Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Законно ли ходить с металлоискателем. Закон о кладоискательстве и поиске с металлоискателем. Данный текст не больше и не меньше, чем наши рассуждения о новых поправках. Они не носят рекомендательного характера и не являются официальными комментариями. Это

    Законно ли ходить с металлоискателем. Закон о кладоискательстве и поиске с металлоискателем. Данный текст не больше и не меньше, чем наши рассуждения о новых поправках. Они не носят рекомендательного характера и не являются официальными комментариями. Это

    Копать и не нарушать закон? Поезжайте в Англию, там копают, и музеи выкупают находки. Комментатор = А.М.= прислал советы, что делать с полицией на копе. Актуально для России и Белоруссии. Но общий принцип будет полезен всем. Читаем, особенно новичкам.

    Где можно копать с металлоискателем по закону

    1. Можно искать и копать на местах, где не зафиксировано наличие старых поселений и других следов человеческой деятельности старше века.

    Если же при таком поиске найдены какие-либо археологические предметы, – их необходимо сдать государству, поскольку, как сказано в законе, государство является собственником всего, что найдено в земле или под водой.

    2. Допустим, поиск с металлоискателем на общественных пляжах. В силу того, что культурный слой там отсутствует, а находки, соответственно, не могут представлять историческую ценность и не являются археологическими предметами.

    3. Можно вести поиск на полях, где ежегодно происходит вспахивание тракторами, – там культурный слой также отсутствует (поле, используемое под сельхоз нужды не может нести археологическую ценность). А, так как, вы не нарушаете культурный слой, то и не попадаете под статью.

    Пояснение к закону «О металлоискателях». Специально для тех, кто считает наше хобби чем-то незаконным.

    Как избежать конфликта с полицией и не попасть под статью

    При приближении к вам правоохранительных органов важно иметь самообладание, знать свои права (без загиба пальцев), быть приветливым и стараться поддерживать доброжелательную атмосферу общения. Потому что, все мы люди, и от того, как вы расположите к себе товарищей в погонах, будет во многом зависеть результат их визита (проверено).

    Разумеется, можно долго доказывать стражам закона, что на этом поле каждый год сеют различные культуры и перепахивают его от начала до конца… Однако, проще всего сказать, что вы ведете поиски металлолома или метеоритов, а сам металлоискатель не запрещен.

    Если же полицейские настойчивы в своих убеждениях и настоятельно рекомендуют проехать с ними, то нужно знать несколько полезных правил: что говорить, что полиция может делать, а что нет.

    Итак, если вас задержали, для этого должно быть основание – либо вы копаете на месте культурно-археологического наследия, либо вы нашли какую-либо культурную ценность. И то и другое понятие может трактоваться служителями закона по-разному.

    Для вашего досмотра, полиция обязана оформить протокол досмотра и найти 2-х понятых.

    Вот тут начинается самое интересное – сами полицейские понятыми быть не могут, археологи, которые могут прибыть с полицией, также не могут стать понятыми, ибо они лица заинтересованные. Так что, если вас поймали в глуши, где никого нет, то и досмотреть вас не имеют права, а значит и предъявить что-либо тоже не смогут.

    По идее. На деле же все может оказаться совсем по-другому. Так что знайте свои права и пользуйтесь ими! Можете даже снимать все происходящее на камеру, это будет вообще отлично. Потом даже за произвол можно в суд на них подать, когда они нарушат ваши права.
    Хотя, конечно, в такой замес с властями лучше вступать не одному, поэтому и на коп лучше ездить по 2-3 человека (как минимум).

    Так что, копать можно, но нужно помнить, что полицейские крайне туманно представляют свои обязанности и не знают толком, как формулировать закон. А потому, они могут начать вас досматривать, конфисковать ваш металлоискатель и творить другой беспредел.

    Так вот, чтобы такого не произошло, если уж вас повязали и «кидают предъявы», то знайте свои права и грамотно их излагайте.

    Помните – если вы идете где-либо с металлоискателем. Просто идете, вас не имеют права досматривать, и вообще, останавливать. Если такое произошло, говорите, что они нарушают ваши права, что вы раскопок не ведете, а просто движетесь куда-либо.

    Пока еще металлоискатели разрешены, только пользоваться ими можно не везде. Если и дальше наседают – требуйте протокол досмотра и двоих понятых.

    Понятые должны быть на разных фамилиях и не являться родственниками, а также, быть старше 18 лет.

    Вопрос по поводу использования металлоискателя

    Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи?

    Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

    Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

    Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству? или оставить их там же?

    Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
    Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

    То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

    5)Из закона:
    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли?

    Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

    Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.






    Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

    Информируем, что в соответствии с п.1 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

    Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

    Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

    исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

    Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

    В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

    Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

    Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

    Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

    проведении археологических полевых работ. Порядок передачи археологических предметов определен приказом Минкультуры России от 27.11.2015 № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ», зарегистрирован вМинюсте России 31.12.2015 № 40437.

    Порядок
    передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

    1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450, N 49, ст. 6424, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, N 45, ст. 6331, N 47, ст. 6606, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359) (далее — Закон N 73-ФЗ) работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

    2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

    3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

    4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

    4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

    4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 9, ст. 1206).

    5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

    6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

    7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

    В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

    № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс (дополнен некоторыми статьями, в том числе ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из

    мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

    Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

    государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

    признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

    Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

    Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

    Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

    вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.

    Получил ответ на свое предыдущее обращение. Но по сути оно было в форме отписки. И не каких конкретных ответов на свои вопросы я не получил.

    1) Везде говорится про «археологические предметы» но определения данного понятия нет. И нет понимания как на месте человек должен определить является ли предмет археологическим. Поэтому прошу дать разъяснение.
    2)Порядок передачи как я понял допускает 3 дня на информировании органов гос власти? то есть если я найду любой предмет то должен сообщить в ближайшие 3 дня? нет обязанности вызывать органы гос власти на место нахождения предмета?
    Выдержка из закона
    «В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее - предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.
    3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения. »

    3)Есть сайт:
    http://wolmar.ru/
    http://ucoins.ru/
    Они продают монеты подпадают ли 7.15.1 коап рф? многим монетам которые там продают больше 100 лет, и явно имеют историческую ценность. Можно ли мне там покупать монеты, книги, ложки?

    4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
    Объясните грань между поиском денег и археологических предметов?

    1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

    Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.

    Итак, относительно недавно, а именно 23 июля 2013 года, в силу вступили изменения в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии. Всем кладоискателям эти поправки больше известны как «закон об использовании металлоискателей» или Федеральный Закон от 23/07/2013 №245-ФЗ.

    Прошло уже три года, а до сих многие искатели кладов задаются вопросом, какие же ограничения накладывает на их деятельность данный законодательный акт? Где теперь можно копать или можно вообще? Какая ответственность предусмотрена и как не перейти черту? Были ли какие-то изменения в последующие годы (2014-2016)? Попытаемся разобраться вместе с этими и другими вопросами.

    Можно ли заниматься поиском артефактов?

    На сегодняшний день, в России наше хобби – кладоискательство регламентируется/оценивается/наказывается (нужное подчеркнуть) с точки зрения статьи 243-2 УК РФ «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания».

    Согласно этой статье заниматься поиском и копать могут только люди, имеющие специальное разрешение (открытый лист) на проведение подобных работ:

    «Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа) , повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя , наказывается… ».

    Следовательно, по закону получается, что копать вы можете, но нужно разрешение и нельзя повреждать культурный слой. Что же такое культурный слой? Определение культурного слоя предлагает нам все тот же самый Федеральный закон №245-ФЗ:

    «Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. »

    Пример простой. Вышли вы в чисто поле с металлоискателем на прогулку. В поле этом ни деревень, ни сел, никаких других объектов отродясь не было. Скажем, была там всегда пашня. Идете себе, позваниваете прибором, сигнал. Выкапываете, шестеренка от дореволюционного трактора, возрастом 101 год. Всё, вы повредили культурный слой, который «образовался» внезапно вокруг места залегания ржавой шестерни, вы нарушили закон и за это вам полагается:

    «…наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. »

    Хотя нет! Вы же злостный нарушитель, вы пошли копать с металлоискателем. А это уже немного другой пункт:

    «3. Те же деяния, совершенные:
    а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;…
    …наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет. »

    И для полноты понимания, рассмотрим, что же понимается под специальными техническими средствами поиска:

    «Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания. »

    Т.е. и металлоискатели, и , и глубинники и т.п. все это является специальными средствами поиска, а значит только усугубляет вашу вину.

    В сухом остатке мы имеем, что копать вы можете только там, где попадаются находки возрастом не более 100 лет. Нашел гнилую полушку, неважно где. На пляже, на поле, в лесу, где угодно. Ты – преступник! Нашел с металлоискателем, преступник вдвойне.

    Объект археологического наследия

    Кроме этого, Федеральный закон №245-ФЗ подразумевает внесение правок в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и вводит такое определение как объект археологического наследия:

    «Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои. »

    И опять, мы сталкиваемся с тем факт, что, по сути Россия – это один огромный объект археологического наследия. Где прошел сто лет назад человек, где обронил пуговицу, там и вырос культурный слой.

    Оборот археологических предметов

    В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появляется новая статья 7.15-1. «Незаконный оборот археологических предметов», которая гласит:

    «Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, наказывается… »

    В свою очередь, «Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. »

    Итак, друзья-кладоискатели, кто в детстве начитался книжек про пиратов, теперь вы все потенциальные преступники, джентльмены удачи. По сути, мы уже не только искать и копать не можем, но и даже коллекционировать. Нет, конечно, коллекционировать то можно, но по установленным правилам.

    234

    "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ)

    От 30.11.1994 N 51-ФЗ

    (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

    (действующая редакция от 23.05.2015)

    Статья 227. Находка

    1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

    Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

    2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

    3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

    (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

    Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

    4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

    Статья 228. Приобретение права собственности на находку

    1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

    (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

    2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

    Статья 233. Клад

    1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

    2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.

    Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

    3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ

    ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

    К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

    Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

    (часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

    (часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    (часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

    Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

    (в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

    (часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ)

    От 13.06.1996 N 63-ФЗ

    (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

    Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

    Наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

    Наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

    Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

    Наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.

    Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

    (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

    Наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

    Наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    3. Те же деяния, совершенные:

    А) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

    Б) лицом с использованием своего служебного положения;

    В) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

    Наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    Статья 7.15 КоАП РФ Проведение археологических полевых работ без разрешения

    1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

    (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 96-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    (примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    КоАП РФ, Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

    (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

    P.S. Законы о кладоискательстве по состоянию на 2019 год.

    Сегодня в России вступил в силу закон, который вводит ряд запретов, в частности на использование металлоискателей. За это может грозить серьезное наказание - штраф до миллиона рублей, исправительные работы или лишение свободы на срок до шести лет. Авторы документа считают, что жесткие меры остановят так называемых черных копателей. Но с этим согласны не все: археологи-любители теперь тоже могут оказаться вне закона.

    Провести выходные с металлоискателем в руках для них всё равно, что посидеть у реки с удочкой. В поисках зарытых в земле кладов они готовы забрести даже туда, куда давно не ступала нога человека. Признаются - делают это не ради выгоды. Найти старинную монету или ржавый гвоздь для них, прежде всего, - это удовольствие.

    Любительская археология, или так называемые ""народные копатели"", теперь могут оказаться вне закона. Вступили в силу поправки, ужесточающие наказание за разрушение археологических памятников. Приборы, издающие прерывистый и одним - ласкающий ухо, а другим - раздражающий звук, металлодетекторы, при этом не запрещаются. Но использовать их по назначению становится рискованно. Искать, например, те же древние монеты или любые предметы старины - к этой категории теперь относятся все находки, возраст которых более ста лет, будет противозаконно.

    "Новые формулировки, которые появились, дают реальные инструменты для борьбы с копательством", - сказал директор Института археологии РАН Николай Макаров.

    Культурный слой и археологическая ценность. Именно эти понятия, говорят специалисты, вводятся в юридический оборот пакетом новых поправок. Огородника, который выкопал на своём участке вместо картошки древнюю монету, конечно, вряд ли причислят к преступникам. А вот если поиск вёлся целенаправленно, да ещё на территории памятника археологического наследия или с повреждением культурного слоя, крупного штрафа - 600 тысяч рублей - или даже уголовной ответственности уже не избежать. Одно из нововведений закона - злостным нарушителям грозит и лишение свободы на срок до шести лет.

    "Этот закон, как я понимаю, должен был бы быть направлен против черных копателей, которые разрушают археологические памятники. Как они разрушали, так и будут разрушать, потому что по большему счету в отношении них ничего не поменялось, кроме ужесточения наказаний", - говорит член правления общественной организации "Форум приборного поиска России" Алексей Елизарьев.

    Хобби или криминальный бизнес. Любители металлопоиска уверены: равнять их с чёрными копателями и грабителями исторических памятников не стоит. Кроме того, не понятно пока, и кто будет лицензировать этот вид деятельности. Ведь металлоискатели, в отличие от незарегистрированного огнестрельного оружия, никакой общественной опасности не представляют. Также не ясно, как учесть" уже имеющиеся на руках у населения металлодетекторы, а их, по оценкам экспертов, уже около двух миллионов, кто и на какие средства будет это делать.

    "Можно было бы ввести лицензирование, на эти деньги развивать археологию. Из потенциальных преступников сделать помощников", - сказал кладоискатель Владимир Порываев.

    В свою очередь, инициаторы поправок утверждают: закон коснется только тех, кто ведет незаконные археологические раскопки.

    "Любые раскопки должны проводиться на основе открытого листа, который выдается министерством культуры по заключению АН, выдается специалистом", - говорит директор Института археологии РАН Николай Макаров.

    Любители поиска кладов говорят, что пока отступать не намерены. И как герои известного мультика, чем получать косые взгляды соседей и укрываться от нежданных визитов полицейских, скорее всего, предпочтут свою деятельность не афишировать.