Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • В чем отличие между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления

     В чем отличие между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления

    Понятие права хозяйственного ведения, субъекты права хозяйственного ведения

    Хозяйственное ведение - форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

    Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

    Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

    Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

    В перечень прав собственников имущества входят:

    • создание организации;
    • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
    • назначение руководителя юридического лица;
    • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.

    Лицо, получившее право хозяйственного ведения, не может свободно распоряжаться имуществом - нельзя передавать объекты в аренду, продавать, отдавать в качестве залога. Для распоряжения имуществом необходимо согласие собственника.

    Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа - это юридические лица, которые не имеют прав собственности. Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства. В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

    Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

    • имущество неделимо, как и сама организация;
    • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
    • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.

    Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

    Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения

    Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

    Унитарное предприятие - юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

    Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

    В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества - не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

    Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение - договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

    Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

    Владение имуществом на праве хозяйственного ведения

    Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

    Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

    Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

    По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

    Вопрос-ответ

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

    Спросить юриста

    Вопрос о правомерности заключения договора непосредственно с самим собственником.

    Здравствуйте, Правомерно ли заключить государственный контракт на энергосбережение непосредственно с собственником объекта (4х этажное нежилое здание). Данный объект передан на праве хозяйственного ведения в другую организацию. Но в связи с тем, что данный объект до этого находился в хозяйственном ведении у другой организации, которая ликвидтровалась и долги по данному объекту так и не выплачены. Энергоснабжающая организация хочет заключить договор непосредственно с самим собственником, правомерно ли это?

    АНтонина Николаевна 21.01.2019 03:41

    Добрый день! Заключение договоров непосредственно с самими собственниками правомерно.

    Дубровина Светлана Борисовна 15.02.2019 13:43

    Задать дополнительный вопрос

    Согласна с коллегой.

    Захарова Елена Александровна 18.02.2019 09:00

    Задать дополнительный вопрос

    Возникновение права хозяйственного ведения или оперативного управления

    Когда возникает право на недвижимое имущество, закрепляемое за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления? - С момента его передачи или с момента государственной регистрации по аналогии п. 2 ст. 223 ГК РФ?

    Александр 18.12.2018 09:03

    Дубровина Светлана Борисовна 18.12.2018 09:57

    Задать дополнительный вопрос

    Согласна с коллегой.

    Захарова Елена Александровна 19.12.2018 10:00

    Задать дополнительный вопрос

    Банкротство

    В собственность МУП Было передано помещение, позже в данное помещение собственник имущества (учредитель МУП) установил оборудование, оборудование МУПу не передавалось. Сейчас МУП банкрот, какая судьба оборудования установленного собственником не переданном МУПу?

    Денис 01.11.2018 07:59

    Дубровина Светлана Борисовна 01.11.2018 08:04

    Задать дополнительный вопрос

    Согласна с коллегой.

    Захарова Елена Александровна 02.11.2018 09:00

    Задать дополнительный вопрос

    Способы управления муниципальной собственностью

    Форма получения дохода у хозяйственного ведения

    Виктория 22.10.2018 23:37

    Добрый день! В ст. 295 ГК определены права и самого собственника. Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом. Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению. (а. 3 п. 5 Пост. Плен. ВС РФ и Плен. ВАС РФ от 29.04.2010 г. 10/22). Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

    Сенькина Елена Николаевна 23.10.2018 09:33

    Задать дополнительный вопрос

    Ознакомьтесь с данной статьей.

    Сазонов Сергей Владимирович 23.10.2018 10:21

    Задать дополнительный вопрос

    Налог на имущество за 2017 год

    какую ставку налога на имущество в 2017 году применить МУП на недвижимость. Находимся на УСНО, налоговая база - кадастровая стоимость, владеем имуществом на праве хозяйственного ведения.

    Наталья Владимировна 15.08.2018 12:20

    Малов Дмитрий Владимирович 07.10.2018 15:39

    Задать дополнительный вопрос

    Согласна с коллегой.

    Дубровина Светлана Борисовна 08.10.2018 09:00

    Задать дополнительный вопрос

    хозяйственное ведение

    Может ли администрация поселения передавать МУПу в хозяйственное ведение материалы(трубы, муфты), которые будут использоваться для ремонтных работ? спасибо

    Ди 13.08.2018 10:46

    Да. Такая ситуация возможна, но только на основании заключенного договора на право хозяйственного ведения между муниципальным образованием и соответствующим МУП. В нормативно-правовых актах нет запрета на заключение подобного рода соглашений.

    Федорова Любовь Петровна 13.08.2018 15:50

    Задать дополнительный вопрос

    Такие правоотношения между указанными субъектами будут правомерны.

    Дубровина Светлана Борисовна 14.08.2018 00:00

    Задать дополнительный вопрос

    Право хозяйственного ведения

    На территорию ООО «Х» по распоряжению Совета Министров Республики К. въехало в помещение на праве хозяйственного ведения государственное предприятие «К» с 10.03.2017 и подписан акт приема-передачи имущества. Договор на возмещение эксплуатационных расходов по содержанию имущества ГУП «К» не заключался. С 10.03.2017 по 31.10.2017 образовалась задолженность по расходам 65 тысяч рублей. На претензию ГУП «К» не ответил. Каковы действия ООО «Х»?

    Юлиана 07.08.2018 23:24

    Малов Дмитрий Владимирович 07.10.2018 16:51

    Задать дополнительный вопрос

    Согласна с коллегой.

    Дубровина Светлана Борисовна 08.10.2018 09:00

    Задать дополнительный вопрос

    затраты на текущий ремонт

    Затраты по содержанию имущества (текущий ремонт или кап. ремонт) кто несет? владелец или мунициальное унитарное предприятие? и каким правовым актом это регламентируется?

    Альбина 30.05.2017 11:06

    Здравствуйте Альбина! Затраты на текущий ремонт оплачивает наниматель или собственник (ежемесячная плата за содержание и текущий ремонт), ст. 154 ЖК РФ. Затраты на капитальный ремонт оплачивает наймодатель(ст. 154 ЖК РФ) или собственник(плата за капитальный ремонт) ст. 154 ЖК РФ.

    Малов Андрей Владимирович 30.05.2017 12:02

    Задать дополнительный вопрос

    Также вам будут полезны следующие статьи

    • Последствия прекращения права собственности в силу закона
    • Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
    • Расчеты при возврате имущества из незаконного владения
    • Истребование имущества от добросовестного приобретателя
    • Истребование имущества из чужого незаконного владения
    • Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику
    • Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
    • Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
    • Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
    • Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение
    • Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Раздел имущества, находящегося в совместной собственности, и выдел из него доли
    • Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли
    • Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности
    • Момент перехода доли в праве общей собственности к приобретателю по договору
    • Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности
    • Понятие и основания возникновения общей собственности
    • Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
    • Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собстенности

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, не известную развитым правопорядкам.

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется их юридическая специфика. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах - предприятия и учреждения.

    Характер деятельности субъектов прав хозяйственного ведения и оперативного управления предопределяет и различия в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее предприятию как коммерческой организации, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

    Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и остающиеся объектами права собственности их учредителей). Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 299 ГК). Из этого прямо вытекает, что данное имущество становится объектом права собственности учредителей предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц.

    Следовательно, предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности. Все это имущество остается (или становится) объектом права собственности учредителя.

    Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи им этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п. 1 ст. 299 ГК). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете. Важность этого момента связана с тем, что начиная с него на предприятие или учреждение переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.

    Прекращение названных вещных прав происходит не только по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, но и в случаях правомерного изъятия имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в соответствии с п. 3 ст. 299 ГК в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности. Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий и учреждений допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников (ст. 235 ГК). Исключения из этого правила составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав названных субъектов. Например, они не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество в порядке, предусмотренном ст. 236 ГК, ибо это нарушает право собственности на данное имущество их учредителя.

    В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

    При этом имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК) и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на "паи" или "доли" его работников или "трудового коллектива". Это обстоятельство подчеркивает и термин "унитарное", т.е. единое (единый имущественный комплекс).

    Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное имущество лишь правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс (ст. 132 ГК), находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.

    Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества, по крайней мере, правомочия владения и пользования (а в определенной мере и правомочие распоряжения).

    В отношении переданного предприятию имущества собственник-учредитель сохраняет лишь отдельные правомочия, прямо предусмотренные законом (п. 1 ст. 295 ГК). Он вправе: во-первых, создать предприятие-несобственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е. объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора); во-вторых, реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов); в-третьих, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности); в-четвертых, получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.

    В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

    Субъектами данного права могут быть как унитарные (казенные) предприятия, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия.

    Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего).

    Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника.

    В зависимости от субъектного состава право оперативного управления имеет и свои особенности (разновидности). Они обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать право оперативного управления, признаваемое за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением.

    Здравствуйте, Алексей!

    Дополню коллег примером. Он по большей части про доверительное управление, но здесь ясно, что такое хоз.ведение и оперативное управление.

    2.2. Вывод
    из судебной практики:
    Имущество, находящееся на праве хозяйственного
    ведения или оперативного управления, не может быть передано в доверительное
    управление. В противном случае договор доверительного управления является
    недействительным (ничтожным).
    Судебная практика:
    Постановление
    ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.06.2004 N
    А78-3597/03-С1-5/73-Ф02-1958/04-С2
    "… Как видно из материалов
    дела и установлено судебными инстанциями, в 2002 году между войсковой частью
    44413 (учредитель управления) и ООО «Компания „Восточный
    транзит“ (доверительный управляющий) был заключен договор доверительного
    управления недвижимым имуществом N 68. В приложении N 1 указаны наименования и
    характеристика объектов, передаваемых по договору доверительного управления,
    всего 34 наименования (л.д. 6 - 9, т. 1).
    Удовлетворяя исковые требования о
    признании договора доверительного управления N 68 ничтожным, судебные инстанции
    исходили из того, что в соответствии с пунктом 12 статьи 1



    оперативного управления. Оспариваемый договор не соответствует требованиям статей 1013,
    1014, 1017

    Согласно статье 1014
    Гражданского кодекса РФ учредителем доверительного управления является
    собственник имущества.
    В соответствии с пунктом 12 статьи 1
    Федерального закона „Об обороне“ имущество Вооруженных сил Российской
    Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной
    собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или
    оперативного управления.
    Судебные инстанции пришли к
    правильному выводу о том, что по договору N 68 учредителем доверительного
    управления спорного имущества выступил не собственник, а войсковая часть 44413,
    за которой с 2003 года только часть спорного имущества закреплена на праве
    оперативного управления, что противоречит требованиям статьи 1014
    Гражданского кодекса Российской Федерации.
    При этом судебные инстанции
    исходили из того, что в соответствии с пунктом 3 статьи
    1013 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество,
    находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть
    передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление
    имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении,
    возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или
    оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права
    хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его
    во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям.
    Согласно статье 167
    Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая
    из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
    Постановление от 25 февраля 2004
    года апелляционной инстанции Арбитражного суда Читинской области по делу N
    А78-3597/03-С1-5/73 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без
    удовлетворения...»

    Понятие. Отличие от права хозяйственного ведения. Право учреждения на доходы от разрешенной деятельности.

    1. Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения, является ограниченным вещным правом. Главное и единственное принципиальное отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения заключается в содержании этих вещных прав, объеме правомочий обладателей.

    Это право имеет еще более узкие пределы имущественной самостоятельности субъектов - оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений.

    2. Ограниченность права оперативного управления как вещного права настолько велика, что "оставшиеся" правомочия позволили законодателю использовать конструкцию права оперативного управления для принципиально разных организационно-правовых форм юридических лиц:

    а) казенного предприятия и

    б) учреждения.

    Хотя по формальным признакам казенное предприятие относится к коммерческим организациям, а учреждение - к некоммерческим, известная имущественная обособленность, обеспечиваемая правом оперативного управления, достаточна для участия этих лиц в экономическом обороте. Особенности учреждения и казенного предприятия как участников гражданских правоотношений рассматривались в главе "Юридические лица".

    2. По основаниям возникновения, содержанию и прекращению права оперативного управления принципиальных отличий от права хозяйственного ведения нет. Тем не менее, право оперативного управления имеет и ряд следующих особенностей.

    Первая. Право оперативного управления по общему правилу находится в большей "подчиненности" праву публичной собственности. Отношения казенного предприятия (в меньшей степени) или учреждения (в большей степени) с публичным собственником носят разрешительный характер.

    Вторая. По общему правилу распоряжение любым имуществом, переданным в оперативное управление, производится только с согласия собственника (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями).

    Третья. Правом оперативного управления могут обладать не только исключительно государственные или муниципальные юридические лица, но и учреждения, создаваемые на праве частной собственности.

    Четвертая. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

    3. Право оперативного управления содержит положение о том, что доходы, полученные от разрешенной законом и собственником деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на особом балансе.



    В литературе не утвердилось единое мнение о правовой сущности этого правомочия учреждения.

    Право учреждения на доходы - это особое вещное право (но в любом случае не право собственности).

    (Ю.К. Толстой, В.А. Плетнев и др.)

    Право учреждения на доходы является разновидностью вещных прав, прямо поименованных в п. 1 ст. 216 ГК, - это или "суженное" право хозяйственного ведения, или "расширенное" право оперативного управления.

    (Е.А. Суханов)

    Право учреждения на доходы, полученные от разрешенной деятельности, обладает всеми признаками ограниченного вещного права и, следовательно, можно признать его таковым, наряду с сервитутом, правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления.

    Литература

    Аскназий С.И. Проблема вещных и обязательственных прав в гражданском праве // Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М.: Статут (серия "Классика российской цивилистики"), 2008.

    Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность // Избранные труды по гражданскому праву: в 2 т. Т. 2. М.: Статут (серия "Классика российской цивилистики"), 2004.

    Копылов А.В. Строение на чужой земле: от суперфиция до права застройки // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995.

    Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб., 2004.

    Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч. 1: Вотчинные права. М.: Статут (серия "Классика российской цивилистики"), 2002.

    Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000.

    Суханов Е.А. Понятие и виды ограниченных вещных прав // Вестник Московского университета. Серия "Право". 2002. N 4.

    Суханов Е.А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. 2006. N 12.

    Толстой Ю.К. Собственность и оперативное управление // Проблемы гражданского права. Л., 1987.

    Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. N 8.

    Глава 22. Право собственности и иные вещные права на земельные участки