Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Вопросы отпуска госслужащих — длительность отдыха, дополнительные отпуска. Особенности начисления отпускных госслужащим

    Вопросы отпуска госслужащих — длительность отдыха, дополнительные отпуска. Особенности начисления отпускных госслужащим

    Дополнительный отпуск, предоставляемый за выслугу лет, положен многим служащим государственных и муниципальных ведомств. В статье рассмотрим какова продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет различным служащим.

    Кому предоставляется дополнительный отпуск

    На дополнительный отдых, предоставляемый ежегодно и к тому же оплачиваемый, имеют право отдельные категории работников. К ним относят:

    • Сотрудников МВД;
    • Гос- и муниципальных служащих;
    • Медиков;
    • Военнослужащих;
    • Педагогов;
    • Пенсионеров, которые продолжают работать;
    • Сотрудников прокуратуры;
    • Судей.

    Дополнительный отпуск сотрудникам МВД

    На сегодняшний день сотрудникам МВД положена не только надбавка к отпуску, но и дополнительные дни отдыха (Закон 342-ФЗ). Предоставляемые им дополнительные отпускные дни зависят от стажа (выслуги лет) сотрудника:

    • За стаж от 5 до 10 лет – 3 дня;
    • За стаж от 10 до 15 лет – 5 дней;
    • За стаж от 15 до 20 лет – 10 дней.

    Продолжительность дней допотпуска устанавливается на основании Приказа о ежегодных допотпусках (Приказ МВД России №1236 от 28.12.2007). Возможность использования этих дополнительных дней отдыха предусматривается самим работником. К примеру, допотпуск может быть присоединен к основному ежегодному отпуску или его можно перенести на другое время.

    Дополнительный отпуск муниципальным и госслужащим

    Допотпуск для государственных или муниципальных служащих предоставляется на основании закона №25-ФЗ и №79-ФЗ, соответственно для муниципальных и государственных служащих.

    Сегодня госслужащим предоставляется ежегодный отпуск одинаковой продолжительности, который не зависит от того, какую именно должность они занимают. Если ранее отпуск предоставляли в 35 и 30 дней, для высших должностей и иных служащих соответственно. На сегодня в закон внесены изменения и отпуск сократили всем до 30 календарных дней, должность служащего учитываться при этом не будет. Помимо 30 дней ежегодного отпуска служащие вправе рассчитывать и на дополнительный отпуск, предоставляется который в зависимости от выслуги лет. Ранее продолжительность такого отпуска определялась следующим образом: 1 день отпуска за 1 год службы. Сегодня отпуск предоставляется следующей продолжительностью:

    Дополнительный отпуск медработникам

    Независимо от занимаемой должности врачам участковой больницы, амбулаторных учреждений сельской местности устанавливают допотпуск за стаж. Продолжительность такого отпуска устанавливается исходя из 3 дней за 3 года работы. Устанавливается он в соответствии с Постановлением Правительства РФ №482 от 06.06.2013.

    Помимо такого отпуска медработники также имеют право и на другие допотпуска, например, работающим в сфере диагностики (лечения) ВИЧ предоставляется дополнительно 30 дней, а трудящимся во вредных условиях – 30.

    Дополнительный отпуск военнослужащим

    Лица, которые проходят службу в ВС РФ, также вправе рассчитывать на дополнительный отпуск за выслугу лет. Дополнительные дни отпуска увеличиваются в зависимости от стажа службы:

    Дополнительный отпуск судьям и сотрудникам прокуратуры

    В зависимости от стажа работы судьям и прокурорам предоставляют дополнительный отпуск следующей продолжительностью:

    Оплачиваемый отпуск судьям Конституционного суда предоставляется продолжительностью 48 дней, плюс к этому время, затраченное на дорогу к месту отдыха. Отпуск предоставляется на основании Указа Президента №941 от 14.09.1995.

    Порядок предоставления допотпуска

    Расчет отпускных

    Все дни отдыха, включающего в себя как основной отпуск, так и дополнительный оплачиваются. Размер оплаты зависит от месячного оклада, зависящего от занимаемой должности или класса службы, а также от дополнительных выплат. Под дополнительными выплатами понимают:

    • Надбавки за выслугу;
    • За особые условия труда (например, работа в районах Крайнего Севера);
    • За работу с бумагами, имеющими отметку о государственной тайне;
    • Поощрения и премии в пределах сумм, полученных в последнем месяце;
    • Материальная помощь, выплачиваемая служащим;
    • Единовременная выплата к ежегодному отпуску.

    Начисленные суммы подлежат выплате единым вознаграждением не позднее, чем за 10 дней до начала отпуска.

    С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа действуют другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

    Виды и продолжительность отпусков в настоящее время

    Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

    Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:

    • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, - 35 календарных дней;
    • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 30 календарных дней.
    Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

    Исчисление общей продолжительности отпуска

    Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

    В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

    Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

    Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп - 40 календарных дней.

    Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

    К сведению

    Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

    Продолжительность отпусков по‑новому

    Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 176‑ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности - 30 календарных дней.

    По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

    Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска.

    Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

    К сведению

    В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

    Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

    Обратите внимание

    Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176‑ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

    Порядок предоставления ежегодных отпусков

    А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016.

    Федеральным законом от 30.12.2015 № 418‑ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

    При этом ст. 46 Закона № 79‑ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

    Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18‑4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

    Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79‑ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

    Обратите внимание

    В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

    Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

    Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

    ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

    Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

    По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

    В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

    Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

    Денежная компенсация

    В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

    Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

    По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

    К сведению

    Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

    В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

    Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска - в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

    В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

    Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

    Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

    В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

    А с 02.08.2016:

    • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
    • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
    • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.
    При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.

    «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    «О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Продлить базовые вакации имеют право работники нескольких структур. Как это делать, кто имеет право на это и сколько длится отгул в зависимости от стажа – подробности в статье.

    Как оформить дополнительный отпуск за выслугу лет?

    Дополнительные дни к отпуску за выслугу лет начисляются согласно положениям ТК РФ, ст. 117. Добавочные отпуска в полиции и иных аналогичных учреждениях регламентируются отдельными постановлениями ведомств. Чтобы оформить отгул достаточно предоставить заявление руководству ведомства.

    Кто имеет право на дополнительный отпуск?

    Есть несколько типов должностей, работники которых могут воспользоваться допотпуском за выслугу лет. Это служащие:

    • Полиции;
    • Муниципальные и государственные;
    • Медицинских учреждений;
    • Образовательной сферы;
    • Военных;
    • На пенсии, но работающие;
    • Суда и прокуратуры.

    МВД

    Работник МВД (полиции) имеет право на продленные и дополнительные вакации. Это закреплено в ФЗ 42, статье. 56, пункте 1. Согласно действующему на территории РФ законодательству, работникам МВД положена обязательная надбавка к отпуску, а также добавочные дни.

    • Проработавшие от 5 до 10 лет имеют право получить 72 дополнительных часа;
    • Десять-пятнадцать – на пять суток;
    • От двадцати лет и выше – пятнадцать суток.

    Сотрудник может распределить дни отгула по своему желанию. Добавить к базовому отдыху или потратить в другой период, с разрешения руководства.

    Госслужащие

    Работники государственных и муниципальных структур могут получить продленный отгул, согласно статье 25, пункт 4 и ФЗ номер 79.

    Продолжительность отгула зависит от стажа и занимаемого поста и варьируются от 30 до 35 дней.
    Продолжительность рассчитывается следующим образом – один полный период работы – 12 месяцев равняется одной отпускной сутке.

    Военнослужащие

    Россияне военнослужащие, могут получить дополнительный отпуск за прослуженные годы. По ФЗ № 76, продленный отгул длительностью до тридцати календарных дней, дается военнослужащим при стаже службы не менее двадцати лет. Отпуск дается один раз в любое время по желанию служащего.

    МЧС

    Продленные вакации сотрудника МЧС регулируются постановлением номер 285 от МЧС РФ. Согласно документу, добавочные отгулы даются по следующей схеме:


    • Выслуга пять-десять лет – 72 часа;
    • От десяти до пятнадцати — пять суток;
    • От пятнадцати до двадцати – десять суток;
    • Более двадцати – пятнадцать суток.

    Дополнительный отпуск за выслугу лет работающим пенсионерам

    На данный момент, работающим пенсионерам предоставляется продленный отгул согласно статье 128 Трудового кодекса. Трудящийся гражданин пенсионного возраста имеет основание просить продления отдыха у работодателя не реже чем раз в 12 месяцев, сроком на две недели.

    Работающие пенсионеры могут получить допотгул без оплаты пропущенных дней:

    По возрасту – две недели, раз в 12 месяцев;

    Ветераны – тридцать пять дней каждые 12 месяцев.

    Начальство не может отказать гражданину в данном прошении.

    Расчет дней дополнительного отпуска за выслугу лет

    Число календарных суток продленного отдыха рассчитывается в зависимости от нескольких факторов, система расчета зависит от сферы в которой трудится служащий. Причины, влияющие на начисление добавочных отпускных дней:

    • Стаж;
    • Условия работы;
    • Должность.

    К примеру, медработники получают продление отдыха в зависимости от занимаемой должности, а военнослужащие от стажа.

    Расчет выплат

    Добавочные сутки отдыха должны быть оплачены также, как и основные по стандартной системе расчета. Отгул, как базовый, так и дополнительный оплачивает руководство. Расчетная формула – один расчетный период (12 месяцев) умноженный на средний заработок.

    Законодательство регулярно совершенствуется. Людям, которых касаются изменения, необходимо быть в курсе, чтобы не нарушать нормативных правил. Так, теперь отпуск госслужащих становится менее продолжительным. В июне 2016 года законодатель пересмотрел старые нормы. Давайте посмотрим, какова теперь будет госслужащих, сильно ли она отличается от времени отдыха иных работников.

    Текст закона не очень большой. В нем указываются изменения, внесенные в некоторые статьи 79 ФЗ. Все они касаются продолжительности основного и дополнительных отпусков. Так, если раньше первый зависел от должности, то теперь все госслужащие будут отдыхать одинаковое количество дней - тридцать. Следующее изменение касается длительности дополнительных отпусков. Таковых существует два вида. Первый - за выслугу лет, второй - за ненормированный день. Нормы, касающиеся обоих, существенно переделали в сторону уменьшения. То есть с момента вступления закона в силу люди государевы будут отдыхать меньше, чем раньше. Справедливо ли это? Законодателю виднее, решение таких вопросов входит в его компетенцию. А самим служащим пришлось выбирать: выполнять новые нормы или поискать другую работу. Лазеек в нормативном акте для увеличения отдыха не осталось. Отпуск госслужащих теперь становится короче, то есть условия ухудшаются. Шаг не самый естественный. Почему же принято такое решение?

    Основания для принятия 176 ФЗ

    При обсуждении данного законодательного акта были указаны такие причины:

    1. Необходимость экономить бюджетные средства.
    2. Несправедливость существующих норм.

    В предыдущей редакции продолжительность отдыха, предоставляемого за ненормированную работу, устанавливалась организацией. То есть имелась возможность злоупотреблять этой нормой. Законодательно закреплялось, что госслужащим в этом случае не мог быть меньше, чем три дня. На деле же организация могла установить его в любом размере. А это отражалось на финансировании. Ведь данные оплачиваются из бюджета. По той же причине изменили порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу. Он тоже существенно уменьшился. Последнее обстоятельство особенно чувствительно для «старых» работников, зато совсем не важно для молодых специалистов, которые до льгот еще не дослужились. Закон позволит серьезно сэкономить бюджетные деньги.

    Новые нормы

    Согласно внесенным изменениям, отпуск госслужащих теперь составляет тридцать календарных дней. Никаких градаций и учета «больших чинов», как раньше, закон не предполагает. Все люди государевы, независимо от рангов, уравнены в смысле продолжительности оплачиваемого отпуска. Если не помните, в старой редакции было 30 и 35 дней. Дополнительное же время отдыха изменилось немного иным образом. В старой редакции нормативного акта предполагалось, что за год выслуги служащий получал один дополнительный день отдыха. Это приводило к тому, что некоторые люди отсутствовали на службе по два месяца, если не больше. А если учесть еще и второй льготный отпуск, то дождаться такого «работника» на его месте было делом сложным. Теперь же нормы стандартизировали (смотрите таблицу).

    Для примера посмотрим, как изменился отдых у людей, долгое время прослуживших в госорганах. Если раньше человек, имеющий стаж восемь лет, имел право на столько же дополнительных дней, то теперь его отдых ограничивается пятью. Экономия - заработная плата за трое суток.

    Как изменился отпуск за ненормированный день

    Еще строже законодатель подошел к этой норме. Ранее ее устанавливало предприятие. Закон ограничивал только минимальную его продолжительность. По договоренности можно было назначать какие угодно сроки, лишь бы хватало средств на оплату. Согласитесь, рационализма в таком расходовании мало или нет совсем. Теперь установлено, что данный вид льготного отдыха ограничен всего тремя днями. Строго и конкретно. Всякая самодеятельность в этом вопросе исключается. Вероятно, кое-кому такие строгости не по вкусу. Но нужно понимать, средств в стране не хватает, их следует экономить.

    Дополнительные положения

    Остался один важный вопрос. Не все люди государевы имеют возможность по объективным обстоятельствам уходить в отпуск. У некоторых накапливаются неотгулянные периоды. Согласно положениям закона, отпуск госслужащего, подпадающий под старую редакцию, не меняется задним числом. Это означает, что те периоды, которые исчисляются до вступления в силу новых норм, остаются прежними. Положено было человеку тридцать пять суток основного и пятнадцать плюс десять дополнительных - столько и отгуляет. А еще служащие имеют право взять деньгами (компенсация называется). Все это рассчитывается по старому законодательству.

    Заключение

    Осталось отметить, что нормы вступили в силу со второго августа 2016 года. Изменения в законодательстве расстроили не только госслужащих, они еще добавили работы специалистам кадровых отделов. Одно хорошо, что новая редакция для каждого конкретного человека начинает работать с его персонального нового года. То есть если устраивался на работу 9 апреля, то отпуск за 2016 год отгуляет по старому закону. А те, кто пришел уже 3 августа - будут получать короткие периоды отдыха. Всех остальных изменения коснутся с 2017 года. Заметим, что законодатель существенно урезал отпуск госслужащих, но он все еще остается длиннее, чем у других работников (28 суток). Так что тем, кто на страну трудится, жаловаться не на что. Привыкнут со временем.

    Последние новости свидетельствуют о том, что отпуск госслужащих в 2018 году не претерпит серьезных изменений. Служи о сокращении продолжительности отдыха этой категории работников пока не нашли подтверждения ни у политиков, ни в государственных СМИ. Реформа отпусков произошла в прошлом году, а многие работники уже успели ощутить нововведения в текущий летний сезон.

    Законодательство РФ не предусматривает общего определения государственной службы. Это вносит трудности в классификацию лиц, задействованных в данной сфере деятельности. С юридической точки зрения к госслужащим относятся работники, на которых возложены исполнительные обязанности в госучреждениях. В народе понятие государственного служащего уже давно заменено на термин «чиновник». Согласно отечественному законодательству разграничивают два вида таких работников:

    • чиновников, занятых на федеральной службе;
    • чиновников, осуществляющих обязанности в региональных субъектах.

    Некоторые специалисты предлагают классифицировать госслужащих по органам власти, где они работают (исполнительной, судебной, представительной). Однако на каком бы уровне ни нес службу чиновник, к нему применяются одинаковые нормы права Российской Федерации.

    Каким будет отпуск госслужащих в 2018 году?

    Изменения о продолжительности отпуска описываемой категории работников вступили в силу в 2017 году. Они предусматривают сокращение времени отдыха для ряда чиновников. Нововведения позволяют достичь сразу несколько целей:

    • сэкономить государственные средства;
    • восстановить принцип социальной справедливости;
    • сделать процесс оформления отпуска более прозрачным;
    • ввести строгие стандарты отдыха для сотрудников госучреждениях.

    Основной период отдыха от трудовой деятельности государственных служащих в 2018 году не должен превышать 30 календарных дней. Ранее этот период был равен 35 календарным дням, что, например, намного больше, чем у лиц, занятых на вредных или трудоемких производствах. Иными словами, бонусы для управленцев высшего звена в виде дополнительных дней отдыха больше не предусматриваются.

    Помимо основной части отпуска, за госслужащими оставлено право надбавок к отдыху за ненормированный рабочий день и выслугу лет. На законодательном уровне четко определено количество дней, на который можно рассчитывать (максимум 3). До 2017 года надбавки зависели от времени работы госучреждения, условий контракта и сложности выполняемых чиновником обязанностей. Исходя из трудового стажа, введены следующие прибавки к отпуску управленцев высшего звена в 2018 году:

    • от 1 до 5 лет – 1 день;
    • от 5 до 10 лет – 5 дней;
    • от 10 до 15 лет – 7 дней;
    • свыше 15 лет – 10 календарных дней.

    В итоге, максимальная продолжительность отдыха при определенных условиях может составить 43 дня, а минимальная – 30 дней. В случае несогласия работника с новыми условиями отпуска наниматель оставляет за собой право уволить этого сотрудника. Вместе с тем, госслужащие могут вносить предложения об изменений условий предоставления отдыха и создавать инициативные группы, отстаивающие их интересы в органах законодательной власти.

    Причины реформы

    Эксперты видят предпосылки нововведений в сложившейся . Трудности с наполнением федеральной и региональной казны диктуют свои правила, главными из которых являются урезание финансирования, оптимизация кадров, сокращение отпусков. Госслужащие не стали исключением, а многие общественные деятели заметили, что реформа носила мягкий характер. Минимальный период отдыха в 30 дней – довольно солидный срок при не самом утомительном графике и обязанностях.

    Согласно подсчетам финансистов, проведенная реформа позволит экономить ежегодно до 3 млрд. рублей из бюджета. Эти средства планируется направить на социально-экономические программы, в частности на повышение зарплат бюджетникам, ремонт и возведение медицинских учреждений, модернизацию инфраструктуры. Также новые правила формирования отпусков помогут значительно снизить социальную напряженность, ведь в российском обществе на протяжении нескольких десятилетии превалирует стереотип о богатой и легкой жизни чиновников.

    Какие еще изменения ждут чиновников?

    Реформа аппарата госслужащих не остановится на сокращении продолжительности отдыха. Уже с 2017 года предусмотрено поэтапное для управленцев высшего звена, о чем заявил Минфин. Связано это с дефицитом ПФРФ, в который ежегодно вливаются миллиарды рублей. В случае игнорирования проблемы через 3-4 года население страны столкнется с задержкой пенсий или их невыплатой.

    Госдума установила четкие сроки наступления пенсионного возраста у чиновников:

    • для мужчин – 65 лет;
    • для женщин – 63 года.

    Вместе с тем, возраст выхода на большинства других категорий работников не претерпел изменений (женщины – в 55 лет, мужчины – в 60 лет). Наверняка это временная мера, и после президентских выборов 2018 года пенсионный возраст будет повышен. Многие политики уже сейчас ссылаются на успешный опыт Белоруссии, где время выхода на отдых было повышено поэтапно. Ежегодно пенсионный возраст в этой стране увеличивается на 6 месяцев, и составляет 58 лет для женщин, 63 года – для мужчин.

    Минимальный отпуск госслужащих в 30 календарных дней в 2018 году – уже реальность. Несмотря на недовольство чиновников, правительство и Минфин продолжают жесткую политику, направленную на сокращение бюджетных расходов. Благодаря радикальному подходу у России появится возможность преодолеть негативные последствия кризиса и получить новый стимул социально-экономического развития.

    Удвоятся ли зарплаты чиновников к 2018 году, смотрите в следующем видео: