Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • В каких случаях могут остановить сотрудники дпс. Может ли сотрудник дпс остановить без причины для проверки документов. Остановка с целью проверки документов

    В каких случаях могут остановить сотрудники дпс. Может ли сотрудник дпс остановить без причины для проверки документов. Остановка с целью проверки документов

    Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.

    Внимание!

    20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»

    В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.

    Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.

    Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).

    Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.

    Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.

    Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось. Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога - «Дела дорожные ».

    В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.

    Ссылки на новые публикации раздела блога - «Дела дорожные », имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.

    В каких случаях сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль?

    Законодательно закреплены 10 оснований для остановки транспортного средства, перечень которых содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее - Административный регламент или Регламент). Эти основания указаны в п. 63 Регламента.

    Основаниями к остановке являются:

      установленные визуально или зафиксированные техническими средствами нарушения ПДД;

      наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению или административному правонарушению;

      наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также, если имеются основания полагать, что т/с находится в розыске;

      необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

      необходимость привлечения водителя в качестве понятого;

      выполнение распорядительно-регулировочных действий;

      необходимость использования транспортного средства (транспортные средства граждан могут быть использованы сотрудниками полиции в исключительных случаях , например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств и др. неотложных случаях) ;

      необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

      проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;

      проверка документов, таких как водительское удостоверение, доверенность, полис ОСАГО документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

    Остановка сотрудником ДПС ГИБДД

    Требование об остановке транспортного средства инспектор ГИБДД может подать с помощью громкоговорителя или жестом руки, направленной на транспортное средство, при этом может применяться жезл или красный диск со световозвращателем. Дополнительно для привлечения внимания водителя инспектор может воспользоваться свистком, а также «мигалкой» и специальными звуковыми сигналами.

    При остановке автомобиля сотрудник ГИБДД, если он подает сигналы об остановке, должен указать место остановки (п. 65 Регламента).

    Сотрудник ДПС не вправе останавливать автомобиль на участках дорог, где это запрещено правилами дорожного движения (например, на трамвайных путях, на эстакадах, мостах, путепроводах, в тоннелях, на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними и др. местах). Исключением могут быть случаи, когда такая остановка связана, например, с необходимостью пресечения преступления или предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения и др. чрезвычайных случаях (п. 66 Регламента).

    Примите к сведению!

    Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет административную ответственность по ст. 12.25 КоАП РФ. В настоящий момент (29/09.2017 года) наказание предусмотрено в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб.

    Остановил сотрудник ГИБДД, права и обязанности водителя

    Наконец добрались до сути, которая указана в названии статьи. И так, остановка состоялась, вас остановил ГАИшник. Какие у водителя есть права и обязанности в случае остановки транспортного средства?

    Остановив автомобиль, сотрудник должен незамедлительно подойти к нему. Вы имеете право не выходить из машины и вести разговор с инспектором через приоткрытое окно. Работник ГИБДД должен представиться - назвать свою должность, звание и фамилию. Если инспектор не представился - попросите его сделать это. После этого он обязан сообщить причину и цель вашей остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, если вы привлекаетесь в качестве свидетеля либо понятого, то инспектор должен разъяснить вам права и обязанности, предусмотренные законом (п. п. 20, 67 Регламента).

    Если инспектор не назвал причину остановки, спросите его об этом.

    Если в ответ инспектор говорит, что причина остановки - проверка документов, то можете спросить его, почему он нарушает пункт 63 Административного регламента. Как правило, этим все и заканчивается, инспектор желает вам счастливого пути.

    Однако бывают случаи, когда инспектор неадекватно реагирует на такое замечание и, повышая тон, требует передать документы.

    В этом случае вежливо попросите инспектора не повышать тон, напомните ему об обязанности сотрудника ГИБДД в разговоре с участниками дорожного движения быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", проявлять спокойствие и выдержку (п. 19 Регламента).

    Перепишите номер жетона сотрудника ГИБДД и попросите предъявить вам в развернутом виде личное служебное удостоверение. Не хочет предъявлять? Тогда напомните ему еще об одной его обязанности, предусмотренной абз. 5 п. 20 Регламента и ст. 5 «Закона о полиции», а именно, что он по первому требованию водителя должен показать служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

    Предъявил, хорошо. Перепишите данные удостоверения, имеете на это полное право. Эти данные могут пригодиться при возникновении конфликтной ситуации и дальнейшем написании жалобы.

    Если все же попался «упертый» инспектор и даже после напоминания о его обязанностях он не предъявляет вам удостоверение, или, если он вытащил и сразу убрал удостоверение в карман, не дав вам ознакомиться с содержанием удостоверения и записать данные, то предупредив его, звоните по номеру службы доверия (номер должен быть нанесен на патрульный автомобиль) или единому номеру МВД - «102», экстренной службы - «112» либо по номеру телефона управления собственной безопасности (телефоны горячей линии службы доверия МВД, а также ГУСБ России и УСБ по Московской области найдете в конце статьи).

    По телефону сообщите, что в таком-то месте, в нестационарного поста ДПС, вас остановил какой-то субъект, переодетый в форму похожую на форму ДПС, который по вашему требованию отказывается предъявить служебное удостоверение, а причину остановки называет «проверка документов». Звонок в службу доверия поможет вам выяснить, действительно ли стоящий перед вами человек является сотрудником ГИБДД. Кроме того, такие звонки фиксируются, и это в дальнейшем также может помочь в обжаловании незаконных действий сотрудника ГИБДД.

    Помните, что водитель вправе фиксировать общение с работниками ДПС с помощью видео- и звукозаписывающих устройств, при этом инспектор не вправе препятствовать этому. В некоторых случаях законодательство предусматривает запрет на ведение видео- и аудиозаписи. О существовании такого запрета инспектор должен сообщить водителю. Также надо помнить, что инспектор ДПС также имеет право снимать на видео или производить аудиозапись (п. п. 24, 25 Регламента).

    Пунктом 70 Регламента установлено, что у инспектора ГИБДД есть вправо предложить водителю выйти из автомобиля . Именно предложить, но никак не требовать.

    Так у сотрудника ДПС появляется право озвучить такую просьбу:

    • - в случае необходимости устранения технической неисправности автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
    • - при наличии у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
    • - для сверки в присутствии водителя (владельца автомобиля) номеров агрегатов и узлов автомобиля с записями в регистрационных документах;
    • - для личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и груза;
    • - когда требуется его участие в процессуальных действиях, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
    • - когда его поведение создает угрозу личной безопасности инспектора;

    В каких случаях просьба работника ДПС выйти из машины может стать обязанностью водителя, узнаете из одной из следующих статей, здесь эту тему затрагивать не буду, но если в вкратце, то такая обязанность может наступить в отдельных случаях после составления определенного протокола.

    И так, помимо просьбы выйти из машины инспектор также вправе предложить переместить автомобиль в иное указанное инспектором место, если:

    Нахождение автомобиля в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;

    Нахождение инспектора на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в автомобиле, создает угрозу личной безопасности инспектора;

    Кроме того инспектор вправе предложить водителю занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

    ВКонтакте Facebook Одноклассники

    Последние заявления главы МВД Владимира Колокольцева о недопустимости остановки автомобиля без весомого повода, просто для проверки документов, вселяют надежду на прекращение полицейского произвола на дорогах. Тем не менее, как не печально, закон в России зачастую то же, что дышло - как повернешь, так и вышло. Кроме того, чаще он работают в пользу должностных лиц, а не простых граждан.

    Мало кто знает, что даже сегодня если инспектор ГИБДД позволил себе остановить ваше транспортное средство без необходимости, он совершил административное правонарушение, за которое статьей 12.35 КоАП предусмотрен штраф до 20 000 рублей для должностного лица. Однако, доказать, что законный повод для остановки вашего автомобиля отсутствует вам будет крайне нелегко - практически невозможно.

    Судите сами - согласно пункту 63 «Административного регламента ДПС» основанием для остановки транспортных средств являются:

    1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

    2) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или АПН;

    3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании ТС в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

    4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административное правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

    5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
    выполнение распорядительно-регулировочных действий;

    6) необходимость использования ТС (абзац 5 пункта 4 «Административного регламента»);

    7) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

    8) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий ТС, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

    9) проверка документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

    Стоит особо подчеркнуть, сотрудник полиции может останавливать транспортные средства только на стационарных постах ДПС или во время проведения спецмероприятий. Законными основаниями для проверки документов вне стационарного поста согласно пункту 82 «Административного регламента ДПС» являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого. Обратите внимание, самое «лукавое» основание - это подозрение причастности вашей персоны к совершению преступления.

    Обычно о проведении спецмероприятий свидетельствует карточка маршрута патрулирования, где полицейский делает соответствующие отметки, но предъявлять ее водителю закон не предусматривает. Так что о проведении спецмероприятия обычно можно судить только по его явным признакам: таким как, например, перекрытие проезжей части, обилие полицейских на дорогах, «кордоны» и патрули ОМОНа, наличие на стражах порядка бронежилетов.

    Имейте в виду, если дело дойдет до суда, то там вы можете подать письменное ходатайство о предоставлении данных документов, свидетелствующих о спецмероприятии, и правда выплывет наружу.

    То есть, в действительности получается, что полицейский может без труда аргументировать факт остановки вашего авто вне стационарного поста неким «спецмероприятием», не предъявляя на месте никаких доказательств, а для факта проверки ваших документов найдется абстрактное: «Я вас подозреваю!». При этом инспектор не обязан вам растолковывать причины и основания своих подозрений.

    Еще одна «засада» кроется в понятии «стационарный пост ДПС». Как водится, и здесь с юридической точки зрения все довольно размыто и невнятно. Вроде бы согласно пункту 22.4 «Наставлений об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка» все предельно понятно: «Стационарный пост ДПС (СПДПС) - наряд ДПС ГИБДД, выполняющий задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями».

    Но в то же время в пункте 14 «Административного регламента ДПС» есть маленькая хитрая и двусмысленная пометка: «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольный пост полиции и контрольно-пропускной пункт». Это ни в коем случае не означает, что контрольным постом полиции может считаться где угодно припаркованная машина ДПС.

    Понятно, что на стационарном посту инспектор ДПС обладает более широкими полномочиями по отношению к водителям, поэтому если вас остановили на большом удалении от ближайшего поста ДПС и утверждают, что данный участок якобы входит в зону ответственности такого-то поста, у вас есть право ознакомиться со схемой этой самой зоны. Если вам ее не предоставят, следует зафиксировать в протоколе об административном правонарушении расстояние до стационарного поста ДПС.

    В праве ли вас остановить сотрудники других структур полиции - не ГИБДД? В этом вопросе «Закон о полиции» и ПДД (пункт 2.1.1) не делает различия между сотрудниками ГИБДД и другими структурами МВД. Однако для каждой структуры МВД и для каждой должности в приказах четко прописано, когда сотрудник имеет право остановить автомобиль при выполнении ими служебных обязанностей (статья 18 «Закона о полиции»).

    Например, сотрудник ППС может остановить автомобиль для ограничения доступа в зону отцепления, для проверки документов и даже предоставляется право производить досмотр транспортных средств... - пункт 25 статья 10 «Закона о полиции».
    При этом действия полицейских должны в точности совпадать с действиями сотрудника ГИБДД. Ваши права в разговоре с любым полицейским остаются теми же, что и в разговоре с инспектором ГИБДД.

    Вы имейте право потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки транспортного средства. Согласно Приказа МВД №444 от 02 июня 2005, помимо инспекторов ГИБДД составить протоколы по статьям 12.1-12.3, 12.6, 12.7, 12.10-12.20, 12.25, 12.29 КоАП могут другие сотрудники полиции, но только при осуществлении ими своих обязанностей.

    Довольно часто сотрудники ГАИ и вообще представители правоохранительных органов при остановке водителей ссылаются на план «Перехват» и различные спецоперации. Законны ли их действия, и что нужно знать водителям – выяснял АвтоПортал

    Какие полномочия есть у представителей правоохранительных органов при проведении «Перехвата», и обязаны ли показывать соответствующие бумаги - нам рассказали юристы компании «Safir Consulting Group» .

    О плане «Перехват»

    Проведение операции «Перехват» дает право представителям правоохранительных органов останавливать авто. Причем делать это могут не только сотрудники ГАИ, поскольку «при выполнении заданий по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью могут привлекаться другие сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и т.д.»

    При проведении спецопераций останавливать авто могут не только сотрудники ГАИ, но и других правоохранительных ведомств

    Согласно Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ МВД, сотрудники ГАИ имеют право останавливать и осматривать транспортные средства, проверять документы в случаях, предусмотренных законодательством . Данные права сотрудников ГАИ закреплены в п. 7.3. Инструкции, посвященном основаниям для остановки транспортных средств. Исходя из этого можно сделать вывод, что правомерность осмотра авто «в случаях, предусмотренных законодательством», будет аргументироваться такими сотрудниками именно наличием в Инструкции того или иного основания для остановки авто (несмотря на несовершенство формулировки такого основания для осмотра).

    Что касается документов, являющихся основанием для остановки авто, следует требовать у остановившего вас лица приказ/ориентировку , созданную в связи с проведением специальной операции, поскольку предоставленный документ будет служить доказательством для правомерности такой остановки.

    Следует требовать у остановившего вас лица приказ/ориентировку, созданную в связи с проведением специальной операции

    В каких случаях инспектор ГАИ может стоять посреди дороги

    В редакцию АвтоПортала неоднократно приходили письма с просьбами разъяснить, могут ли сотрудники госавтоинспекции стоять на проезжей части, где им захочется. В частности, Алексей Мусиенко описал произошедший с ним случай так:

    «Гаишник стоял прямо посередине пешеходного перехода (возле КП), между рядами. Как результат - образовалась настоящая пробка. Подъехав ближе, я предложил сотруднику ГАИ лечь на переходе, после чего его коллега, который ловил нарушителей скорости, остановил меня через несколько километров и начал проверять все (от документов до содержания аптечки), сославшись на какую-то операцию. Вопрос: могут ли инспекторы ГАИ стоять на переходах и в других «спорных» местах? Имею ли я право, как водитель, сделать замечание или позвонить в службу доверия? Какие наказания может понести инспектор?»

    Сотрудник ГАИ может стоять так, чтобы не создавать аварийных остановок или препятствий в движении

    Отвечают юристы:

    Согласно п. 12.4. Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ МВД, пешее патрулирование разрешается с целью обеспечения безопасности дорожного движения на небольших по протяжности, напряженных по интенсивности и небезопасных по аварийности участках улично-дорожной сети (кроме автомобильних дорог государственного значения), на стационарных постах, в населенных пунктах, при выполнении распорядительно-регулировочных действий и при обеспечении спецмероприятий.

    Если инспектор препятствует передвижению транспорта, ему можно сделать замечание или попробовать пожаловаться на него в службу доверия

    Место несения службы сотрудник ГАИ обязан выбирать таким образом, чтобы иметь возможность своевременно фиксировать и останавливать административные правонарушения в сфере дорожного движения без создания аварийных остановок или препятствий в движении.

    Если эти правила нарушены, замечания делать не запрещается (естественно, если они высказаны в корректной форме). В службу доверия также можно звонить . Но надеяться, что инспектор понесет серьезное наказание (выговор или отстранение от выполнения должностных обязанностей), не стоит. По мнению юристов, наиболее вероятным исходом служебного расследования, необходимого для применения дисциплинарных санкций к сотруднику (в случае проведения такого служебного расследования), будет устное либо письменное замечание (если, конечно, действия сотрудника не повлекли за собой аварию или существенно не повлияли на права участников дорожного движения другим образом).

    Делаем выводы

    Если инспектор ГАИ или другой представитель правоохранительных органов останавливает вас и ссылается на проведение любой операции, требуйте предъявления приказа/ориентировки, который(ая) является доказательством для правомерности такой остановки. Что касается случаев, когда инспектор ГАИ стоит посреди дороги или явно препятствуют движению транспорта, можно сделать ему замечание или попробовать пожаловаться на него в службу доверия. Но вряд ли он понесет какое-то наказание.

    Пiдроздiли Державтоiнспекцiї Код Телефон "гарячої лінії ДАІ" Адреса
    Департамент ДАI МВС України 44 272-4659 вул. Лук"янiвська, 62, м. Київ, 04171
    УДАI ГУМВС України в АР Крим 652 55-01-61 вул.Київська, 152а, м.Сiмферополь, 95034,
    ВДАI УМВС України в Вiнницькiй областi 432 59-34-34 вул,Ботанiчна, 23, м.Вiнниця, 21100
    ВДАI УМВС України в Волинськiй областi 332 74-22-44 вул.Залiзнична, 15, м.Луцьк, 43000
    УДАI УМВС України в Днiпропетрiвськiй областi 56 744-51-92 вул.Ширшова, 9, м.Днiпропетровськ, 49600
    УДАI ГУМВС України в Донецькiй областi 62 345-23-30 вул.Ходаковського, 10, м.Донецьк, 83023
    ВДАI УМВС України в Житомирськiй областi 412 25-85-86 вул.Щорса, 96, м.Житомир, 10031
    ВДАI ГУМВС України в Закарпатськiй областi 3122 3-22-86 вул.Кошевого, 2, м.Ужгород, 88000
    УДАI УМВС України в Запорiзькiй областi 61 224-30-20 вул.40р.Радянськiй Українi,57а, м.Запорiжжя, 69035
    ВДАI УМВС України в Iвано-Франкiвськiй областi 3422 30-5-73 вул.Юностi, 23, м.Iвано-Франкiвськ, 76000
    УДАI ГУМВС України в Київськiй областi 44 249-8402 вул.Ф.Ернста, 3, м.Київ, 03153
    УДАI ГУМВС України в м.Києві 44 483-70-64 вул.Хмельницького, 54, м.Київ, 01030
    УДАI УМВС України в Кiровоградськiй областi 522 35-75-33 вул.Панфіловців, 22-Б, м.Кiровоград, 25030
    УДАI УМВС України в Луганськiй областi 642 93-57-80 вул.Лiньова, 150, м.Луганськ, 91008
    УДАI ГУМВС України в Львiвськiй областi 322 64-69-41 вул.Перфецького, 19, м.Львiв, 79053
    ВДАI УМВС України в Миколаївськiй областi 512 21-20-91 вул.Новозаводська, 16, м.Миколаїв, 54056
    ВДАI ГУМВС України в Одеськiй областi 482 30-17-53 вул.А.Корольова, 5, м.Одеса, 65114
    ВДАI ГУМВС України в Полтавськiй областi 532 59-07-25 вул.Фрунзе, 164, м.Полтава, 36008
    ВДАI УМВС України в Рiвненськiй областi 362 63-58-21 вул.С.Бендери, 14а, м.Рiвне, 33028
    ВДАI УМВС України в Сумськiй областi 542 21-31-14 вул.Бiлопiльський шлях, 18/1, м.Суми, 40009
    ВДАI УМВС України в м. Севастополь 692 65-06-83 вул.Промислова, 1, м.Севастополь, 99040
    ВДАI УМВС України в Тернопiльскiй областi 352 52-38-86 вул.Котляревського, 24, м.Тернопiль, 46000
    УДАI ГУМВС України в Харкiвськiй областi 57 704-15-81 вул.Шевченка, 26, м.Харкiв, 61013
    ВДАI УМВС України в Херсонськiй областi 552 43-25-36 вул.Сенявiна, 128, м.Херсон, 73034
    ВДАI УМВС України в Хмельницькiй областi 382 70-31-31 пров.Коцюбинського, 35/2, м.Хмельницьк, 29008
    УДАI УМВС України в Черкаськiй областi 472 39-32-11 вул.Л.Українки, 21, м.Черкаси, 18000
    ВДАI УМВС України в Чернiгiвськiй областi 462 72-54-51 вул.Борисенка, 66, м.Чернiгiв, 14037
    ВДАI УМВС України в Чернiвецькiй областi 372 55-05-13 вул.Заводська, 22, м.Чернiвцi, 58007

    В данной серии статей мы дадим советы автовладельцам как правильно действовать и общаться во время встреч с инспектором ГИБДД. Ситуации будем разбирать по ходу событий на дороге и начнем с остановки автомобиля поднятым жезлом блюстителя закона. По тексту будут даваться ссылки на правовые и нормативные документы Российской Федерации, для того чтобы текст имел законную основу и еще больше юридически подковал водителей.

    Сигнал для остановки

    Итак, самая распространенная ситуация. Вы спокойно едете на своем авто, и вдруг взмахом руки сотрудник органов автоинспекции просит вас притормозить и остановиться. В таком случае необходимо, убедившись, что вы не помешаете остальным участником дорожного движения, включить правый сигнал поворота и приступить к парковке на обочине или у края дорожной полосы. Будьте внимательны во время маневра, за вами пристально наблюдает оборудованный свистком и жезлом человек, который может выписать дополнительный штраф за неправильную парковку.

    • п. 22*. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.
    • п. 64*. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.
    • При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
    • п. 65*. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

    Место для остановки

    После остановки вы можете, но не обязаны, выйти из машины и подойти к инспектору, а можете и подъехать задним ходом, если это не противоречит ПДД. Вас отделяет примерно 10 - 20 метров и сотрудник ГИБДД должен подойти к вашему авто сам.

    • п. 67*. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю…

    Говоря про место для остановки, то вы можете продолжить путь до безопасного места, чтобы выполнить остановку по требованию инспектора. Это расстояние может быть различным. Если этого не сделать, то нерадивый гаишник обязательно выпишет штраф за неправильную парковку, а его претензии «почему вы отъехали так далеко» или «вы не остановились по моему требованию» объясняйте очень просто «там нельзя было останавливаться, согласно ПДД».

    • п. 66*. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления…

    Не забывайте об аварийных стоп-сигналах. Включайте их, когда сомневаетесь в правильности своих маневров, это дополнительно обезопасит вас от действий сотрудника ГИБДД.

    Причина остановки

    Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД может быть несколько. Но они должны четко формулироваться инспектором для разъяснения водителю причины.

    • п. 63*. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
    • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
    • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
    • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
    • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
    • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
    • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
    • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
    • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
    • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
    • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

    Под данные пункты может попадать абсолютно все. Но вы должны услышать четко сформулированную причину. Если такого не последовало, можете распрощаться с инспектором пожелав удачи и спросив разрешения на продолжение пути.

    • Порядок задержания транспортных средств определен в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, задержание транспортных средств может производится в порядке, определенном статьей 11 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185) сроки исполнения сотрудниками ГИБДД административных процедур (действий), в том числе и задержание транспортных средств, должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в досудебном (руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие органы управления Госавтоинспекции) и судебном порядке

    К вам подошел инспектор

    Когда начинается диалог между органом власти и гражданином, второй находится, заранее, в проигрышной ситуации. Для этого обзаведитесь некоторыми предметами, которые помогут вам. В первую очередь, включите камеру на сотовом телефоне, видеорегистратор на автомобиле, диктофон. Любое средство записи.


    Не поддавайтесь панике, ни к чему хорошему это не приведет. Соберитесь с духом и готовьтесь к общению с инспектором. Будьте вежливы и обращайтесь к нему по званию «товарищ лейтенант», к молодым сотрудником можно применить «начальник», но крайне осторожно. Улыбайтесь и будьте спокойны.

    Приготовьте ручку, блокнот, куда необходимо будет записывать любые данные, ФИО инспектора, номер на знаке инспектора, его звание и отделение ГИБДД, к которому он приписан. Сотрудник ГИБДД обязан представиться, сообщить все свои данные. На груди инспектора должен наблюдаться специальный жетон, и любые его отмазки - "Отломалась булавка, на которой он крепится" - не должны вас смущать. Требуйте его предоставить. Такая скрупулезность необходима для того, чтобы инспектор понял, что вы юридически грамотны и записали его данные. Теперь он будет гораздо более сдержан и вежлив. Далее, попросите гаишника предоставить вам его удостоверение. Он не обязан давать его водителю в руки, но развернуть должен.

    Итак, ваш автомобиль остановил инспектор ДПС. Как правильно построить диалог с сотрудником полиции. Не зависимо от того, остановили вас на законных основаниях или без причины, диалог следует строить всегда в одном ключе и главное не забывать об уверенности и стараться не быть жертвой.

    • В первую очередь в вежливой форме поздоровайтесь и попросите инспектора предоставить вам удостоверение для ознакомления.

    Как правило многие водители не считают нужным этого делать, а зря. Как и у вас водительское удостоверение, так и у инспектора, оно может быть просроченным. Если в первом случае вам грозит штраф, то во втором случае данное лицо в форме уже не является полицейским при исполнение и не имеет ни каких прав на остановку ТС. То же касается и различных выписок из приказа, ксерокопий с подписью от якобы начальника и т.д, все это не имеет ни какого отношения к Удостоверению Полицейского!

    В случае если инспектор начнет тянут время или будет игнорировать ваше требование, то в культурной форме напомните ему о ст. 5.4 ФЗП (Федеральный Закон о Полиции), в котором подробно рассмотрен порядок обращения сотрудника к гражданину.

    • Попросите инспектора назвать причину остановки и последующую цель.

    Как показывает практика данный вопрос многих ИДПС ставит в ступор, не стесняйтесь и подскажите ему, что следует сделать в подобном случае. А сделать нужно вот что:

    1. Если вас остановили по нарушению ПДД, то причина соответственно в нарушение пункта правил дорожного движения, который инспектор должен назвать.
    2. После ознакомления вас с доказательствами совершенного вами нарушения, а это фото/видео фиксация или показания свидетелей, обозначить свою цель, то есть составление протокола и только после этого, вы передаете ему свои документы, обозначенные пунктом правил 2.1 ПДД.
    3. Если остановка выполнена в рамках проводимого спец мероприятия, то попросите у инспектора подтверждения в виде соответствующей выписки из приказа с подписью (если инспектор будет отказываться, то напомните ему о ст. 5 п. 7 ФЗП, в которой говорится об обязанности полицейского ознакомить гражданина со всеми документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Если инспектор все таки отказался вас ознакомить с подтверждающими бумагами, не поленитесь и позвоните в дежурную часть. Если названное сотрудником мероприятие действительно проходит, то выполните все требования полицейского.

    Сколько машин может остановить инспектор одновременно?

    Очень часто водители сталкиваются на дорогах с массовой остановкой ТС инспекторами ГИБДД и как правило, в большинстве случаев останавливают для обычной проверки документов, то есть по городу не идет план «перехват» или еще какие-либо спец мероприятия, требования которых бы давали право сотрудникам на массовую остановку и проверку. И как следствие возникает вполне резонный вопрос - а сколько же имеет право остановить инспектор автомобилей одномоментно? Постараемся ответить на него.

    Ограничений на количество останавливаемых инспектором автомобилей нет в должностном регламенте, ни в других Федеральных Законах не имеется. Единственно, на что можно опираться, это на приказ №185 МВД и КоАП РФ. И так по-порядку.

    КоАП РФ статья 28.5 часть 1, говорит нам что, «Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения» . То есть в случае если вас остановили, но сотрудник не торопится подходить к вам и указывать на причину остановки, вы имеете право указать ему на нарушение соответствующей статьи кодекса, либо обратится в дежурную часть с просьбой вызвать ответственного на место, для урегулирования вопроса, в результате которого произошло нарушение ваших прав.

    Идем дальше. Теперь обратимся к должностной инструкции полицейского, 185-у приказу МВД пункту №47, согласно которого — «при одновременном выявлении нарушений правил ПДД, совершенных несколькими участниками дорожного движения, принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан» .

    Тот же приказ, но теперь нам интересен пункт 67 — «остановив транспортного средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю…» . Понятно дело, если остановленных транспортных средств будет много, инспектор не сможет выполнить требование данного пункта приказа, а это уже дает вам право пожаловаться на слишком жадного ИДПС.

    То есть подводя итог всему вышесказанному, если не идет каких-либо специальных мероприятий, инспектор имеет право остановить один два автомобиля, после чего нести свою нелегкую службу дальше, выявляя и пресекая нарушение правил дорожного движения.

    Права водителя с момента остановки инспектором ГИБДД

    И так что же делать если вас остановил инспектор ГИБДД, какие ваши права, как водителя в таком случае? Очень часто сотрудники ДПС любят оперировать заезженным стереотипом, якобы у водителя на дороге кроме ПДД ничего нет и знать он больше ничего не должен. Хочется задать инспекторам один лишь вопрос! А как же ПРАВА водителя? Разве у него их нет? По всей видимости очень многие сотрудники именно такого мнения. А самое страшное, что большинство водителей с ними согласны!

    Водитель ТС, а значит и Гражданин РФ имеет права, которые перечислены в соответствующих нормативно правовых актах.

    Право на фото видео фиксацию. Не развлечения ради, а для сбора доказательной базы, которая будет является доказательством в суде. Запрещая вам вести съемку, сотрудник тем самым нарушает приказ №185 пункт 25, в котором говорится что — «сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета, сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.»

    Согласно ФЗП статьи 5 пункта 7, полицейский обязан вас ознакомить со всеми документами и материалами, непосредственно затрагивающими ваши права и свободы. То есть другими словами, вас остановил инспектор, тем самым произошло ущемление ваших конституционных прав на свободное перемещение (ст. 27 Конституции РФ), соответственно он должен аргументировать свое действие, выполнив требование федерального закона полиции статьи 5, пункта 7.

    Следующие права касаются непосредственно того, если в отношение вас заводится дело об АПН:

    1. Статья 25.1. Лицо, в отношение которого ведется производство по делу вправе знакомится со всеми материалами, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и т.д
    2. Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу административного правонарушения.
    3. Статья 30.2 разъясняет порядок подачи жалобы на постановление.
    4. Статья 30.3 устанавливает срок на обжалование.

    Так же при составление протокола, не забывайте про статью 51 Конституции РФ - вы имеете право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников, супруга/супруги.

    В каких случаях инспектор имеет право на остановку ТС

    Тут следует обратится к должностному регламенту, а именно приказу №185 МВД России, в котором прописаны основания к остановке ТС сотрудником:

    1. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, другого наряда, участника дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства) свидетельствующих о причастности водителя или пассажиров в совершение ДТП, преступления или АПН.
    2. Установленные визуально или зафиксированные с помощью технических средств признаки нарушения правил и требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
    3. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, других нарядов, участников дорожного движения) об использование ТС в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
    4. Для опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, АП, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
    5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
    6. Выполнение распорядительно-регулировочных действий.
    7. Необходимость использования ТС сотрудником полиции.
    8. Необходимость привлечения водителя к оказанию помощи другим участникам движения или сотрудникам полиции.
    9. Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями, соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов.
    10. Проверка документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, а так же документов удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах).

    Во всех остальных случаях, если остановка вашего автомобиля сотрудником не подпадает под вышеперечисленные пункты административного регламента, является без причинной и не законной.

    ИДПС останавливает автомобиль ночью на трассе

    Следует помнить, что требование об остановке ТС до момента его фактической остановки, всегда является законным, а вот только потом, в зависимости от требований и последующих действий инспектора, вы определяете их законность и уже на основании этого, решаете что делать - писать жалобу, подавать в суд на ИДПС или оставить все как есть.

    Поэтому, независимо от того, где и когда останавливает вас сотрудник - трасса (за пределами населенного пункта), ночью в темное время суток, вы как водитель обязаны остановится, иначе в отношение вас может быть применена статьи КоАП 12.25 - невыполнение законного требования об остановке, влечет наложение штрафа от 500 до 800 рублей.