Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Взгляд со стороны на воздушно-десантные войска. Создание воздушно-десантных войск в ссср

    Взгляд со стороны на воздушно-десантные войска. Создание воздушно-десантных войск в ссср

    В тумане звезд уходит самолет
    Обратно на приписанную базу,
    А нас сюда солдатский долг зовет —
    Десант на запад брошен по приказу.
    А где-то между парашютных строп
    Внизу горит огнями Братислава,
    И медленно садятся на песок
    Ребята из Москвы и Волгограда.

    Диспетчерский пункт международного аэропорта Рузине, Прага. Обычная ночная смена превращается в ночной кошмар: на экранах радаров приближается армада воздушных судов. Кто такие? Что происходит? По радиосвязи рычат команды на чешском языке: «Прекратить выпуск и приём самолетов, немедленно освободить взлетно-посадочную полосу».

    За спинами диспетчеров хрустит и опрокидывается дверь, в помещение врываются вооруженные люди без знаков различия. Чехи, наконец, понимают, что происходит, — кое-кто успевает разбить радиотехническую аппаратуру. Диспетчерская вышка выведена из строя, но на летном поле уже вовсю бесчинствует спецназ ГРУ, приземлившийся за пару часов до высадки основных сил на борту «троянского коня» — гражданского самолета, запросившего аварийную посадку.

    Небольшая потасовка возникает у здания пожарной команды аэропорта – предупрежденные с диспетчерского пункта, пожарники пытаются перегородить ВПП машинами и спецтехникой. Но столкнувшись лицом к лицу с вооруженным советским спецназом, поспешно отступают. Блокировано здание аэровокзала, перекрыты все выходы на поле и подходы к полосе. Успели!

    А в небе над Прагой уже раскачиваются посадочные фары Ан-12. Первый пузатый транспортник заходит на посадку, разгрузка, считанные минуты – и самолет, ревя четырьмя моторами, уходит за подкреплением. По краям летного поля остаются лежать груды неиспользованных парашютов. Всего за последующие сутки в аэропорту Рузине приземлились 450 бортов с подразделениями 7 гв. воздушно-десантной дивизии

    «Если б нас ночью выбросили, то половину дивизии… Знаете сколько людей было на аэродромах, сколько самолетов, сколько людей бы я погробил?»
    (генерал Лев Горелов, в то время командующий 7 гв. Вдд)

    В Боевом уставе ВДВ практически не встречается слово «парашют». А в каждом пункте устава, посвященном десантированию, всегда предусмотрительно следуют уточнения: «выброска десанта (высадка десанта)» или «площадка приземления (аэродром)».
    Устав писали умные люди, которые отлично знали военную историю и практику применения воздушных десантов в различных военных конфликтах.


    Десантирование бронетехники парашютным способом. Фантастическое зрелище

    Крупнейшая операция в истории отечественных ВДВ — Вяземская воздушно-десантная операция, проведенная силами четырех воздушно-десантных бригад и 250-го стрелкового полка РККА в январе-феврале 1942 г. И с этим событием было связано немало трагических и поучительных моментов.

    Первая группа десантников была высажена в тыл немецких войск южнее Вязьмы 18 – 22 января 1942 г. Примечательно, что 250-й стрелковый полк высаживался (внимание!) посадочным способом. Благодаря успешным действиям десантников, через несколько дней в их расположение прорвался 1-й гвардейский кавалерийский корпус РККА. Обозначилась возможность окружения части немецких сил группы армий «Центр».

    Для усиления советской группировки в тылу врага была экстренно высажена вторая группа десантников. К 1 февраля в указанных район было десантировано парашютным способом 2497 человек и 34 тонны груза. Результат оказался обескураживающим – груз был потерян, а на место сбора вышло всего 1300 десантников.

    Не менее тревожные результаты были получены в ходе Днепровской воздушно-десантной операции – сильный зенитный огонь заставил самолеты подняться выше облаков, в результате, сброшенных с двухкилометровой высоты, 4500 парашютистов оказались рассеяны на площади в десятки квадратных километров. По результатам операции вышла директива следующего содержания:

    Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела, ибо, как показывает опыт, выброска массового ночного десанта даже на своей территории сопряжена с большими опасностями.
    Приказываю оставшиеся полторы воздушно-десантные бригады изъять из подчинения Воронежского фронта и считать их резервом Ставки.
    И.СТАЛИН

    Не случайно большая часть воздушно-десантных частей Красной Армии в ходе войны были переформированы в стрелковые. Аналогичные последствия имели массовые воздушные десанты на Западноевропейском театре военных действий. В мае 1941 года 16 тысяч немецких десантников, проявив исключительный героизм, смогли захватить остров Крит (операция «Меркурий»), но понесли настолько тяжелые потери, что военно-воздушные силы Вермахта навсегда выбыли из игры. А немецкому командованию пришлось расстаться с планами захвата Суэцкого канала с помощью парашютистов.


    Тело убитого немецкого парашютиста, операция «Меркурий»

    Летом 1943 года в неменее сложных условиях оказались американские парашютисты: во время высадки на Сицилию они из-за сильного ветра оказались в 80 километрах от намеченной цели. Еще меньше повезло в тот день англичанам – четверть британских десантников утонули в море.

    Что ж, Вторая мировая война закончилась давно – с тех пор средства высадки, системы связи и управления радикально изменились в лучшую сторону. Давайте рассмотрим парочку более свежих примеров:

    Вот, например, израильская элитная парашютно-десантная бригада «Цанханим». На счету этого подразделения имеется один успешный парашютный десант: захват стратегически важного перевала Митла (1956 год). Однако и здесь есть ряд противоречивых моментов: во-первых, десант был точечным – всего пара сотен парашютистов. Во-вторых, десантирование проходило в пустынной местности, изначально без какого-либо противодействия противника.

    В последующие годы парашютно-десантная бригада «Цанхаим» никогда не применялась по назначению: бойцы ловко прыгали с парашютом во время учений, но в условиях настоящих боевых действий (Шестидневная война или Война Судного дня) предпочитали передвигаться по земле под прикрытием тяжелой бронетехники, или проводили точечные диверсионные операции с использованием вертолетов.

    Воздушно- десантные войска являются высокомобильным родом Сухопутных войск и предназначены для выполнения задач в тылу противника в качестве воздушных десантов
    (Боевой устав ВДВ, п.1)

    Советские десантники неоднократно принимали участие в боевых операциях за пределами СССР, участвовали в подавлении мятежей в Венгрии и Чехословакии, воевали в Афганистане и были признанной элитой Вооруженных сил. Однако реальное боевое применение ВДВ здорово отличалось от того романтического образа парашютиста, спускающегося с небес на парашютных стропах, как это было широко представлено в массовой культуре.

    Подавление восстания в Венгрии (ноябрь 1956 г.):
    — бойцы 108-го гвардейского парашютно-десантного полка были доставлены на венгерские аэродромы Текель и Веспрем, и тут же захватили стратегически важные объекты. Теперь, завладев воздушными воротами, можно было легко получать помощь и подкрепления и развивать наступление вглубь территории противника.
    — 80-й гвардейский парашютно-десантный полк прибыл на границу с Венгрией по железной дороге (станция Берегово), оттуда походной колонной совершил 400-км марш до Будапешта;

    Подавление восстания в Чехословакии (1968 г.):
    В ходе операции «Дунай» советские войска, при поддержке болгарских, польских, венгерских и немецких подразделений за 36 часов установили контроль над Чехословакией, проведя быструю и бескровную оккупацию страны. Именно события 21 августа 1968 г., связанные с блестящим захватом международного аэропорта Рузине, стали прологом к данной статье.
    Помимо столичного аэропорта, советский десант захватил аэродромы Туржани и Намешть, превратив их в неприступные укрепленные пункты, куда из СССР нескончаемым потоком прибывали все новые и новые силы.

    Введение войск в Афганистан (1979 г.):
    Советский десант в считанные часы захватил все важнейшие аэродромы этой среднеазиатской страны: Кабул, Баграм и Шиндад (Кандагар был захвачен позже). Уже через несколько дней туда прибыли крупные силы Ограниченного Контингента Советских Войск, а сами аэродромы превратились в важнейшие транспортные порталы для доставки вооружения, техники, топлива, продовольствия и снаряжения для 40-й армии.


    Оборона аэродрома организуется отдельными ротными (взводными) опорными пунктами с расположенными в них противотанковыми средствами и средствами противовоздушной обороны на направлениях вероятного выдвижения противника. Удаление переднего края опорных пунктов должно исключать поражение самолетов на взлетно-посадочной полосе огнем прямой наводкой танков и орудий противника. Промежутки между опорными пунктами прикрываются минно-взрывными заграждениями. Подготавливаются маршруты выдвижения и рубежи развертывания резерва. Часть подразделений выделяется для действий из засад на путях подхода противника.
    (Боевой устав ВДВ, п. 206)

    Чёрт возьми! Это даже прописано в Уставе.

    Чем вылезать на морской берег, покрытый колючками или прыгать с заоблачных высот в неизвестность, гораздо проще и эффективнее приземлиться в столичном аэропорту на территории противника, окопаться, и за одну ночь перебросить туда дивизию «псковских головорезов». Становится возможной оперативная доставка тяжелой бронетехники и другого громоздкого снаряжения. Десантники своевременно получают помощь и подкрепления, упрощается эвакуация раненых и пленных, а удобные транспортные пути, связывающие столичный аэропорт с центром страны делают этот объект поистине бесценным в любой локальной войне.

    Единственный риск – противник может догадаться о планах и в последний момент заблокировать взлетно-посадочную полосу бульдозерами. Но, как показывает практика, при должном подходе к обеспечению секретности, никаких серьезных проблем не возникает. Наконец, для страховки можно использовать передовой отряд, замаскированный под «мирный советский трактор», который наведет порядок на летном поле за несколько минут до прибытия основных сил (тут открывается широкий простор для импровизаций: «аварийная» посадка, группа «спортсменов» с черными сумками «Адибас» и т.д.)

    Подготовка захваченного аэродрома (посадочной площадки) к приему десанта и материальных средств заключается в расчистке взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек для посадки самолетов (вертолетов), выгрузки из них техники и грузов и оборудовании подъездных путей для транспортных средств.
    (Боевой устав ВДВ, п. 258)

    Собственно, ничего нового здесь нет – гениальная тактика с захватом аэропорта появилась еще полвека назад. Будапешт, Прага и Баграм – яркие подтверждения этой схемы. По такому же сценарию высаживались американцы в аэропорту Могадишо (гражданская война в Сомали, 1993 год). По такому же сценарию действовали миротворческие силы в Боснии (взятие под контроль аэропорта «Тузла», начало 90-х), который был впоследствии превращен в главную опорную базу «голубых касок».


    Российские десантники выгружают технику. Аэропорт Тузла, Босния

    Главной задачей «Броска на Приштину» — известного рейда российских десантников в июне 1999 г. был … кто бы мог подумать! … захват аэропорта «Слатина», куда ожидалось прибытие пополнения – до двух полков ВДВ. Сама операция была проведена блестяще (ее бесславный финал уже не имеет отношения к теме данной статьи, т.к. носит явный политический, а не военный окрас).
    Разумеется, приём «захват столичного аэропорта» годится только для локальных войн с заведомо слабым и неподготовленным противником.

    Повторить такой фокус в Ираке было уже нереально – войны в Персидском заливе шли в духе старых традиций: авиация бомбит, танковые и моторизованные колонны рвутся вперед, в случае необходимости в тылу противника высаживаются точечные группы десанта: спецназ, диверсанты, авиакорректировщики. Однако ни о каких массовых выбросках парашютистов речи никогда не шло. Во-первых, в этом не было никакой необходимости.

    Во-вторых, массовый парашютный десант в наше время — неоправданно рискованное и бессмысленное мероприятие: достаточно вспомнить цитату генерала Льва Горелова, который честно признавался, что в случае десантирования парашютным способом, могла погибнуть половина его дивизии. А ведь у чехов в 1968 г. не было ни С-300, ни ЗРК «Пэтриот», ни переносных «Стингеров»…


    Псковские десантники готовятся к десантированию, 2005 г.

    Использование парашютных десантов в Третьей мировой войне представляется еще более сомнительной затеей. В условиях, когда даже сверзхвуковые истребители подвергаются смертельному риску в зоне огня современных зенитно-ракетных комплексов, надеяться что огромный транспортный Ил-76 сможет долететь и высадить десант под Вашингтоном… Народная молва приписывает Рейгану фразу: «Я не удивлюсь, если на второй день войны увижу на пороге Белого дома парней в тельняшках и голубых беретах ». Не знаю, говорил ли президент США такие слова, но термоядерный боеприпас через полчаса после начала войны он получит гарантированно.

    Исходя из исторического опыта, десантники отлично проявили себя в составе десантно-штурмовых бригад – в конце 60-х быстрое развитие вертолетной техники позволило разработать концепцию применения десантов в ближних тылах противника. Точечные вертолетные десанты сыграли немалую роль в Афганской войне.

    За последние 30 лет в российском обществе сформировался своеобразный образ десантника: по каким-то неясным причинам десант не «висит на стропах», а сидит на броне танков и БМП во всех горячих точках.

    Все верно – ВДВ, краса и гордость Вооруженных сил, являясь одним из наиболее подготовленных и боеспособных родов войск, регулярно привлекаются к выполнению задач в локальных конфликтах. При этом десант применяется как мотопехота, совместно с подразделениями мотострелков, спецназа, ОМОНа и даже морской пехоты! (Ведь не секрет, что российские морпехи участвовали в штурме Грозного).


    5-я рота 350-го гв. воздушно-десантного полка, Афганистан

    Отсюда возникает резонный обывательский вопрос: если за последние 70 лет ВДВ никогда, ни при каких обстоятельствах, не применялись по прямому назначению (а именно: массированная высадка парашютистов), то зачем ведутся разговоры о необходимости специфических систем, пригодных к десантированию под куполом парашюта: боевой машины десанта БМД-4М или противотанковой САУ 2С25 «Спрут»?

    Если десант всегда применяется как элитная мотопехота в локальных войнах, то не лучше ли вооружить парней обычными танками, тяжелыми САУ и БМП? Действовать на переднем крае без тяжелой бронетехники – предательство, по отношению к солдатам.

    Взгляните на Корпус морской пехоты США – американские морпехи забыли запах моря. Корпус морской пехоты превратился в экспедиционные силы — своеобразный «спецназ», подготовленный для действий за пределами США, со своими танками, вертолетами и авиацией. Основная бронетехника «морской пехоты» — 65-тонный , груда железа с отрицательной плавучестью.


    БМД-4М. Красивая машина, но одно попадание пули ДШК разорвет гусеницу

    Стоит заметить, что отечественные ВДВ также выполняют роль сил быстрого реагирования, способных прибыть в любую точку мира и вступить в бой сразу по прибытию на место. Ясно, что десантникам в этом случае необходимо специальное транспортное средство, но зачем нужна именно алюминиевая БМП-4М, по цене трех танков Т-90? Которая, в конечном итоге, поражается самыми примитивными средствами: выстрелами ДШК и .

    Конечно, не нужно доходить до абсурда – в 1968 году из-за дефицита транспортных средств, десантники угнали все легковые автомобили со стоянки аэропорта Рузине. И правильно сделали:

    …разъяснение личному составу необходимости рационального расходования боеприпасов и других материальных средств, умелого применения захваченных у противника оружия и боевой техники;
    (Боевой устав ВДВ, п. 57)

    Хотелось бы узнать мнение десантуры, чем не удовлетворяют их обычные БТРы и БМП, по сравнению с «супермашиной» ?

    Появление в Советском Союзе особого рода войск как ВДВ и целого семейства авиадесантных боевых машин было продиктовано логикой развития этого рода войск в СССР с начала 1930-х годов, опытом боевого применения воздушно-десантных частей, а также взглядами военного руководства страны тех лет на их место и роль в возможной будущей войне.

    Советские парашютисты из особого авиадесантного отряда номер 3 рядом с ТБ-1 перед прыжком. 1932 год.

    Итак, все началось 2 августа 1930 года под Воронежем, на учениях ВВС Московского военного округа, когда с самолета "Фарман-Голиаф" был высажен первый в мире воздушный десант. Его подготовкой и выброской руководил инспектор ВВС РККА по парашютному делу летчик Л.Г.Ми-нов. Десант состоял из двенадцати парашютистов-добровольцев из личного состава 11-й авиабригады. Так как самолет "Фарман-Голиаф" не мог поднять сразу всю группу, решено было десантировать ее за два рейса.

    В первый рейс пошли семь человек, в том числе и сам Л.Г.Минов. Прилетев к месту выброски, десантники за пять секунд покинули самолет с высоты 500 метров. Вторая группа парашютистов выбросилась с высоты 300 метров. Затем три биплана Р-1 сбросили парашютистам оружие и боеприпасы в специальных контейнерах. Десантники были вооружены револьверами, карабинами и гранатами, а в комплект сброшенного груза входили два ручных пулемета. Все парашютисты быстро вышли на исходные позиции в полной боевой готовности.


    Инициатива Минова привлекла к себе внимание на самом верху. В приказе Реввоенсовета СССР от 24 октября 1930 года говорилось: "В качестве достижений необходимо отметить удачные опыты по организации воздушных десантов...» По решению штаба РККА в марте 1931 года в Ленинградском военном округе создали опытный нештатный воздушно-десантный отряд численностью 164 человека со специальным вооружением и автотранспортом. Отряду придали авиаэскадрилью, состоявшую из двенадцати тяжелых самолетов ТБ-1 и десяти самолетов Р-5. Командиром отряда назначили ЕДЛукина. В задачу отряда входила отработка всех элементов по проведению посадочных десантных операций. Имелся и так называемый парашютный эшелон, который должен был в тылу противника захватывать посадочные площадки или аэродромы для последующего приземления самолетов основных сил. Парашютной подготовкой бойцов руководил все тог же неутомимый Л.Г.Минов.



    Тяжелый бомабрдировщик ТБ-1 с грузовым контейнером для авиадесанта.

    15 августа 1931 года в районе Красного Села с двух самолетов АНТ-9 произвели выброс девятнадцати парашютистов с оружием, боеприпасами и двумя динамореактивными пушками (ДРП). После "Захвата» посадочной площадки они организовали круговую оборону и обеспечили посадку эскадрильи тяжелых бомбардировщиков ТБ-1. Затеи операция была повторена на Гатчинском аэродроме. В сентябре того же года по просьбе командующего Киевским военным округом И.Э.Якира парашютно-десантный и посадочный отряды провели еще две операции на маневрах Киевского военного округа. С трех самолетов ДНТ-9 сбросили воздушный десант в составе 229 бойцов под командованием Л.Г.Минова. Начало созданию массовых воздушно-десантных войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 года. Для подготовки соответствующих кадров и подразделений Реввоенсовет постановил развернуть на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа бригаду, возложив на нее обучение инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку оперативно-тактических нормативов. Одновременно намечалось сформировать к марту 1933 года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах. Эти планы были реализованы - в 1933 году в вышеназванных округах сформировали авиационные батальоны особого назначения. К 1934 году в десанте уже служило 8 тыс. человек. Начался новый этап в развитии воздушно-десантных войск.



    Советский самолет Р-5 с парашютными мешками Г-6. 1934 год.

    Десанту было необходимо легкое, но достаточно мощное оружие. Поэтому в его вооружении для начала решили значительно увеличить долю ручных пулеметов. Для разрушения опорных пунктов врага и борьбы с танками парашютисты могли использовать динамореактивные (безоткатные) орудия, весившие не намного больше станкового пулемета. Думали и об обеспечении десанта классической артиллерией - противотанковыми и полковыми пушками. Кроме того, нужны были боеприпасы, средства связи, медикаменты, продовольствие. Все это предполагалось сбрасывать вместе с людьми. Разработкой специальной тары занимался конструкторский отдел при НИИ ВВС. развернутый затем в Особое конструкторское бюро (Оскон бюро) ВВС. Его руководителем назначили П.И.Гроховского. Из гладенькой группы энтузиастов Осконбюро быстро превратилось в крупную проектную организацию со своими мастерскими и летным отрядом. Сами конструировали, сами делали и сами испытывали. При этом Гроховский зачастую проверял свои устройства лично. За необычность экспериментов группу испытателей прозвали "цирком Гроховского». В "труппу цирка» в разное время входили знаменитые летчики В.П.Чкалов и М.С.Каминский. В марте 1934 года Осконбюро передали Наркомату тяжелой промышленности, где его переименовали в Экспериментальный институт НКТП, но направленность его работы не изменилась.



    Вариант кабины для десантников для сброса.

    В первой половине 1930-х годов в Осконбюро создали целую гамму сбрасываемых мешков и коробов, а также парашютов для них, рассчитанных на вес до 1250 кг. Работы по грузовым парашютам и специальным упаковкам начали вести еще с апреля 1929 года, когда в НИИ ВВС выработали основные требования к ним. Согласно первоначальным планам все это предназначалось для снабжения партизанских отрядов, разведгрупп и. в духе времени, для организации восстаний". О воздушных десантах тогда еще не думали, однако позже эти разработки очень пригодились. Под руководством Гроховского еще в 1931 году создали «картонажный авиасбрасыватель». Это был сделанный из картона сигарообразный контейнер, в один из концов которого укладывался перкалевый парашют Г-2 диаметром 3,5 м. В "авиасбрасыватель» можно было загрузить до 30 кг груза (например, шесть винтовок или 5000 патронов). В том же году его приняли на вооружение под обозначением ПГ-2к. Самолет Р-5 мог нести десять таких «сигар». В мягкий «воздушный мешок» Г-3 укладывались три 76-мм артиллерийских снаряда, или три ручных пулемета ДП, или три ящика пулеметных лент. Он также сбрасывался с парашютом Г-2.



    Подвешенная полковая пушка обр.1927 года под бомбардировщик ТБ-1

    В октябре 1932 года приняли на вооружение мягкий мешок Г-4 и жесткий фанерный короб овального сечения Г-5 Они оба были рассчитаны на 150 - 160 кг груза. В том же году представили короба: Г-6 - на 80 кг и Г-7 - для крупногабаритных грузов, а также картонный цилиндр Г-8 для продовольствия. Мешки, короба, а позже специальные баки для горючего ПДББ подвешивались на бом-
    бодержателях и сбрасывались как обычные бомбы с помощью ручки бомбосбрасывателя. Позднее для больших самолетов стали делать гак называемые "Грузовые мосты- - съемные конструкции с большим количеством бомбодержателей.
    Сброс небольших грузов осуществляли по традиционной схеме: сначала отделение от машины, потом открытие купола. Крупные пробовали сбрасывать методом срыва: сначала раскрывался купол, который вытягивал груз из самолета. Это позволяло уменьшить как динамический удар, гак и высоту сброса. Вся сбрасываемая тара комплектовалась специальными грузовыми парашютами. Диаметр купола варьировался от трех до 30 м. Купола могли быть одинарными или тандемными - подвешенными один над другим. 8 основном их шили из перкаля. Но в Оскон-бюро работали и над другими материалами. После долгих мучений гам научились делать купола из марли. В 1935 году ВВС РККА приняли на вооружение семейство марлевых парашютов - Г-39, Г-40 и Г-41. По размерам они были больше, чем перкалевые для такого же груза, но стоили оченьдешеео. Мешки и короба могли обеспечить десант стрелковым оружием, включая разобранные пушки ДРП и станковые пулеметы, а также боеприпасами, взрывчаткой, продуктами и многим другим. Позднее создали специальную тару для беспарашютного сбрасывания грузов с малых высот и упаковки для хрупкого оборудования, в частности для радиостанций. В Осконбюро ее опробовали, загружая электрические лампочки.


    Сброс полковой пушки произведен. 1932 год

    В 1932 году успешно испытали парашютную систему ПД-0 для сброса 76-мм горной пушки обр. 1909 г. Пушка подвешивалась между стойками шасси бомбардировщика ТБ-1, а парашют в коробе цилиндро конической формы крепился на бомбодержателе Дер-13 под фюзеляжем. В том же году на вооружение ВВС приняли систему Г-9. Два мотоцикла «Харлей-Дэвидсон» подвешивались на бомбодержателях под крыльями биплана Р-5. Каждый мотоцикл был заключен в специальную раму и снабжен двумя парашютами, которые связывались через отверстие в центре купола первого и раскрывались один за другим. Позднее в Осконбюро сделали подвеску ПД-М2 для двух «харлеев" с колясками. Ее мог нести под фюзеляжем бомбардировщик ТБ-1. В расчете на этот же носитель спроектировали парашютную подвеску ПД-А для легкового автомобиля -Форд» (или ГАЗ-А). Машина была не совсем обычная. Во-первых, в Осконбюро ее переделали в пикап, в кузове которого монтировалась на треноге ДРП. Во-вторых, автомобиль получил усиленные рессоры, колпаки на колеса и обтекатель перед радиатором. От мотоциклов и автомобилей перешли к бронетанковой технике. В 1932 году изготовили образец системы Г-43 (ПД-Т) для сброса с парашютом английской танкетки "Карден-Ллойд* или ее советского варианта Т-27. Поскольку масса танкетки значительно превышала предельно допустимую нагрузку бомбардировщика ТБ-1, ее облепили на 344 кг, сняв все, что можно и даже слив воду из системы охлаждения. Самолет тоже пришлось облегчить. В частности, демонтировали одну из задних турелей и все пулеметы. Кроме того, значительно уменьшили запас горючего. В декабре 1932 года систему ПД-Т испытывали в НИИ ВВС- Она стала прообразом большого количества подобных устройств, предназначенных для десантирования легких танков, бронемашин и автомобилей.



    Подвешенные мотоциклы Харлей-Дэвидсон под самолет Р-5

    К середине 1930-х годов воздушно-десантные войска превратились в реальную боевую силу. Батальоны особого назначения развернули в воздушно-десантные бригады (сначала они именовались бригадами особого назначения), включавшие артиллерию и танки (по роте легких танков-амфибий). Первой из них стала АБОН (авиабригада особого назначения), расквартированная под Ленинградом, которую начали формировать с января 1933 года.

    Каждой бригаде придавались транспортная эскадрилья (12 ТБ-3) и разведывательный отряд на самолетах Р-5-
    Был создан широкий ассортимент специального снаряжения, включая подвески для перевозки и сброса тяжелой техники. В 1935 году приняли на вооружение подвеску ПГ-12. Она серийно выпускалась на заводе № 47 в вариантах ПГ-12 (для посадочного десанта) и ПГ-12П (для сбрасывания с парашютом). Всего заказали ЬООта-ких подвесок, но фактически сделали 150. В округа эти подвески поступили к октябрю 1936 года. К ПГ-12 крепи-пась грузовая платформа II1-1 ферменной конструкции, которая позволяла перевозить и сбрасывать с парашютами автомобили, бронемашины, легкие танки или артиллерийские орудия массой до 3 т. К примеру, на платформе можно было закрепить пикап (на базе ГАЗ-А или М-1), -полуторку ГАЗ-АА (с обрезанной верхней частью кабины) или одновременно четыре пушки -две 76-мм полковые образца 1927 г. и две 45-мм противотанковые с передками. Из бронетехники пробовали грузить танк-амфибию Т-37 и броневик Д-12. Скорость ТБ-3 с наружной подвеской уменьшалась на 10 - 20 км/ч. 8 1937 году ПГ-12 модернизировали, приспособив к поздним модификациям ТБ-3. В октябре 1936 года на Медвежьих озерах под Москвой испытали систему по сбросу танков на воду.


    Подвешенная танкетка Т-27 под бомбардировщик. Высокое военное начальство осматривает машины.

    Проектирование подвески ТВД-2 и механизма сброса велось в проектно-конструкторском секторе научно-испытательного отдела ВАММ имени Сталина под руководством военного инженера 3-го ранга Ж.Я.Котина. Танк Т-37А сбрасывали на озеро с высоты 5 - 6 м на скорости 160 км/ч. После касания поверхности воды машина прыгала 25 - 30 м. Для предохранения танка при ударе о воду под днищем машины монтировались специальные амортизирующие приспособления. Все они были просты и незатейливы: окованный железом деревянный брус под днищем танка, стальной лист (между ним и днищем наложили еловый лапник) и, наконец, просто связки веток под танком. В первом случае у амфибии промяло днище и вырвало часть заклепок. Около 20 минут она держалась на воде, а потом затонула. Во втором и третьем - танки тонули сразу из-за трещин в корпусе. Идею сочли бесперспективной, и работы по ТВД-2 прекратили. В декабре 1938 года завод "Подьемник» изготовил первую партию подвесок ДПТ-2. Эту конструкцию разработали инженеры Троицкий, Рогов и Зуев. Крепить ее было проще, чем ПГ-12, и на загрузку техники уходило меньше времени. В ассортимент нагрузки вошли танк Т-38, бронеавтомобили БА-20 и ФАИ, бронированный гусеничный тягач -Комсомолец", передвижная радиостанция БАК на шасси пикапа ГАЗ-А. Новая подвеска позволяла перевозить по воздуху грузовик ГАЗ-АА с обычной кабиной и даже трехосный ГАЗ-AAA. В отчете об испытаниях указали, что ДПТ-2 "Обладает большими преимуществами по сравнению со старой подвеской ПГ-12». В 1939 году ДПТ-2 приняли на вооружение.



    Произведен сброс автомобиля "Форд-А" 1932 год

    Между тем рейд воздушно-десантных войск слабо сочетался с возможностями транспортной авиации. Основная ставка по-прежнему делалась на самолеты ТБ-3. которые к тому времени явно устарели. Уже на учениях МВО в 1936 году возникли сомнения в ценности ТБ-3 для высадки воздушных десантов. Поэтому специально для ВДВ разработали военный вариант "Дугласа" - ПС-84К, с дополнительной дверью в левом борту. В коде войсковых испытаний 17 - 18 июня с ПС-84К проводилось десантирование бойцов 201-Й вдбр на аэродроме Рельбицы под Ленинградом. Бойцы покидали самолет через обе двери - левую и правую; на все уходило 12 - 14 секунд. Посадка десанта занимала около полуторы минуты. В выводах отчета записано: -Самолет ПС-84К в десантном варианте значительно лучше самолета ТБ-3..." Из сохранившихся документов следует, что ПС-84К планировали строить специально для ВВС (как с вооружением, так и без) или же переоборудовать в них при необходимости обычные пассажирские машины, заранее предусмотрев такую возможность. Но реально изменения, свойственные модификации "К", внедрили на серийных ПС-84 уже после начала Великой Отечественной войны. Поэтому в последних крупных предвоенных маневрах воздушно-десантных войск в августе 1940 года участвовали только устаревшие ТБ-3. На учениях имитировался захват аэродрома Мигалово под Калинином [ныне Тверь). Привлекались два авиационных полка - 3-й и 7-й тбап. Сначала 26 ТБ-3 высадили батальон па-сашютистое. затем им сбросили грузы с трех Р-5 Один ТБ-3 выбросил на парашютах также два мотоцикла и два грузовых мешка. Парашютисты «захватили» аэродром и начали принимать посадочный десант. С самолетов выгрузили девять танков Т-37А и две артбатареи - 76-мм и 45-мм пушек. Возможно, именно отставание нашей военно-транспортной авиации привело к тому, что, несмотря на накопленный опыт, в Великой Отечественной воине воздушные десанты Краской Армией использовались редко, так же как и переброска по воздуху тяжелого вооружения. В то же время разработанная в 1930-х годах тара для сброса грузов с парашютом широко применялась для снабжения окруженных частей и партизанских отрядов.



    Легкий плавающий танк Т-41 на подвеске ПГ-12


    К лету 1941 года закончилось укомплектование личным составом пяти воздушно-десантных корпусов численностью 10 тыс. человек каждый. Правда, воздушно-десантными они являлись только номинально, поскольку для их функционирования не хватало ни средств доставки, ни снаряжения, ни даже парашютов! Поэтому зачастую ВДВ использовались в качестве разведывательно-диверсионных подразделений, своего рода спецназа сухопутных войск. Так, в сооруженном конфликте на ХалхинТоле
    приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. Во время советско-финляндской войны вместе со стрелковыми частями сражались 201, 204-я
    и 214-я воздушно-десантные бригады. Десантники совершали рейды в глубокий тыл противника, нападали на гарнизоны, штабы, узлы связи, нарушали управление войсками, наносили удары по опорным пунктам.
    Первый же настоящий боевой десант советские ВВС высадили во время вступления Красной Армии в Прибалтику. В Литве и Латвии действовала 214-я воздушная бригада. 16 июня
    1940 года 63 ТБ-3 перебросили на аэродром под Шяуляем первую волну десанта - 720 человек. Каждый самолет брал от 16 до 24 человек плюс два-три мешка ПДММ. Перевезли также 160 пулеметов и 36 минометов. От Шяуляя десантники двинулись на броне танков в Латвию.


    Грузовые автомобили ГАЗ на подвесках ПГ-12

    С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовал» в ожесточенных боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой для содействия войскам Западного и Калининского фронтов в окружении и разгроме вяземско-ржевско-юхновской группировки немцев в начале 1942 года была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4 вдк (командир - генерал-майор А.Ф.Левашов, затем - полковник А.Ф.Казанкин). Эта операция вошла в историю как самая длительная операция такого рода. Ее началом считают 27 января, окончанием - 28 июня 1942 года. Выброска отрядов парашютистов производилась на Вяземском направлении и проходила в несколько этапов. С 27 января по 2 февраля, за шесть суток, удалось сбросить чуть более двух тысяч человек. Однако из-за больших потерь во время сброса и ошибок с местами высадки к решению боевой задачи смогли приступить только 1320 человек. Следующий десант высадили в ночь на 23 февраля, на этот раз удалось сбросить более 7 тыс. человек. Правда, в результате обстрела немецким истребителем прямо в самолете погиб командир 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майор В.Ф.Левашов. Парашютисты должны были вести наступление с тыла на немецкие части, с целью захвата рокадной железной дороги Вязьма - Киров и выхода к Вязьме, Дорогобужу, Юхнову. Им противостояли не менее пяти пехотных полков противника, занимавших укрепленные позиции, у них имелась артиллерия и авиационная поддержка.



    Подвешенный танк Т-37А. Обратите внимание на подвешенный под танк стальной лист с досками. Он защищал танк от удара при приводнении.

    Без тяжелого вооружения, не имея численного превосходства, части корпуса продвинулись в ряде направлений на 20 - 22 км к линии фронта. Но поскольку советские войска не смогли развить успешное наступление с другой стороны, с 1 марта десантники. понесшие к тому времени значительные потери, вынуждены были перейти к обороне. Фронт обороны составлял примерно 35 км, в строю оставалось около трех тысяч человек. Жестокие бои шли с переменным успехом с марта по коней апреля. В мае остатки корпуса начали прорываться к своим войскам, что им и удалось осуществить 21 - 28 июня.

    Вяземская и другие воздушно-десантные операции показали, что шансы на успех при высадке в тылу врага имеют только небольшие диверсионные подразделения. Чем крупнее десант, тем труднее ему решать оперативно-тактические задачи. Поэтому летом 1942 года все 10 воздушно-десантных корпусов были преобразованы в гвардейские стрелковые дивизии.

    До конца войны имела место еще только одна попытка высадки крупного парашютного десанта - в ходе Днепровской наступательной операции. В период с 25 по 28 сентября 1943 года между Черкассами и Ржищевом десантировались 4,5 тысячи человек. Вследствие ряда ошибок район их сброса составил по площади 40x70 км вместо планировавшихся 7x10 км. В боях, но не наступательных, а оборонительных, оказались задействованы лишь 2,3 тысячи человек, действовавших несколькими десятками разрозненных групп (самая большая - около 600 человек). Примерно 1,2 тысячи ушли к партизанам, остальные либо погибли, либо попали в плен. Этот десант провалился еще в большей мере, чем Вяземский.



    Производится сброс танка Т-37А на Медвежье озеро, Московский военный округ, 1936 год.


    ___________________________________________________________________________________

    Источник данных: Журнал "Бронеколлекция"

    ВДВ СССР

    Довоенный период

    Первое применение воздушного десанта в истории военного дела произошло ещё весной 1929 года . В осаждённом басмачами городе Гарм была высажена с воздуха группа вооружённых красноармейцев , которая при поддержке местных жителей разгромила банду, вторгшуюся из-за границы на территорию Таджикистана . . Однако Днём ВДВ в России и ряде других стран является 2 августа , в честь парашютного десанта на войсковом учении Московского военного округа под Воронежем 2 августа 1930 года .

    Десантники приобретали опыт и в реальных боях . В 1939 году в разгроме японцев у Халхин-Гола приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. За проявленные мужество и героизм 352 десантника были награждены орденами и медалями. В 1939-1940 гг., в период советско-финляндской войны , вместе со стрелковыми частями сражались 201-я , 202-я и 214-я воздушно-десантные бригада.

    На основе полученного опыта в 1940 году были утверждены новые штаты бригад в составе трех боевых групп: парашютной, планерной и посадочно-десантной.

    был направлен в Саратовское бомбардировочное училище. … Однако вскоре пришло распоряжение наркомата обороны о передаче Саратовского училища в ведение ВДВ .

    В контрнаступлении под Москвой создались условия для широкого применения ВДВ . Зимой г. проведена Вяземская воздушно-десантная операция с участием 4-го воздушно-десантного корпуса . В сентябре г. применен воздушный десант в составе двух бригад для содействия войскам Воронежского фронта в форсировании реки Днепр . В Маньчжурской стратегической операции в августе 1945 г. было высажено для десантных действий посадочным способом более 4 тысяч человек личного состава стрелковых подразделений, которые успешно выполнили поставленные задачи.

    В 1956 г. две воздушно-десантные дивизии принимали участие в венгерских событиях . В 1968 году после захвата двух аэродромов под Прагой и Братиславой были высажены 7-я и 103-я гвардейские воздушно-десантные дивизии , которые обеспечили успешное выполнение задачи соединениями и частями Объединённых вооруженных сил стран - участниц Организации Варшавского договора во время чехословацких событий .

    В послевоенный период в ВДВ была осуществлена большая работа по усилению огневой мощи и подвижности личного состава. Были созданы многочисленные образцы авиадесантируемой бронетехники (БМД , БТР-Д), автомобильной техники (ТПК , ГАЗ-66), артилерийских систем (АСУ-57 , АСУ-85 , 2С9 «Нона» , 107-мм безоткатное орудие Б-11). Были разработаны сложные парашютные системы для десантирования всех наименований вооружения - «Кентавр», «Реактавр» и другие. Также был увеличен парк военно-транспортной авиации , призванный для массовой переброски десантных соединений в случае крупномасштабных боевых действий. Были созданы крупнофюзеляжные транспортные самолёты способные производить парашютное десантирование боевой техники (Ан-12 , Ан-22 , Ил-76).

    В СССР впервые в мире были созданы воздушно-десантные войска , располагавшие собственной бронетехникой и самоходной артиллерией. На крупных армейских учениях (вроде Щит-82 или Дружба-82) практиковалась высадка личного состава со штатной техникой численностью не более двух парашютно-десантных полков. Состояние военно-транспортной авиации ВС СССР на конец 80-х годов, позволяло произвести выброску парашютным способом 75 % личного состава и штатной боевой техники одной воздушно-десантной дивизии за один общий вылет.

    Организационно-штатная структура 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, на июль 1979 года.

    Организационно-штатная структура 351-го гвардейского парашютно-десантного полка, 105гв.вдд на июль 1979 года.

    Последовавший после расформирования 105гв.вдд, в 1979 году ввод советских войск в Афганистан , показал глубокую ошибочность, принятого руководством ВС СССР решения - воздушно-десантное соединение, специально адаптированное для ведения боевых действий в горно-пустынной местности непродуманно и поспешным образом было расформировано, а в Афганистан в конечном счёте была отправлена 103гв.вдд , личный состав которой не имел никакой подготовки для ведения боевых действий на подобном театре военных действий :

    «…в 1986 году приезжал Командующий ВДВ генерал армии Сухоруков Д. Ф., он сказал тогда, какие мы были глупцы, расформировав 105-ю воздушно-десантную дивизию, ведь она была предназначена для ведения боевых действий в горно-пустынной местности. А мы вынуждены были затратить огромные средства для доставки в Кабул по воздуху 103-ю воздушно-десантную дивизию…»

    воздушно-десантных войск ВС СССР было 7 воздушно-десантных дивизий и три отдельных полка со следующими наименованиями и местами дислокации :

    Каждая из указанных дивизии имела в своём составе: управление (штаб), по три парашютно-десантных полка, один артиллерийский самоходный полк и подразделения боевого обеспечения и тылового обеспечения .

    Кроме парашютно-десантных частей и соединений, в воздушно-десантных войсках имелись также десантно-штурмовые части и соединения , но они подчинялись командующим войсками военных округов (групп войск), армий или корпусов . Они ни чем не отличались, кроме задач, подчинённости и ОШС. Методы боевого применения, программы боевой подготовки личного состава, вооружение и обмундирование военнослужащих - было такое же как и парашютно-десантных частей и соединений ВДВ (центрального подчинения). Десантно-штурмовые формирования были представлены отдельными десантно-штурмовыми бригадами (одшбр), отдельными десантно-штурмовыми полками (одшп) и отдельными десантно-штурмовыми батальонами (одшб) .

    Поводом для создания десантно-штурмовых формирований в конце 60-х годов, послужил пересмотр тактических приёмов в борьбе с противником в случае полномасштабной войны. Ставка делалась на концепцию применения массированных десантов в ближнем тылу противника, способных дезорганизовать оборону . Техническую возможность для подобного десантирования предоставлял существенно увеличившийся к этому времени парк транспортных вертолётов в армейской авиации .

    К середине 80-х годов в составе ВС СССР числилось 14 отдельных бригад , два отдельных полка и около 20 отдельных батальонов . Бригады размещались на территории СССР по принципу - одна бригада на один военный округ , имеющий сухопутный выход к Государственной границе СССР, одна бригада во внутреннем Киевском Военном округе (23одшбр в г. Кременчуг , подчиненная Главному командованию юго-западного направления) и две бригады для группы советских войск за рубежом (35одшбр в ГСВГ в г. Котбус и 83одшбр в СГВ в г. Бялогард). 56гв.одшбр в ОКСВА, дислоцированная в г. Гардез Республики Афганистан , относилась к Туркестанскому Военному Округу , в котором была сформирована.

    Отдельные десантно-штурмовые полки подчинялись командирам отдельных армейских корпусов .

    Разница между парашютно-десантными и десантно-штурмовыми формированиями ВДВ заключалась в следующем:

    На середину 80-х годов в составе ВДВ СВ ВС СССР находились следующие бригады и полки :

    • 11одшбр в Забайкальском ВО (Забайкальский край г. Могоча и Амазар),
    • 13одшбр в Дальневосточном ВО (Амурская область г. Магдагачи и Завитинск),
    • 21одшбр в Закавказском ВО (Грузинская ССР , г. Кутаиси),
    • 23одшбр Юго-западного направления (на территории Киевского ВО), (Украинская ССР , г. Кременчуг),
    • 35гв.одшбр в Группе Советских войск в Германии (Германская Демократическая Республика , г. Котбус),
    • 36одшбр в Ленинградском ВО (Ленинградская область , пгт Гарболово),
    • 37одшбр в Прибалтийском ВО (Калининградская область , г. Черняховск),
    • 38гв.одшбр в Белорусском ВО (Белорусская ССР , г. Брест),
    • 39одшбр в Прикарпатском ВО (Украинская ССР , г. Хыров),
    • 40одшбр в Одесском ВО (Украинская ССР, пгт. Большая Корениха (Николаевская область),
    • 56гв.одшбр в Туркестанском ВО (сформирована в г. Чирчик Узбекской ССР и введена в Афганистан),
    • 57одшбр в Среднеазиатском ВО (Казахская ССР , пгт Актогай),
    • 58одшбр в Киевском ВО (Украинская ССР , г. Кременчуг),
    • 83одшбр в Северной Группе Войск , (Польская Народная Республика , г. Бялогард),
    • 1318одшп в Белорусском ВО (Белорусская ССР , г. Полоцк) в подчинении 5-го отдельного армейского корпуса (5оак)
    • 1319одшп в Забайкальском ВО (Читинская область , г. Кяхта) в подчинении 48-го отдельного армейского корпуса (48оак)

    Указанные бригады имели в своём составе управление, по 3 или 4 десантно-штурмовых батальона, один артиллерийский дивизион и подразделения боевого обеспечения и тылового обеспечения. Личный состав развёрнутых бригад достигал 2500 военнослужащих . К примеру штатная численность личного состава 56гв.одшбр на 1 декабря 1986 составляла 2452 военнослужащих (261 офицер , 109 прапорщиков , 416 сержантов , 1666 солдат) .

    Полки отличались от бригад наличием только двух батальонов: одного парашютно-десантного и одного десантно-штурмового (на БМД), а также несколько уменьшенным составом подразделений полкового комплекта

    Участие ВДВ в Афганской Войне

    Также с целью повышения огневой мощи десантных подразделений, в их состав введут дополнительные артиллерийские и танковые подразделения. К примеру 345опдп по образцу мотострелкового полка дополнят артиллерийским гаубичным дивизионом и танковой ротой , в 56одшбр артиллерийский дивизион был развёрнут до 5 огневых батарей (вместо положенных 3 батарей), а 103-й гв.воздушно-десантной дивизии придадут для усиления 62-й отдельный танковый батальон, что являлось несвойственным для организационно-штатной структуры частей ВДВ на территории СССР .

    Подготовка офицерского состава для воздушно-десантных войск

    Офицеров готовили следующие военные учебные заведения по следующим военно-учётным специальностям :

    Кроме выпускников указанных учебных заведений, в ВДВ нередко назначались на должности командиров взводов, выпускников высших общевойсковых училищ (ВОКУ) и военных кафедр , готовивших на командира мотострелкового взвода . Связано это было с тем, что профильное Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище , выпускавшее каждый год в среднем около 300 лейтенантов , не в состоянии было полностью обеспечить потребности ВДВ (на конец 80-х в в них числилось около 60 000 личного состава) в командирах взводов. К примеру, бывший командир 247гв.пдп (

    Воздушно-десантные войска (ВДВ) - род войск Вооруженных Сил, являющийся средством Верховного Главнокомандования и предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения других задач. В мирное время Воздушно-десантные войска выполняют основные задачи по поддержанию боевой и мобилизационной готовности на уровне, обеспечивающем их успешное применение по предназначению.

    3.3 Структура Воздушно-десантных войск

    Структура воздушно-десантных войск включает в себя:

      Центральный орган управления (штаб)

      Соединения

      Подразделения

      Учреждения

    Начиная с предвоенных времен, с 1939 года выделялось много средств для развития воздушно-десантных войск. Уделялось время разработке теорий их применения в бою и совершенствованию технических средств. К началу Великой Отечественной войны десантники уже имели кое-какой боевой опыт. В 1939 году 212–ая воздушно-десантная бригада принимала участие в победе над японцами. В 1940 году, во время советско-финской войны, еще три воздушно-десантных бригады были в действии. Вследствие этих сражений, к 1940-му году были созданы новые штаты, состоящие из парашютной, планерной и посадочно-десантной групп.

    К 1941 году были созданы воздушно-десантные отделения, численность которых составляла более 10 000 человек на каждый корпус.

    14 Сентября 1941 года, согласно приказу комиссара, общее управление ВДВ было превращено в Управление командования ВДВ Красной Армии. Сами же, соединения ВДВ уже не подчинялись фронтовым командующим, а находились в непосредственном подчинении у командующего ВДВ.

    В контрнаступлениях под Москвой было проведено множество военных операций, в которых воздушно-десантные силы сыграли ведущую роль. Среди этих операций следует выделить Вяземскую воздушно-десантную операцию, Манчжурскую стратегическую операцию.

    В 1944 году структура воздушно-десантных войск претерпела изменения. Будучи преобразованной в отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию, ВДВ силы вошли в отделения авиации дальнего действия. Год спустя данная армия была переформирована, и на ее основе было создано новое управление ВДВ, которое подчинялось главному командующему ВВС.

    В 1946 году ВДВ были переданы в состав сухопутных войск СССР. Они непосредственно подчинялись министру обороны СССР.

    В 1956 году несколько воздушно-десантных подразделений приняли участие в военных событиях в Венгрии, а также под Прагой и Братиславой.

    В послевоенное время в совершенствовании ВДВ наибольшее внимание уделялось повышению эффективности огневой мощи и маневренности персонального состава. Было создано очень много моделей авиатехники с помощью которой осуществлялись доставка и высадка десанта. Это были: бронетехника (БМД, БТР-Д), артиллерийские системы (АСУ – 57 и так далее), автомобильной техника (ГАЗ - 66). Были созданы новые системы парашютной доставки для разных видов вооружений. Надо отметить, что в СССР в первый раз в мире появились ВДВ, которые располагали собственной бронетехникой.

    В 1979 году отделения, приспособленные для ведения боя в горно-пустынных местностях, были поспешно расформированы. Это был просчет, так как в Афганистан была направлена бригада, представители которой не имели опыта для ведения боевых действий в данных географических условиях.

    Ближе к середине 80 – х годов состав ВДВ СССР включал в себя 7 воздушно-десантных отделений, плюс три дополнительных отдельных полка.

    Помимо парашютно-десантных частей были и десантно-штурмовые части. Они находились в подчинении у командующих военными округами. Толчком к их созданию было переосмысливание тактики борьбы с врагом в случае крупномасштабной войны. Главный упор делался на осуществление массовых десантов в тыл противника и, как следствие, дезорганизация обороны врага.

    В войне в Афганистане от СССР принимали участие одна воздушно-десантная дивизия, одна десантно-штурмовая дивизии, два десантно–штурмовых батальона и один парашютно-десантный полк. Но, назвать успешными результаты применения сил ВДВ - нельзя. Рельеф горной местности оказался очень сложным. Да и вложение больших средств было не совсем оправданным.

    Наиболее значимым событием в период времени после Второй мировой войны для ВДВ СССР стала высадка десанта в Афганистане в рамках Панджшерской операции в 1982 году. Только лишь в течении первых 3 дней было высажено почти 4 000 человек и территория была быстро взята под контроль.

    После 1982 года, на протяжении 4 лет, были проведены замены всей штатной авиабронетехники на бронетехнику для мотострелковых бригад. Это обосновано, прежде всего, относительной общностью задач для десантников и мотострелковых дивизий. Для увеличения огневой мощи в состав ВДВ были введены добавочные танковые и артиллерийские соединения.

    Тот, кто ни разу в жизни не покидал самолёт,
    откуда города и сёла кажутся игрушечными,
    кто ни разу не испытывал радости и страха
    свободного падения, свист в ушах, струю ветра
    бьющего в грудь, тот никогда не поймёт
    чести и гордости десантника...
    В.Ф. Маргелов

    Воздушно-десантные войска (ВДВ), высокомобильный род войск вооруженных сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и ведения боевых действий в его тылу. ВДВ РФ являются средством ВГК и могут составлять основу мобильных сил. Они подчиняются непосредственно командующему ВДВ и состоят из воздушно-десантных дивизий, бригад, отд. частей и учреждений.

    Создание Воздушно-десантных войск.

    История Воздушно-десантных войск берёт своё начало со 2 августа 1930 года - на учениях ВВС Московского военного округа под Воронежем было выброшено на парашютах подразделение десантников в составе 12 человек. Этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть перспективу преимущества парашютно-десантных частей, их огромные возможности, связанные с быстрым охватом противника по воздуху.

    Реввоенсовет Красной Армии одной из задач на 1931 год определял: "…воздушные десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической стороны Штабом РККА с целью разработки и рассылки соответствующих указаний на места". Обращалось внимание на необходимость глубокой разработки организационной структуры и теории боевого применения воздушно-десантных войск.

    Первым подразделением ВДВ стал сформированный в 1931 году в Ленинградском военном округе авиамотодесантный отряд, насчитывавший 164 человека. Командиром отряда был назначен Е.Д.Лукин. Начало созданию массовых воздушно-десантных войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 года. В нём, в частности, отмечалось, что развитие авиационной техники, а также достигнутые результаты в конструировании и сбрасыванию с самолётов бойцов, грузов и боевых машин требуют организации новых боевых подразделений и соединений РККА. В целях развития воздушно-десантного дела в РККА, подготовки соответствующих кадров и подразделений Реввоенсовет постановил развернуть на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа бригаду, возложив на неё обучение инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку оперативно-тактических нормативов. Одновременно намечалось сформировать к марту 1933 года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах. Начался новый этап в развитии воздушно-десантных войск. А уже в начале 1933 года в этих округах были сформированы авиационные батальоны особого назначения. К лету 1941 года закончилось укомплектование личным составом пяти воздушно-десантных корпусов численностью 10 тыс. человек каждый. Боевой путь ВДВ отмечен многими памятными датами. Так, в вооружённом конфликте на Халхин-Голе приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада (командир - подполковник Н.И.Затевахин). Во время советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) вместе со стрелковыми частями сражались 201, 204 и 214-я воздушно-десантные бригады. Десантники совершали рейды в глубокий тыл противника, нападали на гарнизоны, штабы, узлы связи, нарушали управление войсками, наносили удары по опорным пунктам.

    В ДВ в годы Великой Отечественной войны.

    С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовали в ожесточённых боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой для содействия войскам Западного и Калининградского фронтов в окружении и разгроме вяземско-ржевско-юхновской группировки немцев в начале 1942 года была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4-го ВДК (командир - генерал-майор А.Ф. Левашов, затем - полковник А.Ф. Казанкин). Это наиболее крупная операция ВДВ в годы войны. Всего было выброшено в тыл немцев около 10 тыс. десантников. Части Воздушно-десантного корпуса во взаимодествии с кавалеристами генерала П.А. Белова, прорвавшимися в тыл противника, вели боевые действия до июня 1942 года. Десантники действовали дерзко, смело и исключительно настойчиво. Почти за шесть месяцев воины-десантники прошли по тылам немецко-фашистских войск около 600 км, уничтожили до 15 тыс. солдат и офицеров противника.Боевые заслуги воинов-десантников в ходе Великой Отечественной Войны были оценены весьма высоко. Всем воздушно-десантным соединениям было присвоено звание гвардейских. Тысячи солдат, сержантов и офицеров ВДВ награждены орденами и медалями, а 296 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

    ВДВ в послевоенные годы.

    В этот период Воздушно-десантные войска начали строиться на других организационных и технических принципах, но обязательно с учётом опыта тех, кто в годы войны создал десантную школу победы, славы и профессионализма. В 50-е годы на учениях воздушно-десантных частей особое внимание уделялось новым способам обороны в тылу противника, живучести десанта, взаимодействию с наступающими войсками при форсировании водных преград, действиям десанта в условиях применения ядерного оружия. Военно-транспортная авиация оснащается самолётами Ан-12, Ан-22, которые способны доставлять в тыл противника бронетехнику, автомобили, артиллерию, большие запасы материальных средств. С каждым годом увеличивалось число учений с применением воздушных десантов. В марте 1970 года в Белоруссии проводилось крупное общевойсковое учение "Двина", в котором принимала участие 76-я гвардейская воздушно-десантная Черниговская Краснознамённая дивизия. Всего за 22 минуты было обеспечено десантирование более 7 тыс. Десантников и свыше 150 единиц боевой техники. А с середины 70-х годов Воздушно-десантные войска стали интенсивно "укрываться бронёй".

    Обученность, боеспособность десантников потребовались России и на более высоком уровне - в миротворческой миссии ООН. Сейчас в бывшей Югославии нет батальона российских десантников."Русбат 1" находился в Сербской Краине, на границе Сербии и Хорватии. "Русбат 2" - в Боснии, в районе Сараево. По оценке ООН, "голубые береты" России - пример выучки, дисциплины и надежности.

    За славную и многотрудную историю ВДВ народ и армия любят и уважают э тот мужественный род войск. ВДВ - это войска сурового морального и ../fotos/foto-after_gpw-2.html физического климата, который научил десантника принципу - "служить до упора", "до выполнено", "до победы".История подтверждает, что всему приходит свое время. Десантники и 30-х, и 40-х, и 80-х годов внесли свой вклад в защиту Отчизны, в дело повышения обороноспособности страны. Так будет и дальше

    Обучение десантника .

    Одна из главных задач в организации боевой подготовки ВДВ - научить десантника метко стрелять. Причём из любого положения, на ходу, с короткой остановки, днём и ночью. Стрелять снайперски, экономно расходовать боеприпасы. В настоящем бою десантник чаще ведёт огонь из автомата одиночными выстрелами. Каждый патрон у него на вес золота.

    Нелёгок ратный труд десантника: с полной боевой выкладкой марш-бросок на стрельбище или на полигон и там с ходу - боевая стрельба в составе взвода или роты. А батальонное тактическое учение с десантированием и боевой стрельбой - это трое суток напряжения, когда нельзя расслабиться ни на минуту. В ВДВ всё максимально приближено к боевой обстановке: прыжок с парашютом с самолёта; сбор на площадке приземления - как в бою, особенно ночью; поиск своей боевой машины десанта (БМД) и приведение её в боевое положение - всё как на войне.

    Особое внимание в ВДВ уделяется морально-психологической и физической подготовке личного состава. Каждое утро у десантников начинается с напряжённой физзарядки, регулярно проводятся интенсивные занятия по физической подготовке, и уже через два-три месяца молодой солдат ощущает небывалый прилив сил, приобретает устойчивость к укачиванию, к большим физическим нагрузкам. Непременной составной частью каждого занятия по физической подготовке является рукопашный бой. Учебные схватки проводятся в парах, а также с превосходящим по численности "противником". Бег и марш-броски вырабатывают у человека отличную выносливость. В ВДВ не зря говорят: "Десантник бежит, сколько может, а после этого - ещё сколько надо".


    твенной боязнью прыжка, с недостаточной психологической подготовкой по преодолению страха. Командование ВДВ считает верным принцип: каждый десантник обязан лично сам укладывать свой парашют. Это многократно повышает ответственность, и после двух-трёх учебных укладок воин в состоянии под наблюдением инструктора подготовить парашют к прыжку. Программа занятий по наземной подготовке парашютиста включает тренировку тела, вестибулярного аппарата на устойчивость к укачиванию, воли, воспитание смелости, решительности, мужества. Подготовка к прыжку длится долгие часы, дни, а иногда недели, но сам прыжок - всего лишь краткий миг в жизни десантника.

    Боевые возможности
    воздушно-десантных войск.

    Для выполнения поставленных задач ВДВ оснащаются боевыми машинами, самоходными артиллерийскими, противотанковыми и зенитными средствами, а также средствами управления и связи. Имеющаяся парашютно-десантная техника позволяет выбрасывать десанты и грузы в любых условиях погоды и местности, днем и ночью с различных высот. До распада СССР в боевом составе ВДВ насчитывалось 7 воздушно-десантных дивизий.

    Сегодня воздушно-десантные войска составляют резерв Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России. В их составе четыре воздушно-десантные дивизии , одна воздушно-десантная бригада, учебный центр ВДВ , части боевого обеспечения и Рязанский институт воздушно-десантных войск .

    На базе передовых соединений организуются сборы руководящего состава. В ходе них проводятся показные полковые учения с десантированием, форсированием водной преграды, совершением марша на 150 километров на новых машинах БМД-3 и боевой стрельбой.

    Помимо учебно-боевых задач десантники выполняют ответственные миротворческие задачи. Сегодня полторы тысячи десантников находятся в Боснии и Герцеговине, столько же личного состава и в Абхазии. В Дагестане сформирована маневренная войсковая группа в количестве 500 человек.К слову, эта группа во время боевых действий в Чечне выполняла задачи под Бамутом. Ныне подразделения используются для охраны аэродромов, радиолокационныхстанций противовоздушной обороны и других важных объектов.

    Боевой путь 76-й воздушно-десантной дивизии.

    Днем создания 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии является 1 сентября 1939 года.

    Первым командиром дивизии был полковник Глаголев Василий Васильевич. Базой для развертывания 157-й стрелковой дивизии (ее первичное наименование) послужил 221-й Черноморский стрелковый полк 74-й Таманской стрелковой дивизии, созданный в 1925 году на основе 22-й Железной Краснодарской стрелковой дивизии.

    К началу Великой Отечественной войны дивизия находилась в составе войск Северо-Кавказского военного округа и с началом боевых действий получила задачу подготовить оборонительный рубеж по черноморскому побережью.

    15 сентября 1941 года дивизия направляется на помощь героическим защитникам Одессы. 22 сентября подразделения соединения сменили оборонявшихся и к рассвету заняли исходные позиции для наступления. В ходе этого наступления дивизия выполнила поставленную задачу и овладела совхозом Ильичевка и селением Гильдендорф. Военный совет Одесского оборонительного района высоко оценил боевую деятельность дивизии в ее первом бою за город. За мужество и отвагу командующий оборонительным районом объявил личному составу соединения благодарность. Так состоялось боевое крещение дивизии.

    К 20 ноября 1941 года дивизия вернулась в Новороссийск и приняла участие в Феодосийской десантной операции, которую Закавказский фронт проводил совместно с Черноморским флотом. В результате этой операции был очищен от врага Керченский полуостров и оказана большая поддержка осажденному Севастополю.

    С 25 по 30 июля 1942 года дивизия вела активные боевые действия по уничтожению гитлеровцев, переправившихся на левый берег Дона. За успешные боевые действия и освобождение станицы Красноярская командующий Северо-Кавказским фронтом Маршал Советского Союза С.М. Буденный объявил личному составу благодарность.

    К 4 августа 1942 года соединение отошло на северный берег реки Аксай. С 6 по 10 августа его подразделения вели непрерывные бои, стремясь сбить противника с захваченных им плацдармов и не давая развить наступление. В этих боях отличился пулеметчик рядовой Ермаков. На его боевом счету свыше 300 истребленных гитлеровцев. Именем Афанасия Ивановича Ермакова, скромного и бесстрашного пулеметчика, был открыт в дивизии славный список Героев Советского Союза. Это звание было присвоено Ермакову Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 ноября 1942 года.

    С сентября 1942 года дивизия в составе 64-й армии занимала оборону на рубеже Горная Поляна - Елхи.

    С 10 января 1943 года соединение в составе войск Сталинградского фронта перешло в решительное наступление по уничтожению окруженного противника.

    До 3 июля 1943 года подразделения дивизии находились в составе Брянского фронта в районе города Белев Тульской области.

    12 июля части соединения на подручных средствах начали форсирование Оки. К исходу дня гвардейцы овладели плацдармами и уничтожили более 1500 солдат и офицеров противника, 45 огневых точек, 2 танка, пленили 35 гитлеровцев. В числе других личный состав 76-й дивизии был отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего.

    8 сентября дивизия выступает из района Орла под Чернигов. За трое суток непрерывного наступления она продвинулась на 70 километров и на рассвете 20 сентября подошла к деревне Товстолес, в трех километрах северо-восточнее Чернигова, а затем, овладев городом, продолжила наступление на запад. Приказом Верховного Главнокомандующего от 21 сентября 1943 года № 20 дивизии была объявлена благодарность и присвоено почетное наименование Черниговская.

    В составе 1-го Белорусского фронта 17 июля 1944 года дивизия начала наступление северо-западнее Ковеля. 21 июля авангарды соединения с жестокими боями стали продвигаться на север, к Бресту. 26 июля войска, наступавшие с севера и с юга, соединились в 20 - 25 километрах западнее Бреста. Группировка врага попала в окружение. На следующий день дивизия перешла к активным действиям по уничтожению окруженного противника. За выход на Государственную границу СССР и освобождение города Брест дивизия награждена орденом Красного знамени.

    25 января 1945 года в составе 2-го Белорусского фронта стремительным маршем подразделения дивизии перекрыли выход из города Торунь окруженной 32-тысячной группировки противника. Группировка врага, оборонявшая Торунь - мощный опорный пункт на Висле, - перестала существовать.

    23 марта дивизия штурмом овладевает городом Цоппот, выходит к Балтийскому морю и разворачивается фронтом на юг. К утру 25 марта в составе корпуса дивизия захватывает город Оливу и устремляется на Данциг. 30 марта ликвидация данцигской группировки была завершена.

    Совершив марш из Данцига в Германию, 24 апреля дивизия сосредоточилась в районе Кортенхатен, в 20 километрах южнее Штеттина. На рассвете 26 апреля соединение на широком фронте форсировало канал Рондов и, прорвав оборонительный рубеж противника, к исходу дня очистило от гитлеровцев город Прецлаву.

    2 мая дивизия овладела городом Гюстров, а 3 мая, пройдя еще около 40 километров, очистила от врага города Каров и Бютцов. Передовые отряды вышли к Балтийскому морю и на окраине города Висмар встретились с частями воздушно-десантной дивизии экспедиционной армии союзников. На этом 76-я дивизия закончила боевые действия против немецко-фашистских войск и приступила к несению патрульной службы на побережье.

    За годы войны высокое звание Героя Советского Союза в дивизии получили 50 бойцов, а свыше 12 тысяч награждены орденами и медалями.

    Сразу после войны 76-я дивизия передислоцируется из Германии на территорию Советского Союза, в тот же период преобразовывается в воздушно-десантную.

    Весной 1947 года дивизия была передислоцирована в город Псков. Так начался новый этап в истории соединения.

    Год от года поднималось мастерство парашютистов-десантников. Если раньше главной задачей становилось обучение парашютным прыжкам, а действия на поле боя отрабатывались без десантирования, то с 1948 года начинаются ротные тактические учения с практическим десантированием. Летом того же года проводится первое показное батальонное тактическое учение с десантированием. Им руководил командир дивизии, в последующем легендарный командующий ВДВ генерал В.Ф. Маргелов.

    Личный состав дивизии принимал участие в учениях "Днепр". Гвардейцы продемонстрировали высокую ратную выучку, заслужив благодарность командования.

    С каждым последующим годом дивизия наращивала свое боевое мастерство. В марте 1970 года личный состав дивизии принял участие в крупном общевойсковом учении "Двина". Действия десантников были высоко оценены командованием.

    Высокое мастерство показали гвардейцы-десантники соединения и на учениях "Осень-88".

    В период с 1988 по 1992 год десантникам дивизии пришлось "тушить" межнациональные конфликты в Армении и Азербайджане, Грузии, Киргизии, Прибалтике, Приднестровье, Северной и Южной Осетии.

    В 1991 году 104-й и 234-й гвардейские парашютно-десантные полки были награждены Вымпелом МО СССР "За мужество и воинскую доблесть". Ранее Вымпелом МО СССР была награждена дивизия в целом и ее артиллерийский полк.

    Черной страницей вписаны в историю дивизии события в Чечне в 1994-1995 годах. 120 солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров погибли, до конца выполнив свой воинский долг. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по наведению конституционного порядка на территории Чечни, многие гвардейцы-десантники награждены орденами и медалями, а десять офицеров удостоены высокого звания Героя Российской Федерации. Двоим из них - командиру разведывательной роты гвардии капитану Юрию Никитичу и командиру батальона гвардии подполковнику Сергею Пятницких это высокое звание присвоено посмертно.

    17 ноября 1998 года один из старейших полков дивизии и в Вооруженных Силах РФ - 1140-й дважды Краснознаменный артиллерийский полк отметил свое 80-летие. Сформированный на базе 22-го артиллерийского дивизиона 22-й Железной Краснодарской стрелковой дивизии, ведущей свою историю с 1918 года, артиллерийский полк прошел славный боевой путь, в его рядах воспитанно 7 Героев Советского Союза. Свой юбилей воины-артиллеристы встретили высокими показателями в боевой учебе, полк был признан лучшим в Воздушно-десантных войсках.

    С 18 августа 1999 года личный состав соединения принимал участие в ликвидации незаконных вооруженных бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в составе полковой тактической группировки. За этот период времени воинам-десантникам соединения пришлось принять участие во многих боевых операциях, в том числе по освобождению населенных пунктов Карамахи, Гудермес, Аргун, по блокированию Веденского ущелья. В большинстве операций личный состав получил высокую оценку Объединенного командования группировки войск на Северном Кавказе, проявляя при этом мужество и героизм.

    Память о них навсегда останется в наших сердцах.

    История прославленного соединения продолжается. Ее вершат молодые гвардейцы, преемники боевой славы фронтовиков. Ее дополняют своими ратными делами солдаты, сержанты и офицеры, которые сегодня несут свою почетную службу под боевым орденоносным Знаменем дивизии.

    В настоящее время в дивизии проходят службу военнослужащие по контракту (контрактники).

    Современные ВДВ

    Коренные изменения военно-политической обстановки в мире, происшедшие в последние годы,повлекли за собой принципиальный пересмотр и уточнение взглядов на обеспечение военной безопасности государства, формы, способы и средства её достижения. Реально оценивая положение России, размеры её территории, протяжённостьграниц, нынеш-
    нее состояние Вооружённых Сил, следует исходить из необходимости иметь развёрнутые группировки войск, которые гарантированно обеспечивали бы безопасность России на всех стратегических направлениях.

    В связи с этим резко возрастает значение мобильных сил, способных в угрожаемый период в кротчайшие сроки перемещаться по воздуху на любое стратегическое направление в границах Российской Федерации, обеспечить прикрытие участков государственной границы и содействовать своевременному развёртованию
    и созданию группировки Сухопутных войск, выполнять задачи по пресечению вооруженных конфликтов и стабилизации обстановки в удалённых регионах России. ВДВ обладают высокой степенью стратегической и оперативно-тактической мобильности. Их соединения и части полностью аэротранспортабельны, автономны в бою, они могут использоваться на любой местности, десантироваться парашютным способом в районы, недоступные для действий сухопутных войск. Верховное Главное Командование и Генеральный штаб, используя ВДВ, могут своевременно и гибко реагировать на любом операционном или стратегическом направлении.

    В настоящее время основными задачами Воздушно-
    десантных войск являются:
    В мирное время - проведение самостоятельно миро-
    творческих операций или участие в многосторонних
    акциях по поддержанию (установлению) мира по ре-
    шению ООН, СНГ в соответствии с международными
    обязательствами Российской Федерации.
    В угрожаемый период - усиление войск прикрытия
    государственной границы, участие в обеспечении
    оперативного развёртывания группировок войск на
    угрожаемых направлениях, выброска парашютных
    десантов в трудодоступные районы; усиление охраны
    и обороны важных государственных объектов; борьба
    со специальными войсками противника; содействие
    другим войскам и органам безопасности в борьбе с
    терроризмом и в иных действиях в целях обеспечения
    национальной безопасности Росийской Федерации.

    В ходе военных действий - высадка различных по
    составу и предназначению воздушных десантов и
    ведение боевых действий в тылу противника по за-
    хвату и удержанию, выводу из строя или уничтоже-
    нию важных объектов, участие в разгроме либо бло-
    кировании группировок противника прорвавшихся в
    оперативную глубину наших войск, а также в блоки-
    ровании и уничтожении высадившихся воздушных
    десантов.

    Воздушно-десантные войска представляют собой ту основу, на базе которой можно развернуть в будущем универсальные мобильные силы. Верховный Главнокомандующий в ряде документов и поручений потребовал от Правительства и Министерства обороны при разработке планов военной реформы предусмотреть развитие ВДВ. В частности, обеспечить их укомплектованность личным составом, вооружением и техникой, готовность к немедленным действиям, не допустить утраты ведущих позиций России в разработке вооружения и военной техники для ВДВ. Верховный Главнокомандующий подтвердил, что ВДВ является его резервом, основой сил по проведению миротворческих операций.
    Командованием и штабом Воздушно-десантных войск разработан замысел их дальнейшего строительства предусматривающий развитие ВДВ как самостоятельного рода войск ВС РФ, способного в короткие сроки привести свои части и подразделения в боевую готовность для выполнения задач по прямому предназначению. Главная задача реформирования ВДВ состоит в оптимизации организационно-штатной структуры в соответствии с установленной численностью. Основные усилия направляются: во-первых, на современную подготовку будующих командиров парашютно-десантных подразделений, кузницей которых является единственный в мире Рязанский институт ВДВ. Во вторых: на повышение боевых возможностей соединений, частей и подразделений, их аэромобильности, способности вести самостоятельные боевые действия, как в качестве воздушных десантов, так и в составе группировок Сухопутных войск и контингентов миротворческих сил. Приорететное внимание будет уделяться парашютнодесантным полкам и батальонам, системам управления, связи и разведке, а так же оснащению войск боевыми машинами нового поколения. В дальнейшем реформировать ВДВ предусматривается по двум направлениям: уменьшить количество соединений, предназначенных для десантирования парашютным способом; создать на базе некоторых воздушно-десантных соединений и частей аэромобильные десантно-штурмовые соединения и части для действия на вертолётах, а так же силы специальных операций.

    Главнокомандующий вооружёнными силами - президент России. В состав Вооружённых Сил РФ входят сухопутные войска, военно- воздушные силы, военно-морской флот, а также такие отдельные рода войск как космические и воздушно - десантные войска и РВСН.

    Военные реформы СССР и России

    различного рода войск России и эволюции законодательства о вооруженных силах РФ, а также анализ различных точек зрения на...
    ВДВвысокомобильный род войск, на 95% состоящий из частей постоянной готовности. Воздушно - десантные войска или их отдельные...