил выполнение воинского долга по основаниям, не соответствующим тем, что указаны выше. Так, если человек был уволен с военной службы при контрактных взаимоотношениях с армией и длительности исполнения воинского долга менее 20 лет, то ему выплачивается пособие, соответствующего 2 окладам. Если срок службы составил 20 лет и более, то соответствующая выплата будет назначена в размере 7 окладов.

    Единовременное пособие не выплачивается, если увольнение с военной службы произошло по причине:

    Лишения офицера воинского звания;

    Лишения свободы военнослужащего по приговору суда;

    Отчисления офицера из образовательной организации при вооруженных силах в силу недисциплинированности, низкой успеваемости, нежелания проходить учебу;

    Лишения права офицера служить в армии по приговору суда;

    Перехода офицера на службу в МВД, противопожарную службу, иные силовые структуры;

    Невыполнения условий контракта;

    Недопуска к государственной тайне;

    Лишения свободы условно за неумышленное преступление в соответствии с приговором суда;

    Несоответствия результатов пройденных офицером испытаний установленным требованиям;

    Несоблюдения ограничений, неисполнения возложенных обязанностей, нарушения запретов в рамках прохождения службы в армии, силовых структурах,

    Утраты доверия со стороны командования.

    Законодательством РФ гарантирован ряд привилегий военнослужащим, которые уволены в запас. Изучим их специфику.

    Государственные гарантии для военнослужащих запаса

    Если офицер уволен в запас - по возрасту, состоянию своего здоровья либо в результате организационно-штатных мероприятий, - то ему полагаются следующие привилегии, гарантируемые государством:

    Надбавки к пенсии;

    Содействие в решении жилищных вопросов;

    Предоставление компенсаций по земельному и имущественному налогам;

    Льготы при обращении в медицинские учреждения;

    Льготы при пользовании общественным транспортом;

    Привилегии при получении образования;

    Содействие в трудоустройстве.

    Изучим подробнее их специфику.

    Государственные гарантии для офицеров запаса: надбавки к пенсии

    Военнослужащие запаса вправе получать различные надбавки к пенсии. Они могут начисляться по разным основаниям. В числе основных:

    Надбавки военным пенсионерам, которые имеют иждивенцев;

    Увеличение размера пенсии, выплачиваемой за выслугу лет, назначаемой при наличии у гражданина инвалидности;

    Назначение повышенной пенсии военнослужащим запаса, которые имеют почетные звания, например Героя Соцтруда.

    Государственные гарантии для офицеров запаса: поддержка по жилищному вопросу

    Офицер запаса вправе рассчитывать на поддержку государства при решении жилищного вопроса. Объем данной помощи будет зависеть от многих факторов — от состава семьи военнослужащего, имеющегося у него и его родственников жилплощади. Один из самых распространенных инструментов государственной поддержки по рассматриваемому вопросу — выдача специальных сертификатов. Рекомендуется для уточнения объема государственной поддержки по жилью, а также о порядке выдачи сертификатов обращаться в компетентные структуры власти — например, департаменты жилищной политики муниципалитетов.

    Государственные гарантии офицерам запаса: налоговые льготы

    Основные налоговые льготы, на которые вправе претендовать офицер запаса — это компенсация государством земельного и имущественного налога. Оба типа платежей в бюджет могут быть исчислены в существенном размере. В частности, налог на имущество сейчас определяется исходя из его кадастровой стоимости, которая, как правило, намного выше инвентаризационной, по которой данный платеж исчислялся ранее. Поэтому данный объем помощи государства может быть весьма уместен для семейного бюджета военнослужащего запаса.

    Льготы для офицеров запаса в области медобслуживания

    Офицеры запаса, которые служили в лет и более, вправе получать привилегии в области медицинского обслуживания, представленные в довольно широком спектре — точный их перечень следует уточнять при обращении в конкретные медучреждения или органы власти, которым они подотчетны. Можно отметить, что основания увольнения с военной службы с точки зрения возникновения у офицера прав на получение рассматриваемых льгот не имеют значения, если общий стаж военной службы человека — 25 лет и более. Аналогично их вправе получать прапорщики и мичманы, прослужившие в вооруженных силах 20 лет и более.

    Транспортные льготы для офицеров запаса

    Военнослужащие, уволенные в запас, вправе пользоваться значительными льготами в области пользования транспортом. В числе основных — возможность бесплатно путешествовать на поезде, судах, самолетах к местам отдыха и обратно — раз в год. Кроме того, если офицеру запаса требуется пройти стационарное лечение по заключению специальной комиссии, то его проезд к месту соответствующего медицинского учреждения также оплачивается государством.

    Льготы в сфере образования для офицеров запаса

    Ряд иных значимых льгот, которые может получить офицер запаса — возможность поступить без экзаменов в вузы. Данная привилегия предоставляется, если:

    У человека есть незаконченное высшее образование или же специальность, полученная в военном вузе;

    У военнослужащего запаса есть полное среднее образование.

    Другая возможность в сфере образования для военнослужащих запаса — возможность без экзаменов поступить в учреждения среднего образования при наличии соответствующего военного аттестата или документа, подтверждающего получение 9 классов образования.

    Можно отметить, что второе высшее образование военнослужащий запаса в любом случае получает бесплатно, в то время как аналогичная возможность в общем случае не предусмотрена для гражданских лиц.

    Итак, мы рассмотрели то, каким образом осуществляется увольнение с военной службы офицеров, а также то, какие выплаты и льготы им полагаются по законодательству. Рассмотрим теперь привилегии, установленные законами РФ для военных пенсионеров.

    Льготы для военных пенсионеров: надбавки к пенсии

    Прежде всего стоит отметить, что в отношении граждан, имеющих данный статус, гарантируется перерасчет пенсий по факту увеличения размера довольствия для тех или иных категорий военнослужащих. Следующая значимая привилегия для военных пенсионеров заключается в начислении надбавки к пенсиям за выслугу лет, а также назначаемым при инвалидности в размере 100%. При этом соответствующая надбавка не должна быть меньше, чем 200% от минимальной величины пенсии по старости. Отметим, что в том случае, если человек получает от государства выплаты за выдающиеся достижения или заслуги перед страной, подобные надбавки могут не начисляться.

    Для пенсионеров, являющихся победителями Олимпийских игр, полагается надбавка в размере не менее, чем 100% от минимальной величины пенсии по старости.

    На величину пенсии могут влиять офицерские звания, должности офицеров. Кроме того, может учитываться служба на отдаленных территориях, высокогорных местностях и иных районах с особым климатом.

    Военная пенсия исчисляется, прежде всего, с учетом размера оклада военнослужащего. Порядок его исчисления определяется отдельными положениями законодательства. Так, например, за 20 лет службы оклад офицера увеличивается на 50% без учета инфляционных надбавок, а за каждый последующий год — еще на 3%, до достижения надбавки к окладу в размере 85%.

    Льготы для военных пенсионеров: северные коэффициенты

    Если воинская служба человека, вышедшего на пенсию, шла в районах Крайнего Севера в течение 15 лет, и местностях, которые приравнены к соответствующим территориям, в течение 20 лет, то даже при переселении в более южные районы военный пенсионер вправе рассчитывать на сохранение к пенсии. Правда, его величина ограничена значением в 1,5 единицы (но это во многих случаях больше, чем коэффициент в ряде регионов).

    Льготы для военных пенсионеров: ЖКХ

    Военные пенсионеры могут в соответствии с региональным законодательством иметь льготы при оплате ЖКХ. Например, в Москве действуют правовые акты, по которым соответствующая компенсация составляет 50% от расходов за жилищно-коммунальные услуги. Конкретный перечень льгот по ЖКХ, опять же, имеет смысл узнавать в жилищном департаменте города, в котором проживает военнослужащий запаса.

    Льготы для ветеранов боевых действий

    Многие из военных пенсионеров и офицеров, уволенных в запас, имеют статус ветеранов боевых действий. Рассмотрим то, какие льготы гарантированы для них законодательством РФ.

    В соответствии с действующими нормами могут пользоваться следующими привилегиями:

    Компенсацией 50% расходов от платы за жилые помещения вне зависимости от конкретной разновидности жилфонда;

    Внеочередным получением медицинской помощи в рамках государственных программ;

    Льготами в рамках пенсионного обеспечения;

    Получением жилья от государства в порядке, который определен законодательством;

    Возможностью оформлять отпуск в удобное время;

    Обучением на курсах профессиональной переподготовки за счет работодателя;

    Возможностью покупать билеты на все типы транспорта вне очереди;

    Поступлением вне конкурса в высшие и средние учебные заведения, а также возможностью получать специальные стипендии, которые гарантируются Правительством РФ.

    Резюме

    Итак, мы рассмотрели порядок увольнения с военной службы, установленный законодательством РФ, определили основные виды государственных гарантий для военнослужащих запаса и вышедших в отставку. Основные из них утверждены на уровне федеральных источников права. Но в некоторых случаях порядок увольнения из армии регулируется приказами, которые издает министр обороны. В ряде случаев участие в освобождении офицеров от занимаемых должностей принимает президент РФ. Так, в соответствии с подписываемыми им нормативными актами увольняются военнослужащие, занимающие высшие военные должности.

    Офицеры запаса, а также вышедшие в отставку имеют довольно много привилегий — в части снабжения жильем, предоставления налоговых льгот, медицинских услуг, преимуществ при получении образования. Увольнение из армии во многих случаях может быть связано с выходом офицера на пенсию, и потому для нас важно было также изучить перечень льгот и привилегий для военных пенсионеров. Таковые представлены в достаточно широком спектре. Граждане в данном статусе получают пенсию, исчисляемую и индексируемую по особым правилам — в частности, с учетом северного коэффициента вне зависимости от того, где человек проживает после увольнения из армии. Величину военных пенсий определяют офицерские звания, должности, места службы граждан.

    Многие из военных пенсионеров имеют статус ветеранов боевых действий. Для них законодательством РФ также установлен ряд льгот. Так, государство в установленных законом случаях оплачивает и предоставляет жилье военным в соответствующем статусе.

    Значительные льготы установлены законодательством РФ для военнослужащих различных категорий в сфере образования. Это важный аспект, поскольку переподготовка военнослужащих на гражданские специальности может потребовать от них прохождения дополнительного обучения в образовательных учреждениях.