Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Значение стадий конституционного судебного процесса. Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционном суде рф. Vi. вопрос о разъяснении решения

    Значение стадий конституционного судебного процесса. Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционном суде рф. Vi. вопрос о разъяснении решения

    I. ПРОВЕРКА ЖАЛОБЫ СЕКРЕТАРИАТОМ КС РФ

    Сразу после подачи жалобы в КС РФ, она попадает в Секретариат, который проверяет ее на предмет соответствия формальным критериям допустимости обращений в КС РФ, отсеивая те из них, которые либо не отвечают формальным требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к жалобе (в том числе поданы лицом, которое подавать соответствующие обращения не может; не оплачены госпошлиной и т.д.), либо prima facie явно не подведомственны КС РФ (ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

    Если обращение «сходит с дистанции» уже на этом этапе, Секретариат направляет заявителю письмо с объяснением причины непринятия такого обращения. В этом случае у заявителя есть право, исправив недостатки жалобы, подать обращение в КС РФ повторно.

    Одной из особенностей производства по делам в КС РФ является то, что Секретариат КС РФ часто проявляет формализм, иногда напоминающий формализм древнеримского права, где ошибка в нескольких словах могла повлечь отказ в иске. Справиться с таким формализмом может только опытный юрист.

    II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБЫ СУДЬЯМИ КС РФ

    После прохождения жалобы через Секретариат она передается одному или нескольким судьям КС РФ на предварительное изучение для решения вопроса о возможности принятия жалобы к рассмотрению КС РФ (ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

    По итогам предварительного изучения обращения, КС РФ либо принимает его к рассмотрению либо отказывает в таком принятии.

    Решение о принятии жалобы к рассмотрению / об отказе в принятии жалобы к рассмотрению должно быть принято в срок не позднее 3 месяцев с момента регистрации жалобы (ч. 1 ст. 42 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В этот срок включается также срок, необходимый для предварительного изучения жалобы судьями КС РФ.

    При этом принятие КС РФ именно решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению является достаточно распространенным случаем, как правило, по причине неподведомственности обращения КС РФ.

    Отказ оформляется определением, в котором кратко, но при этом, к сожалению, зачастую не вполне понятно и логично излагается причина, по которой КС РФ считает себя не имеющим компетенции рассмотреть обращение.

    Иногда создается ощущение, что КС РФ отвечает в своем определении как будто бы не на тот вопрос и затрагивает не ту проблему, которая обозначена в жалобе.

    Такая нелогичность, а порой и намеренный уход КС РФ от ответа обычно очевидны для самого заявителя. Однако кому-либо еще ощутить это сложно по той простой причине, что сами обращения, к сожалению, нигде не публикуются (а между тем это было бы крайне важным и полезным шагом для системы конституционного судопроизводства). КС РФ доступ к ним не предоставляет кому-либо, за исключением непосредственных участников соответствующего дела. При этом интересно отметить и то, что такой доступ возможен, только если КС РФ вынес постановление по делу, а не определение. Если же это было определение, то в доступе к материалам дела в КС РФ откажут и заявителю жалобы.

    Нет никаких сомнений, что если бы все обращения, как минимум, те из них, которые прошли Секретариат, КС РФ публиковались, качество определений и иных решений КС РФ явно бы повысилось.

    III. ПРОВЕДЕНИЕ СЛУШАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ

    По общему правилу, при принятии обращения к рассмотрению КС РФ предлагает рассмотреть обращение без проведения слушаний .

    Устные слушания могут быть проведены лишь по инициативе самого КС РФ.

    Тем не менее, у заявителя есть право ходатайствовать против разрешения дела без проведения слушаний (ч. 2 ст. 47.1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Однако в действующем законодательном регулировании не предусмотрено какого-либо критерия или условия, которым заявитель мог бы обосновать необходимость проведения слушаний. В результате, КС РФ обладает широким усмотрением при принятии решения об удовлетворении или нет такого ходатайства.

    Если же КС РФ все-таки принимает решение о проведении слушания по делу, до непосредственно даты слушания может пройти достаточно долгий период времени, особенно, если в этот промежуток попадают летние полуторамесячные каникулы судей КС РФ.

    Само же слушание обычно занимает несколько часов подряд, его ход строго регламентирован, но в целом, похож на ход обычного судебного разбирательства.

    IV. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ

    Пожалуй, одной из существенных особенностей конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ по делу (речь о резолютивной части) сразу не принимается и не оглашается . В принципе, это характерно для западной судебной системы - например, для голландских, английских судов и т.д. - но совсем не характерно для России, где стороны сразу по окончании судебного слушания узнают, кто «выиграл», а кто «проиграл».

    Принятие решения - а оно принимается в форме постановления (ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») - происходит в закрытом режиме, а для оглашения его полного текста участники процесса вызываются в КС РФ еще раз.

    V. ПУБЛИКАЦИЯ РЕШЕНИЯ

    Текст решения обычно уже в день оглашения (хотя и не всегда) появляется на сайте КС РФ по адресу www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx и высылается сторонам по почте.

    На сайте КС РФ также удобно отслеживать все движения жалобы в КС РФ.

    Если слушания по делу не проводились, решение появляется на сайте КС РФ после его подписания. При этом сроки подготовки решения часто затягиваются. Решение можно ждать месяц, два, и даже больше.

    Часто бывает и так, что появившееся на сайте решение оказывается, к сожалению, датированным днем, который был несколько месяцев назад.

    К сожалению, не публикуются стенограммы заседаний КС РФ, в которых фиксируются все выступления. Между тем, некоторые из таких выступлений не только являются крайне интересными с точки зрения серьезной науки, но и нередко оказываются примерами того, как нельзя представителям государственных органов дискредитировать свои организации. Если бы такие стенограммы публиковались, то качество выступлений резко улучшилось бы: представители государственных органов более ответственно подходили бы к подготовке.

    VI. ВОПРОС О РАЗЪЯСНЕНИИ РЕШЕНИЯ

    После получения решения сторонами, оно, по ходатайству заявителя, может быть официально разъяснено КС РФ в порядке, предусмотренном ст. 83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

    Однако по нашему опыту, КС РФ не склонен разъяснять свои решения, считая, что они предельно обоснованы, а все, что в них изложено - изложено четко, ясно, логично и недвусмысленно. В действительности, просьба заявителя разъяснить решение зачастую объясняется желанием получить от КС РФ новую интерпретацию оспариваемых положений закона.

    Так, например, характерным ответом КС РФ на запрос о разъяснении его решения является следующий:

    Определение , по сути, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 статье 3 (Определение от 29 мая 2012 г. № 1056-О-Р);

    «Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение , по сути, выражает сомнение в его обоснованности и ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопросы о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1057-О-Р).

    Судебно-конституционный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия - относительно единый комплекс процессуальных действий заявителей конституционного суда, участников судебно-конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной процессуальной задачи. Последовательность наступления стадий преследует конечную цель - вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.

    Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в сравнении с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. более четко определяет следующие стадии судебно-конституционного процесса:

    1. Внесение обращения в Конституционный Суд РФ и его рассмотрение Секретариатом Конституционного Суда РФ;

    Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

    В обращении должны быть указаны данные, установленные ст. 37 ФКЗ.

    Выплачивается гос. пошлина.

    Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд (далее - обращения), после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде (далее - Инструкция по делопроизводству) порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда. Порядок установлен Регламентом КС РФ.

    2. Предварительное рассмотрение обращения и его принятие (либо отказ в принятии обращения к рассмотрению);

    Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

    Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

    3. Подготовка к судебному разбирательству.

    Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

    При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.


    4. Судебное разбирательство.

    Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных ФКЗ. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

    В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда Российской Федерации и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

    В заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

    В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда Российской Федерации, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.

    Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Российской Федерации в полном объеме.

    После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Российской Федерации и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации также экспертами.

    После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела

    5. Принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

    В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

    Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

    Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

    6. Исполнение решения Конституционного Суда РФ. Решение окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по курсу «Конституционное (государственное) право»

    по теме: «Стадии конституционного судопроизводства. Порядок заседания КС РФ»


    1. Понятие конституционного судопроизводства и его стадии

    2. Порядок заседания КС РФ при рассмотрении дела по существу

    Библиографический список


    Судебная власть предоставляет возможность правоохранительного воздействия со стороны государства, осуществляемого посредством деятельности судебной власти в установленных законом формах. Для разделения властей чрезвычайно важна такая форма судебной деятельности, как конституционное судопроизводство в качестве особой формы правосудия. Специфика конституционного судопроизводства, статуса и структуры Конституционного Суда РФ обусловливает особое место этого органа в судебной системе.

    Конституционный Суд Российской Федерации - один из высших федеральных органов судебной власти. Основная функция Конституционного Суда - осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации.

    О юридической природе Конституционного Суда России существуют различные мнения. Одни авторы полагают, что Конституционный Суд – орган высшего арбитражного свойства и в известной степени он должен оставаться вне традиционно известных ветвей государственной власти . Другие обращают внимание на двойственную юридическую природу Конституционного Суда . С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, его конституционные полномочия определяет ст. 125, помещенная в главу 7 Конституции РФ – «Судебная власть»; с другой стороны, Конституционный Суд, учитывая его функции и установленные непосредственно Конституцией РФ полномочия (в отличие от Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), выступает одновременно и в качестве высшего органа конституционного контроля, находящегося на одном уровне с федеральными органами государственной власти, осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть.

    Выступая в качестве судебного органа, Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом, установленным для судей всех судов (ч. 1 ст. 120, ст. 123 Конституции РФ). Конституционный Суд является элементом единой судебной системы Российской Федерации. Применительно к Конституционному Суду это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией Российской Федерации, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем, в отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией РФ (ст. 29 ФКЗ «О конституционном суде РФ», далее – Закона). Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

    Официальное толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В отличие от других судов, Конституционный Суд не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их, обогащая их юридическое содержание. В процессе таких интерпретаций словесное выражение конституционных норм может не меняться, но значительным изменениям может подвергаться их нормативное содержание. Благодаря Конституционному Суду выявляются те многочисленные потенциальные возможности, которые заключены в концентрированном виде в нормах Конституции.

    Данные черты характеризуют юридическую природу Конституционного Суда как федерального органа государственной власти равноуровневого с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством.

    Конституционный Суд не является единственным органом конституционного контроля – подобную деятельность осуществляет Президент Российской Федерации, Правительство, Федеральное Собрание, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако только Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля.

    В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства.

    Конституционное судопроизводство – процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд может признать закон неконституционным.

    Конституционное судопроизводство является процессуальной формой деятельности конституционных судов, применяющих и интерпретирующих конституционные нормы и решающих юридические дела, им подведомственные. Результатом конституционного судопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта или договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо официальное истолкование Конституции РФ.

    Конституционное судопроизводство – это регламентированная Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (и законами субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах) деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями.

    Цели и задачи конституционного судопроизводства определены в Законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ч. 1 ст. 3). К их числу относятся защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

    Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:

    1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

    а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

    б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

    в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

    2) разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной власти;

    б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

    в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

    3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

    4) дает толкование Конституции РФ;

    5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

    6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

    7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

    Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

    Для улучшения внутренней организации деятельности Конституционного Суда и с учетом объема и сложности его работы предусмотрены существенные изменения его структуры и организационных форм судопроизводства. В этих целях наряду с пленарными заседаниями как традиционной формой конституционного судопроизводства в Конституционном Суде проводятся заседания двух палат, включающих соответственно десять и девять судей.

    Конституционное судопроизводство включает пять основных стадий. Первая стадия предварительное изучение обращений, поступивших в Суд. Обращение в Конституционный Суд РФ может подаваться в формах запроса, ходатайства или жалобы. В запросах, как правило, излагаются просьбы об оценке конституционности нормативного правового акта, о толковании Конституции РФ. Их направляют уполномоченные органы или суды. В жалобах физических и юридических лиц оспаривается конституционность положений конкретных нормативных правовых актов

    Вторая стадия принятие Судом обращения к рассмотрению. Заключение судьи (судей) Конституционного Суда РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда РФ. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

    Третья стадия подготовка дела судьей-докладчиком к судебному слушанию. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда РФ, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

    Четвертая стадия. рассмотрение и разрешение дела в пленарном заседании или в заседаниях палат. Исследование по существу рассматриваемого дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. В ходе конституционного судопроизводства предусматриваются следующие формы судебных действий: заслушивание объяснений сторон; ознакомление с заключением эксперта; заслушивание показаний свидетелей; исследование документов, обстоятельств, доказательств; заслушивание заключительного выступления сторон.

    Пятая стадия принятие, оглашение и опубликование решения Суда. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ, как правило, считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением. Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании Суда немедленно после его подписания.



    Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарном заседании, в котором участвуют все 19 судей, и заседаниях двух палат. Одна включает в себя 10 судей, другая 9 судей. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Однако исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: дает толкование Конституции РФ; разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; решает некоторые принципиальные организационные вопросы деятельности Суда.

    Решения Суда по существу отнесенных к его компетенции вопросов именуются постановлениями. Решения Конституционного Суда РФ по существу запросов о соблюдении установленного порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ, а также о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) именуются заключениями. Решения по процедурным вопросам, принимаемым в ходе конституционного судопроизводства, именуются определениями. В форме определений, например, Конституционный Суд РФ отказывает заявителю в принятии обращения к рассмотрению.

    Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется следующими признаками. Решения:

    1) обязательны на всей территории России для всех государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан иих объединений;

    2) не подлежат обжалованию;

    3) вступают в силу немедленно после провозглашения; являются окончательными;

    4) не могут быть преодолены повторным принятием акта, признанного неконституционным и, как следствие, утратившим юридическую силу;

    5) действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

    Признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры России не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта. Этот акт должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

    Решения Конституционного Суда РФ имеют сложную правовую природу. С одной стороны, они представляют собой индивидуальные акты правоприменительного органа. С другой стороны, в содержании некоторых решений Суда можно усмотреть положения, которые характеризуются свойством нормативности. Неверно, однако, утверждать, что все решения Суда содержат нормы права и являются, таким образом, источниками права.

    Так, постановления Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ носят официальный и обязательный характер. О нормативности соответствующих решений Суда в законодательстве ничего не говорится. В то же время анализ постановлений о толковании позволяют говорить, о нормативном значении конституционного толкования. В отдельных постановлениях Суда положения Конституции РФ были не просто разъяснены или конкретизированы. Например, Конституционный Суд РФ существенно развил процедуру изменения наименования субъекта РФ, предусмотрев включение нового наименования в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ.

    Вопрос о том, может ли судебный орган конституционного контроля в процессе толкования создавать нормы права и создает ли он их в реальности, до сих пор остается окончательно нерешенным ни в законодательстве, ни в научной литературе.

    Конституционный Суд РФ формулирует правовые позиции. Правовая позиция Конституционного Суда РФ это выводы, доводы Суда в отношении того или иного правового явления, которые служат основанием итоговых решений и образуют их интеллектуально-юридическое содержание. Конституционный Суд РФ в процессе рассмотрения вопроса о конституционности конкретной оспоренной нормы исследует определенный, концептуальный вопрос юридической науки и практики, итоговый вывод, довод по которому будет являться правовой позицией.

    Правовые позиции встречаются практически во всех решениях Конституционного Суда РФ, как в их мотивировочных, так и в резолютивных частях.

    В качестве примера можно привести следующую правовую позицию:

    публичная власть может быть как государственной, так и муниципальной (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П; от 15.01.1998 № 3-П).

    Правовые позиции так же, как и решения Конституционного Суда РФ в целом, могут признаваться общеобязательными. В законодательстве прямо не указывается, какую юридическую силу имеют правовые позиции Суда как отдельные части его решений. Общеобязательными, очевидно, могут считаться правовые позиции Конституционного Суда РФ, которые находятся в прямой взаимосвязи с итоговым выводом конкретного решения, непосредственно предопределяют результат разрешения спора.

    Об обязательности правовых позиций Конституционного Суда РФ для всех государственных органов и должностных лиц речь идет в одном из определений Конституционного Суда РФ и лишь в отношении правовых позиций, содержащих толкование конституционных норм либо выявляющих конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Суда в резолютивной части его решений.

    Конституционный Суд РФ связан своими правовыми позициями. При рассмотрении и разрешении последующих дел, аналогичных или похожих на предыдущие, Суд обязан ссылаться на ранее высказанные правовые позиции. В случае если большинство участвующих в заседании палаты Конституционного Суда РФ судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. Следование Конституционного Суда РФ своим правовым позициям позволяет ему выносить согласованные между собой решения.

    Наиболее значимые и часто повторяющиеся в решениях Конституционного Суда РФ правовые позиции можно характеризовать в качестве конституционно-правовых принципов. Среди них можно назвать: принцип предсказуемости действий (бездействия) и решений органов публичной власти; принцип пропорционального (соразмерного) ограничения прав и свобод; принцип информационной открытости, прозрачности деятельности публичной власти и др.

    РАЗДЕЛ 13. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    § 1. Понятие и виды стадий конституционного производства.

    Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия КС охватывает относительно замкнутый комплекс действий КС и участников судебного конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации. Последовательность наступления стадий преследует конечную цель – вынесение КС итогового решения по делу и его исполнение. Можно выделить следующие стадии судебного конституционного процесса: 1) внесение обращений в КС; 2) предварительное рассмотрение обращений в КС; 3) принятие обращения КС либо его отклонение; 4) подготовка к судебному разбирательству; 5) судебное разбирательство; 6) совещание, голосование и принятие КС итоговых решений; 7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений КС; 8) исполнение решений КС.

    § 2. Обращения в КС.

    Стадия внесения обращения в КС как стадия КП преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет место применительно ко всем категориям дел за исключением тех случаев, когда возбуждение разбирательства осуществляется по инициативе самого КС. Согласно гл. V ФКЗ о КС РФ (ст. 36) поводом к рассмотрению дела в КС РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям данного ФКЗ. Практически в КС может обратиться любой субъект права (будь то гражданин или гос. орган) вне зависимости от того, предоставлено ему такое право законом или нет. Иными являются последствия. Обращение будет принято к рассмотрению лишь от тех субъектов, которым дано такое право по закону, регулирующему КП.

    Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

    Требования к обращению: обращение направляется в КС РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (лицами).

    В обращении должны быть указаны:

    1) КС РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

    2) наименование заявителя (в жалобе гражданина Ф.И.О.); адрес и иные данные о заявителе;

    3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;



    4) наименование и адрес гос. органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

    5) нормы Конституции РФ и ФКЗ о КС, дающие право на обращение в КС РФ;

    6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;

    7) конкретные основания к рассмотрению обращения КС РФ;

    8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;

    9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к КС РФ;

    10) перечень прилагаемых к обращению документов.

    К направляемому в КС РФ обращению прилагаются:

    1) текст акта, подлежащего проверке, или положения К РФ, подлежащего толкованию;

    2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, копии документов, подтверждающих право лица выступать в КС РФ в качестве представителя;

    3) документ об уплате государственной пошлины;

    4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

    К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание КС РФ, а также другие документы и материалы. Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в КС РФ с копиями в количестве 30-ти экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве 3-х экземпляров.

    Согласно ст. 39 ФКЗ о КС РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в КС РФ, возврата или зачета государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учетом определенных особенностей. Так, КС РФ может своим решением освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты гос. пошлины; уменьшить ее размер; либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.

    Запросы судов, запросы о толковании К РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления гос. пошлиной не оплачиваются. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению, или в случаях прекращения производства по делу.

    Обращения, поступающие в КС РФ, подлежат обязательной регистрации.

    В случаях, если обращение: 1) явно не подведомственно КС РФ; 2) по форме не отвечает требованиям; 3) исходит от ненадлежащего органа или лица; 4) не оплачено государственной пошлиной, Секретариат КС РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям ФКЗ о КС. Заявитель вправе потребовать принятия КС РФ решения по этому вопросу.

    Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 вправе вновь направить обращение в КС РФ. В случае повторного обращения заявителя в КС по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление, либо состоялось решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства, заявителю вторично высылается копия соответствующего решения КС с одновременным уведомлением заявителя о том, что в дальнейшем переписка с ним по данному вопросу прекращается. Дальнейшие заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу оставляются без ответа и передаются в канцелярию КС на хранение (пар. 9 Регламента КС РФ). В случае, если обращение явно не подведомственно КС РФ, Секретариат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

    Т.о. стадия предварительного рассмотрения обращений в КС имеет целью проверку обращения на соответствие его требованиям закона как по материальным, так и по формальным основаниям. Роль аппарата КС зависит от тех полномочий по определению судьбы поступившего в КС РФ обращения, которыми он наделяется: будет ли оно принято, или будет возвращено заявителю, или направлено в иные органы по подведомственности. Сложнее всего определить «явную неподведомственность КС» обращений компетентных органов и лиц. Заявители часто просят о пересмотре приговора, судебного решения, правоприменительного акта об отказе в получении квартиры, выплат пенсии и т.п., что связано с установлением фактических обстоятельств, их прав. квалификацией, с проверкой доказательств. Подобные обращения явно неподведомственны КС.

    Если обращение соответствует всем требованиям, то Председатель КС РФ в порядке, установленном КС РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Передача обращений в процессе предварительного изучения регистрируется в аппарате начальника Секретариата КС (пар. 11 Регламента КС).

    Судья, изучающий обращение в предварительном порядке, может дать поручение одному или нескольким отделам. Такое поручение направляется в отдел через начальника Секретариата Конституционного Суда или с уведомлением его об этом. Судья организует работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. Секретариатом КС ведется реестр поступивших и переданных судьям для предварительного изучения обращений, который не реже одного раза в месяц рассылается всем судьям.

    Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в КС РФ. Заключение судьи (судей) КС РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании КС (ст. 41 ФКЗ о КС).

    Целью стадии принятия КС обращения к рассмотрению как стадии КП является принятие окончательного решения относительно того, будет ли обращение заявителя рассматриваться по существу или ему будет отказано. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается КС РФ в заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом КС РФ решении уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.

    КС РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если: 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, ему не подведомственно; 2) обращение в соответствии с требованиями не является допустимым; 3) по предмету обращения КС РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 47.1 ФКЗ о КС РФ.

    В случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое КС РФ производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

    Обращение в КС РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании суда. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

    § 3. Судебное разбирательство, вступление в силу и исполнение решений КС.

    Стадия подготовки к судебному разбирательству имеет целью обеспечить все условия для оперативного и эффективного слушания дела. Ее содержание зависит от рассматриваемой категории дел (вида производства). Заседания КС РФ созываются Председателем. Решение о назначении дел к слушанию в заседании КС РФ принимается не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел. КС РФ может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции К РФ нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими К РФ постановлением КС РФ, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением КС РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение КС РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

    Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

    1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом РФ, Советом Федерации, ГД, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии К РФ принятого соответствующим органом нормативного правового акта;

    2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

    Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании КС РФ. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление. Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. КС РФ может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

    Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения КС РФ, а также изложения материалов в заседании КС РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями КС РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

    Требования КС РФ о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о заверении документов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; о даче разъяснений и пр. обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования КС РФ должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан КС РФ.

    Уведомление о заседании КС РФ, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за 10 дней до начала заседания. Объявления о заседаниях КС РФ помещаются в доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в СМИ.

    Судебное разбирательство как стадия КП имеет целью рассмотрение всех обстоятельств дела, уяснение правовой позиции сторон. Обычно эта стадия имеет форму устного разбирательства, но бывают и исключения (например, законом о ФКС Германии). Участниками процесса в КС РФ считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: 1) заявители - органы или лица, направившие в КС РФ обращение; 2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается. Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в КС РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат ГД из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

    Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

    Стороны или их представители обязаны явиться по вызову КС РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

    Классическое К судопроизводство в обязательном порядке включает стадия судебного разбирательства, открытого, публичного слушания дела. Заседания КС РФ проходят открыто, за исключением определенных случаев. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения КС РФ. КС РФ назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями. Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

    В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание КС РФ и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае если КС РФ признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается. Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.

    Председательствующий руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при нарушениях.

    В заседании КС ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом КС (пар. 34). Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма и фонограмма заседания. Протокол заседания подписывается Председателем или по его уполномочию одним из заместителей Председателя КС РФ. Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания и приносить на них свои замечания.

    Исследование по существу рассматриваемого в заседании дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями КС РФ. По окончании выступления судьи-докладчика Суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если КС найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае КС назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.

    Председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в КС РФ для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями КС РФ и другой стороной, а с разрешения КС также экспертами.

    В заседание может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо КС РФ. При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению КС РФ, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. Свидетель и эксперт перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель обязан сообщить КС РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

    В заседании по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение. Документы, исследованные КС РФ, подлежат приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся КС РФ.

    После признания КС РФ исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.

    На стадии принятия итоговых решений КП идет процесс выработки итогового решения по делу, его принятие и провозглашение. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается КС РФ в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи КС РФ, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.

    Итоговое решение КС РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в пп. 1, 2, 3, 3.1 и 4 ч. 1 ст. 3 ФКЗ о КС РФ, именуется постановлением. Постановления выносятся именем РФ. Итоговое решение КС РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения КС РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. В заседаниях КС РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

    Решение КС принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании К РФ принимается большинством не менее 2\3 от общего числа судей. Судья КС РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Решения должны основываться на материалах, исследованных КС РФ.

    КС РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. КС РФ принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. КС РФ при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

    Постановления и заключения излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения оглашаются в заседании и заносятся в протокол. Содержание решения КС РФ посм. в ст. 75 ФКЗ о КС РФ.

    В решении КС, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

    1) наименование решения, дата и место его принятия;

    2) персональный состав КС РФ, принявший решение;

    3) необходимые данные о сторонах;

    4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;

    5) нормы К РФ и настоящего Федерального конституционного закона, согласно которым КС РФ вправе рассматривать данный вопрос;

    6) требования, содержащиеся в обращении;

    7) фактические и иные обстоятельства, установленные КС РФ;

    8) нормы Конституции РФ и настоящего Федерального конституционного закона, которыми руководствовался КС РФ при принятии решения;

    9) доводы в пользу принятого КС РФ решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;

    10) формулировка решения;

    10.1) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления в соответствии с пунктами 2 и 3 части первой статьи 100 настоящего Федерального конституционного закона;

    11) указание на окончательность и обязательность решения;

    12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

    Итоговое решение подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья КС РФ, не согласный с решением, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике КС РФ" вместе с решением КС РФ. Судья, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике».

    Решение КС РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47.1 ФКЗ о КС РФ, провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания. Постановления и заключения не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

    судьям КС РФ;

    сторонам;

    Президенту РФ, Совету Федерации, ГД, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;

    ВС РФ, ВАС РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Следственного комитета РФ, министру юстиции РФ.

    Решения КС РФ могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

    Постановления и заключения подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, РФ, которых касается принятое решение. Решения КС РФ публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда РФ", а при необходимости и в иных изданиях.

    Решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Решение, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление, принятое в порядке, предусмотренном ст. 47.1, вступает в силу со дня его опубликования. Иные решения вступают в силу со дня их принятия. Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

    Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими К РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением КС РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

    В случае если решением нормативный акт признан не соответствующим Конституции полностью или частично либо из решения вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

    Позиция КС РФ относительно того, соответствует ли Конституции РФ смысл НПА или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении КС РФ, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления КС РФ.

    Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.


    Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. 1. По делам, рассматриваемым КС РФ, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

    1) при направлении запроса или ходатайства - 4 500 рублей;

    2) при направлении жалобы организацией - 4 500 рублей;

    3) при направлении жалобы физическим лицом - 300 рублей.

    Статья 333. НК РФ: 2. По делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов РФ, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: 1) при обращении организации - 3 000 руб.; 2) при обращении физического лица - 200 руб. 4. Данные положения применяются с учетом положений статьи 333.35 НК о льготах при уплате гос. пошлины.

    Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены (ст. 30 ФКЗ о КС РФ).

    В Республике Молдова по решению КС допускается тайное голосование.

    О юридических последствиях решения Конституционного Суда РФ, которым выявляется конституционно-правовой смысл нормы, см. Определение Конституционного Суда РФ от 11.11.2008 № 556-О-Р.

    Решения европейских КС носят «обезличенный» характер, в них не отражаются результаты голосования. Как правило, не допускается публичное выражение особых мнений судей (Австрия, Бельгия, Ирландия, Италия). Не допускаются особые мнения судей в Армении, Грузии. Но постепенно и европейские КС признают институт особого мнения (Венгрия, Германия, Греция, Украина, Хорватия), отдельные суды Европы как бы «вмонтируют» особое мнение в решение КС.

    По вопросу, касающемуся юридической природы решения Конституционного Суда РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П.