Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Зачем нужен Рождественский пост: как поститься правильно, для кого допускаются послабления, что важно успеть сделать в пост. Питание в рождественский пост

    Зачем нужен Рождественский пост: как поститься правильно, для кого допускаются послабления, что важно успеть сделать в пост. Питание в рождественский пост

    Здравствуйте! Близится Рождество, которое предваряется Рождественским постом для верующих. Как соблюдать рождественский пост православным и католикам? Какие существуют традиции? Что можно есть во время поста? Читайте ответы на эти и другие вопросы в нашей статье.

    Установление Рождественского поста

    Каждый год пост накануне Рождества начинается и заканчивается в одно и тоже время и длится 40 дней. В 2018—2019 годах пост пройдет во временной срок с 28 ноября по 7 января.

    Верующие люди также знаю и еще одно название этого строгого поста - Филиппов пост.

    Этот многодневный пост был установлен в древние времена христианства. А именно 40-дневное воздержание от скоромной пищи было установлено в 1116 году.

    Оно служит для того, чтобы люди почувствовали духовное единение с Богом, приготовились к празднованию великого праздника — Рождества Христова.

    Многие люди считают, что суть воздержания заключается в ограничении питания. Но это не так. Важнее всего очищение души, мыслей от скверны, а сердца от зла, зависти, обиды, ненависти.

    Для православных пост заканчивается 7 января. В этот день все православные празднуют Рождество Иисуса Христа.

    Этот великий праздник напоминает нам о том дне, когда Иисус Христос пришел в наш мир, как Спаситель, родившись от Девы Марии в Вифлееме.

    Рождественский пост - это особое время для верующих людей.

    В эти дни не крестят детей, не женятся и не венчаются, не ходят на различные веселые мероприятия.

    В эти дни стараются думать о своем поведении, о своей жизни и поступках, укрепляют веру и молятся.

    Рацион в период постных дней


    Что можно есть во время поста? Такой вопрос задают те люди, которые впервые приблизились к этому духовному таинству.

    В эти дни нельзя вкушать: мясо, топленое или сливочное масло, сыр, яйца, молоко, молочные продукты. Можно есть все овощные блюда, каши на воде, фрукты.

    Кроме этого, в понедельник, среду, пятницу нельзя вкушать рыбу, вино, пищу нельзя сдабривать маслом. По дням: вторник, четверг, суббота, воскресенье разрешается добавлять растительное масло.


    Верующие в Рождественский пост следуют определенному календарю питания:

    • в первую половину поста с 28 ноября по 19 декабря каждый понедельник можно есть горячие блюда, не добавляя в них масло.

    Можно кушать супы и различные каши. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье к горячим блюдам можно добавить морепродукты или рыбу. Среда и пятница считаются строгими днями, когда едят скудную пищу из хлеба или другую сухую пищу. Это называется сухоядение;

    • в период с 20 декабря по 1 января по понедельникам, вторникам и четвергам также разрешена горячая пища без заправления маслом.

    Во вторник и четверг в этот период отменяется правило добавления рыбы или морепродуктов. Но в эти дни разрешается добавить к блюду масло. Сухоядение остается в среду и пятницу. Суббота и воскресенье - дни, когда можно вкушать рыбу, выпить немного вина, а также употреблять пищу растительного происхождения с оливковым маслом или подсолнечным;

    • со 2 по 5 января наступает самая строгая половина Рождественского поста. В эти дни идет строгое следование календарю питания.

    В понедельник, среду и пятницу можно употреблять только не вареную пищу (сухоядение). Например, различные консервации.

    Горячие блюда без добавления любого масла можно кушать во вторник и четверг. Это и вареный рис, и вареники, кисель. В субботу и воскресенье разрешаются горячие блюда с маслом. Например, хумус, баклажанная икра, фалафель, суп с томатами, картофель с грибами.

    Примерное меню поста перед Рождеством на первую неделю

    28.11.2018 г. Среда (горячее без масла)

    • Завтрак: Овсянка на воде с мёдом.
    • Обед: Похлёбка с рисом.
    • Ужин: Супчик из тыквы с кокосовым молоком.

    29.11.2018 г. Четверг (горячее с маслом, рыба)

    • Завтрак : Рис с фруктами.
    • Обед : Плов с грибами и кукурузой, квашенные помидоры.
    • Ужин : Гречка с обжаренной морковкой.

    30.11.2018 г. Пятница (сухоядение)

    • Завтрак : финики, орешки.
    • Обед : овощной салатик.
    • Ужин : Морковно-кокосовый супчик.

    1.12. 2018 г. Суббота (горячее с маслом, рыба)

    • Завтрак : Овсяная каша с сухофруктами и медом. Постная булочка и чай черный с имбирем и лимоном.
    • Обед : Картофельно-морковное пюре.
    • Ужин : Салатик из овощей на пару. Мятный чай с медом.

    2.12.2018 г. Воскресенье (сухоядение)

    • Завтрак : Сухофрукты, орешки.
    • Обед : Фруктовый салатик (яблоки, груши).
    • Ужин : Салат из цветной капусты.

    3.12.2018 г. Понедельник (горячее с маслом, рыба)

    • Завтрак : овсянка с изюмом.
    • Обед : Оладьи из капусты или голубцы с рисом и грибами в томате. Ягодный кисель.
    • Ужин : Винегрет.

    4.12. 2018 г. Вторник (горячее с маслом, рыба)

    • Завтрак: Ленивая овсянка с орешками;
    • Обед: Беляши с картошкой и капустой
    • Ужин: Гороховый супчик.

    Рыбу можно включать в меню в субботу, воскресные, а также в дни великих праздников. Это праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы, а также в большие праздники, в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг.

    4 декабря : в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы можно позволить себе красное вино в небольшом количестве.

    Если большие праздники приходятся на среду и пятницу, то разрешается немного вина и елея, то есть, постного масла.

    В эти дни важно больше молиться, а также принести покаяние, воздерживаться от страстей, пороков, супружеской жизни, искоренять злые дела, прощать обиды, исключить увеселительные мероприятия, просмотр телевизора. Необходимо очиститься от грехов, а без молитвы, покаяния воздержание считается простой диетой.

    Вершина поста


    В этот день питание сильно ограничено, вкушать можно только воду, фрукты, хлеб.

    «Сочельник» происходит от слова «сочиво» — это вареная пшеница, рис или чечевица, которое вкушают перед Рождеством.

    Сочиво готовят в память о соблюдении канона пророком Даниилом и тремя отроками, которые питались только зернами, дабы не оскверняться от трапезы язычников.

    Этих святых в молитвах вспоминают как раз перед Рождеством Христовым. Сочиво едят только вечером, после полного отказа от пищи в течение всего дня 6 января.

    Послабление


    Не все миряне могут соблюдать такой строгий церковный Устав, ведь есть больные люди, беременные женщины.

    Что делать в этом случае? Мирянину надо подойти к священнику, попросить послабление, чтобы для него воздержание от пищи было не таким строгим.

    Ведь смысл поста – проверка нашего духа, чтобы мы могли отрубить все второстепенное, через ограничения в пище, развлечениях стать ближе к нашему Спасителю.

    Ограничение детям


    Многие христиане стараются ограничить в еде своих детей. Но служители церкви считают, что главное — это воспитание души.

    Лучше договоритесь с ребенком о том, что в строгие дни, он меньше съест конфет, не будет смотреть телевизор.

    Такое ограничение для ребенка больший подвиг, имеющий достаточно более глубокий смысл, чем отказ от молока или мяса.

    Как готовятся к Рождеству католики


    У католиков Рождественский пост совсем не похож на православный.

    Длительность поста у католиков может составлять от 23 до 28 дней. Это зависит от количества календарных воскресений, который выпадают на период с Дня святого Андрея (30 ноября) до кануна Рождества (24 декабря).

    Еще у католиков обязательно соблюдение «адвента», когда верующие готовятся к рождению Иисуса Христа. В эти дни запрещены свадьбы, танцы, выступления театральных коллективов. Адвента длится примерно четыре недели, включая 4 воскресенья.

    Когда начинается католический Рождественский пост, в костелах устанавливается венок Адвента из еловых веток, в который вплетают свечи, а верующие соблюдают определенные обряды.


    В первое воскресенье Адвента, которое в 2018 году приходится на 2 декабря, в венке зажгут первую свечу – Свечу пророчества, символизирующую связь Ветхого и Нового заветов.

    Во второе воскресенье Адвента (9 декабря 2018 года) вместе с первой свечой зажигается вторая, Вифлеемская, в память о путешествии девы Марии и святого Иосифа в Вифлеем и о рождении Иисуса.

    16 декабря 2018 года наступит третье воскресенье Адвента, которое олицетворяет третья свеча – Свеча пастухов. Ее зажигают вместе с первыми двумя в память о пастухах, первыми пришедших поклониться младенцу Иисусу.

    И, наконец, в Сочельник (24 декабря) возжигают четвертую свечу – Свечу Ангелов, символизирующую божественную сущность Христа, и в Рождественскую ночь в венке Адвента, который располагают в храмах перед алтарем, горят все четыре свечи.

    Какого числа празднуют Рождество католики? Празднование Рождества у них выпадает на 25 декабря .

    Все верующие берут «постановление», то есть они сами назначают то, в какой еде, в каких удовольствиях будут себя ограничивать, а также, какие милосердные дела будут выполнять.

    Это значит, что они берут на себя обязательство посещать дома престарелых, помогать бедным, делать пожертвования.

    Как совместить Новый год и строгий пост?


    Календарь постного питания приходится на Новый год. Как быть тем, кто соблюдает канон? Ни в коем случае не отходить от постной пищи.

    Православные христиане не должны нарушать строгость канона употреблением вина, безудержным весельем. Ведь духовное очищение важнее телесного, так как очищение тела не приносит ничего для спасения души.

    Как встретить Новый Год, не нарушив поста? На этот вопрос развернутый ответ дает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма князя Александра Невского при МГИМО.

    Он советует на Новый приготовить постный и обычный стол. Тот, кто не придерживается поста, не должен уговаривать тех, кто соблюдает церковный канон. Это будет знаком смирения перед родными, которые соблюдают канон. Важно не конфликтовать, не ссориться, сохранять семейный мир перед Великим праздником, идти навстречу друг другу.

    Пост – это личное желание человека, поэтому важно относиться с уважением к тому, кто не соблюдает это таинство.

    Можно ли выпить шампанского? Вместе с родителями поднять бокал шампанского или вина никому не запрещается.

    Что касается веселья , гулянья с детьми, катания на санках — в этом ничего скверного. Пусть дети радуются, ведь это для них это чудо, настоящая сказка, разве можно отнять у них этот волшебный праздник?

    Запускать фейерверк на Новый год? Для детей — это веселье, поэтому, в этом тоже нет ничего плохого. Тем более, если вы объясните, что скоро придет более важный праздник. Конечно, есть, пить без меры нельзя никому, это важно помнить всем!

    Уважаемые друзья! Я постаралась ответить на все интересующие вас вопросы, относительно предстоящих праздников. Если вы хотите узнать что-то еще, я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

    Как и большинство православных событий, Рождественский пост подразумевает определенные ограничения. Необходимо соблюдать их, чтобы в будущем избежать жизненных трудностей.

    28 ноября начнется один из самых главных православных постов. Верующие за 40 дней начинают готовиться к светлому празднику Рождества Христова, соблюдая строгие ограничения в пище и совершая богоугодные дела. Соблюдение поста является древней христианской традицией. Изначально он длился 7 дней, но в 1166 году, во время правления патриарха Луки, его длительность была значительно увеличена.

    К наступлению Рождества мы через пост очищаемся телом и душой — именно это является главной целью Рождественского поста . В этот период существуют определенные запреты и ограничения. Соблюдая их, вы сможете достигнуть единения с Богом и в будущем рассчитывать на защиту и благословение Высших сил.

    Что можно делать в Рождественский пост

    В период Рождественского поста необходимо посещать храмы и благодарить Господа Бога за его помощь . Вы можете попросить о прощении грехов и помолиться за здоровье и счастье ваших близких.

    Не забывайте про богоугодные дела, которые вы должны совершать в течение 40 дней. Занимайтесь благотворительностью, не отказывайте в помощи нуждающимся и молитесь за то, чтобы каждый неверующий смог обрести веру в Высшие силы.

    Во вторник, четверг, субботу и воскресенье вы можете добавить в свой рацион рыбные блюда. В выходные дни разрешено употребление вина и приготовление пищи на растительном масле. В понедельник, среду и пятницу делать это нежелательно.

    В праздничные дни разрешено побаловать себя яствами из рыбы. Однако запрет на мясные блюда остается в силе.

    В Рождественский пост нет запретов на определенные хобби и занятия, если они не вредят окружающим. Однако священнослужители рекомендуют сократить времяпровождение перед телевизором или в интернете.

    Люди, которые не могут соблюдать пост в полной мере и нуждаются в послаблениях, должны посоветоваться со своим духовным наставником. По состоянию здоровья вы можете соблюдать пост со сниженными требованиями.

    Что нельзя делать в Рождественский пост

    В период Рождественского поста самый главный запрет накладывается на продукты из мяса, птицы, а также на блюда с содержанием молока и яиц.

    Нельзя соблюдать пост против своего желания. Эта мера является добровольной и принесет пользу только тем людям, которые сами готовы пойти на этот шаг.

    В этот период нельзя сквернословить, ругаться и обижать других людей, строить козни и совершать грехи. Любое зло обернется против вас.

    В пост необходимо воздерживаться от телесных радостей, поэтому в это время не проводятся свадьбы и венчания. По этой же причине верующим необходимо отказаться от физических контактов с противоположным полом и супружеской близости.

    Пьянство считается одним из самых тяжелых грехов . Поэтому в Рождественский пост запрещено злоупотреблять алкоголем. В праздники и выходные дни разрешено выпить красное вино, но необходимо соблюдать меру.

    Нежелательно посещение увеселительных мероприятий. Также откажитесь от просмотра развлекательных передач. В этот период нужно отказаться от развлечений и земных радостей, ведь у вас появляется прекрасная возможность заняться своим духовным развитием.

    Для большинства людей главной сложностью Рождественского поста является ограничение в питании. В зимний период человеку необходимы витамины, поэтому ваше ежедневное меню должно быть разнообразным и полезным . Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

    23.11.2017 04:46

    Православная Антипасха совпадает с началом Фоминой недели и Красной горкой. В этот день верующие соблюдают...

    I. Указания о Рождественском посте в действующем Типиконе

    В Типиконе, который используется в Русской Православной Церкви в настоящее время , содержится целый ряд указаний о том, как соблюдать Рождественский пост. Рассмотрим их подробнее.

    I. 1. Установлена 40-дневная продолжительность поста:

    Подобaетъ ведати: яко заyтра начинaемъ постъ къ Рождеству Христову, святую четыредесятницу.

    : На трапeзе утешeние брaтии великое… Аще прaздникъ Рождества Христова случится быти въ срeду, или пятокъ: разрешaемъ убо миряне на мясо, монaси на сыръ и яица… От Христова Рождества и до святыхъ Богоявлeний, никaкоже постъ, ни коленопоклонения бывaютъ.

    Таким образом, Рождественский пост начинается с 15 ноября («заутра начинаем») по юлианскому календарю (или «старому стилю» (далее «ст. ст.»); в ΧΧ-XXI вв. по григорианскому календарю, или «новому стилю» (далее «н. ст.»), эта дата соответствует 28 ноября), а 25 декабря (по ст. ст.; в ΧΧ-XXI вв. это 7 января по н. ст.) его уже нет, то есть он охватывает 16 дней ноября + 24 дня декабря (по ст. ст.), или ровно 40 дней .

    I. 2. В одни дни недели предписано поститься строже, чем в другие:

    [Глава 33, О разрешении всего лета]: Подобaетъ ведати: якw въ постъ… Христова Рождества, во вторникъ, и четвертокъ, рыбы не ядимъ, но елeй и вино точию. Въ понедельникъ, въ срeду и пятокъ ни елeа вкушaемъ, ни вина, но постимся до девятого часа, и ядимъ въ тыя дни сухоядeние. Въ субботы же и недели, ядимъ рыбы.

    [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Должни есмы въ сeй месяце сохраняти въ коейждо седмице три дни, постящеся от елeа и вина, понедельникъ, срeду и пятокъ.

    Как наиболее строгие указаны понедельник, среда и пятница: положено вкушать только раз в день, пищей должно быть «сухоядение»

    Из этих указаний следует, что наиболее строгими днями поста должны быть понедельник, среда и пятница. В перечисленные дни положено вкушать пищу только раз в день, причем пищей должно служить «сухоядение» (буквально - «невареная пища»: хлеб, соленья, сухофрукты), без растительного масла и вина. Вторник и четверг занимают промежуточное положение: растительное масло и вино дозволены. В субботу и воскресенье пост максимально ослаблен: можно есть не только растительное масло, но и рыбу.

    I. 3. Праздники отмечаются снижением строгости поста:

    [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Аще случится великий святый, въ того пaмять разрешaемъ, и творимъ за любовь святому прaздника его рaди, еже есть сего месяца 16, 25, 30 декeмвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 дeнь. Въ те бо дни, аще во вторникъ и въ четвертокъ, ядимъ рыбу. Въ понедельникъ же, въ срeду и въ пятокъ, разрешaемъ точию на елeй и вино, рыбы же не ядимъ, кроме хрaма. Аще ли единому отъ сихъ во обители хрaмъ, разрешaемъ на рыбу и вино. Введeние же Богородицы въ кийлибо дeнь случится, аще въ срeду, или пятокъ разрешaемъ и на рыбы.

    Здесь Типикон устанавливает следующие правила поста в дни праздников:

    А) на Введение Пресвятой Богородицы во Храм пост максимально ослабляется - вне зависимости от дня недели соблюдается устав суббот и воскресений (разрешается рыба);

    Б) на праздники почитаемых святых: св. апостола Матфея (16.11 ст. ст. / 29.11 н. ст.), священномученика Климента Римского (25.11 ст. ст. / 8.12 н. ст.; в этот же день бывает отдание праздника Введения), св. апостола Андрея Первозванного (30.11 ст. ст. / 13.12 н. ст.), великомученицы Варвары (4.12 ст. ст. / 17.12 н. ст.), преподобного Саввы Освященного (5.12 ст. ст. / 18.12 н. ст.), святителя Николая Мирликийского (6.12 ст. ст. / 19.12 н. ст.), праздник зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной (9.12 ст. ст. / 22.12 н. ст.), свв. пророка Даниила и отроков Вавилонских (17.12 ст. ст. / 30.12 н. ст.), священномученика Игнатия Богоносца (20.12 ст. ст. / 2.01 н. ст.), если они попадут на вторник или четверг, дозволяется рыба, а если на понедельник, среду и пятницу - растительное масло и вино;

    В) те же праздники, что и в предыдущем пункте, если они празднуются в монастыре как престольные («аще ли единому от сих во обители храм»), в отношении послабления поста приравниваются к празднику Введения (разрешается рыба в любой день).

    I. 4. Рождественский пост разделен на два или три периода:

    [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 2-е «зри»]: Нецыи же устaвы отъ 9-го числа декeмвриа повелевaютъ поститися, и на рыбы не разрешaти, кроме субботъ, и недель, и хрaма святого. Отъ 20-го же числа, дaже до 25-го, аще и суббота и неделя случится, не разрешaемъ на рыбы.

    В первой из этих двух фраз можно увидеть скрытый призыв, со ссылкой на «некоторые уставы», несколько усилить пост после праздника зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной - а именно полностью прекратить вкушение рыбы в дни с понедельника по пятницу, невзирая на памяти почитаемых святых (за исключением одних лишь престольных праздников).

    Вторую фразу нередко понимают в смысле соблюдения строгого поста в последние пять дней перед Рождеством Христовым, с 20 по 24 декабря (ст. ст.; по н. ст. - со 2 по 6 января). Однако славянское выражение «от 20-го» числа здесь следует переводить как «после 20-го», то есть исключая само 20-е число. Это следует как из предыдущей фразы (где использовано точно такое же выражение: «от 9-го» - но 9-е, несомненно, праздничный день), так и из процитированного выше эксплицитного указания об ослаблении поста 20.12, на память священномученика Игнатия Богоносца.

    I. 5. Последний день поста - «сочельник» - имеет свой особый устав пощения:

    [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 25 декабря]: При часе 7-мъ дне… начинaемъ вечeрню … По опyсте же… входимъ въ трапeзу, и ядимъ варeние со елeемъ, рыбы же не ядимъ. Вино же пиeмъ, благодаряще Бога.

    [Там же, 1-е «зри»]: Аще случится нaвечерие Христова Рождества въ субботу или неделю… литургия бывaетъ во свое врeмя… По отпущeнии же снедaемъ по уломку хлеба, и от вина вкушaемъ мaло, и отходимъ въ келлии свои. При часе же 7-мъ дне начинaемъ вечeрню… По отпyсте же… входимъ въ трапeзу и ядимъ совершeнно: рыбы же не ядимъ, но со древяномaслиемъ, и сочиво обварено, или кутию съ мeдомъ: испивaемъ же и віна въ слaву Божию: въ неимyщихъ же странaхъ пиeмъ пиво.

    Трапеза в сочельник разрешается без рыбы, но с растительным маслом и вином (либо, «в неимущих странах», пивом), однако строгость поста должна заключаться в позднем начале этой трапезы: вечером, по окончании службы, то есть примерно в 15-16 часов по современному счету времени. До этого времени положено не есть вообще ничего.

    Если же сочельник попадет на субботу или воскресенье, то после обычной утренней Литургии вместо обеда разрешается лишь съесть ломоть хлеба и выпить немного вина и дальше ждать до вечера полноценной трапезы с традиционным сочивом.

    I. 6. Указания Типикона отчасти противоречивы

    Противоречивость указаний Типикона в отношении Рождественского поста особенно ярко проявляется в несоответствии описанных в 48-й главе правил об ослаблении поста в дни памяти святых (см. пункт 3 выше) аналогичным правилам в 33-й главе:

    Подобaетъ ведати: Яко въ постъ… Христова Рожества… Аще случится святой во вторникъ, или въ четвертокъ имеяй славословие, ядимъ рыбу: Аще въ понедельникъ, подобне. Аще среда и пятокъ, разрешaемъ на елeй и вино точию: ядимъ же единою днeмъ. Аще ли святой имеяй бдение, въ срeду, или пятокъ, разрешaемъ на елeй и вино и рыбу.

    Здесь предлагается иной, по сравнению с 48-й главой, подход к определению степени празднования святых: вместо списка из конкретных дат предлагается опираться на стандартную классификацию памятей Минеи («славословие», «бдение» - ср. гл. 47 Типикона), причем уже «славословным» - то есть даже не обязательно входящим в число наиболее почитаемых - святым усваивается право делать день менее постным, а та степень торжественности, которая, согласно 48-й главе, подобает только престольным праздникам, здесь принадлежит уже всем «бденным».

    Но еще более важно в 33-й главе то, что она не считает понедельник подчеркнуто постным днем, равным среде и пятнице, и помещает его в один ряд со вторником и четвергом.

    В свою очередь, сама 48-я глава, проведя противопоставление между понедельником, средой и пятницей, с одной стороны, и менее строгими вторником и четвергом - с другой, тут же уравнивает все эти дни между собой в тех случаях, когда вместо «Бог Господь» на утрене поется «Аллилуия»:

    [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 3-е «зри»]: Аще ли случится во единъ отъ пяти днeй седмицы, еже есть от понедельника до пятка… Егдa же въ тыя дни случится Аллилyиа, творимъ единою днeмъ ясти: поeмъ же все возследование съ поклоны, якоже и въ великую четыредесятницу. Часы же поeмъ съ междочaсиемъ, без псалтири и без чтeния, и все возследование поeмъ съ поклоны, якоже во святую четыредесятницу: тогдa же и ядимъ единою днeмъ сухоядeние.

    Налицо альтернативная классификация дней по степени поста - не «понедельник, среда, пятница» (= пост строже) / «вторник и четверг» (= пост мягче), а «служба с Аллилуия » (= пост строже) / «служба с Бог Господь » (= пост мягче).

    Наконец, несколько двусмысленным выглядит упоминание «нецыих уставов» во 2-м «зри» той же главы Типикона: остается недосказанным, что же все-таки думают сами составители устава относительно практики усиливать пост после праздника Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной? Побуждают ли они читателя ориентироваться на эту практику или просто информируют о ней?

    I. 7. Указания Типикона имеют в виду монахов:

    При внимательном чтении не остается сомнений, что предписания Типикона о мере поста, времени и составе трапезы и т.д. относятся по преимуществу к монашествующим. Все рассуждения о посте отнесены к «братии», то есть монахах, постоянно проживающих в монастыре. Описательное обозначение престольных праздников: «Аще во обители [есть одноименный] храм», также указывает только на монастырь. О мирянах Типикон вспоминает лишь в указании о полной отмене поста в сам день Рождества Христова:

    Аще прaздникъ Рождества Христова случится быти въ срeду, или пятокъ: разрешaемъ убо миряне на мясо…

    Таким образом, несмотря на детально проработанный устав Рождественского поста в принятом ныне в Русской Церкви Типиконе, в котором есть место и дням строгого пощения, и многочисленным послаблениям постовой дисциплины по различным поводам, при внимательном его чтении возникают несколько вопросов: как возник этот устав; можно ли объяснить содержащиеся в нем противоречия; почему пост имеет несколько этапов; насколько его устав применим к условиям жизни в миру? А также: как в действительности постились на Руси (коль скоро пищевые предписания Типикона в целом основаны на традициях Византии, располагавшейся гораздо южнее Киева, а тем более Москвы)?

    II. Возникновение и развитие Рождественского поста

    По мнению И.Д. Мансветова, выдающегося русского ученого, профессора гомилетики, литургики и церковной археологии Московской духовной академии († 1885), «зерном или точкою отправления, из которого выродился пост предрождественский, был канун Богоявления» . Это предположение выглядит очень правдоподобным. Во-первых, Рождество Христово и Богоявление изначально составляли единый праздник; во-вторых, пост в богоявленский сочельник - действительно древний, и существует он до сих пор. Без сомнения, образцом для этого поста послужил раннехристианский пасхальный пост, заключавшийся в воздержании от какой-либо пищи в течение суток или более . С разделением Рождества и Богоявления на два самостоятельных праздника Рождество сохранило общий строй богоявленского богослужения и приобрело свой собственный сочельник. Спустя какое-то время перед этим сочельником и установились несколько дней подготовительного поста, подобно тому как перед раннехристианским пасхальным одно- (или двух-) дневным постом уже в IV веке возник многодневный Великий.

    Так, уже святитель Иоанн Златоуст в одном из своих слов, произнесенном в Антиохии в 386 году, свидетельствует о приготовлениях к Рождеству Христову, начинавшихся за пять дней до праздника:

    О блаженном Филогонии… Сказано за пять дней до Рождества Христова [= CPG № 4319]: Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уверен, что многие в тот день непременно придут и приступят к этой духовной Жертве. Итак, чтобы нам сделать это не к вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать .

    В этих словах обычно усматривают указание на существование пятидневного поста перед Рождеством Христовым уже в начале V века. Скорее всего такая интерпретация вполне верна; впрочем, святитель все-таки прямо не говорит о воздержании от пищи. Он лишь сетует на то, что его слушатели «за несколько дней до наступления праздника вынимают из сундуков самое лучшее платье и приводят его в порядок, покупают обувь, делают обильнейшие запасы для стола, придумывают множество всяких приготовлений и всячески наряжают и украшают самих себя» , призывая вместо всего этого очистить свою душу и примириться с обидчиками.

    С V века на латинском Западе постепенно развиваются обычаи, связанные с соблюдением Адвента (букв. Пришествие) - периода подготовки к празднованию Рождества, с особыми богослужениями, соблюдением поста (первоначально - в выборочные дни, позднее весь Адвент либо только в его первую неделю), введенным в ΧΙ веке запретом на заключение браков в этот период .

    Традиция поститься сорок, а не пять дней перед Рождеством Христовым - явно старше XII и даже X века

    На Востоке же полностью однозначные свидетельства о Рождественском посте относятся только к IX-X векам. Особенно ценна информация о практиках Константинополя и Палестины, поскольку именно они легли в основу последующей православной традиции. В Константинополе о посте перед праздником Рождества Христова мимоходом упоминается в «Томосе единения», знаменитом соборном документе 920 года, посвященном проблеме повторных браков и вошедшем в корпус канонического права Православной Церкви: «…дню Рождества Христа и Бога нашего… [как и двум другим праздникам: Пасхе и Успению]… предшествует пост» . К сожалению, этим упоминание и ограничивается, продолжительность поста не уточнена. Зато в палестинском календаре церковных праздников, сохранившемся в рукописи Sinait. geo. 34, X в., пост перед Рождеством предписано начинать уже 30 октября, что говорит о его продолжительности в целых 8 недель; впрочем, здесь этот пост - лишь один из целого ряда подобных 8-недельных постов перед другими праздниками (фактически они обнимают собой весь год целиком ), что ставит под сомнение его исполнение на практике.

    Впрочем, существуют тексты, претендующие на бо льшую древность, чем «Томос единения», и упоминающие Рождественский пост, - это сборник канонов, приписываемых святителю Никифору Исповеднику, патриарху Константинопольскому († 828), а также некоторые тексты, надписанные именем Анастасия Синаита (это имя носили два Антиохийских патриарха VI и начала VII века соответственно, а также игумен Синайского монастыря VII века; все они прославлены в лике святых, но особенно известен третий из них). Однако каноны, приписываемые святителю Никифору Исповеднику, в действительности ему не принадлежат и подписаны его именем ради убедительности; ядро сборника этих канонов сложилось только на рубеже X-XI веков и затем многократно дополнялось. На то, что эти каноны не подлинны, указывают, во-первых, их большая вариативность в рукописях , а во-вторых, полное отсутствие ссылок на них в трудах главных византийских знатоков канонического права: Алексия Аристина, Иоанна Зонары и Феодора Вальсамона .

    Более того, Феодору Вальсамону (ок. 1140 - † после 1199), в конце жизни номинально являвшемуся патриархом Антиохийским (1193-1199; территория Антиохийского Патриархата находилась в то время под властью крестоносцев, а сам Феодор постоянно проживал в Константинополе), приходилось прямо признавать, что в его время не существовало древних канонов, упоминавших Рождественский и Петров посты, каковые, следовательно, «не были переданы канонически божественными отцами» . В комментарии на 69-е апостольское правило он говорит: «Заметь же из настоящего правила, что в строгом смысле слова существует [только] один сорокадневный пост, относящийся к Пасхе, - ведь если бы были и другие, правило упомянуло бы их тоже. Однако хоть мы и постимся [также] в другие посты, относящиеся к [праздникам]: святых апостолов, Успения [Пре]святой Богородицы и Рождества Христова, мы не подвергнемся за это стыду» .

    В отношении же упоминаний Рождественского поста в произведениях, носящих имя Анастасия Синаита, выясняется, что их невозможно датировать VI или VII веками. Одно из этих упоминаний содержится в расширенной версии подлинного произведения преподобного Анастасия - «Вопросах и ответах». В оригинальном тексте один из вопросоответов посвящен теме поста ; в позднейших рукописях он был существенно дополнен многочисленными выписками из различных источников, включая ссылки на Ветхий Завет и утверждение о необходимости соблюдать трижды в году сорокадневный пост во исполнение ветхозаветной заповеди о трех главных праздниках . Об этом утверждении знал уже преподобный Никон Черногорец († после 1097), который процитировал его в своем труде, одновременно высказав сомнения в том, что оно принадлежит преподобному Анастасию .

    Дальнейшее развитие утверждение «о трех святых четыредесятницах» получило в одноименном сочинении, приписываемом в одних рукописях «преподобному Анастасию Синаиту», а в других - «патриарху Анастасию Синаиту» . Это сочинение не может принадлежать ни тому, ни другому: в нем упоминаются «семь Вселенских Соборов» (то есть оно точно не старше конца VIII века) и содержатся цитата из расширенного варианта вопросоответов преподобного Анастасия Синаита (причем под именем святителя Иоанна Златоуста!) и даже, видимо, скрытая отсылка к постановлениям Константинопольского патриарха Николая ΙΙΙ Грамматика (занимал кафедру в 1084-1111 гг.); поэтому уже проф. И.Д. Мансветов указывал, что это сочинение не старше конца ΧΙ века . Установление малых постов здесь приписано непосредственно апостолам . В частности, Рождественский пост в этом сочинении представлен как исполнение просьбы апостола Филиппа, который якобы нарушил заповедь Божию, когда во время своей казни подверг мучителей проклятию, отчего был лишен на сорок дней доступа в рай, на протяжении которых попросил поститься за него, - все это, разумеется, представляет собой чистой воды апокриф.

    Тем не менее сочинение получило распространение - как и расширенная версия вопросоответа преподобного Анастасия Синаита о постах. Феодор Вальсамон уже опирается на какой-то из этих двух текстов в своем послании жителям Антиохии . Здесь он развивает мысль о том, что христианские посты являются исполнением заповедей Пятикнижия - только вместо трех говорит уже о пяти таких постах: перед праздниками Пасхи, Апостолов, Преображения, Успения и Рождества Христова. Первый из этих постов является четыредесятницей в каноническом смысле слова, а остальные, по его мнению, обязаны быть как минимум пятидневными, однако он замечает, что «в царствующем граде [Константинополе] монашествующие и многие из проживающих в этом [городе мирян]… перед Рождеством Христа и Бога соблюдают сорокадневный пост», и советует взять эту практику за образец .

    Феодор Вальсамон: «Обязательно поститься в течение пяти дней; те, кто этого не делает, отлучаются от общения православных христиан»

    Ту же мысль Вальсамон высказывает и в других своих сочинениях. Так, в комментарии к 3-му вопросоответу патриарха Константинопольского Николая Грамматика он пишет:

    «Я, рассмотрев… откуда и как были установлены два указанных поста - а именно [посты перед] Успением [Пре]святой Богородицы и Рождеством Христа и Бога нашего, а также еще и пост, совершаемый перед праздником святых Апостолов, и пост перед Преображением - и обязаны ли мы [с канонической точки зрения] их соблюдать и в течение какого количества дней, установил, что само их [соблюдение] является обязательным, но продолжительность [этих постов] - не для всех одна и та же, как в случае с Великой Четыредесятницей. Напротив, перед указанными праздниками все [вообще] верные - и миряне, и монахи - обязательно должны поститься в течение [только] пяти дней, причем те, кто этого не делает, отлучаются от общения православных христиан; монахи же, подчиняющиеся ктиторским Типиконам [своих монастырей], должны поститься дольше, а именно [начинать посты сразу] после [Недели] Всех святых и после 14 ноября, и [во всем] должны точно следовать своим ктиторским Типиконам, ибо это канонично и спасительно. Ну, а миряне, добровольно постящиеся таким же [образом], достойны благодарности» .

    А на вопрос патриарха Александрийского Марка III: «Являются ли обязательными посты [перед] праздниками святых апостолов, и Христова Рождества и Успения [Пре]святой Богородицы, и [Преображения] Спасителя, или же [их несоблюдение] простительно и не имеет значения?» (вопрос 55) Вальсамон отвечает:

    «Необходимо соблюдать посты перед следующими четырьмя праздниками: святых апостолов, Рождества Христова, Преображения Христа Бога нашего и Успения Пресвятой Богородицы, но только пятидневные, ибо сорокадневным [обязан быть] только единственный пост, относящийся к святой и великой Пасхе. Но если кто-то постится больше пяти дней перед праздником святых апостолов и праздником Рождества Христова - либо по собственному желанию, либо по предписанию ктиторских Типиконов - не подвергнется за это стыду… Те же, кто не постятся перед каждым из этих четырех праздников [хотя бы в рамках] обязательного для всех [количества дней], должны подвергаться исправлению посредством большой епитимии» .

    «Ктиторские Типиконы», о которых упоминает Вальсамон, представляли собой уставные документы различных византийских монастырей. В них Рождественский пост имел сорокадневную продолжительность уже как минимум с конца IX века. Так, в студийском Ипотипосисе 2-й половины IX века этот пост назван «Филипповым» - иными словами, он должен начинаться сразу после 14 ноября и, тем самым, продолжаться ровно 40 дней . Однако не все дни этого периода еще считались вполне постными. Под «постными» днями студийский Ипотипосис понимал не весь период Рождественского поста, но только те его дни, когда не отменялась служба часов; в дни же праздников, почитаемых святых, суббот и воскресений Ипотипосис дозволял вкушать не только рыбу, но и молочное и яйца. Особняком стоял сочельник Рождества, когда, согласно студийскому Синаксарю, после вечерни и Литургии на трапезе предлагалась рыба, без молочного (а если сочельник выпадал на субботу и воскресенье, то утром в этот день, после обычной Литургии, предлагалась еще и дополнительная трапеза, состоявшая из сочива, хлеба и вина) .

    В более поздних Типиконах прослеживается тенденция к увеличению строгости Рождественского поста. Так, если в оригинальном студийском Ипотипосисе постные дни этого периода имеют две трапезы, с двумя блюдами - из овощей, с растительным маслом, и из бобовых, без масла, - и двумя чашами вина, то уже в его чуть более поздней переделке, осуществленной в монастырях Южной Италии, говорится лишь об одной трапезе в такие дни . А в составленном в конце Χ века Диатипосисе преподобного Афанасия Афонского, также представляющем собой переделку студийского Ипотипосиса, к предписанию об одной трапезе в постные дни добавляется запрет на вкушение растительного масла и вина по понедельникам, средам и пятницам (по сравнению со студийским Ипотипосисом, это иная классификация строго постных и менее постных дней; в последующих уставах могут встречаться обе, ср. пункт Ι.6 выше).

    Со 2-й половины ΧΙ века в Византии набрало силу движение за обновление и возрождение монашеской жизни, одним из главных представителей которого был Евергетидский монастырь в Константинополе. В Евергетидском и зависящих от него Типиконах окончательно исчезают оговорки о возможности вкушать молочное в праздничные дни Рождественского поста, вкушение рыбы ограничивается узким кругом праздников, из которых исключается вечер сочельника (а при совпадении сочельника с субботой или воскресеньем вместо сочива предлагается вкушать только хлеб).

    Константинопольские патриархи, поддерживавшие «евергетидское» (название во многом условно) движение, уже считали необходимым распространить сорокадневный пост на всех вообще христиан. Об этом писал в своем послании царю патриарх Михаил ΙΙ Куркуас (Оксеит) (занимал кафедру в 1143-1146 гг.), а патриарх Лука Хрисоверг (занимал кафедру с 1156 по 1169 гг.), согласно Феодору Вальсамону, при обсуждении этого вопроса высказался так:

    «[Коль скоро], как сказал сам святейший патриарх, продолжительность [Успенского] поста и поста, который бывает перед Рождеством Христовым, не указана в каком-либо письменном [источнике], нам следует придерживаться неписанного церковного предания и соблюдать пост [перед Успением] после 1 августа, а [перед Рождеством] - после 14 ноября. Если же телесные болезни не позволяют [кому-либо] поститься, то с разрешения епископа указанное [количество] дней может быть сокращено, ибо такой [подход] также следует из неписанного церковного предания» .

    Постепенно эта линия и возобладала. На Руси изменения правил пощения поначалу встретили сопротивление (но не в отношении продолжительности постов - которая, в силу изначальной ориентации Руси на монашескую традицию, скорее всего уже соответствовала указаниям Студийского устава, - а в отношении отмены поста в праздники ), однако постепенно сделались общепринятой нормой. С введением Иерусалимского устава, в котором изложен примерно такой же устав о Рождественском посте, что и в Типиконах «евергетидского» направления, старые практики были окончательно оставлены.

    Впрочем, какие-то следы последних все-таки сохранялись: например, в Типиконе монастыря святого Иоанна Крестителя на горе Меникио , составленном в 1332 году, лишь после праздника святителя Николая монашествующим предписано переходить на режим питания один раз в день ; иными словами, первая половина поста проходила еще согласно старой студийской практике, и только вторая - согласно более поздним и более строгим традициям. Фактически наследием студийской традиции - возможно, еще со времен Киевской Руси - является украинский обычай готовить в рождественский сочельник так называемые «двенадцать блюд»: «кутю» (сочиво), постные вареники, постный борщ с грибами и т.д., но также и жареную рыбу .

    Неизвестно, как следует оценивать современную практику Элладской и других греческих Церквей, где Рождественский пост продолжается сорок дней в монастырях, а в миру - только неделю : как наследие старых византийских традиций или как позднейшее послабление . В Русской Церкви, которая всю свою историю ориентировалась на монашескую традицию, такая практика не засвидетельствована.

    III. Устав о Рождественском посте в современном Типиконе
    в свете данных дониконовских изданий

    Мы уже видели, что указания современного русского Типикона о Рождественском посте относятся к двум различным разделам книги: Месяцеслову (глава под 14 ноября) и дисциплинарному уставу (глава «О разрешении всего лета»), причем между ними имеются некоторые противоречия. То же наблюдается и в дониконовских изданиях «Ока церковного».

    Указания о посте в составе Месяцеслова там - почти в точности те же, что и в современном Типиконе, причем вместо дат праздников (см. выше, I.3. Б ) имена почитаемых святых указаны явным образом . Единственное отличие - исключение из послениконовской редакции устава небольшой главы о переносе памятей наиболее почитаемых святых с понедельника, среды и пятницы на соседние дни ради того, чтобы можно было вкушать в эти праздники рыбу .

    Что же касается дисциплинарного устава, то в его содержании наблюдаются очень существенные различия. В двух из трех дониконовских изданиях (исключение составляет «Око…» 1633 г.) Рождественскому посту посвящены не один, а целых три параграфа в дисциплинарном уставе. Первый параграф предлагает разные уровни разрешения поста в зависимости от знака празднуемого святого ; второй говорит о делении Рождественского поста на два периода - до памяти святителя Николая и после нее ; третий касается темы различия меры поста у монахов и у мирян .

    Поскольку в послениконовском Типиконе имеется только первый параграф из этих трех (видимо, под влиянием издания 1633 г.), начать следует с него. Дониконовское «Око церковное» предлагает следующую классификацию праздников: без особого празднования, с полиелеем, с бдением, престольный праздник. Уже одно это - праздники начинаются не со «славословия», а с полиелея, и сама классификация содержит больше градаций - выглядит логичнее, чем указания в отредактированном уставе. Сами указания о мере поста в различные дни недели в зависимости от статуса праздника следующие:

    - день без особого праздника

    пн - сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером

    вт, чт - дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

    ср, пт - сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером

    - полиелей

    пн - дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

    ср, пт - дозволяется только вино, без растительного масла, трапеза дважды в день

    - бдение

    пн - дозволяется рыба, трапеза дважды в день

    вт, чт - дозволяется рыба, трапеза дважды в день

    ср, пт - дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

    - престольный праздник

    в любой день недели - дозволяется рыба, трапеза дважды в день

    Эти указания не противоречат предписаниям в Месяцеслове: понедельник не поставлен в один ряд со вторником и четвергом, рыба по-прежнему разрешается только на престольные праздники. Таким образом, можно утверждать, что наиболее яркие противоречия в ныне действующем Типиконе (см. пункт Ι.6 выше) применительно к указаниям о Рождественском посте обусловлены неудачной редактурой дисциплинарного устава.

    Далее, во втором параграфе дисциплинарного устава из дониконовских изданий «Ока церковного» содержится правило о том, что в первую половину поста, до памяти святителя Николы, по вторникам и четвергам все-таки разрешено вкушение рыбы; лишь вторая половина поста проходит по всем изложенным в других разделах «Ока…» строгим правилам. Выше мы упоминали присутствие аналогичных указаний в одном из византийских уставов XIV века (Типикон св. Иоанна Крестителя на горе Меникио). Можно сделать вывод о том, что деление Рождественского поста на два периода - менее строгий и более строгий - было для Руси традиционным и восходит к обычаям еще византийской эпохи.

    Наконец, в третьем параграфе дисциплинарного устава из «Ока церковного», касающемся темы Рождественского поста, монахам предписывается есть в этот пост рыбу только по субботам и воскресеньям, а мирянам дозволено делать это также по вторникам и четвергам. Очевидным образом, здесь наблюдается противоречие изложенным выше указаниям, но внимания заслуживает не оно само по себе, а рекомендации о том, как соблюдать пост мирянам в сравнении с монахами. Вопреки ожиданиям, эти рекомендации сводятся не к призыву ослабить пост находящимся в миру, но, напротив, усилить его - находящимся в монастыре.

    Помимо изданий «Ока церковного» необходимо остановиться еще на одном источнике - так называемом Малом уставе (или Уставе о домашней молитве), книге о келейной молитве, поклонах и постах, обладающей большим авторитетом в старообрядческой среде . Сама эта книга сложилась уже в послениконовскую эпоху, но ее указания составлены на основе Большого устава, то есть «Ока церковного» 1641 года, Соловецкого устава (= Обиходник Соловецкого монастыря, ходивший в большом числе рукописных копий), уставных глав из дониконовских изданий различных книг. В частности, о Рождественском посте здесь говорится в главе 32. Сначала, со ссылкой на «Устав большой», описан уже хорошо знакомый нам устав: в первую половину поста, до святителя Николы, предписано сухоядение по понедельникам, средам и пятницам и вкушение рыбы в остальные дни; во вторую половину поста рыба оставлена для суббот и воскресений, а для вторников и четвергов - только масло и вино (понедельники, среды и пятницы продолжают отмечаться сухоядением). Затем дается указание из «Номоканона» и «Статьи о христианском житии» - оба эти текста проникли в состав московских церковных книг из книг южно- и западнорусской печати только в 1640-е годы - о возможности вкушения масла и вина также и по понедельникам.

    Но затем в Малом уставе приводится выписка из Соловецкого устава, где в понедельники, среды и пятницы разрешается есть «щи», то есть овощную похлебку, и еще два блюда: по средам и пятницам оба холодные (именно так понималось на Руси предписание о «сухоядении»: как пусть даже сваренная, но остывшая еда), а по понедельникам - одно горячее, а другое холодное. После праздника святителя Николы рыбу по субботам и воскресеньям заменяют «пласти», то есть сушеная рыба, устав понедельников (одно горячее блюдо, другое холодное) переходит на вторники и четверги, а понедельники начинают соблюдаться по уставу среды и пятницы. Последние же пять дней поста суббота и воскресенье сохраняют разрешение только на растительное масло, а во все прочие дни - сухоядение. По сравнению с византийскими правилами, включая их изложение в «Оке церковном», Соловецкий устав выглядит более мягким: каждый день - горячая похлебка, и блюд вместо одного - два. Однако именно он лучше подходит для нужд сурового климата Русского Севера, сохраняя при этом всю необходимую строгость. При этом в нем отсутствует упоминание о частом употреблении вина, что для Руси, в отличие от Византии, не было свойственно. Роль вина, которое византийские монахи употребляли не ради опьянения, а из-за содержащихся в нем полезных веществ, на Руси выполняли продукты из ягод и т.п. Соловецкий устав ближе всего стоит к реальной практике пощения на Руси.

    IV. Практическое применение устава о посте: некоторые замечания

    Завершая анализ уставных указаний о Рождественском посте, прежде всего необходимо сделать следующее замечание. Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (см. выше Ι.3.Б ), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно - в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19.11 ст. ст. / 2.12 н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23.11 ст. ст. / 6.12 н. ст.), освящения церкви великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26.11 ст. ст. / 9.12 н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27.11 ст. ст. / 10.12 н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова) (28.11 ст. ст. / 11.12 н. ст.), священномученика Илариона Верейского (15.12 ст. ст. / 28.12 н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20.12 ст. ст. / 2.01 н. ст.; совпадает с памятью святого Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21.12 ст. ст. / 3.01 н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти великомученицы Екатерины (24.11 ст. ст. / 7.12 н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12.12 ст. ст. / 25.12 н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников - Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13.12 ст. ст. / 26.12 н. ст.), - хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых. В сумме с уже упомянутыми в самом Типиконе памятями получится около 20 дней, то есть ровно половина от всей продолжительности поста!

    Из сказанного следует, что даже по строгой букве устава в наступающий Рождественский пост 2017 года мирянам нельзя вкушать рыбу лишь в следующие дни (по новому стилю): 29 ноября, 6, 8, 13, 15, 20, 21, 22, 27, 29 декабря и с 1 по 6 января. При этом и среди перечисленных дат - немало праздничных, в которые могут быть сделаны те или иные послабления, так что наиболее строгий пост сохраняется лишь для четырех дней декабря: 15, 27, 29 (пища один раз в день, без масла) и 21 (пища с маслом), а также нескольких дней января (насчет их числа могут быть разногласия).

    Еще одно, более существенное замечание касается самого понятия «пост». За многие века существования христианства это понятие претерпело серьезную трансформацию. Когда-то в древней Церкви соответствующим словом обозначали полный отказ от пищи в течение дня, до вечера, а вечером - вкушение как можно меньшего ее количества (ради чего и появилось, например, правило о том, что еда в дни строгого поста подается холодной, то есть менее привлекательной). Неупотребление же скоромных продуктов считалось простым «воздержанием». Как еще писал преподобный Никон Черногорец, «Ино есть пост и ино - воздержание. И пост убо есть еже не коснутися отнюдь ни коей снеди весь день… Воздержание же … подобает всегда хотящим спастися» (Тактикон, Слово 10-е).

    Как мы увидели, с развитием монастырских уставов периоды воздержания, в смысле диеты без скоромных блюд, становились длиннее. Но одновременно из-за увеличения числа праздников становилось все меньше по-настоящему постных дней, когда пищу на протяжении целого дня вообще не вкушали. К настоящему времени таких дней даже по букве устава осталось совсем немного (например, выше были перечислены такие дни в наступающем декабре: их всего четыре!), а на практике под «постом» давно понимается только изменение состава блюд, но не их количества. Такое воздержание - в свете мягких, как было показано, предписаний Типикона о Рождественском посте - без особых сложностей может быть соблюдено кем угодно (разумеется, за исключением тех, кто имеет объективные медицинские противопоказания), особенно с учетом сказанного о нем преподобным Никоном Черногорцем. Но следует помнить, что пост предполагает нечто большее.

    28 ноября у православных верующих начался последний из четырех многодневных постов года - сорокадневный Рождественский, или Филиппов пост. "Рождественский" - официальное церковное название зимнего поста, ведь он готовит к празднику Рождества Христова. А вот "Филиппов пост", или даже "филипки" - название народное, связанное с тем, что накануне, 27 ноября, Церковь отмечает день памяти апостола Филиппа.

    Но почему Рождественский пост сорокадневный? Принято говорить, что "сорок" - число сакральное: Моисей сорок лет водил еврейский народ по безводной пустыне, сорок дней и сорок ночей Иисус постился в пустыне - перед тем, как явить Себя миру и начать путь служения людям. Ровно сорок дней Воскресший Иисус является людям - до Своего Вознесения. И это не единственные примеры, но я сейчас приведу еще один из совершенно другого ряда: именно сорок недель, как считают физиологи, идеальный срок для развития человеческого эмбриона, идеальной срок беременности. То есть именно сорок недель необходимы для полноценного созревания человека перед рождением. Нелепо наделять цифру магическими свойствами, но, безусловно, здесь явление глубочайшего смысла, пусть нами и до конца не понятого. Можно только констатировать: Церковь, всегда чутко и крайне внимательно подходившая и к вопросам человеческого духа, и к свойствам человеческой плоти, определила Рождественскому посту длиться сорок дней. Заканчивается Рождественский пост 6 января, в Рождественский сочельник - день самого строго воздержания.

    Накануне праздника Рождества Христова и в сам день праздника в храмах часто звучит образный призыв священников: "Пусть наши сердца станут теми самыми яслями, где рождается Младенец Иисус". И сорок дней Рождественского поста не просто время ограничений - в пище, увеселениях, это время нашего созревания к тому, чтобы встретить родившегося Христа. Непростой, долгий путь, и подобно тому, как еврейский народ сорок лет мучительно возвращался из египетского плена на свою Родину, учась быть свободным, так и пост - это путь возвращения человека к свободе из рабства греху и страстям. Возвращение человека к своей духовной Родине - к Богу. Во время поста Церковь напоминает нам о глубоком смысле такой аналогии.

    Что нельзя есть в Рождественский пост? А что можно?

    Хотя священники не устают объяснять: пост не диета, смысл поста не в аскетических упражнениях по укрощению плоти, воздержание только средство для того, чтобы подчинить свое телесное духовному, а главная цель - возвращение к Богу, воспитание в себе любви к ближнему, нам проще начинать свой пост, когда ограничения четко сформулированы.

    Итак, существуют различные степени строгости соблюдения пищевого поста: монастырский устав (он тоже бывает разной степени строгости) и ограничения, накладываемые на себя мирянами по благословению священника.

    Самое строгое воздержание: "сухоядение" (отказ от вареной пищи) по понедельникам, средам и пятницам, во вторник же и четверг к вареной пище разрешается вино и растительное масло. Употребление рыбы разрешается в субботу и воскресенье, а также в дни церковных праздников. В последнюю неделю Рождественского поста со 2 января по 6 января рыба запрещена даже в субботу и воскресенье. Самый строгий пост 6 января, в Рождественский сочельник, когда позволяется есть только "сочиво" - блюдо из зерен пшеницы, да и то только "после первой звезды".

    Монастырский устав трудно применим для работающих или нездоровых людей. Поэтому верующие, живущие обычной жизнью современного человека, накладывают на себя такие ограничения: в пищевом режиме отказываются от употребления мяса, сливочного масла, молока, сыра, сметаны, яиц, птицы, алкоголя, рыбу едят во все дни, кроме среды и пятницы. Послабления существуют для детей, беременных женщин, кормящих матерей, учащихся, людей много и интенсивно работающих. Но без участия в богослужении пост всего лишь упражнения гастрономического толка.

    Другие ограничения, что еще нельзя в Рождественский пост?

    Кроме пищевых ограничений пост накладывается и на развлечения: обычно верующие осознанно отказываются от просмотра увеселительных передач, последние годы принято выходить из социальных сетей. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям твоей второй половины.

    Приняв решение соблюдать пост, важно понимать, что смысл поста не в самом ограничении пищи и не в отказе от плотских удовольствий - все это только средство для главного: возвращения нас из круговерти повседневной жизни к нашему Творцу - к Богу. Поэтому в пост так важна молитва (без нее все бессмысленно), так необходимо покаянное чувство, осознание своей немощности, проявления любви и понимания к ближним, помощь нуждающимся, добрые дела.

    Надо помнить, что пост нельзя навязывать, им нелепо кичиться. Пост - это изменение центра нашей жизни: не наше "я", не услаждение нашей телесности становится главным, а дух, укрощенный постом и обращающийся к своему Отцу - Богу. Пост - это трудный путь, и пройти сорок дней без срывов, не опираясь на помощь Божьей Благодати, невозможно. Поэтому так важно участие в богослужениях и Таинствах Церкви - Исповеди, Причащении.

    Кстати, само слово "пост" происходит от древнегерманского "fasta", означающего "твердый, крепкий, постоянный", и это подсказывает нам, что решение об ограничении себя в пище и удовольствиях требует от человека не только осознанности, понимания, ради чего он это делает, но и последовательности, верности.

    Как был установлен Рождественский пост?

    Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

    Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

    Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

    Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

    Зачем установлен Рождественский пост?

    Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

    Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

    По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

    “Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

    По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

    Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

    Когда начали праздновать Рождество Христово?

    Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

    Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

    В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

    Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

    С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

    Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

    В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

    Как питаться в Рождественский пост?

    Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

    Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

    От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

    Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

    Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

    Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

    Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

    Вы прочитали статью Рождественский пост в 2019 году . Возможно, Вам будет интересно узнать.