Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Всеобщее избирательное право. Основные этапы развития советского избирательного права Становление избирательной системы

    Всеобщее избирательное право. Основные этапы развития советского избирательного права Становление избирательной системы

    избирательный право государственный политический

    Развитие российского избирательного права шло по мере принятий Конституций, в истории нашего государства их было пять: это Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

    Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

    Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года.

    Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого являлся имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, - не было и избирательных прав.

    Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему. Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    В июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]: учебник. - М.: МарТ, 2008. - 224 с.. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название - Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

    Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

    Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Ст.64 Конституции РСФСР 1918 года. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

    Конституция конкретизирует понятие “трудящийся”, давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

    Итак, Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой Советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией социалистического государства. Характер Конституции как закона эпохи диктатуры пролетариата проявляется в особенностях закрепленной в ней демократии - демократии для большинства и против меньшинства, в объеме демократических прав и свобод, в особенностях обязанностей советских граждан. Он проявляется также в специфике конструкции государственного механизма, в избирательном праве.

    Конституция РСФСР 1918 г. действовала недолго - всего семь лет. В 1925 г. она была заменена новым Основным Законом Российской Федерации, а годом ранее, в 1924 г. была принята первая Конституция СССР.

    Избирательное право в Конституции СССР 1924 года.

    Объединение в 1924 году РСФСР с другими советскими республиками (создание Советского Союза) привело к изменению государственного устройства.

    Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. -- конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.

    Вместе с тем произошло изменение инструктивных актов о лишении избирательных прав в сторону уточнения или введения новых социальных категорий, подпадающих под данную меру наказания, было теснейшим образом связано с политической ситуацией в стране, с поиском и нейтрализацией очередных врагов Советской власти. В 1927 году в РСФСР было более 2 млн. лишенных избирательных правАстафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999. . Лишение избирательных прав кормильца автоматически причисляло к лишенцам всех материально зависимых от него членов семьи.

    Лишенец не мог избирать и быть избранным в руководящие государственные и партийные органы, общественные организации. Лица, лишенные избирательных прав, не имели возможности занять любую должность, а также учиться в средних специальных или высших учебных заведениях.

    Избирательное право в Конституции СССР 1936 года.

    В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам. Конституция 1936 года законодательно закрепила победу социалистических общественных отношений.

    Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу -- социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности -- государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

    В главе X закреплялись основные права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право граждан СССР на объединения в общественные организации: профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.

    Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Впервые был утвержден принцип "один человек -- один голос" (не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав). Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

    В 1936 году избирательные права были предоставлены всем лишенцам. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

    Таким образом, Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года, законодательно установила всеобщность выборов для всех граждан страны, достигших 18 лет, независимо от их социальных различий, в том числе имущественного положения и прошлой деятельности.

    Избирательное право в Конституции СССР 1977 года.

    Следующая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. Закрепляя однопартийную политическую систему, она вошла в историю как «конституция развитого социализма».

    Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти «всему рабочему населению страны» Cт. 10 Конституции РСФСР 1918 года., «трудящимся города и деревни» Ст.3 Конституции СССР 1936 года.. Конституция 1977 г. впервые записала, что «вся власть в СССР принадлежит народу» Ст.2 Конституции СССР 1977 года.. Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы, но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов.

    Конституция сказала о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Также было отменено такое наказание, как лишение избирательных прав.

    Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.

    Избирательное право в Конституции РФ 1993 года.

    Этот раздел следует начать с того, что Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, и вступившая в действие 25 декабря того же года, отпраздновала в 2013 году свое двадцатилетие.

    Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

    Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то, что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

    Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

    Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

    Структура Конституции Российской Федерации состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

    В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста:

    С 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета;

    С 21 года- депутатом Государственной Думы;

    С 35 лет- Президентом страны.

    Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным:

    Лица, признанные судом недееспособными;

    Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).

    При выборах Совета Федерации первого созыва образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.

    Следующим принципиальным моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

    Таким образом, в советский период была проделана большая работа по созданию научной базы для анализа механизма формирования выборных органов государственной власти.

    Для становления демократической избирательной системы необходимо не только совершенствование избирательного законодательства, но и конституционное закрепление основных принципов избирательного права: принципа равных выборов, принципа альтернативности, принципа независимости избирательных комиссий. Эти важнейшие принципы должны составлять основу постоянно совершенствующегося избирательного законодательства.

    Зарождение избирательной системы в СССР

    Роспуск Учредительного собрания поставил перед правительством молодой страны сложную задачу – создания новой избирательной системы. Новая система должна была полностью отвечать коммунистическим задачам, обеспечивая политическое господство большевиков, и, следовательно, диктатуры пролетариата. В условиях иностранной интервенции и гражданской войны, на Съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в 1918 году была принята новая Конституция, в которой отображались и новые принципы избирательной системы.

    Впервые в истории мира, была введено понятие «трудовой ценз». В соответствии с этим цензом к участию в избирательной компании допускались:

    • лица, которые добывают средства к существованию своим трудом;
    • лица, которые заняты в домашнем хозяйстве, обеспечивают для первой категории лиц возможности производительного труда, а именно, для рабочих и служащих всех категорий и видов, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и т.д.;
    • казаки-земледельцы и крестьяне, не использующие в своей деятельности наемный труд для извлечения прибыли;
    • солдаты РККА и Флота;
    • граждане, которые попадают в перечень выше описанных категории, но потерявшие трудоспособность.

    В конституции закреплялось и приравнивалось активное и пассивное избирательные права населения. Также, был установлен конкретный перечень лиц, которые были лишены избирательных прав. К этим лицам относились:

    • эксплуататоры, использующие наемный труд для извлечения максимальной прибыли;
    • граждане, имеющие нетрудовые доходы, такие как проценты с капитала и ссуд, поступления с имущества, доходы с предприятий и т. п.;
    • крупные торговцы, коммерческие и торговые посредники и спекулянты;
    • духовные служители церквей, монахи, служители религиозных культов;
    • агенты и служащие бывшей полиции, корпуса охранных отделений и жандармов, члены царствовавшего Дома в России.

    Замечание 1

    В добавок ко всему действовали и традиционные ограничения. Активного и пассивного избирательного права были лишены душевнобольные, умалишенные, лица, находящиеся под опекой или осужденные после вступившего в силу судебного приговора.

    В сложных политических и экономических условиях списки лиц, лишенных избирательных прав, постоянно уточнялись и дополнялись благодаря новым инструкциям, которые разрабатывали и принимали исполнительно-распорядительные органы власти и избирательные комиссии.

    Становление избирательной системы

    Стремление к максимально полному отражению чаяний пролетариев и крестьян упиралось в технические трудности. Различные подрядчики, содержатели извозных предприятий, владельцы кустарных мастерских вынуждены были переходить к артельным предприятиям.

    В то же время законодательство стремилось отделить рабочих, крестьян и служащих. Нельзя было лишить избирательного права родителей, если они наняли няньку для присмотра за малолетними детьми и т.д.

    Замечание 2

    Проблема массового ограничения избирательного права в масштабах всего СССР со временем была нивелирована. Для примера, в РСФСР в 1924-1925 годах лица, лишенные избирательных прав в сельской местности, составляли 1%, а в городах – 2%. Однако, при выборах в Государственную думу в 1914-1917 годах избирательным правом обладали только 15% всего населения страны.

    В новой избирательной системе СССР отражался ее классовый и интернациональный характер, который наделял трудящихся всей страны правом избирать и быть избранными в Советы всех уровней. Возрастной ценз уменьшился до 18 лет.

    Особенности довоенной избирательной системы в СССР

    Избирательная система СССР 1918-1936 года опиралась на опыт построения избирательной системы еще Российской империи. По форме являясь почти точной копией выборов в Государственную Думу, она имело принципиальные отличия. Главной особенностью избирательной системы СССР являлся порядок формирования избираемых органов власти. Общей в них была лишь система многоступенчатых выборов.

    Выборы в СССР для крестьян были четырехступенчатые, тогда как для городского пролетариата - трехступенчатые. Использовалась пропорциональная система распределения голосов. Нижним звеном всей системы были сельсоветы, которые формировались непосредственно населением. Уже из их состава избирались представители в волостные Советы. На каждые 10 членов Совета выбирался один депутат, а в районные (уездные) - Советы один депутат на 1000 жителей, но не более 300 депутатов на весь уезд.

    Следующим этапом являлись окружные, или губернские Советы, которые формировались из представителей волостных и городских съездов Советов. Избирались из расчета: 1 депутат на 5 тыс. городских или 25 тыс. сельских избирателей, но не больше 500 депутатов на всю область. Высшим проявлением избирательной власти были выборы в Всероссийский съезд Советов. Он состоял из представителей губернских (из расчета 1 депутат на 125 тыс. жителей) и городских (из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей) Советов.

    В советской избирательной системе всеобщность избирательного права исключала всякие эксплуататорские элементы. Сложности в получении равного положения среди неоднородного населения страны часто приводили к новым конфликтам. Приходилось заменять прямое представительство (в центральных, региональных и местных органах власти) на представительства трудовых коммун, городских и сельских.

    Замечание 3

    Проблемы с контрреволюционными и вредительскими элементами привели к отмене тайны голосования.

    Особенно ярко были выражены противостояния, которые проявились на селе. Пользуясь малограмотностью крестьян и мягкостью судебной системы, вредительские элементы захватывали власть, а после саботировали проводимые в государстве реформы, и только пролетариат, как прогрессивный класс, смог в кратчайшие сроки вернуть страну к нормальной жизни.

    В последующие после войны годы в СССР использовались разные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

    избирательный право государственный политический

    Развитие российского избирательного права шло по мере принятий Конституций, в истории нашего государства их было пять: это Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

    Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

    Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года.

    Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого являлся имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, - не было и избирательных прав.

    Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему. Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    В июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]: учебник. - М.: МарТ, 2008. - 224 с. . Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название - Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

    Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

    Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Ст.64 Конституции РСФСР 1918 года. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

    Конституция конкретизирует понятие “трудящийся”, давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

    Итак, Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой Советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией социалистического государства. Характер Конституции как закона эпохи диктатуры пролетариата проявляется в особенностях закрепленной в ней демократии - демократии для большинства и против меньшинства, в объеме демократических прав и свобод, в особенностях обязанностей советских граждан. Он проявляется также в специфике конструкции государственного механизма, в избирательном праве.

    Конституция РСФСР 1918 г. действовала недолго - всего семь лет. В 1925 г. она была заменена новым Основным Законом Российской Федерации, а годом ранее, в 1924 г. была принята первая Конституция СССР.

    Избирательное право в Конституции СССР 1924 года.

    Объединение в 1924 году РСФСР с другими советскими республиками (создание Советского Союза) привело к изменению государственного устройства.

    Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. -- конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.

    Вместе с тем произошло изменение инструктивных актов о лишении избирательных прав в сторону уточнения или введения новых социальных категорий, подпадающих под данную меру наказания, было теснейшим образом связано с политической ситуацией в стране, с поиском и нейтрализацией очередных врагов Советской власти. В 1927 году в РСФСР было более 2 млн. лишенных избирательных правАстафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999. . Лишение избирательных прав кормильца автоматически причисляло к лишенцам всех материально зависимых от него членов семьи.

    Лишенец не мог избирать и быть избранным в руководящие государственные и партийные органы, общественные организации. Лица, лишенные избирательных прав, не имели возможности занять любую должность, а также учиться в средних специальных или высших учебных заведениях.

    Избирательное право в Конституции СССР 1936 года.

    В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам. Конституция 1936 года законодательно закрепила победу социалистических общественных отношений.

    Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу -- социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности -- государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

    В главе X закреплялись основные права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право граждан СССР на объединения в общественные организации: профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.

    Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Впервые был утвержден принцип "один человек -- один голос" (не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав). Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

    В 1936 году избирательные права были предоставлены всем лишенцам. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

    Таким образом, Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года, законодательно установила всеобщность выборов для всех граждан страны, достигших 18 лет, независимо от их социальных различий, в том числе имущественного положения и прошлой деятельности.

    Избирательное право в Конституции СССР 1977 года.

    Следующая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. Закрепляя однопартийную политическую систему, она вошла в историю как «конституция развитого социализма».

    Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти «всему рабочему населению страны» Cт. 10 Конституции РСФСР 1918 года. , «трудящимся города и деревни» Ст.3 Конституции СССР 1936 года. . Конституция 1977 г. впервые записала, что «вся власть в СССР принадлежит народу» Ст.2 Конституции СССР 1977 года. . Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы, но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов.

    Конституция сказала о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Также было отменено такое наказание, как лишение избирательных прав.

    Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.

    Избирательное право в Конституции РФ 1993 года.

    Этот раздел следует начать с того, что Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, и вступившая в действие 25 декабря того же года, отпраздновала в 2013 году свое двадцатилетие.

    Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

    Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то, что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

    Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

    Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

    Структура Конституции Российской Федерации состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

    В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста:

    С 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета;

    С 21 года- депутатом Государственной Думы;

    С 35 лет- Президентом страны.

    Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным:

    Лица, признанные судом недееспособными;

    Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». . При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).

    При выборах Совета Федерации первого созыва образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.

    Следующим принципиальным моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

    Таким образом, в советский период была проделана большая работа по созданию научной базы для анализа механизма формирования выборных органов государственной власти.

    Для становления демократической избирательной системы необходимо не только совершенствование избирательного законодательства, но и конституционное закрепление основных принципов избирательного права: принципа равных выборов, принципа альтернативности, принципа независимости избирательных комиссий. Эти важнейшие принципы должны составлять основу постоянно совершенствующегося избирательного законодательства.

    Амнистия и помилование

    В советское время амнистия практиковалась широко - акты об амнистии, снижающие уровень уголовных репрессий, оказались неотъемлемой составной частью внутренней политики...

    Бандитизм. Понятие, состав и виды данного преступления

    Рассмотрим вопросы эволюции норм о бандитизме в российском законодательстве. Следует отметить, что их основой является понятие «шайки», которое встречается в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст. 923-926 Раздела V)...

    Государственная служба в Российской Федерации, ее виды

    После Октябрьской революции сложившийся институт русской государственной службы был практически уничтожен. Одним из первых актов советской власти был Декрет "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 11 ноября 1917 г...

    Дактилоскопия: история и перспективы развития

    Дальнейшее становление дактилоскопии, как направления криминалистической техники и метода регистрации преступников, можно разделить на пять периодов по двадцать лет...

    История развития криминалистики в советский и послесоветский период

    1.1 Формирование частных криминалистических теорий в советский период (1917 - 50-е гг.) Совершенствование криминалистики как науки в первые годы советской власти серьезно затормозилось. Такие ведущие отечественные криминалисты, как В.И. Лебедев, С.Н...

    Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

    Уголовный кодекс Советских Республик 1922 года. УК СР 1922 года посвящает вопросу половой свободы и половой неприкосновенности граждан 7 статей. Значительно суживая круг половых преступлений в сравнении со старым западноевропейским правом...

    Годы гражданской войны (1917-1920 гг.). После победы Петроградского вооруженного восстания на II Всероссийском съезде Советов (25 октября 1917 г. в Петрограде) было зафиксировано взятие власти съездом и переход власти к Советам на местах...

    Прокуратура после распада СССР

    После Октябрьской революции 1917 г. прокуратура была упразднена. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. по этому поводу отмечалось: "Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора...

    Пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел

    В первых нормативных актах, изданных после октябрьского переворота...

    Российский опыт становления местного самоуправления

    После Октябрьской революции 1917 г. в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти. Это, естественно...

    Сущность коллективной формы отбывания наказания в Российской Федерации

    Послереволюционный период для системы исполнения наказаний в России начинается как совершенно новый этап в своем развитии, государство активно берет систему под свой контроль, и начинаются масштабные реформы тюремной системы. 6 января 1918 г...

    Уголовная ответственность за государственную измену

    Молодая Советская республика начала с создания государственных органов, основная задача которых была формально - разработать руководящие документы, регламентирующие различные аспекты организации защиты государственной тайны...

    законом возраста, без каких-либо ограничений избирательными цензами.

    Всеобщность выборов - один из основных принципов избирательного права, определяющий условия избирательных прав граждан и степень демократизма данного общества, носит ярко выраженный классовый характер. Содержание Всеобщее избирательное право различно в условиях социалистического и буржуазного общества. В СССР Всеобщее избирательное право означает, что, согласно Конституции СССР (ст. 135), все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах во все представительные органы государственной власти, что женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами, что граждане, состоящие в рядах вооружённых сил, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

    Правом быть избранными депутатами Верховного Совета СССР обладают граждане, достигшие 23 лет; депутатами Верховного Совета союзной или автономной республики - граждане, достигшие 21 года; депутатами местных Советов - граждане, достигшие 18 лет. Не имеют избирательных прав лишь лица, в установленном законом порядке признанные умалишёнными. До принятия Конституции СССР 1936 избирательных прав лишались представители эксплуататорских классов. Это временное ограничение было вызвано ожесточённой классовой борьбой.

    Всеобщность выборов - важная и действенная форма участия советских граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Соблюдение этого принципа гарантируется политическими (власть трудящихся) и экономическими (социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства) основами советского общества и обеспечивается порядком составления списков избирателей, организации избирательных участков, назначением выборов на нерабочий день, возможностью голосования для граждан, находящихся вне своего постоянного места жительства (в поездах дальнего следования, пароходах, больницах), отсутствием каких-либо избирательных взносов, залогов и т.д.

    Советское законодательство закрепляет организационно-правовые формы участия граждан в проведении самих выборов, контроля за их ходом со стороны общественности, а также устанавливает уголовную ответственность тех, кто путём насилия, обмана, угрозы или подкупа препятствует советским гражданам в осуществлении их права избирать и быть избранным.

    В. В. Кравченко.

    Статья про слово "Всеобщее избирательное право " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 6498 раз

    Операция проведения выборов при советской власти отличительна тем, что конституционно-правовое становление и ступенчатое развитие советского государства, а с ним развитие и становление избирательной системы советского вида происходили согласно с партийной коммунистической идеологией. До середины 30-х годов советская избирательная система носила ясно воплощенный сословный нрав. По мере достижения программных задач большевиков и реформации социальных взаимоотношений правительство, а с ним и избирательная система на вид делались демократичнее, стал легче и шире доступ в органы представительной и исполнительной власти. Впрочем, от партийно-классового расклада избирательная система во время советской власти так и не стала свободной.

    Конституция РСФСР 1918 года предполагала проведение не прямых (как это было написано в Положении о выборах в Учредительное собрание), а многостепенных выборов и вовсе не гарантировала тайного голосования. Так же, выборы не были всеобщими, т.к. существовал так называемый «трудовой ценз».

    Высший орган власти РСФСР - Всероссийский съезд Советов - формировался из представителей городских Советов из расчета и представителей губернских съездов Советов.

    Подробный порядок проведения выборов, а также основания для отзыва депутатов определялись местными Советами в соответствии с инструкциями ВЦИКа. Выборы депутатов проводились на избирательных собраниях, на которых могли присутствовать только лица, пользующиеся избирательным правом. Избирательные собрания определяли порядок голосования по спискам или по отдельным кандидатурам.

    На XII Всероссийском съезде Советов, в мае 1925 года, были подтверждены изменения Конституции. Выборы по-прежнему оставались никак не всеобщими, никак не полностью равными и многостепенными, тайна голосования никак не гарантировалась. Распорядок проведения выборов обязан был предопределять ВЦИК либо его Президиум. На самом деле данный распорядок нередко ставил Президиум ЦИК СССР, который, воспользовавшись правом верховного законодательного, исполнительного и распорядительного органа власти СССР, временами издавал нормативные правовые акты (в основном - инструкции) по вопросам выборов. В них написан распорядок образования избирательных комиссий и устанавливались их возможности, временами уточнялись группы лиц, лишенных избирательных прав, определялся распорядок составления списков таковых лиц, рассмотрения претензий людей, проведения избирательных собраний, вводились причины, при каких «выборы откладываются», то есть, выражаясь современным языком, признаются несостоявшимися либо недействительными и так дальше. ВЦИК РСФСР, как правило, дублировал акты Президиума ЦИК СССР. Для проведения выборов в сельские и городские Советы, волостные (районные), уездные (окружные) и губернские (областные) съезды Советов раз в год образовывались надлежащие избирательные комиссии. Вопрос о закрытом либо раскрытом голосовании первоначально определялся губернскими (областными) избирательными комиссиями, однако скоро в инструкциях Президиума ЦИКа СССР было закреплено, что выборы производятся открытым голосованием. Избранными в члены Советов числились лица, получившие простое большинство голосов.

    Конституция СССР 1936 года. Она имела главу «Избирательная система», которая отличалась от ранее действовавших конституций впервые за время существования советской власти устанавливала, что выборы депутатов рабочих ведутся на базе всеобщего равного и прямого избирательного права при скрытом голосовании. Любой гражданин имел право одного голоса и участвовал в выборах в Советы всех уровней непосредственно.

    Конституция РСФСР 1937 года. Особенное значение к подготовке выборов и развитию нормативной правовой основы свежего избирательного порядка обладало Положение о выборах в Верховный Совет СССР, подтвержденное распоряжением ЦИК СССР от 9 июля 1937 года. Положение устанавливало устройство составления списков избирателей, создания избирательных округов сообразно выборам в Совет Союза и Совет Национальностей, избирательных отделов, характеризовало систему и устройство образования избирательных комиссий всех уровней, включало операции выдвижения претендентов в депутаты, голосования и подсчета голосов, включало распорядок установления итогов выборов и остальные правовые нормы. В соответствии с указанным Положением Президиум Верховного Совета СССР определял дату выборов в Верховный Совет СССР и организовывал избирательные округа. С каждого избирательного округа избирался 1 делегат. Выбранным являлся кандидат, заполучивший безусловное большинство голосов избирателей в округе. Таким образом, на основании Конституции СССР Положение вводило мажоритарную избирательную организацию полного большинства с одномандатными избирательными округами.

    Конституция СССР 1977 года никак не привнесла базисных изменений в организацию Советов. В главе «Избирательная система» новейшей Конституции (сообразно схожести Конституции СССР 1936 года) устанавливалось, что избрание депутатов в Советы всенародных депутатов ведутся по базе общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Все граждане Советского союза, достигшие 18 лет, обладают возможностью выбирать и быть выбранными, за исключением персон, общепризнанных в определенном законодательством распорядке сумасшедшими. Возрастной ценз для избранников Верховного Совета СССР был снижен с 23 до 21 года.

    Конституция СССР использовала институт наказов избирателей (избирательный округ давал наказы своим депутатам) либо другими словами, так именуемый императивный мандат. Делегат обязан был отчитываться о своей деятельности и деятельности Совета перед избирателями, и ещё перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты. Делегат, никак не оправдавший доверия избирателей, мог быть отозван в любой момент, согласно решению основной массы избирателей в определенном законодательством распорядке.

    Новая поправка Главного Закона уточнила группы людей, которые никак не имели возможность принять участие в выборах. К ним стали приписывать психически нездоровых людей, признанных судом недееспособными, персон, содержащихся по приговору суда в местах лишения воли. В голосовании никак не могли принимать участия еще лица, в отношении которых в распорядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

    Распорядок проведения выборов всенародных избранников Советского союза регламентировался Законом СССР от 1 декабря 1988 года «О выборах народных депутатов СССР». Избрание назначалось Верховным Советом СССР.

    Избрание в 1990-1991 годах в соответствии с Конституцией РСФСР. В данный период в Конституцию РСФСР было занесено немало изменений, затрагивающих государственно-правового статуса Российской Федерации в составе СССР, национально-государственного устройства России, порядка, принципов образования и деятельности организаций государственной власти, избирательного порядка и остального.

    Концепция представительных органов государственной власти в Российской Федерации в данный момент включала в себя Съезд народных депутатов Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации, съезды народных депутатов, верховные советы республик в составе России, краевые, областные советы всенародных избранников, советы народных избранников автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Местные советы народных избранников - районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские - стали входить в устройство местного самоуправления.

    Подводя итоги, мы можем заметить, что согласно своей сути выборы при советской власти по конец 80-х лет считались приспособлением хранения и закрепления монополии коммунистической партии на власть в стране, несмотря на постепенную демократизацию государственной и общественной жизни, развитие круга адептов народа, привлекаемого для управления процессами державы.

    В конце 80-х-начале 90-х годов с ликвидацией монополии коммунистической партии на власть советская избирательная организация подверглась суровым переменам. В Российской Федерации открылись положения для свободного участия в избрании представителей других политических партий и движений, а еще всех людей, самостоятельно от их политического приспособления и политических взглядов. Непосредственно в этот момент на конституциональном уровне был заложен ряд баз и принципов, которые в будущем были необходимы и закреплены в российской избирательной организации постсоветского времени: вольное вынесение и обсуждение вопроса кандидатур, осуществление предвыборной агитации, введение в избирательный бюллетень безмерного числа кандидатов, проведение выборов согласно одномандатным и многомандатным избирательным округам, публичность и открытость подведения итогов голосования.