Воспитательная и профилактическая работа в школе. Анализ состояния профилактической работы в школе
Организация профилактической работы в школе
Мурзина М.Н.,заместитель директора
По воспитательной работе МОУ «Средняя
Общеобразовательная татарско-русская
Школа №66» Московского района г.Казани
В настоящее время в России наиболее остро стоит проблема злоупотребления среди подростков алкоголем, табаком, наркотическими и токсическими веществами. В нашей школе профилактическая работа по злоупотреблению ПАВ ведется по трем основным направлениям:
Реализация профилактических антинаркотических программ;
Организация условий для развития навыков здорового образа жизни;
Индивидуальная работа с семьями и учащимися, требующими особого внимания.
В рамках реализации целевой программы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011 – 2015 годы работа проводится активная профилактическая работа по следующим программам: «Корабль», «Все цвета, кроме черного», «Здоровье и развитие школьников», «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе 1-11 классы», «Основы лидерства» и «Поддержка». Куратор по профилактике наркомании Г.Н.Хуснутдинова, являясь одновременно классным руководителем 8 А класса проводит работу с родителями по программе «Путь к успеху». Школьным психологом организуются занятия с волонтерами по программе «Основы лидерства» и обеспечивается методическая консультация для куратора по профилактике наркомании, классных руководителей учащихся и их родителей.
В школе пятый год работает кабинет по профилактике злоупотребления ПАВ, который располагается в отдельном кабинете. В 2007 году кабинет награжден грамотой Управления образования за победу в городском смотре кабинетов первичной профилактики ПАВ в номинации «Творческий подход в организации и проведении профилактической работы среди детей и подростков в учреждениях образования». В кабинете представлен богатый методический материал в виде книг, буклетов, методичек, плакатов, DVD и аудио – дисков. Здесь проводятся занятия с психологом, заседания Совета старшеклассников, штаба отряда профилактики «Школьный дозор», родительского комитета и МО классных руководителей. Кабинет используется также для проведения внеклассных мероприятий, связанных с профилактикой ПАВ и родительских собраний.
Для формирования устойчивых основ здорового образа жизни, положительных жизненных навыков и отрицательного отношения к употреблению ПАВ среди детей, подростков и молодежи в школе используются разнообразные формы работы. П режде всего, это ежедневные физкультминутки до начала занятий. В каждом классе выбраны члены спортивной комиссии, которые разрабатывают комплекс упражнений для класса вместе с учителем физической культуры и проводят сами физкультминутки. Традиционно в феврале в школе проводятся занятия Школы Здорового образа жизни. Ее сотрудники, через лекции и психологические тренинги, помогают формированию у детей позитивных жизненных навыков, позволяющих учащимся сопротивляться негативным явлениям. Ежегодно в ноябре проводится школьная научно-практическая конференция «Первые шаги», где работает секция «Экология и здоровье школьника». В газете «Школьный меридиан» есть рубрика «Пятилетка здоровья», отражающая ЗОЖ наших учеников, родителей и педагогов. Традиционно проводится конкурс фотографий «Мы за здоровый образ жизни!», лучшие фотографии размещаются в фойе школы и на школьном сайте. Учащиеся, посещающие школьный драмкружок, ежегодно принимают участие в районном конкурсе агитбригад «Анти-СПИД» и театров здоровья.
В рамках месячников по профилактике наркомании в ноябре и марте организуются родительские собрания, классные часы, тренинги, просмотр и обсуждение видеофильмов, игровые программы, акции, спортивные соревнования и турниры. Учащиеся готовят компьютерные презентации на тему: «Самый здоровый класс», плакаты "Мы за здоровый образ жизни", рисунки «Мир моих увлечений». В декабре традиционно проходит акция «Количество свечек зависит от тебя», в ходе которой выступает агитбригада старшеклассников. С 2010-2011 уч.года проводятся Интернет - уроки «Имею право знать». Учащиеся и их родители ознакомлены с адресами сайтов Федеральной службы РФ и РТ по контролю за оборотом наркотиков, а так же со специальным разделом на официальном сайте Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и иными Интернет-ресурсами антинаркотической направленности.
На школьном сайте в электронном правительстве есть страничка по профилактике злоупотребления ПАВ, где выставлены планы, программы, фотографии и разработки некоторых мероприятий.
В школе проводится большая работа по профилактике законопослушного поведения учащихся с привлечением специалистов различных учреждений системы профилактики. С 2010-2011 учебного года школа сотрудничает с ТИН-клиник, клиникой, дружественной к молодежи, которая находится в микрорайоне Жилплощадка. Медицинские работники клиники оказывают подросткам и молодежи психологическую и медицинскую помощь, приходят в школу с лекциями. В 2011 году были организованы лекции с участием представителей «Always» и «Gillette». Старшеклассники по графику посещают видеолекторий в республиканском центре медицинской профилактики. В течение 2010-2011 учебного года на базе школы проводились занятия старшеклассников с координатором проекта «Неприкосновенный запас – дети Отечества» по Республике Татарстан Сибгатуллиной Венерой Шарифовной. Сегодня эти занятия проводятся в ДК «Юность».
В школе организована работа кружков и спортивных секций. В текущем учебном году общий охват допобразованием составляет 65,56% от общего числа учащихся школы. Школьный Совет по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ среди учащихся координирует деятельность педагогического коллектива и отслеживает результативность профилактической работы. На заседаниях, которые проходят не реже одного раза в месяц, своевременно выносятся текущие вопросы, принимаются решения об организации психолого-педагогической помощи семьям и детям.
В школе имеется план совместной работы с комиссией ПДН по выполнению районной программы «Подросток», на основании которого проводится постоянный учет детей, требующих повышенного педагогического внимания, организуются различные формы работы с ними. Ежегодно учащиеся 14-15-летнего возраста участвуют в профилактическом медицинском осмотре. Отказавшихся от осмотра не бывает.
Особое внимание в воспитательной работе школы уделяется физическому воспитанию учащихся. Уроки физической культуры проводятся на спортивной площадке, в спортзалах школы и на ледовой арене СК «Форвард». Учащиеся 1-2-х классов занимаются в спортивной секции по теннису в ДЮСШ «Смена». В течение 2010-2011 учебного года классные руководители по графику проводили «Олимпийские уроки».
За сотрудничество и поддержку детской инициативы по реализации PR – проекта «Апплодисменты» по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни детей и подростков, школа получила благодарственное письмо Управления образования г.Казани. В этом же году была разработана и введена в действие программа по профилактике суицидального поведения учащихся «Перекресток».
Профилактическую работу с правонарушениями в школе помогает вести правоохранительный отряд «Школьный дозор». Члены отряда активные помощники в организации различных мероприятий, дискотек, патрулей по внешнему виду и Парада мальчишей.
Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 лет до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. Как правило, человек не начинает употреблять кокаин на последнем курсе юридического института или метамфетамины - на своем первом рабочем месте. Известно, что когда работа организована на уровне местной общественности, когда в ней участвуют профессионалы и когда у детей есть положительный пример, они гораздо реже становятся на путь наркомании, даже если в их семьях не все благополучно. Просвещение и профилактика в сфере наркотиков представляют собой стержень национальной программы по борьбе с ними.
Российская Федерация Воронежская область Кантемировский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кузнецовская средняя общеобразовательная школа
_________________________________________________________________
396744, Воронежская область , Кантемировский район , п . Кузнецовский ,
ул . Центральная , 40, тел . 4-31-91, Е - mail : kant . kuznez @ rambler . ru
Выступление
на
МО классных руководителей
по теме:
« Воспитательно-профилактическая работа образовательного учреждения »
Подготовила : заместитель директора по ВР
Н.В. Варакина,
МКОУ Кузнецовская СОШ
Кантемировский муниципальный район
Воронежская область
октябрь 2015
Воспитательно-профилактическая работа образовательного учреждения.
Мы сегодня находимся в сложной противоречивой ситуации, когда с одной стороны декларируются демократические ценности и жёсткая реальность, характеризующаяся обнищанием, растет смертность и заболеваемость, СМИ пестрят криминальными сводками, американизация заполняет наш язык и образ жизни – и именно эти условиях побуждают искать нас новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности. С точки зрения современной отечественной теории воспитание – это не процесс воздействия, а процесс социального взаимодействия, сотрудничества, созидания педагога и ученика.
Результатом такого взаимного сотрудничества является:
организация деятельности детей,
результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка.
Цель воспитательно-профилактической работы в школе заключается в использовании системы воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно-полезной деятельности учащихся, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.
Как организована воспитательно-профилактическая работа с подростками?
Изучение учащегося классными руководителями. Получение информации о состоянии здоровья учащихся. Изучение индивидуальности ученика, особенностей развития его сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, практически - действенной саморегуляции.
Индивидуальная работа с учащимися предполагает реализацию комплекса педагогических действий, направленных на решения профилактических задач с учетом индивидуальных качеств учащихся. Беседы, методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у учащихся инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой, метод социальных проб: проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др (Кл.рук., Совет профилактики, педагоги-организаторы, педагоги ДО).
Функция психологической поддержки - оказание помощи учащимся в решении проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения, состояния тревожности, различного рода "комплексов" при посредстве всех психокоррекционных и других методов воздействия.
Система воспитательно-профилактической работы с детьми в нашей школе включает:
Комплексную группу специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальный педагог,школьная медиация, фельдшер ФАП и др.);
Воспитывающую среду, позволяющую гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.
Так, социально-досуговое направление реализуется в школе посредством деятельности детского объединения "Лучистый", ученического самоуправления, волонтёрского движение «Ассоциации», программы по ПДД, посредством реализации 5 программ дополнительного образования.
Так, всего за 2014-2015 уч.год проведено 23 социально -досуговых мероприятия. К примеру, высшим органом Ученического самоуправления является конференция. Проводимые органом детского самоуправления тематические ученические конференции на темы "Я выбираю!", "Гражданственность и патриотизм как основа воспитания подрастающего поколения" помогают ребятам проявить себя, обосновать свою точку зрения, проявить гражданственность, социальную активность. Ребята учатся планировать и организовывать мероприятия для своих сверстников и младших учащихся, реализовать интересные социальные проекты.
С помощью ученического актива школы в 2014-2015 учебном году были проведены мероприятия различной направленности. Лучшими, на наш взгляд, были следующие мероприятия:
Ток-шоу "Здоровым быть здорово!" для 7-8 кл., 9-11кл.- направлено на профилактику в области ВИЧ, наркомании, СПИД, табакокурения.
Встреча с ветеранами, 9-11кл., 5-е классы – призвано формировать гражданско-патриотическую позицию подростков, направлено на уважение старшего поколения, помогают изучать историю страны.
Игровая программа для участников Всероссийского этапа окружной олимпиады школьников - взаимодействие со сверстниками, развитие коллективизма
Конкурсная развлекательная программа "Мама. Мамочка. Мамуля" - умение организовать интересно и познавательно свободное времяпрепровождение
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" - развитие интеллектуальных, коммуникативных и креативных способностей.
"Радуга талантов"- итоговое, рефлексивно-деятельностное мероприятие, подводятся итоги участия и побед педагогов и учащихся в различного уровня конкурсах: международных, окружных, всероссийских, городских.
"Последний звонок" - традиция
Деятельность детского объединения "Лучистый" позволила обучающимся принять участие в различного уровня мероприятиях. Ребята активно включены в работу в СПО-ФДО "Содружество детских объединений". Самоанализ уровня воспитанности активистов – мировцев позволил выявить · отношение к учебе в активе – 81,8 %; · отношение к трудовой деятельности - 84,5 %; · отношение с учителями и другими работниками школы- 91%; · отношение с участниками ДО "Лучистый" - 86,3%; · дисциплинированность – 85,4 %; · коммуникативные способности – 91 % · умение самостоятельно организовать проект, коллективное дело - 43 % (над этим показателем предполагаем работать) Впервые в 2011 году начало работу волонтёрское движение «Ассоциации». Цель данного объединения направлена на интеграцию личностных и социально-значимых целей.
Всего за 2014-2015 уч.год было проведено 15 Советов профилактики.. Заслушано всего 8 самоотчетов учащихся. Всего за 2014-2015 уч.год специалистами СПС было проведено 26 бесед, охвачено 48 человек. К работе с несовершеннолетними привлекались сотрудники смежных служб.
Цель дополнительного образования в школе
- развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Дополнительное образование школы представлено 5 направлениями:
Художественно – эстетическое.
Физкультурно-спортивное.
Спортивно-техническое.
Социально-педагогическое.
Естественнонаучное направление.
В 2014-2015 учебном году было организовано 6 творческих объединений, студии и секций за счет часов дополнительного образования. Всего 6 групп, общий охват учащихся составил всего 43чел. (100%),
Спортивно-оздоровительная деятельность
Внедрение разнообразных форм оздоровительной физической культуры помогает развивать двигательную активность обучающихся во внеучебное время на секциях "Волейбол", "Баскетбол", "Футбол", "ОФП: легкая атлетика". Инструкторами ФК применяются игровые технологии обучения, проблемно-ориентированные технологии.По итогам 2014-2015 уч.года команда учащихся заняла 2 место в 9 Спартакиаде среди обучающихся общекомандных соревнованиях.
Работа с родителями.
Задачу профилактики мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье. Всего для родителей в 2014-2015 учебном году было проведено 9 - родительских собраний все они являются профилактическими, из них:
Оздоровительных- 2
Психолого-педагогических-2
Информационных -3
Социально-досуговых - 1
Культурно-массовых - 1
К работе родительского всеобуча привлекались также сотрудники ОГПС, инспектора КДН, СМИ, члены школьного ученического самоуправления. Реализуется программа по работе с родителями "группы риска". Работа с родителями с привлечением специалистов смежных структур
Одной из главных задач воспитательно-профилактической работы является социальное самоопределение ребенка, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к действительности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».
Касаясь подходов к организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важно отметить и современные приемы, которые активно нами используются при работе с обучающимися:
Просьба о помощи - для того чтобы расположить к себе ребенка и установить доверительный контакт, нужно обращаться к нему за советом, рассказывая о своих проблемах;
Добрый поступок - в процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
Мой идеал - в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
Распределение ролей - четкое распределение функций и ролей воспитанников в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определенного задания
Обмен ролями - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п. Безусловно, что приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. В организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важным показателем является процесс сотрудничества со смежными структурами.
Важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Сотрудничество с органами внутренних дел стало более эффективным, так как многие вопросы стало возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации. Инспектора немедленно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в сложной жизненной ситуации.
Установлено успешное взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике правонарушений: проведение индивидуальной работы, лекций, выступления на родительских собраниях, педсоветах, участие в работе школьных советов по профилактике.
Большое значение в деле социализации подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В нашей школе такая работа ведется.
Но, вместе с тем, в организации воспитательно-профилактической работы с учащимися мы видим следующие проблемы:
Проблемой является работа по обучению родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками. Отмечается недостаточный уровень, а в некоторых случаях и полное отсутствие взаимодействия в семьях между родителями и детьми;
Неразвитость социального интеллекта у родителей (то есть "способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере и в семье").
Стало очевидным, что родителям и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое, по меньшей мере, послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи.
Подростки не научены ценностно-рефлексивному поведению, которое предполагает самооценку поступка, базирующегося на основе нравственных ценностей.
Отсутствует система взаимодействия с др. школами в рамках различного рода социально-досуговых проектов.
Все перечисленные мною проблемы позволяют говорить о перспективах дальнейшей деятельности с т.з. современной воспитательно-профилактической работы в школе. Новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности нами видятся:
В организации деятельности детей (ОДИ, исследовательская, проектная деятельность, социальные акции)
Результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка (т.е. через реализацию личностно-ориентированного подхода изменение поступков, позиции, самореализация обучающегося).
В работе с родителями - реализация системы сотрудничества и взаимопомощи (привлечение родителей как независимых экспертов в советы профилактики, к организации и проведению в школе кружковых, факультативных занятий, элективных курсов, программы совместной деятельности детей и родителей)
Использование современных социальных технологий (оказание помощи, арттерапия, библиотерапия, музыкотерапия, библиотерапия и т.д.), использование творческих технологий - художественно-творческие методы работы(формирование навыков рисования и игры на муз.инструменте),
Одним словом, все направлено на позитивную социальную самореализацию учащегося. Понятно, что ответы приходят и уходят, а вопросы остаются.
Список литературы
Воспитание трудного ребенка, дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержкадетей группы риска. Учебное пособие. М.: Издательский центр Академия,2002.
Селевко Г.К. Технология воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
В современном обществе одной из актуальных является проблема, касающаяся поведения подростков. Не каждый из них осознает, какие их действия могут вызвать серьезные и трудно исправимые последствия.
Социальные риски
Для начала следует рассмотреть само понятие правонарушения. Оно представляет собой виновное поведение субъекта, противоречащее нормативным предписаниям, причиняющее вред окружающим и влечет юридическую ответственность. Правонарушения подразделяются на две категории: проступки и преступления. Первые могут быть дисциплинарными, гражданскими, административными. Преступлениями называют деяния, за совершение которых предусматривается наказание по УК. Все правонарушения представляют собой социальную опасность в той или иной степени.
Ответственность
Она различается в зависимости от категории правонарушения. Так, существует:
- Административная ответственность. Она применяется за деяния, предусмотренные в КоАП. К таким проступкам относят нарушения ПДД, правил противопожарной безопасности и пр. К административной ответственности субъект может привлекаться с 16 лет. В качестве наказания выступают денежное взыскание, исправительные работы, предупреждение.
- Дисциплинарная ответственность. Она наступает при совершении нарушений в области трудового права. Такими проступками могут быть прогул, опоздание и пр.
- Гражданско-правовая ответственность. Она предусмотрена при совершении деяний, влекущих имущественный ущерб. В качестве санкций применяют компенсацию вреда.
- Уголовная ответственность. Она наступает при совершении деяний, нарушающих положения УК. За некоторые преступления ответственность для субъектов наступает с 14 л.
Важность своевременного предупреждения кризисных ситуаций
Профилактическая работа с несовершеннолетними является одним из эффективных методов борьбы с молодежной преступностью. Она включает в себя различные мероприятия. В вопросе предупреждения преступности особая роль отводится образовательному учреждению. Раннее выявление детей, склонных к нарушению моральных и правовых норм, позволяет снизить социальные риски. Образовательное учреждение должно создавать условия, обеспечивающие нормальное развитие детей. Педагогическая деятельность состоит не только в непосредственном обучении, но и в выявлении индивидуальных особенностей каждого ребенка, обнаружении и анализе причин моральной деформации личности. На образовательном учреждении также лежит обязанность по своевременному выявлению кризисных ситуаций типичного характера, в которую попадает та или иная группа риска. Несомненно, к этому процессу должны привлекаться и родители.
Классификация поведения
Существует несколько стадий, которые проходят дети, с которыми взрослым сложно справиться:
- Неодобряемые действия. Они связаны с шалостями, непослушанием, упрямством, озорством, непоседливостью.
- Порицаемые поступки. Такие действия вызывают ту или иную степень осуждения у родителей, педагогов, других людей. К таким поступкам можно отнести нерегулярное нарушение дисциплины, эпизодические случаи дерзости, драчливости, нечестности, грубости.
- Девиантное поведение. Оно предполагает отрицательные в моральном плане действия, которые приняли привычный или систематический характер. К ним, например, относят лицемерие, лживость, воровство, агрессивность, конфликтность, притворство, эгоизм и пр.
- Предпреступные действия. В них обнаруживаются зачатки деструктивного и криминального поведения. К таким действиям относят умышленные эпизодические нарушения требований и норм, регулирующих общественные взаимоотношения, вымогательство, избиения, распитие спиртного, хулиганство, злостное несоблюдение дисциплины и пр.
- Преступное поведение. Оно проявляется в совершении различных незаконных поступков.
Признаки отклонений
Дети, с которыми взрослым сложно справиться, обладают рядом отличительных черт. Среди таких признаков следует отметить:
1. Уклонение от обучения в результате:
- неуспеваемости по большей части дисциплин;
- отставания по уровню интеллектуального развития;
- отсутствия познавательного интереса;
- ориентации на иные виды деятельности.
2. Низкую общественно-трудовую активность. Она проявляется в:
- отказе от выполнения поручений;
- пренебрежительном отношении к классным делам, общественной собственности и ее порче;
- демонстративном уклонении от участия в трудовой деятельности.
3. Отрицательные поступки:
- тягу к азартным играм;
- курение и распитие спиртного;
- употребление наркотиков и психотропных препаратов;
- нездоровые поступки сексуального характера.
4. Негативную оценку действительности.
5. Повышенную критичность по отношению к взрослым и педагогам. Она проявляется в:
При этом такие дети могут проявлять различное отношение к попыткам взрослых их воспитывать. Оно может быть равнодушным, агрессивным, скептическим, негативным.
Предпосылки
Профилактика девиантного поведения только тогда будет эффективной, когда будет предварительно выполнен анализ причин деформации личности. К основным предпосылкам, обуславливающим такие сбои в развитии, следует отнести:
Варианты решения проблем
Профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых – родителей и педагогов. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где будут проявляться возможности и инициатива ребенка. Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Образовательное учреждение, наоборот, должно обеспечивать и расширять безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле являются учебные заведения с развитой системой внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, технические, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей. В учебном заведении, кроме прочего, должна быть сформирована система правил и норм, так как без них невозможно эффективно решить задачи не только педагогического, но и воспитательного характера. Все виды профилактики должны ориентироваться на:
- Создание уклада жизни в образовательном учреждении.
- Помощь детям в установлении взаимосвязи между личной свободой и ответственностью.
- Поддержку каждого ребенка при разрешении споров цивилизованными методами.
- Воспитание навыков правовой культуры.
Осуществляя профилактические мероприятия, главное – не упустить время. Именно на ранней стадии, по мнению А. Г. Аванесова, можно быстрее достичь успеха. Это обуславливается тем, что на этом этапе у личности еще не сформировались устойчивые привычки и взгляды. Если ранняя профилактическая работа окажется недостаточной, то она может быть восполнена мерами иного уровня, поскольку для этого есть определенный запас времени.
Основные задачи
Организация профилактической работы необходима для:
Ключевые направления
Проведение профилактических работ ориентировано на:
- Выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей.
- Обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам. Данное направление предусматривает:
I. Применение мер, ориентированных на оздоровление неблагоприятных условий домашней обстановки. В данном случае осуществляется профилактическая работа с семьей.
II. Изъятие детей из неблагоприятной обстановки.
III. Применение установленных законодательством мер к субъектам, вовлекающим несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.
- Оказание корректирующего и сдерживающего влияния на детей с отклоняющимися поступками.
При этом может оказываться влияние на детей, у которых еще не укрепились антиобщественные взгляды, и они совершают малозначительные проступки. Социально-профилактическая работа в первую очередь направлена на предотвращение укрепления антиобщественных привычек и взглядов, пресечение возможности реализоваться противоправной и аморальной позиции ребенка в преступлении.
Конкретные меры
Профилактическая работа предполагает не только оказание помощи ребенку, который находится в неблагоприятных условиях воспитания и проживания. В рамках данной деятельности осуществляется изъятие из негативной среды и помещение в детдом, интернат и прочие специализированные заведения. Кроме этого, может осуществляться индивидуальная профилактическая работа. Она предполагает постановку на учет в ИДН, назначение общественного воспитателя, шефа и пр. К детям, из которых инспекторами формируется условная группа риска, могут применяться и меры гражданско-правового, административного, общественного воспитательного характера.
Структура деятельности
Профилактика правонарушений включает в себя:
Исходя из этого, можно выделить следующие аспекты профилактической работы:
- Диагностический.
- Психокоррекционный.
- Оздоровительный.
- Консультационный.
- Научно-методический.
- Общественно-аналитический.
- Просветительский.
- Учебно-воспитательный.
- Общественно-правовой.
На последние два направления необходимо сделать особый упор.
Учебно-воспитательный аспект
Профилактическая работа с подростками в рамках данного направления предполагает образование детей, имеющих затруднения при усвоении программ, связанных с неблагополучными жизненными условиями и особенностями психофизического развития, по ФГОС. В процессе данной деятельности создается надлежащая обстановка для личностно-ориентированной учебы. Она обеспечивает вариативный характер преподавания с постановкой задач коррекционно-развивающего типа. Целью деятельности является восстановление способности к обучению и повышение уровня воспитанности.
Общественно-правовой аспект
Профилактическая работа в рамках этого аспекта включает в себя оказание помощи детям при их адаптации в окружающей обстановке, в трудовом коллективе, при профориентации, получении специальности. Кроме этого, предусматривается обеспечение защиты прав и интересов каждого ребенка. В рамках общественно-правовой деятельности осуществляется консультирование детей и их родителей по юридическим вопросам, выполняются профилактические мероприятия, направленные на предупреждение беспризорности, бродяжничества, попыток суицида.
Диагностика
Профилактика правонарушений сопровождается анализом кризисных ситуаций и реакций на них детей. Диагностическая деятельность предполагает:
- Изучение степени воспитанности и уровня развития.
- Выявление детей в первом классе с отклонениями в поведении и своевременная коррекция.
- Наблюдение за учениками в разных ситуациях.
- Определение положения каждого ребенка в домашней обстановке и в классе.
- Выполнение социометрического анализа по установлению референтных категорий.
- Определение уровня самоконтроля, самооценки, навыков самовоспитания.
- Обнаружение недостатков и положительных качеств личности.
- Обнаружение и исследование склонностей и интересов.
- Изучение особенностей темперамента и характера каждого ребенка.
- Мониторинг состояния здоровья детей.
- Установление мотивов общения и поведения каждого ребенка.
- Наблюдение за взаимодействием детей и родителей (лиц, их заменяющих).
Коррекция
Она предполагает индивидуальный подход. Деятельность включает в себя:
Взаимодействие с родителями
Профилактическая работа должна осуществляться совместно со взрослыми и включать в себя:
- Исследование положения ребенка дома.
- Выступление преподавателей на собраниях с родителями.
- Посещение семей.
- Встречи с сотрудниками ИДН, следственных органов, прокуратуры.
- Привлечение специалистов для консультаций родителей.
- Проведение тематических собраний, творческих встреч.
Заключение
Во многих школах проводятся месячники профилактики. В них, как правило, участвуют сотрудники правоохранительных органов, психологи и прочие специалисты. В рамках такой работы проводятся беседы по ПДД, об обязанностях и правах, здоровье и пр. Планирование этих месячников позволяет задействовать всех участников педагогического и воспитательного процесса. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на текущую ситуацию. Педагогический коллектив образовательного учреждения должен приложить все усилия для проведения эффективной профилактической работы.
Ключевая роль во взаимодействии учебного заведения и родителей принадлежит классным руководителям. От их деятельности будет зависеть, насколько хорошо семья понимает политику, которую проводит образовательное учреждение в рамках профилактической работы. Классные руководители, в свою очередь, должны понимать всю важность своей функции. Именно они обеспечивают организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе. Педагоги должны установить взаимодействие с родителями. Это осуществляется не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей. К ней, в частности, относят и консультирование родителей и детей на дому.
- Какие меры относились к политике военного коммунизма
- Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
- Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
- Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
- Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
- Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
- Четверка монет таро значение