Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Какое местоимение является. Личные местоимения

    Какое местоимение является. Личные местоимения

    Местоиме́ние - самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, имени числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них (на их отношение к иным предметам, явлениям и т. д.).

    Одним из важных и дискуссионных вопросов является вопрос о выделении местоимений в особую часть речи. В истории изучения прономинативов (местоимений) четко прослеживаются две противоположные точки зрения: одни ученые считают местоимения особой частью речи (М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, А. Н. Гвоздев), другие отказывают им в самостоятельности и распределяют по знаменательным частям речи (А. А. Потебня, А. М. Пешковский, В. Н. Мигирин). Академик В. В. Виноградов относит к местоимениям лишь предметно-личные и производные от них прономинативы. Противоречиво и неполно представлены, по мнению Е. Н. Сидоренко, местоимения в одном из фундаментальных трудов последних лет – "Русской грамматике". Отказывая прономинативам в статусе части речи, авторы грамматики в то же время выделяют в самостоятельный класс слов "местоимения-существительные" и располагают их среди знаменательных частей речи в одном ряду с именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, наречиями. Единственной мотивировкой такого распределения является несовпадение категорий рода, числа и падежа у имен существительных и соответствующих прономинативов.

    Некоторые лингвисты, считая местоимения отдельной частью речи, в дальнейшем, противореча себе, распределяют их по знаменательным частям речи. Так, А. А. Шахматов, определяя местоимения как самостоятельную часть речи, в дальнейшем делит их на местоимения-существительные и местоимения-прилагательные.

    Учитывая очевидную грамматическую неоднородность местоимений, Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и многие другие ученые пришли к выводу, что местоимения вообще не составляют особой части речи и распределяются по другим частям речи – имени существительному, имени прилагательному и имени числительному. В свою очередь, А. А. Шахматов, Л. А. Булаховский, А. Н. Гвоздев и др. продолжали относить все слова с дейктической, анафорической и кванторной семантическими функциями (кроме, естественно, местоименных наречий, глаголов и др.) к одной части речи – местоимению.

    Представляет интерес строго обоснованная в научном плане точка зрения В. В. Виноградова. Виноградов утверждал, что в русском языке существует особая часть речи – местоимение, но к ней относятся далеко не все слова с местоименным значением, а лишь местоименные существительные (по терминологии Виноградова – предметно-личные местоимения).

    В русском языке семантические разряды местоимений представлены следующим образом: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, взаимные и неопределённые.

    Разряд местоимений

    Примеры

    Личные (указывают на лицо, о котором идёт речь)

    Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.

    Возвратное (передаёт значение направленности действия на субъект действия)

    Себя. Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется.

    Притяжательные (указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов)

    Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их.

    Относительные (используются для присоединения придаточного предложения к главному)

    Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

    Неопределённые

    Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо.

    Отрицательные

    Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

    Вопросительные (употребляются в вопросительных предложениях)

    Кто, что, какой, каков, каковой (устар.), который, чей, сколько.

    Указательные

    Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.).

    Определительные

    Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий.

    Разряды местоимений по соотнесенности:

    местоимения, соотносимые с существительными (обобщённо-предметные): я, мы, ты, вы, он (она, оно), они, оне, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие;

    В академической грамматике часть местоимений иногда выделяют в особую часть речи - местоименное существительное, в которую включаются местоимения разных указанных выше классов по признаку общих с именем существительным синтаксических и морфологических характеристик (например: все личные, возвратные, часть вопросительных - кто, что, отрицательных - никто, ничто, неопределённо-личных - некто, нечто и др.). Местоимения этого типа изменяются по падежам и часто по числам (кроме, например, «некто» и «нечто»)

    местоимения, соотносимые с прилагательными (обобщённо-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, все, всякий, каждый и другие;

    местоимения, соотносимые с числительными (обобщённо-количественные): столько, сколько.

    местоимения, соотносимые с наречиями (местоименные наречия): там, куда.

    Вопрос 18. Синтаксис. Единицы синтаксиса. Вопрос о сложном синтаксическом целом. Синтаксическое значение и средства его выражения. Словосочетание. Классификация словосочетаний по морфологической природе главного компонента, по синтаксическому значению и по типу подчинительной связи.

    Синтаксис (от др.-греч. σύνταξις - «построение, порядок, составление») - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

    Синтаксис включает в себя:

    Связь слов в словосочетаниях и предложениях;

    Рассмотрение видов синтаксической связи;

    Определение типов словосочетаний и предложений;

    Определение значения словосочетаний и предложений;

    Соединение простых предложений в сложные.

    Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

    В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

    Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

    Предложение - это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.

    Сложное синтаксическое целое , или сверхфразовое единство, - это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств. Отдельные предложения в составе сложных синтаксических целых объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальными синтаксическими средствами.

    Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видо-временных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений. Например, в сложном синтаксическом целом: Послышалось около третьего корпуса: «Жак... жак... жак...». Итак около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ночной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами (Ч.) - средствами организации предложений являются синонимический повтор (эти звуки), присоединительный союз и , наречие так , форма прошедшего времени глаголов.

    Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава . Между однородными предложениями в составе сложных синтаксических целых обнаруживается параллельная связь, между неоднородными - цепная.

    При параллельной связи содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных синтаксических целых - описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Например: Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (Пауст.).

    При цепной связи (наиболее распространенной) повторяются части предшествующего предложения в последующем или используются их указатели - местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее, и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Например: Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков (Пауст.).

    Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого. Например: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига (Пауст.). Между первыми двумя предложениями - параллельная связь, а далее предложения присоединяются по способу цепной связи.

    Словосочетание – это соединение двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и служащие для расчлененного обозначения сложного явления в действительности и выполняющие номинативную функцию.

    Отличие словосочетаний от предложения.

    1. Словосочетания выполняют номинативную функцию, а предложение коммуникативную.

    2. Словосочетание входит с состав предложения.

    3. Словосочетания формируется на основе подчинительн. связи.

    Отличие словосочетан. от слова.

    1. Слово воспроизводится, а словосочетание создаётся в процессе высказывания.

    2. В словосочетании каждое слово оформлено отдельно, в слове морфемы слиты воедино.

    Общее со словом номинативность.

    Отличие словосоч. от сочетания слов.

    Сочетание слов:

    1) Аналитические формы слова, т.е. знаменат+служебн. Пр.:а) более удобный, самый удачный; б) около леса, вседствие болезни; в) буду стараться, читал бы, пусть читает.

    2) местоимен. Пр.: мы все, она одна, мы сами;

    3) сказуем. в страдат. обороте (задания выполняются студентами)

    4) предикативн. сочетан., т.е. грамматич. основа 2-у составн. предложения. Пр.: горит восток зарею новой (значен. реальн. модальности)

    5) ряды однородн. членов предлож. (пр.: газеты и журналы)

    Минимальный состав словосочетания - два знаменательных слова.

    По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

    1. Глагольные . Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

    2 . Именные

    § Субстантивные (с существительным в роли главного слова) Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

    § Адъективные (с прилагательным в роли главного слова) Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

    § Количественные (с именем числительным в роли главного слова) Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

    § Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

    4. Наречные Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

    В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании :

    Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением. Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием.

    Управление - вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к Родине.

    Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, мальчик постарше.

    Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент - неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.

    Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

    Простые словосочетания , как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, седоволосый человек.

    Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний. Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

    Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

    синтаксически свободные . Примеры: высокий дом.

    синтаксически (или фразеологически) несвободные , образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена. Примеры: три сестры, анютины глазки.

    Вопрос 19. Предложение. Простое предложение. Формальная и семантическая структура ПП. Члены предложения. Подлежащее, его морфологическое выражение. Сказуемое, типы сказуемого. Второстепенные члены предложения, их типы. Актуальное членение предложения.

    Предложение - это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками - или многоточием.

    Наукой, изучающей предложение, является синтаксис. В истории русского языка было несколько попыток определить предложение, среди них стоит отметить попытки с точки зрения логики, психологии и грамматики. С точки зрения логики , Ф. И. Буслаев определил, что «суждение, выраженное словами, есть предложение». Д. Н. Овсянико-Куликовский, сторонник психологического подхода к определению предложения, дал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем „предицирования“ („сказуемости“)». Представитель формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов писал о предложении следующее: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

    Простое предложение – это предложения, обладающий наиболее полным набором дифференциальных признаков. Основной признак – наличие двух главных членов – подлежащего и сказуемого, которые обозначают предмет речи (субъект, носитель предикативного признака) и его предикативный признак (действие, состояние). Дифференциальные признаки простого предложения рассматриваются в трех основных аспектах: структурном, семантическом и коммуникативном.

    Структурный аспект

    Характер членимости/нечленимости предложения;

    Способ выражения предикативной основы;

    Распространенность/нераспространенность;

    Полнота состава (наличие структурно обязательных главных членов);

    Наличие осложнения предложения.

    Семантический аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

    Функция (цель высказывания) - повествовательные, вопросительные, побудительные;

    Эмоциональная характеристика (восклицательное, нейтральное);

    Характер предикативных отношений (утвердительное/отрицательное).

    Коммуникативный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

    Актуальное (тема-рематическое) членение;

    Информативный центр и способ его актуализации (см. Уч. пособие под ред Е.И. Дибровой, с. 57).

    Члены предложения – грамматически значимые части, на которые подразделяется предложение при синтаксическом анализе; могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний, т.е. групп синтаксически связанных слов. Члены предложения выделяются не по признакам их внутренней структуры, а на основе той функции, которую они выполняют в составе более крупных синтаксических единиц. В предложении обычно выделяется группа подлежащего и группа сказуемого, связанные между собой предикативным отношением. Подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения; в их составе выделяются и другие члены, называемые второстепенными: определения, дополнения, обстоятельства.

    Подлежащее - главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой. Подлежащее и все второстепенные члены предложения, относящиеся к подлежащему, образуют состав подлежащего. Чаще всего подлежащее выражается именительным падежом имени существительного: Паром подошёл к причалу .

    Кроме этого, подлежащее может выражаться :

    Личными местоимениями: Он посмотрел направо, затем налево .

    Вопросительными местоимениями: Кто не успел, тот опоздал

    Относительными местоимениями: Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу

    Неопределенными местоимениями: Жил некто человек безродный, одинокий

    Отрицательными местоимениями: Никто этого не знает

    Числительным: Семеро одного не ждут

    Неопределенной формой глагола (независимый инфинитив): Ходить ночью по горам опасно

    Именем собственным: Иван - слесарь

    Подлежащее может выражаться лексически или синтаксически неразложимым словосочетанием:

    Составные географические наименования: Северный Ледовитый океан

    Название учреждений: Министерство образования

    Устойчивые словосочетания: железная дорога, сельское хозяйство

    Крылатые слова: сизифов труд, филькина грамота

    Существительное, выражающее количество, + существительное в родительном падеже: множество народа, ряд лиц, часть приезжих

    Числительное или местоимение сколько, несколько, столько + существительное в родительном падеже: две березы, несколько зданий, много птиц. Если обозначается приблизительное количество с использованием слов больше, меньше, около и т. п., подлежащее выражается словосочетанием без именительного падежа: свыше шестисот голов, около семи человек

    Прилагательное, числительное или местоимение в именительном падеже + из + существительное или местоимение в родительном падеже: лучший из учеников

    Неопределённое местоимение + имя прилагательное: что-то родное, нечто загадочное

    Существительное (или личное местоимение) в именительном падеже + с + существительное в творительном падеже

    Предикативные конструкции. «Поздравляю. Хочу тебя видеть. Может быть, осенью приеду» не вызвало в нём никакой радости

    Сказуемое - главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но часто сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями). При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

    Сказуемое бывает глагольное и именное . Как то, так и другое может быть простым и составное . Кроме того, выделяется особый тип сказуемого - сложное (трехчленное, многочленное).

    Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении: Ветер колышет траву. Солнце скрылось за облаком. Я пойду в лес. Он поехал бы в город. Ты мне напиши письмо сразу же! В тени долго слышался шёпот.

    Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: связки и глагольной или именной части.

    Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и неопределённой формы глагола. Отвечает на вопросы что делает? что делать? что делал? Связочная часть может быть:

    Фазисным глаголом (начать, продолжать, стать, бросить);

    Модальным словом (хочет, готов, вынужден, может, не в состоянии). Примеры: Он хочет поступить в институт. Я долго не мог с ними встретиться . Ты должен учиться . Я был не в состоянии думать об этом.

    Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из именной части и глагола-связки. Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , менее употребляемы, но возможны и другие глаголы-связки. Связка в предложении может быть опущена.

    Именная часть составляется по-разному:

    Именем прилагательным: погода была хорошая;

    Именем существительным: книга - верный друг ;

    Сравнительной степенью имени прилагательного: у него характер твёрже стали;

    Кратким оборотом страдательного причастия: трава скошена ;

    Кратким прилагательным: вечер тих ;

    Наречием: ошибка была налицо ;

    Именем числительным: дважды два - четыре ;

    Местоимением: эта тетрадь моя ;

    Синтаксически цельным словосочетанием: он сел в лужу ;

    Фразеологизмом: он был притчей во языцех .

    Второстепенные члены предложения – это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

    Определение (и приложение как разновидность определения),

    Дополнение,

    Обстоятельство.

    Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

    Виды определений:

    Согласованное (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.

    Несогласованное (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

    Приложение – это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза ). Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

    Названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;

    Прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо .

    Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Виды дополнений:

    Прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;

    Косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

    Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

    Виды обстоятельств:

    Обстоятельство времени (указывает на временные показатели совершаемого действия): прийти рано, работать с утра до вечера;

    Обстоятельство места (указывает на место действия или направление движения): проснуться в комнате, двигаться вперед;

    Обстоятельство меры и степени (обозначает меру пространства, времени, количества или степень качества): повторить трижды, весом шестьдесят три килограмма, пробежать триста метров:

    Обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия): смеяться громко, идти быстро;

    Обстоятельство причины (указывает на причину свершения действия): посинеть от холода, не прийти из-за болезни;

    Обстоятельство цели (указывает на цель действия): уехать отдыхать ;

    Обстоятельство условия (указывает на условие, которое должно быть выполнено для свершения действия): не поехать за город в случае снегопада;

    Обстоятельство уступки (указывает на условие, вопреки которому действие совершается): случиться вопреки прогнозам, поехать несмотря на предостережения.

    Актуальное членение предложения - используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

    Исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;

    Новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;

    Элементы перехода.

    Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

    Актуальное членение предложения исходит из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации - в противоположность формальному членению предложения на грамматические элементы. Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае - субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» - если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» - если услышали шаги. Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и другими средствами.

    Местоимение - это самостоятельная незнаменательная часть ре­чи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не

    называет их.

    Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

    Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам. Разряды местоимений по значению

    Выделяют 9 разрядов местоимений по значению: ,.,

    1 . Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

    1. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, назван­ному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

      Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притя­ жательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

      Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количест-

    во предметов.

      Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, дру­ гой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

      Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Во­ просительные местоимения указывают на лиц, предметы, признаки и количество и служат вопросительными словами в вопросительных

    предложениях.

      Относительные: те же, что и вопросительные, но использующие­ ся для связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

      Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. От­ рицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

      Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

    Разряды местоимений по грамматическим признакам

    По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с су­ществительными, прилагательными и числительными. Местоименные

    существительные указывают на лицо или предмет, местоименные при­лагательные - на признак предмета, местоименные числительные - на количество.

    К местоимениям-существительным относятся: все личные место­имения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и об­разованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, не­ кого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

    относятся все притяжательные, все определительные, указательные вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, не­ кий, какой-то и др.).

    К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

    В комплексе 2 к местоимениям относятся также местоимения-на­речия, то есть слова, которые указывают на признак действий (где, ко­ гда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды опре­делительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопроситель­ных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.

    С одной стороны, есть основание для такого объединения всех ме­стоименных слов: действительно, местоимение как часть речи не обла­дает грамматическим единством и выделено на основании своей отсы­лочной функции: местоименные слова не называют предметов, призна­ков, количеств, обстоятельств, а указывают на них, отсылая нас либо к внеязыковой действительности, речевой ситуации (местоимение я на­зывает того, кто в данный момент является говорящим, фраза Дай мне ту книгу может быть понята при указании рукой на определенную кни­гу), либо к предшествующему или последующему тексту (Вот стол. Он (=стол) деревянный. Человек, который (^человек) мне нужен, не при­ шел - отсылка к предшествующему контексту. Я хочу сказать о том, что не приду - отсылка к последующему контексту).

    С другой стороны, есть сложившаяся лингвистическая традиция от­носить к местоимению как части речи только те местоименные слова, которые употребляются «вместо имени», то есть вместо существитель­ного, прилагательного или числительного. Именно этот подход отражен в комплексах 1 и 2.

    Грамматические признаки местоимений-существительных

    К местоименным существительным относятся следующие ме­стоимения: личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, возвратное себя, вопро­сительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные

    и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то,1 кое-что, что-либо и др.). ,

    Эти местоимения обладают грамматическими признаками, сходны­ми с грамматическими признаками существительных, однако имеют и определенные отличия от знаменательных существительных. К ним можно задать вопросы кто? или что?, в предложении эти слова высту­пают преимущественно как подлежащие или дополнения.

    Рассмотрим морфологические признаки местоимений-существи­тельных.

    Личные местоимения имеют морфологический признак лица:

      лицо: я, мы,

      лицо: ты, вы, ;

      лицо: он, она, оно, они.

    Морфологический признак лица местоимений выражается внеслов-но - личными окончаниями глагола в настоящем или будущем време­ни изъявительного наклонения и формами повелительного наклонения глагола, то есть теми глагольными формами, которые имеют морфоло­гический признак лица:

      лицо: я ид-у, мы ид-ем, "

      лицо: ты ид-ешь, ид-и-0, вы ид-ете, ид-и-те, <,

      лицо: он, она, оно ид-ет, пусть идет, они.ид-ут, пусть идут.

    У остальных местоимений-существительных, а также у всех знаме­нательных существительных лицо определять не принято.

    У личных местоимений есть морфологический признак числа. Лич­ные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множе­ственного (мы, вы, они) числа. При перечислении личных местоимений все три комплекса приводят эти восемь слов, из чего можно сделать вывод, что каждое из восьми личных местоимений - самостоятельное слово. Однако в отношении трактовки признака числа в комплексах есть разногласия. В комплексе 1 ничего не сказано об изменении лич­ных местоимений по числам, однако в плане морфологического разбора местоимения число помещено в непостоянные признаки. В комплексе 2 сказано, что личные местоимения «бывают ед. и мн. числа». В комплек­се 3 указано, что местоимения 1 и 2 лица не изменяются по числам (то есть я и мы - разные слова), а местоимения 3 лица - изменяются (то есть он и они - это формы одного слова).

    В лингвистике обычно считается, что число - постоянный признак местоимений-существительных, то есть местоимения я и мы, ты и вы, он, она, оно и они - разные слова. Это связано с тем, что между слова­ми я и мы, ты и вы нет нормального для изменения по числу соотноше­ния «один предмет - множество предметов, каждый из которых назы-

    вается формой единственного числа», то есть нельзя сказать, что мы - это много я, поскольку мы - это я (говорящий) и еще кто-то.

    Таким образом, мы будем описывать личные местоимения как слова с постоянным признаком единственного или множественного числа.

    Местоимения-существительные имеют постоянный признак рода. Этот вопрос, как и вопрос о числе, в школьных учебниках освещен сла­бо. С одной стороны, как уже было сказано, в списке личных местоиме­ний приводится 8 слов, то есть слова он, она и оно считаются разными словами. С другой стороны, в комплексах 1 и 3 сказано, что местоиме­ния 3 лица изменяются по родам. О роде остальных личных местоиме­ний не сказано.

    Целесообразно исходить из следующих положений. Все личные ме­стоимения имеют постоянный признак рода, который, как и у знамена-I тельных существительных, выражается внесловно.

    Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел-и -я, ты пришл-а. Местоимение он мужского рода: он пришел-0. Местоимение она женского рода: она пришл-а. Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

    Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактери-| зованы по роду.

    Можно говорить об одушевленности личных местоимений, посколь-I ку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя - вижу тебя).

    Все личные местоимения изменяются по падежам, то есть скло­няются. Склоняются личные местоимения особым образом, причем формы их косвенных падежей образованы от другой основы (то есть супплетивно):

    Р. п. Д. п. В. п.

    меня

    тебя

    мне меня

    тебе

    тебя

    Т.п. П. п.

    мной / мною

    тобой/ тобою

    нами

    вами

    (обо) мне

    (°), тебе

    (о) нем

    (о) нем

    (о) ней

    (о) нас

    (о) вас

    (о) них

    В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавля-тся н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производ-~"". предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря и, согласно ему.

    Возвратное местоимение-существительное себя не имеет рода и числа. Уклоняется оно так же, как личное местоимение ты, за исключением того, то местоимение себя не имеет формы И. п.

    Вопросительно-относительные местоимения кто и что в школь­ных учебниках не охарактеризованы с точки зрения рода и числа, одна­ко можно отметить, что местоимение кто мужского рода единственного числа (кто пришел-0, но не *кто пришл-а или *кто пришл-и), а место­имение что - среднего рода единственного числа (что произошл-о).

    Склоняются эти местоимения следующим образом:

    кого

    чего

    кому

    чему

    кого

    (о) ком

    (о) чем

    Образованные от местоимений кто и что отрицательные и неоп­ределенные местоимения обладают теми же признаками, что и место­имения кто и что. Особенностью неопределенных местоимений некто и нечто является то, что некто имеет форму только И. п., а нечто - И. п. и В. п. Отрицательные местоимения некого и нечего, наоборот, не имеют формы И. п., а нечего - и В. п.

    Отрицательные и неопределенные местоимения с приставками не- и ни- при их употреблении с предлогами «пропускают» предлог внутрь себя: не у кого, ни с кем.

    Грамматические признаки местоимений-прилагательных

    К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их), все определительные (сам, са­ мый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк, всяческий), указа­тельные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относи­тельные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и не­определенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

    Местоимения-прилагательные обладают грамматическими признака­ми, сходными с признаками знаменательных прилагательных: они имеют непостоянные признаки рода, числа и падежа, в которых согласуются с существительным, к которому они относятся, склоняются местоимения-прилагательные по адъективному и смешанному склонению, в пред­ложении бывают определением или (редко) именной частью сказуемого.

    Отдельного упоминания заслуживают притяжательные местоимения его, ее и их. В отличие от слов мой, твой, наш, ваш местоимения его, ее и их неизменяемы (ср.: его дом, парта, окно; его дома, парты, окна). Неизменяемость является их постоянным признаком (о другой интер­ претации этих лексем см. далее, с. 354). }

    Местоимения-прилагательные каков и таков не изменяются по па­дежам и употребляются только в функции сказуемого.

    Грамматические признаки местоимений-числительных

    Местоимения-числительные немногочисленны. Это слова сколько, столько и образованные от них местоимения несколько, сколько-то, сколько-нибудь.

    Как и знаменательные числительные, эти слова не имеют морфоло­гических признаков рода и числа, изменяются по падежам и особым образом сочетаются с существительными: управляют Р. п. мн. числа существительного в И. п. и В. п. и согласуются с существительным в косвенных падежах. Склоняются эти слова одинаково:

    И. п.сколько

    Р. п. скольких

    Д. п. скольким

    В. п. сколько

    Т. п. сколькими

    П. п. скольких.

    Слово нисколько обычно относят не к местоимениям, а к наречиям, так как оно неизменяемо.

    Местоимение как часть речи имеет следующие особенности пред­ставления в учебных комплексах.

    Комплекс 1 выделяет описанные выше 9 разрядов местоимений по значению, причем личных - 6 (он, она и оно объявляются формами одного слова, а местоимение он соответственно изменяется по родам). О местоимениях кто и что сказано, что они «не изменяются по родам и числам», но не сказано, что они имеют постоянный признак рода и числа, что будет иметь соответствующие последствия при разборе этих лексем. Вообще, главным недостатком рассмотрения местоиме­ний в комплексе 1 является то, что местоимения в нем не соотнесены со знаменательными частями речи в их грамматических признаках, что влечет туманные формулировки типа «некоторые местоимения изменя­ются по родам и числам»; отсутствие четкого грамматического описа­ния местоимений очень затрудняет выработку умения правильного мор­фологического разбора слов этой части речи.

    Комплекс 2 имеет следующие особенности представления место­имения как части речи. Во-первых, как уже было сказано, комплекс 2 включает в число местоимений также и местоимения-наречия, которые в комплексах 1 и 3 рассмотрены как разряд наречий. Безусловным досто­инством комплекса 2 является соотнесение местоимений с другими час­тями речи, что позволяет четко определить постоянные и непостоянные признаки местоимений разных групп. В связи с этой четкой грамма-

    тической характеристикой местоимений выделяется 8 личных место­имений с постоянным признаком числа, но зато неизменяемость притя­жательных его, ее и их приводит авторов учебника к следующему реше­нию: они выделяют 4 притяжательных местоимения мой, твой, ваш и наш, изменяющихся, как прилагательные, далее утверждается, что «в значении притяжательных местоимений используются личные место­имения в форме род. п.: его, ее, их». Большое внимание уделено склоне­нию и правописанию местоимений разных разрядов.

    Комплекс 3 в начальном параграфе о местоимении не вполне кор­ректно формулирует обобщенное значение местоимения как части речи: «Местоимения ничего не называют, а лишь обозначают лицо или ука­зывают на предмет, признак, количество «вообще», неконкретно (абст­рактно), «беспредметно». Думается, что такая формулировка не пояснит особенности семантики местоимений, а запутает учащихся. В комплек­се выделено 8 разрядов местоимений: вопросительные и относительные объединены в один разряд. Соотнесение со знаменательными частями речи в комплексе 3, как и в комплексе 1, не производится, что мешает четкому осознанию грамматических различий между местоимениями. Личные я, ты, мы, вы объявлены разными словами, а она, она, оно и они объединены в одну лексему, то есть слово он изменяется по родам и числам. Притяжательные местоимения рассмотрены непоследователь­но: в одном из заданий предлагается с местоимениями его, ее и их со­ставить предложения так, что «в одном случае это было бы личное ме­стоимение 3 лица, а в другом - притяжательное». Иными словами, в комплексе 3, как и в комплексе 2, предлагается интерпретировать эти слова как личные местоимения он, она и они в Р. п., употребляемые в функции притяжательных местоимений, причем эта позиция утвержда­ется непоследовательно. Большое внимание в комплексе 3 уделено упот­реблению и произношению местоимений.

    Мир местоимений многообразен и очень широк. Наверное, не существует языка, в котором не было бы местоимений. Мы постоянно пользуемся ими в своей речи, поэтому после существительных и глаголов местоимения занимают 3-е место по частоте употребления. Однако следует учитывать, что, по сравнению с глаголами и существительными, которых в языке тысячи, местоимений всего несколько десятков. Теперь представьте, как часто мы употребляем одни и те же местоимения в нашем разговоре или в письменных текстах! Самые частотные местоимения – я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

    Конечно, может возникнуть вопрос: «А зачем так часто повторять местоимения? Неужели их нельзя заменить другими частями речи?» Нет, нельзя обойтись без местоимений, и частое повторение их тоже неизбежно, потому что постоянно возникает необходимость указывать на события, предметы, явления, количество, качества, о которых уже ранее говорилось. Если бы не было местоимений, мы были бы вынуждены повторять существительные, прилагательные, числительные, глаголы и даже целые фразы, а это слишком нудно и длинно. Язык же, как и большинство людей, довольно ленив, поэтому и нужны местоимения – для экономии места, времени и пространства.

    Местоимения – это слова, которые не называют предмет, признак или количество, а только указывают на него. Местоимениям, следовательно, свойственно не конкретное лексическое значение, а обобщенное. Но в контексте местоимение может приобретать конкретное значение, которое будет изменяться в другом контексте. Например, местоимение он в предложениях «Шар упал, он был легкий » и «Кирпич упал, он был тяжелый » будет иметь разное лексическое значение в соответствии с тем, что именно заменяет местоимение он – существительное шар или существительное кирпич .

    Однако не все местоимения могут конкретизироваться в определенном контексте. Некоторые всегда сохраняют свое значение только указателя на предмет, признак, количество. Это относится, прежде всего, к отрицательным и неопределенным местоимениям. Например: Никто за Вареньку не сможет выучить правила.

    По значению местоимения принято делить на девять разрядов. Довольно большое количество этих разрядов вызывает определенные трудности при изучении, но главное – понять принцип деления и значение местоимений, тогда выучить будет гораздо легче.

    1. Личные местоимения. Я – мы, ты – вы, он, она, оно – они.

    Пример: Вероника не придет. Она занимается русским языком с репетитором.

    2. Возвратное местоимение себя . Оно указывает на отношение субъекта к самому себе.

    !!! Это местоимение не имеет формы именительного падежа, не имеет рода и числа. Пример: Каждому необходимо хоть раз взглянуть на себя со стороны.

    3. Притяжательные местоимения. Мой, твой, наш, ваш, свой.

    Эти местоимения, как и притяжательные прилагательные, обозначают принадлежность.

    Пример: Возьми мой учебник по русскому языку.

    4. Указательные местоимения. Тот (та, то, те), таков (такова, таково, таковы), этот (это, это, эти); такой, таковой, экий (экой), этакий (эдакий), сей, оный, столько.

    Все эти местоимения, кроме местоимения столько , могут иметь категорию рода, числа и падежа. Местоимение столько может только изменяться по падежам.

    Пример: Обязательно выучи эти разряды местоимений!

    5. Вопросительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой.

    Эти местоимения используются в вопросительных предложениях для оформления вопроса.

    Пример: Кто готов заниматься серьезно и упорно?

    6. Относительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой, каковой.

    Эти местоимения омонимичны вопросительным, но отличить их нетрудно: относительные используются в сложноподчиненных предложениях в качестве средства подчинительной связи придаточной части предложения с главной. Здесь они обычно называются союзными словами.

    Пример: Я знаю, кто готов заниматься серьезно и упорно.

    Иногда относительные и вопросительные местоимения объединяют в один разряд: вопросительно-относительные.

    7. Определительные местоимения. Весь, всякий (всяческий, всяк), сам, самый, каждый, иной, любой, другой.

    Пример: Я сам хочу всего добиться.

    8. Отрицательные местоимения. Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

    Значение отрицательных местоимений не раскрывается в контексте , что является их особенностью.

    Все отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок ни- и не- . Приставка не- всегда ударная , а приставка ни- всегда без ударения.

    Пример: Некогда болеть, никогда не болеть.

    Запомните! Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа!

    9. Неопределенные местоимения. Некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь; нечто, кое-что, что-то, что-либо, что-нибудь; некоторый, который-либо, который-нибудь, какой-то, некий, кое-какой, какой-либо, какой-нибудь; чей-то, чей-либо, чей-нибудь; несколько.

    Общей особенностью неопределенных местоимений, так же, как и отрицательных, является то, что их значение не раскрывается в контексте.

    Образуются неопределенные местоимения от вопросительных с помощью приставок кое-, не- и постфиксов -то, -либо, -нибудь.

    Пример: Кто-нибудь поможет мне решить это задачу.

    Запомните! Местоимение некто употребляется только в именительном падеже, местоимение нечто – в именительном и винительном падежах. Фактически эти местоимения не изменяются!

    Итак, перед Вами трудная, но выполнимая задача – понять и выучить разряды местоимений по значению. Если Вы с ней справитесь, Вам будет гораздо легче при изучении сложных предложений.

    Удачи Вам и красивого, грамотного русского языка!

    www.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.

    Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, несколько карандашей.

    Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

    Синтаксическая роль местоимений

    Местоимение может быть любым членом предложения:

    Я хочу спать (подлежащее).

    Это она (сказуемое).

    Миша — мой брат (определение).

    Учитель вызвал его (дополнение).

    До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

    Разряды местоимений

    А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

    1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

    • указывают на предметы;
    • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
    • изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.; некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
    • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

    2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

    • указывают на признаки предметов;
    • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
    • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
    • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
    • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (— Который час? — Пятый ).

    3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

    • указывают на количество предметов;
    • отвечают на вопрос сколько? ;
    • связываются с существительными, как количественные числительные;
    • обычно изменяются по падежам.

    Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

    4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

    5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

    7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

    8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

    9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

    Примечания:

    1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо ).

    План морфологического разбора местоимения

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Начальная форма.

    3. Постоянные морфологические признаки:

    • разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
    • разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
    • лицо (для личных местоимений);
    • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).

    4. Непостоянные морфологические признаки:

    • падеж;
    • число (если есть);
    • род (если есть).

    5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Образцы разбора местоимений

    Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

    • (представьте) себе

    кому?

    2. Н. ф. — себя .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

    5. В предложении дополнение.

    • какого-нибудь (ботаника)

    какого?

    2. Н. ф. — какой-нибудь .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

    • который

    1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. — который .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

    5. В предложении подлежащее.

    • (до) этих (пор)

    1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос каких?

    2. Н. ф. — этот .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

    5. В предложении часть обстоятельства времени.

    • ничья (нога)

    1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чья?

    2. Н. ф. — ничей .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. — он .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

    5. В предложении подлежащее.

    • свою (коллекцию)

    1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чью?

    2. Н. ф. — свой .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    • всякими (представителями)

    1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос какими?

    2. Н. ф. — всякий .

    3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    Источники:

    • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
    • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

    Дополнительно на Геноне:

    Личные местоимения - я , ты , мы , вы , он , она , они , оно - указывают на лица и предметы по отношению к их участию в речи.

    1 лицо

    Ед. число: я - указывает на говорящего.

    Мн. число: мы - указывает на группу лиц, включая говорящего.

    2 лицо

    Ед. число: ты - указывает на собеседника, к кому обращаются с речью.

    Мн. число: вы - указывает на группу лиц вместе с собеседником.

    3 лицо

    Ед. число: он , она , оно - указывают на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

    Мн. число: они - указывает на группу лиц, не участвующую в речи, но о которой идёт речь.

    Морфологические особенности личных местоимений

    Не имеют морфологической : лишены формальных родовых показателей, но в зависимости от контекста могут приобретать значение любого рода: ты пришёлØ - ты пришла (согласование в ед. числе).

    По школе (Шанский Н. М., Тихонов А. Н., Ладыженская Т. А.): личное местоимение он изменяется по родам : он Ø (м. р.) - она (ж. р.) - оно (ср. р.) .

    Характерной особенностью личных местоимений является супплетивизм основ: я - меня , мы - нас , он - его .

    И. п. я ты мы
    Р. п. меня тебя нас
    Д. п. мне тебе нам
    В. п. меня тебя нас
    Т. п. мной /мною тобой /тобою нами
    П. п. (обо ) мне (о ) тебе (о ) нас
    И. п. вы он она они
    Р. п. вас его её их
    Д. п. вам ему ей им
    В. п. вас его её их
    Т. п. вами им ей ими
    П. п. (о ) вас (о ) нём (о ) ней (о ) них

    По «Грамматике - 80», местоимения я и мы морфемно нечленимы, у местоимения он в формах Р. п., Д. п. и В. п. [j] фонетически не реализуется (его ):

    • я Ø - ме н я
    • м ы Ø - нас
    • ты - те б я
    • вы - вас
    • о н Ø - [j] его
    • они - ими

    Синтаксические особенности

    В предложении личные местоимения чаще всего выполняют функцию подлежащего или дополнения.

    • На заре ты её не буди,
    • На заре она сладко так спит.
    • (А. А. Фет)

    Помимо прямого значения, личные местоимения могут употребляться и в переносном значении:

    1. Местоимение «мы» в значении «я» используется в научной и публицистической речи, как авторское «мы» .

    • Мы предлагаем внести в рукопись следующие изменения.

    2. «Мы» в значении «ты» или «вы» используется для выражения сочувствия, сопереживания.

    • Ну, как мы себя чувствуем?
    • (Л. Н. Андреев)

    3. «Мы» в значении «я» - императорское «я» , используется для возвеличивания и придания важности.

    • Божиею милостию, Мы, Александр Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский...
    • (Александр II. Коронация монарха, 1856 г.)

    4. Очень часто используется «вы» в значении «ты» для выражения уважительного отношения к собеседнику.

    5. Местоимение «он» или «она» используется в значении «ты» для выражения пренебрежительного отношения к адресату.

    • «Я и так всё знаю, она ещё правду не говорит. Вот мама!», - ворчал раздосадованный сын. (Она не говорит = ты не говоришь.)