Войти
Образовательный портал. Образование
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Что такое грамматическая основа как она выделяется. Грамматическая основа предложения

    Что такое грамматическая основа как она выделяется. Грамматическая основа предложения

    Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое

    Грамматическая основа предложения

    ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА - это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дуб , который в летний зной дарилтишину и прохладу. Ядро предложения: рос дуб, который дарил

    Трудности при определении подлежащего

    Чтобы правильно выделить подлежащее , надо помнить о том, что

    • подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет . (в этом предложении подлежащим является цвет . так как он совершает действие);
    • в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;
    • словом с количественным значением именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:
    • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже ИЗ слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;
    • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже С слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;
    • подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.

    Чтобы правильно выделить сказуемое , надо помнить о том, что

    • сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;
    • сказуемое может быть простым или составным;

    Трудности при определении сказуемого

    Простое глагольное сказуемое

    Может быть выражено:

    • глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую .Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй . Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала . Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;
    • фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);
    • глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.

    Составное глагольное сказуемое

    Может быть выражено:

    • вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);
    • вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен.Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;
    • вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать . Родственники рассчитывали приехать в гости;
    • кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;
    • словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться .

    Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?

    • необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. (В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово "начнут" , так как оно не называет главного действия, которое выполняют "они". Когда Андрей закончит работу, Игорь тольконачнет . В данном предложении глаголы "закончит" и "начнет" приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;
    • если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили , а слово "написать" является дополнением (попросили о чем? написать);
    • если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);
    • если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: Охота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).

    Составное именное сказуемое

    Может быть выражено:

    • глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;
    • глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным . Солнце казалось красным .
    • глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.

    Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?

    Сравните предложения: Аня казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой , а во втором примере глагол "казалась" получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым . Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).

    Вот теперь Вы знаете тот объем теоретического материала, который необходим для того, чтобы выполнить задание 8 ОГЭ по русскому языку!

    Найдите в каждом предложении грамматическую основу:

    1. Это многое в тебе объясняет.
    2. Теперь она не будет ни спать, ни есть.
    3. Почему-то раньше всё было просто.
    4. Я целую чистые, святые руки твои!
    5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
    6. И моя работа делает меня молодым и счастливым.
    7. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.
    8. Круглые электрические часы с освещённым изнутри циферблатом показывали без четверти одиннадцать.
    9. Какой приказ отдаст он своему воину?
    10. Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые.
    11. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.
    12. Или была им недовольна?
    13. Кларнет - её любимейший инструмент!
    14. С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.
    15. Как же ты можешь подсказывать на уроке?
    16. И положил на её ладонь маленькую золотую медаль.
    17. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей.
    18. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.
    19. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр?
    20. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы.

    Образованного человека отличает, прежде всего, его умение грамотно излагать свои мысли как в устной форме, так и на бумаге. Для того чтобы соблюдать правила пунктуации, необходимо знать всё о главных членах предложения.

    Грамматическая основа предложения (она же предикативная) состоит из главных членов предложения, которыми являются подлежащее и сказуемое . Обычно подлежащее выписывают и выделяют одной чертой, а сказуемое - двумя.

    Статья отвечает на самые важные вопросы:

    1. Как найти грамматическую основу предложения?
    2. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
    3. Из чего состоит грамматическая основа?

    Подлежащим является слово, указывающее на тот предмет, к которому относится сказуемое. Например: Солнце вышло из-за гор. Солнце - подлежащее, выраженное именем существительным. Самые разнообразные части речи могут выступать в роли подлежащего.

    Подлежащее может быть выражено не только одиночными словами, но и словосочетаниями.

    • Сочетание имени существительного в именительном падеже с именем существительным в творительном падеже. Например: Катя с Ариной любят заниматься фигурным катанием.
    • Местоимением, а также именем числительным и именем прилагательным в превосходной степени. Например: Самые смелые вышли вперёд.
    • Местоимением или именем существительным в именительном падеже в сочетании с причастием или прилагательным. Например: Кто-то нехороший разорвал её альбом с рисунками.
    • Сочетанием имени числительного в именительном падеже и имени существительного, употреблённого в родительном падеже. Например: Семеро ребят вышли во двор.

    Интересно, что подлежащим может являться даже фразеологизм .

    Сказуемое

    Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на такие вопросы, как «что делает предмет?», «что с ним происходит?», «каков он?». Сказуемое в предложении может быть выражено посредством нескольких частей речи:

    Составные сказуемые

    Сказуемое часто состоит из нескольких слов. Такие сказуемые называются составными. Составные сказуемые могут быть глагольными или же именными.

    Составные глагольные сказуемые выражаются следующими способами:

    Составное именное сказуемое может состоять из:

    • Глагола-связки быть и краткого прилагательного. Например: Сегодня Маргарита была особенно красива .
    • Глаголы становиться, являться, считаться и другие полузнаменательные глаголы в сочетании с именем существительным. Он наконец-то стал врачом !
    • Глаголы имеющие значения состояния предмета. Марина работает учителем .
    • Глагол в сочетании с прилагательным в разных формах. Его собака была красивее других.

    В двусоставном предложении присутствуют оба главных члена. Однако бывают и такие предложения, в которых употреблён лишь один главный член. Называются они односоставными.

    Подлежащим в односоставных предложениях чаще всего является имя существительное в именительном падеже.

    Оно может быть выражено посредством глагола в разных его формах.

    В односоставном определённо-личном предложении сказуемое выражается глаголом в первом/втором лице, единственном/множественном числе и настоящем/будущем времени в изъявительном наклонении или же глаголом в повелительном наклонении. Сегодня иду гулять. Не прикасайся к грязной собаке!

    В односоставном неопределённо-личном сказуемым является глагол в третьем лице и множественном числе, настоящем, будущем или же прошедшем времени в изъявительном наклонении. Также сказуемое может быть выражено глаголом в повелительном или условном наклонении. В дверь стучат! Пусть позвонит тёте Даше. Если бы мне сообщили раньше, то я бы не опоздала.

    В обобщённо-личном предложении сказуемое выражается либо глаголом во втором лице единственном или множественном числе, либо глаголом в третьем лице и множественном числе. Таким образом сейчас разговаривают с посетителями.

    В односоставном безличном сказуемым является глагол в форме третьего лица единственного числа и настоящего или будущего времени. Также сказуемым может быть глагол среднего рода в прошедшем времени или условном наклонении. Меня мутит. Темнело.

    Важно помнить, что количество грамматических основ в предложении не ограничено. Как определить грамматическую основу сложного предложения? Грамматическую основу сложного предложения определить так же легко, как и основу простого предложения. Разница лишь в их количестве.

    Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

    Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

    Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

    Определяем, сколько основ в предложении:

    А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

    Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

    Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

    1. Все понятно нам, мастерам.
    2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
    3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
    4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
    5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
    6. Вечер. Лес. Дальний путь.
    7. Наш город украшает замечательный парк.
    8. Стремящийся к победе обязательно победит.

    Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

    Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

    Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

    Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

    1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

    Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

    Раньше всех берег увидел капитан.

    Перед платья украшали цветы.

    Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

    2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

    Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

    Ученица была красивой .

    На улице свежо и ветрено .

    Малышам не сиделось на месте.

    Замечательная игра догонялки !

    3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

    Зеленый город (односоставное назывное предложение).

    Город зеленый (двусоставное предложение).

    Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

    Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

    Мне холод но .

    Ему не спится.

    Мне хочется улыбн уться .

    Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

    Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

    Удачи в изучении русского языка!

    Ответы к заданию.

    Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

    1. Все понятно .
    2. Послышалось «ку-ку» !
    3. Хозяин мил , гостеприимен .
    4. Каждый норовит влезть .
    5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
    6. Вечер . Лес . Дальний путь .
    7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

    Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
    Первый урок – бесплатно!

    www.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что? ).

    Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

    а) подлежащее - это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

    б) основная форма выражения подлежащего - именительный падеж (вопрос кто? что? ).

    Обратите внимание!

    На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например - книга ): именительный падеж - книга ; винительный падеж - книгу .

    Ср.: На столе лежит карандаш (книга ) - именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу ) - винительный падеж.

    Сравним два предложения:

    1. Я не спал ; 2. Мне не спалось.

    По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал ) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я ), во втором предложении (Мне не спалось ) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне - дательный падеж).

    Способы выражения подлежащего

    А) Подлежащее - одно слово:

    Форма Примеры
    1. Имя
    1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
    1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
    1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
    1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
    1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
    2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) - это прекрасно.
    Жить (что?) - родине служить.
    3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
    3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
    3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
    3.3. Союз «А» (что?) - противительный союз.
    3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
    3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
    4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) - форма дательного падежа существительного.
    «Читаю» (что?) - форма 1-го лица глагола настоящего времени .
    «Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) - было его девизом.

    Б) Подлежащее - цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

    Форма Значение Примеры
    1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.
    Несколько стульев стояло у стены.
    Часть стульев стояла у стены.
    Много стульев стояло у стены.
    2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
    Каждый из нас поедет в столицу.
    Многие из нас поедут в столицу.
    3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом - во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
    Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать .
    4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября . .
    5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
    Белые мухи
    (снежинки) кружили в небе.
    Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
    .
    6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике. .

    Обратите внимание!

    1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.

    2) Именительный падеж - единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

    Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

    План разбора подлежащего

    Указать способ выражения подлежащего:

    1. Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
    2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

    Образец разбора

    Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

    Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

    Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

    Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество ) стоит в форме именительного падежа.

    В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

    Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

    Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

    Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

    Прошло около часа (Паустовский).

    Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.