Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • 10 лет срок эксплуатации пожарной техники. Виды и периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей. Порядок планирования ТО

    10 лет срок эксплуатации пожарной техники. Виды и периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей. Порядок планирования ТО

    О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭРОДРОМНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В АВИАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

    Обобщение опыта эксплуатации различных типов и моделей аэродромных пожарных автомобилей, а также результатов обследования аэропортов при сертификации, выявило необходимость организации эксплуатации и установления (продления) сроков службы пожарных автомобилей на основании единых для гражданской авиации правил, обеспечивающих контроль и поддержание эксплуатационной годности пожарных автомобилей в течение всего срока их эксплуатации. На основании вышеизложенного, приказываю:

    1. Утвердить и ввести в действие Положение о порядке эксплуатации аэродромных пожарных автомобилей и Методику проверки технического состояния аэродромных пожарных автомобилей (Приложение 1 и 2).

    2. Руководителям территориальных органов ФАС России организовать контроль за состоянием противопожарной техники авиационных предприятий гражданской авиации, отработавшей установленный срок эксплуатации.

    3. Руководителям авиационных предприятий гражданской авиации не допускать эксплуатацию аэродромных пожарных автомобилей с превышением срока службы без разрешения руководителя соответствующего территориального органа ФАС России.

    4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника Службы ПАСОП ФАС России Э.Л. Тимонина.

    2.4. Специальная комиссионная проверка аэродромного пожарного автомобиля проводится по окончании установленного срока эксплуатации ПА с использованием "Методики проверки технического состояния аэродромного пожарного автомобиля" на продление срока эксплуатации, согласованной с Органом по сертификации СПАСОП ГА ФАС России.

    2.5. Комиссия, с целью продления срока эксплуатации аэродромного ПА, создается в территориальном органе ФАС России его руководителем. Комиссия формируется из специалистов службы ПАСОП, службы спецтранспорта и других сотрудников авиапредприятия и соответствующего территориального органа ФАС России.

    2.6. На основании выполненных работ комиссия составляет Акт по результатам специальной проверки данного образца аэродромного пожарного автомобиля. Акт утверждается руководителем соответствующего территориального органа ФАС России.

    В выводах и предложениях даются заключения об общем техническом состоянии аэродромного ПА и рекомендации по продлению срока эксплуатации пожарного автомобиля либо по его списанию или ремонту.

    2.7. Копия разрешения о продлении срока эксплуатации аэродромного пожарного автомобиля и копия акта комиссии направляются в Службу ПАСОП ГА ФАС России.

    2.8. Запись о продлении срока эксплуатации автомобиля, с указанием даты и номера приказа или другого распорядительного документа, вносится в формуляр (паспорт) ПА.

    2.9. При проведении инспекционной проверки специалисты СПАСОП ФАС России имеют право снять с эксплуатации аэродромные пожарные автомобили, не соответствующие требованиям, изложенным в "Методике проверки технического состояния аэродромного пожарного автомобиля" на продление срока эксплуатации.

    3. СПИСАНИЕ АЭРОДРОМНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

    3.1. Решение о списании аэродромного пожарного автомобиля, при его неудовлетворительном техническом состоянии, принимается руководителем авиапредприятия самостоятельно и производится в соответствии с установленным порядком.

    Настоящее Положение распространяется на все типы и модели аэродромных пожарных автомобилей, находящихся и поступающих на эксплуатацию в авиапредприятия в целях обеспечения пожарной безопасности полетов воздушных судов и объектов аэропортов.

    Начальник СПАСОП ФАС России,

    Руководитель Органа

    по сертификации

    СПАСОП ГА ФАС России

    Э.Л. ТИМОНИН

    ТИПОВАЯ ФОРМА АКТА ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО

    СОСТОЯНИЯ АЭРОДРОМНОГО ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ

    УТВЕРЖДАЮ

    Руководитель территориального

    органа ФАС России

    "___" ________________ 199_ г.

    АКТ

    оценки технического состояния аэродромного пожарного автомобиля

    Комиссия, назначенная приказом от "___" _______________19_ г. № _____________________

    Руководителя ____________________________________________________________________

    (наименование территориального органа ФАС России)

    в составе:

    председателя ____________________________________________________________________

    (должность, Ф.И.О.)

    членов: _________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________

    (должность, Ф.И.О.)

    в соответствии с утвержденной "Методикой проверки технического состояния аэродромных пожарных автомобилей" "__" _________ 19__ г. произвела оценку технического состояния аэродромного пожарного автомобиля с целью определения возможности увеличения

    ________________________________________________________________________________

    (указывается, какого ресурса срока службы и на какое время)

    1. Сведения о пожарном автомобиле:

    наименование юридического владельца пожарного автомобиля

    ________________________________________________________________________________

    адрес владельца пожарного автомобиля _____________________________________________

    наименование и адрес эксплуатанта пожарного автомобиля ____________________________

    регистрационный номер _______________ номер шасси _______________________________

    дата изготовления __________________ количество ремонтов __________________________

    когда и на каком предприятии выполнен последний ремонт: ___________________________

    2. В результате комиссионной проверки аэродромного пожарного автомобиля были выполнены следующие работы:

    2.1. В процессе проведения инструментального контроля членами комиссии произведен осмотр аэродромного пожарного автомобиля в объеме "Методики проверки технического состояния аэродромных пожарных автомобилей";

    2.2. Проведена проверка функционирования систем и механизмов аэродромного пожарного автомобиля, согласно "Методике проверки технического состояния аэродромных пожарных автомобилей".

    2.3. Устранены выявленные в процессе осмотра и технического обслуживания неисправности и дефекты.

    2.4. Выполнен контрольный выезд аэродромного пожарного автомобиля:

    3. Изучены и проанализированы следующие материалы:

    3.1. Формуляры и паспорта комплектующих изделий.

    3.2. Индивидуальные особенности эксплуатации пожарного автомобиля со дня выпуска до "__" _____________ ___ г.:

    Повреждение пожарного автомобиля с выходом из строя двигателя, ходовой части, пожарной надстройки _______________________________________________________________

    Замена двигателя, ходовой части, пожарной надстройки и их причины

    ________________________________________________________________________________

    3.3. Перечень основных неисправностей, выявленных на пожарном автомобиле за прошедший период эксплуатации, влияющих на продление:

    ________________________________________________________________________________

    3.4. Замена агрегатов и комплектующих изделий производилась:

    ________________________________________________________________________________

    4.1. Недостатки, препятствующие увеличению срока службы ПА

    ________________________________________________________________________________

    4.2. По результатам проведенных работ, техническое состояние аэродромного пожарного автомобиля и установленных на нем агрегатов и комплектующих изделий соответствует сертификационным требованиям.

    Председатель ____________________________________________________________________

    (подпись) (Фамилия И.О.)

    Члены: _________________________________________________________________________

    (подпись) (Фамилия И.О.)

    "__" ___________ 199__ г.

    ТИПОВАЯ ФОРМА РЕШЕНИЯ НА ПРОДЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ АЭРОДРОМНОГО ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

    РЕШЕНИЕ

    На продление срока службы аэродромного пожарного

    автомобиля _______________________ № ___________

    (марка, тип)

    На основании Акта комиссии ______________________________________________________

    территориального органа ФАС России от "__" _________ 19__ г. по оценке технического состояния аэродромного пожарного автомобиля ________________ № ______, принадлежащего

    (марка, тип)

    _______________________________________________________________________________,

    (наименование авиационного предприятия)

    срок службы (эксплуатации) аэродромного пожарного автомобиля ______________________

    (марка, тип)

    № ______ продлевается до "__" _________ 200_ г.

    Руководитель территориального

    органа ФАС России ______________________________________________________________

    "__" ___________ 199_ г.


    Приложение 2

    к Приказу ФАС России

    МЕТОДИКА

    ПРОВЕРКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АЭРОДРОМНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

    При продлении срока эксплуатации аэродромных пожарных автомобилей (ПА) специальная комиссионная проверка, назначенная руководителем территориального органа ФАС России, должна включать:

    Оценку базовых характеристик ПА (скоростные и динамические характеристики, производительность, количество огнетушащего состава);

    Обследование технического состояния ПА и проверку работы узлов, систем и агрегатов шасси и пожарной надстройки, включая работу насоса, проверку наличия съемного оборудования.

    Обследование технического состояния стационарных узлов, систем и агрегатов, а также съемного оборудования проводится согласно порядку и правилам, установленным эксплуатационной документацией на данный тип (модель) ПА, шасси, проверяемые узлы, системы и агрегаты.

    Что проверяется

    Методика проверки

    Технические требования

    Шасси и двигатель

    Согласно Инструкции по эксплуатации завода-изготовителя

    Визуально

    Не допускаются трещины и повреждения длиной более 20 мм и местные повреждения лакокрасочного покрытия площадью более 200 мм 2 , согласно Инструкции по эксплуатации

    Цистерна

    Визуально

    Отсутствие повреждения. Течи и каплеобразования не допускаются, согласно Инструкции по эксплуатации

    Скоростные и динамические характеристики

    Замеряется секундомером время движения от нулевой скорости до остановки по прямолинейному маршруту длиной 2000 (±50) м с асфальтовым или бетонным покрытием

    Время движения на проверяемом участке не должно превышать 150 с, согласно Инструкции по эксплуатации и стандартам ИКАО

    Запас огнетушащих веществ

    Определяется визуально

    Наличие ОТВ должно соответствовать требованиям завода-изготовителя для данного типа ПА

    Проверка производительности насоса

    Проверка производится забором воды из водоема при частоте вращения вала насоса, указанного в Инструкции по эксплуатации, при высоте всасывания 3,5 м

    Производительность насоса должна соответствовать техническим требованиям Инструкции по эксплуатации для каждого типа ПА

    Проверка насоса на "сухой вакуум"

    Проверка производится при включении вакуумной системы, не включая насоса, и доведением разряжения в нем до 0,07315 - 0,07581 МПа (560 - 570 мм рт. ст.)

    При нормальной герметичности насоса разряжение должно уменьшаться не более значений, указанных в Инструкции по эксплуатации для каждого типа ПА

    Возможность подачи воды пожарным автомобилем от гидранта

    ПА устанавливается рядом с гидрантом, к которому присоединяется всасывающий рукав. При рабочем режиме насоса обеспечивается подача воды на выходе напорного патрубка

    Требования завода-изготовителя для данного типа ПА

    Поворот лафетного ствола

    Определяется в градусах

    Значение в градусах должно соответствовать Инструкции по эксплуатации для каждого типа лафетного ствола

    Наличие установки (оборудования) для покрытия ВПП пеной

    Визуально

    Наличие и исправность стационарной или съемной установки для покрытия ВПП пеной, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и стандартами ИКАО

    Дальность подачи ОТВ лафетным стволом

    При рабочем давлении режима насоса из лафетного ствола выдается ОТВ

    Дальность подачи ОТВ должна быть не менее 30 метров, в соответствии с требованиями завода-изготовителя и стандартами ИКАО

    Начальник СПАСОП ФАС России,

    Руководитель Органа

    по сертификации

    СПАСОП ГА ФАС России

    Р а з д е л 4

    ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ГПС

    Глава 13. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ

    АВТОМОБИЛЕЙ

    Термин «Эксплуатация машин», по определению, является сложным понятием. Он включает: использование машины, ее обслуживание и ремонт, а также хранение и учет. В определении термина главным является использование. Именно в процессе использования происходят все изменения в механизмах и машинах, которые и являются основой для обслуживания, ремонта и хранения. Поэтому в первую очередь рассматриваются
    изменения в механизмах и обосновывается система воздействий, обеспечивающих работоспособность машин.

    Условия эксплуатации пожарных автомобилей

    Эксплуатация ПА осуществляется в широком диапазоне различных факторов. Их целесообразно разделить на несколько групп.

    К первой группе факторов следует отнести категории условий эксплуатации и природно-климатические условия. Состояние дорожных
    покрытий, величины путей следования из пожарных частей по вызову на пожары и возвращение в часть после тушения пожаров, внешние температурные условия различны.

    Ко второй группе факторов следует отнести оперативную обстановку с пожарами в заданном режиме городов, на объектах охраны. В крупных центрах с развитой промышленностью, большой численностью населения частота выездов на пожары больше, чем в малонаселенных городах или районах. Интенсивность эксплуатации в них более высокая по величинам пробега ПА и продолжительности работы спецагрегатов.

    К третьей группе факторов относится такая особенность – пожарные автомобили не имеют холостых пробегов. Полная масса ПА не должна превышать 95 % от величины массы, установленной для базового шасси. Даже при тушении пожара расходуемая из цистерны вода должна быть восстановлена после пожара.

    К четвертой группе факторов относятся особенности режимов эксплуатации пожарных автомобилей и их оборудование. При следовании на пожар (и с пожара в часть) пожарные автомобили эксплуатируются
    в транспортном режиме. Продолжительность режима фиксируется в километрах по показаниям спидометра. При тушении пожаров и техническом обслуживании пожарный автомобиль находится в стационарном состоянии. Работа двигателя и потребителей энергии рассчитывается в часах работы. Как уже указывалось, общий пробег ПА L общ, км, определяется по формуле

    L общ = L сп + 50τ, (13.1)

    где L сп – пробег, фиксируемый по показаниям спидометра, км; τ – время работы насоса в режиме холостого хода, в часах.

    Величина приведенного пробега (50 τ)по различным районам может
    в 1,5–2 раза превышать величину пробега ПА, фиксируемую по показаниям спидометра.


    К пятой группе факторов относятся температурные режимы эксплуатации двигателей пожарных машин.

    В гаражах пожарных частей должна поддерживаться температура выше +16 °С. При этом условии двигатель легко запускается без предварительного прогрева. Следовательно, при выезде из пожарной части температура охлаждающей жидкости t о.ж должна быть выше +16 °С. Прогрев двигателя до 70–75 °С, когда двигатель можно нагружать, осуществляется в пути следования. Продолжительность прогрева будет неодинакова летом
    и зимой (рис. 13.1). Установлено, что даже летом при температуре в гараже 20 °С номинальная температура двигателя достигается через 5–7 мин движения. При низких температурах зимой и в гараже требуемая температура достигается после 10–15 мин. Таким образом, двигатели пожарных машин эксплуатируются при пониженных температурных режимах. При этом она сопровождается повышенными расходами топлива и износами деталей двигателя.

    Пожарная техника должна применяться только для тушения пожаров и проведения, связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ. Использование сверхштатных транспортных средств, комплектование подразделений ГПС легковыми автомобилями за счет штатной положенности вспомогательных пожарных автомобилей других марок – запрещается.

    Вспомогательные пожарные автомобили используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

    На каждое транспортное средство, с учетом выделенного по фондам количества топлива и других условий, устанавливается индивидуальная норма эксплуатации (пробега) на год и квартал.

    На основании квартальных норм эксплуатации устанавливаются нормы пробегов на квартальный месяц.

    Для повышения технических возможностей и боевой готовности подразделений создается резерв пожарных машин.

    Пожарные машины, находящихся в боевом расчете и в резерве должны быть в состоянии технической готовности.

    Техническая готовность пожарных машин определяется:
    исправным техническим состоянием;

    Заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами;

    Укомплектованностью пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правил по охране труда;

    Соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ 50574-93

    Исправной считается машина, техническое состояние которой не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. В этом случае эксплуатация запрещена.

    Техническое обслуживание и ремонт пожарных машин организуется по планово-предупредительной системе.

    Прием и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство

    Для приемки прибывшего в УГПС, ОГПС пожарного автомобиля руководителем органа управления ГПС назначается постоянно действующая комиссия в составе: председатель- представитель отдела (отделения) пожарной техники, члены- начальник ПТЦ, отряда, части технической службы, руководитель и старший водитель (водитель) подразделения в который передается автомобиль.

    Приемка (передача) пожарного автомобиля (агрегата) оформляется актом. О результатах приемки председатель комиссии докладывает начальнику УГПС, ОГПС.

    Поступивший в подразделение новый пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в Госавтоинспекции и перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку.

    Обкатка пожарных автомобилей осуществляется в соответствии с требованиями завода-изготовителя, изложенными в руководствах и инструкциях по эксплуатации. Результаты обкатки заносятся в формуляр пожарного автомобиля.

    После обкатки выполняется техническое обслуживание шасси пожарного автомобиля в объеме работ, рекомендуемых инструкцией по эксплуатации шасси, а специального оборудования - в объеме работ первого технического обслуживания в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации ПА.

    Постановка пожарного автомобиля на боевое дежурство и закрепление его за водителями производится руководителем подразделения ГПС.

    Учет пожарных автомобилей и их работы

    Учетными документами пожарных автомобилей являются:
    Свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон), паспорт транспортного средства;

    Формуляр;

    Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники;

    Эксплуатационная карта;

    Путевка основного (специального) пожарного автомобиля;

    Карточка учета работы автомобильной шины;

    Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи;

    Журнал учета технического обслуживания;

    Путевой лист вспомогательного пожарного автомобиля;

    Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательного пожарного автомобиля.

    Свидетельство о регистрации выдается Госавтоинспекцией при регистрации автомобиля и сдается в Госавтоинспекцию при его списании.

    Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и подлежит обязательному заполнению при поступлении автомобиля в подразделение ГПС. Ведение формуляра осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии –начальник караула.

    При наличии на пожарных автомобилях счетчиков, учитывающих работу специальных агрегатов (пожарного насоса, генератора и т.п.), величину приведенного пробега необходимо устанавливать по показаниям счетчика.

    Контроль за ведением формуляра, своевременностью и объективностью заполнения его разделов осуществляет руководитель подразделения ГПС. Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники ведется в каждом УГПС, ОГПС. Заполнение журнала осуществляет начальник отдела (отделения) пожарной техники.

    Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль, является документом учета его работы и заполняется водителем. Правильность внесенных записей контролируется при смене караулов руководителем подразделения ГПС. Полностью заполненная и подписанная руководителем подразделения эксплуатационная карта ежемесячно, в установленные дни, сдается в бухгалтерию с отчетом о расходовании горюче-смазочных материалов.



    Путевка на выезд основного пожарного автомобиля выписывается диспетчером (радиотелефонистом) и выдается начальнику караула перед выездом на пожар (учение, занятие и т.д.). Форма путевки приведена в приложении Боевого устава пожарной охраны.

    Карточка учета работы автомобильной шины заводится при поступлении автомобиля в подразделение и при установке новой покрышки на автомобиль. Заполнение карточки осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии – начальник караула, согласно специализации. Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи заводится на каждый аккумулятор при поступлении автомобиля в подразделение и при замене аккумуляторов на новые. Заполнение карточки осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии – начальник караула согласно специализации.

    Журнал учета технического обслуживания пожарного автомобиля заводится на каждый автомобиль и заполняется старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации.

    В журнал вносится записи о техническом обслуживании (непосредственно после его проведения):

    Первого технического обслуживания автомобиля и обслуживания пожарно-технического вооружения –не реже 1 раз в месяц.

    Второе техническое обслуживание – не реже 1 раз в год.

    Сезонного технического обслуживания –2 раза в год

    О проверке уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес – 1 раз в 10 дней

    О проверке работоспособности, прочистки регулировке пеносмесителя газоструйного вакуум –аппарата –1 раз в месяц.

    Все записи заверяются подписями водителей, проводящих ТО, а сведения об обслуживания пожарно-технического вооружения завершаются подписью командира отделения.

    Правильность ведения журнала учета ТО контролируется руководителем подразделения ГПС.

    Путевой лист на выезд вспомогательного пожарного автомобиля выписывается старшим водителем, а при его отсутствии диспетчером (радиотелефонистом). Путевой лист подписывается руководителем подразделения ГПС и является распоряжением водителю на выполнение задание. Использование путевых листов, форма которых не соответствует установленной Наставлением о технической службы запрещается. Путевые листы на работу транспортных средств в выходные и праздничные дни (кроме выездов на пожары) выдаются с разрешения начальника гарнизона пожарной охраны или лица его замещающего. Путевой лист выдается водителю на одни сутки, а в случае командировки- на весь период командировки под расписку в журнале выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей. Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей заводится на весь транспорт подразделения, в том числе прикомандированных.

    Итог работы пожарного автомобиля подводится ежемесячно старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации или руководителем подразделения ГПС.

    Техническое обслуживание пожарных автомобилей

    Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.

    Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:

    Постоянную техническую готовность к использованию;

    Надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течении установленного срока службы;

    Безопасность движения;

    Устранение причин вызывающих преждевременное возникновение отказа неисправностей;

    Установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;

    Уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

    Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания

    Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяются на следующие виды:

    Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;

    Техническое обслуживание на пожаре (учении);

    Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учении)

    Техническое обслуживание после первой тысячи км. пробега (по спидометру);

    Первое техническое обслуживание (ТО-1);

    Второе техническое обслуживание (ТО-2);

    Сезонное техническое обслуживание (СО);

    Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.

    Перед сменой караула все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности. Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче.

    Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям боевого расчета. Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.

    При этом работа двигателя не должна превышать:

    Для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем – 3 мин;

    Для основных пожарных автомобилях целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой – 5 мин;

    Для специальных пожарных автомобилей – 7 мин:

    Для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников – 10 мин;

    При обнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.

    Решение о замене пожарного оборудования и снаряжение принимается начальником караула, а о замене пожарной техники – руководителем подразделения (оперативным дежурным)

    Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося караулов.

    О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО. Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

    Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

    Техническое обслуживание после возвращения с пожара (учений) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.

    Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводятся закрепленным за автомобилем водителем под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

    Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленным за автомобилем водителем в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

    Перед ТО руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения водителем поводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ. По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями личным составом боевого расчета.

    Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

    В дни проведения ТО пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое другое удобное время в течении текущих дежурных суток.

    После проведения ТО каждый водитель расписывается в журнале учета ТО. Второе техническое обслуживание, проводится в ПТЦ, отряде,(части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2 .

    Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения. При этом техническое обслуживание проводится закрепленным за автомобилем водителя под руководством старшего водителя. В объектовых подразделениях ТО может проводится на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанным и согласованным графиком.

    Первое и второе техническое обслуживания выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей и конструкций условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания.

    Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.

    Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах очень холодного климата.

    Порядок планирования, проведения и учета технического обслуживания

    Технические обслуживания пожарных автомобилей (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком.

    Годовой план –график ТО-2 составляется отделом пожарной техники, согласовывается с отделом службы и подготовки и утверждается начальником УГПС, ОГПС.

    Выписки из плана-графика ТО-2 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 15 дней до начала планируемого года.

    Годовой план-график ТО-1 разрабатывается в каждом гарнизоне пожарной охраны начальником ТС гарнизона, согласовывается со службой пожаротушения гарнизона и утверждается начальником гарнизона. Годовой план-график ТО-1 составляется по форме, аналогичной плану-графику ТО-2

    При составлении годового плана-графика ТО-1 обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из боевого расчета в районах выезда, а также учитывается план-график ТО-2 и другие особенности гарнизона. Выписки из плана-графика ТО-1 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 5 дней до начала планируемого года. Допускается составление единого плана-графика ТО-2 и ТО-1

    График технического обслуживания составляются на основании планируемых общих пробегов пожарных автомобилей, нормативов периодичности технического обслуживания, равномерной загрузки постов ТО. В графики технического обслуживания включаются все пожарные автомобили подразделений.

    Техническое обслуживание в виде исключения разрешается проводить на станциях ТО автомобилей, а также в автохозяйствах и автотранспортных предприятиях других министерств и ведомств на основании заключенных в установленном порядке договоров с оплатой выполненных работ по безналичному расчету по действующим на этих станциям тарифам.

    О проведении технического обслуживания делается записка в журнале учета, формуляре и эксплуатационной карте.

    Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей несут:

    при проведении ТО на пожаре (учении)- водитель пожарного автомобиля;
    при проведении ежедневного обслуживания и технического обслуживания по возвращении с пожара (учения) начальник караула;

    при проведении ТО первой тысячи километров пробега и ТО-1-руководитель подразделения ГПС;

    при проведении сезонного обслуживания и ТО-2 – руководитель подразделения, в котором проводится обслуживание;

    Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании автомобилей.

    Для проведения ТО-1 и ТО-2 пожарный автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервным. Порядок вывода из боевого расчета на ТО пожарных автомобилей и замены их резервными определяется с учетом местных условий начальником гарнизона ГПС.

    Время пребывания пожарного автомобиля на техническом обслуживании не должно превышать:

    Двух дней для ТО-1;

    Трех дней для ТО-2.

    При техническом обслуживании автомобилей могут выполняться отдельные операции текущего ремонта (сопутствующий текущий ремонт) в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего вида ТО.

    Пожарный автомобиль, прошедший ТО-2 (ремонт), получает руководитель и старший водитель (водитель) подразделения по акту (сдачи выдачи).

    Пожарный автомобиль, прошедший ТО, должен быть исправным, заправленным эксплуатационными материалами, чистым, отрегулированным, смазанным и отвечать требованиям эксплуатационной документации.

    Постановка на боевое дежурство пожарных автомобилей, не прошедших очередное обслуживания, запрещена.

    Ремонт пожарных автомобилей

    Ремонтом является комплекс операций по восстановлению работоспособного состояния пожарных автомобилей и обеспечению безотказной их работы. Он может выполняться по потребности или после определенного пробега.

    Ремонт, связанный с разборкой или заменой агрегатов и узлов, должен выполняться, как правило, по результатам предварительного диагностирования.

    В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:

    Для автомобилей: текущий, средний, капитальный;

    Для агрегатов: текущий, капитальный.

    Пожарный автомобиль после ремонта получает руководитель подразделения и старший водитель (водитель) по акту сдачи (выдачи). Руководитель подразделения ТС несет ответственность за качество выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту.

    Перед постановкой на боевое дежурство пожарный автомобиль должен пройти обкатку:

    После капитального ремонта – пробегом 400 км. и работой специальных агрегатов продолжительностью 2 часа;

    После среднего и текущего ремонта (с заменой или капитальным ремонтом одного из основных агрегатов) – пробегом 150 км. и работой специального агрегата продолжительностью 2 часа.

    Подготовка пожарных автомобилей к эксплуатации в летний зимний периоды года

    Подготовка пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды осуществляется по приказу начальника УГПС, ОГПС. Летний и зимний периоды, в зависимости от климатических зон определяется решениями органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Перед наступлением летнего и зимнего периодов с водителями личным составом организуются занятия, на которых изучаются:

    Особенности обслуживания и содержания пожарных автомобилей;

    Способы и средства повышения их проходимости;

    Особенности вождения;

    Эксплуатационные материалы и нормы их расходования.

    При подготовке к эксплуатации в зимний период, кроме того, изучаются:

    Порядок пуска холодного двигателя при низкой температуре;

    Средства, облегчающие пуск холодного автомобиля;

    Средства обогрева и поддержания нормальной температуры в движении и на стоянках;

    Меры безопасности при подогреве двигателя и при обращении с тактичными охлаждающими низкозамерзающими жидкостями;

    Особенности тушения пожаров в условиях низких температур.

    Требования безопасности при эксплуатации пожарной техники

    Организация работы по обеспечению охраны труда, окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России

    Введение

    Анализ сроков службы пожарной аварийно-спасательной техники показывает, что в связи с недостаточным обновлением средний возраст ее неуклонно увеличивается. При этом надежность, эксплуатационные свойства, а следовательно, и боеготовность техники, и в особенности пожарных автоцистерн, соответственно снижается. Средний срок службы пожарной автоцистерны в настоящее время превышает 18 лет, вследствие чего появляется большое количество отказов цилиндро-поршневой группы двигателя внутреннего сгорания, тормозной системы, кузова, цистерны, вакуумной системы и других агрегатов и систем. Сравнительный анализ показывает, что надежность базового шасси пожарной автоцистерны в целом значительно выше пожарной надстройки. Это объясняется тем, что пробег шасси пожарной автоцистерны за нормативный срок эксплуатации (10 лет) в несколько раз меньше грузопассажирского транспорта, а надежность специальных агрегатов сравнительно низкая.

    В связи с этим весьма актуально выполнение оценки параметров надежности, эксплуатационных свойств пожарной автоцистерны с учетом длительности сроков эксплуатации, а также разработка направлений модернизации.

    С учетом целей модернизации обосновываются наиболее рациональные направления их проведения, формируются задачи и требования, определяются свойства надежности, эксплуатационные свойства, которые должны быть у АЦ после модернизации.

    Анализ сроков службы ПАСА

    Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь совместно с Главами администраций субъектов Республики Беларусь и местного самоуправления принимаются меры по улучшению обстановки с пожарами в стране, совершенствованию деятельности органов власти и организаций в области обеспечения пожарной безопасности.

    В результате совместной проведенной работы за последние годы удалось несколько стабилизировать обстановку с пожарами на территории Республики Беларусь и достигнуть некоторого улучшения основных показателей в профилактике и борьбе с пожарами.

    Эффективное использование технических средств и новых технологий является одним из основных факторов, влияющих на снижение людских и материальных потерь при пожарах, успешного их тушения и проведение спасательных работ.

    Вместе с тем, необходимо отметить, что уровень защищенности населения от пожаров на территории Республики Беларусь остается неудовлетворительным.

    Учитывая важность выполнения задач по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, остается актуальной проблема обеспечения боеготовности подразделений по чрезвычайным ситуациям, их оснащения современным пожарным аварийно-спасательным оборудованием и техникой.

    Следует отметить, что наряду с имеющимися успехами по техническому перевооружению пожарных подразделений, в настоящее время обеспеченность подразделений МЧС Республики Беларусь свидетельствует об ограниченных возможностях подразделений выполнять возложенные на нее функции по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

    модернизация пожарная аварийная спасательная

    Проблема обеспеченности пожарной техникой подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь сложилась в середине 90-х годов по причине практического отсутствия выделения финансовых средств из Государственного бюджета, в результате чего увеличилось количество подлежащей списанию пожарной техники, что привело к увеличению сроков эксплуатации парка пожарных автомобилей сверх положенного. К 2006 году сложилась ситуация, что около 57,4% основных и специальных пожарных автомобилей подлежало списанию.

    Анализ технических средств по срокам эксплуатации:

    2006 год: общее количество 4471 ед., из них до 15 лет 1907 ед. (42,6%), свыше 15 лет 2564 ед. (57,4%);

    2007 год: общее количество 4632 ед., из них до 15 лет 1837 ед. (39,7%), свыше 15 лет 2795 ед. (60,3%);

    2008 год: общее количество 4828 ед., из них до 15 лет 1978 ед. (40,9%), свыше 15 лет 2850 ед. (59,1%);

    2009 год: общее количество 4858 ед., из них до 15 лет 2008 ед. (41,4%), свыше 15 лет 2850 ед. (58,6%);

    2010 год: общее количество 5221 ед., из них до 15 лет 2094 ед. (40,1%), свыше 15 лет 3127 ед. (59,9%);

    На протяжении последних лет снабжение материально-техническими ресурсами органов управления и подразделений по чрезвычайным ситуациям не позволяет кардинально решить проблему качественного укомплектования подразделений по чрезвычайным ситуациям современной пожарно-спасательной техникой. Так, несмотря на проведенные ранее закупки, обеспеченность подразделений МЧС Республики Беларусь основными видами пожарной техники, согласно имеющейся штатной положенности, в настоящее время составляет:

    основные пожарные автомобили - 2388 ед. (обеспеченность - 86,2%);

    специальные пожарные автомобили - 689 ед. (обеспеченность - 79,8%);

    инженерная техника - 252 ед. (обеспеченность - 78,9%);

    вспомогательная техника - 1892 ед. (обеспеченность - 95,7%).

    Так, исходя из анализа представленных материалов по эксплуатации ПАСА результаты следующие:

    · пожарные автоцистерны:

    В соответствии со статистическими данными пожарные автоцистерны, составляющие подавляющее большинство пожарной техники и выполняющие основную роль в пожаротушении, распределяются по продолжительности своей эксплуатации следующим образом: до 7 лет составляют 16%, от 7 до 10 лет - 1,7%, от 10 до 15 лет - 13,9% и свыше 15 лет - 68,4%. С каждым годом если не будет проводиться интенсивное обновление пожарных автоцистерн, это соотношение будет неуклонно меняться в худшую сторону. При этом появляется большое количество отказов, возрастает вероятность несвоевременного прибытия АЦ к месту ЧС, что приводит к увеличению гибели людей, материального ущерба, к последствиям политического и морального характера, которые трудно оценить экономическими показателями.

    · автомобили быстрого реагирования:

    Широкое применение спасательными службами автомобилей быстрого реагирования (АБР) является одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности применения ПАСА. Использование этих автомобилей обеспечивает значительное уменьшение ущерба от ЧС и снижение эксплуатационных затрат на их приобретение и содержание. АБР обеспечивают быстрое прибытие первых подразделений к месту ЧС для принятия первоочередных, незамедлительных мер по разведке, локализации пожара или аварии и, самое главное, спасания пострадавших и оказания им первой помощи. Количество данного вида техники со сроком эксплуатации до 7 лет составляет 89 ед. (это 61% от всего количества АБР), свыше 15 лет составляет 18 ед. (это 12,3% от всего количества АБР).

    · пожарные насосные станции, автомобили рукавные, автомобили насосно-рукавные:

    Автомобили рукавные (АР) предназначены для доставки к месту пожара большого количества предварительно соединенных между собой напорных рукавов и их механизированной прокладки в виде одной или двух параллельных магистральных линий, которыми соединяют установленную на водоисточник пожарную насосную станцию (ПНС) с пожарными АЦ и другими основными пожарными автомобилями, непосредственно участвующими в пожаротушении, а также при подаче воды в перекачку с использованием АЦ. ПНС и АР применяют для ликвидации крупных пожаров в городах, на промышленных объектах, при возгорании лесоскладов, торфяных месторождений. а также во всех случаях, когда требуется подача воды в большом количестве из отдаленных водоисточников. Таким образом перебои в работе данного вида техники вызовут увеличение времени локализации и ликвидации ЧС. Количество ПНС со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 70 ед. (это 94,3% от всего количества ПНС), количество АР со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 57 ед. (это 96,6% от всего количества АР), количество АНР со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 38 ед. (это 97,4% от всего количества АНР)

    · автомобили порошкового тушения, автомобили газо-водяного тушения, автомобили аэродромные, автомобили воздушно-пенного тушения:

    Для тушения пожаров на объектах нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей и химической промышленности используются специальные огнетушащие вещества: пена, порошки, газ и галоидированные углеводороды. Их доставку и подачу осуществляют пожарные автомобили целевого применения - воздушно-пенного, порошкового, комбинированного, газоводяного тушения. Для спасания людей, ликвидации аварий и тушения пожаров в самолетах предназначены пожарные аэродромные автомобили. От своевременности прибытия данных ПАСА и бесперебойности их работы зависит величина ущерба от ЧС. Количество АП со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 22 ед. (это 95,6% от всего количества АП), количество АГВТ со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 2 ед. (это 100% от всего количества АГВТ), количество АА со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 4 ед. (это 100% от всего количества АА), количество АВП со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 15 ед. (это 62,6% от всего количества АВП).

    · автолестницы, автоподъемники:

    Автолестницы и коленчатые подъемники относят к мобильным спасательным средствам, служащим для ликвидации ЧС на высоте. В настоящее время они обеспечивают проведение необходимых работ на высоте до 70 м. В связи с этим неисправности в работе данных автомобилей представляют угрозу жизни эвакуируемого населения и личного состава подразделений. Количество АЛ со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 75 ед. (это 66,4% от всего количества АЛ), количество АКП со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 15 ед. (это 51,8% от всего количества АКП).

    Анализ сроков службы ПАСА показывает, что средний их возраст неуклонно растет и приближается к 20-ти годам при нормативном 10 лет. В связи с этим их надежность снижается с увеличением числа отказов и неисправностей, что приводит к снижению средней скорости их движения, увеличению ущерба и гибели людей на пожарах.

    Был выполнен анализ сроков службы АЦ с целью прогнозирования перспектив обновления и определения стратегии управления их техническим состоянием на ближайшие 5-6 лет.

    Расчет проводился по двум вариантам.

    Расчет по первому варианту выполнялся исходя из сложившейся в течение последних лет практики ежегодного приобретения и постановки в боевой расчет не более 20 единиц новых автоцистерн.

    Расчет по второму варианту предполагал условия достаточного и полного финансирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, позволяющего осуществлять ежегодное обновление 200 автоцистерн.

    1 - менее 7 лет - 16% (328 АЦ);

    2 - от 7 до 10 лет - 1,7% (35 АЦ);

    3 - от 10 до 15 лет - 13,9% (285 АЦ);

    4 - более 15 лет - 68,4% (1400 АЦ)

    Рисунок 1 - Распределение всего парка АЦ (2048 шт.) по срокам службы в 2011 г.

    Исходными параметрами для расчетов послужили статические отчетные данные за 2011 г. (рисунок 1), согласно которым более половины 1400 цистерн, находящихся на вооружении в ОПЧС, имели срок службы более 15 лет, при среднем сроке службы 17-20 лет. Причем, в строю еще находятся автомобили со сроком службы 35 и более лет.

    В ходе расчетов было принято, что внутри каждой из четырех возрастных групп (до 7 лет эксплуатации; 7-10 лет; 10-15 лет и более 15 лет) автоцистерны по срокам службы распределены равномерно. Было также принято, что число подлежащих списанию самых старых автоцистерн соответствует числу вновь вводимых в эксплуатацию, т.е.20 единиц в год по первому варианту.

    1 - менее 7 лет - 13% (264 АЦ);

    4 - более 15 лет - 70% (1442 АЦ)

    Рисунок 2 - Прогнозируемое распределение парка АЦ (2048 шт.) по срокам службы в 2016 г. (1-й вариант расчета)

    Анализ результатов расчета показывает, что в случае сохранения тенденций обновления парка ПАСА (первый вариант) в течение 5-6 лет основная масса автоцистерн перешагнет 15-летний рубеж эксплуатации. Их станет 1442 единиц, т. е 70% от общего числа парка АЦ.

    Если принять, что проблема оптимизации срока службы решена и ежегодное обновление парка АЦ происходит по 200 единиц, то в течение ближайших 5 лет будут списаны очень старые автомобили (старше 25 лет), а старше 15 лет перестанут доминировать в подразделениях. Их число сократится с 1400 до 542 единиц, т.е. с 68,4% до 26% от общего числа, а взамен будут введены в строй современные автоцистерны со сроком эксплуатации до 7 лет (1164 единиц, или 57% от общего числа).

    1 - менее 7 лет - 57% (1164 АЦ);

    2 - от 7 до 10 лет - 9% (182 АЦ);

    3 - от 10 до 15 лет - 8% (160 АЦ);

    4 - более 15 лет - 26% (542 АЦ)

    Рисунок 3 - Прогнозируемое распределение парка АЦ (2154 шт.) по срокам службы в 2016 г. (2-й вариант расчета)

    Из анализа указанных вариантов обновления парка АЦ видно, что в ближайшие годы надежность техники будет резко снижаться. Будет появляться все больше неисправностей и отказов в работе как систем и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, так и специальных агрегатов, обеспечивающих подачу огнетушащих веществ для тушения пожара.