Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Возникает административная правоспособность и дееспособность граждан. Административная право- и дееспособность граждан

    Возникает административная правоспособность и дееспособность граждан. Административная право- и дееспособность граждан

    Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

    Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области Защиты Отечества детализируются в Законе Российской Федерации от 11 февраля 1993г. «О воинской обязанности и военной службе».

    Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Декларированный в Конституции принцип равенства «привязан» к разного рода факторам, могущими быть сведенными в следующие группы. Во-первых, факторы биологического и физиологического свойства (раса, национальность, язык, пол); во-вторых, факторы, относящиеся к убеждениям, мировоззрению человека и гражданина (отношение к религии, убеждения); в-третьих, факторы, относящиеся к происхождению; в-четвертых, факторы, указывающие на социальное положение человека и гражданина (имущественное и должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям).

    Кроме последней группы, все другие факторы не зависят от человека и гражданина, поскольку они не могут их изменить. Применительно к ним принцип равноправия в сфере функционирования исполнительной власти осуществляется в основном достаточно последовательно. Изъятия, особенно в повседневной жизни, встречаются лишь в отношении пола. Так, составляя большинство населения, женщины сравнительно мало представлены в органах государственной власти.

    Больше всего принцип равенства отдален от факторов четвертой группы (это характерно не только для России, но и для других стран). Применительно к ним данный принцип во многом декларативен. В нем, как и в закреплении многих конституционных прав, выражен недостижимый идеал, в стремлении к которому может смягчиться фактическое неравенство в конкретно-исторических условиях. Признавая этот идеал, мы, тем самым, создаем концептуальные предпосылки для того, чтобы в государственной деятельности правильно расставить акценты на ее приоритетах в пользу справедливости.

    Известно, что в российском обществе многие категории граждан имеют узаконенные различия в административно-правовом статусе. Но наличие граждан с особым, в частности административно-правовым статусом, отрицает концепцию равенства всех в контексте административного права. А в более широком плане - и идею равенства всех перед законом в конкретный момент.

    В реальной жизни равноправие, даже при самом тщательном закреплении его в Конституции, не может исключить особого административно-правового статуса. Сейчас его имеют переселенцы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои Российской Федерации и т.д.

    Поэтому важно уяснить, что вопрос заключается не столько в самом принципе равноправия, сколько в его способности корректировать нашу действительность, не могущую обеспечивать равноправие всем и везде.

    Иными словами, равенство административной правоспособности граждан Российской Федерации как общей способности иметь права и нести обязанности не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом. Каждый имеет возможность занять должность министра, но реально являются министрами единицы.

    Однако в подобных случаях имеются в виду права, которые приобретаются в результате реализации административной правоспособности, что само по себе не колеблет принципа ее равенства для всех граждан. Данный принцип сохраняется, когда момент возникновения входящих в нее прав связывается с достижением определенного возраста, либо ограничивается установленными требованиями к состоянию здоровья, уровню образования и т.п., поскольку все это относится не к конкретным лицам, а имеет общее значение.

    Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений. Так, УК РФ устанавливает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.44).

    Административное право устанавливает также исключительные случаи временного лишения или ограничения отдельных граждан некоторых прав за некоторые правонарушения. Так, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность лишения гражданина специально предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения в соответствии с федеральным конституционным законом ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и сроков их действия.

    Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I.,- M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999. С.280..

    Основной особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление предполагает различные условия и характер взаимодействия с системой исполнительной власти. Если раньше особенность административной правоспособности в ограничении ее рамками государственного управления, то теперь указанное взаимодействие должно строиться на иных концептуальных подходах. Административная правоспособность может быть реализована в сфере взаимодействия:

    Система исполнительной власти остается важнейшей сферой реализации административной правоспособности граждан, связанной с определенными правами граждан на участие в государственном управлении, то есть с возможностью вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти (должностное лицо) либо организация или ее представитель, обладающие полномочиями административно-правового характера.

    На осуществление административной правоспособности влияют разнообразные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обязанности. Например, законом предусмотрены условия, при наличии которых гражданин приобретает право на альтернативную военную службу. Подобные обстоятельства влияют и на содержание административной правоспособности. Например, студенты негосударственных вузов могут не иметь права на отсрочку от призыва в армию.

    Связь реализации административной правоспособности с теми или иными реальными обстоятельствами обусловлена необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья, наиболее правильного использования способностей и активности граждан в социальной деятельности.

    Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Согласно Конституции Российской Федерации, гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой право-дееспособности, возникающей до достижения 18-летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.

    Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

    В административном праве отсутствуют правовые нормы, которые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие).

    Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Согласно Закону гражданин может быть временно, на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования, признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы, связанной с источником повышенной опасности. Решение об этом принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических показаний. Такое решение может быть обжаловано в суд.

    Закон Российской Федерации «Об основах государственной службы в Российской Федерации», определяя требования к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей, устанавливает, что кандидаты на соответствующие должности должны удовлетворять определенному состоянию здоровья.

    На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. В таких отношениях граждане могут выступать стороной, обязанной выполнять обращенные к ней административно-правовые нормы и основанные на них требования, исходящие от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать правила дорожного движения); стороной, вступающей в правоотношения, связанные с реализацией принадлежащих ей законных прав (например, с заявлением о назначении пенсии) или их охраной (подача жалобы).

    Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с:

    • а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.);
    • б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество и др.);
    • в) нарушением органами государственного управления, местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отношение по жалобе);
    • г) нарушение гражданами их административно-правовых обязанностей (например, ответственность за административные правонарушения).

    Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут быть граждане, определяется административной правоспособностью. Но возникают они в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа государственного управления, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежит гражданам.

    В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через своих законных представителей (родителей, опекунов, специально уполномоченных представителей). Но имеются также права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в государственном управлении, воинская обязанность и др.), т.е. без участия третьих лиц.

    В целом вопрос о реализации прав и обязанностей граждан, закрепленных административным правом, через представителей, не получил должного разрешения в Российском законодательстве. Во всяком случае это понятие не тождественно представительству по гражданскому праву Алехин А. П. Административное право РФ.- М., 1997. С.92-96..

    Положение гражданина как субъекта административного права определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. № 2. С. 33., которую образуют административная правоспособность и дееспособность. В Международном пакте о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // www.hri.ru/docs/?content=doc&id=224. записано: "Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности" (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

    Под административной правоспособностью гражданина понимается "признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера" Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право: Учебник для студентов вузов. М., 2003. С. 189.. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В ней обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).

    Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

    Административная дееспособность гражданина признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста.

    В административном праве отсутствуют правовые нормы, которые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Например, субъектом административного правонарушения могут быть граждане, способные по возрасту (не менее 16 лет, ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемости (отдающие отчет в своих действиях, могущие руководить ими, ст. 2.8 КоАП РФ) нести ответственность за совершение проступка.

    Вменяемость является самостоятельной категорией права и имеет специфические черты. Следует отметить, что проблемы вменяемости-невменяемости больше разработаны применительно к уголовному праву, однако выработанные теорией положения применимы и для иных отраслей права, в том числе административного Черкашин Е.Ф. Невменяемость в уголовном праве (криминологические и социально-правовые аспекты) // Российский юридический журнал. 2010. № 5. С. 144. . Вменяемость прежде всего признак человека, обладающего психическим здоровьем. Однако подчас вменяемыми могут быть не только лица, не имеющие каких-либо недостатков психического характера, но и лица, страдающие психическими заболеваниями и недостатками умственного развития. К последним при выяснении влияния психического здоровья на вменяемость необходим дифференцированный подход. Вменяемость имеет социально-психологическую характеристику, которая выражается в уровне интеллектуального развития, в обладании лицом определенными волевыми качествами, в эмоциональных чертах характера.

    Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса, наряду с правоспособностью.

    На практике далеко не всегда возможно проведение четких граней между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статическая и динамическая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции. В компетенции выражается их административная правоспособность. В ней определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность.

    Для органов управления способность участвовать в административно-правовых отношениях фактически является их прямой юридической обязанностью, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично решается вопрос об административной дееспособности государственных служащих, являющихся должностными лицами государственных предприятий и учреждений. Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т.е. органом управления.

    Итак, административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, образуемой административной правоспособностью и административной дееспособностью.

    1 C какого возраста возникает административная дееспособность у гражданина РФ
    1. С 16 лет
    2. С 18 лет
    3. С 21 года
    4. С момента рождения

    2 Административная дееспособность – это
    1. общие правила поведения индивидуальных субъектов
    2. правовое положение индивидуальных субъектов с момента достижения возраста совершеннолетия в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами административного права
    3. способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренными административно-правовыми нормами и нести ответственность в соответствии с этими нормами
    4. возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера

    3 Что не используется в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность?
    1. Совершение административного правонарушения группой лиц
    2. Совершение административного правонарушения при исполнении трудовых обязанностей

    4. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения

    4 Что не может применяться в отношении юридического лица
    1. Лишение специального права
    2. Предупреждение
    3. Административный штраф
    4. Возмездное изъятие предмета административного правонарушения

    5 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, которые влекут за собой административное выдворение за пределы РФ
    1. Судьи арбитражных судов
    2. Мировые судьи
    3. Судьи районных судов

    6 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими
    1. Судьи арбитражных судов
    2. Мировые судьи
    3. Судьи районных судов

    7 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами, которые призваны на военные сборы
    1. Судьи арбитражных судов
    2. Мировые судьи
    3. Судьи районных судов
    4. Судьи гарнизонных военных судов

    8 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, которые совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
    1. Судьи арбитражных судов
    2. Мировые судьи
    3. Судьи районных судов
    4. Судьи гарнизонных военных судов

    9 На какой срок назначается дисквалификация
    1. До 15 суток
    2. До 1 месяца
    3. До 30 суток
    4. От 6 месяцев до 3 лет

    10 В течение какого времени должна быть подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
    1. Срок не ограничен
    2. В течение 10 дней
    3. В течение 1 месяца
    4. В течение 3 месяцев

    11 Что может устанавливаться законами субъектов РФ в качестве меры административного наказания
    1. Административный штраф
    2. Предупреждение
    3. Конфискация предмета административного правонарушения
    4. Верны ответы 1 и 2

    12 Кто является законным представителем физического лица, который является потерпевшим
    1. Законные представители
    2. Эксперт
    3. Свидетель
    4. Прокурор

    13 Что относится к обстоятельствам, которые исключают производство по делу об административном правонарушении
    1. Совершение административного правонарушения в состоянии эффекта
    2. Состояние административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения
    3. Отмена закона, который устанавливает административную ответственность
    4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетними

    14 Что относится к обстоятельствам, которые смягчают административную ответственность
    1. Раскаяние лица, которое совершило административное правонарушение
    2. Совершение административного правонарушения в состоянии эффекта
    3. Совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения
    4. Повторное совершение административного правонарушения

    15 На какой срок назначается лишение специального права
    1. От 1 месяца до 3 лет
    2. От 6 месяцев до 3 лет
    3. От 3 месяцев до 2 лет
    4. Верного ответа нет

    16 К кому применяется лишение специального права
    1. К юридическому лицу
    2. К должностному лицу
    3. К физическому лицу
    4. Верны ответы 1 и 3

    17 Что из перечисленного не является административным наказанием
    1. Административный арест
    2. Административный штраф
    3. Предупреждение
    4. Обязательные работы

    18 Как называется обращение граждан в государственные органы в связи с нарушением их прав и интересов
    1. Предложение
    2. Заявление
    3. Письмо
    4. Жалоба

    19 Что из перечисленного не входит в структуру правонарушения
    1. Субъект
    2. Субъективная сторона
    3. Объективная сторона
    4. Виновность

    20 В течение какого времени по общему правилу составляется протокол об административном правонарушении
    1. В течение 2 суток с момента выявлении административного правонарушения
    2. В течение 10 суток с момента выявления административного правонарушения
    3. По окончании административного расследования
    4. Немедленно

    21 Согласно общему правилу срок административного задержания должен быть не более
    1. 1 суток
    2. 2 суток
    3. 3 часов
    4. 6 часов

    22 Согласно общему правилу срок давности назначения административного наказания составляет:
    1. 3 месяца
    2. 6 месяцев
    3. 1 год
    4. 2 года

    23 Административное выдворение не может осуществляться к
    1. К военнослужащим – иностранным гражданам
    2. К государственным служащим РФ
    3. К иностранным гражданам
    4. Верны ответы 1 и 2

    24 К числу каких мер относится предупреждение как мера административного наказания
    1. имущественного характера
    2. пресекательного характера
    3. морального характера
    4. верного ответа нет

    25 Кто обязательно должен присутствовать при опросе свидетеля, который не достиг 14 лет
    1. Органов опеки и попечительства
    2. Законных представителей
    3. Адвоката
    4. Педагога или психолога

    26 Кто подписывает протокол об административном задержании
    1. Лицо, которое его составило и задержанное лицо
    2. Лицо, которое его составило и потерпевшее лицо
    3. Лицо, которое его составило, задержанное лицо и свидетель
    4. Лицо, которое его составило, задержанное лицо, потерпевшее лицо и свидетель

    27 Как называется специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности
    1. Сертификат
    2. Регистрационное свидетельство
    3. Технический регламент
    4. Лицензия

    28 Какой срок составляет погашение административного наказания
    1. 6 месяцев
    2. 1 год
    3. 3 года
    4. 6 лет

    29 Кто не является субъектом административной юрисдикции
    1. Федеральные органы исполнительной власти
    2. Комиссии по делам несовершеннолетних
    3. Судьи
    4. Верного ответа нет

    30 Что может применяться только в качестве административного наказания
    1. Административный штраф
    2. Конфискация орудия административного правонарушения
    3. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина
    4. Возмездное изъятие орудия совершения административного правонарушения

    31 В чем разница между административным и прокурорским надзором
    1. Полномочиями надзорных органов
    2. Субъектами надзора
    3. Все ответы верны
    4. Правильного ответа нет

    32 Что является документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ
    1. Вид на жительство
    2. Паспорт гражданина РФ
    3. Свидетельство о рождении
    4. Разрешение на временное проживание

    33 Что не признается документом, удостоверяющим личность, при выезде из РФ
    1. Паспорт
    2. Паспорт моряка
    3. Дипломатический паспорт
    4. Водительское удостоверение

    34 Чем отличается административная ответственность от уголовной
    1. Различий нет
    2. Одинаковы
    3. применяется только уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет применяется судом и другими уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет другие сроки давности и процессуальные порядки
    4. применяется только уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет другие сроки давности

    35 Каков порядок назначения административной ответственности
    1. применение административного наказания к физическому лицу освобождает от ответственности юридическое лицо
    2. применение административного наказания к физическому лицу не освобождает от ответственности юридическое лицо
    3. в случае привлечения к административной ответственности юридическое лицо, физическое лицо не привлекается к той же самой ответственности
    4. юридическое лицо не подлежит административной ответственности

    36 Что означает обратная сила закона
    1. Вновь принятый закон не ступает в силу
    2. Вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие после его вступления в силу
    3. Вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу
    4. Утративший силу закон действует на определенные общественные отношения после утраты им юридической силы

    37 Кто является законным представителем физического лица
    1. Родители, опекуны
    2. Адвокат
    3. органы опеки
    4. прокурор

    38 Кто является лицом, которому причинен физический, моральный или имущественный вред
    1. Свидетель
    2. Законный представитель физического лица
    3. Потерпевший
    4. Верного ответа нет

    39 В какую систему входит милиция
    1. ФСБ РФ
    2. Министерство юстиции РФ
    3. Министерство обороны
    4. Министерство внутренних дел РФ

    40 Свидетель вправе
    1. Пользоваться бесплатной помощью переводчика
    2. Составлять протокол
    3. Не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников
    4. Верны ответы 1 и 3

    Гражданин как субъект административного права – это уча­стник общественных отношений, выступающий в роли носите­ля содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих по­требностей, участия в управлении делами общества и государ­ства.

    Необходимо учитывать, что в административном праве граж­данин как субъект права понимается как лицо, которое не со­стоит в устойчивых, непрерывных организационных связях с теми субъектами, с которыми он вступил или может вступить в административно-правовые отношения.

    Административно-правовой статус граждан Республики Бе­ларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Бела­русь. Так, можно рассматривать конституционно-правовой, ад­министративно-правовой, гражданско-правовой, налоговый, трудовой, экологический и иные аспекты статуса гражданина.

    Что же касается административно-правового статуса граждан, то это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей.

    Административно-правовое положение граждан определяет­ся, прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право­способность и дееспособность.

    Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая воз­можность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она воз­никает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

    Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь зако­ном. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых зако­нодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон пре­дусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения спе­циальных прав и другие правоограничения).

    Конституцией Республики Беларусь определены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочета­ние интересов каждого гражданина с интересами других граж­дан. Права граждан сочетаются с их определенными обязаннос­тями перед обществом в целом.

    В отношении органов государственного управления она выражается в принадлежащей им компетенции. Административная правоспособность органов управления наступает с момента их образования.

    Административная правоспособность граждан служит осно­вой их административной дееспособности , являющейся необхо­димым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных ад­министративных правоотношениях.

    Административная дееспособность гражданина - это при­знанная за ним способность своими личными действиями осу­ществлять, приобретать права и выполнять возложенные обя­занности административно-правового характера. Момент возник­новения административной дееспособности единообразно и чет­ко не определен законодательством.

    По общему правилу все граждане Республики Беларусь об­ладают равной административной дееспособностью. Однако не­которые из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу Республики Беларусь об ад­министративных правонарушениях не являются субъектами ад­министративных проступков лица, совершившие их в состоя­нии невменяемости.

    На основе административной правоспособности дееспособ­ные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.

    Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения, а дееспособность – с достижением определенного возраста (в 14 лет он приобретает частичную дееспособность, а в 18 лет – полную дееспособность).

    Административная дееспособность государственных служащих – это способность реализовывать свою управленческую компетенцию. Она определяется характером деятельности и, как правило, закрепляется в должностных инструкциях (например, Инструкция по организации службы участкового инспектора милиции).

    Конкретный объем административных прав и обязанностей определяется Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством, а так же административно-правовыми актами. Административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридичес­ких обязанностей, как по собственной инициативе, так и в по­рядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти или его должностного лица. При этом инициатива в осуществлении субъективных прав принадлежит преимуществен­но гражданам.

    Административная правоспособность - это способность индивида быть носителем субъективных прав и обязанностей V сфере государственного управления.

    Она возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

    Административная правоспособность - это признанная государством способность своими собственными действиями реализовать права и приобретать новых личных прав, выполнять обязанности в сфере государственного управления. В полном объеме она наступает с 18 лет, а в отдельных случаях - с 16 г. Конкретный объем прав и обязательной находится в зависимости от ряда факторов: возраста, образования, встану здорова, астат. Некоторые из них могут служить причиной полного или частичного ограничения административной правовой дееспособности: душевная болезнь, инвалидность лишают права управления транспортными средствами. Лица, имеющие судимость, либо не имеют специального образования, теряют возможность занимать ряд должностей в государственном аппарате.

    Центральным элементом административно-правового статуса гражданина (индивидуального субъекта) его права и обязанности.
    Поскольку административно-правовой статус тесно связан с конституционных, является производным от последнего, можно выделить общие права, относящиеся к конституционным: право на участие в управлении государственными делами ", на равный доступ к государственной службе", на обжалование в суд неправомерных актов (действий) государственных органов (должностных лиц).
    Все эти права не могут быть реализованы без участия органов государственной власти и местного самоуправления (органы публичной власти). Другие права в сфере государственного управления развивают (обеспечивают) конституционные права. Так, конституционное право на охрану здоровья конкретизируется в следующих правах, которые являются частью административно-правового статуса граждан, как право на медико-санитарную и медико-социальную помощь, обеспечение лекарствами, оказания ортопедической и протезной помощи, соблюдение информации о состоянии здоровья я.

    Вместе с правами на граждан возлагается и ряд обязанностей. Основным (общим) обязанностью граждан является обязанность соблюдать Конституцию Украины и законы государства. Другие обязанности являются производными и касаются разных сфер жизнедеятельности людей. Административно-правовые нормы устанавливают различные правила поведения и обязанности граждан их соблюдать, например, в правилах дорожного движения и пользования общественным транспортом; ^ проходить в установленных случаях обязательный медицинский осмотр и лечение; ^ регистрировать транспортное средство и получать разрешение на занятие определенными видами деятельности.

    Следует различать общий и специальный административно-правовой статус граждан. Первым обладают все граждане независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и т.д. Однако каждый человек в своей жизни может оказываться в разных ситуациях, определенных положениях, что обуславливает наличие специальных прав и обязанностей. Лицо может выступать субъектом так называемых специальных административно-правовых статусов. В теории административного права различают такие специальные административно-правовые статусы:

    Членов административных коллективов - это личный состав организаций, в которых отношения ее членов с администрацией регулируются административным правом (органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, студенческие коллективы). В связи с этим выделяют статусы: учащихся (студентов, аспирантов, учащихся колледжей), милитаризованных служащих, лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (несовершеннолетние, за правонарушения находятся в специальных учебных заведениях; граждане, которые находятся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев);
    - Объекты попечительства: а) сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены много ¬ детных семей б) безработные, чернобыльцы, участники боевых действий в Афганистане, беженцы, те, которые пострадали от пожаров, наводнений, землетрясений, стихийных бедствий;
    - Субъектов территорий с особыми режимами а) лица, проживающие на приграничной территории, б) жители горных территорий в) местностей, где объявлено чрезвычайное положение;
    - Субъектов разрешительной системы - лица, имеющие зарегистрированное оружие, занимающихся определенными видами деятельности, на что требуется специальное разрешение внутренних дел и др..
    Еще одним элементом административно-правового статуса является административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. К ним относятся организационные гарантии (существование и деятельность органов, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод граждан) право на жалобу (административную и судебную). Оно закреплено Законом "Об обращениях граждан", а также Гражданско-процессуальным Кодексом.
    Субъектами административного права также, иностранные граждане и лица без гражданства, их административно-правовой статус определяется ст. 26 Конституции Украины, и Законом Украины "О правовом статусе иностранцев» от 5 марта 1994 г. В целом объем их административно-правового статуса несколько уже, чем у граждан Украины. Так, они не могут быть государственными служащими, занимать должности в государственном аппарате; не несут воинской обязанности, не в праве создавать политические партии. На них возлагаются дополнительные обязанности, не свойственные для граждан Украины. Они обязаны зарегистрировать свой паспорт, получить разрешение для проживания, уведомлять органы внутренних дел о перемещении по территории государства и др.. Несут административную ответственность наравне с гражданами Украины.

    Основной акцент в обновлении содержания административно-правового статуса граждан необходимо делать на реальный действенный механизм обеспечения реализации этих прав, которые уже сегодня закреплены в Конституции и многочисленных законах. Этим механизмом должны стать нормы административно-процессуального законодательства, регулирующих порядок осуществления разных административных процедур и процессуальных действий.

    Государственная служба в Украине - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате практического выполнения задач и функций государства. Эти лица с государственными служащими, имеют соответствующие служебные полномочия, занимают определенные должности и получают заработную плату за счет государственных средств.