Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Заготовитель по договору контрактации обязан. Договор контрактации

    Заготовитель по договору контрактации обязан. Договор контрактации

      Продавец (производитель сельскохозяйственной продукции) – коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые могут продавать лишь произведённую ими самими продукцию.

      Заготовитель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель).

    Существенными условиями договора являются:

      Предмет (любая продукция сельскохозяйственного производства).

    Продукция, закупаемая для последующей переработки или перепродажи, также является предметом договора контрактации.

      Срок.

    Форма договора контрактации – письменная.

      Обязанность производителя сельскохозяйственной продукции – передать заготовителю произведённую продукцию в согласованном ассортименте (соотношение по сортам, видам).

      Обязанности заготовителя:

    а). Принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту его нахождения;

    б). Обеспечить вывоз продукции за пределы хозяйства производителя, если договором не предусмотрено иное;

    в). Оплатить продукцию.

      Договор энергоснабжения

    Договор энергоснабжения – это соглашение сторон, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

    Предметом данного договора является энергия (электрическая, тепловая).

    Сторонами по договору выступают энергоснабжающая организация – юридическое лицо и абонент, которым может быть как гражданин, так и юридическое лицо.

    В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

    Обязанности энергоснабжающей организации:

      Подача энергии в должном количестве и с соблюдением должного режима.

    Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (ст. 541 ГК РФ).

      Подача энергии определенного качества.

    Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (ст. 542 ГК РФ).

    История становления. Определение. Юридическая природа. Субъектный состав. Форма. Существенные условия. Иные особенности. Специфика ответственности.

    1. Договор контрактации является разновидностью договора поставки (следовательно, и разновидностью купли-продажи) и так же, как договор поставки, сформировался в отдельную обязательственную конструкцию в советский период.

    Из истории цивилистики

    Статья 267. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

    Статья 268. Содержание договора контрактации Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

    Примером договора контрактации может быть соглашение между крестьянским (фермерским) хозяйством, выращивающим сельскохозяйственную продукцию (пшеницу, рожь, гречу, картофель и т.д.), и коммерческой организацией, перерабатывающей данную продукцию для дальнейшей поставки на хлебокомбинаты и оптовым организациям.

    В действующем Гражданском кодексе договору контрактации посвящены четыре статьи (535-538), составляющие отдельный параграф главы "Купля-продажа". В силу прямого указания Кодекса к отношениям по договору контрактации субсидиарно применяются правила о договоре поставки (а в отдельных случаях - правила о договоре поставки товаров для государственных нужд).

    2. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК).

    3. По своей юридической природе договор контрактации:

    Консенсуальный;

    Возмездный;

    Двусторонне обязывающий (взаимный).

    4. Субъектный состав договора контрактации специфичен.

    Сторонами этого договора являются:

    Производитель (продавец);

    Заготовитель (покупатель).

    Производитель - любой субъект гражданского права (необязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). В этом заключается различие с договором поставки. Единственное, но решающее условие для применения норм о договоре контрактации - производителем должно быть лицо, действительно производящее (а не приобретающее готовую) сельскохозяйственную продукцию.

    Заготовителем выступает только участник предпринимательской деятельности: коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. К заготовителю Кодекс также предъявляет особые требования: по договору контрактации заготовитель приобретает сельскохозяйственную продукцию только для переработки или продажи (но не потребления!).

    5. Форма договора контрактации - простая письменная (по признаку участия в договоре юридического лица).

    6. Существенные условия договора контрактации исчерпываются его особым предметом - количеством и ассортиментом сельскохозяйственной продукции, выращиваемой (зерно, овощи и т.д.) или произведенной (птица, молоко и т.д.).

    7. Иные особенности договора контрактации заключаются в следующем.

    Во-первых, законодатель в первую очередь защищает интересы производителя, наделяя его дополнительными правами и возлагая на заготовителя дополнительные обязанности (ст. 536 и 537 ГК РФ).

    В отличие от положения продавца и покупателя в договоре купли-продажи, в отношениях по контрактации продавец является слабой стороной, а заготовитель, напротив, представляет собой организацию, которая в состоянии диктовать свою волю производителю. Из данного обстоятельства вытекала необходимость формулирования норм, выравнивающих положение контрагентов.

    (В.В. Витрянский)

    Во-вторых, нормы Гражданского кодекса исходят из особого, рискового характера деятельности заготовителя (в первую очередь, зависимой от климатических и погодных условий).

    8. В отличие от общих правил об ответственности в предпринимательской деятельности, производитель сельскохозяйственной продукции (и только он!), не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность лишь при наличии его вины.

    Литература

    Брагинский М.М., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000 (и последующие издания).

    Клейн Н.И. Договор поставки // Договоры в предпринимательской деятельности / отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М., 2008.

    Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004.

    Глава 36. Купля-продажа. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

    Общие положения

    История становления. Экономическая потребность. Родовая принадлежность. Близость иных договорных конструкций. Правовая природа договора.

    1. История становления. Правовое регулирование приобретения товаров для обеспечения нужд российского государства имеет продолжительную историю. Общая тенденция такого регулирования - принятие самостоятельных правовых актов о государственных закупках. Указанные акты содержат нормы, являющиеся специальными по отношению к нормам кодифицированных актов.

    Из истории цивилистики

    Том десятый "Свода законов Российской Империи" - "Свод законов гражданских" - содержал в себе "Положение о казенных подрядах и поставках".

    Плановый характер экономики советского периода и доминирование государственного сектора стали одной из причин отсутствия необходимости в специальном регулировании закупок именно для государственных нужд.

    Возврат к рыночной модели экономики, обеспечение свободы предпринимательской деятельности обусловили потребность в специальных нормах о поставках для государственных нужд. Применявшиеся с 1992 г. на территории России "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" возродили практику регулирования поставки товаров для государственных нужд с помощью специального законодательства, а именно действовал закон Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28.05.1992.

    2. Экономическая потребность. Наличие специальных правил о поставке товаров для государственных нужд объясняется несколькими причинами.

    Во-первых, исключительная заинтересованность государства в обеспечении собственных интересов как участника гражданского оборота, приобретающего материальные блага. Последние необходимы для поддержания материально-ресурсной базы государства уже как участника публичных правоотношений.

    Во-вторых, необходимость рационального использования бюджетных средств.

    В-третьих, предотвращение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.

    Изложенные экономические причины в целом раскрываются через легальное определение государственных и муниципальных нужд. Это понятие обладает следующими ключевыми признаками:

    Потребности государства и муниципальных образований в товарах (а также работах и услугах);

    Особый источник оплаты приобретаемых благ (бюджетные и внебюджетные источники финансирования);

    Публичный характер цели приобретения товаров (получения результата работ и заказа услуг).

    3. Родовая принадлежность. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд представляет собой отдельный вид договора купли-продажи (наряду с розничной куплей-продажей, поставкой товаров, контрактацией, энергоснабжением, продажей недвижимости и т.д.) (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

    Близость иных договорных конструкций. ГК РФ и специальное законодательство о бюджетных закупках (т.е. закупках для государственных нужд) активно используют понятие "государственный (муниципальный) контракт". Определение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд дает ГК РФ. Определение государственного (муниципального) контракта содержится в специальном законодательстве о бюджетных закупках.

    Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

    С этих позиций договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд выступает одним из видов государственного (муниципального) контракта.

    Необходимо различать "государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд" и "договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд" как основания возникновения соответствующих правоотношений.

    4. Правовая природа договора. Научный подход к определению правовой природы государственного (муниципального) контракта:

    Разновидность гражданско-правового договора (наиболее распространенная точка зрения);

    Договор, лишенный товарного характера, и для его реализации заключаются соответствующие договоры;

    Договор с сочетанием административно-правовых и гражданско-правовых элементов;

    Договор с преобладанием административно-правовых элементов;

    Административный договор.

    Комплексный характер законодательства о бюджетных закупках не придает государственному контракту (и государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд, а равно договору поставки товаров для государственных нужд) административно-правовую природу.

    Договор контрактации - это соглашение, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи, а заготовитель обязуется принять сельскохозяйственную продукцию и оплатить ее (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

    По своей юридической природе договор контрактации:

    Консенсуальный;

    Возмездный;

    Двусторонне обязывающий (взаимный).

    Сторонами этого договора являются:

    Производитель (продавец);

    Заготовитель (покупатель).

    Производителем является - любой субъект гражданского права (необязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). В этом заключается различие с договором поставки. Единственное, но решающее условие для применения норм о договоре контрактации - производителем должно быть лицо, действительно производящее (а не приобретающее готовую) сельскохозяйственную продукцию.

    Заготовителемвыступает только участник предпринимательской деятельности: коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. По договору контрактации заготовитель приобретает сельскохозяйственную продукцию только для переработки или продажи (но не потребления!).

    Форма договора контрактации - простая письменная (по признаку участия в договоре юридического лица).

    Существенные условиядоговора контрактации исчерпываются его особым предметом - количеством и ассортиментом сельскохозяйственной продукции, выращиваемой (зерно, овощи и т. д.) или произведенной (птица, молоко и т. д.).

    Иными особенностями договора контрактации заключаются в следующем:

    Во - первых, законодатель в первую очередь защищает интересы производителя, наделяя его дополнительными правами и возлагая на заготовителя дополнительные обязанности (ст. ст. 536 и ГК РФ).

    Во - вторых, нормы Гражданского кодекса исходят из особого, рискового характера деятельности заготовителя (в первую очередь зависимой от климатических и погодных условий).

    В отличие от общих правил об ответственности в предпринимательской деятельности, производитель сельскохозяйственной продукции (и только он!), не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность лишь при наличии его вины.

    Предметом договора контрактации может быть только сельскохозяйственная продукция, причем выращенная (произведенная) стороной, выступающей продавцом в данном договоре. Как правило, договор контрактации заключается на будущий товар - будущий урожай, приплод и т. п. ;

    Объектом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, подлежащая передаче ее производителем заготовителю. Как было указано выше, наличие в виде объекта договорных отношений именно выращенной (произведенной) одним из их участников - производителем сельскохозяйственной продукции есть одна из специфических черт правовой конструкции договора контрактации.

    В соответствии со ст. 268 ГК РФ в договоре контрактации должны предусматриваться:

    Количество (по видам продукции), качество, сроки, порядок и условия доставки и места сдачи сельскохозяйственной продукции; обязанность заготовительных организаций и предприятий своевременно принять продукцию и оплатить ее по установленным ценам, а также сроки и размеры выдачи денежных авансов колхозам;

    Обязанности по оказанию колхозам и совхозам помощи в организации производства сельскохозяйственной продукции и ее транспортировки на приемные пункты и предприятия.

    Понятие и содержание договора контрактации будет рассмотрено ниже. Этот вид соглашения был выделен законодателем в отдельную нишу, т. к. возникла необходимость урегулировать договорные отношения в области сельскохозяйственного товарообмена.

    Договор контрактации — это разновидность купли-продажи: кто является сторонами такого договора, что продавец обязуется передать по договору

    Если обратиться к ст. 535 Гражданского кодекса, понятие самого термина «контрактация» в ней не раскрывается. Расположение статьи в гл. 30 ГК РФ с заголовком «Купля-продажа» дает понять, что контрактация относится к сделкам по купле-продаже.

    По смыслу текста статьи становится понятным, что ее целью является регулирование отношений в сфере сельскохозяйственных закупок. Очевидно, что и стороны рассматриваемого договора специфичны. Это:

    1. Продавец-сельхозпроизводитель. Он должен именно производить (выращивать) сельхозпродукцию, а не приобретать и перепродавать ее.
    2. Покупатель-заготовитель, чья коммерческая деятельность подразумевает закупку сельскохозяйственных товаров с целью их переработки и/или реализации.

    Соответственно, под договором контрактации подразумевается договор купли-продажи или поставки между специальными субъектами (сельхозпроизводителем и заготовителем) и передачи права собственности на особую продукцию — сельскохозяйственную.

    Стоит отметить, что суды могут квалифицировать как контрактацию по иному названный договор, если тому соответствует правовая природа последнего (например, непоименованное соглашение или договор инвестирования, см. постановления 8-го ААС от 17.04.2009 по делу № А46-20218/2008, 11-го ААС от 15.09.2016 по делу № А49-1305/2016).

    Кратко о форме, существенных условиях и особенностях договора контрактации

    Договор контрактации заключается в простой письменной форме. Его существенные условия вытекают из обязанностей сторон.

    Так, ст. 537 ГК РФ накладывает на производителя обязательство по передаче произведенной (выращенной) им продукции в оговоренном количестве и ассортименте. А значит, указанные условия являются обязательными и существенными условиями договора контрактации, без наличия которых он может быть признан незаключенным.

    • стоимости;
    • места производства продукции;
    • судьбы отходов.

    Передаваемые товары не могут быть предназначены для личного или семейного пользования. Цель их приобретения законодатель определил однозначно: переработка и/или продажа.

    Краткость специальных норм о закупках сельхозпродукции ГК РФ компенсирует субсидиарным применением правил о поставке, указанных в § 3 гл. 30 ГК РФ либо в законе «О закупках и поставках сельхозпродукции» от 02.12.1994 № 53-ФЗ (ч. 2 ст. 535 ГК РФ). При отсутствии регулирования нормами о поставках можно применить и общие правила купли-продажи.

    Товары, которые могут быть предметом контрактации

    Отличительной чертой контрактации является ее специальный предмет.

    Перечень продукции, которая относится именно к сельскохозяйственной, приведен в приложении 1 к постановлению Правительства РФ «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной…» от 25.05.2006 № 458.

    Предмет рассматриваемого договора — исключительно товары с собственного подворья производителя (продавца). К таковым относится продукция, которая:

    • непосредственно выращивается (зерновые, огородные, бахчевые культуры и т. п.);
    • производится (мясо, шерсть и кожа, молоко, яйца и т. п.).

    Законодатель требует передавать товар заготовителю в неизменном виде. Такие товары, как, например, масло, кисломолочная продукция, сок, мука, являются продуктами уже переработанными, а потому быть предметом договоренностей о контрактации не могут.

    Кроме того, предметом может выступать как продукция, уже существующая на момент заключения соглашения, так и та, которой в природе еще нет (например, урожай следующего года).

    Защита интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя ГК РФ

    Контрактация по сравнению с общими нормами о поставке и купле-продаже демонстрирует протекционизм по отношению к производителю-поставщику.

    Например:

    • в отличие от общих правил ГК о безвиновной ответственности предпринимателя, сельскохозяйственный товаропроизводитель отвечает за нарушение договора контрактации только при наличии вины;
    • по умолчанию на заготовителя возлагается обязанность вывезти сельхозпродукцию из места ее производства;
    • Указом Президента РФ «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» от 22.09.1993 № 1401 предусмотрены пени в размере 1% за просрочку оплаты полученной продукции заготовителем.

    ВАЖНО! Указанные пени могут быть снижены по правилам ст. 333 ГК РФ (постановление ФАС МО от 26.08.2011 по делу № А41-45495/10).

    Как видно, договор контрактации выделен с целью защиты интересов производителя в области сельского хозяйства и регулирования специфики производства, когда отходы бывают не менее важны, чем основной продукт, а сделки заключаются зачастую на отсутствующий в настоящем товар.

    Договор контрактации представляет собой разновидность поставки товаров, поэтому к нему применяются положения о договоре поставки. Он также имеет длительную историю в отечественной правовой системе, восходящую к первой половине прошлого века. Первыми нормативными правовыми актами, регулировавшими отношения по поставке сельскохозяйственной продукции на тот период времени, были постановление Совета труда и обороны от 14 декабря 1928 г. "О контрактации продуктов сельского хозяйства в 1928/29 г." и постановление CHK СССР от 7 октября 1929 г. "О контрактации продуктов сельского хозяйства". В настоящее время данные отношения регулируются нормами ГК РФ, Федеральными законами от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" и от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляются на основе отдельных положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия па 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717.

    По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющем)" закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Гражданское законодательство в этой сфере гарантирует свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

    Предметом в договоре контрактации может выступать исключительно продукция сельскохозяйственного производства. Перечень такой продукции можно найти в подзаконных нормативных актах. Так, постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 утвержден Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, а постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446 - Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители.

    В связи с этим некоторые авторы отмечают, что особенности договора контрактации обусловлены именно спецификой предмета договора, а точнее спецификой его производства, и влияют на формирующиеся отношения между сторонами . С этим можно согласиться, поскольку производство сельскохозяйственной продукции обладает рядом специфических особенностей: зависимость от погодных условий, сезонный характер процесса, что ставит производителя сельскохозяйственной продукции в разряд более незащищенной стороны. В научной литературе обращается также внимание на то, что предметом обязательства в договоре контрактации может быть только "сельскохозяйственная продукция в натуральном виде", т.е. неперсработанная .

    К этому следует добавить, что в договоре контрактации обязательство возникает по поводу продукции, которая только будет произведена (выращена) в будущем, но которой по факту нет у сельхозпроизводителя, и он обязуется ее вырастить (произвести) самостоятельно. Это очень существенный момент, имеющий значение в правоприменительной практике.

    Так, в одном случае суд отказа! в удовлетворении исковых требований, поскольку в договоре не было указанно условие о передаче в качестве платежа выращенной продукции (фактически в качестве оплаты передавалась пшеница), и в связи с этим счел правоотношения контрактации между сторонами не возникшими (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2008 г. № Ф04-7577/2008(17128-Л45-17)).

    В другом случае при разрешении спора в суде выяснилось, что договор купли-продажи товарной сои заключен после ее уборки. Суд, исходя из анализа ст. 535 ГК РФ, пришел к выводу о том, что заключение договора контрактации должно предшествовать периоду выращивания или производства сельхозпродукции и ее передаче заготовителю, а следовательно, предметом договора контрактации должен быть будущий урожай (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. № Ф08-7234/2006).

    В третьем случае между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем был заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья (производством собственного сырья, необходимого для выработки консервов, кооператив не занимался). Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести имущественную ответственность лишь при наличии вины. Из материалов дела следует, что нарушения обязательства со стороны кооператива не было.

    Суд кассационной инстанции решение отменил и удовлетворил иск исходя из следующего. Предметом настоящего договора действительно была продукция, которую должен был произвести сельскохозяйственный кооператив, занимающийся выращиванием и переработкой сельхозпродукции. Поэтому если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать "чужое" сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является той рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины .

    Специфическими для договора контрактации являются также стороны договора. В качестве сторон договора контрактации выступают производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и заготовитель (покупатель). Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции в предпринимательских целях, им могут быть коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и публичные образования в лице соответствующих органов. В последнем случае речь идет о контрактации для публичных нужд, она осуществляется в целях удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребностей субъектов РФ, выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием, обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения сил обороны и государственной безопасности и т.д.

    В Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных государственных нужд (федеральный фонд); региональных государственных нужд (региональные фонды).

    Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в федеральный фонд, являются собственностью Российской Федерации независимо от места их хранения, а сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, -собственностью субъектов РФ. Государственные заказчики не позднее чем за три месяца до начала года сообщают товаропроизводителям (поставщикам) объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

    Продавцом в договоре контрактации выступает производитель сельскохозяйственной продукции. Словосочетание "сельскохозяйственный товаропроизводитель" появилось в научном и практическом обиходе сравнительно недавно и неоднозначно трактуется как в законодательстве, так и в теоретических исследованиях. Впервые о нем было сказано в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и его смысл не менялся при всех изменениях и дополнениях данного Закона. В абз. 7 ст. 1 Закона сельскохозяйственный товаропроизводитель определялся как физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

    В ст. 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

    Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

    • 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
    • 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Таким образом, в разряд сельскохозяйственных товаропроизводителей попали садоводческие и огороднические потребительские кооперативы, но не попали дачные потребительские кооперативы, а также садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие партнерства. Во всяком случае, такой вывод можно сделать при системном толковании указанных норм и ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
    • 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

    В соответствии со ст. 537 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. Количество товаров как составляющее предмета договора является существенным условием договора контрактации. Заготовитель, в свою очередь, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, также договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 556 ГК РФ).

    Ответственность по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции. Общепризнанно, что существенное значение для специфики регулирования отношений по договору контрактации имеет норма об ответственности производителя сельскохозяйственной продукции . Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Сельскохозяйственный товаропроизводитель гарантированно не несет ответственность только в случае, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, что является общим правилом для лиц при осуществлении предпринимательской деятельности.

    В судебной практике отдельно разъяснены вопросы ответственности государственных заказчиков за несвоевременную оплату производителям закупленной у них для государственных нужд сельскохозяйственной продукции (см. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г.№ С1-7/ОП-587).

    • Кузнецова Л. В. Договор контрактации: история и современность// Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2005. № 6. С. 42.
    • Лурье С. М., Козырь М. М. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в СССР. Теория и практика. М., 1974. С. 129.
    • Каламанова Е. Договор контрактации: определение, права и обязанности сторон // Финансовая газета. 2006. № 2. С. 32.
    • Дикарев С. В. Ответственность но договорам на закупку сельскохозяйственной продукции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8-10.