Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Кто из названных пар людей являлся современником. Избрание царем королевича Владислава

    Кто из названных пар людей являлся современником. Избрание царем королевича Владислава

    Часть 2

    Задания В1 – В11 требуют ответа в виде одного-двух слов,последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    Древний Египет и его представления в медианной современности. В мире кино и телевидения мы смотрим на тонну белых героев с нормальностью, потому что это норма постановки - история белых персонажей является «стандартом». У некавказских актеров есть очень маленький список типов персонажей, часто стереотипов, на выбор.

    Ошибка такого характера и масштабов не происходит по недобросовестности или невежеству, объясняются только интеллектуальная безответственность и расизм. С мифом об этом «европеизированном Египте», созданным и управляемым Голливудом, и принятым в течение многих лет, деконструкция и реальное представительство египетского народа было затруднено.

    Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

    В задании В10 следует указать последовательность из трех цифр, соответствующих правильному ответу.

    Недавние кинематографические постановки и увековечение египетского отбеливания. В последнее время дискуссия об отбеливании голливудских постановок привлекла внимание средств массовой информации. Это предмет, который варьируется от изменения этнической принадлежности персонажей, до использования так называемого «черного лица» - когда белый актер подвергается эстетическому изменению, чтобы выглядеть как другая этническая принадлежность. С момента своего создания Голливуд и другие мировые производства использовали эти механизмы в своих фильмах и проектах.

    1. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

    Кунсткамера

    И из этого, краткий анализ этих последних производств и причина его нелегитимности и поддержания ложной информации. В дополнение к узурпации и модификации египетской истории необходимо было отбелить и ее подданных. В фильмах «Исход»: «Боги и короли», «10 заповедей» и последние боги Египта, герои в основном белые, их история резко искажена. Три упомянутых выше постановления рассматривают Египет как место за пределами Африки, сохраняя полностью устаревшую пластичность, с характерами, которые поддерживают стереотипы и старые штампы полностью мачо.

    парсуна

    фреска

    лицей

    Что происходит во всех этих постановках, ничего нового, расизму не нужно изобретать колесо. Мужские персонажи, изображающие древних египтян как великих воинов, почти всегда являются черными, как в случае с новым Рамсесом Ридли Скотта в Исходе: Боги и Короли. Актер, исполняющий роль, - это не кто иной, как Джоэл Эдгертон, который блондин с голубыми глазами. Решение состояло в том, чтобы перепечатать макияж, используемый российским Юл Бриннером в «Десять Заповедях», с большим количеством покрытия кожи, чтобы предложить загар тех, кто проводит много времени, загорать, никогда не безошибочно черный оттенок кожи.

    2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

    в таблицу

    КНЯЗЬЯ

    Также ожидается, что фараон будет озлоблен и завидует, никогда не станет великим государственным деятелем и стратегом. Против единственно возможного бога, по образу и подобию белого человека, черный лидер становится еретиком, неудачником. С другой стороны, также почти уверен, что египетское воспитание Моисея упускается из виду, что полностью противостоит истинному богу. Египетские сущности и их влияние должны быть уничтожены, по крайней мере теоретически, чтобы появился новый бог, в который можно верить.

    Исход: боги и короли. Что стоит за этим маневром, так это мысль о том, что египетская знать не может быть африканской, хотя нет никаких доказательств того, что происхождение этих дворян или простолюдинов находится за пределами Африки. На самом деле, хотя признано, что в этом обществе сосуществуют люди разных тонов кожи, нет никаких записей о какой-либо сегрегации из-за цвета кожи. Древние египетские женщины совершенно разные, как в кино, так и на телевидении. Всегда очень белый, по образцу евроцентрической красоты, нежный как фарфор.

    СОБЫТИЯ

    Владимир Мономах

    разгром половцев

    В контексте цивилизации пустыни сексистское предположение заключается в том, что территория женщины не является городом и что ее политическая роль уменьшается и сводится к интригам, вызванным любовью и страстью к примеру Нефертари - одна из величайших египетских дам кажется нечего больше делать, чем чувствовать зависть к Моисею, как со многими персонажами в «Десяти заповедях».

    Голливуд и его нити не изменили свою концепцию и не предприняли никаких усилий, чтобы понять, что окружающий их мир изменился, и что неудачи не останутся незамеченными или без какой-либо проблематизации. Египетский Голливуд больше подходит для греческой мифологии и более национальных постановок для фильма. При полном отсутствии серьезных исследований они изображают истинное лицо Древнего Египта.

    Владимир Святославич

    объединение Киева и Новгорода

    Ярослав Мудрый

    Важно провести исторический пересмотр и деконструкцию этого образа, посредственно созданного белым империализмом не только по отношению к древнему Египту, но и ко всем африканским, восточным и южноамериканским народам. Академическая оценка мыслителей, которые посвятили себя этому, также важна. Мы не можем полагаться исключительно на монументальные усилия мыслителей, таких как Шейх Анта Диоп, должна быть сеть мыслителей, которые ежедневно работают над этой деконструкцией в классах, в средствах массовой информации и в своих исследованиях.

    восстание древлян

    Игорь Старый

    крещение Руси

    Студенты: Педро Альваренга и Тейна Триндаде. Перед лицом глобальных преобразований, зарегистрированных при все более ускоряющихся ритмах, до обновления «постоянных», ценностей и действий человека, сталкивающихся с спасением времени и пространства, письмо истории сталкивается с новым вызовом и счастливым предложение, предназначенное для решения самых разнообразных вмешательств мужчин или мужчин в разные периоды и обстоятельства, без привилегий «выдающихся» персонажей. Существует осознанная и решительная тенденция к проблематизации и рассмотрению отношений, установленных в прошлом сопротивлений, проявлений, «неграмотных» персонажей.

    принятие «Русской правды»

    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

    Эта тенденция направлена ​​на «мгновение» и «момент», объективируя ощущение времени и проявления человека в одно и то же время по отношению к другим временам. Эта позитивистская теория также игнорировала изменения и инновации, которые динамично развивались в частной сфере. Позитивистская и «традиционная» история всегда стремилась и выступала за одностороннее представление о реальной и «исторической правде».

    Была реализована новая тенденция, новый способ записи истории, что позитивистское измерение не учитывает расширение элементов, которые участвуют в исторических процессах. Историк Марк Блок всегда защищал рассмотрение и существование меняющегося и проблематичного прошлого, которое посредством исторического расследования позволяет нам представлять человека, действующего в свое время или в разы.

    3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите прозвище князя, о котором идет речь.

    «[Князь] представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем…: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки… или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов».

    Блох был одним из пионеров в пропаганде нового формата исторических исследований в рамках так называемой «Новой истории», рассматривая новые силы и новый взгляд на прошлое, не отчужденный от толкования, поскольку у него есть смысл и разные представления, которые должны быть разработаны современный историк.

    Для историка Марка Блоха к прошлому нужно подходить по-другому, оценивая другие элементы, которые составляют историю. Человек - исторический человек, который не является неизменным, но динамичным в свое время. В позитивистской истории не учитывается исторический контекст, вставленный в разные персонажи и представления о факте, но в единственном варианте или только «истине».

    Ответ: ________________ .

    4. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    ПОНЯТИЯ

    Это также новый способ записи и интерпретации истории, работа с несколькими представлениями. Возобновление идет вместе с новаторством, и нужно постоянно консультировать историю, чтобы быть успешным в своих целях представлять «изменения», а также будущее.

    К счастью, современная историография демонстрирует готовность рассмотреть ряд тем. Написание истории набирает новые пространства, а также новые инструменты, устанавливая, например, междисциплинарные диалоги с другими важными областями знаний, такими как социология, антропология, физика, экономика, география и т.д. это измерение объединяет способность формировать все более точный и сознательный исследовательский процесс исторического прошлого, оценивая различные элементы человеческой культуры в общественной и частной сферах.

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

    временнообязанные крестьяне

    Петр I

    Тенденции современной историографии показывают, что история «другой» также содержит очень важные значения и представления для понимания процесса и «сокращения» действий человека во времени. Этот историографический интерес представляет новые методы приближения к прошлому и его множественные представления и интеллектуальную интеграцию, составляющие так называемую «культурную историю».

    Говорить об истории всегда подразумевает большую ответственность и, прежде всего, предостережение перед лицом новых историографических тенденций и новых элементов, которые были подошли и включены исторически. Кто еще не сталкивался с этой фразой: история - это наука, которая изучает прошлое, чтобы лучше понять настоящее, возможно, пытаясь не совершить те же ошибки прошлого в будущем. Для историка Марка Блоха это утверждение плохое и неверное. Ограничение истории знаниями и перемещением в прошлое не объясняет сложность, содержащуюся в подходе к изменениям, сделанным человеком или мужчинами, во времени или в периоды.

    Синод

    Екатерина II

    теория «официальной народности»

    Любой след изменений, вызванный социальным актом, каким бы маленьким он ни был, завершается историей. Блох также говорит, что сама идея о том, что прошлое как таковое может быть объектом науки, абсурдно. Как, без предыдущей декантации, мы могли бы делать явления, которые не имеют другой общей характеристики, за исключением того, что они не были современными, вопрос рационального знания?

    Принятие и рассмотрение «всех» элементов, содержащихся в представлении прошлого, характерно для тенденций современной историографии. Так называемая культурная история ставит перед собой твердую приверженность парадигмам и преобразованиям прошлого, деконструируя неизменный и бессмысленный подход.

    Александр I

    Николай I

    аракчеевщина

    Александр II

    Для Хобсбаум «прошлое постоянное измерение человеческого сознания, неизбежный компонент институтов, ценностей и других форм человеческого общества». Хобсбаум также считает, что историк несет ответственность обратиться источником «чувство прошлого.» Эта ответственность историка раскрывает необходимость использования соображений культурной истории. С другой стороны, это не означает полного пренебрежения позитивистской или традиционной историей. История культуры способна рассматривать такие элементы и расширять «сферу» значений, которые пронизывают представления исторического прошлого.

    Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, о воззрениях которых идет речь.

    «В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад».

    Ответ: _______________ .

    6. Прочтите отрывок из статьи экономиста Б.Д. Бруцкуса и напишите сокращенное название политики, о которой идет речь в тексте.

    «Уже в марте 1922 г., через год после [ее] объявления, Ленин провозгласил, что отступление социализма должно быть остановлено и что он должен укрепиться на командных высотах экономической жизни, т.е. в ее централизованных секторах».

    Ответ: _______________ .

    7. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых и отраслями науки, которой они занимались.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    УЧЕНЫЕ

    ОТРАСЛИ НАУКИ

    А.С. Попов

    теория космонавтики

    К.Э. Циолковский

    радиотехника

    К.А. Тимирязев

    физиология человека

    И.П. Павлов

    растениеводство

    геология

    8. Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    ФАМИЛИИ

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    М.А. Шолохов

    «Один день Ивана Денисовича»

    А.Н. Толстой

    «Судьба человека»

    А.А. Фадеев

    «Петр I »

    А.И. Солженицын

    «Молодая гвардия»

    «Дни Турбиных»

    9. Прочтите отрывок из труда отечественных историков и напишите название периода, о котором идет речь в тексте.

    «Процессы демократизации общества, активизация общественного мнения… создавали обстановку, в которой линия на преодоление последствий культа личности без преодоления субъекта культа все более обнаруживала свою непоследовательность, политическую ограниченность и ущербность. Пробивала себе дорогу, прежде всего через живых свидетелей, возвращенных в общество, подлинная жестокая правда о временах и деяниях Сталина. Придерживаться и дальше «фигуры умолчания» было уже невозможно без риска политической компрометации

    Партийного и государственного руководства».

    Ответ: _______________ .

    10. Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II ? Обведите цифры, под которыми эти события указаны.

    создание губернских, уездных земств

    учреждение военных поселений

    введение суда присяжных заседателей

    учреждение Государственного Совета

    издание циркуляра «о кухаркиных детях»

    введение всесословной воинской повинности

    Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов) обведенные цифры ((не более 3-ех цифр).

    11. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

    участие советских представителей в Генуэзской конференции

    исключение СССР из Лиги Наций

    заключение пакта Молотова-Риббентропа

    участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании

    Часть 3

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

    Из сочинения историка В.О. Ключевского.

    «С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает
    куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

    1. Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

    2.О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.

    3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений.

    Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    4. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач.

    Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).

    5. Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II :

    1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма».

    2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

    Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

    6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

    После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

    Какие черты характеризовали общественно-политическую жизнь в СССР после окончания Великой Отечественной войны? (Укажите не менее двух черт). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).

    7. Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг.

    Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

    Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

    Общее

    · ………………………………………………………………….

    · ………………………………………………………………….

    Различия

    · ……………………………

    · ……………………………

    · ……………………………

    · ……………………………

    · ……………………………

    –––––

    –––––

    · ……………………………

    (Документ)

  • Гайсин У.Б. Учебное пособие по истории отечества (Документ)
  • Соколов Ю.Ф. Ратная слава Отечества - военная история России IX-XVII вв. Книга 1 (Документ)
  • Орлов В. Учебник по истории Беларуси (на бел. яз.) (Документ)
  • Тесты по истории (Документ)
  • Ключевский В. Курс русской истории. Том 1 (Документ)
  • Энциклопедический словарь по истории России (Документ)
  • Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 16 века. Учебник 10 класс. Часть 1 (Документ)
  • История Отечества. Аттестационный тест + База данных по ИО (Документ)
  • Орлов А.И. Теория принятия решений (Документ)
  • Козел А.А. Философская мысль Беларуси (Документ)
  • n1.doc

    Тесты к теме 3
    XVII век – новый период русской истории: от смуты к реформам
    1. Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в XVII веке?

    А) Левобережная Украина;

    Б) Казанское ханство;

    В) Смоленская земля.

    2. Кто из названных пар исторических деятелей были современниками?

    А) Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон;

    Б) Иван Болотников и Иван IV;

    В) Михаил Федорович Романов и Степан Разин.

    3. Первым царем, избранным Земским собором, стал:

    А) Борис Годунов;

    Б) Михаил Романов;

    В) Василий Шуйский.

    4. Правление Бориса Годунова:

    А) не реализованная возможность контролируемых преобразований в обществе;

    Б) умеренная и непоследовательная.

    5. Лжедмитрий I:

    А) проповедовал свободу совести, ввел свободу торговли;

    Б) подчеркивал превосходство европейцев над русскими;

    В) упивался незаконной властью.

    6. Избрание царем королевича Владислава:

    А) попытка части московского боярства реализовать переход России на

    Европейский путь развития;

    Б) отступление перед лицом военной польской угрозы.

    7. Смута показала, что большинство населения:

    А) привержено традициям общинности, коллективизма, сильной

    Централизованной власти;

    Б) демократическому выбору.

    8. В 1666-1667 гг. заседал церковный Собор, выступивший за:

    А) разделение светской и духовной сфер деятельности;

    Б) превосходство духовной власти над светской.

    РЕФОРМЫ ПЕТРА 1
    В момент получения всей полноты власти Петру исполнилось 17 лет. Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии ее техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец Франц Лефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые "потешные" полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. На Плещеевом озере под Переяславлем молодой царь строит потешную флотилию, где постигает основы кораблестроения и навигации, военно-морской тактики.

    Но постепенно от забав Пётр переходит к серьёзным государственным делам, в частности, в области внешней политики. В наследство от предыдущих времён ему досталась традиционная для России татарско-турецкая проблема, и, первую очередь, Пётр берётся за её решение. В 1695 -1696 годах он совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость зов пала. Азов вместе с частью побережья Азовского моря перешел в руки России. Причём, взять её удалось с помощью флота, построенного Петром в течении одной зимы под Воронежем. Таким образом, у России появляется флот а Азовском море. Но это не давало свободного выхода в Черное и Средиземное оря, так как Керченский пролив остался в турецких владениях. Предстояла новая - упорная борьба.

    Для продолжения войны против Турции Россия стала искать союзников. С гой целью, а также для найма иностранных специалистов и обучения своих, Пётр отправляет за границу Великое посольство, при котором и сам следует инкогнито. В итоге посольства у Петра созрела идея о необходимости бороться со Швецией за выход к Балтийскому морю. Вернувшись в 1698 году в Россию, царь начинает подготовку к войне со Швецией, для этого производится рекрутский сбор, кроме того, в армию призывают и "охочих" людей. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключён Ништадтский мир .

    Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны. И на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, создание регулярной армии повлекло за собой необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Регулярные рекрутские наборы требовали точного знания о численности населения, в результате чего была сведена перепись. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой упорядочение системы местного управления, создание губерний и т.д. постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Развитие промышленности было невозможно, или крайне затруднительно без собственной сырьевой базы, отсюда заботы Петра о поисках месторождений руд, всемерная поддержка уральских заводов, которые при нём же и начали основываться. Проведение в жизнь всех этих нововведений было невозможно при сохранении старого бюрократического аппарата, имевшего в своей основе приказную систему, поэтому постепенно Пётр заменяет приказы коллегиями, которые имели коллективное руководство. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России.

    Во время его правления общая сумма тягот, ложившихся на население, заметно возросла, что вызвало целый ряд восстаний: стрелецкие мятежи, Астраханское восстание, волнения башкир, и, наконец, крестьянская война и восстание казаков под руководством Кондратия Булавина. Все они были жестоко подавлены. Лозунгом большинства движений был возврат к старине, многими руководили раскольники. Как это было и в период реформы Никона, мишенью служили внешние признаки преобразований - внедрение иноземной одежды, бритьё бород, появление многочисленных иностранцев, курение табака, употребление кофе и т.д. Но причины недовольства были гораздо более глубокими.

    Деятельность Петра стоила народу больших жертв, кроме непосредственно военных потерь много народа погибло при строительной деятельности: на Воронежских верфях, строительстве Таганрога, Петербурга, Кронштадта, Рогервика и т.д. Пётр в 1710 году переносит столицу государства в город Санкт-Петербург, основанный в 1703 году. Этот акт переноса столицы в только что завоёванный край должен был продемонстрировать серьёзность намерений царя. Кроме того, в новом городе не так ощущалась инерция старой боярской аристократии, которая сопротивлялась нововведениям.

    Во внешней политике наряду с блестящими результатами были и провалы, например, Прутский поход, когда только дипломатическая ловкость Шафирова спасли и царя, и армию. Неудачным можно признать и Персидский поход, который стоил больших жертв, но существенных результатов не принёс. Но все эти неудачи с лихвой компенсируются тем успехом, который Россия одержала на главном - шведском театре военных действий. Начатая неудачей, с полного разгрома русской армии под Нарвой, война постепенно, со становлением регулярной армии, приняла иной характер. Главные силы шведской армии во главе с королём Карлом XII были разгромлены в 1709 году под Полтавой, после чего война переносится в Германию, Финляндию, а в 1719 - 1720 годах в Швецию. По мирному договору к России отходит значительная часть Прибалтики, государство получает выход к морю, за который она боролась ещё во время Ливонской войны при Иване Грозном.

    В результате деятельности Петра Первого Россия становится важнейшим фактором европейской политики. Внешним выражением этого положения явилось преподнесение Петру титула императора. С этого момента Россия становится империей.

    При Петре в Россию начинают активно проникать западноевропейские знания и культура, формируется прослойка общества, которая получает европейское образование, ориентируется на прогрессивные веяния. Нельзя сказать, что до этого на Руси не было людей, стремившихся к внедрению прогрессивных идей. Особенно очевидным для думающих людей было отставание России в военной сфере. Уже в царствование Михаила Фёдоровича при подготовке Смоленской войны 1632 -1634 годов были набраны первые солдатские и рейтарские полки, обученные по-европейски, с европейскими же офицерами. Но у государства в то время не было финансовых возможностей содержать постоянно такую армию, поэтому вплоть до конца XVII века основным по численности видом вооружённых сил было дворянское ополчение.

    В 1721 году Пётр указом прикрепляет крестьян в заводам и рудникам, то есть крепостное право распространяется на промышленную сферу. Таким образом, нарождающаяся русская буржуазия лишается важнейшего стимула для борьбы против царской власти. В Западной Европе буржуазия выступает за освобождение рабочих рук, чтобы их можно было использовать в промышленности, в России крепостное право не мешает развитию индустрии, а, наоборот, стимулирует его, поскольку существовала необходимость в большом количестве неквалифицированного труда. А этот труд доставался заводчикам совершенно бесплатно. В этом одна из причин столь долгого существования в России крепостного права, и слабости русской буржуазии, которая не имела давних традиций противодействия власти для защиты своих интересов.

    Говоря о петровской эпохе, нельзя не отметить и коренные преобразования в культурной сфере. Петр 1 явился основоположником светского просвещения России. В страну вызывались европейские учителя многих специальностей, направлялись за границу на учебу русские молодые люди. Создается светская школа, печатались книги светского содержания, начиная от азбук, учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Петр 1 положил начало и периодической печати. С его царствования начинается и процесс формирования русской интеллигенции.

    В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра 1 оценивается далеко неоднозначно: в том время как одни историки делают акцент на преданности Петра 1 отечеству, его реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в стране, другие - в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реализации петровской программы реформирования всей жизни страны, критикуют Петра 1 за слепое перенесение опыта Западной Европы на российскую почву.

    Как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, армии и флота, науке и культуре. В стране был сформирован дееспособный государственный аппарат. При Петре 1 Россия получает широкое международное признание.