Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • В предмет криминологии входит четыре основные группы явлений. Предмет криминологии

    В предмет криминологии входит четыре основные группы явлений. Предмет криминологии

    Криминология — это наука о закономерностях возникновения и развития преступности , ее причин и условий, личности преступника и механизма преступной деятельности, криминальной жертвы, основах профилактики преступлений и иных правонарушений , анализа (разведки) негативных социальных явлений и процессов, организации противодействия преступности и осуществления антикриминогенной политики.

    Криминология как наука возникла в последней четверти XIX в. Именно в это время сошлись три вектора общественного развития, необходимых для появления любой науки: социальный интерес к определенной сфере знаний, требования объективно складывающейся ситуации, наличие соответствующего интеллектуального потенциала. Эти три вектора по отношению к криминологии выразились во внимании общества к учению о личности преступника, распространенности преступного поведения в различных формах, в появлении плеяды ученых, предлагавших творческие подходы к познанию криминальной проблематики.

    Криминология — комплексная междисциплинарная наука, синтезирующая результаты исследований других наук применительно к собственному предмету.

    Наука криминология имеет свою структуру — Общую, Специальную и Особенную части. Общая часть включает теоретические разделы (блоки), состоящие из учения о преступности и ее причинах, о личности преступника и механизме преступного поведения, о жертве преступления, основах антикриминогенной политики. В этой части раскрываются также методология и методика разработок прикладной криминологии, предполагающей формирование криминолога-исследователя, обладающего навыками сбора, анализа, интерпретации эмпирической информации, криминологического прогнозирования, планирования и менеджмента . Специальная часть исследует частные криминологические теории (экономическая криминология, этнокриминология, политическая криминология, криминология организованной преступности, медицинская криминология, спортивная криминология и др.). Материалы по конкретным направлениям борьбы с преступностью, имеющие практическую направленность, объединены в Особенной части криминологии. Она содержит разделы, посвященные криминологической характеристике и предупреждению преступности несовершеннолетних , рецидивной преступности, преступности мигрантов и др.

    Следовательно, криминология имеет теоретическое и практическое значение.

    Теоретическое значение криминологии определяется криминализацией многих сфер общественных отношений (международных, политических, экономических, правовых и т. д.) и повышением потребности в криминологических знаниях на всех уровнях принятия управленческих решений. Обладать криминологическими знаниями, навыками — это императив, диктуемый современным состоянием преступности в стране и мире.

    Практическая значимость криминологии заключается в разработке стратегии противодействия преступности (в глобальном, федеральном и региональном масштабе), а также рекомендаций, направленных на предотвращение и пресечение преступлений. Криминологические исследования обладают большим законотворческим потенциалом, сигнализируя о тех правовых пробелах, которые должны быть заполнены в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, и конструктивных недостатках законодательства, требующих коррекции. Большой практической значимостью характеризуются усилия криминологов, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.

    Криминология — наука для специалистов в области социального менеджмента. В современных условиях тотальной криминализации общественных отношений без криминологических знаний, умений и навыков эффективный социальный менеджмент невозможен.

    Криминология как теоретическая наука реализует четыре функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую), прогностическую (футурологическую) и практическую (прагматическую). Изучение явления предполагает его описание, полученные сведения требуют анализа и интерпретации, формулирование выводов нуждается в прогностическом обосновании, а разрабатываемое решение должно быть конструктивным.

    Криминология как практическая деятельность связана с осуществлением следующих функций: аналитической, прогностической, нормотворческой, экспертной, политической, международно-правовой, правоприменительной. Аналитическая разведка, прогнозирование преступности, инициирование совершенствования правовых норм и участие в их разработке, криминологическая экспертиза нормативных правовых актов , определение стратегий декриминализации властных и экономических отношении, противодействие транснациональной преступности, оптимизация применения уголовноправовых, уголовно-процессуальных, административно-правовых и других норм — вот далеко не полный перечень задач, решаемых практической криминологией.

    Криминология является понимающей наукой, поскольку стремится познать закономерности осмысленного человеческого поведения в социальноправовом контексте.

    Криминология устанавливает закономерности, которые связаны:

    • с индивидуальным отклоняющимся (прежде всего, преступным) человеческим поведением;
    • массовыми социальными отклонениями;
    • последствиями нарушений нравственных императивов и уголовно-правовых норм;
    • социальной дезорганизацией;
    • возможностями личностной и социальной реабилитации;
    • восстановлением разрушенной государственности.

    Она определяет требования к государственному строительству, соблюдение которых приводит к снижению криминогенного личностного и социального потенциала, а нарушение — к его повышению, а в дальнейшем — к кризису, распаду и самоуничтожению.

    Предмет криминологии составляют история науки и перспективы ее развития, преступление и механизм преступной деятельности, личность преступника, преступность и ее причины, основы виктимологии, криминологическое прогнозирование и планирование, отдельные группы и виды преступности, их предупреждение.

    Изучение истории науки криминологии позволяет установить условия и закономерности ее возникновения, очертить круг гуманистических идей в борьбе с преступностью и обращении с преступниками, представляющих общечеловеческую ценность, разработать критерии определения ложных взглядов, наметить перспективы криминологических исследований в направлении гуманизации социальных отношений.

    Криминология, как и другие науки криминального цикла, изучает преступление. Преступление является предметом не только криминологии, но и уголовного права , криминалистики , уголовного процесса . Однако только криминология изучает преступление с позиций его генезиса, установления тех закономерностей, которые приводят человека к совершению преступления.

    Криминология разрабатывает основы прогнозирования преступности, ее отдельных видов, индивидуального преступного и виктимного поведения, криминологической обстановки, антикриминогенной государственной политики — словом, всего, что представляет криминологический интерес и может быть использовано для обеспечения социального контроля над преступностью. В связи с этим большое прикладное значение имеет криминологическая разведка — сбор, анализ и интерпретация информации о криминализации общественных отношений, угрозах и рисках криминологической безопасности, реальном состоянии преступности, криминалитете, его статусе и возможностях противодействия правопорядку .

    Криминология создает теоретические основы криминологического планирования, определяя его принципы, структуру и содержание. Криминология принимает участие в разработке стратегических основ противодействия преступности (включая предупреждение, борьбу и минимизацию последствий), генеральных направлений антикриминогенной политики, механизма обеспечения социального контроля над преступностью, ее отдельными группами и видами.

    Методология криминологии

    Методология криминологии основана на диалектическом методе познания, который считает фундаментальными идеи всеобщей взаимосвязи явлений, развития, неразрывности материального и идеального.

    Идея всеобщей взаимосвязи явлений наиболее плодотворно реализуется в рамках системно-структурного подхода: именно в таком подходе синтезируются многие стороны диалектического метода. В основе методологии системного анализа лежит представление о системе — совокупности взаимосвязанных элементов, обладающих новым качеством. Именно появление новых свойств в образуемой совокупности элементов дает основание констатировать наличие системы и утверждать необходимость применения системного подхода.

    Системный подход показал свою действенность как в процессе теоретического анализа (например, условий дезорганизации различных социальнополитических систем), так и в ходе конкретных разработок (в частности, при создании целевых комплексных программ борьбы с преступностью). Возрастание роли системного подхода в последние десятилетия обусловлено усложнением общественных процессов, необходимостью поиска адекватных форм для выражения сложных и сверхсложных структур, зависимостей и отношений человеческой деятельности, стремлением создать инструмент интегрального видения реальности. Криминализация различных сторон государственной и общественной жизни приводит к пониманию активной роли криминальных отношений в функционировании социального организма, наличию прямых и обратных связей между преступностью и криминальным поведением, с одной стороны, и политикой, экономикой , социальной психологией, юридическим регулированием — с другой. Преступность в настоящее время выступает мощным деструктивным фактором жизнедеятельности любой социальной системы, и важно установить каналы и степень соответствующего неблагоприятного воздействия.

    Сотрудничая с философией, криминология создает нравственно-этические, мировоззренческие основы противодействия преступности .

    Используя результаты исторических, экономических, социологических научных исследований, криминология познает причины преступности.

    Взаимодействуя с антропологией, демографией, криминология разрабатывает учение о личности преступника.

    Участие криминологов в разработке и реализации любого социального проекта обеспечивает эффективность его осуществления.

    Без знания криминологии невозможно быть успешным политиком, бизнесменом, руководителем. Криминология — наука для организаторов, управленцев. Чем выше уровень руководителя, тем в большей степени ему необходима криминологическая компетентность. Овладение криминологическими знаниями, умениями и навыками — непременное условие профессионального роста в любой сфере правоохранительной деятельности.

    В результате изучения данной главы студент должен:

    знать

    • предмет, метод криминологии, ее соотношение с другими науками;
    • место и роль криминологии в формировании научного мировоззрения о преступности как одной из форм зла и социальной патологии;
    • тенденции развития и появления новых видов преступлений и возможности государства, общества и отдельной личности в разработке эффективных мер по предотвращению преступлений;

    уметь

    • анализировать и оценивать исторические события и социально значимые проблемы и процессы, прогнозировать возможное их развитие в будущем;
    • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы юридической науки в профессиональной деятельности;

    владеть

    • навыками целостного подхода к анализу понятия криминологии;
    • способностью занимать активную гражданскую позицию;
    • навыками работы с нормативными правовыми актами.

    Понятие криминологии как науки и ее предмет

    Термин «криминология» (от лат. crimen - преступление и греч. logos - учение), авторство которого традиционно связывают с именами французского антрополога П. Топинара и итальянского юриста Р. Гарофало, означает в буквальном переводе «учение о преступлении». На протяжении уже более двух столетий этот термин используется для обозначения вначале особого направления в изучении преступлений, а затем и отдельной науки о преступности как об особом социальном и правовом феномене.

    Зародившись в конце XIX в., пройдя сложный и противоречивый путь развития, к настоящему времени криминология утвердилась в статусе самостоятельной науки. Ее возникновению и обособлению в структуре научного знания предшествовало и способствовало, во-первых, накопление исследовательского материала и опыта познания преступления и преступника в рамках отдельных традиционных отраслей знаний (уголовное право, пенитенциарное право, медицина, статистика, психология и др.), а во-вторых, ставшая очевидном недостаточность этих разрозненных представлений о преступности, возникновение насущной потребности в комплексном, научном осмыслении преступности как целого и разработке целостной системы мер ее предупреждения.

    Признанию криминологии самостоятельной наукой способствовало также четкое обособление предмета данной науки, охватить и исследовать который в полной мере не могли иные отрасли научного знания, а также развитие представлений о ее методологическом аппарате.

    Важно подчеркнуть, что вопрос о предмете криминологии и сегодня является предметом научных дискуссий, что сопровождается непрекраща- ющимся процессом уточнения границ и сферы научной ответственности криминологии. Тем не менее можно считать устоявшимся и не вызывающим нареканий суждение о том, что ядро предмета криминологии включает в себя четыре основных блока проблем:

    • 1) преступность (негативное социальное явление, образуемое совокупностью совершенных на определенной территории и за определенный промежуток времени преступлений), а также ее отдельные виды;
    • 2) детерминанты преступности (причины и условия, порождающие преступления и способствующие их совершению) и механизм индивидуального преступного поведения;
    • 3) личность преступника (качества и свойства, отличающие преступника от законопослушного человека);
    • 4) предупреждение преступности (система мер, реализуемых определенными субъектами на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях в целях минимизации преступности и ее последствий); иногда для обозначения этой составляющей предмета используют понятие «социальный контроль».

    Вокруг анализа именно этих социальных феноменов складывалась криминологическая наука; они являются своего рода основными точками притяжения криминологического знания. Вместе с тем в теории аргументируются предложения о необходимости уточнения предмета криминологии как науки. Основные дискуссии сегодня сводятся к следующему.

    • 1. А. Б. Сахаров, Л. А. Волошина, И. И. Карпец высказываются за включение в предмет криминологии так называемых фоновых явлений преступности - алкоголизма, пьянства, проституции, детской безнадзорности и др., которые, не составляя преступности как таковой, выступают одновременно и ее питательной средой, и следствием. Против такой постановки вопроса выступают М. М. Бабаев, С. Я. Лебедев и другие специалисты, которые, нисколько не отрицая связи данных явлений с преступностью, тем не менее справедливо утверждают, что такая связь не дает оснований для расширения предмета криминологии. Уголовно-правовые признаки преступления составляют тот объективный внешний критерий, который позволяет включать или не включать деяние в круг объектов криминологического исследования и тем самым обеспечить относительную устойчивость его границ и принадлежность к области юридического знания. Все иные формы отклоняющегося поведения с успехом могут быть познаны в рамках таких перспективных направлений, как административная деликтология, девиантология, ювенология и др. Криминология может обращаться к их познанию, но только через призму связи данных явлений с преступностью, их участия в системе криминологических детерминант и следствий.
    • 2. Ряд специалистов, в частности А. Г. Лекарь, полагают, что в предмет криминологии должны войти также экономические, культурные и иные влияющие на преступность факторы. Схожего мнения придерживаются А. Л. Репецкая и В. Я. Рыбальская, указывая, что в предмет криминологии должны быть включены закономерности формирования и функционирования в обществе явлений и процессов, порождающих преступность. Вместе с тем при таком подходе криминология обязана будет изучать, все, причем самые различные, социальные явления и процессы (экономику, культуру и т.д.). Очевидно, что при этом предмет криминологии чрезмерно расширяется, методологический аппарат становится недостаточным, а сами криминологические исследования рискуют стать безответственными и некомпетентными. В связи с этим совершенно справедливы суждения специалистов (М. М. Бабаев) о том, что предмет криминологии в данной части - это не негативные явления, связанные с преступностью, а связь преступности с этими негативными явлениями.
    • 3. Существуют и иные предложения об изменении предмета криминологии:

    В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов, Г. Ф. Хохряков предлагают включить в предмет криминологии проблемы анализа жертв преступлений и викти- мологической профилактики;

    • - А. И. Долгова и С. М. Иншаков высказываются за включение в предмет криминологии методов, методики и методологии криминологических исследований;
    • - Г. А. Аванесов пишет о том, что предмет криминологии должен включать в себя также прогнозирование, планирование и управленческую деятельность в сфере борьбы с преступностью;
    • - Я. И. Гилинский включает в предмет криминологии историю криминологической науки и историю преступности;
    • - М. М. Бабаев, С. В. Максимов предлагают расширить предмет криминологии за счет изучения социальных последствий преступности;
    • - Н. Ф. Кузнецова, Д. А. Шестаков отмечают значимость исследования в рамках криминологии проблем формирования и применения предупредительного законодательства.

    Подобные предложения достаточно обоснованы, аргументированы и так или иначе направлены на более глубокое изучение проблем преступности и ее предупреждения. Они отражают развитие самой науки криминологии. Вместе с тем надо понимать, что расширение предмета криминологии всегда ставит вопрос о его пределах, о тех границах, за рамками которых криминология теряет статус самостоятельной науки. Такие пределы достаточно четко определяются, если в качестве исходного тезиса в понимании предмета криминологии как науки указать на то, что его составляют общественные отношения, связанные с преступностью и ее предупреждением.

    Исходя из этого, сложно в полной мере согласиться с высказываемым в последнее время в работах С. Я. Лебедева, Г. А. Аванесова, С. М. Иншакова мнением о необходимости исключения из предмета криминологии криминологической профилактики. Авторы несколько противоречиво утверждают, что, являясь составной частью предмета криминологии, она вместе с тем входит в предмет иной научной дисциплины - социальной профилактики правонарушений, объединяющей в себе не только криминологическую, но и иные виды профилактики, причем не только преступлений, но и иных правонарушений. Представляется, что исключение проблем профилактики из предметной области криминологии обезоружит науку, превратив ее исключительно в описательную отрасль знания, поскольку описательное и иное познание преступности выступает лишь предпосылкой, условием для разработки теоретических и прикладных проблем предупредительного воздействия. Другое дело, что можно поддержать А. Э. Жалинского и М. М. Бабаева в их суждениях о том, что общесоциальное предупреждение преступности (как предупреждение, осуществляемое всем обществом в рамках широкомасштабных программ улучшения качества жизни, развития экономики, политических институтов и т.д.) не может входить в предмет криминологии, поскольку последняя не располагает для его исследования и выработки надлежащих рекомендаций необходимым инструментарием (она лишь использует предупредительный эффект «прогрессивного» развития общества и государства в целях разработки специальных мер воздействия на преступность).

    Таким образом, можно обобщенно резюмировать, что предмет криминологии составляют преступность, а также отношения, связанные с ее возникновением и предупреждением.

    Для исследования этого специфического круга проблем, образующих предмет криминологической науки, последняя располагает определенным набором методологических принципов и методических инструментов.

    Методология криминологии, как и любой иной науки, является многоуровневой и включает в себя: общие методы познания (анализ, синтез и др.); междисциплинарные методы (системный подход, синергетический анализ, моделирование, сравнительный и исторический анализ, прогнозирование и др.); причем надо учитывать, что фактически любой междисциплинарный метод в криминологии приобретает свои специфические особенности; частнонаучные методы (здесь стоит упомянуть о том, что применение какого-либо частного метода в криминологии не означает эксклюзивности этой науки в плане его использования; в криминологии могут использоваться методы других наук, равно как криминологические методы могут применяться в иных областях исследований).

    Учитывая специфику предмета криминологии, ее научные методы могут быть представлены следующими группами:

    • 1) социологические методы (социологический опрос, беседа, интервью, анкетирование, социологическое наблюдение, исследование документов, социологический эксперимент);
    • 2) психологические методы (психологическое наблюдение, тестирование, беседы, биографический метод, социометрия);
    • 3) статистические методы (статистическое наблюдение, сводка, группировка, статистический анализ).

    Выбор того или иного метода для проведения криминологического исследования во многом определяется объектом и целью последнего. В любом случае и отдельные исследования, и криминологическая наука в целом, оперируя указанными методами, всегда опираются на определенный свод принципов научного познания, обеспечивающих достоверность и устойчивость его результатов. В ряду таких методологических принципов специалисты (Я. И. Гилинский, С. Я. Лебедев) называют: принцип универсальности общенаучных методов познания; принцип относительности знаний; принцип объективности и конкретности исследования; принцип историзма (изменчивости) явлений и процессов; принцип признания значения противоречий в развитии преступности.

    Наличие развитой методологической базы и четких представлений о предмете познания обеспечивают высокий статус криминологии в системе научных знаний, позволяют определить криминологию как науку о преступности, ее детерминантах и последствиях, личности преступника и жертвы, а также методах и средствах контроля, предупреждения и минимизации преступности.

    1. Понятие криминологии как учебной дисциплины

    Криминология как учебная дисциплина занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью.

    Криминология изучает и анализирует нормативные акты, составляющие юридическую базу для адекватного понимания преступности, своевременной реакции на них и разработки профилактических мер с целью предупреждения преступлений.

    Нормативную базу криминологии составляют:

    1) уголовное законодательство, включающее нормы уголовного и уголовно-исполнительного права;

    2) криминологическое законодательство, регулирующее превентивную деятельность, направленную на предупреждение совершения преступлений и лежащую вне сферы применения уголовных репрессивных мер.

    Криминология как учебная дисциплина изучает совокупность явлений, процессов и закономерностей, состоящую из четырех основных элементов: а) преступность; б) личность t преступника; в) причины и условия преступности; г) предупреждение преступности.

    Объектом криминологии являются общественные отношения, связанные с: 1) преступностью и прочими правонарушениями;

    2) причинами и условиями преступности;

    3) местом и ролью личности преступника в обществе; 4) решением задач по предупреждению и профилактике правонарушений.

    Объектом криминологического изучения и детального анализа является преступление. Оно рассматривается: 1) в неразрывной связи с условиями внешней среды, порождающей преступление, и криминологической характеристикой преступника, порожденного этой средой; 2) как длительный и развивающийся процесс, происходящий в пространстве и времени, имеющий свое начало, течение и завершение, а не как одномоментное действие, связанное с совершением преступного акта и нередко занимающее считанные минуты.

    Криминология рассматривает преступление со всех сторон и с максимальной объективностью и изучает: 1) причины и условия преступления; 2) особенности характеристики лица, совершающего преступление; 3) последствия преступного поведения.

    2. Структура системы криминологии

    Система криминологии основана на особенностях изучаемого этой дисциплиной предмета – ряда вопросов, связанных с существованием преступности. Она включает теории, разработанные ведущими специалистами в области юриспруденции, которые рассматривают преступность в неразрывной связи со сложившимися в обществе социальными, экономическими, культурными отношениями, исследуют закономерности, законы, принципы и свойства, характерные для их развития, учитывают статистические, социологические и прочие показатели, а также наличные факты и предшествующий исторический опыт.

    Криминологическая наука – это не простой набор сведений о преступности и ее взаимосвязях, а действенное научное знание, имеющее свою теоретическую базу и применимое к практической деятельности. Теоретические сведения и осмысленные результаты практических мероприятий складываются в стройную и своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков – Общей и Особенной частей.

    Особенностью такого деления криминологии на Общую и Особенную части является условное разделение самой науки на общетеоретические вопросы, применимые к любому роду преступной деятельности (Общая часть) и криминологические характеристики отдельных видов преступлений с их глубоким анализом, прогнозом распространения и возможными превентивными мерами по их предупреждению (Особенная часть).

    Общая часть включает в себя детальное рассмотрение понятия, предмета, метода, целей, задач, функций и истории развития криминологии как в России, так и за рубежом, изучение основ исследований, применяемых в криминологии, рассмотрение всех аспектов, связанных с преступностью, включая особенности личности преступника и механизм преступления.

    Особенная часть, основываясь на Общей части, дает криминологическую характеристику отдельных видов преступлений и анализирует предупредительные мероприятия, которые используются для их предотвращения.

    Таким образом, обе части криминологии охватывают весь спектр вопросов, как теорию, так и практику, позволяя определить изъян в общественных отношениях, порождающий тот или иной вид преступлений, максимально его устранить и снизить рост преступности.

    3. Цели и задачи криминологии

    Криминология как наука изучает объективные и субъективные факторы, оказывающие определяющее влияние на состояние, уровень, структуру и динамику преступности, а также личность самого преступника, выявляя и анализируя существующие типы преступной личности, механизмы совершения конкретных преступлений и меры борьбы, которые могут снизить рост тех или иных преступлений в обществе.

    Цели криминологии можно условно разделить на четыре группы:

    1) теоретическая – предполагает познание закономерностей и выработку на этой основе научных теорий преступности, концепций и гипотез;

    2) практическая – вырабатывает научные рекомендации и конструктивные предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью;

    3) перспективная – направлена на создание системы предупреждения преступности, которая позволит нейтрализовать и преодолеть криминогенные факторы;

    4) ближайшая – направлена на осуществление ежедневной работы по борьбе с преступностью.

    Из стоящих перед криминологией целей органично вытекают и ее задачи:

    1) получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике – в прошлом и настоящем; криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;

    2) выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению;

    3) изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

    4) определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

    Криминология выполняет свои задачи с помощью определенных функций, среди которых принято выделять три основные: а) описательную (диагностическую); б) объяснительную (этиологическую); в) предсказательную (прогностическую).

    4. Теории криминологии

    Как самостоятельная наука криминология оформилась в XIX в. и изначально основывалась на передовой для своего времени антропологической теории (Галль, Ломброзо), исходящей из идеи наличия у преступников врожденных преступных качеств. В основание криминологии также легли социально-экономические и социально-правовые теории (Ферри, Гарофало, Марро), объясняющие преступность негативными социальными явлениями – нищетой, безработицей, необразованностью, которые порождают аморальность и безнравственность; онтологические теории (теория «чистого разума» И. Канта), статистические исследования (Хвостов, Герри, Дюкпетьо).

    В ХХ в. в криминологию из других наук (психологии, психиатрии, генетики, антропологии) поступали новые взгляды и самостоятельные теории, которые тем или иным способом пытались объяснить, какие особенности развития общества и самого человека способствуют появлению преступности:

    генетические теории причин преступности (Шлапп, Смит, Подольски) объясняли склонность к преступлению врожденными факторами;

    психиатрические концепции (основанные на теории З. Фрейда) видели в преступлении результат конфликта между примитивными инстинктами и альтруистическим кодексом, установленным обществом;

    клиническая криминология (на основе концепции опасного состояния преступника Ферри и Гарофало) вводила понятие состояния повышенной склонности к преступлению, из которого преступника следовало выводить медикаментозно и на это время изолировать от общества (Граматик, ди Тулио, Пинатель);

    – социологические концепции (теория множественных факторов Кетле и Хили) объясняли преступность совокупностью множества антропологических, физических, экономических, психических, социальных факторов;

    теория стигмы (интеракционистский подход – Сатерленд, Таннебаум, Беккер, Эриксон) находила причины преступности в реакции самого общества на преступное поведение;

    теория дифференциальной ассоциации (Сатерленд, Кресси) связывала преступное поведение с контактами человека с криминальным окружением (дурная среда);

    концепция о криминогенности научно-технического прогресса находила причины преступности в постиндустриальном обществе;

    марксистские теории выводили преступность из противоречий эксплуататорского общества.

    5. Предмет криминологии

    Предметом криминологии является круг вопросов, связанный с существованием такого явления, как преступность, включает в себя теории, разработанные ведущими специалистами в области юриспруденции, рассматривающие преступность в целостности и неразрывной связи со сложившимися в обществе социальными, экономическими, культурными отношениями, исследующие закономерности, законы, принципы и свойства, характерные для их развития, учитывая статистические, социологические и прочие показатели, а также наличные факты и предшествующий исторический опыт.

    Предмет криминологии включает в себя четыре базовых элемента:

    1) преступность, то есть социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени; данное явление измеряется качественно-количественными показателями: уровнем, структурой и динамикой;

    2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях; сведения о личностных свойствах субъектов преступлений включают информацию о причинах преступлений, а сама личность преступника исследуется в целях предупреждения рецидива (новых преступлений);

    3) причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), которые составляют целую систему негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, порождающих и обусловливающих преступность как следствие их существования. При этом причины и условия преступности изучаются во всем многообразии их содержания, природы и механизма действия и на разных уровнях: как в целом, так и по отдельным группам преступлений, а также конкретные преступления;

    4) предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей; превентивные меры анализируются по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

    6. Метод криминологии

    Методом криминологии принято называть всю совокупность приемов и способов, которые используются для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее составляющих, а также о личности преступника, чтобы выработать эффективные меры как для борьбы с преступностью, так и для профилактики преступлений.

    К методам криминологии относят следующие:

    1) наблюдение – непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом, объектами которого являются отдельные лица, группа лиц, конкретные явления, связанные с существованием преступности;

    2) эксперимент – использование в необходимых случаях новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей на практике;

    3) опрос – социологический метод сбора информации, заключающийся в интервьюировании или анкетировании значительного круга лиц и выяснении у них различных сведений об объективных процессах и явлениях, интересующих криминологов; при опросе для получения достоверной информации учитываются факторы объективные (место и время опроса) и субъективные (заинтересованность опрашиваемого лица в той или иной информации);

    4) анализ документальных источников информации криминологического исследования – сбор необходимой информации из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео, аудио записей и предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

    5) логико-математический метод, включающий:

    – моделирование – способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации;

    факторный анализ и шкалирование;

    – методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.).

    В целом методы криминологии можно разделить на общенаучные (формально-логические, анализ и синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, исторический метод, системный анализ) и частно-научные (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов, тестирование, наблюдение, эксперимент, статистические, правовые, математические методы, криминологическая экспертиза).

    7. Связь криминологии с косвенными юридическими дисциплинами

    Криминология относится к юридическим наукам, состоит в близком и тесном родстве с огромным множеством юридических наук, тем или иным способом занятых борьбой с преступностью; их можно условно разделить на косвенные и специальные.

    Косвенные юридические науки рассматривают проблемы преступности в общих чертах, достаточно поверхностно, не углубляясь в тонкости и детали вопроса.

    К косвенным юридическим дисциплинам относят:

    1) конституционное право, устанавливающее общие начала всей деятельности правоохранительных органов и определяющее положения, на которых строится законодательная база, как в России, так и в любой другой стране;

    2) гражданское право, предусматривающее гражданскую ответственность за любое из нарушений многочисленных норм гражданского права, определяющее круг вопросов и характер нарушений, которыми более детально занимается криминология;

    3) земельное право;

    4) административное право;

    5) экологическое право;

    6) семейное право;

    7) трудовое право и др.

    Для полноценного существования криминологии необходимо получать сведения и методы из неюридических наук. Поэтому криминология применяет отдельные положения философии, этики, эстетики, экономики, теории социального управления, социологии, политологии, статистики, демографии, математики, кибернетики, педагогики и взаимодействует с общей, социальной и юридической психологией.

    Сведения из демографии, социологии и политологии необходимы криминологам при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов; данные психологического или психиатрического характера требуются для выявления и понимания причин и условий преступности и преступлений, так как на них базируются изучение и классификация личности преступника, без них невозможна грамотная разработка мер профилактического воздействия.

    8. Связь криминологии со специальными юридическими дисциплинами

    Наиболее тесную связь криминология имеет со специальными юридическими науками – уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом. В XIX в. считалось, что криминология относится к уголовному праву, и в этом есть доля истины – как наука криминология вышла из уголовного права.

    Уголовное право (как теория и основанный на ней уголовный закон) дает обязательную для криминологии юридическую характеристику преступлениям и преступникам, а данные криминологии об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений и прогнозы относительно изменений в социально негативных явлениях позволяют уголовному праву планировать и реализовывать нормотворческую деятельность, своевременно квалифицируя или переквалифицируя те или иные преступления и правонарушения.

    Связь криминологии с уголовным процессом заключается в том, что уголовно-процессуальные нормы, регулирующие общественные отношения, направлены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений. С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает общая борьба с рецидивом преступлений, стремление к результативности исполнения наказаний, ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление, отбывших наказание.

    Тесную связь криминология имеет с криминалистикой, которая в отличие от криминологии занята сугубо практическими задачами, фактической стороной преступлений. Сведения криминологии помогают криминалистам выявить основные направления для разработки новых методов, помогают находить правильные решения при расследовании преступлений, опираясь на криминологические данные о структуре и динамике преступности, типичных криминогенных ситуациях и т. п. В то же время многие криминалистические методы и технические средства позволяют криминологии эффективнее строить профилактику преступлений и использовать последние научные разработки для предотвращения преступной деятельности.

    Криминология также связана с междисциплинарной комплексной наукой деликтологией (административной, дисциплинарной, гражданской и семейной), которая занимается вопросами о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений в области законодательства.

    9. Развитие криминологии до 1917 года

    Криминология как наука появилась в России в одно время с западной и далее развивалась поэтапно: историю криминологии принято делить на несколько периодов:

    1) дореволюционный (до 1917 г.);

    2) период становления советской криминологии (1917–1930 гг.);

    3) период с 1930 по 1990 гг.;

    4) современный (считая с распада СССР и по настоящее время).

    Отечественная криминология в дореволюционный период активно воспринимала многие передовые идеи представителей различных школ и вносила свой вклад в исследование проблем преступности. Предвестниками отечественной криминологии были ученые и общественные деятели, жившие до официального рождения этой науки. Среди них следует упомянуть известного общественного деятеля XVIII в. А. Радищева, который впервые для России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений и предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин.

    В разной степени вопросами преступности занимались А. Герцен, Н. Добролюбов, В. Белинский, Н. Чернышевский, критиковавшие общественный строй России и преступность как порождение этого строя.

    В начале XIX в. глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К. Ф. Герман. Известные юристы И. Я. Фойницкий, Г. Н. Тарновский, Н. С. Таганцев и др. рассматривали преступность в тесной связи с уголовно-правовой проблематикой, особо обращая внимание на понимание преступности как социального явления, имеющего объективные причины. Опираясь на работы антропологической школы в зарубежной криминологии, дореволюционный юрист и ученый Д. А. Дриль отмечал влияние на совершение преступлений кроме особенностей психофизической природы человека также внешних воздействий на него, разделяя взгляды отечественных сторонников социального понимания преступности. В России появилась классическая школа.

    В русской криминологии конца XIX – начала XX вв. происходили те же процессы роста, что и в современной ей зарубежной криминологии.

    Послереволюционный этап развития отечественной криминологии просуществовал до начала 1990-х годов, его можно условно разделить на два периода: а) 1917 – начало 1930-х гг.; б) начало 1930-х – начало 1990-х гг.

    1. Эпоха с 1917 по начало 1930-х гг. отличалась жесткой партийной борьбой и окончилась с началом массовых репрессий; криминологические проблемы исследовались в рамках уголовного права, а криминология считалась отраслью уголовного права. В этот период она была тесно слита с родственной ей криминалистикой и судебной медициной: в 1922 г. в Саратове был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения; с 1923 г. в Москве, Киеве, Харькове, Одессе появились кабинеты по изучению личности преступника; в 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД.

    В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование. Это было связано с политическим тезисом, что в СССР построен социализм (а при социализме преступность отмирает). Был сделан вывод, что криминология больше не нужна.

    2. В период с 1930 по 1940 гг. криминологические исследования имели полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью, были направлены на выявление врагов народа и организовывались правоохранительными органами. После смерти Сталина Хрущев объявил курс на строительство коммунизма. Но стало ясно, что преступность не исчезла. Годом возрождения криминологии стал 1963 г., когда на юридическом факультете МГУ был прочитан курс криминологии, который стал с 1964 г. обязательным для юристов. Криминология была выведена из уголовного права и превратилась в самостоятельную науку. Большую роль в этом сыграл А. Б. Сахаров.

    В 1960–1970 гг. основное внимание уделялось изучению преступности как продукта общества и ее общей профилактике, в 1970–1990 гг. исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения разных видов преступности.

    Крупнейшим научно – исследовательским криминологическим центром стал в эти годы НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

    Вопрос 1: Назовите предмет науки криминологии?

    Ответ: Предметы различных наук взаимосвязаны между собой, но он у каждой науки свой и для полноты и глубины исследования своего предмета каждой науке приходится изучать круг общественных отношений, которые позволяют выявить собственные закономерности и познать природу механизма их зарождения и развития.

    Предмет науки криминологии – это ответ на вопрос, что именно изучает данная наука, то есть это исследование законов, закономерностей, принципов и свойств конкретных общественных отношений в объекте. Он составляет конкретные стороны, закономерности и законы развития определенных элементов объекта науки криминологии.

    Содержание предмета криминологии : преступность; детерминанты преступности; лица совершившие преступление; предупреждение преступления; другие объекты исследования криминологии; история криминологической науки; сопутствующие преступности негативные социальные явления (алкоголизм, проституция, наркомания и т. д.); методы криминологических исследований и осуществления профилактики; криминологические проблемы зарубежных стран; криминологические особенности отдельных видов преступности.

    Основные элементы предмета науки криминологии : 1) Преступность как система социально-негативных явлений; 2) Личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях; 3) Причины и условия уровня преступности; 4) Решение задач предупреждения и профилактики преступлений.

    Вопрос 2: Сформулируйте определение криминологии?

    Ответ: Криминология – это комплексная, социально-правовая, теоретико-прикладная наука, исследующая преступность, личность преступника, причины и условия преступления, методы и средства ее предупреждения с позиций диалектического исторического и системного подходов; характеризующаяся как самостоятельная система научных знаний о преступности, ее причинах и условиях, личности преступности и мерах предупреждения преступлений и преступности в целом.

    То есть криминология – это самостоятельная наука о преступности и рациональных методах ее предупреждения, которая по содержанию является социально-правовой, а по принадлежности юридической дисциплиной, задачи которой состоят: в познании закономерностей преступности как специфического социального явления с одной стороны, а с другой – конкретизируются практическими потребностями борьбы с преступностью на современном этапе; в научном обеспечении практической политики борьбы с преступностью; в создании и внедрении в практику научно обоснованных методик по изучению и прогнозированию преступности, рекомендаций по профилактике наиболее распространенных и опасных видов преступления (хищения, убийства, преступления совершаемые рецидивистами, несовершеннолетними и организованными преступниками); изучение опыта предупреждения преступности и отдельных ее видов зарубежных стран с целью использования в нашей стране.

    Вопрос 3: Раскройте содержание основных элементов предмета науки криминологии?

    Ответ: Основными элементами предмета науки криминологии являются : преступность как система социально-негативных явлений; личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях; причины и условия уровня преступности; решение задач предупреждения и профилактики преступлений.

      Преступность как система социально-негативных явлений.

    Преступность, как система может рассматриваться в контексте социальных явлений, и она представляет собой взаимосвязь статистической совокупности совершенных преступлений и факторов, обусловливающих такую совокупность.

    Помимо исследования преступности и ее причин, личности преступника и проблем предупреждения преступлений, изучает также вопросы, тесно связанные с криминологическими проблемами. При анализе преступности, например, обнаруживается ее тесная связь с рядом явлений, которые рассматриваются как антисоциальные, негативные социальные, фоновые. К таким явлениям, в частности, относятся пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция.

    Совершение преступления обычно предваряют многие формы девиантного, отклоняющегося поведения, например бродяжничество и попрошайничество. Однако первостепенное значение криминология придает именно пьянству и алкоголизму, наркомании и проституции, поскольку эти негативные социальные явления ближе всего расположены к преступному поведению, способствуют совершению различных преступлений и представляют в силу этого серьезную опасность для общества и отдельных граждан. Поэтому криминология рассматривает пьянство, алкоголизм и наркоманию в качестве причин и условий преступлений, сопутствующих им явлений.

    Исходными в понимании взаимосвязи преступности с другими негативными видами девиантного поведения являются положения:

     Преступность и иные формы девиантности находятся в сложных, иногда линейных взаимосвязях (повышенный уровень алкоголизма населения может сопровождаться пониженным уровнем преступности и на оборот, в обратной зависимости могут находиться убийства и самоубийства);

     Преступность и иные формы девиантности соотносятся не как «причины» и «следствия» (ни пьянство, ни наркотизм не являются «причиной» преступности), а как одно-порядковые социальные феномены, существующие, развивающиеся и изменяющиеся под воздействием общих экономических, социальных, политических, демографических и иных факторов;

     Общность факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности, на уровень и динамику наркотизации и алкоголизации населения, на масштабы проституции и суицидального поведения, позволяет вырабатывать единые стратегические направления противодействия нежелательным для общества явлениям хотя бы на уровне общесоциальной профилактики.

      Личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях .

    Под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.

    Личность преступника изучается как подсистема социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления и рассматривается: 1) как общественный статистический портрет, отражающий совокупность социальных признаков, выделяющих преступников из населения, проживающего на определенной территории в тот или иной период; 2) как особый социальный тип, получивший название криминогенный тип личности; 3) личность преступника изучается в отношении отдельного человека, совершившего противоправное деяние.

    Личность преступника, с одной стороны, понятие общесоциологическое, с другой - юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является. Под их воздействием формируется не только его социальный облик как целостное единство конкретного лица, но и образующие его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает индивид, данный процесс. Поэтому личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности (хотя и нежелательный, и даже враждебный по отношению к обществу), имеющий свою социальную природу.

    Главными типологическими признаками антисоциальной направленности личности являются: негативно-пренебрежительное отношение к личности человека и ее важнейшим благам; корыстные побуждения; индивидуалистическое, антисоциальное отношение к различным общепринятым ценностям и социальным установкам; легкомысленно-безответственное отношение к своим обязанностям и охраняемым законом социальным ценностям

    Изучается личность с целью выработки мер предупреждения новых преступлений (рецидива) со стороны этой личности. Особое значение имеет изучение ее социально-психологических характеристик для выработк5и индивидуальных форм профилактики ее антиобщественной деятельности.

    В настоящее время ученые криминологи едины в признании социальной природы преступности и ее причины, считая, что определяющее значение в механизме преступного поведения имеют социальная среда и социальные качества индивида, а биологические детерминанты не являются причиной преступного поведения, хотя и играют важную роль.

    Индивидуальное развитие личности, формирование неповторимого духовного облика каждого человека происходит во взаимодействии генетической и социальной программ.

      Причины и условия уровня преступности

    Преступность – результат действия множества обстоятельств, которые принято именовать ее причинами.

    Под причинной связью понимается такая объективная связь между явлениями, когда одно из них (причина) при наличии определенных условий порождает другое (следствие). То есть, причины преступности – это негативные явления, вызывающие ее.

    Рассматривая преступность как социальное явление, следует иметь в виду, что оценка явлений в качестве причин, а других – в качестве условий всегда носит относительный характер и в разных случаях одно и тоже явление может выступать либо причиной, либо условием.

    Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии. В ней сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики.

    Причинный комплекс принято классифицировать с точки зрения иерархического уровня на: 1) Общие причины преступности; 2) Причины отдельных видов преступлений; 3) причины конкретных преступлений. Причем на каждом из этих уровней действуют и соответствующие условия, благоприятствующие развитию причин преступного поведения.

    Под причиной преступности понимается явление (или совокупность взаимосвязанных явлений), которое при определенных условиях порождает, производит другое явление, рассматриваемое как следствие.

    При установлении того, что является причиной, а что следствием в цепи причин и следствий, необходимо стремиться выделить два соседних звена, ближе всех остальных стоящих друг к другу. Такое вычленение позволяет определить одно звено в качестве причины, другое - следствия.

    Значительную роль в существовании преступности играют и условия, ей способствующие.

    В условиях обострения социально-экономической и политической обстановки в стране, роста преступности, упадка нравственности и морали изучение причин преступности становится особенно актуальным. Эти условия нацеливают криминологическую науку и общественную практику на глубокое и конкретное исследование причинных зависимостей преступности применительно к новым процессам и происходящим в обществе изменениям.

    Причина создает возможность определенного следствия. Условия же способствуют реализации этой возможности.

    Условия преступности это явления, способствующие их действию.

    Условия преступности обычно подразделяются на три основные группы: сопутствующие (они образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени), необходимые (без таких условий событие могло бы не наступить), достаточные (совокупность всех необходимых условий). Когда все эти условия налицо, можно говорить об их целостном комплексе.

    Изучение процесса детерминации преступности предполагает учет относительности, условности деления явлений и процессов на причины и условия. Многие из них в отдельных случаях выступают как причина, в других - как условие преступности. В то же время общим для всех детерминант преступности является то, что в их основе всегда лежат объективные социальные противоречия (например: несоответствие между ростом потребностей и возможностями общества по их удовлетворению; нарушение социальной справедливости в сфере распределения и обмена; различия в условиях, видах и формах труда различных социально-профессиональных групп населения; различия в культурно-бытовых условиях жизни в разных регионах страны; имущественные и иные различия; политические разногласия и социальная нестабильность общества; недостатки идеологической, культурно-воспитательной работы; недостатки в хозяйственном механизме, торговле и обслуживании населения; низкая эффективность профилактики преступлений)

    Анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, имеет целью ответить на вопрос, почему растет преступность, что способствует ее росту, какие элементы механизма имеют причинную связь, а какие являются способствующими условиями роста или снижения преступности.

    В любом случае для глубокого криминологического анализа причин преступности следует обращаться к противоречиям современной общественной жизни как основному источнику всего причинного комплекса нынешней преступности.

      Решение задач предупреждения и профилактики преступлений

    Все, что рассматривается о преступности, ее причинах, личности преступника, причинах и механизмах совершения конкретного преступления, в конечном счете, преследует цель овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступлений.

    Предупреждение преступности – в узком смысле, это деятельность государственных и общественных органов и организаций, направленная против преступности с целью удержания ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин, а в широком понимании – это криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемого путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений.

    Целью предупреждения преступлений , как и целью борьбы с преступностью, является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств.

    Эта цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач:

     выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих их совершению;

    индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением;

     предотвращающие замышленных и готовящихся преступлений;

     снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.

    Решая указанные задачи, предупреждение преступлений в то же время представляет собой важную часть общего процесса борьбы с преступностью. Реализуя задачу общей и частной превенции, оно пронизывает большинство составных элементов этого процесса, включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений; розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; осуществление правосудия по уголовным делам; исполнение уголовного наказания; устранение негативных последствий преступлений.

    Основными принципами, на которых базируется предупреждение преступлений, являются: 1) законность, обеспечивающая строгое соблюдение в процессе реализации предупредительных мер требований Конституции, ратифицированных Россией международных договоров, законов, а также подзаконных нормативных актов; 2) социальная справедливость и гуманизм, предусматривающие защиту законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении мероприятий по предупреждению преступлений, недопущение причинения физических страданий или унижения достоинства личности; 3) комплексность, предполагающая объединение усилий субъектов предупредительной деятельности; 4) своевременность и достаточность используемых мер - их использование в таком объеме и с такой интенсивностью, которые позволяют не допустить совершение преступлений; 5) дифференциация мер предупредительного воздействия, означающая учет особенностей личности профилактируемого, динамики изменений ее поведения; 6) эффективность, предполагающая достижение наибольших результатов предупредительной деятельности при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах.

    При этом криминологическое предупреждение преступлений представляет собой наиболее действенный способ борьбы с преступностью, поскольку оно: обеспечивает выявление и устранение ее корней, истоков, упреждает возможность совершать преступления; воздействует на криминогенные факторы, когда они еще не набрали силы и легче поддаются устранению; позволяет, используя разнообразные средства, прерывать замышляемую преступную деятельность; препятствует наступлению вредных последствий; решает задачи борьбы с преступностью наиболее гуманными способами с наименьшими издержками, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции, без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

    Однако было бы неправильным ограничить широкий и многообразный вид социальной деятельности по предупреждению преступлений только уголовно-правовым аспектом. Предупреждение преступлений - задача не только правоохранительных органов. Ее решение лежит в плоскости коренных преобразований общества (прежде всего в сфере экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека).

    Наряду с предупреждением преступлений в криминологической литературе часто употребляются понятия профилактики преступлений, их предотвращения, пресечения.

    В зависимости от иерархии причин и условий преступности выделяются три основных вида:

    1) Общая профилактика (общесоциальный уровень) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, которая направлена на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни и т.д. Осуществляется она различными органами госвласти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

    Проводится она в жизнь посредством государственных планов экономического и социального развития.

    2) Криминологическая профилактика (Специально-криминологический уровень) состоит в целенаправленном воздействии на криминогенные факторы, связанные с отдельными видами и группами преступного поведения и осуществляется она специальными субъектами, для которых профилактика является одной из основных задач, в форме ведомственных и межведомственных планов по усилению борьбы с преступностью, в которых предусматривается система мероприятий, направленных на профилактику конкретного вида и групп преступности и в целом всей преступности на определенной территории.

    3) Индивидуальная профилактика (индивидуальный уровень) включает в себя деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.

    Реализуется в нескольких формах: при устранении причин и условий, способствовавших совершению конкретных преступлений, которые выявлены в процессе следствия или в суде, то это – предписание прокурора, представление следователя, частное определение суда. А когда речь идет о личности конкретного преступника, то применяются программы индивидуальной коррекции правонарушающего поведения.


    Термин «криминология» происходит от латинского слова «crimen» - преступление и греческого «logos» учение и означает «наука (учение) о преступлении». Но в отличие от науки уголовного Права, изучающей преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике, криминология исследует преступность, причины и условия ее возникновения и распространения, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений.

    Криминология как самостоятельная отрасль знаний и совокупность концепций борьбы с преступностью существует менее двух веков. Хотя некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в (античных) трудах римских и греческих мыслителей и в философских трактатах XVI-XIX вв. Но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.

    Криминология - это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. Как общественная наука криминология вырабатывает и систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явления и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов.

    Отечественная криминология выделяет и изучает четыре группы социальных явлений.

    Преступность - исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе. Она представляет собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется такими качественно-количественными показателями, как: состояние (уровень), структура и динамика.

    Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними («фоновые»), например пьянство, проституция, наркомания и т. п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и при разработке мер их предупреждения. Исследование же этих явлений и методов борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

    Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника криминология рассматривает соотношение биологических и социальных факторов. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется также, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива).

    Причины и условия преступности объединены родовым понятием «криминогенные детерминанты» (от лат. determinate - обусловливать существование и развитие другого явления). Это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления.

    Предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

    Все четыре основных предмета изучения-криминологии органично взаимосвязаны. Конечная цель изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности и преступлений) - разработка эффективной системы предупреждения преступности.

    В системе общественных наук криминология располагается на стыке социологии и правоведения.

    К правоведению криминология имеет непосредственное отношение, поскольку изучает явления, характеризующиеся уголовно- правовыми понятиями «преступление», «преступник». Кроме того, причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т. п. Система профилактики преступлений также имеет правовой характер.

    Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности выходит за рамки правоведения. Криминология тесно связана с социологией - наукой об обществе, и более всего - с социологией права. Особенно велика роль социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Поэтому криминология прежде всего социолого-правовая наука и учебная дисциплина.

    Специфика познания предмета заключается в следующем: криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность. Для этой науки характерен глобальный и последовательный социологический подход к анализу и оценке преступности, личности преступника. В этом отношении криминология отличается, например, от науки уголовного права, которая имеет «свою» социологию, но в основном сосредоточивает внимание на анализе юридических норм, положений уголовного права о преступлении, наказании.

    В то же время криминология как наука социально-правовая рассматривает юридические характеристики преступности, преступления и преступника. Однако она отличается, например, от тех разделов социологии, которые изучают социальные отклонения, в том числе - преступность.

    Специфика криминологического познания заключается еще и в том, что делается выраженный акцент на объяснении причин изучаемых социально-правовых явлений и процессов. Приоритет криминологии - общая теория и концепция предупреждения преступности. Помимо этого криминология принимает участие в разработке как правовых, так и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

    Криминология взаимодействует не только с правовыми и социологическими науками, но и со смежными отраслями права. Особенно с уголовно-правовой теорией и уголовным законодательством, которые дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам. Эти определения обязательны для отечественной криминологии. В отличие от западной она отвергает использование неопределенного по границам понятия «отклоняющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологический» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответствует уголовно-правовым признакам.

    В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, а также делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях.

    Это позволяет своевременно проводить нормотворческую деятельность, связанную, во-первых, с криминализацией либо декриминализацией деяний, т. е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений.

    А во-вторых, с дифференциацией санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание не только составляет основу системы предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологическое знание используется при определении уголовной политики в стране.

    Криминология тесно связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Сфера общих интересов - правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

    Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, отбывших заключение. При этом уголовно-исполнительное право изучает порядок, процесс и проблемы, связанные с отбыванием наказания, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

    Поскольку криминология изучает массовые явления: причины и условия множества преступлений, личности преступников и разветвленную систему мер профилактики преступлений, то одним из основных способов сбора и анализа информации является статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, а также результаты конкретных криминологических исследований дают обобщенную картину преступности.

    Данные общесоциальной статистики (демографической, экономической и др.) используются при исследовании причин и условий преступности и тенденций ее развития.

    Криминология тесно связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

    Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение экономических илу должностных преступлений, невозможен без знания экономической статистики, политической и прикладной экономики.

    Для познания причин и условий преступности и преступлений криминология активно использует данные общей, социальной и юридической психологии, демографии, общей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии. Такие сведения особо значимы, в частности, при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.

    Криминология связана и с педагогикой. Взаимодействие этих наук особенно важно при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе эффективности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обоснованно предложение о выделении такого направления на стыке криминологии и педагогики, как криминологическая педагогика или педагогическая криминология.

    Криминология взаимодействует также с новой научной дисциплиной - юридической конфликтологией.

    Таким образом, социолого-правовая природа криминологии предполагает ее уникальную для права комплексность, тесное взаимодействие со многими научными и нормативными направлениями. Однако это ни в коей мере не сказывается на определенности предмета криминологии, четкости ее границ при размежевании с родственными отраслями знаний и права.