Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Викторина что мы знаем о российском флаге. Игра - путешествие " символы россии" для младшего школьного возраста. Викторина «И вечно будем славить мы в веках российский триколорный флаг»

    Викторина что мы знаем о российском флаге. Игра - путешествие

    Ираида Иванова
    Викторина «Символика России» для детей подготовительной к школе группы

    Викторина «Символика России »

    для детей подготовительной к школе группы

    Цели :

    обобщить представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, символическом значении цвета и образов (орёл, всадник, гимне России ;

    воспитывать чувство гордости за родную страну, уважение к государственным символам России .

    Предварительная работа :

    чтение художественных произведений С. В. Новиковой «История Российского флага и герба » , Е. Бунтмана «История флагов для детей » , Н. А. Соболевой «Символы России » , А. Алексеевой «Страницы истории нашей Родины» , В. Бенедиктова «Моя первая книга о России » , М. Головановой «Герб, флаг, гимн России » ;

    рассматривание иллюстраций с изображением государственной символики Российского государства (с исторических времен до наших дней) ;

    отгадывание загадок о гербе, флаге Российской Федерации ;

    разучивание стихов о государственной символике России ;

    беседы с детьми : «Государственные символы России » , «Столица нашей Родины – Москва» , «История государственного флага Российской Федерации » , «У каждой страны свой флаг» , «Где можно увидеть государственные флаги России ;

    сюжетно-ролевые игры : «Путешествие по Москве» , «Путешествие по Липецку» , «Богатыри – защитники Руси» ;

    дидактические игры : «Будь внимательным» , «Найди такой же» , «Герб города» , «Белый-синий-красный» , «Символика России » ;

    прослушивание аудиозаписи «Гимн Российской Федерации » ;

    просмотр видеофильмов и презентаций : «Овеянные славой флаг наш и герб» , «Детям о флаге России » , «История флага Российской Федерации » , «История России для детей » , «Дети поют гимн России » ;

    наблюдения в процессе прогулок и экскурсий за тем, на каких зданиях можно увидеть государственный флаг и герб.

    Ход викторины:

    Педагог : Ребята, мы с вами много говорили о символике России : гербе, флаге, гимне. И сегодня, у нас есть возможность проверить ваши знания. Я предлагаю вам принять участие в викторине «Символика России » .

    Условия : за каждый правильный ответ вы будете получать жетон . Победителем станет тот из вас, кто больше всех наберёт жетонов. Победитель получит приз от нашей гости Мудрой совы.

    Вопросы к викторине :

    Что такое символ ?

    (Это отличительный знак, «визитная карточка» страны, города. У каждой страны свои символы , отличные от символов других стран .)

    Что является отличительными знаками государства?

    (Флаг, герб) .

    Что такое флаг?

    (Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов).

    Когда мы отмечаем «День Государственного флага России » ?

    Какое старинное русское название флага?

    (Стяг) .

    Для чего служили знамёна, древние флаги – стяги?

    (Знамёна – символы объединения . Древние флаги (стяги) служили для объединения войска).

    Как называется корабль, на котором впервые был поднят бело-сине-красный флаг?

    («Орёл» ).

    Что означает Государственный флаг?

    (Единство страны) .

    Назовите цвета, которые есть на Государственном флаге России .

    (На Государственном флаге России три горизонтальные полосы : белого, синего и красного цветов).

    Что означает белый цвет?

    (Чистота, благородство, мир, совершенство) .

    Что означает синий цвет?

    (Честность, верность, безупречность, постоянство) .

    Что означает красный цвет?

    (Сила, смелость, неустрашимость, энергия, кровь) .

    Кто ввёл порядок расположения цветов?

    (Пётр Первый) .

    Как очень часто называют бело-сине-красный флаг?

    (Триколор) .

    Где можно увидеть Государственный флаг России ?

    (На правительственных зданиях, на кораблях. Существует также традиция в дни государственных праздников вывешивать флаг на жилых домах, а также устанавливать его на флагштоках или мачтах в местах проведения массовых мероприятий).

    Какие виды флагов вы знаете?

    (Королевские, царские, президентские знамёна, Знамя Победы, Андреевский флаг Российского флота ).

    Как выглядит Знамя Победы?

    (Это красное знамя) .

    Как выглядит Андреевский флаг Российского флота ?

    (Это белое полотнище с синим косым крестом) .

    Что такое герб?

    (Эмблема государства)

    Что обозначает герб нашей страны?

    (Это знак или символ власти . Он обозначает единство страны и её независимость от других государств).

    Где можно увидеть герб?

    (На флагах, монетах, паспорте гражданина России , официальных бумагах).

    С какими традициями связано рождение гербов?

    (С рыцарскими традициями)

    Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации ?

    (Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой).

    Что держит орёл в своих лапах на государственном гербе России ?

    В правой лапе орла - скипетр (единство государства, в левой - держава (государственная власть) .

    Что обозначали в давние времена на гербе такие знаки, как корона, скипетр и держава?

    (В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Кроме того, они напоминают нам об историческом прошлом нашей страны).

    Что изображено в щите на груди орла?

    (На груди двуглавого орла в красном щите изображён всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного дракона).

    Что такое гимн?

    (Торжественная песня, главная песня страны)

    Что такое гимн Российской Федерации ?

    (Государственный гимн Российской Федерации является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации , наряду с флагом и гербом. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны).

    Где можно услышать Государственный гимн Российской Федерации ?

    (Государственный гимн РФ исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей субъектов РФ, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении официальных и торжественных церемоний, воинских ритуалов и спортивных соревнований. При официальном исполнении Гимна, его слушают стоя, мужчины без головных уборов).

    Педагог : Молодцы! Вы ответили на все вопросы. А теперь давайте подведём итоги и узнаем, кто стал победителем.

    (Подводятся итоги, награждение победителей. Мудрая сова вручает приз победителю (победителям) .

    Педагог : Каждый гражданин России обязан знать эти символы . Знание государственных символов – почётная обязанность каждого гражданина страны, показатель уважения и любви к своему государству.

    Вступительное слово:

    К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в ХХ в. во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

    Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб. Флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

    Цель викторины - проследить историю государственных символов России. Участники: 2 команды (по 10 человек).

    Блицопрос

    ВОПРОС ОТВЕТ
    Что же такое символ? условный знак, обозначение
    Что такое герб? эмблема государства
    Где можно увидеть герб? на флагах, монетах, печатях, и официальных бумагах, паспорт
    Что такое флаг? прикреплённое к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов
    Где можно увидеть флаги? на кораблях, правительственных зданиях и т.д.
    А что такое гимн? торжественная песня
    Где её можно услышать? на торжественных встречах, международных соревнованиях, встречах президентов и т.д.

    2. "История Флага".

    Задание №1

    Команды получают одинаковые карточки с заданиями, кто быстрее и правильно сделает, получает 5 баллов.

    ВОПРОС ОТВЕТ
    Что такое ТРИКОЛОР и правильно ли только Российский флаг так называть? ТРИКОЛОР (фр. TRICOLORE - три цвета) - флаг, состоящий из трех горизонтальных или вертикальных полос разных цветов. Различают вертикальные и горизонтальные триколоры.
    С каким событием связано появление красивого трёхцветного полотнища? со строительством в России мощного военного флота
    Какое старинное русское название флага? стяг
    Когда впервые появился триколор? в конце XVII века
    Кто ввёл порядок расположения цветов? Пётр I
    Когда мы отмечаем День Государственного флага? 22 августа
    Какой цвет считался императорским (царским) и какой цвет считался символом вечности? красный, золотой
    Как назывался флаг, белый с Лазоревым крестом, который в 1712 г. взвился над военно-морскими кораблями? Андреевский
    Сколько флагов было в период царствования Петра I? три
    В апреле 1918 г. по предложению Якова Свердлова был утвержден флаг, позаимствованный у европейских социалистов прошлого века. Как он выглядел и до какого времени просуществовал? красный флаг, в левом верхнем углу золотая звезда серп и молот. До августа 1991

    Задание № 2

    (Каждый правильный ответ приносит командам 1 балл)

    1. Флаги каких стран здесь приведены в качестве примеров?

    1 - флаг Армении, 2 - флаг Эстонии, 3 - флаг Франции, 4 - флаг России.

    2. Назовите европейские государства, которые используют ТРИКОЛОР из тех же цветов, что и Российский флаг: белый - синий - красный, в любой последовательности.

    1. Россия,
    2. Словения (1991 г.),
    3. Словакия,
    4. Сербия,
    5. флаг Государственного Сообщества Сербии и Черногории,
    6. Люксембург, Нидерланды,
    7. Хорватия,
    8. флаг республики Герцег-Босна в мусульманско-хорватской федерации Республики Босния и Герцеговина.

    3. На флаге какого государства эти три цвета (белый - синий - красный) раположены не горизонтально, а вертикально?

    На флаге Франции.

    4. На флаге какого государства эти три цвета (белый - синий - красный) раположены в виде горизонтальных полос и треугольника? Чешская республика.

    5. Как моряки назвали флаг России?

    Как - флаг Голландии (Нидерландов)?

    Подсказка: название получается из букв цветов флага при перечислении их сверху вниз.

    Российский флаг - БЕСИК (БЕлый + СИний + Красный).

    Голландский флаг - КРАБЕС (КРАсный + БЕлый + Синий).

    6. Флаги каких европейских государств похожи на Российский флаг?

    (т.е. цвета расположены сверху вниз: белый-синий-красный)

    Словения, Словакия.

    7. Как менялся Российский флаг со времен Петра до наших дней?

    (перечислите номера по порядку через тире)

    1 - 4 - 5 - 3 - 2 - 1

    3. "История Российского герба"

    (Каждый правильный ответ приносит командам 1 балл)

    ВОПРОС ОТВЕТ
    Назовите дату появления российского Государственного герба? 1497 год
    Как переводится слово герб? наследство
    С какими традициями связано рождение гербов? с рыцарскими традициями
    Как называется наука о гербах? геральдика
    Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла? из Византии
    При каком императоре была проведена геральдическая реформа (количество гербов на крыльях орла увеличивается)? при Александре II
    При каком императоре на грудь орла вернулась Андреевская цепь и при каком императоре она исчезла? при Петре I - появилась, при Александре I - исчезла
    При каком императоре появляется точное описание герба в Своде законов Российской империи? при Александре III, в 1892г.

    4. "Главная песня"

    (Каждый правильный ответ приносит командам 1 балл)

    5. Подведение итогов.

    Награждение.

    Заключение.

    Сегодня мы узнали и вспомнили основные этапы истории государственных символов России.

    Каждый гражданин России обязан знать эти символы. Знание государственных символов - почетная обязанность каждого гражданина страны, показатель уважения и любви к своему государству.

    « Государственные символы России»

    (игра – викторина)

    Цели

      Систематизировать представления о государственных символах России.

      Воспитывать чувство любви к Отечеству.

      Формировать активную жизненную позицию гражданина России.

    Ход игры

      Что такое символ?

    Это отличительный знак, «визитная карточка» страны, города.

    Символы есть:

      у общественных организаций и у крупных международных мероприятий, например, у Олимпиад и кинофестивалей.

      Символы есть даже у праздников (правда, официальными их назвать нельзя, но общепринятыми можно). Так, к символам Нового года можно отнести украшенную ёлку и Деда Мороза. А неофициальным символом праздника 8 марта стала ветка мимозы. Происхождение таких символов всем понятно.

      С символами государства всё значительно сложнее. Государственные символы неповторимы – у каждой страны свои символы, отличные от символов других стран.

      Что относится к государственным символам?

      Герб, гимн, флаг.

    Государственные символы - это внешние отличительные признаки, знаки государства, объявляющие всем другим государствам мира о самобытности данного государства, отличии его от других государств и, главное, о его суверенитете. Именно поэтому государственные символы определяются высшими законодательными органами суверенных государств.

    1этап ГЕРБ.

      Как называется наука о гербах? Найдите правильный ответ.

    Вексиллология нумизматика геральдика

    Геральдика - наука о гербах и правилах их создания.

    С XVIII в. широкое распространение получили гербы городов. По принятым правилам герб должен был отражать историю города, его географическое положение, особенности хозяйства, традиции.

      Что означает слово «герб»?

    Слово «ГЕРБ» в переводе с немецкого языка означает «наследие», «наследство».

      Что изображено на гербе России?

      Назовите цвета, которые есть в гербе России.

    Красный, золотой, белый, черный, синий.

      Когда был принят герб с двуглавым орлом?

    15 век 19 век 21 век

      Что означают три короны на гербе?

      Что держит орёл в своих лапах на гербе России?

    Скипетр – в правой, держава – в левой (единое государство и государственную власть)

    СПРАВКА

    Детали герба со временем изменялись

    Иван Грозный

    Корона одна.

    На груди орла появился всадник.

    Михаил Фёдорович Романов

    Три короны.

    Алексей Михайлович

    Орёл расправил крылья, появились скипетр и держава

    Пётр Первый

    Орёл не чёрный, а золотой. Фон – красный.

    Екатерина 1

    Орёл черный на золотом фоне.

    1905

    Орёл белый с опущенными крыльями.

    1917

    Герб СССР глобус, солнце, серп, молот

    90-ые годы 20 века

    Двуглавый орёл с тремя коронами, на груди – герб Москвы.

      Кто изображён на груди орла

      Пётр Первый

      Георгий Победоносец

      Просто воин

    Изображение всадника, пронзающего копьем змея, называют Святым Георгием Победоносцем. Это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов.

      Почему на гербах часто изображают животных?

    (тотем, защита, покровительство)

      Где изображают герб РФ?

      на зданиях важнейших государственных учреждений,

      на официальных печатях и бланках документов,

      на официальных знаменах страны,

      на денежных знаках,

      на государственных наградах,

      на пограничных столбах.

    За неуважительное отношение к Государственному гербу или надругательство над ним, а также за использование в иных, кроме оговоренных в законе случаях предусмотрена юридическая ответственность!

    2 этап - ФЛАГ.

      Как называется наука о флагах? Найдите правильный ответ.

    Вексиллология нумизматика геральдика

      Что означает слово «флаг»

    Слово «флаг» греческого происхождения, что означало «сжигать, гореть, озарять». С глубокой древности восточные славяне – русы имели свои слова для обозначения флагов.

      Каким словом называли флаг? Заря стяг полотнище

      Что оно означало?

      Стягивать войско, объединять в бою

      Фамилию полководца

      Стёганое полотно

      Назовите цифру, обозначающую флаг России? 4

    СПРАВКА

    Стяг – знамя, флаг есть в полку армии. Потеря знамени – это ликвидация полка. Если есть хоть один человек с полковым знаменем – полк существует с новыми воинами.

    В 17 веке при царе Алексее Михайловиче впервые появился бело-сине-красный флаг, но был он не государственным флагом, а отличительным знаком главного военного корабля «Орёл».

    В 1705 году указом Петра Первого этот флаг стал флагом торговых судов. А государственным в это время был чёрно-золотисто-белый флаг.

    Когда бело-сине-красный флаг стал государственным?

    1896 год 2) 1917 год 3) 1991 год

    Официально этот флаг стал государственным в 1896 году накануне коронации Николая 2.

      Какие цвета у российского флага?

      Как очень часто называют бело-сине-красный флаг?

      цветной

      триколор

      трёхцветный

      Соотнести цвета с их значениями.

    - чистота, благородство, мир, совершенство

    - честность, верность, безупречность, постоянство

    - сила, смелость, неустрашимость, энергия, кровь.

    СПРАВКА.

    При Петре Первом была несколько иная трактовка значения цвета флага.

    Белый - свобода и независимость

    Синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия.

    Красный – державность.

    Существует и ещё одна «державная» трактовка значений цветов флага, которая означает единство трёх братских славянских народов

    Белый – Белой Руси

    Красный – Великороссии

    Синий – Малороссии

      Назовите дату - День государственного флага РФ.

    3 этап - ГИМН

      Вспомните несколько строчек из гимна России.

      Гимн в переводе с греческого –это:

      Торжественная песня

      Государственная песня

      Главная песня

      Жуковский

      Некрасов

      Толстой

    СПРАВКА

    Первый Государственный гимн России был написан в XIX в. В.А. Жуковским на английскую музыку и назывался

    Позже В.А. Жуковский написал другой гимн на музыку А.Ф. Львова.

    После революции 1917 г до 1944 г. гимном был «Интернационал».

    В годы ВОВ появился , написанный С.В. Михалковым и Г.А. Эль-Регистаном на музыку А.В. Александрова.

    После распада СССР гимном независимой России стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки.

    С 2001 года был утвержден обновленный на музыку А.В. Александрова и новым текстом С.В. Михалкова.

      Поставь названия Гимнов в хронологическом порядке .

      Боже, Царя храни

      Марсельеза

      Интернационал

      Союз нерушимый

      жизнь за Царя

      Россия – священная наша держава.

      В каких случаях принято исполнять гимн страны?

      При встрече главы Российского государства, прибывающего с визитом в другую страну

      В честь победы российских спортсменом на чемпионатах Европы, мира или Олимпийских игр (сопровождает поднятие флага)

      На торжественных церемониях (вручение государственных наград, на церемонии бракосочетания в ЗАГСе и др.)

    Александр Васильевич Александров

    Сергей Владимирович Михалков.

      Красная площадь

      Кремль – сердце России

      Береза

      Русский народный костюм

      Русские народные промыслы

      Матрешка – символ загадочной для всех русской души.

    Подведение итогов.

    Награждение команд - победителей.

    Викторина «Государственные символы России»

    1. Как называется историческая дисциплина, изучающая историю гербов, правила их построения и использования называется?

    2. Назовите составные части герба.

    3. Почему именно при Иване III в России возникли потребности в государственных символах?

    4. Что было изображено на печати Ивана III?

    5. Что символизировал орел в древнегреческой мифологии?

    6. Что такое сфрагистика?

    7. Как называется надпись на ленте, помещаемая обычно под щитом?

    8. Когда отмечалось 500 лет государственного герба России?

    9. Опишите современный герб России?

    10. Назовите имя художника, выполнившего современный рисунок герба?

    11. Почему Павел I ввел в российский герб крест и корону Мальтийского ордена?

    12. Какие изменения были внесены в государственный герб при Павле I?

    13. Что символизирует двуглавый орел на нашем гербе сегодня?

    14. Назовите девиз советского герба?

    15. Есть ли девиз у современного российского герба?

    16. В гербе, каких стран, кроме России, присутствует двуглавый орел?

    17. Когда был принят новый государственный флаг в Российской Федерации?

    18. Опишите флаг Российской Федерации?

    19. Как называется наука, изучающая знамена?

    20. Как назывались знамена в Древней Руси?

    21. Когда празднуется День государственного флага Российской Федерации?

    22. Что такое хоругви?

    23. Слово гимн греческого происхождения. Что оно означает?

    24. Какой гимн пел, стоя на коленях, Петр Великий после заключения Ништадского мира со Швецией в 1721 г.?

    26. Назовите оперу П.И. Чайковского, в которой звучит мелодия марша «Гром победы, раздавайся»?

    28. Кто перевел текст «Интернационала» на русский язык?

    29. До какого времени «Интернационал» оставался гимном СССР?

    30. Во время каких событий был принят новый гимн СССР?

    31. Кто написал музыку и слова современного гимна?

    32. Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?

    Ответы викторины «Государственные символы России»

    1. Геральдика.

    2. Щит и внешняя часть.

    3. Время правления московского князя Ивана III была эпохой образования единого Российского государства. Единая держава требовала единых символов.

    4. Двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия.

    5. В древнегреческой мифологии орел символизировал источник света, плодородия и бессмертия.

    6. Вспомогательная историческая наука, которая изучает печати.

    7. Девиз.

    8. 1997 год.

    9. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом поднявшим в вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем щите на серебряном коне. Поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

    10. Е.И. Ухналев.

    11. В конце 1790-х годов над Мальтийским орденом нависла угроза со стороны наполеоновских войск. Рыцари ордена обратились к Павлу I с просьбой взять орден под свое правление. Центром Мальтийского ордена стал Петербург. Павел I стал фактически главой ордена, 72-м его магистром приняв крест, меч.

    12. Цепь ордена Андрея Певрозванного исчезла, а щиток с Георгием расположился на фоне мальтийского креста. Над щитком красовалась мальтийская корона, а все это изображение помещалось на груди орла.

    13. Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей современной России.

    14. «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»

    15. Нет.

    16. Албания. Сербия.

    18. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

    19. Вексиллология.

    20. Стяги.

    22. Хоругви – церковное знамя, на котором обычно помещают изображения Христа, Богородицы, святых, креста, а также тексты Священного писания и молитвы.

    23. Торжественная, хвалебная песнь.

    24. «Тебя, Бога, хвалим».

    25. Слова Г.Р. Державина, музыка О.А. Козловского.

    26. «Пиковая дама».

    27. Слова Э. Потье, музыка П. Дегейтер.

    28. А.Я. Коц.

    29. 1944 г.

    30. Великая Отечественная война.

    31. Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова.

    32. Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения: все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

    Как сказал Мишель Монтень: «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан».

    А наш современник, автор книг по истории флагов К.К.Мамаев пишет: «У каждого флага есть своя, порою очень сложная биография. Одни из них появились на свет в рыцарских феодальных замках во времена мрачного средневековья и служили личными знаменами королей и феодалов. Другие стали отличительными знаками торговых кораблей. Третьи родились в огне революций. Каждый флаг замысловатым языком полос, крестов, звезд или иных знаков повествует о судьбах своей страны».

    Флаг России имеет давнюю историю: она насчитывает несколько столетий.

    Происхождение российского флага тесно связано с народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Его история теснейшим образом связана с историей России, со всеми ее сферами жизнедеятельности – экономикой, культурой, политикой, идеологией и т.д. Ибо изменения в этих сферах жизнедеятельности в нашей стране влекли неотвратимые изменения в ее флагах. В связи с чем флаг России– это любопытнейший рассказчик, немой и красноречивый летописец…

    Одному из главных символов государства, флагу посвящена выставка – викторина «И вечно будем славить мы в веках российский триколорный флаг».

    Выставка готовится к открытию в библиотеке «Родник», она будет посвящёна Дню российского флага. .

    На выставке будут представлены книги для среднего и старшего школьного возраста и книги для взрослых читателей. Среди которых, например, книга «Герб и флаг России. Х-ХХ века», подготовленная коллективом авторов. Книга вышла в 1997 году в издательстве «Юридическая литература». Эта книга посвящена в первую очередь двум главным государственным символам - гербу и флагу, но она включает в себя и темы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к рассматриваемой проблеме, например о войсковых знаменах, обрядах венчания и коронования, во время которых использовались предметы, ставшие государственными символами. Она и о том, что думали наши предки и что думают современники о своей Родине, ее призвании и месте в мировой истории, о становлении державных амбиций и притязаний, выразившихся не только во внутренней и внешней политике, но и в оформлении эмблем и символов.

    В книге ведущего специалиста в области российской геральдики, доктора исторических наук Надежды Александровны Соболевой «Российская государственная символика. История и современность» рассказано о происхождении герба России, появлении государственного флага, его роли в различные времена, первых национальных гимнах. Отдельно автор останавливается на использовании государственных символов в настоящее время.

    Книга вышла в серии «Библиотека учителя истории» в издательстве гуманитарного издательского центра «Владос» в 2002 году.

    Библиотека «Родник» приглашает всех, интересующихся историей российского флага на выставку-викторину, посвящённую Дню российского флага.

    Ведь, учитывая богатую на события историю российского триколора, можно с уверенностью сказать: тот, кто хорошо знает историю российского флага, может считать себя образованным человеком в области истории нашей страны.

    Викторина
    «И вечно будем славить мы в веках российский триколорный флаг».

    Посвящена празднованию Дня Государственного флага Российской Федерации.

    К участию в викторине приглашаются дети среднего и старшего школьного возраста и взрослые читатели.

    За каждые два и более правильных ответа на вопрос викторины, участник награждается памятным сувениром. Победитель (участник, ответивший на большее количество вопросов) получает в подарок электронный диск «Святыни земли псковской» (две тысячи фотографий).

    г. Псков, ул. Труда, 20 (библиотека «РОДНИК») или

    по e-mail: bkrodnik@ rambler.ru.

    Информацию о победителях викторины можно будет найти на сайте ЦБС: сайт

    Желаем удачи!

    Вопросы к интерактивной выставке

    1. В 1668 году был построен первый русский военный корабль «Орёл».

    Голландский инженер Бутлер, руководивший постройкой корабля, обратился к Боярской думе с просьбой: «…испросить у его Царского Величества повеление…….».

    О чем просил инженер Бутлер?

    2. В начале Северной войны возник еще один флаг, почитавшийся так же, как и государственный: синее поле, пересекающееся двумя диагональными белыми полосами. Как назывался этот флаг?

    3. В военно-историческом музее в Санкт-Петербурге хранится старинный флаг. Предполагается, что это и есть первый Российский флаг.

    Когда и где он был поднят?

    4. Какая историческая дисциплина занимается изучением флагов, знамен, вымпелов?

    5. Кто в Российском государстве первым не только издал указ о поднятии в дни торжеств трехцветного флага, но и собственноручно нарисовал его, а также определил порядок расположения бело-сине-красных полос?

    6. Что обозначают три цвета флага?

    7. В каком году национальный символ России – трёхцветный флаг - открыто вернулся в Россию, сменив не менее героическое красное полотнище.

    8. Несколько десятилетий официальным флагом России был красный стяг. Какой государственный символ в наши дни сохранил идею красного цвета?

    9. Каким цветам в мировой практике применения государственной символики отдается приоритет: гербовым или цветам флага?

    10. Назовите европейские государства, которые используют триколор из тех же цветов, что и Российский флаг?.

    11. Где и когда описан современный флаг России и порядок его официального использования?

    Сделайте рисунок, в котором образно отражались бы цвета Российского флага.

    (Например: алая заря, синее море, корабль под белыми парусами. Фантазия приветствуется).

    Список литературы:

    • Астахов, П. Я и государство.- / П. Астахов.- М.: Эксмо, 2009.-80 с.: ил.- (Детям о праве).

    • Васькин, В.В. Двуглавый орёл в истории государства Российского. /В.В.Васькин.- Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. - 56 с.: ил.

    • Герб и флаг России. X - XX .- М.: Юрид. лит., 1997.- 560 с.: цв. ил.

    • Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов РФ в школе: метод. рекомендации. - М, 2003.- 34 с.

    • Государственные символы и награды РФ. - М.: Книжная палата, 1999.-271 с.

    • Государственные символы России. История и современность. - Детская энциклопедия.- 2009.- № 12.-48 с.

    • Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия. / Владимир Даль. - М.:Эксмо, 2002.- 640 с.

    • Конституция Российской Федерации с гимном России.- М.: Проспект, 2011.- 32 с. - (Профессиональные юридические системы Кодекс)

    • Лысенко, Н.Н. Русская государственная символика: очерки / Николай Лысенко; худож. Карпенко Г.З.- Л., 1990.- 37 с.

    • Соболева, Н.А. Российская государственная символика. История и современность. /Н.А.Соболева.- М.: ВЛАДОС, 2002. -208 с.: ил.- (Библиотека учителя истории)

    • Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России: справочник школьника/ И.В.Синова.- С.-Пб.: Издательский дом Литера, 2006. - 96 с.- (Моя Родина – Россия)

    • Флаги / Ганс Райхардт, Гарри Д. Шурдель. - М.: Слово, 1997.- 48 с.- (Что есть что)

    Итоги викторины

    23 августа 2011 года в библиотеке «Родник» подведены итоги выставки-викторины «И вечно будем славить мы в веках российский триколорный флаг», которая открылась 17 августа.

    За период работы выставки, в викторине смогли поучаствовать и дети, и взрослые читатели библиотеки. За каждый правильный ответ читатели получали календарики, за пять правильных ответов – сувениры посущественнее. К сожалению, ответить на все вопросы и получить главный приз - диск «Святыни земли псковской»: 2-часовое путешествие по псковской земле, не удалось никому. Но некоторые «знатоки» проявили хорошую эрудированность и знание отечественной истории, среди самых активных участников отмечены Беликов Валерий Викторович, Алексеева Мария Викторовна, Алексеева Ольга, Нефедов Саша, Хохлова Ксения.

    В качестве творческого задания детям предлагалось проявить фантазию и выполнить рисунок, в котором были бы использованы цвета российского флага. Вот такой кораблик с белоснежной каймой под алыми парусами, весело бороздит синее море на рисунке Коноваловой Валерии. Будем верить, что у российского флага впереди такой же свободный и безоблачный простор, как у кораблика на детском рисунке.

    Викторина ко Дню России для школьников «Моя любимая Россия»

    Полякова Елена Григорьевна – педагог дополнительного образования МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г. Брянска
    Цель: формирование сопричастности к российской истории и гордости за причисление себя к гражданам страны.
    Задачи:
    - закрепить культурологические знания;
    - сформировать знания по символике государства;
    - развить творческие способности.
    Описание материала: предлагаю разработку викторины для учащихся 3 - 4 классов, посвящённую празднованию Дня России. Викторина будет полезна руководителям летних оздоровительных лагерей, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям.
    Форма: викторина.
    Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, фонограммы песен о России.
    Предварительная подготовка:
    - беседы по истории и культурным традициям России;
    - проведение творческого конкурса на тему Родины: стихотворения, рисунки;
    - разучивание гимна России.

    Ход викторины

    Оргмомент: Педагог объявляет начало мероприятия, его тематику, делит учащихся на 2 команды, предлагает придумать командам название, озвучивает условия викторины (на ответ дается около 5 секунд, за каждый ответ начисляется 1 балл, побеждает та команда, которая набрала наибольшее число баллов). Итоги каждого конкурса жюри озвучивает, в конце подводится общий итог. Жюри представляется и может состоять из педагогов, вожатых и самих школьников.

    Ведущий-ученик:
    У меня есть Родина - Россия.
    Это - счастье, это - жизнь моя,
    Это - моя будущая сила,
    Это - моя дружная семья.

    Это – шёлк лазоревого неба
    И лесов немереная ширь.
    Это – поле золотого хлеба
    И народ мой – добрый богатырь.

    Только - только ты встаёшь на ножки,
    Ты в начале долгого пути,
    Ты пойдёшь сначала по дорожке,
    По дороге будешь ты идти.
    Педагог: Да, действительно, наша страна в начале долгого пути, несмотря на то, что истории России много веков. 12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете (независимости) России, в которой было провозглашено главенство Конституции России и ее законов.
    Важной вехой в укреплении российской государственности стало принятие нового названия страны – Российская Федерация (Россия), до этого, с 1922 года страна называлась СССР – Союз Советских Социалистических республик. Кстати, именно 12 июня помимо «независимости» Россия обрела и первого Президента уже в 1991 году состоялись первые в истории страны всенародные открытые выборы президента, на которых одержал победу Б.Н. Ельцин. Именно он своим указом в 1994 году придал 12 июня государственное значение, а сам праздник получил название - День принятия декларации о государственном суверенитете России. Позже, для простоты, его стали называть День независимости, затем День России.
    Давайте же мы с вами сегодня поиграем и проверим, много ли мы знаем о нашей Родине - России.
    Ведущий-ученик: Объявляется 1-й конкурс «Разминка».
    (Представители команд вытаскивают карточки с номером вопроса и поочерёдно отвечают, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).
    Вопросы:
    1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
    2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
    3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
    4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
    5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
    6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
    7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
    8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
    9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
    10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
    11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
    12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)


    Ведущий-ученик: Объявляется 2-й конкурс «Знаешь ли ты гимн России?»
    (Командам поочерёдно, в порядке жеребьёвки, предлагается прочитать наизусть текст одного из куплетов гимна и припев - всего с припевом четверостиший- 4, каждому по 2. Если текст воспроизводится неточно, другая команда может поправить и получить дополнительный балл. После прочтения каждого куплета, его текст появляется на экране.)
    Педагог: Наша викторина, это, конечно, не тот торжественный случай, когда требуется исполнить гимн, однако, вы должны понимать, что слова гимна своей страны должен знать каждый гражданин. Мы все видели, как пели гимн наши спортсмены во время XXII Олимпийских игр в г. Сочи и гордились ими. Итак, начнём:


    Ведущий-ученик: Объявляется 3-й конкурс «Умелый дизайнер»
    (На столе лежит множество картинок, на тему нашей Родины: от государственной атрибутики, до народных промыслов, кулинарные русские блюда, пейзажи и т.п. Двум представителям, по одному от каждой команды нужно за 10 секунд отобрать понравившихся 5-10 изображений, вернуться к команде, обсудить будущий коллаж и выполнить его проект на магнитной доске. На выполнение работы отводится 3-4 минуты. Оценивается конкурс по 5-ти балльной шкале.)
    Примерные образцы коллажей:
    Православные храмы России


    Родной край


    Традиции народа бережно храним


    Россия - Родина моя


    Педагог: Во время выполнения коллажа прозвучит песня «Я люблю тебя, Россия»
    музыка Д. Тухманова, слова М. Ножкина
    Я люблю тебя, Россия,
    Дорогая наша Русь.
    Нерастраченная сила,
    Неразгаданная грусть.
    Ты размахом необъятна,
    Нет ни в чём тебе конца.
    Ты веками непонятна
    Чужеземным мудрецам.


    Много раз тебя пытали,
    Быть России иль не быть,
    Много раз в тебе пытались
    Душу русскую убить,
    Но нельзя тебя, я знаю,
    Ни сломить, ни запугать.
    Ты мне - Родина родная,
    Вольной волей дорога.


    Ты добром своим и лаской,
    Ты душой своей сильна.
    Неразгаданная сказка,
    Синеокая страна.
    Я б в берёзовые ситцы
    Нарядил бы белый свет.
    Я привык тобой гордиться,
    Без тебя мне счастья нет!


    Педагог: Ребята, а кто может назвать исполнителя только что прозвучавшей песни о России? (ответы). Да, это великая русская певица, всегда воспевавшая нашу Родину, Людмила Зыкина. Вы подготовили проекты будущих коллажей, которые мы обязательно реализуем на бумаге в ближайшее время.
    Ведущий-ученик: Объявляется 4-й конкурс «Повторение-мать учения»
    (Представители команд вытаскивают карточки и поочерёдно отвечают на вопросы, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).


    Вопросы:
    1. Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? (Союз, объединение)
    2. Самый главный город каждой страны? (Столица)
    3. Общее название всякого населения страны? (Народ)
    4. Человек, любящий свою родину? (Патриот)
    5. На каком материке расположена Россия? (Евразия)
    6. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин)
    7. Самый главный человек страны, получивший от народа право на власть? (Президент)
    8. Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
    9. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб)
    10. Сколько цветов у российского флага, какие? (Три: белый, синий, красный)
    11. Что обозначает белый цвет российского флага? (Белый цвет обозначает чистоту стремлений)
    12. Что обозначает синий цвет российского флага? (Синий - волю к миру)
    13. Что обозначает красный цвет российского флага? (Красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины)
    14. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)
    15. Всенародное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства? (Референдум)
    16. Когда отмечается День России? (12 июня)
    Ведущий-ученик: Объявляется 5-й блиц-конкурс «Самый быстрый»
    (Задаётся вопрос. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Оценка-1 балл)
    Вопросы:
    1. Как наша Родина называлась в древности? (Русь)
    2. Назовите столицу первого русского государства (Киев)
    3. Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица)
    4. Самое любимое угощение во время Масленицы (Блины)
    5. Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
    6. Самый первый в истории человечества космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин)
    7. Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)
    8. Самый популярный герой русских былин (Илья Муромец)
    Педагог: Ребята, а кто может ответить на вопрос с какого события начался этот праздник?
    (Ответ: в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России).
    А теперь жюри подводит итоги, а пока оно работает, не будем тратить времени даром.
    Все мы знаем, как богат и красив наш родной русский язык. Простой народ придумал множество пословиц и поговорок - это народная мудрость.
    Ведущий-ученик: Объявляется внеконкурсное задание «Пословица к слову молвится».
    (Вытаскиваются карточки из 2-х слов, по которым надо восстановить пословицу)
    Слова:
    Мал-дорог (Мал золотник, да дорог)
    Слово-дело (Судят не по словам, а по делам)
    Время-час (Делу время - потехе час)
    Труд-рыбка (Без труда не вытащишь рыбку из пруда)
    Лес-щепки (Лес рубят-щепки летят)
    Одежда-ум (По одёжке встречают, по уму провожают)
    Родился-пригодился (Где родился, там и пригодился)
    Педагог: Ребята, вы хорошо поработали, а теперь предоставляем слово жюри.
    (Подводятся итоги, по сумме набранных командами баллов, объявляется команда-победитель, вручаются призы участникам)
    Педагог: Спасибо всем за участие в нашей викторине. Надеюсь, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. В заключении позвольте закончить нашу викторину поэтическими строчками:
    Люби цветы, леса, простор полей,
    Всё, что зовётся Родиной твоей!


    Ведущий-ученик:
    О, Россия!
    С нелегкой судьбою страна...
    У меня ты, Россия,
    Как сердце, одна.
    Я и другу скажу,
    Я скажу и врагу –
    Без тебя,
    Как без сердца,
    Прожить не смогу...
    (Ю. Друнина)

    (Мероприятие закончено, участники расходятся по звуки песни «Россия-мы дети твои»)
    Музыка В. Осошник, слова Н. Осошник

    Любуюсь тобой ярко залиты солнцем
    За гладью озёр золотые поля.
    И в первых словах навсегда остаётся
    Земля, где я вырос Россия моя.

    И космоса даль,
    И простор океанов
    Нас манят загадочной силой своей,
    Но ждёт нас Россия любя и прощая,
    Как матери любят своих сыновей.

    Припев:
    Россия, мы дети твои!
    Россия – на зелени травах роса.
    Россия, мы дети твои!
    Россия и солнца лучи в небесах.

    Пусть вьются знамёна над миром
    И с именем гордым твоим Россия
    Мы все твои дети, Россия!
    А значит, мы победим.
    Припев

    Пусть вёсны твои
    Будут пахнуть дождями
    И смехом детей каждый день озарит.
    Пусть в сердце любовь и добро будут с нами
    И родины имя так гордо звучит.
    Припев

    Уважаемые коллеги и гости портала, я благодарю вас за внимание!
    С уважением, Елена Григорьевна.