Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Зачем нужно знать конституцию рф. Образовательный портал - все для студента юриста. Закон о прокуратуре

    Зачем нужно знать конституцию рф. Образовательный портал - все для студента юриста. Закон о прокуратуре

    Нет, я не за то, чтобы менять конституцию. Я за стабильность. Но ведь всё рано или поздно меняется, когда-нибудь сменится и конституция (если, конечно, раньше всё не изменится настолько, что не будет уже нникаких конституций). И к этому времени все возможные варианты должны быть взвешены и обсуждены. А ведь никто не знает, когда это время придет, может быть, очень скоро. Это не должно застать нас врасплох.

    Самое главное, я думаю, в новой конституции должно быть строго регламентировано использование армии и других органов насилия. А то есть законы о чрезвычайном положении - как его вводить, какие ограничения прав оно влечет; есть международные законы о том, как объявлять войну и как ее вести; но всё это ничего не стоит, потому что нет законов, запрещающих стрелять, когда ни война, ни чрезвычайное положение не объявлены.

    Возможно, Россия станет монархией? Лично я против. Пусть президент носит шапку Мономаха или корону, украшенную громадными фианитами, пусть будут свирепые законы об оскорблении величества, но вмешиваться в государственные дела президент должен как можно меньше. Конечно, никакая конституция не может предотвратить превращение собственной его величества канцелярии из органа для закупки бумаги, карандашей и чернил в орган, реально управляющий страной; но надо хотя бы постараться защититься от этого: бюджет канцелярии утверждается парламентом, а все сотрудники подведомствены правительству. Президент назначает членов президентского совета - консультативного органа из наиболее уважаемых людей - и больше никого.

    Единственная функция президента (кроме декоративных) - принимать решение, когда члены парламента не могут договориться, а решение нужно обязательно. Президент утверждает законы и назначения высших чиновников, осуществляемые парламентом, причем квалифицированное большинство легко преодолевает президентское вето; но если парламент забуксовал (и только в этом случае), президент может предложить ему кандидатуру, а в крайнем случае даже назначить и.о. Но все указы президента могут быть отменены парламентом (наверное, только квалифицированным большинством).

    Еще одна функция президента - поддержание мира: он может и должен выступать посредником в любых конфликтах внутри государства и международных, и не бояться при этом демонстрацией смирения унизить корону.

    Вице-президент в строго оговоренных случаях замещает президента, а в остальное время наблюдает за соблюдением прав человека: раз уж мы привыкли в затруднительных случаях жаловаться начальству, то вот он - высший начальник, которому можно пожаловаться. Кандидат, проигравший президентские выборы, но обогнавший всех остальных проигравших кандитатов, становится вторым вице-президентом, с теми же правами кроме права замещать президента.

    Для выборов в парламент кроме знакомых нам списков и одномандатных округов возможны менее знакомые промежуточные варианты: многомандатные округа (как было в первый Совет Федерации), региональные списки (к которым постепенно приближается Дума), а также Германский вариант, когда в одномандадтном округе может не пройти кандидат, собравший в нем наибольшее число голосов, т.к. общее число депутатов от партии должно соответствовать общему числу поданных за нее голосов (тут возможно два подварианта: либо учитывать голоса за всех ее кандидатов, либо, как в Германии, голоса за партию подаются отдельно, так что человек может проголосовать не обязательно за кандидата партии, за которую он проголосовал). Возможны и многоступенчатые выборы, как в СССР до 1936 г.: в местный совет выбирали людей, которых избиратели знали лично по работе (выборы шли по предприятиям - это пытались возродить в 1989 г.), в областной совет выбирали депутаты местных советов, выбирали товарищей лично им знакомых по работе в местном совете, а депутаты областного совета так же выбирали в верховный (называвшийся тогда ЦИКом); причем выборы совета высшего уровня происходили на съезде депутатов предыдущего уровня. Мне почему-то кажется, что смешанная система, когда разные члены одного и того же органа выбираются разными способами, - самая неудачная. Я думаю, что в верхней палате должно быть немного депутатов, человек сорок, и тогда выбирать их вполне можно по спискам: при таком количестве обезличивания не будет, все кандидаты будут узнаваемы в лицо. Верхняя палата осуществляет персональные назначения (премьер-министра, верховного главнокомандующего и др.) и утверждает законы, разработанные нижней, с этим сорок человек справятся. А нижняя палата, разрабатывающая законы и бюджет, могла бы состоять из представителей парламентов субъектов федерации (ничего, что обычно в федеративных государствах бывает наоборот). Конечно, выборы по одномандатным округам (в т.ч. президентские) должны проводиться в два тура; в редких случаях может понадобиться и третий тур, потому что во второй должны проходить не обязательно два кандидата, а такое их минимальное число, чтобы суммарное количество поданных за них голосов превышало 50%.

    На каждых выборах избиратели не только избирают депутатов и т.п. на будущее, но и ставят оценку избранным в прошлый раз.

    Референдумы объявляются для решения спорных вопросов; например, если парламент не может преодолеть вето президента, то он может обратиться к народу (решение которого имеет наивысшую силу).

    Прошедший век стал веком демократии и ясно показал опасности популизма. Предлагаются разные способы уменьшения этого эффекта: многоступенчатые выборы, пожизненное избрание (или назначение) на некоторые должности, образовательный ценз для допуска до некоторых выборов, возможность легально продавать и покупать голоса (кто-то даже предложил таксу: 500 руб. за отказ от голосования, 2 тыс. руб. за дополнительный голос, 20 тыс. руб. за второй дополнительный голос, 200 тыс. руб. за третий и т.д.). Возможно избрание палаты налогоплательщиков, утверждающей бюджет, при выборах которой вес избирателя пропорционален уплаченным им налогам. А члены сената, назначающего и смещающего федеральных судей, а также имеющего право экспертизы законопроектов, могут избираться пожизненно, причем список кандидатов фильтруется верхней палатой парламента.

    И конечно, максимум власти местным органам (назовите их хоть советами, хоть земствами). Не подчинение органов низшего уровня высшим, а как раз наоборот!

    Рецензии

    Когда читал, у меня сложилось такое впечатление, что больше всего Вы боитесь, как бы власть не попала в одни руки.

    Увы, власть при любом строе всегда сосредоточена в одних руках. Все коллегиальные органы работают по одному принципу - никому не нужна ответственность, никто не желает разбираться в возникшей проблеме, все ждут того трудолюбивого осла, который взвалит на себя весь груз. При этом, депутаты рады прогуливать заседания, спать в комиссиях, важно раздувать щёки и голосовать.

    Кого назначить премьер-министром, Иванова, Петрова, или Сидорова? Разумеется, того, кто лучше справится! А кто лучше справится? Вот тут надо засучить рукава, собрать сведенься о трёх кандидатах, расспросить людей илчно их знающих, посмотреть их дипломы, оценки, посоветоваться с грамотным психологом. Лично протестировать их. Это всё труд. Кто выполнит эту работу?

    Допустим, мы с вами - депутаты праламента. Допустим, вы уже провели эту работу. Теперь, зачем мне снова её проводить, если Вы уже её провели и пришли к выводу, что лучший из кандидатов - Иванов. Я проснусь и проголосую за Иванова. Так же сделают все, кроме иностранных агентов влияния и лоббистов. Результат - Вы, де факто, становитесь правителем - вожаком стада. Хотя ни в какой конституции такая должность не предусмотрена. В следующий раз, все снова станут ждать от вас решения.

    Если Вам не нравится название "Вожак", давайте назовём это вождь, неформальный лидер, шэф, фюрер. Как говаривал Наполеон: "Короли были всегда, только в каждую эпоху назывались по-своему".

    Человек таков. Во время охоты каждый ждёт, что вожак скажет, кому в засаду, кому в загонщики, кому заходить справа, кому слева. Это и есть координация совместных усилий, то есть власть. Не делится она ни на двоих, ни на троих. Она, как натуральное число. И никакая конституция этого исправить не может.

    Давайте представим себе на жизненном перекрёстке трёх добрых молодцев. Разум исследовал ситуацию и доложил им:

    "Навлево пойдёшь - коня потеряешь,
    направо пойдёшь - честь потеряешь,
    прямо пойдёшь - убитым будешь".

    И вот мы увидим, что каждый выбрал свою дорогу.

    Первый сказал: "Помирать мне не охота, за лошадь деньги плачены, а честь - пустой звук. Пойду направо.

    Другой почесал затылок и сказал: "Помирать мне рано, честь терять - срам, пожертвую конём. Ничего, и пешком дойду как-нибудь".

    Третий скажет: "Честь свою никому пятнать не позволю. Коняжку своего в обиду не дам. А смерть? Всем смертям не бывать, а одной не миновать. Ещё посмотрим кто кого!"

    Все трое - люди. У всех есть инстинкт самосохранения, а выбор сделали разный. Почему. Это зависит от двух факторов:

    1. Врождённые свойства данной личности. Гены вечно тусуются. Природа постоянно создаёт разные модели человека. Один быстрый и шустрый, второй медлительный, прежде, чем что-либо сделать, всё тщательно обдумывает. Один смелый, другой - осторожный. Один жадный, другой легкомысленно-щедрый. Природа так поступает потому, что неизвестно, какая программа спасёт человека. Иногда надо действовать быстро, иногда - умно, иногда - храбро, иногда - осторожо. Посмотрите на братьев. У каждого из них свои особенности, хотя воспитывались в одной семье.

    2. Воспитание. Оно тоже влияет на характер и будущий выбор человека.

    Теперь вернёмся к инстинкту стада. Он зависит от выбора. Выбор зависит от генетики и от среды.

    Насчёт генетики - вся надежда на доктора Морро. Остаётся только ждать, когда он создаст новых зверолюдей, более совершенных, чем мы.

    Теперь - воспитание. А воспитатели кто? А воспитатели это мы, со всеми вытекающими последствиями...

    Чем тут поможет конституция, если сам принцип объединения людей имеет такую структуру? Выбросьте в тайгу группу незнакомых людей, и мигом один из них станет вожаком, а остальные стаей. Такие стаи возникают везде - в бизнесе, в парламенте, в художественном фонде, в уличной подворотне...

    Конституцию конечно надо постепенно совершенствовать, но надо чётко понимать, что она может, а чего не может.

    Зачем нужна конституция, или к вопросу о теории методологии, анализа, диагностики и проектирования конституции

    Есть два типа Конституций. Первый тип вот в этой колонке, так называемый «юридизированный». Ее предмет ограничивается правами и порядками, административно-государственным, административно-территориальным предписанием. Возникает проблема ценностного умолчания, о котором только что говорилось, и возникают значимые поля умолчания и произвола, которые и приводят к тому, что Конституция не программирует даже самоисполнение.

    Но есть второй тип Конституций, который мы называем «жизнеобустраивающим», и он апеллирует не только к государству как к машине и как к институту, он еще занимается вопросами народонаселения, территории и всем шлейфом очень обширного проблемного дерева обеспечения успешности страны.

    Конституция — это не просто основной закон, это, как говорят сейчас, «3 в 1». Во-первых, это действительно нормативно-правовой акт, который устанавливает основание, фундамент пирамиды права , юрисдикции и порядка , но это еще и нормативно-политический, ценностный, мобилизующий, манифестационный документ, который кучу людей делает народом, какие-то разбросанные географические пространства делает территорией, делает государством, и делает еще и Родиной для этих людей.

    И, наконец, Конституция, — что очень важно, и что игнорируется в либеральном подходе, и неслучайно, — это государственно-управленческий документ, который выстраивает сложнейшую социальную систему с ее иерархией вертикальной и государственной связи, механизмы управления. И вы понимаете, что если этого нет, то возникает слишком большой произвол и риски в развитии.

    Это прямая проекция в проблему типа государства, и мы сейчас внутри дискурса относительно либеральной модели государства, как машины для оказания услуг за плату в виде налогов, которые, конечно, нужно оптимизировать по законам бизнеса, минимизировать. И, желательно, вообще свести к исключительной юрисдикции собственника, то есть — клуба бенефициаров, — так мы уже в политологическом словаре это обозначили, — которые неявным образом приватизируют власть и приватизируют государство, соответственно, обслуживают только свои собственные интересы.

    Но ведь государство — это еще и ценности, это цели развития, это контроль развития, это обратные связи, оценка обществом дееспособности власти и так далее, кроме того что это машина для услуг.

    И возникает удивительное обнаружение в нашей практике. Вы прекрасно уже сейчас акцентируете, что высшей ценностью в Конституции 1993 года объявлена одна-единственная, вот в номинации «высшая ценность» одна-единственная — права и свободы человека.

    Но цитата из Президента России Медведева 2010 года, дословная и точная: «Бедный не может быть свободным». Так кому эти права и свободы предназначены в нашей стране? Возникает вот такая инверсия ценностей. Это важнейшая проблема для действующей Конституции, когда замечательные даже номинации прав и свобод превращаются в свою противоположность. Это явление, которое мы квалифицируем как «ценностный реверс», и благие намерения в данном случае ведут вовсе не туда, куда казалось бы, а ведут в совершенно противоположную сторону, что мы и констатируем.

    Конституция не может выпадать из глобального мирового человеческого эволюционного тренда, в котором человек и человечество становятся все более «очеловеченным», а не обратным образом «расчеловеченным» и нацеленным на меркантилизм,

    нацеленным на материальное удовлетворение и на самые низменные потребности, что программируется в нашей российской действительности действующей Конституцией, самоустранившейся от ценностей, таких как нравственность, таких как "социальная справедливость", таких как "Родина" и "государство" и еще целого ряда важнейших вещей.

    И если посмотреть на тоже мегаэволюционный ряд эволюции государства как важнейшего явления социальной природы человечества, то можно увидеть, что от силовых проблем управляемости, права, от материальных проблем распределения, конечно же, человеческое сообщество свою социальную оболочку — государство — нацеливает, ожидает и проектирует, предвосхищает в виде нравственного государства, в котором доминировать начинает духовное, высокое, ценностное, делающее человека человеком.

    И на этой исторической траектории Российская Конституция нас заворачивает прямо в противоположную сторону, как я только что иллюстрировал — в сторону социал-дарвинизма.

    И эта Конституция не просто тормозит развитие страны, она отбрасывает страну на тупиковый путь развития.

    КОНСТИТУЦИЯ КАК АКТ ЖИЗНЕОБУСТРОЙСТВА СТРАНЫ И ЕЕ УСПЕШНОСТИ

    Итак, Конституция — это гарант жизнеустройства и успешности страны.

    Понятие «успешность» нетривиально и принципиально важно. Оно измеримо, оно формируемо, оно управляемо. Кто — оно? Понятие «успешность». Успешность страны как успешность для каждого из нас — вещь, интуитивно очень хорошо понимаемая.

    А если мы посмотрим на вот такой качественный график успешности для нашей страны и на точки нулевой успешности — распада государственности в 1917 году, в 1991 году,

    мы понимаем, что существует вызов обустройства страны в промежутке времени ее жизни с точки зрения максимума успешности, формализации этого обстоятельства, увязки его с теми государственно-управленческими формулами, форматом института и механизмами, которые порождает Конституция.

    И вызов сегодняшнего момента диагностики Конституции как раз заключается в том, какое направление движения она программирует в нашей стране — в направлении неуспешности или в направлении успешности:

    Много раз проверено на общественно-экспертном мнении, на уровне 90-95% такого консенсусного мнения, что страна движется в сторону неуспешности. Почему, и что сделать, чтобы это могло быть изменено? Вывод, который будет сделан в докладе, я его предвосхищаю: Действующая Конституция программирует деградацию и неуспешность страны, ее аварийность. Она должна быть сменена в целом. Конституция, которая может программировать иной путь — к успешности, возможна. Можно не верить такого рода оценкам, но они, повторяю, невкусовые.

    Здесь показан индекс успешности с 1980 года по современность на основе статистических данных:

    Здесь нет ни одного опросного социологического показателя. Все, что выше единицы, и, в частности, черная кривая — это и есть индекс успешности, это успешное развитие страны. И мы видим, насколько чувствителен и правдив этот показатель. СССР развивался, и развивался успешно, ровно до момента горбачевского предательства. Вот это историческая точка слома хода успешности страны. С точностью до квартала этот индекс показывает с распадом СССР, сменой модели, сменой Конституции через 2 года — переход в другое пространство — пространство неуспешности, в котором мы до сих пор находимся. И последний прогноз на 2013 год показывает, что мы вновь падаем с той же интенсивностью, с которой падали в 2008 году в кризис.

    Чтобы поверить окончательно, что это не выдумки и не беллетристика, посмотрим на индекс успешности Китая, США. Вот чувствительность индекса на примере рецессии 2008 года Японии, многих других государств. Дело серьезно:

    Коэффициент успешности, который на историческом максимуме СССР был сброшен до порога распада государства благодаря беспрецедентному политическому предательству, на сегодня форматируется собственным устроением нашей страны, а именно ее Конституцией.

    И вот здесь вы видите детальную прорисовку траектории последних лет:

    Поворот произошел при избрании Медведева Президентом. Но этот тренд идет вниз, и мы понимаем, что порог устойчивости государства уже недалек.

    ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ (УСПЕШНОСТЬ) СТРАНЫ?

    Возможно ли формализовать и найти не на основе политического заказа, вкусовых групповых эгоистических соображений формулы построения Конституции, гарантирующей успешность страны? Да, возможно.

    Потому что, если Конституция не либеральная, умалчивающая ценностные государственно-управленческие достаточно детализированные форматы, чтобы не допускать произвола вашингтонского обкома (я имею в виду внешнее несуверенное управление страной ), произвола эгоистических интересов групп богатых людей, административно уполномоченных людей на приватизацию и управление страной, то тогда форматы экономического устройства, регионального, гуманитарного, социального, внутриполитического, избирательного, внешнеполитического по этой схеме, как ручейки, стекаясь, обеспечат потенциал успешности нашей страны. И это есть государственно-управленческая задача, такая же, как направлять ракету, например, на Марс.

    Вот такие связи совершенно реальные между выбором управленческим, или, точнее, нормативно-правовым госуправленческим и ценностным в Конституции, когда они не умалчиваются, они показывают, что можно получить вот такой максимум успешности страны.

    Итак, Конституция — это чертеж страны, это программа ее успешности либо неуспешности. И на пути перехода в логическом и алгоритмическом, от первого к последнему, мы видим обязательное присутствие ценностей как характеристик целеполагания,

    требований к национальному законодательству, к государственному управлению, к формированию обратных связей и прямых связей через институт высших ценностей:

    Конституция не может быть программой успешности, если она не содержит в себе, в каждой своей статье, нормы и ценности, порождающей цели и программу успешности:

    Разве не важны вот эти ценностные целевые полагания? Наша страна, как Родина — ценность для всех нас, наша историческая уникальность, идентичность, нравственность, народосбережение, справедливость, труд, нестяжание, терпимость — но ничего этого в Конституции 1993 года нет, поэтому неудивительно, что и на дворе этого нет.

    Конституция 1993 года, как мы сейчас выяснили, запрограммировала одну формулу: «Бедный не может быть свободным». Свободным может быть только богатый. Богатые — это меньшинство населения. Богатые — это транснациональные интересы и позиционирование. Богатые — это уничтожение суверенитета страны. Богатые — это растаскивание природных ресурсов и других богатств страны, все то, о чем очень ярко первый доклад нам повествовал. И это дает нам совершенно конкретный механизм для анализа действующей Конституции и алгоритм для ее обращения, разработки Конституции иного типа.

    КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА

    Итак, какие конкретно юридические, государственно-управленческие, манифестационно-политические проблемы имеют место в действующей Конституции? Они перечислены не все, их многие десятки.

    Скажу абсолютно обоснованно, что каждая статья Конституции, за редчайшим исключением, содержит в себе некую программу. Эту программу можно обозначить как программу «АнтиРоссия» — снижение геополитических потенциалов страны, направленное к уничтожению ее субъектности на карте мира.

    Какую бы позицию мы ни взяли — ценностную умолчания, государственный космополитизм и подавление суверенности, мы видим, что на деле получаем соответствующие результаты: долговая зависимость от мира, зависимость от экспорта и импорта, зависимость от вывода капитала, сворачивание геополитического потенциала России, и научного, и технологического потенциала уже на уровень кондиций даже не просто региональной державы, а ниже малого и среднего государства.

    Мы видим, что отсутствие апелляций к цивилизационной идентичности и фактическая русофобия приводят к поразительному эффекту, который мы вынуждены квалифицировать, конечно, сдерживая себя и не употребляя такие формулы как «этнический этноцид» или «русский геноцид». Но то, что мы имеем в стране этноизбирательный демографический кризис по признаку этнической «русскости», и начинается это с цивилизационной, мы видим на статистиках.

    Мы видим, что русский народ, который составляет большинство населения, в демографическом отношении самый ущербный в своей собственной стране, которая называется Russia уже многие сотни лет:

    Если мы возьмем другие позиции, я надеюсь, вы можете прочитать, например, полное отсутствие правового института политической ответственности государства, государственных должностных лиц, лидеров страны, потому что все, что им приписано, это иметь в ведении вопросы, касающиеся развития страны.

    Они не отвечают за результаты развития страны.

    И вновь мы имеем право и обязаны посмотреть на результаты развития. Они не отвечают за результаты, они переназначают себя до пенсии, до конца своей жизни. Возникает монополизация власти, возникают гонения на дискурс политической оппозиции. Этого института нет в действующей Конституции, и поэтому неудивительно, что уважение, авторитет нашей страны, ее влиятельность в мире падает, а нелюбовь, неуважение до ненависти системно растет:

    Такого рода проблема сопоставлений и результат по каждой из перечисленных проблем и вызовов.

    Что касается и асоциальных формул собственности, и устранения государства от социальной справедливости — такого института там нет. Но посмотрите на функцию распределения по доходам России — у нас богатые богатеют, а бедные беднеют.

    Посмотрите на то, что Россия меньше любого сопоставимого государства в мире вмешивается в перераспределение добавочной стоимости в стране, поскольку бедный-то не может быть свободным. Свободны только богатые, а им нужно уменьшать и уменьшать долю государственных расходов в ВВП страны. Но если эта доля станет ноль или близка к нулю, то не будет Российского государства. Вот это и есть программа действующей Конституции.

    ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ГЕНЕРИРУЕМЫХ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИЕЙ 1993 ГОДА

    Как выйти из этой ловушки, как построить новые конструкты иной Конституции, которая не вытекает из политического оппонирования? Вот нам не нравится Путин, нам не нравятся либералы.

    Да, нам свобода нравится гораздо больше, чем им, но мы говорим, что в Конституции, в которой отсутствует обязанность кого бы то ни было обеспечить права и свободы любого человека, эти права обращаются в право денег. А мы требуем, чтобы в Конституции был механизм гарантии права,

    и право было бы не правом на право, а правом на реализацию этого права. И это юридически, государственно-управленчески, политически возможно, если иначе относиться к государству — не как к институту, а как к Родине и оболочке жизнеобустройства нашей страны.

    Если помнить про уникальные ключи успешности и специфичности: производство, распределение, потребление культуры и жизни в нашей стране, связанной с цивилизационной «русскостью», не только этнической, в чем нас обвиняют, обвиняя националистами, нет, Russian — это цивилизационно русский, это гражданско-российский, но еще Russian — это 80% нас, русских, которые тоже полагают, что про нас не следует забывать:

    Это и нравственность — как примат духовных и высоких очеловеченных ценностей:

    Свобода, еще раз хочу подчеркнуть, это не возможность купить все, что хочу, как думает Дмитрий Медведев. Это, прежде всего, ограничение самого себя наложением обязанности обеспечивать свободу своего соседа. Это главный принцип социальности, кооперативности социума.

    И вульгарное прочтение этой важнейшей категории — это лукавство, которое свободу превращает в рабство для 90%, и в свободу, действительно, «что хочу, то ворочу» для 10%:

    Справедливость, реальная демократия, которая на сегодня свелась, опять-таки, к праву денег и административного ресурса. Труд, который сегодня растаптывается, а рента, спекуляция, виртуальная экономика доминируют. К чему это ведет, любому понятно по той жирной черной кривой:

    Понятие народного достояния, прежде всего право на ликвидные масштабные природные ресурсы, вопросы защиты от низменных соблазнов, искушений, вопросы нравственной цензуры, вопросы баланса ветвей власти, которые по нынешней Конституции абсолютно реверсированы и превратились в монополию власти:

    Вопросы политической ответственности, политической соревновательности института оппозиции и гарантии оппозиции - все эти перечисленные проблемы укладываются для их решения в четкий и жесткий алгоритм.

    Но на сегодня начало этого алгоритма в действующей Конституции запрещено, поэтому всего остального просто нет.

    НУЖНА ЛИ, МОЖЕТ ЛИ, И БУДЕТ ЛИ ПРИНЯТА НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ?

    Вардан Эрнестович уже показывал — частотное распределение, средний срок жизни Конституции 15-20 лет.

    Это обычное нормальное дело. Жизнь меняется, и общество, страны, народы и государства подстраивают свои основные чертежи под новое осмысление реалий.

    Вот хронотоп, хронограф российских конституционных уложений:

    Мы уже, знаете ли, перезреваем, уже пора уважать закон этого шага обновления Российской Конституции.

    И, наконец, если этого не произойдет, если так как сегодня руководство страны настаивает: «Продолжаем идти тем же путем», — то прогноз по многим разным методам говорит о том, что жесточайший кризис стране предстоит, на уровне, вероятно, той же политической трагедии, напряжения, как в 1905-м, 1917-м, 1991-м году, и произойдет это в ближайшие годы. И все это уже далеко не шутка:

    ВЫВОДЫ

    Итак, вывод: либеральная Конституция 1993 года программирует деградацию и аварийность страны. Она должна быть изменена на системной основе, консенсусной основе, которая, я уверен, в нашем народе и в нашей стране может быть найдена, должна быть заменена полностью, и Россия должна обрести иной облик и иную дорогу в будущее .

    Спасибо за внимание.

    Д.полит.н., д.ф.-м.н., профессор Степан Сулакшин. Доклад сделан на научно-экспертной сессии « », прошедшей 6 декабря 2013 года.

    • Закон о митингах

      В июне 2012 года, вскоре после событий на Болотной площади, в России ужесточили наказания за нарушения на митингах. В СПЧ «закон 6 мая» раскритиковали. «Главный порок закона состоит в том, что он по сути предполагает криминализацию процедуры использования базового конституционного права — права собираться мирно», — сказано в заключении совета.

      Закон о гостайне

      14 ноября 2012 года внесли изменения в закон о госизмене и шпионаже. Теперь уголовному преследованию можно подвергнуть за любую помощь иностранному государству или организации, если их деятельность «направлена против России». Согласно новому закону, запрещено разглашать сведения, полученные во время работы, учебы и других занятий. Первым случаем, когда закон о госизмене применили в расширенной редакции, стала история с многодетной матерью Светланой Давыдовой, которая позвонила в украинское посольство, чтобы рассказать о «командировке» на Украину солдат из военной части рядом с ее домом.

      «Закон Димы Яковлева»

      В декабре 2012 года гражданам США российских детей. В Совете по правам человека заключили , что этот закон противоречит Конституции России и ее международным договорам и «имеет дефекты законодательной техники». Например, его обсуждали четыре дня вместо положенных полутора месяцев. Тем не менее 1 января 2013 года «закон Димы Яковлева» вступил в силу и действует до сих пор.

      Закон об НКО

      21 ноября 2012 года вступил в силу закон об «иностранных агентах». «Считаю, что законопроект антиконституционен и должен быть отклонен. У нас не должно быть граждан второго сорта, какими неизбежно станут члены организаций, признанных иностранными агентами», — говорится в экспертном заключении СПЧ по этому закону.

      Закон о прокуратуре

      Закон «О прокуратуре» , по мнению многих экспертов, противоречит Конституции. В нем не сказано ни о временных ограничениях, ни о сроках исполнения требований прокуратуры при проверках НКО. В феврале Конституционный суд признал , что такое положение вещей противоречит Конституции, и призвал устранить противоречия в законе.

      Я не страдаю так называемым конституционным идиотизмом — Конституция работает не сама по себе, а только тогда, когда в обществе есть силы, заинтересованные в ее реализации. Силы, которые готовы защищать демократические и правовые основы Конституции, подавлены и рассеяны, они не активны. При таком соотношении сил получается, что власти действуют как бы по Конституции, но фактически усиливают репрессивное государство.

      В нашей Конституции хорошие первая и вторая главы, где говорится об основах конституционного строя и о правах и свободах граждан. А в главах, описывающих структуру государственной власти, явно допущен перебор в пользу президентской и исполнительной власти, особенно президентской. Расширение полномочий президента у нас происходило таким образом, что оно как бы соответствовало Конституции, но оно вышло за ее рамки.

      Интересно, что первая поправка, которую у нас приняли в 2008 году, была связана со сроком полномочий президента — его увеличили до шести лет. То есть полномочия единственного субъекта, который находится над законом и фактически вне закона, увеличили, а право граждан решать, кто будет этим субъектом, ограничили. А в США, например, первая поправка была связана со свободой: это было положение о том, что Конгресс не должен издавать законы, ограничивающие права граждан.

      Думаю, в российскую Конституцию следовало бы внести некоторые поправки, но не в нынешней ситуации, когда все контролируется исполнительной и президентской властью. В таких условиях заниматься поправками — значит, открывать ящик Пандоры. Те поправки, которые могут в ближайшее время внести, только ухудшат текст Конституции — разворачивается наступление на приоритет международного права, который зафиксирован в 15-й статье, ставится под вопрос светский характер государства и отделение от него церкви. Возможен отказ от статьи, которая запрещает единую государственную идеологию. Лучше уж совсем не трогать текст Конституции.

      Наталья Богданова, доктор юридических наук, специалист по конституционному праву:

      Конституции должны быть устойчивыми, их нельзя часто менять. Это общие положения и принципы, которые дальше развиваются в законодательстве — вот его менять можно. Конечно, в любом акте есть недостатки и недоговоренности, но с ними можно разобраться через решение Конституционного суда, чья задача — разъяснять смысл Конституции.

      Но если пересматривать полностью ее не стоит, то улучшать можно. Например, можно было больше развернуть Конституцию к гражданам — расширить блок, связанный с гражданским обществом, усилить и ответственность самих граждан за то, что делает государство. Есть интересные новые конституции, которые тут можно было бы привести в пример — например, швейцарская и финляндская. Но заниматься этим можно, когда нет других проблем, а не в такой ситуации, как сейчас.

      За время существования нашей Конституции в нее внесли несколько поправок, но я думаю, что без них наше государство могло бы спокойно существовать. Вот, например, дали президенту право предлагать свои кандидатуры в состав Совета Федерации. Но нет ни одного человека, которого предложил бы туда президент. То есть это неактуально, и непонятно, зачем это надо было придумывать.

      По сравнению с Европой Конституция в России довольно жесткая, но ее так и замышляли. Ее очень трудно изменить: например, у нас не продуман механизм, чтобы менять ее главные части — первую (основы конституционного строя), вторую (права и свободы человека и гражданина) и девятую (конституционные поправки и пересмотр Конституции). По правилам, для этого надо созвать конституционное собрание, но что это и как его собирать — эти вопросы не урегулированы. На мой взгляд, это не совсем правильно: получается, что законодатель не реализует предписание — федеральный закон о конституционном собрании должен функционировать в правовой системе, чтобы им можно было воспользоваться, если нужно.

    Основной задачей Конституции является закрепление существующего государственного строя. В ней даются определения государственности, нации, государство-сохраняющим ценностям политического бытия, что особенно важно для многонациональной и многоконфессиональной России. Конституция устанавливает основы государственного строя и определяет его устройство. Конституция устанавливает области компетенции , которые оно может регулировать. В Конституции дается характера прав и свобод граждан. Она утверждает принцип верховенства «прав человека», гарантирует гражданам индивидуальную и равенство перед законом. Соблюдение основных положений этого документа и конституционных прав граждан являются гарантией спокойной жизни граждан. Все из них – от президента до рядового гражданина имеют равную ответственность перед законом.Основные положения Конституции РФ являются фундаментом для всех остальных и нормативно-правовых актов, которые издаются органами власти всех уровней. Любой нормативный документ должен соответствовать основному закону страны и не противоречить ему. Порядок принятия и утверждения всех юридических актов также определяется Конституцией.Кроме того, этот нормативный акт выступает в роли «общественного договора», которые граждане страны заключают с государством в лице его президента. Сама форма принятия ее – общенародным голосованием, закрепляет общественное согласие, на котором основано единство народа и совместная граждан одной страны.Конституция – каркас, на котором держится общественное здание. Законы и действия власти должны соответствовать тем нормам, которые в ней . Правда, не очень , что этот документ играет сколь-нибудь значительную роль в жизни страны с ней практически не считаются. Число таких сомневающихся по данным ВЦИОМ составляет 41%.

    Источники:

    • для чего нужна конституция

    Конституция – это основной закон любого государства. Он регламентирует его политическое устройства, полномочия различных ветвей власти, сроки и порядок их сменяемости. Также в конституции четко определены права, свободы и обязанности граждан государства, указано, как и при каких условиях могут быть внесены изменения в саму конституцию.

    Казалось бы, любой здравомыслящий и дееспособный человек должен знать этот основной закон если не наизусть (это едва ли возможно даже для квалифицированного юриста), то хотя бы в общих чертах. На практике, увы, все по-другому. Очень многие люди не считают необходимым изучать конституции. Причины этому самые разные: от банальной лени до неверия в то, что знание основного закона может хоть в чем-то помочь. Нередко приходится слышать: мол, мы люди , знаем или не знаем, от нас же ничего не зависит!Но это в корне ошибочная и даже вредная позиция. Знать свой основной закон должен каждый. Очень часто приходится сталкиваться с недобросовестными чиновниками всех уровней, которые стараются под тем или иным предлогом отказать в его законной просьбе. Практика показывает, что если с ними начинаешь говорить на языке закона, четко ссылаясь на те, или иные статьи, то их поведение сразу меняется. Или, предположим, нередко приходится иметь дело с теми работниками правоохранительных органов, от которых эти самые органы надо защищать. Например, многие московские милиционеры (теперь – полицейские) повадились собирать «дань» у тех граждан России, которые не имеют регистрации, пугая их привлечением к ответственности за якобы допущенное нарушение. Практика показывает, что решительный отказ со ссылкой на статью конституции, гарантирующую свободу по РФ, сразу отбивала у них охоту к «халявным» деньгам. Они предпочитали не связываться с человеком, знающим законы. В конце концов, любому человеку просто-напросто свои права и обязанности! Как минимум для того, чтобы понимать, что он имеет право (или требовать), а что государство в лице уполномоченных органов может потребовать уже от него. И если гражданин посчитает, что тот или иной закон, или нормативный акт противоречит Конституции и ущемляет его права и свободы, он может обратиться в Конституционный Суд с иском о признании такого закона или нормативного акта недействительным, подлежащим корректировке или отмене. И такие прецеденты бывали, причем неоднократно.

    1. Понятие Конституции.

    Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

    2. Виды конституций.

    Виды конституций:

    В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

    В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

    В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

    В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

    3.Понятие Конституции РФ.

    Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

    4. Юридические свойства Конституции РФ.

    Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

    Юридические свойства Конституции РФ:

    Обладание высшей юридической силой.

    Особый порядок принятия.

    Закрепленность основополагающих для государства норм права.

    Обладание повышенным механизмом охраны.

    Особое юридическое содержание норм права.

    5. Функции Конституции РФ.

    Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

    Виды функций Конституции РФ:

    Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

    Духовно-мировоззренческая.

    Идеологическая.

    Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

    Информационная.

    Воспитательная.

    Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

    Другие функции.

    6. Форма Конституции РФ.

    Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

    Виды форм Конституции РФ:

    Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

    Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

    Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

    7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

    Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

    8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

    Элементы механизма защиты Конституции РФ:

    Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

    Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

    9. Формы защиты Конституции РФ.

    Виды форм защиты Конституции РФ:

    Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

    Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

    Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

    Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

    Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

    Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

    10. Понятие реализации Конституции РФ.

    Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

    11. Элементы реализации Конституции РФ.

    Элементы реализации Конституции РФ:

    Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

    Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

    12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

    Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

    Виды форм реализации Конституции РФ:

    Соблюдение.

    Исполнение.

    Использование.

    Применение.

    Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

    Виды способов реализации Конституции РФ:

    Организационные:

    Организация деятельности субъектов реализации.

    Контроль над деятельностью субъектов реализации.

    Координация деятельности субъектов реализации

    Юридические:

    Обязывание.

    Дозволение.

    Запрещение.

    13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

    В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

    Президент Российской Федерации.

    Совет Федерации Федерального Собрания.

    Государственная дума РФ.

    Правительство РФ.

    Законодательные органы субъектов РФ.

    Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

    Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

    В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке 1/2 от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

    В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ. Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

    7. Конституционное развитие российского государства:

    - Конституционализм в дореволюционной России.

    Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

    Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

    Неприкосновенность личности.

    Свобода совести.

    Свобода собраний.

    Свобода слова.

    Свобода союзов и объединений.

    В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

    Государственного Совета

    Государственной Думы

    - Конституция РСФСР 1918 года.

    Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

    Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

    Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

    Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

    Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

    Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

    Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

    Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

    Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

    Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

    Структура Конституции РСФСР 1918 года:

    I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

    II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

    III раздел - Конструкция Советской власти.

    IV раздел - Избирательное право.

    V раздел - Бюджетное право.

    VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

    Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

    Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

    Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов) - является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

    Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

    Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

    - Конституция СССР 1922 года.

    Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза . Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

    Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

    Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

    Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

    Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5 и другие Конституции СССР 1924 года).

    Структура Конституции СССР 1924 года:

    I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

    II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

    Глава 1 - О предметах ведения верховных органов власти Союза

    Советских Социалистических Республик

    Глава 2 - О суверенных правах союзных республик и о союзном

    гражданстве

    Глава 3 - О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

    Глава 4 - О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских

    Социалистических Республик

    Глава 5 - О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза

    Советских Социалистических Республик

    Глава 6 - О Совете Народных Комиссаров Союза Советских

    Социалистических Республик

    Глава 7 - О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

    Глава 8 - О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических

    Республик

    Глава 9 - Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

    Глава 10 - О союзных республиках

    Глава 11 - О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических

    Республик

    Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

    Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

    Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов. При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

    Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

    Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

    Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

    - Конституция РСФСР 1925 года.

    Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

    Структура Конституции РСФСР 1925 года:

    I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

    II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

    III раздел - Устройство советской власти.

    IV раздел - О выборах в Советы.

    V раздел - О бюджетном праве.

    VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

    - Конституция СССР 1936 года.

    «Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

    Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

    Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

    Закрепление плановой экономики как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

    Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

    Провозглашение верховным органом власти Верховного Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

    Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

    Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

    Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

    Структура Конституции СССР 1936 года:

    Глава 1 - общественное устройство

    Глава 2 - государственное устройство

    Глава 3 - высшие органы государственной власти союза советских

    социалистических республик

    Глава 4 - высшие органы государственной власти союзных республик

    Глава 5 - органы государственного управления союза советских

    социалистических республик

    Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

    Глава 7 - высшие органы государственной власти автономных

    советских социалистических республик

    Глава 8 - местные органы государственной власти

    Глава 9 - суд и прокуратура

    Глава 10 - основные права и обязанности граждан

    Глава 11 - избирательная система

    Глава 12 - герб, флаг, столица

    Глава 13 - порядок изменения конституции

    Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

    Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

    Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

    Совет Министров СССР.

    - Конституция РСФСР 1937 года.

    Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года. Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

    Структура Конституции РСФСР 1937 года:

    Глава 1 - Общественное устройство.

    Глава 2 - Государственное устройство.

    Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

    Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

    Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

    Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

    Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

    Глава 8 - Местные органы государственной власти.

    Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

    Глава 10 - Суд и прокуратура.

    Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

    Глава 12 - Избирательная система.

    Глава 13 - Герб, флаг, столица.

    Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

    - Конституция СССР 1977 года.

    Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993. Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

    Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

    Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

    Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

    Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

    Структура Конституции СССР 1977 года:

    ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

    Глава 1 - Политическая система

    Глава 2 - Экономическая система

    Глава 3 - Социальное развитие и культура

    Глава 4 - Внешняя политика

    Глава 5 - Защита социалистического Отечества

    Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

    Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

    Глава 8 - СССР - союзное государство

    Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

    Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

    Глава 11 - Автономная область и автономный округ

    Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

    Глава 13 - Избирательная система

    Глава 14 - Народный депутат

    Глава 15 - Верховный Совет СССР

    Глава 16 - Совет Министров СССР

    Глава 17 - Высшие органы государственной власти и управления союзной

    республики

    Глава 18 - Высшие органы государственной власти и управления

    автономной республики

    Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

    ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

    Глава 20 - Суд и арбитраж

    Глава 21 - Прокуратура

    ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

    ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

    - Конституция РСФСР 1978 года.

    Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

    Структура Конституции РСФСР 1978 года:

    I. Основы общественного строя и политики РСФСР

    Глава 1. Политическая система

    Глава 2. Экономическая система

    Глава 3. Социальное развитие и культура

    Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

    II. Государство и личность

    Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

    Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

    III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

    Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

    Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

    Глава 9. Автономная область и автономный округ

    IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

    Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

    Глава 11. Избирательная система

    Глава 12. Народный депутат

    V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

    Глава 13. Верховный Совет РСФСР

    Глава 14. Совет Министров РСФСР

    VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

    Глава 15. Верховный Совет автономной республики

    Глава 16. Совет Министров автономной республики

    VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

    Глава 17. Местные Советы народных депутатов

    Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

    VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

    Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

    Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

    IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

    Глава 21. Суд и арбитраж

    Глава 22. Прокуратура

    X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

    XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

    - Конституция Российской Федерации 1993 года.

    Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

    Структура Конституции РФ 1993 года:

    Преамбула

    Раздел первый

    Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

    Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

    Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

    Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

    Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

    Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

    Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

    Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

    Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

    Раздел второй. Заключительные и переходные положения